Виды воображения
Воображение может протекать в произвольной и непроизвольной форме.
Непроизвольное воображение протекает в тех случаях, когда создание образов не предполагалось какой-то задачей, не ставилась для этого цель. В этом случае образы возникают под влиянием текущих потребностей человека, чувств, эмоций, состояний.
Типичным проявлением непроизвольного воображения являются сновидения, возникающие при неглубоком сне. В этом случае не все клетки коры головного мозга охвачены торможением, и под воздействием внешних и внутренних раздражений возбужденные клетки коры связываются между собой в виде новых сочетаний.
К непроизвольному воображению можно отнести и грезы человека. Грезить – значит фантазировать и приятном и заведомо несбыточном. Грезы обычно возникают при умиротворенном и благодушном состоянии человека, хотя они могут быть вызваны и плохим настроением.
В произвольном воображении выделяется воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение – создание образов на основе имеющихся словесных описаний, схем, чертежей, нотных знаков, отдельных частей материальных предметов. Воссоздающее воображение – формирование образов того, что у же существует, известно другим людям, создано ими, но не имело места в личном опыте конкретного человека. Наиболее ярко воссоздающее воображение проявляется при осмотре места преступления следователями. По оставленным следам преступника следователь должен воссоздать произошедшее здесь ранее событие. При чтении книги мы как бы присутствуем в тех местах, которые описаны.
Воссоздающее воображение лежит в основе многих видов деятельности (учителя, тренера, художника, следователя и др.). Достаточно ярко воссоздающее воображение проявляется в учении. Каждый раз, когда педагог старается создать у учащихся представление о предмете, явлении, которые не могут быть восприняты ими непосредственно, он сам (педагог) описывает их и тем самым организует и направляет воссоздающее воображение учащихся. Чем глубже, точнее и ярче раскрывает предметы и явления педагог, тем активнее работает воссоздающее воображение учащихся. В процессе воссоздающегося воображения формируются знания, умения и навыки.
Творческое воображение – это создание оригинальных образов предметов, явлений, условий их существования, которых еще нет в действительности, но которые могут существовать. Без творческого воображения невозможна творческая деятельность педагога, тренера, ученого. Практически во всех видах человеческой деятельности (строительстве, спорте, живописи, литературы и т. п.) проявляется творческое воображение, способствующее созданию неизвестных до этого образов, предметов, явлений.
Непременным явлением, сопровождающим творческое воображение, является вдохновение, понимаемое как особое состояние психики. Для вдохновения характерен общий подъем духовных сил человека и исключительная продуктивность. В моменты вдохновения обостряется мышление, память, у человека рождаются новые идеи, замыслы.
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов (комбинирование, агглютинация, преуменьшение, типизация).
Комбинирование представляет собой преобразование элементов в новое сочетание. Это творческий синтез, в результате которого рождается новый образ, имеющий свою особую структуру и содержание.
Агглютинация – прием, заключающийся в соединении частей, присущих двум разным объектам. Таким путем был создан, например, образ сфинкса, русалки, кентавра и им подобные.
Акцентирование – прием, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план и усиленно подчеркивается (акцентируется). Этот прием лежит в создании карикатур, дружеских шаржей.
Типизация – прием создания литературного, скульптурного и живописного образа.
Особым видом воображения является мечта. Это образ желаемого будущего. В мечтах человек предвосхищает результаты своей работы. В них выражаются желаемые изменения в дальнейшей своей жизни. Представление желаемого выступает побудительной силой, активизирующей деятельность человека, приближающей его к своей мечте.
Понятие о воображении и его физиологический механизм. Виды воображения и способы создания новых об-разов. Особенности развития воображения
Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что никогда не имело место в индивидуальном опыте человека (картины далекого прошлого или будущего, места, в которых он никогда не бывал и т.д.). Образы позволяют человеку выйти за преде-лы реального мира во времени и пространстве и являются основной характеристикой воображе-ния.
Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, однако в отличие от мыш-ления, основным содержанием которого являются понятия, воображение протекает в конкретной форме, в виде ярких представлений. Основное от-личие образов воображения от образов памяти за-ключается в том, что образы памяти — это сохра-нение прошлого опыта, а образы воображения преобразуют ранее воспринятое и сохраненное в памяти.
Источником создания образов воображения слу-жат сама окружающая действительность, а также знания и впечатления. Чем богаче опыт человека, тем больше возможностей для создания новых образов.
Физиологическая основа воображения — меха-низм диссоциаций, заключающийся в актуализа-ции нервных связей, их распаде, перегруппировке и создании на этой основе новых временных свя-зей.
2. По степени активности и участия воли разли-чают воображение:
■ пассивное, в котором происходит нереаль-ное, мнимое удовлетворение какой-либо потреб-ности или желания. Обра зы пассивного вообра-жения направлены на усиление и сохра нение по-ложительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В свою очередь пассивное воображение подразделя-ется на непреднамеренное — возникновение обра-зов (галлюцинаций) при расстройствах со знания, в состояниях алкогольного и наркотического опь-янения и преднамеренное — создание образов, нереализуемых в дей ствительность (грезы). Такое воображение выступает как сур рогат или замена деятельности.
Способы создания новых образов:
■ агглютинация (склеивание) — комбинация, склеивание отдельных элементов или частей не-скольких предметов в еди ный образ (русалка, кентавр, избушка на курих ножках, трол лейбус, аккордной и др.).
■ акцентирование — в создаваемом образе ка-кая-либо часть, деталь особо подчеркивается, кон-тур изменяется по величине и делает объект не-пропорциональным (например, карикату ры, дру-жеские шаржи) «болтун — большой язык и т.
■ схематизация — слияние представлений об объекте, в ходе которого различия сглаживаются, а черты сходства выступа ют на первый план (на-циональный орнамент).
— типизация — процесс соединения в одно целое наиболее характерных признаков объектов опре-деленного класса.
3. Уровень развития представлений различной модальности может быть неодинаков у одного и того же человека. Например, при ярких и отчет-ливых зрительных представлениях школьник не может представить себе звучание музыкальных инструментов, плохо различает людей по голосам. Поэтому на уроке, особенно при формировании новых представлений и понятий, необходимо дублировать информацию путем использования различных каналов ее поступления. В процессе развития содержание воображения обогащается новыми, более точными, яркими и отчетливыми представлениями. Воображение может существо-вать в самых различных формах. Однако следует учитывать, что формы активного воображения за-кономерно сменяют друг друга в процессе разви-тия ребенка (Л.С. Выготский). Так, если свобод-ная фантазия (воображение на вольную тему) почти недоступна дошкольнику (особенно, если ее надо облечь в форму связного рассказа), то в младшем школьном возрасте она достигает своего наивысшего расцвета. Затем она постепенно вы-тесняется различными формами логического мышления, и новый скачок в развитии воображе-ния наступает в конце подросткового — начале юношеского возраста, когда на первый план вы-ступают более или менее реалистические мечта-ния и различные виды творчества, реализующие потребность школьников в самовыражении.
