Перцептивные процессы. Понятие, свойства восприятия
Восприятие— это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений.
Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний
Виды восприятия
В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.В отличие от ощущений образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся, например,восприятие пространства и восприятие времени. Воспринимая пространство, т. е. удаленность предметов от нас и друг от друга, форму и величину, человек основывается как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных.
При восприятии времени большую роль играют, помимо слуховых и зрительных ощущений, двигательные и внутренние, органические ощущения.
По силе звука грома мы определяем расстояние, отделяющее нас от приближающейся грозы, при помощи осязания мы с закрытыми глазами можем определить форму предмета. У людей с нормальным зрением слуховые и осязательные ощущения играют подобную роль в восприятии пространства. Но эти ощущения приобретают основное значение для лиц, лишенных зрения.
Под восприятием времени понимается процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире. Непосредственному восприятию поддаются только очень короткие временные отрезки. Когда же речь идет о более длительных отрезках времени, то правильнее говорить не о восприятии, а о представлении о времени.
Окружающую действительность воспринимают не те или иные органы чувств, а человек определенного пола и возраста, со своими интересами, взглядами, направленностью личности, жизненным опытом и пр. Глаз, ухо, рука и другие органы чувств лишь обеспечивают процесс восприятия, который зависит от психических особенностей личности.
Основные закономерности восприятия:
апперцепция,
категоризация,
вербальное опосредование,
зависимость от установки, субъективность,
принцип изоморфизма.
Процесс восприятия не ограничивается выделением определенной группы ощущений и объединением их в целостный образ; он предполагает также опознание образа, его сопоставление со следами памяти, осмысление и понимание (особенно, когда воспринимаются символические объекты, знаки, текст и т.д.).
Все это требует привлечения прошлого опыта, в связи с чем принято говорить об особом свойстве сознания — апперцепции,т.е. зависимости отчетливого восприятия какого-либо содержания от прошлых впечатлений и накопленных знаний.
Восприятие сопряжено с категоризацией,психическим процессом отнесения единичного объекта или события к некоторому классу. Иными словами, любой объект воспринимается не как единичность и непосредственная данность, но как представитель обобщенного класса явлений. Причем специфические особенности этого класса автоматически переносятся на воспринимаемый объект. Связь восприятия с категоризацией указывает на опосредованность перцептивных процессов социальным опытом личности и факторами культуры.
Характерная особенность человеческого восприятия в том, что его образы синтезируются с использованием речи (вербальное опосредование),с опорой на семантические структуры естественного языка. За счет вербального (словесного) обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения частных свойств предметов.
В исследованиях целого ряда выдающихся психологов-экспериментаторов (первоначально Г.
Вместе с тем, к основным закономерностям восприятия следует отнести его субъективность:одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, т.е. в зависимости от своих интересов, знаний, потребностей, способностей, целей деятельности и др. субъективных факторов. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности также связывается с фундаментальным понятием апперцепции.
Согласно постулатам гештальт-психологии, восприятие строится по принципу изоморфизма— структурного уподобления формируемого перцептивного образа воспринимаемому объекту.
Законы восприятия (по М. Вертгеймеру).
Эффект сходства. — Фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т.п., в восприятии объединяются и группируются).
Эффект близости. — Близко расположенные фигуры обычно объединяются.
Фактор «общей судьбы». — Фигуры могут объединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них.
Фактор «хорошего продолжения». — Из двух пересекающихся или касающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной.
Фактор замкнутости.— Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.
Фактор группировки без остатка.— Несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы не осталось ни одной отдельно стоящей фигуры.
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ — Что такое ПЕРЦЕПТИВНЫЙ?
Слово состоит из 12 букв: первая п, вторая е, третья р, четвёртая ц, пятая е, шестая п, седьмая т, восьмая и, девятая в, десятая н, одиннадцатая ы, последняя й,
Слово перцептивный английскими буквами(транслитом) — pertseptivnyi
- Буква п встречается 2 раза. Слова с 2 буквами п
- Буква е встречается 2 раза. Слова с 2 буквами е
- Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
- Буква ц встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ц
- Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
- Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
- Буква в встречается 1 раз. Слова с 1 буквой в
- Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
- Буква ы встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ы
- Буква й встречается 1 раз. Слова с 1 буквой й
Перцептивный
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ Имеющий отношение к восприятию. Почти всегда используется в составных терминах, чему следующие статьи служат примером.
