Возраст, возрастные особенности, возрастная периодизация.
ГАПОУ МО «Губернский колледж»
Конспект занятия
по учебной дисциплине ОП 01. Педагогика
в НК-21 группе
Преподаватель педагогики:
Молчанова Татьяна Павловна
Серпухов, 2018
Раздел «Особенности развития личности ребенка»
Дата:15.03.2018 г.
Тема: Возраст, возрастные особенности, возрастная периодизация.
Цели:
Дать знания о возрасте, возрастной периодизации, возрастных особенностях детей и неравномерностях детского развития.
Приобщать обучающихсяк аналитической деятельности.
Через содержание материала урока стимулировать креативно-интеллектуальную активность, рефлексивные способности обучающихся; стремление к профессиональному осмыслению изучаемого материала.
Содействовать формированию профессиональных и общих компетенций.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрации), игровой метод, методы проблемного обучения, частично-поисковый метод, видеометод.
Средства: интерактивная доска
Используемая литература:
Педагогика под ред. И.П. Подласого.
Иващенко Ф.И. Задачи по общей возрастной и педагогической психологии, 1999.
Столяренко Л.Д. Психология, 2016
Ход занятия
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3.Сообщение темы.
4. Изучение нового материала.
Обратить внимание обучающихся на пословицы, представленные на экране:
Птичка-невеличка — всегда молодичка. (русская пословица)
Сколько ни жить, а два раза молоду не быть. (русская пословица)
Хорошая старость лучше, чем плохая молодость. (русская пословица)
Голова седая, да душа молодая. (русская пословица)
О чем эти пословицы? Какая тема нашего урока?
Возраст — конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей
Обычно, называя возраст человека, мы имеем в виду конкретное количество прожитого им, с момента рождения, времени: лет, месяцев, дней.
Как Вы думаете, как называется этот возраст?
Это – хронологическийили паспортный возраст.
У человека может быть один возрастпо годам (хронологический), другой — по уровню созревания и состоянию внутренних органов и систем организма (биологический), третий — по особенностям самосознания и представлений о жизни (психологический).
Психологический возраст имеет самое большое значение для построения обучения.
Проблема психологического возраста и его соотношения с хронологическим приобрела в нашей стране особую актуальность в последней трети ХХ века, в связи с переходом к обучению детей в школе с шести – семи лет. Среди шестилеток, семилеток и даже детей постарше имеется много тех, кто в психологическом плане еще совершенно не готов к школе. У ребятишек преобладает мотивация, интересы и отношения, характерные, скорее, для дошкольного возраста, и учить их достаточно сложно.
Учителя и родители жалуются на невнимательность младших школьников, на проблемы с выполнением домашних заданий, требующих хотя бы минимальной усидчивости, на их повышенную тревожность или, напротив, полное безразличие к учебе. Неутешительны и данные врачей, свидетельствующие о росте числа хронологических заболеваний уже за время обучения в первом классе. Все это – свидетельства несовпадения психологического возраста детей и социальной ситуации развития, характерной для первоклассников.
Такая же проблема существует и на других этапах развития (переход из начальной школы в среднюю).
Развитие в соответствии с возрастом зависит как от средовых факторов, так и от внутренне обусловленных, включая генетические.
Факторы, связанные с внешней средой — это соответствующая с возрастом социальная ситуация развития на всех онтогенетических ступенях, начиная с рождения и даже пренатального периода (желанным ли ребенок родился, как протекала беременность, какие отношения в семье, как ухаживали за малышом, отдавали ли ребенка в детский сад.) Некоторые особенности могут быть обусловлены генетически (папа – заговорил к трем годам и у ребенка повторяется эта особенность).
Конкретный путь развития все равно будет индивидуальным, но темперамент, конкретные сроки созревания отдельных функций центральной нервной системы, а иногда – и генетически обусловленные заболевания имеют значение для будущего обучения, причем на самых разных его ступенях.
Ребенок, чье развитие в каком-то отношении опережает «средний» уровень, нуждается в таких же условиях, как и остальные. Он может сколько угодно заниматься тем, что его особо интересует и в чем он показывает высокий уровень, но важно проследить, чтобы не «западали» и другие стороны развития, на которые ни он, ни окружающие не обращают особого внимания.
