Акцентуации характера. ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ (ЗАСТРЕВАЮЩИЙ) РАДИКАЛ: ВИЖУ ЦЕЛЬ – НЕ ВИЖУ ПРЕПЯТСТВИЙ
ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ (ЗАСТРЕВАЮЩИЙ) РАДИКАЛ: ВИЖУ ЦЕЛЬ – НЕ ВИЖУ ПРЕПЯТСТВИЙ
Источник: В.В. Пономаренко, врач-психиатр, психолог, генеральный директор ООО «Линтер» («Секретарь-референт» №5 2005 / Психологический практикум)
Параноик (давайте так – любовно – называть обладателя доминирующего паранойяльного радикала) склонен к «застреванию».
Но, в отличие от эпилептоида, ослабленного и оттого застревающего на эгоистических тревожно-агрессивных переживаниях, параноику хватает сил застревать не на поверхностных, формальных, а на содержательных сторонах жизни и деятельности. И, застревая, переделывать, преобразовывать их.
Ощущая в себе большой заряд энергии, параноик ставит перед собой задачи, сложность и масштабы которых объективно превышают возможности индивидуума.
При этом он переживает необходимость решения этих задач, как свою собственную проблему. Это очень важно!
С одной стороны, он не хочет отказываться от задуманного, но с другой – реально не в состоянии воплотить в жизнь свои намерения в одиночку. Вот из чего рождается настоящее лидерство.
Параноик – истинный лидер. Он твердо знает, чего хочет. Он преисполнен целеустремленности и энергии. Он воспринимает окружающих как подспорье в реализации своего масштабного замысла, по сути – как часть самого себя.
Истероид, желая быть на виду, тоже претендует на лидерство. Но, как и все остальное в его исполнении, это не более чем очередная имитация, создание иллюзии. Да, выполнению представительских функций истероида учить не надо. Ах, как великолепно он смотрится в президиуме! Как вдохновенно вещает с трибуны! Как он грозен и одновременно покровительственен в помпезном начальственном кабинете, восседающий на троне!.. Вот только главного от него не дождетесь – реального дела. Все начнется и закончится «распушением хвоста» и сотрясанием воздуха.
Стремится к лидерству и эпилептоид. Он хочет быть вожаком стаи. Жестким, авторитарным, требовательным. Но что он способен требовать от других? Порядка. Дисциплины. Покорности. Страха. Подобострастия… Не более. На этом его поведенческая программа заканчивается. Эпилептоид не ставит задач преобразования действительности. В лучшем случае он может заставить других выполнять рутинную работу в законсервированных, стабильных условиях существования организации (если только эти «другие» не разбегутся, кто куда, от этого грубого диктата). Из многочисленных функций управления эпилептоид хорошо справляется с распределением обязанностей между исполнителями и контролем результатов работы. А это, согласитесь, не есть полноценное лидерство.
Вернемся, однако, к параноикам. Их психологическая (природой предначертанная!) позиция лидера порождает характерную этику и эстетику.
Внешний вид
Поскольку специфического паранойяльного типа телосложения не существует, начнем сразу с эстетики, то есть, в нашем случае, с оформления внешности.
Параноики всем стилям предпочитают классический (они, собственно говоря, его и создают). И не только в одежде. У классического стиля есть как минимум три качества, созвучных паранойяльной тенденции. Первое: он выдержал испытание временем. Второе: его признает подавляющее большинство людей, он понятен и близок массам. И третье, главное: классический стиль в мировой культуре отражает определенную социальную позицию – безусловный приоритет общественных целей и ценностей над индивидуальными. И это становится основой паранойяльной этики.
«Единица – вздор! Единица – ноль! Голос единицы тоньше писка», – заявляет классический стиль устами Маяковского. О том же говорит и параноик, выбирая прическу, одежду, обувь строгого, без излишеств, классического стиля. В этом стиле, в отличие от спортивного, отсутствует агрессия (точнее, агрессивность индивида). Отсутствует также яркость и, стало быть, претензия на исключительность. Классический стиль заряжен социальным, а не индивидуалистическим содержанием. Он отражает уверенную, консолидированную силу общества, готовность служить его интересам.
Если в характере индивида паранойяльный радикал сочетается с истероидным, то на его одежде (и в его руках) появляются разного рода знаки принадлежности к идеологическим или профессиональным группировкам: надписи на майках, значки с изображением руководителя партии или ее девизом, флаги, цеховые эмблемы…
Мимика и жесты
Паранойяльность обнаруживает себя также в жестикуляции и мимике (в меньшей степени, хотя, понятно, что на лице параноика отражается его уверенность в себе, в правильности выбранного пути, его сосредоточенность деятеля).
Параноиков отличают, по крайней мере, два варианта излюбленной жестикуляции: направляющая и ритмообразующая.
Поскольку параноик всегда уверен, что только он один знает, куда нужно идти, где искать счастья, он охотно показывает это направление всем желающим. «Указующие персты», «простертые длани» (в том числе с зажатыми в них головными уборами) – жесты, типичные для параноиков.
«Указующие персты», «простертые длани» (в том числе с зажатыми в них головными уборами) – жесты, типичные для параноиков. Они уверенно тычут пальцем не только в некую «светлую даль», но и, например, в книжную страницу, в лозунг на транспаранте, в чертеж, словом, туда, где четко и ясно выражены их принципы, намерения, цели, символы веры. Дескать, глядите, читайте, усваивайте.
Речь параноика часто сопровождается постукиванием по столу кулаком, ребром ладони, негнущимся напряженным пальцем. Такое впечатление, что он задает ритм своим словам, обозначая начало и конец каждой фразы. Он словно вбивает в голову слушателям высказываемые мысли.
Оформление пространства
Оформление пространства параноиком сводится к превращению любого помещения в рабочий кабинет. Он – трудяга, влюбленный в свою работу. Поэтому все, что его окружает, носит отпечаток его основной деятельности, выбранной им цели. Вспомним, что у эпилептоида тоже есть рабочая зона, где он занимается своими поделками, хранит инструменты. Но эта зона – одна из многих функциональных зон, не более. Существуют и другие. Ревнитель формального порядка, эпилептоид не станет, к примеру, принимать пищу в спальне или выпиливать лобзиком, сидя за обеденным столом.
Параноик работает везде, где он находится. За чашкой утреннего чая он дорисовывает схему, которую не успел закончить прошлой ночью, потому что его, несмотря на выпитый им в одиночку кофейник, все-таки сморила усталость. Принимая душ и затем одеваясь, он в режиме бормотания проговаривает тезисы своего выступления на предстоящем производственном совещании, с удовольствием перебирает в уме наиболее актуальные и трудоемкие задачи. Ложась в постель, он кладет рядом с подушкой телефон, чтобы ни в коем случае не проспать какое-нибудь важное событие, чтобы ни одна значимая проблема не была – не дай Бог! – решена без его участия.
