Память по способу запоминания: Классификация явлений памяти

Виды памяти: особенности, характеристика и функции памяти

Память — это способ меняться, а потом сохранять отпечатки этих изменений.

В психологии же память — это совокупность действий, связанных с психикой человека.

Память отвечает за то, чтобы запечатлеть информацию органами чувств. Возможно, сохранить её. Потом, если нужно, «вызволить» эту информацию. И также за то, чтобы стереть её, то есть что-то забыть.

За этот процесс отвечают оба полушария нашего мозга.

Взглянув на картинку ниже, можно увидеть, что левое полушарие отвечает за запоминание языков и символов (математика/наука). А правое —за обработку и сохранение больше картинок и образов.

Характеристика видов памяти

В зависимости от особенностей памяти её подразделяют на следующие виды.

По содержанию

То есть по тому, что мы запоминаем, выделяют:

  • Моторную (двигательную) память, которая связана с движением.
  • Образную: отвечает за восприятие и хранение образов, картинок. Причём эти образы мы можем запоминать, используя все наши органы чувств. Образная память делится на: зрительную, обонятельную, слуховую осязательную, вкусовую.
  • Эмоциональную (аффективную): отвечает за обработку и запоминание нашего опыта, эмоций, переживаний.
  • Вербальную (словесную): связана за сохранение информации в виде слов, фраз.

По способу запоминания:

  • Неопосредованную память: когда мы не используем никакие средства, чтобы запомнить что-либо.
  • Опосредованную.

Как пример, ситуации, когда мы записываем что-то на бумаге, рифмуем имена людей, чтобы было легче запомнить.

Суда же относится мнемоника. То есть какие-то правила, которые позволяют нам запомнить.

Например, фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» помогает нам запомнить цвета радуги. Или когда для запоминания движений танца мы связываем их с движениями в обычной жизни.

По цели запоминания:

  • Произвольную память: когда мы чётко понимаем, для чего мы это запоминаем.
  • Непроизвольную: цели запомнить что-либо нет. Часто мы непроизвольно запоминаем лица людей или цифры на столбе.

По времени хранения информации:

  • Ультрократковременную (мгновенную): такая память хранится доли секунды.

За сохранение информации отвечает сенсорный регистр. Мозг не обрабатывает эту информацию, она сохраняется в той же форме, как мы её получили.

Такая память делится на иконическую (мы получаем информацию глазами) и эхоическую (мы получаем информацию ушами).

Причём информация, которая поступает к нам через слух, хранится чуть дольше зрительной информации.

  • Кратковременную: информация без повторения хранится 30 секунд, а если её повторять — часы или даже дни.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда нам нужно запомнить номер телефона, чтобы тут же его набрать (и забыть).

Или когда мы спрашиваем пароль от вайфая, который «держим» в своей голове лишь доли секунды, пока не введём.

Или когда мы сравниваем цены в магазине, допустим, на молоко.

Сравнив их и выбрав подходящий продукт, мы склонны их тут же забыть.

  • Долговременную: информация хранится годы.

Такая память делится на: декларативную и процедурную.

Декларативная помогает нам помнить события и факты. Она делится на: семантическую (факты) и эпизодическую (случаи из нашей жизни, наша личная история).

Процедурную еще называют механической. Она позволяет нам помнить, как что-то делается: как кататься на велосипеде, как водить машину, как дойти до дома, как включить плиту.

В этом случае часто наше тело помнит за нас. В дело идёт механика движений. Стоит сесть на велосипед спустя годы, и механическая память извлечёт необходимую информацию.

Функции памяти

Можно сказать, что память человека — это процесс, который преследует определённые цели.

Эти цели формируют функции памяти:

  1. Получать и сохранять информацию с помощью органов чувств.
  2. Воспринимать, сохранять переживания.
  3. Передавать усвоенные переживания, наш опыт.
  4. Сохранять своё «я», то есть свои индивидуальные черты, поведение. Недаром болезни, которые связаны с нарушением памяти, могут приводить и к изменению личности.

Узнайте также, что такое Дежавю и как оно связано с памятью.

Дата обновления 18/05/2020.



Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать

  • Дежавю
  • Эмпатия
  • Искусственный интеллект
  • Культура
  • Счастье
  • Релятивизм
  • Эстетика
  • Примеры метафоры
  • Виды мышления
  • Эмпиризм

Логическая память: что это, особенности, отличия от механической памяти

Логическая память против механической

Механическая память характеризуется запоминанием материала в той его форме, в какой он подаётся. Как услышал или увидел, так и «сохранил» в голове.

