Пирамида потребностей Маслоу. Применение в жизни и маркетинге
Пирамида Маслоу — это модель, которая последовательно представляет все человеческие потребности, от простых до возвышенных. Она отображает одну из самых распространённых мотивационных концепций — теорию иерархии потребностей, разработанную психологом Абрахамом Маслоу.
В чём суть иерархии потребностей
Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням. При этом стремление к возвышенным потребностям возникает только тогда, когда человек удовлетворит низшие.
Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он в такой ситуации будет тратить много времени и сил на саморазвитие. Но если человек уже обеспечил себя питанием и проживанием, то у него возникает мотивация добиться успеха на работе.
И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре
Подробнее Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:
- Физиология. На самом первом уровне человеку нужны пища, отдых и удовлетворение других потребностей, которые необходимы для нормального существования организма.
- Безопасность. Далее возникает желание стабильности, стремление защитить себя от внешних угроз.
- Любовь и принадлежность. Этот уровень предполагает, что человек удовлетворяет социальные потребности. К примеру, находит друзей, создаёт семью, заводит знакомства с интересными людьми.
- Уважение и признание. На данном этапе возникает потребность в признании со стороны общества. Например, хочется добиться высокого статуса, заслужить уважение окружающих, получить подтверждение своих достижений.
- Самоактуализация. На самом высоком уровне у человека возникает стремление закрыть духовные потребности. Это может быть развитие талантов, поиск смысла жизни.
Цель человеческого поведения по теории Маслоу — достичь пятого уровня. В более поздних работах психолог добавлял ещё два уровня до самоактуализации: познавательных способностей и эстетических потребностей.
Как появилось изображение пирамиды потребностей
Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.
Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей было опубликовано в 1975 году в учебнике У. Стоппа. С тех пор схему используют неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу, или пирамида потребностей.
Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее отображаются более узкие следующие уровни:
- Физиология (голод, жажда и иные естественные потребности).
- Безопасность (чувство защищённости, отсутствие страхов).
- Принадлежность и любовь.
- Уважение и признание (слава, успех, престижный статус).
- Познание (получение знаний, умений и навыков).
- Эстетика (стремление к красоте, поиск идеалов).
- Самоактуализация (реализация способностей).
Схематичное изображение пирамиды Маслоу
В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Люди по-прежнему нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви. А вот далее на первый план выходят репродуктивные цели: сохранение отношений, поиск подходящего партнёра и воспитание детей. Самоактуализация объединена с признанием. При этом учёные отмечают, что потребности порой смещаются и взаимозаменяются.
Обновленная пирамида потребностей
Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии. Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — сильнее нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу объяснял особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.
Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в социологических исследованиях, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.
Критика пирамиды Маслоу
Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.
В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными. Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.
Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.
В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.
В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:
- «Дефицитарные» (низшие). Это потребности, обусловленные дефицитом чего-либо и, соответственно, насыщаемые.
- «Бытийные» (высшие). Этот тип потребностей продиктован ростом и развитием и, следовательно, является ненасыщаемым.
Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.
Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации.
Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют при разработке стратегии продаж. Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.
Как пирамиду Маслоу используют в маркетинге
В маркетинге пирамиду Маслоу применяют для анализа рынка и сегментации аудитории. Это помогает узнать, какие потребности наиболее выражены у выбранной ЦА.
Затем нужно исследовать, как аудитория видит для себя удовлетворение конкретной потребности. И вот когда вы узнаете, что ищут ваши потенциальные клиенты, можно предлагать им подходящее решение.
Представьте ресторан быстрого питания. Его аудитория — люди, которые хотят быстро поесть. У них нет времени на долгое ожидание заказа, они не выбирают ресторан по степени крутости. У аудитории есть физиологическая потребность — утолить голод, желательно быстро и вкусно. И вот именно на этом ресторан делает акцент при размещении рекламы. Примеры слоганов: «Здесь едят 24/7», «Лучшая еда для быстрого перекуса», «Большие порции, низкие цены».
Если цель маркетинга состоит в продвижении продукта, можно сделать акцент на том, какую потребность он удовлетворяет.