Особенности поведения
Паранойяльная тенденция в характере – это целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, высокая работоспособность, упорство в преодолении препятствий, лидерство, т. е. объективная потребность в помощниках, обусловленная масштабностью замыслов… Значит ли это, что паранойяльный радикал безусловно полезен обществу? А как же быть с диалектикой, согласно которой не бывает пользы без вреда? Или параноик – исключение?
Вы, вероятно, заметили, что такая важная составляющая психики, как интеллект, все время остается за рамками наших рассуждений о характере. Это потому, что интеллект (под которым понимается результат взаимодействия познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления и др.) не определяет стиль поведения в том смысле, о котором ведем речь мы. Он не добавляет новых красок, особенностей (кроме ситуации с шизоидным радикалом, но об этом позже). Интеллект определяет уровень сложности усваиваемых поведенческих стереотипов и, как следствие, уровень результатов поведения. Интеллект, таким образом, является не формообразующим фактором, а ресурсом поведения. Так же, как, например, материальный достаток.
Чем будут отличаться поступки, взгляды, ценности и т. д. богатого и умного истероида от поступков и взглядов истероида бедного и глуповатого? Разумеется, не стилем. Стиль будет одинаковым: позерство, претенциозность, стремление вызвать своим поведением социальный резонанс. Просто богатство и интеллект – сразу или постепенно – приведут человека в соответствующую элитную общественную группу, где ему придется хвастать перед другими не грошовой бижутерией, а редкими бриллиантами, не яркой расцветки «юбочкой из плюша» из магазина готового платья, а эксклюзивными нарядами от всемирно известных домов моды; имитировать не дворового героя – короля вульгарных застолий и мелких потасовок, а члена парламента или полководца.
Теперь представьте себе параноика, обделенного интеллектом. Каких целей он станет добиваться, не считаясь с энергетическими и людскими затратами? Представили? Вот именно. Это не человек, а братоубийственный снаряд, каток – бессмысленный и беспощадный. Не польза обществу, а непоправимый вред станет результатом его деятельности.
Идем дальше. Знаменитое паранойяльное упорство, уверенность в собственной правоте – разве зачастую все это не оборачивается упрямством, нежеланием и неспособностью услышать своего оппонента, воспринять иную, возможно, более разумную точку зрения? Сколько полезных, перспективных замыслов было пущено под откос параноиками! Только потому, что это были не их замыслы. Ни в грош не ставя чужие, собственным идеям параноики (далеко не всегда объективно) придают повышенное значение.
Остановимся на целеустремленности. Условием ее возникновения, как было сказано, является превращение в сознании человека объективно многогранной идеи в однобокую, говоря по-русски. Однобокость и упрощенность восприятия мира является оборотной стороной этого качества. Нельзя захватить сознание масс идеей (занятие, любимое параноиками!), не упростив ее до понятного всем и каждому лозунга. А упрощение идей нередко извращает их истинный смысл. С водой и ребенка недолго выплеснуть.
Лидерство, производное от масштабности замыслов, – ценное качество, кто спорит. Но лидер-параноик посвящает свой труд, свою жизнь не сегодняшним, а будущим поколениям. Он надевает тяжелое ярмо на себя и на своих соратников-современников, тем самым лишая людей обыкновенных человеческих радостей и желаний. «Крепитесь, друзья, – говорит параноик, – скорее всего, мы погибнем, надорвавшись от непосильного труда, но наши потомки (при этих словах нездоровый блеск его глаз усиливается) будут жить счастливо!» Позиция, достойная аплодисментов, если отвлечься от мысли, что и на потомков найдутся свои параноики. Проблемы индивидуальности параноику неведомы, он их брезгливо отбрасывает, воспринимает как недостойное нытье. Он считает людей десятками, сотнями тысяч, миллионами и миллиардами… Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Параноик жаждет и добивается коренных преобразований во всем, за что ни возьмется. Он глубоко копает. Во многих случаях это хорошо. Без этого мир застыл бы на месте и погиб. Но именно желание коренных преобразований быстрее всего приводит к гибели цивилизации. Добавим к сказанному негибкость параноиков, их склонность во всех ситуациях следовать одним и тем же путем[1] – и диалектическое описание качеств поведения, присущих этой тенденции, готово.
Посильные задачи
Любая задача, предполагающая получение конкретного результата, может быть доверена параноику. Он сразу же постарается укрупнить замысел, увеличить масштабы решаемой задачи, вывести ее из разряда обычных, заурядных в первоочередные. Он развернет деятельность столь бурную, что все прочие цели, стоящие перед организацией, отступят на второй план. Поручите ему создать в строительной фирме, скажем, юридический отдел, и вскоре его усилиями это подразделение разрастется и будет претендовать на ведущую роль в организации (а там и вся фирма превратится в юридическую).
Не следует поручать параноику работу, требующую внимания к конкретному человеку, к его индивидуальным проблемам. Из параноика плохой социальный работник, врач, воспитатель. Он не хочет и не умеет сочувствовать, сопереживать, вообще, тратить время на «единицу». Не может параноик и соотносить свое мнение с мнением других людей, вносить коррективы в собственную позицию. Поэтому переговорщик из него неважный – негибкий, упертый, стремящийся подавить оппонента. Подобная манера вести переговоры приведет к разрыву отношений, к конфронтации.
Особенности построения коммуникации
Грубой коммуникативной ошибкой в отношении параноика будет попытка его переубедить. Это не значит, что следует занимать пораженческую позицию. Просто сколь бы красноречивы и доказательны вы ни были в речах, обращенных к параноику, он не воспримет их, останется при своем мнении, и вы даром потратите силы. Как же быть?
Если идея, которой предан параноик, вас напрямую не затрагивает – оставьте его в покое. Пусть себе работает, стремится, достигает. Не спорьте с ним ради самого спора – дешевле обойдется. Если же он оказался прямо на вашем пути, что вынуждает вас либо бороться, либо сдаться, – боритесь. Только не с ним непосредственно. Выходите на вышестоящий уровень, на руководство (с надеждой, что там нет его единомышленников или что там нет параноиков, а с истероидами, эпилептоидами и т.д. справиться значительно легче). Апеллируйте к общественности, вербуйте сторонников. Вовсю эксплуатируйте собственную паранойяльность. А если ее в вас мало – сдавайтесь. Устраивайтесь ему в кильватер и, уверяю вас, вы не пожалеете. Благодаря такому флагману (он же – локомотив) вы далеко продвинетесь в своих социальных достижениях.
Параноик снисходителен к бывшим оппонентам. Когда они приходят к нему с повинной, параноик воспринимает это как само собой разумеющееся. Конечно, ведь он-то никогда не сомневался в своей правоте, деля мир на единомышленников (т.е. праведников) и инакомыслящих (т.е. заблудших). Поэтому для него переход из стана заблудших в стан праведников – событие естественное и желанное[2].
Завершая разговор о паранойяльном радикале, давайте ответим на вопрос, заданный в начале главы: «Так кто же строил железную дорогу?»