Чтобы между участками мозга, задействованными в запоминании, образовались прочные нейронные связи, необходимо многократное повторение материала. Недаром механическую память называют «зубрёжкой».

Зубрёжка полезна в изучении иностранных слов, трудных терминов, формул, имён и названий. Но смысловое содержание материала в процессе механическом заучивании отходит на второй план. Если при заучивании были какие-то ошибки, они будут воспроизведены и при ответе.

Логическая (смысловая) память предполагает осмысление материала. Она направлена на запоминание не внешней формы, а смысла. В основе лежат ассоциации, отражающие наиболее важные стороны изучаемого предмета или явления.

Когда человек не может что-то запомнить, скорее всего, он просто не вник в суть.

Осмысленный материал запоминается быстрее и, как правило, на всю жизнь. Это доказал немецкий психолог Герман Эббингауз. Его эксперимент показал, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для запоминания стихотворного текста такого же размера — всего 6–7 повторений.

Смысловая память тоже нуждается в повторениях, но иного характера. Если при механическом заучивании монотонно воспроизводится один и тот же материал в одной и той же форме, то при логическом повторяется смысл, только разными словами и приёмами.

Как развить логическую память

Логическая память предполагает предварительную работу мышления. Материал сначала нужно проанализировать, разложив на составляющие части, выделить наиболее важное,  установить связи, представить общую картину и познать суть.

<<Форма демодоступа>>

Анализ

Ответьте на вопрос: «Что именно и для чего я изучаю?».

Результаты этой мыслительной работы оформите в виде схемы, таблицы или образной словесной формулировки. Это переключит сознание с механического понимания материала на более концептуальное.   

Синтез

Анализ предполагает осмысление каждой отдельной части объекта, а синтез — это изучение материала в целом.

Всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, как она продвигает вас по пути понимания всего предмета. Так знания постепенно сложатся в единый пазл.

Поиск связей

Логическая память опирается на ассоциации. Порой мы забываем факты, даты, имена, формулы, но чётко помним суть. Это заслуга ассоциаций.

С чем у вас ассоциируется изучаемый материал? Попробуйте протянуть мысленные ниточки к вашему прошлому опыту. Чем больше связей вы построите, тем прочнее материал закрепится в долговременной памяти.

Познание сути

Теперь необходимо изучить сам материал. Чем глубже, тем лучше. Для этого:

  • Изучите историю вопроса.
  • Попытайтесь связать новую тему с той, что вам близка.
  • Задействуйте эмоции. Например, изучая геоцентризм, попробуйте представить, что чувствовал Джордано Бруно, когда его вели к костру.
  • Прочтите биографии людей, связанных с темой изучения.
  • Читайте новости по теме, выписывайте цитаты экспертов.

Процесс логического запоминания

Описанные шаги — от анализа до познания сути — необходимо проделать при максимальном сосредоточении внимания. Уберите подальше телефон, выключите музыку и даже выгоните кота из комнаты, если он мешает вам думать.

Поняв суть, важно пересказать тему своими словами, не опираясь на определения из учебника. Возможно, вам потребуется время, чтобы переосмыслить сложную концепцию и подобрать собственные определения. Потратьте его — это очень важно.

Важнейшим элементом смыслового запоминания является систематическое повторение. Без него никуда! Только помните о главном различии с механической памятью: вы должны пересказывать материал так, как его понимаете, каждый раз вкладывая эмоции, а не бездумно тарабанить чьи-то формулировки.

Тренировка логической памяти

Развивать смысловое запоминание можно с помощью игр и специальных упражнений.

Ассоциации

Для игры нужны двое: ведущий и участник. Ведущий зачитывает пары слов, связанные общим смыслом. Например: корова – молоко, снег – зима, книга – Пушкин, щётка – зубы. Пары нужно усложнять по мере развития навыка.

Задача игрока: за одну минуту запомнить как можно больше пар. Затем ведущий читает одно из слов, а участник должен назвать второе. После нескольких кругов можно поменяться ролями.

Лишнее слово

Для этой игры вам тоже понадобится помощник. Его задачей будет составить несколько цепочек из трёх слов. Два из них должны иметь логическую связь (только не совсем очевидную), а третье нет. Например: «Бродский — костёр — зонтик», «лебедь — стройка — экран».

Вам необходимо объяснить связь между парой слов и почему не подходит третье. Творческий полёт мысли приветствуется, то есть ваш вариант может не совпасть с замыслом помощника.