При покупке дорогой машины клиент приобретает не средство передвижения, а возможность повысить статус в глазах окружающих. Поэтому в рекламе элитных авто преобладают слова «эксклюзивный», «лимитированный», «класс люкс», «роскошный», «уникальный».
Плюс реклама авто сопровождается изображениями роскошных мероприятий, успешных личностей и «жизни-мечты». Человек покупает образ, который удовлетворяет потребность в признании. Например, рекламный слоган Bentley Continental GT — «Будь экстраординарным».
Также пирамида может пригодиться при долгосрочном планировании. Например, можно исследовать степень удовлетворённости потребностей аудитории и отследить динамику изменений. В итоге можно спрогнозировать будущий спрос, чтобы разрабатывать и выводить на рынок актуальные для клиентов товары.
Отчасти теория Маслоу в маркетинге позволяет понять желания, нужды, цели и мотивации клиентов. Определив уровень клиента в пирамиде, можно разработать для него наиболее выгодное предложение.
Однако не стоит воспринимать пирамиду Маслоу как точный инструмент маркетинга. Теория потребностей — это скорее направление для размышления. У людей действительно существует определённая иерархия потребностей. Но вместе с тем пирамида может быть абсолютно неприменима к отдельно взятому человеку или группе людей. Высшие потребности человека могут преобладать над низшими по разным причинам.
В маркетинге пирамиду Маслоу лучше применять только как вспомогательный способ. Для реального решения конкретных задач лучше использовать точные инструменты.
Главные мысли
Как использовать иерархию потребностей Маслоу в бизнесе и маркетинге
По определению известного западного экономиста и маркетолога Филиппа Котлера, маркетинг как набор инструментов и концепций во многом базируется на удовлетворении потребностей. Зная, как работает механизм возникновения этих потребностей, можно создавать и продвигать востребованный у конкретной аудитории продукт. Обычно для этого маркетологи используют теорию пирамиды Маслоу.
Что такое пирамида потребностей
Это упрощенное описание теории иерархии потребностей человека, которую разработал американский психолог Абрахам Маслоу. Идея в том, что у каждого человека есть множество желаний и потребностей, но все их можно разделить на пять групп.
-
Физиологические: потребность в еде, воде, обеспечении естественных нужд человека.
-
Потребность в безопасности. В эту группу входят как нужда не беспокоиться о своем здоровье и жизни, так и потребность быть в комфорте с психологической точки зрения. Еще в нее включают желание стабильности существования — возможность человека планировать и постепенно достигать целей.
-
Социальные потребности. Это нужда в общении, любви, желании создать семью и заботится о других, отношения с другими людьми.
-
Престижные. Нужда в признании значимости человека другими. Потребность в самоуважении, карьерном продвижении, возвышении над другими людьми в условных рейтингах и соревнованиях.
-
Духовные. Поиск смысла жизни, самоидентификации, мудрости.
Маслоу считал, что человек движется по категориям потребностей, словно по лестнице: сначала удовлетворяет физиологические потребности, то есть нужду первого уровня, а затем уже у него возникает потребности следующих уровней.
Важно: никто не утверждает, что последовательность возникновения потребностей может быть только такой. Речь идет лишь о степени мотивации. Например, голодный человек может желать престижа. Но с большей долей вероятности он сначала удовлетворит потребность в еде, а уже затем будет добиваться признания от других.
Примечательно, что понятие пирамиды потребностей ввел не автор теории Маслоу. Первоисточник возникновения такого представления ученые не знают, но в научных работах часто звучит Филип Котлер — якобы он предложил модель потребностей в виде пирамиды для простоты понимания теории.
Сейчас теория трансформировалась, а маркетологи часто изображают пирамиду с большим количеством деталей. Например, делают семь ступеней:
-
Сначала идут физиологические потребности.
-
Потребность в безопасности.
-
Социальная потребность — желание любви и принадлежности к какой-то группе.
-
Потребность в признании — человек хочет добиться уважения от других.
-
Познавательные потребности — желание изучать мир, приобретать и развивать навыки.
-
Эстетические потребности — стремление к красоте.