Насыпь, вероятно, делал какой-нибудь Силантий, рельсы укладывали Дормидонт с Прокопием, шпалы прибивали к полотну Захар с Никитой. Зосима пилил осины, Герасим валил их наземь, Прокоп вел подкоп…
А железную дорогу все-таки строил граф Петр Андреевич Клейнмихель!
[1]Вдумаемся: паранойяльная преданность идее – следствие тревоги, которая присутствует является порождением органических изменений, ослабляющих нервную систему. Параноик боится отклониться от избранного пути, держится за идею, как за поручень, но его сил, энергии все же хватает, чтобы довести замысел до стадии воплощения.
[2] Что коренным образом отличает параноика от эпилептоида. У эпилептоида нет символа веры, нет определённой цели. Ему безразлично, во что верят другие. Главное — из какой они стаи. С его точки зрения, попытка некой особи перейти из своей стаи в чужую — признак слабости, поражения. А слабых, тем более — чужаков, надо наказывать, и пребольно. Что эпилептоид активно и осуществляет.
3.2. Паранойяльная акцентуация
Паранойяльная акцентуация характера личности — это повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, непринятие мнения другого и, как следствие, высокая конфликтность (Психология 1990, 16).
В тесте MMPI этому соответствует шкала паранойяльности Ра (Мельников, Ямпольский 1985, 91-92), в тесте Р.Б.Кэттэла — шкала подозрительности L (там же, 46-47). Лиц с этими чертами называют не только параноическими или паранойяльными психопатами (Практический 1981, 141), но и застревающими личностями (Леонгард 1981, 75) в силу стойкости доминирующего в их поведении аффекта.
Говоря о паранойяльной личности, П.Б.Ганнушкин отмечает, что «самым характерным свойством параноиков является их склонность к образованию так называемых сверхценных идей, во власти которых они потом и оказываются; эти идеи заполняют психику параноика и оказывают доминирующее влияние на все его поведение. Самой важной такой сверхценной идеей параноика обычно является мысль об особом значении его собственной личности. Соответственно этому, основными чертами психики людей с параноическим характером
являются очень большой эгоизм, постоянное самодо-
I Связь назвонив романа «Обмен» со словом «обман» неоднократно подчеркивали и автор, и критики.
вольство и чрезмерное самомнение. Это люди крайне узкие и односторонние: вся окружающая действительность имеет для них значение и интерес лишь постольку, поскольку она касается их личности; все, что не имеет близкого, интимного отношения к его «я», кажется параноику мало заслуживающим внимания, малоинтересным.
Параноика не занимает ни наука, ни искусство, ни политика, если он сам не принимает ближайшего участия в разработке соответствующих вопросов, если он сам не является деятелем к этих областях; и наоборот, как бы ни был узок и малозначащ сам по себе гот или иной вопрос, раз им занят параноик, этого уже должно быть достаточно, чтобы этот вопрос получил важность и общее значение» (Ганнушкин 1984, 266-269).
Всех людей, с которыми параноику приходится входить в соприкосновение, он оценивает исключительно по тому отношению, которое они обнаруживают к его деятельности, к его словам; он не прощает ни равнодушия, ни несогласия. Кто не согласен с параноиком, кто думает не так, как он, тот в лучшем случае — просто глупый человек, а в худшем — его личный враг. Для поведения паранойяльной личности характерны лидерство и эгоизм. Лидерство — это умение организовать деятельность и направить других людей на осуществление какой-либо общественно значимой цели. Паранойяльные личности в наибольшей степени подходят для фигуры лидера. Они стеничны (способны преодолевать препятствия), умеют увлечь людей своим примером и в отличие от истероидных личностей целенаправленны.
Сопутствующий лидерству эгоизм проявляется в желании организовать всю деятельность вокруг себя. Недаром другое название для паранойи — мания величия. Считать себя самым главным человеком, приписывая себе все заслуги, — вот характерная черта паранойяльной личности.
«Что касается эмоциональной жизни параноиков, — писал П.Б.Ганнушкин, — то уже из всего предыдущего изложения со всей ясностью вытекает, что это люди односторонних, но сильных аффектов: не только мышление, но все их поступки, вся их деятельность определяются каким-то огромным аффективным напряжением, всегда существующим вокруг переживания параноика, вокруг его «комплексов», его «сверхценных идей»; лишнее добавлять, что в центре всех этих переживаний всегда находится собственная личность параноика.
которые они иногда наталкиваются, вызывают у них и без этого присущее им по самой их натуре чувство недоверия, обидчивости, подозрительности» (там же).
В психодиагностическом опроснике Р. Б Кеттела этот фактор так и назван — подозрительность (Мельников. Ямпольский 1985, 46-47). Это, пожалуй, самая важная черта личности параноика, проявляющаяся в межличностных взаимоотношениях.
Параноики «неуживчивы, агрессивны: обороняясь, они всегда переходят в нападение, и, отражая воображаемые ими обиды, сами, в свою очередь, наносят окружающим гораздо более крупные; таким образом, параноики всегда выходят обидчиками, сами выдавая себя за обиженных.
При этом мания величия может переходить в манию преследования.
Говоря о параноиках, П.Б.Ганнушкин отмечает, что такого рода отношения с другими людьми «делают параноика по существу несчастным человеком, не имеющим интимно близких людей, терпящим в жизни одни разочарования. Видя причину своих несчастии в тех или других определенных личностях, параноик считает необходимым, считает долгом своей совести — мстить; он злопамятен, не прощает, не забывает ни одной мелочи» (там же).
Лица с паранойяльной акцентуацией отличаются наклонностью не только к аффективному истолкованию ситуации, подозрительностью, недоверчивостью, но и эгоцентрической убежденностью в своей правоте, искаженному пониманию справедливости; не выносят возражений и чужого мнения, склонны к образованию сверхценных идеи и к ревности. При этом, как подчеркивает психиатр, сверхценные доминирующие идеи — это комплексы суждении, отличающиеся аффективной насыщенностью и носящие стойкий характер (Блеихер, Крук 1995, 213).
Для таких лиц характерны крайне выраженная энергичность, самодовольство, самомнение, кипучая деятельность При этом они проявляют честолюбие и даже враждебность по отношению к тем, кто стоит на их пути. Они никому не доверяют, считают своих друзей способными на нечестность и обман (Леонгард 1981, 75-89, Мельников, Ямпольский 1985, 46-47, 91; Практический 1981, 141, Пула тов. Никифоров 1983, 148)
Вот, к примеру, что говорил подросток с подобным паранойяльным состоянием, которому мать пыталась угодить, готовя его любимые блюда «Мать стремится задобрить меня, чтобы я ей верил, хотя на самом деле она меня не любит и может, войдя в доверие, принести вред, даже отравить’ (Ковалев 1985, 95)
«В борьбе за свои воображаемые (‘ — В Б.