Вольный пересказ

Прочитайте следующий текст один раз и запишите на листок его содержание. Можете сокращать, менять слова и абзацы — главное передать смысл.

«Мириелю пришлось испытать судьбу всякого нового человека (1), попавшего в маленький городок (2), где много языков (3), которые болтают (4), и очень мало голов (5), которые думают (6). Ему пришлось испытать это (7), хотя он был епископом (8), и именно потому, что он был епископом (9). Впрочем, слухи (10), которые люди связывали с его именем (11), были всего только слухи (12), намеки, словечки, пустые речи (13), попросту говоря, если прибегнуть к выразительному языку южан, околесица (14)».

В данном тексте 14 смысловых единиц. После того как вы записали свой пересказ, посмотрите, сколько смысловых единиц получилось у вас. За каждую даётся один балл.

Можно брать тексты разной длины и экспериментировать. В этом случае смысловые единицы оригинала стоит считать после пересказа.

На память II Петра 3:1

На память II Петра 3:1

На память

2 Петра 3:1

(Римлянам 15:4) «Ибо все, что было написано прежде времени, написано для нашего обучения, что мы терпением и утешением Писаний есть надежда. »

(2 Пет. 3:1) «Это второе послание, возлюбленные, я сейчас пишу вам; в том и другом я пробуждаю ваши чистые умы воспоминанием:»

Наша память — замечательная вещь. Когда мы были моложе, это было избирательно Память мы помнили только то, что хотели, а остальное забывали. Как мы становимся старше, временами кажется, что они исчезают, мы называем это «старческими моментами» или «мозговые спазмы». Но Бог в Своей мудрости сотворил нас с разумной памятью. имел на это причину.

Интересно, многие ли из нас помнят то, что нам нужно помнить, что помочь нам лучше служить Господу? К сожалению, наша духовная память склонна тоже иногда тускнеет. Итак, сегодня утром я хотел бы, чтобы мы взглянули на Слово Божье и примите Его вызовы, касающиеся запоминания.

I. Нам нужно помнить о милости Божией.

    А. Что я имею в виду?

      1. Бог мог просто оставить нас осужденными.

      2. Он мог бы дать нам невозможный путь к спасению, требование мало кто мог встретиться.

      3. Быть спасенным, чтобы обрести вечную жизнь — это такой чудесный дар!

      4. Давайте не будем забывать цену, которую мы заплатили, чтобы мы могли попасть на небесаИисус умер вместо нас!

    B. Мы могли бы жить в мире без Святого Духа.

      1. Я действительно не верю, что большинство людей вообще задумываются над тем, что это Мир был бы таким, если бы здесь не было Святого Духа.

      2. Не было бы абсолютно никаких ограничений против зла.

      3. Вот что произойдет после вознесения.

      4. Сатана и грех будут безудержно править в сердцах и жизнях мужчин.

      5. Нельзя было даже выйти из дома без угрозы насилия и смерть.

      6. Не будет церкви или братства любви.

      7. Не будет никакой надежды, когда нас настигнет болезнь.

      8. Не будет никакой надежды на загробную жизнь на Небесах.

    C. Когда мы рассматриваем и вспоминаем эти вещи, то мы должны обратиться к Бога и сказать: «Благодарю Тебя, Господь».

II. Нам нужно помнить о нашем влиянии на других.

    A. Есть и другие, которые не будут думать или помнить, если мы показать им.

      1. Мы спасены по благодати.

      2. Нам нужно помнить, что кто-то достаточно заботился о нас, чтобы показать нам путь ко Христу.

      3. Вы помните это? Ты помнишь, кто это был? Ты помнишь каково это было, наконец, узнать, что твои грехи прощены и что вы были уверены в небесах?

    B. Теперь нам нужно осознать, что мы влияем на других.

      1. За нашей жизнью следят другие.

      2. Их вечное состояние может зависеть от наших действий

      3. Иисус призвал нас быть светом в темном мире, чтобы другие могли приди к Нему.

      4. Он говорит нам, чтобы наш свет сиял

      5. Мы будем влиять на других, вопрос в том, будет ли это оказывать влияние на Христа или против Него.

        О христианин, помни, что ты носишь Его дорогое имя, Твоя жизнь для других Чтобы увидеть Живой пример, люди хвалят вас или порицают, И измеряют вашего Спасителя тобой.

