Отклоняющееся поведение личности: Решутест. Продвинутый тренажёр тестов

Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»

30.04.2011

Какое же поведение можно считать «нормальным», а какое «отклоняющимся»? Как считают многие психиатры, «границы «нормального» поведения столь же относительны, как и границы здоровья или границы «нормального» характера» (В.Т. Кондратенко, С.А. Игумнов). П.В. Ганнушкин отмечал, что в социальной жизни участвует большое количество людей, «находящихся на границе между психической болезнью и психическим здоровьем». В силу размытости границ оценивать различные поступки, правонарушения необходимо с позиций комплексного биопсихосоциального подхода.

Под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, характерное для большинства людей. Анормальное поведение можно разделить на нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное (Е.В. Змановская). «Нормальным» считается все, что соответствует норме-эталону. Способы получения нормы называют критериями. Одним из самых распространенных является статистический критерий (метод), который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения математической статистики, нормально все, что встречается часто, т.е. не реже чем в 50 процентах случаев.

Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни.

Наряду со статистическим критерием в гуманитарных науках также используются специальные критерии оценки нормальности/аномальности поведения личности: психопатологический (используется в медицине), социально-нормативный (используется в общественной жизни) и индивидуально-психологический (отражает индивидуальность каждой личности). Ведущим показателем нормальности поведения, с точки зрения социально-нормативного критерия, является уровень социальной адаптации личности. Нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей социальной среды.

Дезадаптация — это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Выделяют социальные (конфликты с законом) и индивидуальные проявления дезадаптации (негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям, неудовлетворенность собой, завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности).

В связи с этим основополагающими качествами личности можно назвать ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение.

Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси социализация — дезадаптация — изоляция поведение нередко заменяется синонимом -девиантное поведение. Сложность определения изучаемого понятия обусловлена, прежде всего, его междисциплинарным характером.

По определению В.Д. Менделевича, психология девиантного поведения — это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции, терапии и профилактики.

Отклоняющееся поведение по мнению американского психолога А. Коэна, — это:

«…такое поведение, которое идёт вразрез с институционализированными ожиданиями, т.е. с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальнои системы».

Рассмотрим отклоняющееся поведение, прежде всего, как проявление индивидуальной активности и отметим его особенности.

  1. Отклоняющиеся поведение личности это поведение которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (законам, правилам, традициям и социальным установкам). Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы, изменяются, что придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер.
    Следовательно девиантное поведение — это нарушение не любых, а наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.
  2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения, социальных санкций, в том числе уголовного наказания; с другой стороны, она может приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности — навешивание на нее ярлыка. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение).
  3.  Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям, существенно снижая качество жизни. Это причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. Угрозу для жизни несёт, например, суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков.
  4. Рассматриваемое поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Данное правило имеет исключения. Например, даже однократная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.
  5. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни).
  6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. При определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание — алкоголизм, наркоманию.
    Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье — предболезнь — болезнь».
  7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезааптации. Данное поведение вызывает или усиливает данное состояние, хотя оно, в свою очередь, может являться вызывающей причиной отклоняющегося поведения личности.
  8. В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастное половое своеобразие. Следовательно, отклоняющееся (девиантное) поведение — это устойчивое поведение личности отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Изменения в обществе приводят к изменению норм, а также видов поведенческих девиаций. Но сами нормы и отклонения от них являются неотемлемой частью любой социальной системы.

Следовательно, на социальном уровне отклоняющеесе поведение — это только одна из возможных форм взаимоотношения между обществом и личностью, на личностном уровне — это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни.

И, наконец, следует уяснить, что девиации могут быть нормальными и полезными для общества, поскольку стимулируют прогрессивные изменения в нем, ломая устаревшие нормы.

Ключевые слова: Девиантность

Источник: Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010

Материалы по теме

Возрастные варианты девиантного поведения

Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010

Фанатизм

Менделевич В. Д., Наркозависимость

Семья как среда для развития детей «группы риска»

Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-. ..

Психологические особенности подростковых девиаций

Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010

Социология девиантного поведения

Ритерман Т.П., Социология

Классификация видов отклоняющегося поведения у несовершеннолетних

Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-…

Социологический подход к девиантному поведению

Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010

Определение понятия девиантного поведения

Змановская Е.В., Девиантное поведение личности и группы

Змановская В.. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)

   Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Патологическое поведение отклоняется от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вмешательства и изучается психиатрией как, например, девиантное поведение психически больных. Патологическое поведение подразумевает, что под воздействием болезненного состояния способность личности осознавать и контролировать свои действия существенно снижается.
   В то же время при определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание — алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье — предболезнь — болезнь».
   Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности.
   В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Отклоняющееся поведение прежде всего отражает внешнее бытие личности в социуме. Оно может быть чрезвычайно разнообразным «изнутри». Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте.
   Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Например, форма девиации и степень ее выраженности являются наиболее очевидными характеристиками отклоняющегося поведения личности. Они могут варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности.
   Другая важная индивидуальная особенность касается того, как человек переживает отклоняющееся поведение — как нежелательное чуждое для себя, как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное. Отношение личности к отклоняющемуся поведению (личностная позиция) во многом определяет его судьбу.
   Возрастные и половые различия девиантного поведения не являются предметом нашего изучения, хотя и учитываются при рассмотрении основных тем. Следует заметить, что термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле — после 9 лет. Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка просто отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. Только к 9- 10 годам можно говорить о наличии у ребенка способности самостоятельно следовать социальным нормам. Если же поведение ребенка младше 5 лет существенно отклоняется от возрастной нормы, то его целесообразно рассматривать как одно из проявлений незрелости, невротических реакций или нарушений психического развития.
   Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
   Данное определение носит скорее дескриптивный (описательный) характер и прежде всего ориентировано на практическую работу с людьми, имеющими отклоняющееся поведение. (Концептуально-объяснительные модели данного явления будут рассмотрены в последующих разделах пособия.) Это определение может помочь в реализации таких профессиональных целей, как диагностика отклоняющегося поведения в конкретном случае, планирование профессионального воздействия, оценка динамики поведения личности и эффективности работы с ней. Кроме того, оно позволяет дифференцировать девиантное поведение от других поведенческих феноменов.
   Рассматривая девиантное поведение, мы вынуждены употреблять слова, вызывающие явно негативные ассоциации: девиант, аддикт, асоциальное и антисоциальное поведение и т. п. Вместе с тем в работе с конкретной личностью мы должны сознательно избегать использования терминов с уничижительным оттенком, а также навешивания ярлыков. Следует помнить, что, во-первых, поведенческие проблемы чрезвычайно широко распространены. Во-вторых, границы отклоняющегося поведения зачастую довольно трудно определить. Изменения в обществе приводят к изменению норм, а следовательно, и видов поведенческих девиаций. Но сами нормы и отклонения от них являются неотъемлемой частью любой социальной системы. Следовательно, на социальном уровне отклоняющееся поведение — это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. «Искоренение» отклоняющегося поведения как социального явления вряд ли возможно. Более того, при специальном рассмотрении можно доказать, что девиации нормальны и полезны для общества, поскольку стимулируют прогрессивные изменения в нем.
   На индивидуальном же уровне девиантное поведение выглядит более проблематичным, так как оказывается связанным с такими негативными феноменами, как реальный ущерб для жизни самой личности или окружающих людей, конфликт девиантной личности с социальным окружением, ее социальная дезадаптация.
   Следовательно, на личностном уровне отклоняющееся поведение — это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. Как известно, большинство людей при желании вполне могут изменить свою позицию по отношению к обществу.
   Контрольные вопросы и задания
   Раскройте содержание термина «поведение» и перечислите основные характеристики поведения человека.
   Каковы критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»?
   Раскройте значение понятия «дезадаптация личности».
   В чем сходство и различие понятий «отклоняющееся поведение» и «патологическое поведение»?
   Что такое отклоняющееся поведение? Каковы его признаки?
   Что из перечисленного далее, на ваш взгляд, является отклоняющимся поведением: курение табака, убийство, супружеская измена, употребление героина, суицидальная попытка, ложь, физическое наказание ребенка, гомосексуальные отношения, чрезмерное увлечение мексиканскими сериалами, игра в карты на деньги, прогул школьного урока без уважительной причины, вооруженный грабеж, хакерство, уход в секту, изнуряющее голодание с целью коррекции фигуры, грубость.
   Раскройте содержание родственных понятий: «девиация», «отклоняющееся поведение», «социальное отклонение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «аутодеструктивное поведение», «дезадаптация», «десоциализация».
 
   Рекомендуемая литература
   1. Бихевиоризм: Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии; Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. — М., 1988.
   2. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988. — (Основные направления психологии в классических трудах).
   3. Гилжский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. — СПб., 1993.
   4. Годфруа Ж. Что такое психология. — М., 1992.
   5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учеб. для вузов. — М., 2001.
   6. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
   7. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально- психологические и психиатрические аспекты. — Минск, 1988.
   8. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (деструктивное поведение в современном мире). — Новосибирск, 1990.
   9. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. — М., 1982.
   10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1991.
   11. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1989.
   12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.
   13. Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1990.
   14. Энциклопедический словарь медицинских терминов/Под ред. Б.В.Петровского. — М., 1983.
 

 

Понятие «социальная норма»


   Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение — это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения.
   Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия.
   История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гарантией существования общества и жизни вообще. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры — от научных до криминальных.
   В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» — правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений [7, с. 29].
   Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей, а также социальных групп и организаций. В отличие от естественно-научной социальная норма может соответствовать и не соответствовать объективным законам развития. В последнем случае аномальна сама норма (как, например, законы тоталитарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными, стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.
   При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.
   Особую трудность представляет такое свойство социальной нормы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах. Другой яркий пример — радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран. Установки на сексуальное поведение также изменяются подчас на противоположные. Например, в истории европейских государств мы можем проследить следующие метаморфозы: от полигамии и оргазстической культуры Древнего мира — через жесткие запреты Нового времени — к сексуальной революции последних десятилетий, вплоть до полной свободы в интимных отношениях и узаконивания гомосексуальных браков.
   Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают в индивидуальном сознании негативные чувства — от простого непонимания до открытого протеста. Конфликт между интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных развитых государствах отмечается тенденция усиления лояльности общества к проявлениям индивидуальности.
   В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют. Нормы в психологии
   Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, в виде традиций) или целенаправленно (например, в форме законов, официальных предписаний или запретов). Существует еще один путь — научного определения нормы.
   В психологии для научного определения понятия «норма» используются различные способы. Наиболее простой и распространенный — негативный подход. В соответствии с ним нормальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют аномалии. По справедливому замечанию Б. С. Братуся, «тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая» [3,с. 10].
   Позитивный подход, напротив, нацелен на выявление образца с желательными качествами. Для получения эталона (условной группы людей без аномалий) чаще всего применяют методы математической статистики. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не менее чем половине) людей в популяции. При этом «усреднение» людей порождает немало казусов и проблем. Обыгрывая эту проблему, Ч.Ломброзо (не без доли черного юмора) описывал «нормального человека» как индивида, «обладающего хорошим аппетитом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпеливое, уважающее всякую власть домашнее животное» [3, с. 8].
   Другая, критериальная, норма основана на социально-нормативном критерии. Она существует преимущественно в форме требований (задач) различной степени трудности. Например, «хорошим» гражданином может считаться человек, соблюдающий нормы закона, а «нормальным» работником является тот, кто хорошо справляется с профессионально-квалификационными требованиями. Другой вариант критериально-ориентированных норм — это школьная программа. В соответствии с образовательными стандартами (требованиями к знаниям и умениям) все учащиеся условно делятся на «справляющихся» с ней и «несправляющихся», т.е. неуспевающих.
   Наконец, норма может быть идеальной — в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие. Вбирая в себя лучшие черты «замечательных» людей, идеальная норма выступает преимущественно в форме идеалов — вдохновляющих образцов для подражания. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества. Мнение, что позитивные идеалы в наибольшей степени, чем что-либо другое, обеспечивают духовное здоровье личности, уходит корнями в историю человечества.
   Еще выдающийся мыслитель античности Платон (427-347 гг. до Р.Х.) утверждал, что люди живут в мире идей, которые управляют их поведением. Идеи воплощают в себе неизменную сущность всех вещей. Идеи одновременно являются идеалами. В каждом человеке заложено страстное стремление (эрос) к постижению идей. Наивысшая идея — идея блага — отражает взаимосвязь других идей. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различал четыре основные добродетели: мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание) и справедливость. Он подчеркивал, что не все люди способны достичь знания, т. е. добродетели, тогда их нужно направлять. В целом же идеалы, по Платону, — абсолютный и общезначимый фундамент норм [23].
   Идея тесной связи «нормальности» человека с его добродетельностью пронизывает всю человеческую культуру. Эрих Фромм называл добродетелью ответственность человека по отношению к своему существованию, а пороком — безответственность. Цель человеческой жизни, по Э. Фромму, следует понимать как раскрытие всех своих сил в соответствии с законами своей природы [19, 20].
   Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормальность и аномальность каждого человека формально определяются степенью преобладания в его личности того или иного идеального типа [21]. В данном случае термин «идеальный» имеет иное значение и подразумевает один из нескольких вариантов абстрактных типов личности, принятых в науке за ориентиры.
   Таким образом, при специальном изучении норма как единый образец поведения для всех людей выглядит как некая абстрактная схема, слабо связанная с многообразием реальной психической жизни и временами доходящая до абсурда. Выдающийся отечественный клиницист П. Б. Ганнушкин называл гармонические натуры по большей части плодом воображения, замечая, что у каждого человека можно найти, например, психопатические черты [4]. Гениальный исследователь человеческой души Ф.М.Достоевский в романе «Идиот» раскрыл всю трагичность и нелепость «идеального человека — князя Мышкина», его несовместимость с реальным миром людей.
   Современная психология — это прежде всего наука о личности, поэтому понятие психологической нормы связано с вопросом о нормальности личностного развития. Пожалуй, чаще всего благополучие личности связывается с такой социально-психологической ее характеристикой, как способность адаптироваться к социальной среде. Однако, с точки зрения ряда авторов, например Э. Фромма, адаптация к жизни в обществе не может являться надежным критерием нормы и аномалии личности, так как она может предполагать навязывание человеку чуждых ему ценностей и отказ от своей личности [19, с. 122].
   В свою очередь В. Франкл основными признаками личностного здоровья называл духовность, свободу и ответственность. При этом «чем более специфичен человек, тем менее он соответствует норме — как в смысле средней, так и идеальной. Неповторимость человеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном сообществе» [18, с. 197].
   Благодаря вкладу гуманистической психологии, наши представления о развитии личности вышли за границы процесса социальной адаптации. Они существенно пополнились таким важным процессом, как индивидуация. Последняя включает познание, принятие, развитие и реализацию своей индивидуальности. По теории К. Роджерса у здоровой личности доминирует установка на процесс самоактуализации — актуализации врожденного стремления человека к росту и развитию своей личности в соответствии с тем, какой она является по своей природе и возможностям [15].
   Следуя установкам гуманистической психологии, Б. С. Братусь описывает нормальное развитие человека как развитие, которое ведет его к обретению родовой человеческой сущности. Человеческая сущность проявляется в следующих характеристиках: отношении к другому человеку как самоценности, способности к любви и творчеству, целетворящем характере жизнедеятельности, потребности в позитивной свободе (не от чего-то, а для чего-то), способности к свободе волепроявления, внутренней ответственности перед собой и другими, обретении смысла жизни. Развитие с противоположными проявлениями будет аномальным [3].
   Другой подход рассматривает успешное развитие сквозь призму интрапсихическиххарактеристик. Например, К. Юнг описывал нормальную личность с точки зрения интегрированной самости, т. е. личности как целого. Интегрированная самость отличается равновесием между сознательным и бессознательным, адекватностью ценностей личности объективным условиям жизни, согласием с самим собой, самоосуществлением [22].
   В психоанализе нормальное развитие предполагает достижение оптимального равновесия между Я, Оно, Сверх-Я и силами внешнего мира. Психологическое равновесие всегда нестабильно. И все же в норме Я должно быть достаточно сильным, чтобы справляться с требованиями Оно, с жесткостью Сверх-Я, с жизненными фрустрациями и тревогой [21].
   Мы видим, что возможны самые различные подходы к определению как психологической, так и социальной нормы вообще. Виды социальных норм и механизмы их регулирования
   Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы — записаны в виде законов, правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно взаимосвязаны.
   По сфере регулируемых отношений выделяют следующие основные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные.
   Носителями нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации. Духовно-нравственные нормы существуют в различных формах. Это прежде всего общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Также это народные традиции и обычаи, международные конвенции и декларации.
   Мы можем рассмотреть социально-психологические механизмы действия нравственных норм на примере христианства. Человек приобщается к христианским ценностям через Образы — Бога, его сына, святых. Притчи, жизнеописания Христа и святых — достойные образцы для подражания верующих людей.
   Другими важными способами воспитания нравственных чувств христианина являются понятия греха и добродетели. Идея греховности (беззакония) человека и необходимости противостоять ей для спасения души и человечества — все это становится темой для размышлений и художественного творчества уже в Средневековье. Знаменитое полотно нидерландского художника Босха (XV в.), изображающее семь смертных грехов в сегментах всевидящего Божьего ока, не потеряло актуальности и по сей день. Эти смертные грехи — чревоугодие, алчность, лень, зависть, гнев, гордыня, похоть. Христианство признает греховными и другие действия, например, такие, как клятвопреступление, осуждение ближнего, гадание и колдовство, пристрастие к курению, пьянство, принятие на себя чужих грехов.
   Добродетель, напротив, определяется верой и следованием Божьим законам. Библейские заповеди не только раскрывают Божьи законы, но и являются прямыми предписаниями для поведения христиан. Поздний вариант Ветхозаветного декалога содержит 10 заповедей, ставших основой нравственного сознания миллионов людей. Эти заповеди: поклоняйся одному Богу; не сотвори себе кумира; не произноси имени Бога напрасно; соблюдай день субботний; почитай отца и мать; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства; не желай жены ближнего своего, ни дома его, ни поля [2, Исход, Гл. 20]. В Нагорной проповеди Иисус, обращаясь к ветхозаветным заповедям, наставляет людей ради их спасения: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас… Будьте совершенны, как совершенен отец ваш Небесный» [2, Евангелие от Матфея, Гл. 5].
   Библейские заповеди стали частью культуры человеческих взаимоотношений в широком смысле. Следует заметить, что современные представления о духовности человека выходят за рамки религиозного сознания, хотя и не исключают последнего. Духовность в целом скорее связывается со способностью человека жить в соответствии с общечеловеческими ценностями: осмысленности существования; любви к себе и ближнему; оказания помощи людям; сотрудничества, созидания, самореализации в деятельности; содействия прогрессу.
   В ряде случаев нравственные нормы сливаются в единое образование с этическими нормами. Морально-этические нормы представляют собой ожидания-предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями морально-этических норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно текстуально не закреплены. Хотя бывают и исключения, например русский Домострой. Этические нормы могут быть прямым следствием нравственных ценностей, но могут и противоречить им, что имеет место, например, в случаях корпоративной этики или законов асоциальных групп.
   Групповые нормы нередко порождают стереотипы и предрассудки, например расовые или этнические. В случае стереотипов мышления представления человека могут быть устаревшими, застывшими или узкими. Стереотипы могут играть положительную роль, например способствуя экономичности мышления. Но гораздо чаще они препятствуют поведению, адекватному конкретной ситуации. Предрассудки и вовсе являются следствием искаженного восприятия, что существенно усугубляется присутствием выраженного аффективного компонента.
   Правовые нормы, будучи разновидностью социальных норм, безусловно, более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы). Противоправное поведение, по сути, направлено на дестабилизацию порядка — основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего человека. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения сегодня рассматривается как один из наиболее опасных для общества.