Но потерпев поражение, он не отчаивается, не унывает, не со знает, что он не прав, наоборот, из неудач он черпает силы для дальнейшей борьбы» (там же)
Справедливости ради надо добавить, что «пока параноик не пришел в стадию открытой вражды с окружающими, он может быть очень полезным работником; на избранном им узком поприще деятельности он будет работать со свойственным ему упорством, систематичностью, аккуратностью и педантизмом, не отвлекаясь никакими посторонними соображениями и интересами» (там же)
Анализируя психику параноиков, П.Б Ганнушкин отмечает среди них подгруппу фанатиков «Этим термином, — пишет он, обозначаются люди, с исключительной страстностью
посвящающие всю свою жизнь служению одному делу, одной идее, служению, совершенно не оставляющему в их личности места ни для каких других интересов Таким образом, фанатики, как и параноики, люди «сверх ценных идей», как и те, крайне односторонние и субъективные»
«Отличает их от параноиков то, что они обыкновенно не выдвигают так, как последние, на передний план свою личность, а более или менее бескорыстно подчиняют свою деятельность тем или другим идеям общего характера Центр их интересов лежит не в самих идеях, а в претворении их в жизнь — результат того, что деятельность интеллекта чаще всего отступает у них на второй план по сравнению с движимой глубоким, неистощимым аффектом волей»(там же, 268)
Ганнушкин упоминает и «о довольно многочисленной группе», как он выражается, фанатиков чувства. К ним он относит «восторженных приверженцев религиозных сект, служащих фанатикам-вождям слепым орудием для осуществления их задач. Тщательное изучение таких легко внушаемых и быстро попадающих в беспрекословное подчинение людям с сильной волей показывает, что они почти не имеют представлений о том, за что борются и к чему стремятся. Сверхценная идея превращается у них целиком в экстатическое переживание преданности вождю и самопожертвования во имя часто им совершенно непонятного дела.
Подобная замена (отодвигание на задний план) сверхценной идеи соответствующим ей аффектом наблюдается не только в области фанатизма и религиозного изуверства, но является также характерной особенностью, например, некоторых ревнивцев, ревнующих не благодаря наличию мысли о возможности измены, а исключительно вследствие наличности неотступно владеющего им беспредметного (‘ — В Б) чувства ревности» (там же, 269).
Итак, природа паранойяльности заключается в наличии сверхценной идеи, в оценке себя как основного центра вселенной.
Говоря о когнитивной установке паранойяльной личности, следует отметить, что она неодномерна, как у любой акцентуированной личности. Если у неакцентуированной личности возникает, к примеру, мотив получения выборной должности, то он понимает, что другие люди тоже стремятся к этому и будут мешать ему, у акцентуированной же личности вторая часть деятельности — та, что обусловлена взаимодействием с другими людьми, — становится подчас ведущей. Видя, что ему мешают, акцентуированная личность придает этому такую сверхценность, что борьба с другими превращается для нее в самостоятельную деятельность.
И тем самым когнитивная установка словно раздваивается, она сама становится конфликтной, двуплановой. С одной стороны, параноик полагает, что он «несет свет истины» другим людям, с другой стороны, он насаждает свое представление о действительности и о делах. Он требует от других подчинения ему и его программе, пытаясь объединить всех под одним знаменем. Естественно, что при этом его действия вызывают противодействие. Именно это и рождает вторую часть когнитивной установки «меня не понимают, меня хотят предать не только враги, но и друзья».
Предпочитаемые роды деятельности паранойяльной личности — политика, религия и наставничество.
Политика в наибольшей степени соответствует доминанте личности с паранойяльной акцентуацией. Наличие идей, необходимость поиска людей, которые вступили бы в ту или иную партию и при этом поддерживали бы эту идею, — все это словно подпитывает паранойю. Можно даже утверждать, что сама идея политики как особого вида человеческой деятельности в определенной степени паранойяльная.
Что касается религии, то при интересе паранойяльной личности к религии, возможно появление фанатизма в отношении своих идей и нетерпимости к другим мнениям. Характерно, что от призывов «возлюбить ближнего своего как самого себя» (!) фанатики религии переходят к проклятиям с пожеланиями врагу гореть в «геенне огненной».
Что касается интересов паранойяльной личности, то по преимуществу, они направлены на классику, реалистическое искусство и в целом на традиционную культуру. Неприятие авангарда, нетрадиционного искусства очень велико. Что касается литературных предпочтений, то максимальное неприятие вызывает научная фантастика. Причина этого, на наш взгляд, лежит
в том, что в фантастике реализована совершенно противоположная установке паранойяльной личности к целостности установка на разорванность мышления, т.е. шизоидная установка (Белянин, Ямпольскии 1985).
Консервативность убеждений паранойяльной личности связана с приверженностью к. так сказать, «истинным ценностям» и к уважению традиций. Возможные предпочтения в музыке — И.С.Бах, Л.Бетховен, духовная музыка, религиозная литература.
Если говорить о внешности, то, чаще всего паранойяльная личность имеет крупное телосложение и «представительный вид», обладает громким голосом.
В речи паранойяльной личности преобладают три семантических квантора.
Первый квантор: ‘за’ — ‘против’. Он реализуется, например, в таком высказывании, как «Кто не с нами, тот против нас».
Второй квантор: ‘истина’— ‘ложь’. Иллюстрацией может служить тавтологичное высказывание: «Марксистская теория верна, потому что она истинна «.
Третий квантор— ‘доверять’— ‘подозревать’. Он проявляется, к примеру, в поговорке «Доверяй, но проверяй».
Пограничное расстройство личности с параноидальными чертами Адина Изабель Янку, Моника-Джорджиана Лазар, Трифу Симона :: SSRN
Скачать эту статью
Открыть PDF в браузере
ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/> Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
Журнал здравоохранения и медицинских наук, Том 4 №2 (2021)
13 страниц Опубликовано: 6 мая 2021 г.
Просмотреть все статьи Адины Изабель Янку
Университет Бухареста
Университет Бухареста
Медицинский и фармацевтический университет Кэрол Дэвила
Дата написания: 26 апреля 2021 г.
Резюме
Целью этой статьи является оценка текущего и динамического профиля 19-летнего подростка с пограничным расстройством личности (ПРЛ) с параноидными чертами. . Случай позволяет нам определить, как симптомы, связанные с ПРЛ, развиваются на фоне плохого управления потенциально стрессовыми событиями. Имеется пограничная структура личности с явными параноидальными чертами, что подталкивает пациента к дисфункциональному поведению, агрессивным поступкам и суицидальным тенденциям, наблюдается нестабильность пациента, хаотичная сексуальность, аддиктивное и самоповреждающее поведение. Есть элементы, характерные для антисоциальной личности с нарциссическими нотками, которые подчеркивают импульсивные и манипулятивные тенденции, сопровождающиеся периодическими конфликтами и правонарушениями. Выделена клиническая картина патологии II оси, акцентированный аспект которой представлен недостаточностью защитных механизмов, препятствующих адекватной интеграции событий. Принимая во внимание саморазрушающее поведение пациента, импульсивность и множественные зависимости, при отсутствии соответствующего лечения, психотерапии и/или фармакологического лечения в будущем могут возникнуть некоторые осложнения, в том числе риски будущих проблем с законом, саморазрушающее поведение и попытки суицида.