    C. Если бы кто-то не позаботился о нас, мы были бы потеряны навсегда.

III. Нам нужно помнить, что время коротко.

    (Еф. 5:15-16) «Смотрите же, поступайте осмотрительно, а не как неразумные, но как мудрый, {16} выкупая время, потому что дни лукавы.»

    A. Оглядываясь вокруг, мы видим, что ситуация в мире готовится к возвращение Христа.

      1. Все, что Бог сказал, будет

      2. День Его пришествия должен быть скоро.

      3. Единая мировая экономика близится к завершению.

      4. У нас уже есть механизм, облегчающий единый мир правительство.

      5. Среди многих групп растет экуменический дух единая мировая религия.

    B. Поскольку Иисус скоро придет, у нас не так много времени, чтобы добраться до тех, любим и переживаем.

      (Иоанна 4:35) «Не говорите, что еще четыре месяца, и наступит урожай? вот, Я говорю вам: поднимите глаза ваши и посмотрите на поля; ибо они уже белые для жатвы».

    C. Нам нужно собирать урожай.

      1. Будет настоящим удовлетворением, если мы примем участие в достижении другие за Христа.

      2. Иисус сказал Своим ученикам, что у Него есть «мясо, которое вы знаете не из.»

      3. Возможность сбора урожая СЕЙЧАС не позже «поля белые»

      4. «Давид служил своему поколению по воле Божией» ср Деяния 13:36

      5. Мы должны служить нашему поколению!

      6. Если ты верующий, попадешь на жатву, если нет, погибнут души.

IV. Нам нужно помнить обещанное будущее.

    A. Небеса ждут всех, кто доверился Христу.

      1. Это настоящее место!

      2. Это вечное существование для христианина.

      3. Иисус приготовил его для тех, кто поверил в Него для спасения.

      4. Есть только один способ добраться туда через кровь Голгофы.

        (Иоанна 14:6) «Иисус говорит ему: Я есмь путь и истина и жизнь: никто не приходит к Отцу, как только через Меня» 9. 0007

    B. Ад такой же настоящий!

      1. Это тоже вечное место!

      2. Это буквальное место мучений, ожидающее всех, кто отверг благодать Божия.

      3. Для тех, кто отказался принять Божий план спасения

      4. Не будет ни отсрочки, ни второго шанса, ни возможности побег!

        (Откр. 20:15) «И кто не был записан в книге жизнь была брошена в огненное озеро.»

      5. Где ты проведешь вечность?

Нам многое нужно помнить этим утром:

  1. Нам нужно помнить о милости Божьей.
  2. Нам нужно помнить о нашем влиянии на других.
  3. Нам нужно помнить, что время коротко.
  4. Нам нужно помнить об обещанном будущем.

Доверились ли вы Христу для спасения? Приходи сегодня, Кристиан, не забудь милость Божию не забудь свое влияние не забудь что время сбора урожая близко, не забывайте, что наше будущее обещано Богом!

Как использовать дворец памяти для заучивания Библии

На протяжении столетий техника дворцов памяти использовалась для организации и запоминания невероятного количества информации. Сегодня мы рассмотрим различные способы использования этой техники, чтобы помочь вам запомнить большие отрывки из Библии.

Следите за всеми видео на YouTube, посвященными библейской цели памяти!

Если вы никогда раньше не пользовались дворцом памяти, вас ждет угощение!

Этот метод считается одним из наиболее эффективных способов организации и извлечения пакетов информации, хранящихся в вашей памяти.

И что здорово, им может пользоваться каждый! Вам может быть 8 или 80 лет, ваш Богом данный мозг настроен на то, чтобы хорошо работать с этой техникой.

Мы собираемся разделить это на три разных раздела:

  • Краткая история метода дворца памяти
  • Как создать дворец памяти
  • способов использовать дворец памяти для заучивания Библии

К концу вы сможете создавать и использовать свой собственный дворец памяти для любых целей. Однако после того, как вы прочтете это, если вам все еще нужна дополнительная помощь, я предоставил руководство по запоминанию Псалма 46 с помощью этого метода.

Краткая история метода Дворца Памяти

Хотите верьте, хотите нет, но Дворец Памяти использовался на протяжении многих веков, еще древними греками и римлянами.

Они назвали его методом локусов (произносится как «лоу-чи» на латыни).

Этот метод использует невероятное пространственное восприятие нашего мозга. Именно это осознание позволяет нам ходить по дому, в котором мы выросли, или по нашей начальной школе, даже если мы не были там десятилетиями.