Социальные факторы, приводящие к относительно более медленному темпу психического развития, можно условно разделить на две части:
Это педагогическая запущенность (дети и подростки с педагогической запущенностью медленно развиваются из-за того, что на них обращали мало внимания, т. е. не общались, не занимались, не учили, не воспитывали в нужном объеме)
Причина замедленного психического развития связана с тем, что условия, в которых он рос и развивался, не отвечали или даже противоречили закономерностям его психического развития
(Пример: многодетная семья, старшая сестра)
В случаях, когда психологический возраст «отстает» от хронологического, роль обучения и обучающего существенно возрастает. Обучение тогда выполняет коррекционную функцию по отношению к развитию, выравнивает его.
Знания о разных возрастах нужны для обеспечения эффективного обучения и тогда, когда психологический и хронологический возраст совпадают. Обучение тогда осуществляет не коррекцию, а ведущую функцию по отношению к развитию, и оно не в меньшей степени связано с возрастными возможностями и особенностями учащихся
Растущая личность стремится к новому положению, новым видам общественно значимой деятельности (в школе или вне ее) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития.
Обучение и воспитание содействуют не только успешному преодолению возникающих в жизни личности внутренних противоречий, но и их возникновению. Воспитание ставит перед личностью новые цели и задачи, которые осознаются, принимаются или отвергаются ею, становятся (или не становятся) целями и задачами ее собственной деятельности. Возникают расхождения между ними и сложившимися у личности средствами их достижения, побуждающие ее к самодвижению. Создавая оптимальные меры этих расхождений, обучение и воспитание успешно формируют новые действия и необходимые для них мотивы, помогают личности находить соответствующие требованиям общества и ее собственным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельности, к самоутверждению
Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей, – характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Рост, прибавление в весе, появление молочных зубов, смена их, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями.
Возрастная периодизация — выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков.
Для педагогики начальной школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это возраст с момента рождения до 10–11 лет.
Каждый возрастной периодсвязан изменением социальной ситуации развития; ведущей деятельностью; возрастными новообразованиями.
Возрастная периодизация является необходимой системой в образовании,так как педагог в сфере своей деятельности должен знать и понимать, в каком конкретно возрастном периоде будут являться более подходящими определенные стандарты обучения, ведь по закону и 3х-летний ребенок и 15-летний подросток являются детьми, однако методы обучения абсолютно разные. Как известно, каждый отдельный возрастной период характеризуется индивидуальными психологическими и физическими особенностями
Возрастное развитие есть непрерывный процесс самодвижения, имеющий скачкообразный характер. В нем периоды плавного изменения личности перемежаются и отделяются друг от друга кризисами. Чтобы получить картину становления личности ребенка, необходимо охарактеризовать социальную ситуацию развития в каждом периоде, главные личностные новообразования и ведущую деятельность ребенка (см. табл)
Схема периодизации развития
Критерии периодизации | ||||
период | возраст | социальная ситуация развития | ведущая деятельность | личностное новообразование |
новорожденность | 0-1 мес. | взрослыйребёнок | физиологические отправления | способность активно бодрствовать, перцептивная память |
младенчество | 1-12 мес. | взрослыйребёнок | эмоциональное общение | |
Раннеедетство | 1-3 г. | взрослый=ребёнок | предметно- манипулятивная | потребность в ориентировке, речь, система «Я» |
Дошкольное детство | 3-7 л. | ребёнок взрослый | сюжетно-ролевая игра | внутренняя позиция, соподчинениемотивов |
Младшее школьное детство | 7-12 л. | Ребёноксверстники | учение | произвольное целеполагание |
Младший подростковый возраст | 12-15 л. | Младший подросток = сверстники | интимно-личностное общение | способность к идентификации |
Старший подростковый возраст | 15-17 л. | старший подростоксверстники | учебно- профессиональная | чувство одиночества, первая любовь |
Сензитивный период развития – период в жизни человека, наиболее благоприятный для формирования у него определенных психологических свойств личности и видов поведения. Иначе говоря, вовремясензитивного периода определённое свойство личность формируется лучше всего и легче всего. Например, сензитивным периодам развития речи является возраст от полутора до трёх лет. Если по истечении этого времени речь развита недостаточно, впоследствии развитие речи будет связано с большими трудностями, и есть вероятность, что это педагогическое упущение так и не удастся преодолеть.