Ключевые слова: Пограничное состояние, Импульсивность, Саморазрушающее поведение, Зависимости
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Янку, Адина Изабель и Лазар, Моника-Джорджиана и Симона, Трифу, Пограничное расстройство личности с параноидальными чертами (26 апреля 2021 г. ). Журнал здравоохранения и медицинских наук, том 4, № 2 (2021 г.), доступно в SSRN: https://ssrn.com/abstract=3833701
У вас есть вакансия, которую вы хотели бы рекламировать в SSRN?
Похожие электронные журналы
Обратная связь
Обратная связь с SSRN
Обратная связь (необходимый)
Электронная почта (необходимый)
Если вам нужна немедленная помощь, звоните по телефону 877-SSRNHelp (877 777 6435) в США или +1 212 448 2500 за пределами США с 8:30 до 18:00 по восточному поясу США с понедельника по пятницу.
параноидальных реакций | Encyclopedia.com
Диагностика
Распространение
Психодинамика
Прогноз и лечение
библиография
Термин паранойя является одним из старейших в истории психиатрии. Он появляется в трудах Гиппократа, а также Платона и Аристотеля и, по-видимому, использовался древними греками и римлянами для обозначения различных психических расстройств, более или менее как термин 9.0082 безумие используется сегодня. Этот термин вышел из употребления примерно во втором веке и не появлялся в психиатрической литературе до конца восемнадцатого века, когда он снова использовался в различных значениях. Гораздо более конкретное значение, в котором паранойя используется сегодня, было четко сформулировано в 1893 году Крепелином, который зарезервировал этот термин для синдрома, характеризующегося коварно развивающимися фиксированными, систематизированными бредом, не сопровождающимися галлюцинациями или общим ухудшением личности.
Существенным признаком в диагностике параноидных реакций является наличие бреда — «ошибочных суждений, не подлежащих исправлению опытом», как назвал их Крепелин (Waelder, 1951, с. 167). Кроме того, должны отсутствовать симптомы, характерные для других расстройств, такие как галлюцинации, ухудшение состояния и неуместный аффект, иначе диагноз (например, параноидальная шизофрения, депрессия с параноидными тенденциями) будет отражать более сложную картину симптомов.
В зависимости главным образом от хроничности, ригидности и степени систематизации бредовой структуры в настоящее время принято различать две диагностические категории: паранойя и параноидное состояние, вместе составляющие высшую категорию параноидных реакций. (Параноидная шизофрения не включена в эту классификацию.)
Паранойя — это психотическое расстройство, которое встречается относительно редко. Бредовая структура развивается медленно, в течение длительного времени и достигает крайней степени организованности и ригидности. Делюзии очень систематизированы и тщательно проработаны. Детали бредовой системы часто разрабатываются со значительным уважением к логике, и пациент может дать убедительный отчет о своем положении, если он соглашается только с исходной предпосылкой. Бредовые идеи сопротивляются попыткам опровержения и изменения и могут сохраняться годами. Вне арены бредовой системы личность остается относительно неповрежденной. Галлюцинаций нет, общей дезорганизации и ухудшения личности нет, интеллектуальная деятельность хорошо сохранена. Психотические черты кажутся, по крайней мере внешне, изолированными от остальной личности, и многие пациенты могут продолжать заниматься бизнесом или профессиональной деятельностью с неизменной эффективностью. Паранойя считается относительно невосприимчивой к терапии.
Параноидальное состояние — менее тяжелый психоз, чем паранойя. Встречается чаще и имеет более благоприятный прогноз. Бредовой системе не хватает сплоченной логики и сложной систематизации, характерных для паранойи. Бред короче и расплывчатее; они более изменчивы и менее устойчивы к изменениям. С другой стороны, они не такие причудливые и фрагментарные, как, например, при шизофрении. Бредовые идеи при параноидных состояниях часто развиваются более внезапно, чем при паранойе, возможно, в ответ на специфический ситуативный стресс. Они обычно имеют более короткую продолжительность и могут даже спонтанно исчезнуть при прохождении эмоционального кризиса. Иногда, однако, бред становится хроническим. Опять же, как и при паранойе, нет общего ухудшения личности или интеллектуального развития.
В этой статье будет проведено различие между паранойей и параноидальным состоянием, если данные доступны для двух состояний по отдельности. По большей части две формы расстройства будут обсуждаться вместе как параноидные реакции или параноидальные расстройства.
Симптоматология
Содержание параноидного бреда широко варьирует, и нередко у одного пациента обнаруживают несколько типов бреда. Безусловно, наиболее частыми являются бред преследования. Больной может полагать, что его преследует и плетет против него заговор лицо или лица, которые намереваются причинить ему различные вреда. Он может быть обеспокоен тем, что его еда отравлена или что его почта подделана. В осуществлении своих коварных замыслов его противники могут заручиться поддержкой многочисленных технических устройств, которые, впрочем, имеют тенденцию идти в ногу с научным прогрессом: то, что раньше приписывали телескопам и магнитам, теперь приписывают телевидению и радарам. Политические идеологии тоже могут быть вовлечены в бредовую систему, опять же часто отражающую современные полярности; в Соединенных Штатах преследователей часто считают коммунистическими агентами.
Бред величия встречается гораздо реже, чем бред преследования, и обычно возникает при более тяжелых формах болезни. Они более типичны для паранойи, чем для параноидных состояний, и характеризуются стабильностью, настойчивостью и хорошо организованностью. Пациент может считать себя человеком огромной важности, благородного происхождения, уникальным и превосходным даром или божественным назначением. Он может попытаться (иногда успешно) получить патент на самое выдающееся изобретение или открыть неуловимое лекарство от калечащей болезни. Религия, наука и политика являются основными источниками предмета для мании величия.
Другие типы бреда были описаны у параноидальных пациентов, особенно эротический бред и бред ревности. Одно время было принято классифицировать параноидные реакции по типу проявляемого бреда. Эта практика оказалась неэффективной из-за большого разнообразия бреда и многих способов их сочетания у одного пациента. Бредовые идеи также возникают как вторичные симптомы при самых разнообразных психотических расстройствах, и дифференциальный диагноз не всегда легко поставить с уверенностью. Они часто появляются при шизофрении и маниакально-депрессивных состояниях, при таких органических заболеваниях, как общий парез, старческое слабоумие, алкогольный психоз.