‹ Понятие о воле и ее функции Физиологический механизм воли. Структура волевого акта Вверх Понятие о восприятии и его физиологический механизм ›
Проект MUSE — Декарт и современное воображение
Большинство людей «настолько привыкли думать обо всем, воображая, что является особым способом мышления для материальных вещей, что все, что невообразимо, кажется им непонятным» 1 (6 :37). Таким образом, Декарт подразумевает, что воображение является наиболее распространенным способом мышления, и мы можем заключить, что воображение, следовательно, является плохим способом мышления, разновидностью умственной незрелости. Даже его вежливое опровержение в начале Рассуждение о его собственных умственных способностях, кажется, связывает воображение с обычными людьми: «Я часто желал иметь быструю мысль, или ясное и отчетливое воображение, или обширную или быструю память некоторых людей» (6:2). ). Показывая важность воображения в ранних работах Декарта, ученый, много изучавший этот вопрос, приходит к выводу, что ко времени « Рассуждений» и Размышлений воображение находилось в «затмении». 2 Мы легко можем заключить, что Декарт был противником воображения или что он оттеснил его на обочину своей философии. Однако Декарт, на мой взгляд, является решительным сторонником воображения в современной европейской мысли, тем, кто рекомендует активное использование воображения, видит в нем качество Бога и демонстрирует его необходимость для практического действия, действия, касающегося и видоизменяющего реальное. мир. Хотя Декарт, вероятно, не несет полной ответственности за современную тенденцию ценить воображение и считать его важным критерием интеллекта, он, безусловно, написал в поворотный момент в истории воображения и сформулировал эффективные и запоминающиеся рекомендации о месте этого образа мышления. внутри структуры разума. Амели Рорти лучше всего подытожила этот шаг, написав, что «от Декарта до Руссо мышление менялось. Его домен был переопределен; его деятельность была пересмотрена; и его различные полномочия были перераспределены». 3 Возвышение воображения, хотя и не часто замечаемое, является главным следствием этого сдвига. [End Page 302]
Стоит подчеркнуть декартовское определение воображения: «особый способ мышления о материальных вещах». Большинство людей, пишет Декарт, не возвышают свой ум «за пределы вещей чувств» (6:37) и потому мыслят исключительно с помощью воображения. Конечно, это лишь частичное описание воображения — и очень традиционное — которое принимает Декарт, но важно признать его последовательность в том, что он говорит нам, что мы0005 воображаем , строго говоря, только тогда, когда мы думаем о материальных вещах, вещах, которые мы воспринимаем, как будто воспринимаем или могли бы воспринимать нашими органами чувств. Тот факт, что нам трудно избежать более широкого, более современного употребления глагола «воображать» — означающего размышлять или обдумывать альтернативные возможности, — может быть результатом собственного успеха Декарта в реабилитации воображения. Во втором размышлении он пишет, что «воображение есть не что иное, как созерцание фигуры или образа телесной вещи» (9).:22). Это утверждение следует традиционному взгляду на акт воображения, посредством которого разум регистрирует и комбинирует чувственные данные, полученные от органов чувств через «здравый смысл», хотя эти чувственные впечатления, как мы знаем, кажутся Декарту недостоверными. Другой способ описания воображения Декартом состоит в том, что он говорит, что это один из способов постижения (идеи) вещи — это façon de convevoir (9:22). Каждый раз, когда мы сосредотачиваемся на чем-то, что хотим узнать, — другими словами, каждый раз, когда мы думаем из что-то — мы «воображаем» эту вещь в нашем уме, а вообразить что-то — значит просто представить это с помощью тех идей, которые мы приписываем нашим чувствам: пространственные и временные качества, всевозможные физические качества, внешний вид. . Представление и воображение не являются антагонистическими средствами познания, но отличаются своей общностью. Воображение есть только название одного вида представления. Некоторые вещи можно вообразить, а также, альтернативно, можно мыслить (постичь), не будучи воображенными: например, треугольник, который можно просто мыслить в терминах его определения как фигуры, содержащей три угла, или можно представить как физическую вещь. .
Очень трудно тщательно соблюдать границы между употреблением Декартом и нашим собственным…
Объясните идеи Кольриджа о «фантазии» и «воображении»
В его поэзии и литературной критике Сэмюэл Тейлор Кольридж разработал понятия «фантазия» и «воображение». Различают два разных типа творческих процессов.
Воображение: Кольридж определил фантазию как низшую форму воображения. который основан на случайной комбинации чувственных впечатлений, воспоминаний и ассоциации. Fancy — это способ создания новых образов путем комбинирования и рекомбинация существующих. Это механический процесс, в котором нет более глубокое понимание или понимание.
Воображение: Кольридж определил воображение как высшую форму творчества, которое предполагает более глубокое понимание и озарение. Это способность создавать новые образы, идеи и концепции на основе понимания основных принципов мира природы и человеческого разума. Это активный творческий процесс, предполагающий синтез новых идей, а не простое сочетание существующих.