Просмотр Видеоролика
«Какие особенности младшего школьника вы увидели при просмотре мультфильма»?
Решение педагогической задачи(работа в подгруппах)
На втором уроке пошел снег. Да так неожиданно! Вдруг замелькали белые хлопья. А мы уже столько времени не видели снега! С прошлой зимы. Все обрадовались, зашумели.
Нина Ивановна видит, что нас трудно заставить заниматься, и говорит:
— Уберите книги и тетради. Будем смотреть на снег.
Мы обрадовались, а Нина Ивановна даже позволила нам выйти из-за парт. Какая она у нас все-таки хорошая!
Когда все посмотрели в окно, она спросила:
— Красиво?
— Красиво, — зашептали все ребята.
— А почему красиво, когда идет снег?
Дети стали отвечать:
— Можно в снежки играть, — сказал Андрюша.
— Можно крепость построить из снега, — сказал Игорь.
— И на лыжах кататься с гор, — добавил Витя Зайцев.
— Ну, молодцы! – сказала Нина Ивановна. – Очень хорошо про все рассказали. И про снег, и про зиму, и какие радости она дарит вам. А теперь придумайте свою загадку о снеге.
Минуты три в классе стояла тишина. Затем дети стали говорить:
— Лежит сахару гора, да никто не ест.
— Рис не варился да в кашу превратился.
— Белый дождь до весны не тает.
— Прекрасные загадки придумали! А теперь садитесь на места и запишите домашнее задание.
Только мы написали – звонок.
Ох, и хитренькая Нина Ивановна! За партами не сидели, книжки убрали, а все равно целый урок прозанимались.
Вопрос: как вы думаете,какие возрастные особенности младшего школьника учел педагог, когда принял решение изменить план урока?
Анализ и оценка работы студентов
Параметры оценок:
— активность;
— уровень понимания педагогической задачи;
— уровень сопричастности в работе;
— умение анализировать педагогическую ситуацию.
7. Итог занятия. Рефлексия.
8. Домашнее задание. Выполнение компьютерной презентации по любому детскому возрастному периоду (по выбору обучающегося).
исторических эпох: список основных периодов истории
ОПИСАНИЕ
предыстория, показывающая работающих мужчин и женщин
ИСТОЧНИК
Изображение: Дорлинг Киндерсли / Getty Images / Background : Толчик / iStock / Getty Images Plus
РАЗРЕШЕНИЕ
Используется по лицензии Getty Images
Историки полагаются на письменные записи и археологические свидетельства, чтобы лучше понять историю человечества. Они используют эти ресурсы, чтобы разделить человеческое существование на пять основных исторических эпох: Предыстория , Классика , Средневековье , Раннее Новое время и Современная эпохи. Продолжайте читать, чтобы узнать об основных цивилизациях, технологических достижениях, важных исторических личностях и значимых событиях в эти важные периоды истории.
Предыстория (до 600 г. до н.э.)
Доисторическая эпоха в истории человечества отражает период между появлением людей на планете (примерно 2,5 млн лет назад) и 600 г. до н.э. (до Рождества Христова) или 1200 г. до н.э., в зависимости от региона. Он указывает период на Земле, когда была человеческая деятельность, но практически не содержит записей о человеческой истории. Эту эру также называют 9-й.0023 Эпоха основания , так как многие основания человеческой цивилизации произошли в этот промежуток времени.
