перцептивные действия | это… Что такое перцептивные действия?
(англ. perceptual actions) — основные структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа. Впервые понятие П. д. было выдвинуто А. В. Запорожцем, в школе которого они и были наиболее полно изучены (см. Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий). В настоящее время понимание восприятия как системы П. д. широко распространено в отечественной психологии. Близки к нему высказывания таких видных зарубежных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Гибсон, Р. Хелд, У. Найссер.
Исследования онтогенетического (см. Онтогенез) развития процессов восприятия показывают, что вначале они бывают включены во внешние практические действия ребенка.
Дальнейшее развитие деятельности сопровождается значительным сокращением моторных компонентов П. д., в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного (симультанного) акта «усмотрения». Эти изменения обусловливаются выработкой у ребенка целой системы
Всякое П. д. может реализоваться с помощью значительного числа различных перцептивных операций. Большое практическое значение имеет исследование операционально-технической стороны специфически-перцептивных (наблюдательных) видов трудовой деятельности операторов радиолокационных станций, дешифровщиков следов элементарных частиц и аэрофотоснимков. В их составе были выделены и изучены такие П. д., как обнаружение сигнала, выделение информационных признаков и ознакомление с ними, идентификация, опознание (категоризация), т.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Особенности развития перцептивных действий у дошкольников с ОНР
Одной из основных линий современного развивающегося общества является гуманизация воспитательно-образовательной системы, что предполагает усиление интереса к уникальной формирующейся личности ребенка и ставит задачи развития целостного, эмоционально-смыслового, личностного мировосприятия. Перцептивное развитие ребенка имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире и одновременно с этим составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Овладение перцептивными действиями ложится в основу общего умственного развития на первых этапах онтогенеза. С помощью перцептивных действий подготавливается почва для развития всего арсенала умственных действий, который определит познание внешних и внутренних (сущностных) свойств вещей, скрытых от наблюдения связей и зависимостей.
Правильное воспитание воспринимающих органов трудно переоценить, особенно если при развитии ребенка будут следить не только за физическим состоянием их и правильностью функционирования, но и за дальнейшим развитием интеллектуальных процессов, непосредственно связанных с этими органами. Недостаточно, чтобы ребенок научился правильно смотреть и видеть, но необходимо, чтобы он умел наблюдать, чтобы он легко улавливал характерные особенности предметов, чтобы он понимал гармонию красок, чтобы он умел наслаждаться природой.
На современном этапе развития тема развития и обучения перцептивным действиям дошкольников с ОНР является очень актуальной.
Общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. [10]
В последнее время детей с речевой патологией становится все больше. Проявлений общего недоразвития речи достаточно много. [5]
В группах современных дошкольных образовательных учреждений все чаще появляются дети с ОНР. У них нарушено формирование всех ее компонентов, прежде всего звуковой и смысловой сторон, речевой системы при сохранном слухе и интеллекте. Л.С.Выгодский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». И действительно, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. [9]
Детей с ОНР, отмечает Е,Ф,Соботович, отличает от нормальных сверстников несколько более низкий уровень обобщения, недостаточная гибкость и динамичность мышления, более замедленный темп усвоения тех или иных закономерностей.
Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение — связаны с речью. Речь формируется под воздействием высших психических функций, но и они, в свою очередь, развиваются под влиянием речи.
У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. [6]
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. [8]
Целенаправленное перцептивное воспитание, в том числе протекает в условиях специально созданного предметного мира. В предметном мире образно-знаковые системы представлены в качестве предметов объективной действительности, в которых отражены знаки-эталоны (цвета, формы и т.д.).
Согласно определению, данному В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряковым, перцептивные действия — это «основные структурные единицы процесса восприятия у человека. ..».
Перцептивные действия и критерии адекватности образа не остаются неизменными, а проходят значительный путь развития вместе с развитием самой деятельности.
Исследования перцептивных действий в условиях конструктивной деятельности показали что, у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. Речь здесь идет о таких видах продуктивной деятельности, как рисование, конструирование, лепка и др.