Оксфордский словарь по психологии. — 2002
Перцептивный (отлат. perceptio — восприятие) — психическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.
Гамезо М.В. Словарь по педагогической психологии. — 2001
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ЦИКЛ
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ЦИКЛ Термин, используемый У. Нейссером для того, чтобы охарактеризовать свой аргумент, что основной аспект восприятия состоит из набора когнитивных предвосхищений той информации, которую предстоит воспринять.
Оксфордский словарь по психологии. — 2002
Перцептивный цикл — термин У.Нейссера, означает, что основной аспект восприятия состоит из набора когнитивных предвосхищений той информации, которую предстоит воспринять.
vocabulary.ru
Перцептивный навык
НАВЫК ПЕРЦЕПТИВНЫЙ — автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.
Головин С.Словарь практического психолога
Перцептивный навык — автоматизированное, чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.
Устинов И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы. — 2010
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ОБРАЗ
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ОБРАЗ (от лат. perceptio — восприятие…) — образ, создающийся в результате восприятия, одна из разновидностей чувственного образа. Его формирование есть процесс построения изображения.
Психология труда. — 2005
Перцептивные действия
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (англ. perceptual actions) — основные структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного…
Большой психологический словарь. — 2004
Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия -, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа…
Психологический словарь. — 2000
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа…
Глоссарий психологических терминов
Теория Перцептивных Гипотез
Теория перцептивных гипотез — теория восприятия -, автор — Дж. Брунер. Все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события.
Психологический словарь. — 2000
Теория перцептивных гипотез Автор. Дж.Брунер. Категория. Теория восприятия. Специфика. Все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события.
Психологический словарь. — 2000
Тренинг перцептивный
ТРЕНИНГ ПЕРЦЕПТИВНЫЙ — вид тренинга социально-психологического, направленный на развитие способности адекватного и полного познания себя (->Я), других людей и отношений, складывающихся в ходе общения.
Головин С. Словарь практического психолога
Тренинг перцептивный [лат. perceptio — восприятие] — вид социально-психологического тренинга, направленный на развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения.
Социальная психология: Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева. — 2006
ТРЕНИНГ ПЕРЦЕПТИВНЫЙ — англ. training, perceptive; нем. Training, perzeptives. Вид соц.-психол. тренинга, направленный на развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения.
Большой словарь по социологии
Действия перцептивные
ДЕЙСТВИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЕ — основные структурные единицы процесса восприятия. Обеспечивают сознательное выделение некоего аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование информации, сенсорной, приводящее к построению образа…
Головин С. Словарь практического психолога
Действия перцептивные — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа…
Гамезо М.В. Словарь по педагогической психологии. — 2001
Викарные перцептивные действия
ВИКАРНЫЕ ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (от лат. vicarius — заменяющий, замещающий) — внутренние перцептивные действия зрительной системы, направленные на съем (считывание) информации не из внешнего мира, как внешние перцептивные действия, а со следа…
Большой психологический словарь. — 2004
Викарные перцептивные действия (от лат. vicarius — заменяющий, замещающий) — перцептивные действия — зрительной системы. Направлены на анализ — информации, представленной следом от возбуждения рецепторов сетчатки…
Психологический словарь. — 2000
Викарные перцептивные действия Словообразование. Происходит от лат. vicarius — заменяющий, замещающий. Категория. Перцептивные действия. Специфика. Направлены на анализ информации, представленной следом от возбуждения рецепторов сетчатки…
Психологический словарь. — 2000
Русский язык
Перцепти́вный.