-
Духовные потребности — исследование своей личности, поиск смысла жизни.
Относиться к теории иерархии потребностей стоит с долей скепсиса, потому что ее не получается проверить научными методами, например, провести количественное исследование. Это не более чем теория, на которую можно опираться при построении маркетинговых гипотез. Но каждую из них следует проверять на практике.
Свои идеи Маслоу проверял, исследуя биографии известных творческих личностей, например, Авраама Линкольна и Альберта Эйнштейна. При этом он игнорировал тех, кто также добился больших успехов в высших ступенях пирамиды потребностей, но был лишен других благ. Например, творил или занимался философией в условиях опасности и голода.
Как используют теорию потребностей в маркетинге
Людьми в разное время движут разные потребности, считал Котлер, ссылаясь на Маслоу. Если опираться на теорию потребностей, то нет смысла предлагать голодному человеку удовлетворить потребность в любви, а тому, кто не чувствует себя в безопасности, искать смысл жизни. Опираясь на эту теорию, пирамиду Маслоу используют для анализа рынка и сегментации целевой аудитории.
Анализ рынка. Нужно определить, потребности какой целевой группы удовлетворяет товар или услуга. А затем выяснить, достаточно ли на рынке людей, находящихся на этой ступени потребностей.
Например, предприниматель решил открыть недорогой фастфуд в спальном районе — что-то простое и даже не очень качественное, но при этом значительно дешевле аналогов. По Маслоу это основание пирамиды, удовлетворение физиологических потребностей.
Значит, нужно изучить достаток и поведение потребителей: насколько они голодны, позволяет ли их доход удовлетворять потребность в пище теми продуктами, что сейчас продаются в этом микрорайоне, насколько им комфортно будет покупать пищу, которую предлагает бизнес. Узнать это можно с помощью интервью с представителями предполагаемой целевой аудитории.
Если на рынке присутствует много потребителей с низким доходом, которые не могут удовлетворить потребность в пище, то открытие точки с недорогим фастфудом — гипотеза, которую стоит проверить. Если нет, нужно или искать другой район, или переделать продукт под иные потребности целевой аудитории.
Сегментация аудитории. Опираясь на теорию Маслоу, можно сформулировать маркетинговые коммуникации и отсечь ненужную аудиторию. Например, когда ресторан приглашает на светский вечер с дегустацией вин, этим он как бы говорит: «Мы работаем только для тех, кто находится на высших ступенях пирамиды потребностей». Люди, которым нужно быстро удовлетворить голод, вряд ли обратят внимание на креатив ресторана, и бизнесу не придется тратить рекламные ресурсы на лишнее взаимодействие.
Создание креативов. Понимание, на каком уровне потребностей находится целевая аудитория, пригодится и для продвижения продукта. Зная мотивы покупателей, можно генерировать маркетинговые продукты под их нужды.
Например, если аудитория бизнеса удовлетворяет физиологическую потребность в еде, то в рекламе логично будет использовать слоганы с упором на скорость и доступность: «Накормим за одну минуту», «Работаем 24 часа». Если у аудитории потребность в познании, то привлекать ее стоит не лозунгами, а полезной рассылкой и блогом с интересными статьями.
Задача маркетинга — найти актуальную потребность и показать, как бизнес удовлетворит ее.
Чем еще иерархия потребностей может помочь бизнесу
Теорию Маслоу в бизнесе можно использовать не только для изучения и привлечения клиентов. Еще она помогает лучше понять сотрудников, разобраться, чем их мотивировать и как сделать их работу комфортнее.
Для этого в компании нужно создать систему сбора информации. Например, у соискателей уточнять мотиваторы на собеседовании, а для действующих сотрудников внедрить практику one-on-one бесед с руководителями или периодических онлайн-опросов.
Если у сотрудника не удовлетворены физиологические потребности и есть проблемы с безопасностью, бесполезно мотивировать его признанием и другими факторами с высших ступеней пирамиды, лучше подумать о повышении его дохода.