У детей формируется умение последовательно осматривать части, элементы конструкций, выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение. Исследования по данной проблеме показали, что развитие перцептивных действий ребенка в играх в образно-знаковых формах осуществляется путем освоения функционального назначения объектов предметного мира.
«С восприятия предметов и явлений окружающего мира, — писал Л.А. Венгер, — начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки3». Как показали исследования Л.А. Венгера, уже в первые месяцы жизни достигается довольно тонкое «ориентировочное» различение старых и новых объектов (отличающихся друг от друга величиной, цветом, формой и т. д.), но еще не происходит формирования константных, предметных перцептивных образов, которые необходимы для управления сложными изменчивыми формами поведения. [3]
На протяжении дошкольного детства складываются три основных вида перцептивных действий:
· действия идентификации,
· действия отношения к эталону,
· действия моделирующие.
Моделирующие действия восприятия складываются в процессе овладения продуктивной деятельностью, направленной не только на использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (конструирование, рисование, лепка, простейшие виды ручного труда). [2]
Перцептивные действия являются движущей силой развития процесса восприятия. Они ведут к созданию адекватной картины окружающего мира, посредством выделение и преобразованиями сенсорной информации.
Таким образом, перцептивные действия — это действия, направленные на получение, анализ и уточнение сенсорной информации. Овладение перцептивными действиями ложится в основу умственного развития на первых этапах онтогенеза. Перцептивное развитие неотрывно связано с освоением культурно-исторического опыта человечества.
Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию. Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познает законы общения, социальные отношения, характеры и социальные роли людей. [4]
Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации. Обследование свойств различных предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями — сенсорными эталонами.
У детей дошкольного возраста перцептивные действия в условиях решения конструктивных задач обнаруживают продуктивную связь ориентировочно-исследовательских и исполнительских действий. Точность перцептивного анализа на данном возрастном этапе в большей степени обусловлена единством зрительных и ручных действий.
Нарушенная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей дошкольного возраста перцептивной сферы.
Перцептивное развитие детей с ОНР включает в себя обогащение чувственного опыта за счет освоения разных способов обследования предметов, совершенствования осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния; освоение сенсорных эталонов — цвета, формы, размера; развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей; развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение маленьких и больших предметов, предметов разных форм, окрашенных в разные цвета, умение сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. [1]
Недостаточно развитые перцептивные действия у детей с ОНР характеризуются ограниченностью выполнения заданий и связано с недостаточной сформированностью системы сенсорных эталонов, в частности процесса восприятия, внимания и возможности его распределения, страдает продуктивность внимания, отстает в развитии словесно-логическое мышление.
Основная цель коррекции перцептивной сферы заключается в формировании системы сенсорных эталонов. Для достижения этой цели необходимо специально организованное восприятие предметов (обследование) для использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.
Литература:
1. А.А.Строкова, Программа для логопедов по курсу «Развитие речи» в условиях логопедического пункта ДОУ [Текст]/ Дошкольная педагогика, 2013, №6. — 27-33с.
2. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет заведений / Под ред. Л.А.Венгера [Текст] — М.: Просвещение, 1988. — 144с.
3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]. — М.: Просвещение, 1988. — 230 с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 536 с.
5. Г. Дмитриева, Интерактивная доска как инновационная форма коррекции речевого недоразвития [Текст]/ Дошкольное воспитание, 2012, №12. — 58-63 с.
6. Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология » [Текст]/ Под ред. В.И.Селиверстова — М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 175с.
7. Логопсихология: учеб. пособие для студентов [Текст]/ Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н.Шаховской — М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 462с.
8. Никитин Б.П. Развивающие игры. — 5-е изд. доп. [Текст] — М.: Знание, 2004. — 128 с.
9. О.Голубец, М Жиличкина Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога. Развитие познавательной сферы у детей с ОНР [Текст]/ Дошкольное воспитание, 2013, №3. — 49-58 с.