Орфографический словарь. — 2004
- Слова из слова «перцептивный»
- Слова на букву «п»
- Слова, начинающиеся на «пе»
- Слова c буквой «й» на конце
- Слова c «ый» на конце
- Слова, начинающиеся на «пер»
- Слова, начинающиеся на «перц»
- Слова, оканчивающиеся на «ный»
- Слова, заканчивающиеся на «вный»
- перцеед
- перцем
- перцепиент
- перцептивный
- перцептор
- перцепционный
- перцепция
Введение в процесс восприятия
Восприятие, происходящее от термина «восприятие», относится к ряду процессов, которым мы должны подвергнуться, чтобы осмыслить стимулы, с которыми мы сталкиваемся мысленно, путем организации и интерпретации информации об окружающей среде, в которой мы живем. в или подвергаются.
Сенсорные рецепторы обнаруживают стимулы или сенсорную информацию и передают ее в центральную нервную систему посредством процесса трансдукции, который представляет собой процесс преобразования сенсорного стимула в потенциал действия.
С другой стороны, восприятие будет зависеть от того, как человек интерпретирует сенсорные стимулы. За ощущением следует восприятие.
Процесс восприятия начинается с воздействия раздражителей, присутствующих в окружающей среде, и завершается их интерпретацией или осознанным переживанием. Именно восприятие определяет, как мы на самом деле будем интерпретировать сенсорную информацию или стимулы и взаимодействовать с окружающей средой.
Процесс восприятия включает в себя обработку информации сверху вниз и снизу вверх, снизу вверх, потому что процесс восприятия начинается с входных данных, полученных от сенсорных рецепторов. Он также включает в себя нисходящую обработку, потому что процесс восприятия связан с интерпретацией сенсорных стимулов на основе наших знаний, мыслей и прошлого опыта.
Процесс восприятия является психологическим, в то время как ощущение является скорее физическим процессом . Хотя восприятие строится на сенсорных входах, но не обязательно, чтобы все ощущения приводили к восприятию.
Внимание также является одним из решающих факторов, влияющих на ощущения и восприятие. Внимание играет решающую роль в определении того, что ощущается или воспринимается. Другие факторы, такие как мотивация, убеждения, жизненный опыт, предубеждения, наши ценности и факторы окружающей среды или культурный контекст, в равной степени влияют на наше восприятие.
Ощущение и восприятие хорошо дополняют и уравновешивают друг друга . В отсутствие ощущения или восприятия нам будет трудно разобраться в стимулах, представленных внешним миром или окружающей нас средой.
Нельзя воспринимать ощущение без восприятия или даже восприятие без ощущения. Однако оба они разные, поскольку по-разному обрабатывают информацию.
В процессе ощущения наши органы чувств при воздействии раздражителя в окружающей среде поглощают энергию, которая затем преобразуется в нервные импульсы и передается в мозг через сенсорные рецепторы.
В случае восприятия мозг организует информацию и интерпретирует ее во что-то осмысленное, что опять-таки находится под влиянием избирательного внимания и перцептивного ожидания.
Избирательное внимание — это процесс разграничения важного и менее важного.
Например, группа сотрудников во время участия в программе обучения может выборочно следовать или понимать инструкции инструктора, поскольку их могут отговорить другие факторы, такие как личность инструктора, качество голоса, атмосфера в тренировочном зале или другой участник с участием.
Ожидание восприятия, с другой стороны, подразумевает, что то, как и что мы воспринимаем, будет зависеть от нашего прошлого опыта, биологических факторов или культуры.
Например, увидев картину на стене, вы, возможно, не сможете интерпретировать сообщение, которое художник хочет передать через свое произведение искусства. Но, слушая кого-то, можно развить понимание темы картины и начать находить в ней смысл.
Процесс восприятия
Процесс восприятия состоит из ряда шагов, которые начинаются с воздействия раздражителей и заканчиваются их интерпретацией. Процесс восприятия обычно бессознателен, происходит без нашего ведома, а также несколько раз в день. Процесс восприятия проходит следующие этапы:
Выбор: Это первая стадия восприятия, которая включает в себя принятие решения о том, на что следует обратить внимание, что иногда может быть неосознанным, а в других случаях может быть преднамеренным.
Окружающий нас мир может представлять бесконечное количество стимулов, но наш мозг способен реагировать на стимулы выборочно, что зависит от факторов окружающей среды или индивидуальных факторов. Когда мы обращаем внимание на стимул выборочно, это считается посещенным стимулом.