Верно и обратное — если базовые потребности сотрудника удовлетворены, а он теряет мотивацию к работе, нужно проработать другие уровни пирамиды. Например, выяснить, все ли в порядке у работника с принадлежностью к группе — принимает ли его коллектив, нет ли проблем в общении.
Если все в порядке, следует поработать с уровнями познания и признания. Может быть, предложить сложные задачи или отправить его на курсы повышения квалификации. Ведь если человеку в работе все понятно, то скоро работа ему наскучит — то есть появится потребность в познании.
Руководителю нужно постоянно отслеживать, на каком уровне в иерархии потребностей находятся его сотрудники. И регулировать их нагрузку и мотивацию. Значит, продуктивность в коллективе будет сохраняться на постоянно высоком уровне, а текучесть персонала из-за неудовлетворенности снизится.
Роман Казаков Автор медиапортала Русской Школы УправленияВажность пирамиды потребностей Маслоу
Просмотры страниц 204904
Работа • Потребление и потребность
Одна из самых легендарных идей в истории психологии расположена в непритязательном треугольнике, разделенном на пять частей, который повсеместно называют просто «пирамидой потребностей Маслоу».
Эта чрезвычайно влиятельная пирамида впервые увидела мир в академическом журнале в Соединенных Штатах в 1943 году, где она была грубо нарисована в черно-белом цвете и окружена плотным и жаргонным текстом. С тех пор он стал основой психологических анализов, бизнес-презентаций и онлайн-лекций, становясь все более красочным и выразительным в процессе.
Пирамида была работой тридцатипятилетнего еврейского психолога русского происхождения по имени Авраам Маслоу, который с самого начала своей профессиональной карьеры искал не что иное, как смысл жизни. Больше не являясь частью сплоченной ортодоксальной семьи своей юности, Маслоу хотел выяснить, что может сделать жизнь людей (включая его самого) осмысленной в современной Америке, стране, где погоня за деньгами и славой, казалось, затмила любую больше внутренних или аутентичных устремлений. Он рассматривал психологию как дисциплину, которая позволила бы ему ответить на стремления и вопросы, которые люди когда-то относились к религии.
Маслоу вдруг увидел, что у людей можно сказать, что есть по существу пять различных видов потребностей: с одной стороны, психологические или, как их можно было бы назвать, не подразумевая под этим словом никакой мистики, духовные и, с другой , материал. По Маслоу, все мы начинаем с набора совершенно не подлежащих обсуждению и основных физиологических потребностей в еде, воде, тепле и отдыхе. Кроме того, у нас есть острая потребность в физической безопасности и защите от нападения. Но затем мы начинаем входить в духовную сферу. Нам нужна принадлежность и любовь. Нам нужны друзья и любовники, нам нужно уважение и уважение. И, наконец, и это самое главное, нами движет то, что Маслоу называл — теперь уже легендарным термином — стремлением к самоактуализация : обширная, трогательно туманная и в то же время чрезвычайно точная концепция, включающая то, что Маслоу описал как «жить в соответствии со своим полным потенциалом» и «становиться тем, кто мы есть на самом деле». эти потребности, изложенные в форме пирамиды, оказались настолько убедительными, что с элементарной простотой уловили глубокую структурную истину о человеческом существовании. Маслоу с необычайной ловкостью и точностью указал пальцем на ряд ответов на очень обширные вопросы, которые имеют тенденцию сбивать нас с толку и злобно сбивать с толку, особенно когда мы молоды, а именно: чего мы на самом деле добиваемся? Чего мы жаждем? И как нам расставлять приоритеты и уделять должное внимание различным и конкурирующим требованиям, предъявляемым к нашему вниманию? Маслоу с художественной лаконичностью напоминал нам об образе идеальной, благополучной жизни, сразу предположив, что нельзя жить одними лишь духовными призваниями, но и оставаться сосредоточенным только на материальном тоже неправильно. Нам нужно, чтобы быть цельными, как в материальном, так и в духовном царствах, которым нужно уделять внимание, основание оказывает поддержку, в то время как вершина предлагает восходящее направление и определение.