Люди с девиантными чертами характера имеют большую сексуальную привлекательность, интимные отношения

Когда дело доходит до черт, которые мы ищем в идеальном партнере, скорее всего, импульсивность, невротизм и обсессивно-компульсивное поведение не попадают в список. Тем не менее, люди с этими патологическими чертами личности, кажется, лучше справляются с романтическими отношениями. Согласно недавнему исследованию, опубликованному в журнале Evolution and Human Behavior , у них в течение жизни появляется больше партнеров и детей. Итак, что же делает людей с такими личностями такими желанными, когда их поведение, как правило, не одобряется?

Фернандо Гутьеррес из больничной клиники Барселоны и его коллеги проанализировали данные, касающиеся почти 1000 гетеросексуальных мужчин и женщин с широким спектром патологических черт личности, некоторые из которых можно диагностировать как расстройства. По рекомендации своих врачей или других медицинских работников участники сообщали о количестве партнеров в течение жизни, уровне работы, доходе и других социально-демографических факторах в опросах и интервью с исследователями.

Результаты показали, что люди с патологическими типами личности, такими как невротизм и импульсивность, имели больше партнеров и даже больше детей, чем в среднем. Однако результаты отличались у мужчин и женщин. Обсессивно-компульсивные мужчины более успешны в поиске постоянных партнеров, чем женщины. Между тем, женщины с высоким уровнем невротического спектра на 34% чаще имеют постоянных партнеров и на 73% чаще имеют большее, чем в среднем, количество детей — и это несмотря на то, что они обладают чертами, связанными с нестабильностью, тревожностью. , и ненадежность.

Исследование предполагает, что эти черты характера могут иметь эволюционное преимущество. Например, участники с обсессивно-компульсивным характером могли быть более привлекательными и успешными в отношениях, потому что они зарабатывали почти в два раза больше денег, чем люди, не обладавшие этими чертами. «С дарвиновской точки зрения деньги означают выживание, безопасность и ресурсы для детей». Люди с обсессивно-компульсивным характером «также серьезны, надежны и осторожны», — сказал Гутьеррес Scientific American 9.0004 .

Было показано, что люди с другими чертами характера, такими как импульсивность и склонность к риску, привлекают людей, потому что они считаются привлекательными. С точки зрения эволюции, это опрометчивое и нарушающее правила поведение может служить индикатором физической формы, указывающим на то, насколько человек здоров. Это «сигнал о том, что субъект обладает таким хорошим генетическим качеством и состоянием, что может жить опасно, не причиняя вреда», — сказал Гутьеррес.

Предыдущие исследования изучали сексуальную привлекательность этих так называемых «темных» черт характера. Например, исследование 2012 года показало, что люди с высокими показателями таких черт, как нарциссизм и психопатия, считались физически более привлекательными из-за их способности производить положительное первое впечатление. Высокий балл по «темной триаде» личностных черт — нарциссизму, макиавеллизму и психопатии — коррелировал с лучшей способностью сделать себя физически привлекательными. Нарциссы, как правило, лучше создают привлекательную личность и привлекательный образ, а также демонстрируют уверенность в себе, и все это привлекает людей.

Похоже, что несмотря на то, что эти темные черты личности эксцентричны и доставляют неудобства, мы притягиваемся к ним именно по этим причинам. Эти черты характера могут помочь нам выжить в этом мире. Итак, быть «чудаком» не означает, что человек несовершенен. Возможно, есть доля правды в том, чтобы быть без ума от любви .