На выбор влияют различные факторы, такие как побуждения и мотивы, импульсы и стимулы для определенных действий. Эмоциональное влечение разными способами может влиять на то, как мы избирательно обращаем внимание на стимулы. Это было объяснено с помощью следующих примеров:
- Избирательное сохранение : Это означает, что мы склонны вспоминать или сохранять ту информацию, которая совместима с нашими интересами, убеждениями и ценностями, в отличие от той, которая противоречит нашим интересам. наши интересы, ценности или система убеждений, в результате чего мы избирательно организуем информацию. Например, потребитель может рационализировать покупку продукта, который ему нравится, рассматривая только пользу для здоровья или положительные аспекты этого продукта.
- Избирательное восприятие : Это тенденция воспринимать только ту информацию или вещи, которые мы хотим воспринимать, и полностью игнорировать противоположные факторы, противоречащие нашим убеждениям, предпочтениям или ценностям. Например, учитель может найти все хорошие качества в своем любимом ученике и может полностью игнорировать отрицательные качества из-за предвзятости восприятия.
- Избирательное воздействие : Мы выбираем и систематизируем только ту информацию, которой мы хотим подвергаться, основываясь на наших прошлых убеждениях, восприятии или опыте.
Организация : После выборочного выбора стимула вступает в игру второй этап. На этой стадии в мозгу запускается ряд реакций. Он начинается с процесса активации сенсорных рецепторов, который затем передается в мозг в виде нервной энергии и включает в себя мысленное конструирование стимула, называемого восприятием.
На этом этапе мы склонны мысленно организовывать стимулы в осмысленные паттерны, чтобы иметь возможность правильно их интерпретировать.
Схема восприятия помогает организовать информацию или сгруппировать стимулы на основе внешнего вида, взаимодействия, социальных ролей и многих других факторов. Затем эти схемы определяют, как мы воспринимаем окружающий мир. У нас даже есть тенденция формировать стереотипы для осмысления окружающего мира, то есть склонность упрощать или группировать связанные стимулы вместе, чтобы иметь возможность легко понять и интерпретировать информацию максимально упрощенным способом.
Стереотипы могут иметь опасные последствия, если они основаны на нереалистичном приписывании определенных характеристик всей группе. Это может привести к дискриминационному поведению, предвзятому или угнетающему поведению.
Интерпретация : Как только стимул воспринимается выборочно и информация организуется мозгом, происходит интерпретация информации для придания некоторого значения стимулу, которому мы подвергаемся.
Мы склонны категоризировать стимулы по способности приобретать правильное понимание и соответственно принимать улучшенные решения.
Интерпретация носит субъективный характер , поскольку разные люди могут по-разному воспринимать одни и те же стимулы под влиянием своего прошлого опыта, отношения, ценностей или убеждений.
❮❮ Предыдущий | Следующий ❯❯ |
3.1: Процесс восприятия — Социальные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 114746
- Памела Дж. Гербер и Хайди Мерфи
- Центральный общественный колледж Нью-Мексико через https://www.c nm.edu/
Когда вы смотрите на это изображение, вы видите кролика или утку? То, как мы воспринимаем нашу среду и мир вокруг нас, варьируется от человека к человеку; иногда довольно значительно. Однако даже если кто-то видит что-то иначе, чем вы, это не значит, что его восприятие неверно или не так достоверно, как ваше.
Один из способов организации информации — это различие, а это означает, что когда что-то выглядит иначе, чем то, что вокруг него, мы предполагаем, что это не сочетается друг с другом
Какие два предмета подходят друг другу? Большинство американцев склонны выбирать курицу и корову, потому что они оба животные. Однако китайцы могут сказать «корова и трава», поскольку коровы едят траву. Наша культура может влиять на то, как мы классифицируем информацию. Ваша схема того, что связано со школой, может включать автобус, тетрадь, калькулятор, книги и т. д. Схема множественного числа для схемЭта страница под названием 3.1: Процесс восприятия распространяется под лицензией CC BY-SA 3.0, автором, ремиксом и/или куратором являются Памела Дж. Гербер и Хайди Мерфи (https://www.cnm.edu/) через исходный контент, отредактированный в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.