10. Специальная психология: учебник для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. В.И.Лубовского. — 6 -е изд., испр. и доп [Текст] — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 560 с.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Действие в восприятии
- Почетное упоминание, Книжная премия 2007 года, присужденная Американской философской ассоциацией.
- $30.00 Мягкая обложка
- Твердая обложка
296 стр., 6 x 9 дюймов, 10 илл.
- Мягкая обложка
- 9780262640633
- Опубликовано: 20 января 2006 г.
- Издатель: The MIT Press
$30,00
- Твердый переплет
- 9780262140881
- Опубликовано: 10 декабря 2004 г.
- Издатель: The MIT Press
$40,00
- Penguin Random House
- Амазонка
- Барнс и Ноубл
- Книжный магазин.org
- Индивидуальный
- Индиго
- Книг на миллион
Другие розничные продавцы:
- Amazon.co.uk
- Блэкуэллс
- Книжный магазин.org
- Фойлз
- Улей
- Водные камни
- Случайный дом пингвинов
- Амазонка
- Барнс и Ноубл
- Книжный магазин. org
- Индивидуальный
- Индиго
- Книг на миллион
Бессознательное влияние действия на восприятие
1. Буччино Г., Бинкофски Ф., Финк Г.Р., Фадига Л., Фогасси Л., Галлезе В., Зейц Р.Дж., Зиллес К., Риццолатти Г., Фройнд Х.Дж. Наблюдение за действием активирует премоторные и теменные области соматотопически: исследование фМРТ. Евро. Дж. Нейроски. 2001; 13: 400–404. [PubMed] [Академия Google]
2. Gazzola V., Keysers C. Наблюдение и выполнение действий с общими двигательными и соматосенсорными вокселами у всех испытуемых: анализ несглаженных данных фМРТ для одного субъекта. Церебр. кора. 2009;19:1239–1255. doi: 10.1093/cercor/bhn181. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Fadiga L., Craighero L., Olivier E. Возбудимость моторной коры человека при восприятии действий других. Курс. мнение Нейробиол. 2005; 15: 213–218. doi: 10.1016/j.conb.2005.03.013. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
4. Rizzolatti G., Craighero L. Система зеркальных нейронов. Анну. Преподобный Нейроски. 2004; 27: 169–192. doi: 10.1146/annurev.neuro.27.070203.144230. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
5. Галлезе В., Фадига Л., Фогасси Л., Риццолатти Г. Распознавание действий в премоторной коре. Мозг. 1996; 119: 593–609. [PubMed] [Google Scholar]
6. Шин Ю.К., Проктор Р.В., Капальди Э.Дж. Обзор современной идеомоторной теории. Психол. Бык. 2011; 136:943–974. [PubMed] [Академия Google]
7. Джеймс А.В. Принципы психологии. Макмиллан; London, UK: 1890. [Google Scholar]
8. Принц В. Восприятие и планирование действий. Евро. Дж. Когн. Психол. 1997; 9: 129–154. дои: 10.1080/713752551. [CrossRef] [Google Scholar]
9. Хоммель Б., Мюсселер Дж., Ашерслебен Г., Принц В. Теория кодирования событий (TEC): основа для восприятия и планирования действий. Поведение наук о мозге. 2001; 24:849–878. doi: 10.1017/S0140525X01000103. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
10. Риццолатти Г., Фогасси Л., Галлезе В. Нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе понимания и имитации действия. Нац. Преподобный Нейроски. 2001; 2: 661–670. doi: 10.1038/350. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Rizzolatti G., Sinigaglia C. Функциональная роль цепи теменно-лобного зеркала: интерпретации и неверные интерпретации. Нац. Преподобный Нейроски. 2010; 11: 264–274. doi: 10.1038/nrn2805. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
12. Csibra G. Отражение действий и понимание действий: альтернативный аккаунт. В: Хаггард П., Россетти Р., Кавато М., редакторы. Сенсомоторные основы высшего познания: внимание и производительность XXII. Издательство Оксфордского университета; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2007. стр. 435–459.. [Google Scholar]