В дополнение к выраженности бреда симптоматическая картина при параноидных реакциях дополняется рядом других черт, которые можно рассматривать как подкрепляющие и поддерживающие общую бредовую структуру. Больной проявляет преувеличенную самооценку, воспринимая себя как объект того, что происходит вокруг него. Он придает особое значение, согласующееся с его бредом, замечаниям и жестам других, сообщениям в газетах и по радио и интерпретирует их как адресованные лично ему. Прошлые инциденты также могут быть переосмыслены в свете нынешних убеждений («ретроспективная фальсификация»). Однако существует значительная степень избирательности реакции пациента на его окружение. Он чувствителен к реакции (Кэмерон 1959а, с. 513), выделяя те события, какими бы тривиальными они ни были, которые вписывались в его систему предвзятых представлений, игнорируя при этом все опровергающие свидетельства. Он особенно чувствителен к установкам и тенденциям других, которые совпадают с его собственными импульсами и конфликтами. Его восприятие окружающего мира отражает тот факт, что параноик почти всегда крайне враждебен. Для него характерна подозрительность и бдительность, живущий в мире, полном потенциальных опасностей и подразумеваемых угроз. Его бред может привести больного к вспышкам словесной враждебности и обвинений и, гораздо реже, к прямым физическим нападениям на других.
Заболеваемость
Параноидные реакции относительно редко встречаются среди пациентов психиатрических больниц, в настоящее время они составляют около 0,5% первичных госпитализаций и менее 1,5% пациентов, находящихся в психиатрических больницах в Соединенных Штатах. Скорее всего, эти цифры сильно занижают заболеваемость населения в целом; многие пациенты способны контролировать более вопиющие, социально разрушительные проявления своих заблуждений и никогда не госпитализируются; других, особенно там, где расстройство менее тяжелое, терпят дома и на работе как эксцентриков. Также многие психиатры склонны избегать диагнозов паранойя и параноидальное состояние, предпочитая, по возможности, другую категорию, например параноидную шизофрению.
Распространенность
Параноидные реакции в основном относятся к расстройствам среднего возраста. Большинство первых госпитализаций в психиатрические больницы происходят в возрасте 35-50 лет, хотя, особенно в случаях паранойи, болезнь может развиваться несколько лет. Большой процент пациентов, госпитализированных с параноидальными реакциями, никогда не состояли в браке, многие разведены или живут отдельно. Мало что известно о половом распределении параноидных состояний, и мнение большинства более ранних авторов о том, что паранойя чаще встречается у мужчин, не подтверждается более поздними статистическими данными, указывающими на то, что расстройство встречается почти в два раза чаще у женщин (Tyhurst 19).57, с. 47). Опять же, нет убедительных данных об интеллекте и уровне образования при этих расстройствах; однако обычно считается, что параноидальный пациент более умен и имеет более формальное образование, чем средний госпитализированный пациент.
Социальная изоляция. Параноидальные реакции, по-видимому, более распространены среди групп, которые в некоторой степени изолированы от более широкой социальной среды. Сообщалось об относительно более высоких показателях заболеваемости среди перемещенных лиц и беженцев, а также среди групп мигрантов и меньшинств. Параноидальные реакции также чаще встречаются у «языково изолированных людей», языковые различия которых мешают их эффективному общению (Tyhurst 19).57, с. 61).
Объяснение Фрейда
Наряду с вкладом Крепелина в классификацию и описание следует поставить вклад Фрейда в интерпретацию и реконструкцию. В 1911 году Фрейд опубликовал первую и до сих пор наиболее значимую попытку детально разработать взаимодействие психологических сил, ведущих к развитию параноидальной симптоматики. Фрейд основывал свое мышление в основном на автобиографическом описании психоза с выраженным бредом, написанном Даниэлем Паулем Шребером, немецким юристом. Фрейд пришел к выводу: «В основе конфликта в случаях паранойи среди мужчин лежит гомосексуальная желаемая фантазия 9». 0082 любить мужчину . . ». (Фрейд [1911] 1958, стр. 62). Согласно этой точке зрения, параноидальный индивидуум был зафиксирован на психосексуальной стадии первичного нарциссизма, но в течение своей допсихотической жизни был способен подавлять характерные для этой стадии гомоэротические импульсы. Когда, возможно, из-за ряда фрустраций или чрезмерной стимуляции вытесняющий процесс терпит неудачу и позволяет реактивировать гомосексуальные импульсы («возвращение вытесненного»), происходит регрессия к стадии первичного нарциссизма. Отчаянно стремясь исправить брешь в своей защитной структуре, пациент чрезмерно использует защитные механизмы, характерные для этой стадии, особенно отрицание и проекцию. В этих рамках Фрейд продемонстрировал, как различные формы бреда могут быть поняты как противоречия пропозиции «Я (человек) 9».0082 люблю его (мужчина)». При бреде преследования, например, это положение превращается путем формирования отрицания и реакции в «я не люблю его — я ненавижу его». Механизмом проекции второе предложение трансформируется далее в « Он ненавидит (преследует) меня, что оправдывает мою ненависть к нему». «Наблюдение не оставляет сомнений, — писал Фрейд, — что преследователь — это тот, кого когда-то любили» ([1911] 1958, стр. 63). В более поздней статье Фрейд (1915) показали, что гомосексуальность также играет значительную роль в развитии паранойи у пациентки. Таким образом, в сущности, бред параноидального пациента представляет собой его способ смириться с неприемлемыми гомосексуальными чувствами [, см. Защитные механизмы].
Кроме того, Фрейд подчеркивал, что бред также выполняет восстановительную функцию. Они представляют собой попытку реконструкции, восстановления, хотя и нереалистичным образом, объектных отношений, от которых отказались при первоначальном уходе и регрессии.
Оценка объяснения Фрейда
Экспериментальные и клинические попытки оценить работу Фрейда по большей части были сосредоточены на сравнении параноидальных и непараноидальных пациентов по показателям гомосексуальности. В типичном экспериментальном подходе к проблеме Заманский (1958) давал мужчинам, пациентам психиатрической больницы, возможность исследовать парные изображения мужчин и женщин; он обнаружил, что в среднем параноики и параноидальные шизофреники дольше смотрели на изображения мужчин, в то время как непараноидальные шизофреники (и, в другом исследовании, нормальная контрольная группа) дольше смотрели на изображения женщин. Однако не все пациенты с бредом предпочитали изображения мужчин. Клинические исследования (например, Klein & Horwitz 1949) также обычно обнаруживают признаки гомосексуализма у некоторых, но далеко не у всех параноидальных пациентов. Другие исследователи перечитали автобиографический материал Шребера и не согласились с Фрейдом относительно источника трудностей Шребера. Например, Макалпайн и Хантер (опубликовавшие первый английский перевод мемуаров Шребера) приписывают психоз Шребера реактивации не бессознательных гомосексуальных тенденций, а архаичных прегенитальных фантазий о деторождении и самозачатии (Шребер [19]. 03] 1955, стр. 369-411). Более того, они предполагают, что регресс Шребера был на более раннюю стадию «абсолютной амбисексуальности», чем постулировал Фрейд.
При рассмотрении фрейдовского объяснения параноидальных расстройств необходимо рассмотреть два вопроса. Во-первых, возникает вопрос о том, всегда ли гомосексуальный конфликт является частью психодинамического склада пациента. Неспособность выявить гомосексуальную озабоченность у некоторых параноидальных пациентов предполагает, что конфликты, отличные от гомосексуальных, также могут служить фокусом болезни. Кроме того, возникает вопрос о том, играет ли гомосексуальность именно ту роль, которую указал Фрейд в развитии психоза, является ли он первичным этиологическим агентом или просто звеном (возможно, выполняющим защитную функцию) в цепи психодинамических факторов, ведущих в конечном счете к психозу. бредовая структура. Интерпретации, поддерживающие эту последнюю точку зрения, рассматриваются в следующем разделе.