С помощью этого метода локусов древние философы, а теперь даже чемпионы мира по запоминанию, могут упорядочить свою память и упростить извлечение информации. И, как бы это ни звучало, к счастью, обычному человеку не так уж сложно использовать эту технику.

Человеку, который заучивает Библию наизусть, особенно если вы запоминаете более длинные отрывки вместо отдельных стихов, дворец разума помогает организовать память таким образом, чтобы ее было легче вспоминать.

Как создать дворец памяти

Итак, что нужно для создания дворца памяти?

Это не сложно, но это то, что вы должны сделать самостоятельно. Другими словами, я не могу отдать вам свой дворец памяти, потому что он вам не подойдет. Единственный верный способ воспользоваться этой техникой — построить свой собственный дворец (дворцы).

Для этого нужно выполнить три шага. Сначала…

Шаг 1. Выберите свой дворец

Первый шаг — найти собственный дворец памяти. И пусть вас не смущает слово «дворец». Это просто должно быть место, которое вы знаете настолько хорошо, что можете пройти по нему с закрытыми глазами.

Это место может быть где угодно, например:

  • Ваш нынешний дом или дом детства
  • Ваша школа или университетский городок
  • Ваш офис или место работы
  • Здание, в котором вы посещаете церковь

Для вашего первого дворца памяти обычно лучше выбрать место, которое вы еще можете посетить. Прогуляйтесь и обратите внимание на все особенности локации.

Шаг 2. Создание локаций во дворце

После того, как вы выбрали локацию для дворца, вам нужно разделить ее на более мелкие достопримечательности.

Например, вы можете войти в дверь своего дома и первое, что вы увидите, это вешалка для одежды. Рядом с ним находится стеллаж, а затем вы подходите к лестнице. Каждая из этих точек представляет собой отдельное место во дворце.

Чтобы использовать другой пример в меньшем масштабе, представьте, что стол, за которым я пишу это, представляет собой небольшой дворец памяти. Я нашел семь различных мест, которые я могу использовать, чтобы разделить этот маленький дворец.

Здесь следует отметить пару вещей:

  • Эти местоположения являются линейными. Я не прыгаю хаотично по разным частям моего дворца памяти. Он идет по порядку с одной стороны на другую.
  • Места совпадают: Я не выбираю книгу на своем столе, которая может время от времени перемещаться. Мои динамики никогда не двигаются. Мой монитор никогда не двигается. Моя клавиатура и мышь всегда находятся в этом месте.
  • Места соответствуют моим потребностям: В приведенном выше примере мне нужно было всего 7 точек во дворце. Если я запоминаю главу, для которой нужно 24 очка, именно столько мне нужно найти в моем дворце. И если очков, которые вам нужны, больше, чем вы можете найти в своем нынешнем дворце, вам нужно построить дворец памяти большего размера.

Шаг 3: Кодирование информации для каждого местоположения дворца

Теперь, когда вы разделили свой дворец памяти на необходимое количество точек, теперь вы можете прикрепить к этим точкам информацию, которую хотите запомнить.

Допустим, например, что я хочу использовать свой маленький дворец памяти на столе, чтобы запомнить семь церквей, о которых пишет Иоанн в книге Откровения.

И это больше, чем просто поставить слово рядом с числом. Вам необходимо закодировать информацию.

Это означает, что если вы хотите вспомнить Эфес, расположенный на микрофоне слева от моего стола, я могу вспомнить Эффи Бряк, сумасшедший персонаж из «Голодных игр», кричащую в микрофон.

Это может не сработать для вас, если вы не знаете фильм/книги «Голодные игры», поэтому вам нужно найти что-то другое. Но для меня этого яркого изображения с микрофоном достаточно, чтобы вспомнить, что «Эффи» стоит у моего микрофона и означает «Эфес».

Видишь, как это работает?

При кодировании информации важно использовать как можно больше органов чувств. Попробуйте спросить себя:

  • Какие звуки я слышу с этим словом в этом месте?
  • Как пахнет?
  • Когда я прикасаюсь к этому, на что это похоже?

Чем больше вы сможете задействовать свои чувства — особенно если это будет странным или чрезмерным образом — тем лучше это будет для вашей памяти.

Использование Дворца Памяти для запоминания Библии

Чтобы замкнуть круг, как можно использовать Дворец памяти для заучивания Библии?

Я уже объяснил часть моего метода запоминания целых книг Библии, в котором используется дворец памяти как часть метода.

Добавить комментарий