13. Уилсон М., Кноблих Г. Случай участия моторики в восприятии сородичей. Психол. Бык. 2005; 131:460–473. doi: 10.1037/0033-2909.131.3.460. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
14. Fogassi L., Ferrari P.F., Gesierich B., Rozzi S., Chersi F., Rizzolatti G. Теменная доля: от организации действий к пониманию намерений. Наука. 2005; 308: 662–667. [PubMed] [Google Scholar]
15. Bonini L., Serventi F.U., Simone L., Rozzi S., Ferrari P.F., Fogassi L. Захватывающие нейроны теменной и премоторной коры обезьян кодируют цели действия на разных уровнях абстракции во время сложных последовательности действий. Дж. Нейроски. 2011; 31: 5876–5887. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Килнер Дж., Фристон К., Фрит С. Прогнозирующее кодирование: отчет о системе зеркальных нейронов. Познан. Процесс. 2007; 8: 159–166. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
17. Miall R.C., Wolpert D.M. Форвардные модели физиологического моторного контроля. Нейронная сеть. 1996; 9: 1265–1279. doi: 10.1016/S0893-6080(96)00035-4. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Stepp N., Turvey M.T. В сильном ожидании. Познан. Сист. Рез. 2010; 11: 148–164. doi: 10.1016/j.cogsys.2009.03.003. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Дюбуа Д. Математические основы дискретных и функциональных систем с сильными и слабыми антиципациями. Лект. Примечания Вычисл. науч. 2003; 2684:110–132. doi: 10.1007/978-3-540-45002-3_7. [CrossRef] [Google Scholar]
20. Serino A., de Filippo L., Casavecchia C., Coccia M., Shiffrar M., Làdavas E. Поражения двигательной системы влияют на восприятие действия. Дж. Когн. Неврологи. 2010;22:413–426. doi: 10.1162/jocn.2009.21206. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Arrighi R., Cartocci G., Burr D. Снижение перцептивной чувствительности к биологическому движению у пациентов с параплегией. Курс. биол. 2011;21:R910–R911. doi: 10.1016/j.cub.2011.09.048. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Pazzaglia M., Pizzamiglio L., Pes E., Aglioti S.M. Звук действий при апраксии. Курс. биол. 2008; 18: 1766–1772. doi: 10.1016/j.cub.2008.09.061. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Негри Г.А.Л., Румиати Р., Задини А., Укмар М., Махон Б., Карамазза А. Какова роль моделирования движений в действии и распознавании объектов? Признаки апраксии. Познан. невропатия. 2007; 24: 795–816. дои: 10.1080/02643290701707412. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Leggio M.G., Tedesco A.M., Chiricozzi F.R., Clausi S., Orsini A., Molinari M. Нарушение последовательности когнитивных функций у пациентов с очаговым или атрофическим поражением мозжечка. Мозг. 2008; 131:1332–1343. [PubMed] [Google Scholar]
25. Каттанео Л., Фасанелли М., Андреатта О., Бонифати Д.М., Баркьези Г., Каруана Ф. Ваши действия в моем мозжечке: субклинический дефицит наблюдения за действием у пациентов с односторонним хроническим поражением мозжечка гладить. Мозжечок. 2011: 1–8. [PubMed] [Академия Google]
26. Леггио М.Г., Чирикоцци Ф.Р., Клаузи С., Тедеско А.М., Молинари М. Нейропсихологический профиль повреждения мозжечка: гипотеза секвенирования. кора. 2011;47:137–144. [PubMed] [Google Scholar]
27. Аткинсон Дж., Брэддик О. От генов к развитию мозга и фенотипическому поведению: «уязвимость дорсального потока» в отношении пространственного познания, внимания и планирования действий при синдроме Вильямса (WS). ) и другие нарушения развития. прог. Мозг Res. 2011; 189: 261–283. дои: 10.1016/B978-0-444-53884-0.00029-4. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Бхат А., Ланда Р., Галлоуэй Дж. Современные взгляды на моторные функции у младенцев, детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра. физ. тер. 2011;91:1116–1129. doi: 10.2522/ptj.20100294. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Kaiser MD, Pelphrey K.A. Нарушенное восприятие действия при аутизме: поведенческие данные, нейроэндофенотипы и диагностическая ценность. Дев. Познан. Неврологи. 2012;2:25–35. doi: 10.1016/j.dcn.2011.05.005. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Виржи-Бабул Н., Моисеев А., Чеунг Т., Уикс Д.Дж., Чейн Д., Рибари У. Нейронные механизмы, лежащие в основе наблюдения за действиями у взрослых с синдромом Дауна. Являюсь. Дж. Интеллект. Дев. Инвалид. 2010; 115:113–127. doi: 10.1352/1944-7588-115.2.113. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
31. Calvo-Merino B., Grèzes J., Glaser D.E., Passingham R.E., Haggard P. Видеть или делать? Влияние визуального и моторного знакомства на наблюдение за действием. Курс. биол. 2006; 16:1905–1910. [PubMed] [Академия Google]
32. Кросс Э.С., де Гамильтон А.Ф.С., Графтон С.Т. Создание двигательной симуляции de novo: наблюдение за танцем танцорами. НейроИзображение. 2006; 31: 1257–1267. doi: 10.1016/j.neuroimage.2006.01.033. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Engel A., Burke M., Fiehler K., Bien S., Rösler F. Что активирует систему зеркальных нейронов человека при наблюдении за искусственными движениями : восходящие визуальные особенности или нисходящие намерения? Нейропсихология. 2008;46:2033–2042. [PubMed] [Академия Google]
34. Аглиоти С.М., Чезари П., Романи М., Ургези К. Ожидание действия и моторный резонанс у элитных баскетболистов. Нац. Неврологи. 2008; 11:1109–1116. [PubMed] [Google Scholar]
35. Casile A., Giese M.A. Невизуальная двигательная тренировка влияет на биологическое восприятие движения. Курс. биол. 2006; 16: 69–74. [PubMed] [Google Scholar]
36. Хехт Х., Фогт С., Принц В. Моторное обучение улучшает перцептивное суждение: пример передачи действия-восприятия. Психол. Рез. 2001; 65: 3–14. doi: 10.1007/s004260000043. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
37. Битс И.А.М., Рёслер Ф., Филер К. Невизуальное моторное обучение улучшает визуальное восприятие движения: свидетельство нарушения степенного закона двух третей. Дж. Нейрофизиол. 2010;104:1612–1624. [PubMed] [Google Scholar]
38. Кноблих Г., Флач Р. Прогнозирование последствий действий: взаимодействие восприятия и действия. Психол. науч. 2001; 12: 467–472. doi: 10.1111/1467-9280.00387. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Лоула Ф., Прасад С., Харбер К., Шиффрар М. Распознавание людей по их движению. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2005; 31: 210–220. [PubMed] [Академия Google]
40. Репп Б.Х., Кноблих Г. Выполняемые или наблюдаемые действия на клавиатуре влияют на суждения пианистов об относительной высоте звука. QJ Exp. Психол. 2009;62:2156–2170. [PubMed] [Google Scholar]
41. Craighero L., Bello A., Fadiga L., Rizzolatti G. Подготовка рук влияет на реакцию на изображения рук. Нейропсихология. 2002; 40: 492–502. [PubMed] [Google Scholar]
42. Линдеманн О., Беккеринг Х. Манипуляции с объектами и восприятие движения: свидетельство влияния планирования действий на визуальную обработку. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2009 г.;35:1062–1071. [PubMed] [Google Scholar]
43. Wykowska A., Schubö A., Hommel B. Как вы двигаетесь, так это то, что вы видите: планирование действий искажает выбор в визуальном поиске. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2009; 35: 1755–1769. [PubMed] [Google Scholar]
44. Вольшлегер А. Запуск визуального движения невидимыми действиями. Вис. Рез. 2000;40:925–930. doi: 10.1016/S0042-6989(99)00239-4. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
45. Beets IAM, Hart BMT, Rösler F., Henriques DYP, Einhöuser W., Fiehler K. Онлайн-передача действия в восприятие: только действие, зависящее от восприятия, влияет на восприятие. Вис. Рез. 2010;50:2633–2641. [PubMed] [Академия Google]