Источники: Vall G, Gutiérrez F, Peri JM et al. Семь аспектов патологии личности находятся под влиянием полового отбора в современной Испании. Эволюция и поведение человека . 2015.

Хольцман Н.С. и Штрубе М.Ю. Люди с темными личностями склонны создавать физически привлекательную внешность. Социальная психология и наука о личности . 2012.

Опубликовано Medicaldaily.com

Нарциссическое расстройство личности и девиантное поведение

  • Экли, К.Н., Мак, С.М., Бейер, К., и Эрдберг, П. (2011). Нарциссическая личность. В следственные и судебные допросы: подход, ориентированный на личность (стр. 9–42). Группа Тейлор и Фрэнсис.

    Google Scholar

  • Баскин-Соммерс, А., Круземарк, Э., и Роннингстам, Э. (2014). Эмпатия при нарциссическом расстройстве личности: с клинической и эмпирической точки зрения. В расстройствах личности: теория, исследование и лечение (том 5, выпуск 3, стр. 323–333). Американская психологическая ассоциация. https://doi.org/10.1037/per0000061

  • Баумейстер, Р. Ф., Бушман, Б. Дж., и Кэмпбелл, В. (2000). Самоуважение, нарциссизм и агрессия: Является ли насилие результатом низкой самооценки или угрозы эгоизма? Современные направления психологической науки, 9 (1), 26–29.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Baumeister, RF, Catanese, KR, & Wallace, HM (2002). Завоевание силой: теория нарциссической реактивности изнасилования и сексуального принуждения. Review of General Psychology, 6 (1), 92–135. https://doi.org/10.1037/1089-2680.6.1.92

    CrossRef Google Scholar

  • Баумайстер, Р.Ф., Смарт, Л., и Боден, Дж.М. (1996). Отношение угрожаемого эгоизма к насилию и агрессии: Темная сторона высокой самооценки. Psychological Review, 103 (1), 5. https://doi.org/10. 1037/0033-295X.103.1.5

    CrossRef Google Scholar

  • Бизли, Р., и Столтенберг, К.Д. (1992). Личностные характеристики мужчин, совершающих жестокое обращение с супругами. Профессиональная психология: исследования и практика, 23 (4), 310–317. https://doi.org/10.1037/0735-7028.23.4.310

    CrossRef Google Scholar

  • Бен-Порат, Ю. С. (2012). Интерпретация MMPI-2-RF . Университет Миннесоты Press.

    Google Scholar

  • Бен-Порат, Ю. С., и Теллеген, А. (2011). Миннесота Многофазная анкета личности-2-реструктурированная форма: руководство по администрированию, подсчету баллов и интерпретации . Университет Миннесоты Press.

    Google Scholar

  • Блэкберн Р. и Койд Дж. В. (1999). Эмпирические кластеры расстройств личности DSM-III у насильственных преступников. Journal of Personality Disorders, 13 (1), 18–34. https://doi.org/10.1521/pedi.1999.13.1.18

    CrossRef Google Scholar

  • Бликл Г., Шлегель А., Фассбендер П. и Кляйн У. (2006). Некоторые личностные корреляты деловой преступности белых воротничков. Прикладная психология, 55 (2), 220–233. https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.2006.00226.x

    CrossRef Google Scholar

  • Блинкхорн В., Лайонс М. и Алмонд Л. (2015). Абсолютная роковая женщина? Нарциссизм предсказывает серьезное и агрессивное сексуальное принуждение у женщин. Личность и индивидуальные различия, 87 , 219–223. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.08.001

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Блинкхорн В., Лайонс М. и Алмонд Л. (2016). Отбросьте плохое отношение! Нарциссизм предсказывает принятие агрессивного поведения. Личность и индивидуальные различия, 98 , 157–161. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.04.025

    CrossRef Google Scholar

  • Бромберг В. (1965). Преступление и разум. В Социальная работа (выпуск 1). Macmillan Co. https://doi.org/10.1093/sw/12.1.117

  • Buckels, E.E., Jones, D.N., & Paulhus, D.L. (2013). Поведенческое подтверждение бытового садизма. Психологические науки, 24 (11), 2201–2209. https://doi.org/10.1177/09567976134

    CrossRef Google Scholar

  • Бушман, Би Джей (2018). Нарциссизм, поиск славы и массовые расстрелы. American Behavioral Scientist, 62 (2), 229–241. https://doi.org/10.1177/0002764217739660

    CrossRef Google Scholar

  • Бушман, Б.Дж., Боначчи, А.М., ван Дейк, М., и Баумейстер, Р.Ф. (2003). Нарциссизм, сексуальный отказ и агрессия: тестирование модели нарциссической реакции на сексуальное принуждение. Journal of Personality and Social Psychology, 84 (5), 1027–1040. https://doi.org/10.1037/0022-3514.84.5.1027

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Клеманс, А.Дж., Перри, Дж.К., и Плакун, Э.М. (2009). Нарциссические и пограничные расстройства личности у пациентов, рефрактерных к лечению. Psychiatric Annals, 39 (4), 175–184. https://doi.org/10.3928/00485713-200

  • -05

    CrossRef Google Scholar

  • Коллинз, Дж. М., и Шмидт, Ф. Л. (1993). Личность, добросовестность и преступность белых воротничков: исследование достоверности конструкции. Психология персонала, 46 (2), 311.