Помимо важности, придаваемой гомосексуальным конфликтам при параноидных расстройствах, общие очертания психодинамической картины, набросанной Фрейдом, никогда серьезно не подвергались сомнению. Освещение таких понятий, как регрессия, реституция, проекция, вытеснение и возвращение вытесненного, остается отличительной чертой истории психиатрии.
Некоторые более поздние психоаналитические вклады
Более поздние теоретики резко расходились с Фрейдом в своем подчеркивании примата враждебности в развитии бреда. Частое присутствие гомоэротического конфликта не отрицается, но ему отводится гораздо менее важное место. Для некоторых теоретиков гомосексуальные возбуждения служат просто для того, чтобы подчеркнуть и усилить общее чувство неполноценности и неадекватности. Для других отношения, установленные Фрейдом между гомосексуализмом и враждебностью, перевернуты, и гомосексуальность рассматривается как защитный маневр против более основных деструктивных желаний. Рыцарь (1940), представитель этого последнего понятия, полагает, что гомосексуальное желание параноидального пациента на самом деле является интенсивной и отчаянной попыткой нейтрализовать и эротизировать огромную бессознательную ненависть. Мощная потребность удерживать гомосексуальные побуждения от осознания основана не на культурном давлении, запрещающем их выражение, а на том факте, что малейшее приближение к объекту любви вызывает сильную тревогу, что и объект, и пациент будут уничтожены враждебностью. в пациенте и вызванная этим враждебность в объекте.
Британский психоаналитик Мелани Кляйн (1948) также выделяет агрессию как центральную проблему при параноидных расстройствах. Кроме того, она оговаривает родственную фиксацию в гораздо более раннем возрасте, чем предполагал Фрейд: в фазе «максимального садизма», приходящейся на первый год жизни. Говорят, что в этой фазе у младенца преобладают интенсивные примитивные чувства враждебности, и именно проекция этих чувств заставляет младенца (и взрослого психотика, который регрессирует к этой фазе) приписывать враждебные намерения окружающим его людям. Опять же, считается, что гомосексуальность там, где он имеет место, выполняет вторичную, защитную функцию от враждебных и деструктивных фантазий.
Препсихотическая личность и срыв
Параноидальную симптоматику наиболее целесообразно рассматривать как преувеличение и усиление личностных паттернов, характерных для индивидуума на протяжении большей части его жизни. В детстве и в препсихотические взрослые годы параноидальные пациенты чаще всего описываются как подозрительные, скрытные, враждебные, обиженные и замкнутые. Жажда похвалы и признания в сочетании с повышенной чувствительностью к критике свидетельствует о наличии глубокого чувства неполноценности и незначительности (Шварц 19).63), хотя и не обязательно на сознательном уровне. Несомненно, для некоторых уязвимой самооценке еще больше угрожает пограничное осознание гомосексуальных интересов или чувство вины и тревоги, сопровождающие деструктивные фантазии. Отказ признать свои собственные недостатки и склонность обвинять других в своих трудностях являются очевидными предшественниками более позднего более нереалистичного использования пациентами механизмов отрицания и проекции, предполагая, что вытеснение само по себе никогда не было полностью успешной защитой. Другие черты, которые часто характеризуют пожизненное поведение параноидального индивидуума — отчужденность, чувство превосходства и собственной важности, высокомерие, гордость, пренебрежение — могут рассматриваться как связанные маневры для поддержания самооценки. Многим людям такой набор защитных черт обеспечивает успешную адаптацию к потенциально угрожающим импульсам и фантазиям — успешную, по крайней мере, в том смысле, что индивидуум не подвергается давлению на развитие полномасштабной бредовой системы.
Однако у параноиков что-то идет не так. Он сталкивается с переживанием или, что более вероятно, с серией переживаний, которые перегружают его защитную структуру, и нагруженные тревогой импульсы грозят прорваться к сознанию. Возможно, сомнения в мужественности подогреваются неудачной любовной связью или, как предположил Фрейд в случае Шребера, неспособностью иметь сына; возможно, чрезмерная враждебность провоцируется соперничеством и конкуренцией в бизнесе или социальным отпором. В любом случае пациент применяет хорошо отработанные, заученные, часто подкрепляемые способы реагирования, в которых он стал экспертом; только теперь они применяются чрезмерно и с большей интенсивностью и жесткостью. Он становится более подозрительным и бдительным, отчаянно исследуя мотивы и действия других для объяснения незнакомых, тревожных импульсов, стоящих на аванпостах сознания. Нередко его враждебность и подозрительность вызывают отпор со стороны семьи и деловых партнеров, и возникает порочный круг между восприятием больного и поведением окружающих. Чрезмерное применение таких механизмов, как отрицание, реактивное формирование, рационализация и проекция, чуждые эго импульсы отвергаются и приписываются источникам вне себя. В конечном итоге возникает необходимость сконструировать новую версию реальности, и ошибочные интерпретации пациента сплетаются в полноценную бредовую систему. Самоуважение снова в безопасности, но цена безумия.
Понятие Кэмерона (1959b) о параноидальном псевдосообществе полезно в этом контексте. Кэмерон указывает, что развитие нормального, социально организованного поведения в значительной степени зависит от поддержания эффективных каналов связи с другими людьми. Благодаря постоянному обмену идеями нормальный человек приобретает значительные навыки в принятии ролей, в изменении своей социальной точки зрения, так что он может смотреть на вещи с точки зрения, отличной от его собственной. В результате он начинает воспринимать себя и других людей относительно объективно, поскольку может проверять и модифицировать ошибочные идеи до того, как они разовьются в сколько-нибудь значительной степени. Кэмерон считает, что у параноиков эти навыки недостаточно развиты, отчасти из-за сохраняющейся на протяжении всей жизни склонности к замкнутости. Реалистичная оценка его представлений об установках и мотивах других ограничена хроническим дефицитом навыков принятия ролей и, следовательно, проверки социальной реальности. При эмоциональном кризисе отсутствие корректирующего опыта делает пациента уязвимым для его внутренних побуждений и фантазий, и он подталкивается ко все более бредовой интерпретации происходящего вокруг него. Там, где бред носит преимущественно персекуторный характер, процесс может завершиться убеждением в том, что больной «находится в центре внимания сообщества лиц, объединившихся в своего рода заговоре против него» (Cameron 19).59б, с. 53), параноидальное псевдосообщество. Эта воображаемая организация состоит из реальных и воображаемых лиц и обычно напоминает по форме такие бесспорно угрожающие группы, как шпионские сети и тайная полиция. Параноидальное псевдосообщество дает пациенту объяснение его странного, измененного мира, а также представляет собой реститутивную попытку восстановить отношения с социальной реальностью.