Маслоу отвергал призывы фанатиков двух типов: во-первых, чрезмерно пылких духовных людей, которые могли убедить нас полностью забыть о деньгах, жилье, хорошем страховом полисе и достаточном количестве, чтобы заплатить за обед. Но он также боролся с крайними упрямыми прагматиками, которые могли предположить, что жизнь — это просто грубый процесс подачи еды на стол и похода в офис. Оба лагеря — для Маслоу — неправильно понимали сложность человеческого животного. В отличие от других существ, мы действительно многогранны, призваны сразу развернуть свою душу согласно ее внутреннему предназначению — и убедиться, что мы сможем оплатить счета в конце месяца.
Работая в период расцвета американского капитализма, Маслоу весьма неоднозначно относился к бизнесу. Он был в восторге от материальных ресурсов окружающих его крупных корпораций, но в то же время сетовал на то, что почти вся их экономическая деятельность была — несправедливо и причудливо — сосредоточена на удовлетворении потребностей клиентов в основании его пирамиды. Крупнейшие американские компании помогали людям обрести крышу над головой, кормили их, перевозили с места на место и обеспечивали возможность общения друг с другом на расстоянии. Но они казались совершенно незаинтересованными в попытках удовлетворить основные духовные аппетиты, определенные на более высоких склонах его пирамиды. Ближе к концу своей долгой жизни Маслоу выразил надежду, что со временем предприятия смогут научиться извлекать больше прибыли из удовлетворения не только наших основных потребностей, но также — и что не менее важно — наших более высоких духовных и психологических потребностей. Это был бы действительно просвещенный капитализм.
В личной сфере пирамида Маслоу остается чрезвычайно полезным объектом, к которому можно обращаться всякий раз, когда мы пытаемся оценить направление своей жизни. Часто, размышляя об этом, мы начинаем замечать, что на самом деле мы упорядочивали и уравновешивали свои потребности не так мудро и элегантно, как могли бы. У некоторых жизней неправдоподобно широкая база: кажется, что вся энергия направлена на материальное накопление. В то же время есть жизни с противоположной проблемой, где мы не уделяем должного внимания нашей потребности заботиться о наших хрупких и уязвимых телах.
Маслоу указывал нам на необходимость большего баланса между многими приоритетами, которыми мы должны жонглировать. Его красивая простая визуальная подсказка — это прежде всего портрет жизни, прожитой в гармонии со сложностями нашей природы. Мы должны в менее безумные моменты использовать его, чтобы с новообретенным вниманием подумать о том, что мы можем делать дальше.
Иерархия потребностей Маслоу: 5 уровней пирамиды потребностей
(последнее обновление: 6 марта 2023 г. )
Иерархия потребностей Маслоу — это теория мотивации человека. Это предполагает, что поведение определяется серией все более сложных потребностей. Иерархия обычно изображается в виде пирамиды. Самые основные потребности составляют основу, а сложные потребности находятся на пике.
Иерархия потребностей Маслоу
Пожалуйста, включите JavaScript
Иерархия потребностей Маслоу
Пять уровней иерархии потребностей:
- Физиологические потребности
- Потребности в безопасности
- Социальные потребности
- Потребности в уважении
- Потребности в самоактуализации
Давайте подробнее рассмотрим иерархию и то, как она объясняет мотивацию.
Содержание
5 уровней иерархии потребностей Маслоу
Иерархия потребностей Маслоу чаще всего изображается в виде пирамиды. Это говорит о том, что потребности базового уровня должны быть удовлетворены, прежде чем человек сможет перейти к потребностям более высокого уровня.
Ключевые факты об иерархии потребностей:
- Люди мотивированы на удовлетворение определенных потребностей
- Некоторые потребности имеют приоритет над другими
- В первую очередь необходимо удовлетворить базовые потребности
- Потребности более низкого уровня возникают из-за лишений
- Потребности становятся все более сложными по мере продвижения вверх по иерархии
- Потребности более высокого уровня возникают из потребности расти как личность
1. Физиологические потребности
В основании пирамиды Маслоу лежат физиологические потребности. Примеры физиологических потребностей включают потребность в
- Еда
- Вода
- Воздух
- Гомеостаз
- Сон
- Секс
Маслоу поместил эти потребности в основание пирамиды, потому что они необходимы для выживания. Эти фундаментальные потребности должны быть удовлетворены, чтобы обеспечить что-то, на чем будет строиться остальная часть пирамиды.
