Перцептивная сторона общения рассматривает: Перцептивная сторона общения в психологии

7 Перцептивная сторона общения.

Перцептивная сторона общения означает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

В ходе познания одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, построение стратегии изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения.

Очень часто восприятие человека человеком обозначают термином «социальная перцепция», введенным Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого «нового взгляда» (New Look) на восприятие.

Идентификация — уподобление себя партнеру по общению, является одним из самых простых способов понимания другого человека.

Эмпатия — другое, близкое по содержанию к идентификации, явление, понимаемое как «вчувствование», умение распознавать эмоции окружающих, откликаться на них.

Рефлексия — определяется в процессах общения как знание и понимание того, как другой человек знает и понимает меня самого.

Эффекты межличностного восприятия—зависят от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации поведения, причин его.

Эффект ореола—происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Эффект ореола проявляется и при формировании первого впечатления о человеке,

Эффекты «первичности» и «новизны»—зависят от порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При восприятии незнакомых людей преобладающей является самая первая известная информация о нем.

Стереотипизация—это сложившийся некоторый устойчивый образ события, явления или человека, которым мы пользуемся как своеобразным «сокращением» при взаимодействии.

Половые различия в общении. Общение между мужчинами больше подчинено статусной иерархии, чем общение между женщинами. При этом люди с меньшими статусом выигрывают больше от использования социально приемлемых видов поведения, чем люди с высоким статусом (Carli L. G., 1989). Общаясь между собой, мужчины и женщины демонстрируют в большей степени мужское, чем женское поведение: больше говорят по делу, чаще не соглашаются друг с другом.

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Важность интерактивной стороны общения привела к тому, что в психологии сложилось специальное направление, которое рассматривает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа.

Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности тем представлением о ней, которое складывается у окружающих. Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содержатся существенные методологические просчеты.

Главными из них являются два.

Во-первых, непропорционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковые ситуации..

Отсюда вытекает и второй важный просчет концепции символического интеракционизма: интерактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержания предметной деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным «представителем» социальных отношений остаются лишь отношения непосредственного взаимодействия.

3.Перцептивная сторона общения :

Полноценное общение становится возможным, только если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценивать уровень взаимопонимания и дать себе отчет с том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы, поведение, отношение к значимым объектам.

Перцептивный аспект общения – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Познавая других людей индивид получает возможность более надежно опредеоить перспективу совместной д-ти с ним. От точности «прочтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.

МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ:

-идентификация – способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта,

-рефлексия – осознание субъектом того как он сам воспринимается партнером по общению,

-каузальная атрибуция (причинная интерпретация) — причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения,

-аттракция,

-эмпатия.

В процессе общения рефлексия и идентификация выступают в единстве.

ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ :

-эффект ореола – заключается в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии, вместе с тем, общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки,

-стереотипизация – классификация форм поведения и интерпритация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, т.

е. отвечающим социальным потребностям,

-эффект первичности,

-эффект недавности.

УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ :

-биологический – пол, возраст, состояние здоровья, конституция, темперамент, физические данные.

-психологический – воля, интеллект, эмоциональное состояние.

-социальное – информация по социальным источникам, слухи, сплетни.

Группа – совокупность людей, объединенных общей целью. Групповая динамика – изменение во времени.

В отечественной психологии одной из концепции групповой динамики предложил Артур Владимирович Петровский, его концепция называется стратометрическая. В зарубежной концепции основоположник Аш. Его мысль :: подвержение лишению других; групповое влияние, феномен группового давления.

В зарубежной психологии основным феноменом влияния группы на личность является конформизм – подчинение мнению большинства людей. Аш рассматривает конформизм как способ подчинения мнению большинства; чем больше группа, тем больше возможности конформизма.

Уровень развития группы носит стратометрический характер, т. е. состоит из нескольких слоев отношения :

-слой «С» — это внешний слой, он основан на проявлении симпатии и антипатии, на протяжении и отталкивании. Природа этих отношений лежит в индивидуальных особенностях людей. Если этот слой развивается, то возникает слой «В» — это ценностно – ориентированный слой отношений. Эти отношения зависят от степени общностей интересов и ценностей. Ядерный слой «А» — он опосредован совместной групповой д-тью и ее целями.

Ядерного слоя достигает не каждый. Чем выше уровень развития группы, тем более представлены эти слои отношений. Если группа не зрелая, то преобладает конформизм и внушение. И если в группе преобладает слой «В», то действует механизм коллективного самоопределения. Внешне он похож на конформизм, но изменение мнения происходит сознательно.

Если преобладает слой «А», действует механизм возложения и принятия ответственности.

В соответствии с этими слоями Петровский выделил разные виды групп :

1. диффузная группа (незнакомые люди собираются в одной аудитории)

2. ассоциация (появляются межличностные взаимоотношения, группа опосредована личностно – значимыми целями).

3. Корпорация – ее принцип – здоровая конкуренция.