    Google Scholar

  • Крейг, Р. Дж. (2003). Использование миллиона клинических многоосевых инвентарей в психологической оценке домашнего насилия: обзор. Агрессия и агрессивное поведение, 8 , 235–243. https://doi.org/10.1016/S1359-1789(01)00058-1

    CrossRef Google Scholar

  • Кревани, Л., и Халлин, А. (2017). Перформативный нарциссизм: когда организации становятся успешными, достойными восхищения и уникальными благодаря нарциссической работе. Обучение менеджменту, 48 (4), 431–452. https://doi.org/10.1177/1350507617692295

    CrossRef Google Scholar

  • Давуд С., Ву Л. З., Блитон С. Ф. и Пинкус А. Л. (2020). Нарциссические и истерические расстройства личности. В CW Lejuez & KL Gratz (Eds.), Кембриджский справочник по расстройствам личности (стр. 277–291). Издательство Кембриджского университета.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Дхаван, Н., Куник, М.Э., Олдхэм, Дж., и Ковердейл, Дж. (2010). Распространенность и лечение нарциссического расстройства личности в обществе: систематический обзор. В всеобъемлющей психиатрии (том 51, выпуск 4, стр. 333–339). В.Б. Сондерс. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2009.09.003

  • Факки, Л., Гаттони, Т., Чемми, К., и Стратико, Э. (2011). Убийство и безумие: тематическое исследование криминогенеза и психодинамики двойного убийства. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 55 (5), 799–815. https://doi.org/10.1177/0306624X10371299

    CrossRef Google Scholar

  • Фан Ю., Воннебергер К., Энзи Б., Де Грек М., Ульрих К., Темпельманн К., Богертс Б., Деринг С. и Нортофф Г. (2011). Нарциссическое «я» и его психологические и нейронные корреляты: исследовательское исследование фМРТ. Психологическая медицина, 41 (8), 1641–1650. https://doi.org/10.1017/S003329171000228X

    CrossRef Google Scholar

  • Фёрст, М., Уильямс, Дж., Бенджамин, Л. , и Спитцер, Р. (2016). Структурированное клиническое интервью о расстройствах личности по dsm-5: SCID-5-PD . Издательство Американской психиатрической ассоциации.

    Google Scholar

  • Флурной, П.С., и Уилсон, Г.Л. (1991). Оценка профилей MMPI у мужчин, подвергающих насилию. Насилие и жертвы, 6 (4), 309–320. https://doi.org/10.1891/0886-6708.6.4.309

    CrossRef Google Scholar

  • Фромм, Э. (1964). Сердце человека . Харпер и Роу.

    Google Scholar

  • Глассер, М. (1992). Проблемы психоанализа некоторых нарциссических расстройств. Международный журнал психоанализа, 73 , 493–503.

    Google Scholar

  • Гольднер-Вуков, М., и Море, Л. Дж. (2010). Злокачественный нарциссизм: от сказок к суровой реальности. Психиатрия Дунайская, 22 (3), 392–405.

    Google Scholar

  • Гормли, Б., и Лопес, Ф.Г. (2010). Совершение психологического насилия в отношениях на свиданиях в колледже: влияние пола, стресса и ориентации на привязанность взрослых. Journal of Interpersonal Violence, 25 (2), 204–218. https://doi.org/10.1177/0886260509334404

    CrossRef Google Scholar

  • Грин А., Маклин Р. и Чарльз К. (2020). Разоблачение гендерных различий в нарциссизме при насилии со стороны интимного партнера. Личность и индивидуальные различия , 167 , 110247. Лан, Д.М., Уокер, М.Л., Гринфельд, Д. и Эделл В. С. (1998). Частота расстройств личности в двух возрастных когортах психиатрических стационаров. Американский журнал психиатрии, 155 (1), 140–142. https://doi.org/10.1176/ajp.155.1.140

    CrossRef Google Scholar

  • Хопвуд, С. Дж., Мулай, А.Л., и Во, М.Х. (2019). Альтернативная модель DSM-5 для расстройств личности: интеграция нескольких парадигм оценки личности. В Альтернативная модель расстройств личности DSM-5: интеграция нескольких парадигм оценки личности . Routledge/Taylor & Francis Group.https://doi.org/10.4324/9781315205076

  • Джонсон Дж. Г., Коэн П., Смейлс Э., Касен С., Олдхэм Дж. М., Скодол А. Э. и Брук, Дж. С. (2000). Подростковые расстройства личности, связанные с насилием и преступным поведением в подростковом и раннем взрослом возрасте. Американский журнал психиатрии, 157 (9), 1406–1412. https://doi.org/10.1176/appi.ajp.157.9.1406

    CrossRef Google Scholar

  • Джонс, Д. Н., и Паулхус, Д. Л. (2010). Различные провокации вызывают агрессию у нарциссов и психопатов. Социальная психология и наука о личности, 1 (1), 12–18. https://doi.org/10.1177/1948550609347591

    CrossRef Google Scholar

  • Кернберг, О. Ф. (1975). Пограничные состояния и патологический нарциссизм . Аронсон.

    Google Scholar

  • Кернберг, О. Ф. (1984). Тяжелые расстройства личности . Издательство Йельского университета.

    Google Scholar

  • Кернберг, О. Ф. (1992). Агрессия при расстройствах личности и перверсиях . Издательство Йельского университета.

    Google Scholar

  • Кернберг, О. Ф. (2007). Почти неизлечимый нарциссический пациент. Журнал Американской психоаналитической ассоциации, 55 (2), 503–539. https://doi.org/10.1177/00030651070550020701

    CrossRef Google Scholar

  • Кернберг, О. Ф. (2009). Концепция влечения к смерти: клиническая перспектива. Международный журнал психоанализа, 90 (5), 1009–1023. https://doi. org/10.1111/j.1745-8315.2009.00187.x

    CrossRef Google Scholar

  • Крюгер Р.Ф., Дерринджер Дж., Маркон К.Е., Уотсон Д. и Скодол А.Е. (2012). Первоначальное построение модели неадаптивных личностных черт и инвентаризации для DSM-5. Психологическая медицина, 42 , 1879–1890. https://doi.org/10.1017/S0033291711002674

    CrossRef Google Scholar

  • Ламбе, С., Гамильтон-Гиахрицис, К., Гарнер, Э., и Уокер, Дж. (2018). Роль нарциссизма в агрессии и насилии: систематический обзор. Травма, насилие и жестокое обращение, 19 (2), 209–230. https://doi.org/10.1177/1524838016650190