Реклама
Основные периоды доисторической эры
Доисторическую эру можно разделить на три более короткие эпохи в зависимости от достижений, произошедших в эти периоды времени. К ним относятся:
- Каменный век (от 2,5 млн до н.э. до 3000 г. до н.э.) — документирует миграцию людей из Африки и первое использование инструментов неандертальцами, денисовцами и ранними людьми
- Бронзовый век (3000 г. до н.э. – 1300 г. до н.э.) – люди поселяются в Месопотамии, долине Инда и древнем Египте; изобретение колеса и металлообработка
- Железный век (1300 г. до н.э. — 600 г. до н.э.) — формирование плановых городов, внедрение металлургических заводов, стали и систем письма
Классическая эра, также известная как Классическая древность , началась примерно около 600 г. до н.э. в большинстве стран мира. Это ознаменовало начало философского периода в мировой истории, а также первых письменных источников истории человечества. В политическом плане классическая эпоха была свидетелем взлета и падения большинства мировых империй.
Реклама
Классические цивилизации и империи
Классическая эпоха в основном была сосредоточена вокруг цивилизаций Средиземного моря и их вклада в мировую культуру. Эти империи включали:
- Древняя Греция (600 г. до н.э. — 600 г. н.э.) — основа демократии, философии, математики, драмы и поэзии
- Древний Рим (753 г. до н.э. — 476 г. н.э.) — политическая власть, разработавшая правовую систему, ирригацию, архитектуру, городские дороги и христианство
- Персидская империя (550 г. до н.э. — 330 г. до н.э.) — Ближневосточная империя, исповедовавшая зороастризм до ислама и захваченная Александром Македонским в 330 г. до н.э.
- Византийская империя (285–1453 гг. н. э.) — средиземноморская культура, вобравшая в себя обычаи и верования Древней Греции и Рима; единственная крупная держава, которая не пала до окончания эпохи Возрождения
Реклама
Средневековье также известно как Средневековье или Постклассическая эпоха . Историки называют раннюю часть этого периода
ИСТОЧНИК
Изображение: Дорлинг Киндерсли / Фон: Толчик / iStock / Getty Images Plus
РАЗРЕШЕНИЕ
Используется по лицензии Getty Images
Важные периоды Средневековья
Средневековье было нестабильным периодом, длившимся почти тысячелетие. Историки часто делят эту эпоху на три отдельных периода: Раннее Средневековье, Высокое Средневековье и Позднее Средневековье.
- Средневековье (1000–1250 гг. н. э.) — 250-летний период, когда католическая церковь достигла пика могущества в крестовых походах
- Позднее средневековье (1250–1450 гг. н. э.) — период эпидемии чумы, начала европейских исследований и изобретения печатного станка
Advertisement
Раннее Новое время, которое сразу же последовало за Средневековьем, ознаменовалось возрождением ценностей и философий классической эпохи. Когда вы думаете о Леонардо да Винчи, Уильяме Шекспире, Иоганне Себастьяне Бахе и Христофоре Колумбе, вы думаете о раннем Новом времени.
ОПИСАНИЕ
Театр «Глобус» раннего Нового времени строится с указанием даты периода
ИСТОЧНИК
/ Getty Images Plus
РАЗРЕШЕНИЕ
Используется по лицензии Getty Images
Движения эпохи раннего Нового времени
Основные движения в политике, религии и географии помогли человеческой цивилизации войти в эпоху Нового времени. Эти движения включают в себя:
- Гуманизм эпохи Возрождения
- Протестантская Реформация (1517–1648 гг. н. э.) — религиозное движение, в котором лютеранство (начатое Мартином Лютером) порвало с католической церковью и дало новое определение христианству
- Европейское Возрождение (1450–1600 гг. н. э.) — известное как культурное «возрождение» в искусстве, музыке, литературе, обществе и философии
- Просвещение (1650–1800 гг.
н. э.) — интеллектуальное движение, также называемое Эпохой Разума ; увидел переосмысление политики, экономики и науки, прежде чем уступил место романтизму в 19 веке
В этот период произошло европейское Возрождение, или «возрождение», а также открытие и колонизация Америки и Эпоха Просвещения .
Реклама
Влияние Ренессанса и Просвещения привело к технологическому буму в Новое время, также известному как Эпоха позднего Нового времени . Мир политики сотрясали войны, революции и конец монархии во многих странах. Эпоха Модерна — это поистине совокупность миллионов лет человеческого развития.