4. Коллектив – высший уровень развития группы, в коллективе отношения опосредованы личностно значимыми и общественно значимыми отношениями.

Л. И. Уманский : «процесс развития группы постепенный». Он вводит параметры с помощью которых можно говорить о развитии группы :

1. Направленность – она связана с морально – нравственным уровнем и групповыми целями.

2. Организованность – это распределение функций и ролей.

3. Подготовленность –наличие опыта и определенных знаний, умений, навыков.

4. Интеллектуальное единство,

5. Эмоциональное единство – предполагает наличие эмпатии.

6. Волевое единство – оно обуславливает стрессоустойчивость.

Феномен : внушения, лидерства, организация взаимодействия, конформизм, убеждение, подражание, коллективное мнение.

Если группа зрелая – действует феномен убеждения,

Если группа не зрелая – то внушение.

Виды групп : условные, реальные, большие (организованные и неорганизованные), малые (становящиеся и коллективные).

Признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей; наличие постоянной цели совместной д-ти; наличие в группе организующего начала; разделение и дифференциация персональных ролей; наличие эмоциональных отношений;

Группе присущи следующие закономерности :

Будет неизбежно структурироваться, развивается; изменение места человека в группе м/т происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам различают группы членства и референтные группы.

Эффективное общение зависит от того, как вы воспринимаете мир

«Лишь небольшая часть реальности для человека — это то, что происходит; большая часть — это то, что он воображает в связи с видами и звуками момента». – Сюзанна Лангер

Хотите стать более эффективным коммуникатором? Посмотрите, как вы воспринимаете ваши взаимодействия.

Эффективное общение требует самоанализа и стремления к изменениям.

Подумайте о взаимосвязи между восприятием, языком и поведением и о том, как они влияют друг на друга и формируют вашу реальность. Вы можете по-новому взглянуть на то, как люди воспринимают мир и ориентируются в нем.

Межличностное общение: повседневные встречи (8-е изд.), автор Джулия Вуд подробно описывает процесс восприятия и определяет его как «активный процесс создания смысла путем выбора, организации и интерпретации людей, объектов, событий, ситуаций и действий». (Вуд, 2016).

Следующий сценарий подчеркивает эту идею:

Представьте двух людей, Человека А и Человека Б. Человек А склонен быть очень негативным и смотрит на мир как на место, полное недоверия. Этот человек считает, что каждый «сам за себя». Это смутное представление усиливается, потому что теперь, когда Человек А предрасположен к этому убеждению, он замечает многочисленные примеры, подтверждающие его мировоззрение. Он замечает каждую машину, которая подрезает его в пробке, каждого человека, который не держит дверь открытой, и каждый раз (реально или мнимо) он чувствует себя ущемленным со стороны своих коллег. Если вы проследите этот пример до конца, вы можете догадаться, что Человеку А, вероятно, труднее договариваться о своей повседневной жизни.

Человек Б, напротив, склонен быть очень позитивным со здоровым взглядом на жизнь. Она глубоко верит в то, что люди добрые и всегда готовы протянуть руку помощи. В течение дня она замечает и ценит человека, который поднял ее книги, когда она их уронила, мужчину, который пропустил ее перед собой в очереди за продуктами, и женщину, которая впустила ее в пробку. Если вы будете следовать этому примеру, вы можете догадаться, что человек Б гораздо более позитивен, и вы можете обнаружить, что жизнь этого человека кажется немного легче.

Сценарий

При расширении примера с автомобилем становится ясной связь между восприятием, языком и поведением:

Человек А

  • Настройка: Утренний трафик
  • Восприятие: Каждый думает только о себе и не заботится о нуждах и безопасности других.
  • Ситуация: Кто-то подрезал его в пробке, едва избежав аварии
  • Язык: «Видишь, все такие невежественные и спешат». «Этот парень настоящий придурок».
  • Поведение: поскольку человек А теперь зол, опаздывает и расстроен, его вождение становится более агрессивным, и настроение на день задано.

Человек B

  • Настройка: Утренний трафик
  • Восприятие: Все стараются изо всех сил, и люди действительно хороши.
  • Ситуация: Кто-то подрезал ее в пробке, едва избежав аварии
  • Язык: «Хотелось бы, чтобы этот человек был более аккуратным водителем». «Я надеюсь, что он замедлится, прежде чем он устроит аварию». «Надеюсь, он не торопится, потому что случилось что-то ужасное».
  • Поведение: Из-за восприятия Лица А она испытывает некоторое сочувствие к безрассудному водителю, и ее поведение не подвергается чрезмерному воздействию. Она просто продолжает вести машину и думает о предстоящем дне.

Этот пример подчеркивает прямую связь между тем, что вы думаете, что говорите и как себя ведете. В каждом случае очевидно, что то, что воспринимал каждый человек, напрямую влияло как на его язык, так и на поведение.