46. Виштон П.М., Стивенс Н.Дж., Нельсон Л.А., Морра С.Е., Бруник К.Л., Стивенс Дж.А. Планирование достижения объекта меняет то, как его воспринимает дотянувшийся. Психол. науч. 2007; 18: 713–719. [PubMed] [Google Scholar]
47. Müsseler J., Hommel B. Слепота на стимулы, совместимые с реакцией. Дж. Эксп. Psychol.Hum. Восприятие. Выполнять. 1997; 23:861–872. [PubMed] [Google Scholar]
48. Müsseler J., Wühr P., Prinz W. Изменение кода реакции при слепоте на стимулы, совместимые с реакцией. Вис. Познан. 2000; 7: 743–767. [Академия Google]
49. Нисимура А., Йокосава К. Эффекторная идентичность и ортогональная совместимость стимул-реакция при слепоте на стимулы, совместимые с реакцией. Психол. Рез. 2010;74:172–181. doi: 10.1007/s00426-009-0228-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Стевановский Б., Ориет К., Жоликер П. Ослеплены фарами. Может. Дж. Эксп. Психол. 2002; 56: 65–74. [PubMed] [Google Scholar]
51. Стевановски Б., Ориет К., Жоликер П. Можно ли наблюдать слепоту к совместимым с реакцией стимулам при отсутствии реакции? Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2003;29: 431–440. doi: 10.1037/0096-1523.29.2.431. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
52. Стевановски Б., Ориет К., Жоликер П. Вклад символических и ответных реакций в слепоту на совместимые стимулы. Вис. Познан. 2006; 14: 326–350. [Google Scholar]
53. Каттанео Л., Баркиези Г., Табарелли Д., Арфеллер К., Сато М., Гленберг А.М. Моторные характеристики человека предсказуемо модулируют понимание действий других посредством адаптации премоторных зрительно-моторных нейронов. соц. Познан. Афф. Неврологи. 2011;6:301–310. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
54. Цвикель Дж., Грожан М., Принц В. Видение во время движения: Измерение онлайн-влияния действия на восприятие. QJ Exp. Психол. 2007; 60: 1063–1071. [PubMed] [Google Scholar]
55. Miall R.C., Stanley J., Todhunter S., Levick C., Lindo S., Miall J.D. Выполнение движений руками помогает визуально различать похожие позы рук. Нейропсихология. 2006; 44: 966–976. [PubMed] [Google Scholar]
56. Hamilton A.F., Wolpert D., Frith U. Ваши собственные действия влияют на то, как вы воспринимаете действия другого человека. Курс. биол. 2004;14:493–498. doi: 10.1016/j.cub.2004.03.007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
57. Джейкобс А., Шиффрар М. Восприятие ходьбы наблюдателями при ходьбе. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2005; 31: 157–169. doi: 10.1037/0096-1523.31.1.157. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Бортолетто М., Маттингли Дж. Б., Каннингтон Р. Намерения действия модулируют визуальную обработку во время восприятия действия. Нейропсихология. 2011;49:2097–2104. [PubMed] [Google Scholar]
59. Блейкмор С.Дж., Вулперт Д., Фрит С. Почему вы не можете пощекотать себя? НейроОтчет. 2000; 11: Р11–Р16. дои: 10.1097/00001756-200008030-00002. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
60. Бхалла М., Проффит Д.Р. Зрительно-моторная перекалибровка в географическом восприятии. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 1999; 25:1076–1096. doi: 10.1037/0096-1523.25.4.1076. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
61. Witt J.K., Proffitt D.R. Влияние конкретных действий на восприятие расстояния: роль двигательной симуляции. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2008; 34:1479–1492. doi: 10.1037/a0010781. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
62. Жаннерод М., Арбиб М.А., Риццолатти Г., Саката Х. Захват объектов: корковые механизмы зрительно-моторной трансформации. Тренды Нейроси. 1995; 18: 314–320.