    CrossRef Google Scholar

  • Ламкин Дж., Лавнер Дж. А. и Шаффер А. (2017). Нарциссизм и наблюдаемое общение в парах. Личность и индивидуальные различия, 105 224–228. https://doi.org/10.1016/j. paid.2016.09.046

    CrossRef Google Scholar

  • Леви, К. Н., Чаухан, П., Кларкин, Дж. Ф., Вассерман, Р. Х., и Рейносо, Дж. С. (2009). Нарциссическая патология: эмпирические подходы. Psychiatric Annals, 39 (4), 203–213. https://doi.org/10.3928/00485713-200

  • -03

    CrossRef Google Scholar

  • Маккоби, М. (2007). Нарциссические лидеры: кто преуспевает, а кто терпит неудачу . Издательство Гарвардской школы бизнеса.

    Google Scholar

  • Мариссен, М.А.Э., Дин, М.Л., и Франкен, И.Х.А. (2012). Нарушение распознавания эмоций у пациентов с нарциссическим расстройством личности. Psychiatry Research, 198 (2), 269–273. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2011.12.042

    CrossRef Google Scholar

  • Миллер, Дж. Д., Кэмпбелл, В. К., и Пилконис, П. А. (2007). Нарциссическое расстройство личности: отношения с дистрессом и функциональными нарушениями. Комплексная психиатрия, 48 (2), 170–177. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2006.10.003

    CrossRef Google Scholar

  • Миллер, Дж. Д., Кэмпбелл, В. К., Пилконис, П. А., и Морс, Дж. К. (2008). Процедуры оценки нарциссического расстройства личности: сравнение личностного диагностического опросника-4 и наилучшей оценки клинических суждений. Оценка, 15 (4), 483–492. https://doi.org/10.1177/1073191108319022

    Перекрестная ссылка Google Scholar

  • Миллер, Дж. Д., Дир, А., Джентиле, Б., Уилсон, Л., Прайор, Л. Р., и Кэмпбелл, В. К. (2010). В поисках уязвимой темной триады: сравнение психопатии фактора 2, уязвимого нарциссизма и пограничного расстройства личности. Journal of Personality, 78 (5), 1529–1564. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2010.00660.x

    CrossRef Google Scholar

  • Миллер, Дж. Д., Пилконис, П. А., и Клифтон, А. (2005). Самостоятельные и другие отчеты о чертах из пятифакторной модели: отношения к расстройству личности. Journal of Personality Disorders, 19 (4), 400–419. https://doi.org/10.1521/pedi.2005.19.4.400

    CrossRef Google Scholar

  • Мулай, А.Л., и Во, М.Х. (2019). Судебно-медицинские применения AMPD и иллюстрация случая. В Альтернативная модель расстройств личности DSM-5: интеграция нескольких парадигм оценки личности (стр. 209–220). Рутледж. https://doi.org/10.4324/9781315205076

  • Ненадич И., Гюльмар Д., Дитцек М., Лангбейн К., Штайнке Дж. и Газер К. (2015). Структура мозга при нарциссическом расстройстве личности: пилотное исследование VBM и DTI. Psychiatry Research — Neuroimaging, 231 (2), 184–186. https://doi.org/10.1016/j.pscychresns.2014.11.001

    CrossRef Google Scholar

  • Нортон-Бейкер, М., Рассел, Т. Д., и Кинг, А. Р. (2018). «Он казался таким нормальным»: виновные в сексуальном насилии с единственной тактикой похожи на ненасильственных мужчин, использующих модель гибридного расстройства личности DSM-5. Личность и индивидуальные различия, 123 , 241–246. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.11.032

    CrossRef Google Scholar

  • Паулхус, Д.Л., и Уильямс, К.М. (2002). Темная триада личности: нарциссизм, макиавеллизм и психопатия. Journal of Research in Personality, 36 (6), 556–563. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(02)00505-6

    CrossRef Google Scholar

  • Пинкус, А.Л., и Рош, М.Дж. (2012). Нарциссическая грандиозность и нарциссическая уязвимость. В Справочник по нарциссизму и нарциссическому расстройству личности: теоретические подходы, эмпирические данные и лечение (стр. 31–40). Джон Уайли и сыновья. https://doi.org/10.1002/9781118093108.ch5

  • Риттер К., Дзиобек И., Прейслер С., Рютер А., Фатер А., Фидрих Т., Ламмерс С. Х. , Heekeren, HR, & Roepke, S. (2011). Отсутствие эмпатии у пациентов с нарциссическим расстройством личности. Psychiatry Research, 187 (1–2), 241–247. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2010.09.013

    CrossRef Google Scholar

  • Роннингстам, Э. (2005). Выявление и понимание нарциссической личности . Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Роннингстам, Э. (2005). Нарциссическое расстройство личности: обзор. В M. Maj, HS Akiskal, JE Mezzich & A. Okasha (Eds.), Доказательства и опыт в психиатрии: том 8 расстройства личности (стр. 277–327). Уайли.

    Google Scholar

  • Роннингстам, Э. (2009). Нарциссическое расстройство личности В PH Blaney & T. Millon (Eds.). Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Роннингстам, Э. (2012). Создание альянса и нарциссическое расстройство личности. Журнал клинической психологии, 68 (8), 943–953. https://doi.org/10.1002/jclp.21898

    CrossRef Google Scholar

  • Роннингстам, Э. (2016). Новое понимание нарциссического расстройства личности. Psychiatric Times , 33 (2).