Факторы, влияющие на восприятие

То, как человек воспринимает мир, представляет собой комбинацию факторов, таких как самооценка, самооценка и усвоенные ценности. Вуд (2016) отмечает, что «наше восприятие формируется тем, кто мы есть и какой опыт у нас был. Таким образом, межличностные восприятия отражают как то, что внутри нас, так и то, что вне нас». Она предполагает, что эти факторы также влияют на восприятие:

  • Физиология
  • Возраст
  • Культура
  • Социальные роли
  • Когнитивные способности

Рекомендации по улучшению восприятия

Эффективные коммуникаторы понимают связь между восприятием, языком и поведением. Вуд предлагает следующие рекомендации по улучшению восприятия:

  • Признать, что все восприятия являются частичными и субъективными
  • Избегайте чтения мыслей
  • Проверить восприятие с другими
  • Различать факты и выводы
  • Защита от корыстных предубеждений
  • Защита от фундаментальной ошибки атрибуции
  • Этикетки для монитора

Для получения дополнительной информации о том, как улучшить свои навыки общения с помощью восприятия, ознакомьтесь с книгой Вуда «Межличностное общение: повседневные встречи».

Ссылка: Wood, J. (2016). Межличностное общение: повседневные встречи (3-е изд. Стэмфорд, Коннектикут: Уодсворт.)

Когнитивные исследования: принципы и последствия

Приглашенные редакторы

Д-р Карен Ландер – Манчестерский университет (Великобритания), [email protected]

Д-р Габриэль Сондерс – Манчестерский университет (Великобритания), Gabrielle.Saunders@ manchester.ac.uk

В ответ на глобальную пандемию Covid-19 многие правительства по всему миру потребовали (или настоятельно рекомендовали) носить защитные маски (маски) в общественных местах — многие из этих ограничений остаются в силе. сегодня. Хотя ношение лицевых покрытий для предотвращения распространения болезней довольно распространено в некоторых азиатских странах, вполне вероятно, что их использование в других странах будет продолжаться даже после непосредственного риска заражения COVID-19. стихает.

Маски для лица закрывают область рта и носа на лице, оставляя открытой только область вокруг глаз. В результате они ограничивают информацию, которую слушатель/наблюдатель может получить от лица. Это влияет на восприятие выражений лица и эмоций, а также на доступ к сигналам для чтения по губам. Действительно, известно, что ношение маски скрывает сигналы распознавания человеческого выражения (Carbon et al., 2020) и отрицательно влияет на взаимодействие и общение между людьми (Saunders et al., 2020; Wild & Korneld, 2021). Ношение маски приглушает звук голоса и затрудняет понимание речи, поскольку скрывает реплики речи, исходящие от лица (Mheidly, Fares, Zalzale & Fares, 2020). Кроме того, есть сообщения о трудностях установления личности при ношении покрытий для лица (Carragher & Hancock, 2020) и совершении преступлений с использованием покрытий для лица в качестве средства маскировки (Babwin & Dazio, 2020; Southall & Van Syskle, 2020). . Маски для лица также представляют собой проблему для вычислительных систем и алгоритмов распознавания лиц и речи, что приводит к проблемам с проверкой личности и распознаванием речи (Ngan, Grother & Hanaoka, 2020).

Предлагаемая тематическая серия будет освещать новую работу, которая характеризует последствия использования лицевых масок для (а) распознавания и интерпретации выражений лица и эмоций, (б) общения и социальных взаимодействий и (в) распознавания и маскировки человеческой и вычислительной личности. . Они будут рассмотрены в широком контексте способов, которыми может измениться восприятие лица и коммуникация, сравнения социального воздействия покрытий для лица в обществах, в которых они являются обычным явлением, по сравнению с теми, в которых они являются новым явлением, и изменений в воспринимаемом межличностном общении. .

Общая цель состоит в том, чтобы разработать отчеты о том, как и почему покрытия для лица влияют на наше восприятие лица и речевую коммуникацию, уделяя особое внимание соответствующим когнитивным и поведенческим механизмам, а также практическим последствиям и ограничениям.

Если у вас есть вопросы о том, подходит ли ваша работа для этого сборника статей, мы приветствуем предварительные запросы. Отправьте реферат и запрос одному из редакторов.

Информацию о подаче рукописи можно найти по адресу http://cognitiveresearchjournal.springeropen.com/submission-guidelines/preparing-your-manuscript.

Крайний срок подачи : Рукописи должны быть представлены до 15 октября 2021 г. Его миссия состоит в том, чтобы публиковать фундаментальные исследования, вдохновленные использованием: фундаментальные когнитивные исследования, которые вырастают из гипотез о реальных проблемах. Как и все журналы Psychonomic Society, материалы, поступающие в CRPI, подлежат строгой экспертной оценке.

Для рукописей, принятых для специального выпуска, плата за публикацию может быть полностью или частично отменена в зависимости от количества рукописей, принятых для специального выпуска. При подаче рукописи авторы должны указать, запрашивают ли они отказ от платы за публикацию.

Вопросы о гонорарах можно направлять главному редактору Джереми Вульфу, jwolfe@bwh.

Добавить комментарий