Например, представьте, как трудно сосредоточиться на других вещах, когда вы голодны, хотите пить или замерзли. Столкнувшись с физической потребностью или некоторым дискомфортом в окружающей среде, вы обычно сосредотачиваетесь на удовлетворении этих потребностей, прежде чем делать что-либо еще.
2. Потребности в безопасности
Как только физиологические потребности в основном удовлетворены, потребности в безопасности начинают иметь приоритет. Примеры потребностей в безопасности включают:
- Безопасность труда
- Защита от опасностей
- Здоровье
- Благополучие
- Страхование жизни
- Жизнь в безопасном районе или обществе
Потребности могут быть на этом уровне иерархии включают потребности, которые охватывают физическую безопасность и экономическую безопасность. Потребности в физической безопасности могут включать защиту от войн, конфликтов, насилия и стихийных бедствий. Это также может означать наличие медицинской страховки и регулярные осмотры.
Потребности в экономической безопасности могут включать сохранение работы, оплату счетов, добавление денег на сберегательный счет и приобретение страховки жизни.
3. Социальные потребности
Как только потребности на первых двух уровнях иерархии Маслоу удовлетворены, социальные потребности начинают иметь больший приоритет. Эти потребности сосредоточены на принадлежности или необходимости формировать и поддерживать длительные социальные связи. Примеры социальных потребностей могут включать:
- Отношения с членами семьи
- Романтические партнеры
- Друзья
- Знакомые
- Отношения с коллегами или одноклассниками
Чтобы удовлетворить эти социальные потребности, вы можете искать группы или мероприятия, где вы, вероятно, найдете единомышленников. Религиозные группы, социальные клубы, спортивные мероприятия и ассоциации на рабочем месте — это лишь несколько мест, где вы можете наладить социальные связи.
Другие исследователи также изучали важность любви и принадлежности для человеческого развития и благополучия. Исследования показали, например, что наличие социальной поддержки имеет решающее значение для психического здоровья.
Одиночество или отсутствие социальных связей может нанести вред физическому и эмоциональному здоровью человека.
4. Потребность в уважении
После удовлетворения социальных потребностей потребность в уважении и признании становится более важной. Все люди нуждаются в том, чтобы их ценили и уважали. Людям нравится получать признание за свою работу и достижения, независимо от того, связаны ли они с работой, учебой, хобби или какой-либо другой сферой жизни.
Примеры действий, которые могут удовлетворить потребности в уважении, включают:
- Академические достижения
- Профессиональные признания
- Участие в командных видах спорта
- Работа на общественной должности
- Работа в клубе, организации или религиозной группе
Получая признание за эти достижения, люди почувствовать, что они вносят важный вклад в жизнь общества.
Маслоу считал, что существуют более низкие и более высокие уровни уважения. Низкий уровень уважения связан с потребностью получать аплодисменты, похвалы или награды от других людей. Уважение более высокого уровня связано с обретением внутреннего самоуважения.
Исследования показывают, что самооценка, или то, как вы относитесь к себе, является важным предиктором благополучия. Люди, которые более высоко ценят себя и свои отношения с другими, как правило, чувствуют себя более удовлетворенными своей жизнью, находят в жизни больший смысл и чувствуют себя более счастливыми.
5. Самоактуализация
Маслоу считал, что самоактуализация находится на вершине иерархии.
Определение: Самоактуализация включает в себя необходимость полностью реализовать свой потенциал и стать лучшим, кем вы только можете быть.
«Человек должен быть тем, кем он может быть», — резюмировал Маслоу. То, что это влечет за собой, точно зависит от того, что важно для человека. Самореализация может включать достижение максимальных физических и спортивных способностей спортсмена. Для музыканта это может означать достижение высокого уровня мастерства на своем инструменте.