Основные периоды Нового времени
Поскольку наша история последних трех столетий так хорошо задокументирована, можно исследовать каждый период Нового времени отдельно. К этим эпохам относятся:
- Первая промышленная революция (1760–1840 гг. н. э.) — начало современной эры, ознаменовавшейся несколькими технологическими инновациями, в том числе изобретением хлопкоочистительной машины, увеличением количества городских фабрик и фабрик и завершением канал Эри
- Революционный период (с 1764 по 1848 год) — период революций по всему миру, включая американскую революцию, французскую революцию, испано-американские войны за независимость, итальянские революции, греческую войну за независимость и весну народов
- Эпоха империализма (с 1800 г. по 1914 г. н.э.) — век, когда Франция, Великобритания, Испания, Нидерланды и Соединенные Штаты колонизировали другие страны мира
- Викторианская эпоха (с 1837 г. по 1901 г. н.э.) — правление королевы Виктории I, сопровождавшееся ростом урбанизации, Гражданской войной в США и окончанием африканского рабства
- Вторая промышленная революция (с 1869 г. по 1914 г. н.э.) — часто упоминается как Технологическая революция
- Первая мировая война (с 1914 по 1918 год) — всемирный конфликт с центром в Европе; также известная как Великая война
- Великая депрессия (с 1929 г. по 1939 г. н.э.) — продолжительный период мировых экономических трудностей, начавшийся с краха фондового рынка в 1929 г.
- Вторая мировая война (с 1939 по 1945 год) — период военного времени, начавшийся с вторжения Германии в Польшу и закончившийся капитуляцией Японии, последней оставшейся державы Оси
- Современный период (с 1945 г.
Общество формирует нашу историю
Итак, где заканчивается современная эпоха и начинается следующая? Единственный способ узнать это — извлечь уроки из этих исторических эпох и узнать больше о том, как работает общество в больших и малых сферах. Продолжите свое путешествие по истории человечества и общества со списком ключевых терминов и концепций социологии. Затем изучите историю одного региона со списком римских императоров за все время.
Раса и периодизация | Библиотека Шекспира Фолгера
Введение
В сентябре 2019 года Институт Фолджера и Аризонский центр исследований Средневековья и Возрождения совместно спонсировали экстраординарное собрание в Шекспировской библиотеке Фолгера, чтобы изучить историю того, как мы понимаем «расу» — во всех ее значениях.
Мероприятие началось с выступлений Майкла Уитмора , директора Шекспировской библиотеки Фолгера, и Аянны Томпсон , директора Аризонского центра исследований Средневековья и Возрождения в Университете штата Аризона, за которыми последовала пара вступительных лекций Джеральдин. Хенг , профессор Персеваля Техасского университета в Остине, основатель и директор Глобального проекта Средневековья, и Марго Хендрикс
О симпозиуме
Медиевисты и ранние модернисты долгое время боролись со значением и использованием своих собственных обозначений исторических периодов и природой периодизации. На этом симпозиуме изучалось, как критическая расовая теория может дать новое понимание, подходы и критический анализ периодизации. Критическая расовая теория, присутствующая как в исторических, так и в современных дисциплинах, неизбежно ставит под сомнение предположения об историческом знании, теоретических границах, а также научном распространении и влиянии. Таким образом, он предлагает захватывающий потенциал революционизировать академическую периодизацию в исследованиях средневековья и раннего Нового времени.
Помимо выступающих на открытии конференции, в конференции приняли участие другие ученые в области истории, литературы и других дисциплин. Спикеры, которые руководили отдельными сессиями, были Деннис Бриттон (Университет Нью-Гемпшира), Рубен Эспиноса , (Техасский университет в Эль-Пасо), Майкл Гомес (Нью-Йоркский университет), Wan-Chuan Kao (Вашингтон и Вашингтон и Вашингтон и Вашингтон и Вашингтон. Lee University), Carol Mejia LaPerle (Государственный университет Райта), Su Fang Ng, (Virginia Tech), Мэри Рамбаран-Олм (независимый научный сотрудник) и Мишель М. Зауэр (Университет Северной Дакоты).
Прослушайте приветственное слово и введение
Аянна Томпсон и Майкл Уитмор
Аянна ТомпсонАянна Томпсон
Майкл УитморМайкл Уитмор