Объясните идеи Кольриджа о «фантазии» и «воображении»Кольридж считал, что фантазия является пассивным и механическим процесс, в то время как воображение является активным и творческим процессом. Он также верил что воображение является более мощной и ценной формой творчества, чем фантазия, поскольку это ведет к более глубокому пониманию и пониманию мира.
В своей работе Кольридж часто различал причудливые и воображение, и он восхвалял воображение как высшую форму творческой силы. Он считал воображение ответственным за генерацию новых идей, понятий и образы, и он считал, что воображение необходимо для процесса создание великой поэзии и других форм искусства.
В целом, идеи Кольриджа о фантазии и воображении дают основу для понимания различных способов, которыми разум создает новые образы, идеи и концепции, и это оказало влияние на литературную критику и теории литературы.
Что такое фантазия и воображение в «Biographia Literaria»В своей работе «Biographia Literaria» Сэмюэл Тейлор Кольридж разработал понятия «причудливые» и «воображение», чтобы различать два разных типа творческого процессы.
Воображение: В «Biographia Literaria» Кольридж определяет воображение как низшая форма воображения, основанная на случайном сочетании сенсорные впечатления, воспоминания и ассоциации. Он рассматривает фантазию как способ создание новых изображений путем комбинирования и рекомбинации существующих, это механический процесс, не требующий более глубокого понимания или озарения.
Воображение: В «Biographia Literaria» Кольридж определяет воображение как высшую форму творчества, понимание и проницательность. Он рассматривает воображение как способность создавать новые образы, идеи и концепции, основанные на понимании лежащих в их основе принципы мира природы и человеческого разума. Он рассматривает воображение как активный творческий процесс, предполагающий синтез новых идей, а не чем простое сочетание существующих.
Кольридж считал, что воображение — это пассивное и механическое процесс, в то время как воображение является активным и творческим процессом. Он также верил что воображение является более мощной и ценной формой творчества, чем фантазия, поскольку это ведет к более глубокому пониманию и пониманию мира. Он считал воображению быть жизненным принципом поэзии, и что это сила, которая организует и дает жизнь воображению.
В «Biographia Literaria» Кольридж часто различие между фантазией и воображением,
Назовите два типа воображения согласно КольриджуСогласно Сэмюэлю Тейлору Кольриджу в его работе «Biographia Literaria» выделяют два типа воображения: первичное и вторичное воображение.
Первичное воображение: Кольридж определяет первичное воображение как врожденная активная способность ума организовывать и оживлять сенсорные впечатления, воспоминания и ассоциации. Это сила, которая создает новые образов, идей и понятий, и это жизненный принцип поэзии и искусства. Первичное воображение — это сила, которая организует и дает жизнь воображение, это творческая сила.
Вторичное воображение: Кольридж определяет вторичное воображение как способность размышлять, понимать и манипулировать творения первичного воображения. Это сила ума для анализа и понимать творения первичного воображения. вторичный воображение есть критическая сила, это сила, которая судит и размышляет на творениях первичного воображения.
Объясните идеи Кольриджа о «фантазии» и «воображении»Кольридж считал, что первичное воображение является жизненно важным принцип поэзии и искусства, и что вторичное воображение необходимо для понимать и ценить творения первичного воображения. Он верил что два типа воображения работают вместе, чтобы создать великую поэзию и другие виды искусства.
В целом идеи Кольриджа о первичном и вторичном воображении обеспечить основу для понимания различных способов, которыми разум создает новые образы, идеи и концепции и то, как он их отражает.
Идеи Кольриджа о «Fancy»В своей литературной критике Сэмюэл Тейлор Кольридж различать «фантазию» и «воображение». Он считал, что «фантазия» — это более поверхностная форма воображения, который занимается перестановкой и комбинацией уже существующих идей, тогда как «воображение» было более глубокой и творческой способностью, воплощает в жизнь новые идеи.
Кольридж определил фантазию как «силу объединения, воспроизведение или представление идеальных форм с помощью памяти и ассоциация». Он считал, что фантазия была низшей формой воображения, и что он был ответственен за создание «механического» или «искусственная» красота в отличие от «органической» красоты создано воображением.