Прогноз при паранойе, как правило, неблагоприятный, особенно если лечение не проводится до тех пор, пока болезнь не выйдет за пределы ранних стадий. Полное выздоровление не является правилом, хотя ряд пациентов достигают «социального выздоровления» и не нуждаются в госпитализации. Перспективы более преходящих параноидных состояний гораздо ярче: спонтанное выздоровление не редкость, и в большинстве случаев частично или полностью поддается лечению.
Дифференциальный прогноз при паранойе и параноидных состояниях может быть непосредственно связан с различной историей бредовой структуры при этих двух расстройствах. При паранойе сложная высокоорганизованная бредовая система развивалась медленно, в течение длительного периода времени, прочно утвердившись после бесчисленных подкреплений в качестве эффективной защитной сети от различных стрессовых ситуаций, вызывающих тревогу. Неудивительно, что она так упорно сопротивляется изменениям! Напротив, бредовые идеи при параноидных состояниях возникли намного позже, и им не хватает организации и структуры, чтобы доказать свою полную эффективность в подавлении тревоги и сохранении чувства собственного достоинства. Можно сказать, что эти пациенты меньше теряют, избавляясь от своих заблуждений.
Психотерапия параноидных реакций, будь то на индивидуальной или групповой основе, требует установления эффективных каналов связи между пациентом и терапевтом. Прежде всего, необходимо завоевать доверие и уверенность пациента, что является сложной задачей при столкновении с кем-то, кто считает себя окруженным шпионами и убийцами, планирующими его свержение. Проблема установления продуктивных отношений усугубляется чрезвычайной чувствительностью пациента даже к малейшим враждебным тенденциям терапевта. Вероятно, будет лучше, если терапевт будет искренним, сочувствующим и принимающим человеком, который показывает, что он заинтересован в понимании идей пациента, не обязательно соглашаясь с ними. Рассуждение и логическое опровержение, как правило, неэффективны и имеют тенденцию только повышать бдительность пациента. В конечном счете, пациент должен испытать достаточное снижение тревоги, чтобы быть в состоянии ослабить свои защитные механизмы и пересмотреть свои взгляды на мир.
Параноидные реакции также лечат одним или несколькими соматическими методами. Процесс выздоровления, особенно при параноидных состояниях, иногда можно ускорить применением инсулино-шоковой и электрошоковой терапии. В последнее время для лечения параноидных реакций стали широко использовать транквилизаторы. Несмотря на противоречивые сообщения, ряд исследований показал, что такие препараты, как хлорпромазин и резерпин, могут быть полезны для уменьшения или устранения бреда, возможно, потому, что они имеют тенденцию снижать общий уровень тревоги. Опять же, шансы на выздоровление намного выше, если пациент лечится на ранней стадии болезни, и улучшение, скорее всего, сохранится, если соматическое лечение дополняется психотерапией [9].0082 см. Психические расстройства, лечение ОФ, статью Соматическое лечение].
Гарольд С. Замански
[ Другие соответствующие материалы можно найти в Агрессия; Психические расстройства; Психические расстройства, лечение; Невроз; Психоанализ; Шизофрения; и в биографиях Фрейда; Клейн; Крепелин.]
Кэмерон, Норман 1959a Параноидальные состояния и паранойя. Том 1, страницы 508-539 в Американском справочнике по психиатрии. Под редакцией Сильвано Ариети. Нью-Йорк: Основные книги. → Комплексное обследование местности. Содержит библиографию из 82 наименований. Кэмерон, Норман 1959b Возвращение к параноидальному псевдосообществу. Американский журнал социологии 65: 52-58.
Фрейд, Зигмунд (1896) 1962 Дальнейшие замечания о нейропсихозах защиты. Том 3, страницы 157–185 в Стандартном издании Полного собрания сочинений по психологии Зигмунда Фрейда. Лондон: Хогарт; Нью-Йорк: Макмиллан. → Самое раннее опубликованное обсуждение Фрейдом паранойи с точки зрения вытеснения и возвращения вытесненного. В этой статье впервые вводится понятие проекции.
Фрейд, Зигмунд (1911) 1958 Психоаналитические заметки об автобиографическом описании случая паранойи (параноидного слабоумия). Том 12, страницы 1-82 в Стандартное издание Полного собрания сочинений по психологии Зигмунда Фрейда. Лондон: Хогарт; Нью-Йорк: Макмиллан. → Классическая психоаналитическая интерпретация случая Шребера.
Фрейд, Зигмунд (1915) 1957 Случай паранойи, противоречащий психоаналитической теории болезни. Том 14, страницы 261-272 в Стандартное издание Полного собрания сочинений по психологии Зигмунда Фрейда. Лондон: Хогарт; Нью-Йорк: Макмиллан. → Демонстрирует, что теория паранойи Фрейда применима и к пациентке женского пола.
Джеллифф, Смит Э. 1913 г. Краткое изложение происхождения, трансформаций и современных тенденций концепции паранойи. Медицинская карта 83:599-605. → Прослеживает историю концепции паранойи со времен Гиппократа до начала двадцатого века.
Кляйн, Генриетта Р.; и Хорвиц, Уильям А. 1949 психосексуальных факторов параноидальных явлений. Американский журнал психиатрии 105:697-701. → Клиническое исследование 80 пациентов с бредом. Сообщает данные о сексуальной адаптации до болезни и о сексуальной озабоченности во время болезни.
Кляйн, Мелани 1948 Вклад в психоанализ: 1921-1945. Международная психоаналитическая библиотека, № 34. Лондон: Хогарт.
Найт, Роберт П. 1940 Связь латентного гомосексуализма с механизмом параноидальных заблуждений. Клиника Меннингера, Бюллетень 4:149-159. → Классическая статья, подчеркивающая фундаментальное значение враждебных импульсов в этиологии параноидальных расстройств.
Шребер, Даниэль П. (1903) 1955 Воспоминания о моей нервной болезни. Переведено и отредактировано Идой Макалпайн и Ричардом А. Хантером. Лондон: Доусон. → Впервые опубликовано как Denkwiirdigkeiten eines Nervenkranken. Переводчики не соглашаются с интерпретацией Фрейдом переживаний Шребера и предлагают свою собственную.
Шварц, Д. А. 1963 Обзор «параноидальной» концепции. Архив общей психиатрии 8:349-361. → Подчеркивает центральное значение чувства незначительности и незначительности в развитии параноидальных расстройств.
Тайхерст, Джеймс С. 1957 Параноидальные паттерны. Страницы 31–76 в Александре Х. Лейтоне, Джоне А. Клаузене и Роберте Н. Уилсоне (редакторы), Исследования в области социальной психиатрии. Нью-Йорк: Основные книги. → Полезный критический обзор местности с акцентом на межличностные факторы и факторы окружающей среды. Содержит библиографию 49титулы.
Вельдер, Роберт 1951 Структура параноидальных идей. Международный журнал психоанализа 32: 167-177. → Интересная трактовка тезиса о том, что отрицание является основным механизмом развития бреда.