    Google Scholar

  • Роннингстам, Э., Гундерсон, Дж., и Лайонс, М. (1995). Изменения при патологическом нарциссизме. Американский журнал психиатрии, 152 (2), 253–257. https://doi.org/10.1176/ajp.152.2.253

    CrossRef Google Scholar

  • Роннингстам, Э., и Мальцбергер, Дж. Т. (1998). Патологический нарциссизм и внезапный суицидальный коллапс. Самоубийство и опасное для жизни поведение, 28 (3), 261–271. https://doi.org/10.1111/j.1943-278X.1998.tb00856.x

    CrossRef Google Scholar

  • Роннингстам, Э., и Рассел, Т. (2020). Вне диагностических концепций ядра: комментарий к нарциссическим и истерическим расстройствам личности. В Кембриджском справочнике по расстройствам личности (стр. 296–299). Издательство Кембриджского университета. https://doi.org/10.1017/9781108333931.051

  • Рассел, Т. Д., Доан, К. М., и Кинг, А. Р. (2017). Женщины, склонные к сексуальному насилию: ВЗОМТ-5, повседневный садизм и враждебное сексуальное отношение предсказывают сексуальную агрессию и принуждение женщин к жертвам-мужчинам. Личность и индивидуальные различия, 111 , 242–249. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.02.019

    CrossRef Google Scholar

  • Рассел, Т. Д., и Кинг, А. Р. (2017). Недоверчивый, конвенциональный, властный и нерегулируемый: аспекты личности PID-5 предсказывают враждебную мужественность и сексуальное насилие среди мужчин из сообщества. Journal of Interpersonal Violence, 35 (3–4), 707–730. https://doi.org/10.1177/0886260517689887

    Перекрестная ссылка Google Scholar

  • Шульте, Х.М., Холл, М.Дж., и Кросби, Р. (1994). Насилие у пациентов с нарциссической патологией личности: наблюдения клинической серии. Американский журнал психотерапии, 48 (4), 610–623. https://doi.org/10.1176/appi.psychotherapy.1994.48.4.610

    CrossRef Google Scholar (2013). Аномалии серого вещества у пациентов с нарциссическим расстройством личности. Journal of Psychiatric Research, 47 (10), 1363–1369. https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2013.05.017

    CrossRef Google Scholar

  • Симонсен, С. , и Симонсен, Э. (2012). Коморбидность между нарциссическим типом личности и диагностикой оси I. В Справочник по нарциссизму и нарциссическому расстройству личности: теоретические подходы, эмпирические данные и лечение (стр. 237–247). Джон Уайли и сыновья. https://doi.org/10.1002/9781118093108.ch31

  • Стинсон, Ф. С., Доусон, Д. А., Гольдштейн, Р. Б., Чоу, С. П., Хуанг, Б., Смит, С. М., Руан, В. Дж., Пулай, А. Дж., Саха, Т. Д., Пикеринг, Р. П., и Гран т , Б.Ф. (2008). Распространенность, корреляты, инвалидность и коморбидность нарциссического расстройства личности DSM-IV: результаты национального эпидемиологического исследования 2 волны алкоголя и связанных с ним состояний. Journal of Clinical Psychiatry, 69 (7), 1033–1045. https://doi.org/10.4088/JCP.v69n0701

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Stone, MH (1998). Нормальный нарциссизм: этиологическая и этологическая перспектива. В E. Ronningstam (Ed.), Расстройства нарциссизма: диагностические, клинические и эмпирические последствия (стр. 7–28). Американская психиатрическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Stone, MH (2009). Анатомия зла . Книги Прометея.

    Google Scholar

  • Свиндсет, М.Ф., Нёттестад, Дж., Валлин, Дж., Роальдсет, Дж., и Даль, А.А. (2008). Нарциссизм у пациентов, поступивших в психиатрические отделения неотложной помощи: его связь с насилием, суицидальными наклонностями и другими психопатологиями. BMC Psychiatry, 8 (1), 1–11. https://doi.org/10.1186/1471-244X-8-13

    CrossRef Google Scholar

  • Тангни, Дж. П. (1995). Последние достижения в эмпирическом изучении стыда и вины. American Behavioral Scientist, 38 (8), 1132–1145. https://doi.org/10.1177/0002764295038008008

    CrossRef Google Scholar

  • Уотсон, К. , и Бэгби, Р.М. (2012). Оценка нарциссического расстройства личности. В Справочник по нарциссизму и нарциссическому расстройству личности: теоретические подходы, эмпирические данные и методы лечения (стр. 117–132). Джон Уайли и сыновья. https://doi.org/10.1002/9781118093108.ch20

  • Видигер, Т.А. (2012). Коморбидность нарциссического расстройства личности с другими расстройствами личности DSM-IV. В Справочник по нарциссизму и нарциссическому расстройству личности: теоретические подходы, эмпирические данные и лечение (стр. 248–260). Джон Уайли и сыновья. https://doi.org/10.1002/9781118093108.ch32

  • Zeigler-Hill, V., Enjaian, B., & Essa, L. (2013). Роль нарциссических особенностей личности в сексуальной агрессии. Журнал социальной и клинической психологии, 32 (2), 186–199. https://doi.org/10.1521/jscp.2013.32.2.186

    CrossRef Google Scholar

  • Циммерман, М. , Ротшильд, Л., и Челмински, И. (2005). Распространенность расстройств личности по DSM-IV у психиатрических амбулаторных больных. Американский журнал психиатрии, 162 (10), 1911–1918. https://doi.org/10.1176/appi.ajp.162.10.1911

    перекрестная ссылка Google Scholar

Дополнительная литература

  • Экли, К. Н., Мак, С. М., Бейер, К., и Эрдберг, П. (2011). Нарциссическая личность. В Следственные и судебные допросы: подход, ориентированный на личность (стр. 9–42). Группа Тейлор и Фрэнсис.

    Google Scholar

  • Кревани, Л., и Халлин, А. (2017). Перформативный нарциссизм: когда организации становятся успешными, достойными восхищения и уникальными благодаря нарциссической работе. Обучение менеджменту, 48 (4), 431–452. https://doi.org/10.1177/1350507617692295

    CrossRef Google Scholar

  • Ламбе, С.

Добавить комментарий