Важно понимать, что самоактуализация не является пунктом назначения или конечной точкой. Вы не реализуете себя и внезапно перестанете расти и меняться как личность. Вместо этого самоактуализация характеризуется тенденцией к актуализации или необходимостью продолжать становиться лучше и лучше осознавать себя.
Типы потребностей
Теория Маслоу также различает два основных типа потребностей: недостаток и рост.
Потребность в дефиците
sПервые четыре уровня иерархии — это потребности в дефиците или d-потребности. Эти потребности возникают из-за депривации. Отсутствие еды или воды приводит к физиологическому стремлению удовлетворить эти неудовлетворенные потребности.
Когда эти потребности не удовлетворены, у человека может остаться чувство напряжения или беспокойства. В результате этого дефицита люди мотивированы предпринимать действия, которые ослабят эти негативные чувства.
Потребность в росте
Высший уровень иерархии известен как потребность в росте, потому что она мотивирована желанием развиваться как личность, а не потому, что чего-то не хватает.
История иерархии потребностей
Абрахам Маслоу был гуманистическим психологом, которого часто называют отцом гуманистического движения в психологии. Гуманизм возник в ответ на две видные школы мысли того времени: психоанализ и бихевиоризм.
Гуманистическая перспектива
Чем гуманизм отличался от этих двух других школ психологии? Мыслители-гуманисты считали психоанализ слишком пессимистичным и сосредоточенным исключительно на негативных аспектах человеческой природы. С другой стороны, бихевиоризм был слишком механистичен и оставлял мало места для рассмотрения таких вещей, как свобода воли.
Теория Маслоу
Маслоу впервые представил свою теорию в статье 1943 года под названием «Теория мотивации человека», опубликованной в Психологический обзор . В нем он изложил базовую пятиступенчатую модель, через которую, по его мнению, проходят люди. Он определил эти пять категорий потребностей как физиологические, безопасность, принадлежность/любовь, уважение и самоактуализация.
Маслоу продолжал совершенствовать свою теорию, изучая людей, которых он считал образцовыми, включая Альберта Эйнштейна, Фредерика Дугласа и Элеонору Рузвельт. Далее он расширил и сформулировал свою теорию в ставшей уже классической книге 1954 года « Мотивация и личность 9».0226 .
За пределами самоактуализации
В последние годы жизни Маслоу все больше приходил к убеждению, что помимо самоактуализации существует еще один уровень, который он называл самопревосхождением.
Как только человек реализует себя, тенденция к актуализации не исчезает. Наоборот, люди всегда стремятся сделать больше, чтобы стать лучше и лучше.
Определение: Самопревосхождение включает в себя взгляд за пределы себя и получение большего осознания и связи с людьми на гораздо более широком уровне.
Более поздние дополнения к иерархии предложили восьмиступенчатую модель, структурированную следующим образом:
- Физиологические потребности
- Потребности в безопасности
- Потребности в любви и принадлежности
- Потребности в уважении
- Когнитивные потребности (потребность в знание и понимание мира)
- Эстетические потребности (потребность в красоте и равновесии)
- Потребности в самоактуализации
- Потребности в самопревосхождении (духовные, мистические, другие переживания, выходящие за пределы самости)
Проблемы с теорией Маслоу
Хотя иерархия потребностей Маслоу стала невероятно популярной в психологии и таких областях, как образование и бизнес, этой теории не хватает эмпирических исследований и научной поддержки.
Потребности не обязательно иерархичны
Хотя исследования подтвердили важность этих потребностей, большинство экспертов оспаривают, что эти потребности следуют описанному Маслоу порядку или что существует иерархия.
Даже сам Маслоу считал, что описанные им потребности не обязательно следуют строгой иерархии и что эти потребности могут существовать и взаимодействовать динамичным и постоянно меняющимся образом.
Примеры:
- Даже люди, не удовлетворившие потребности низшего уровня, все же преследуют потребности высшего уровня в уважении и самореализации.
- Люди, живущие в бедных районах, которые изо всех сил пытаются удовлетворить свои основные физиологические потребности и потребности в безопасности, все еще ищут способы расти и развиваться как люди.
Проблемы метода исследования
Одна из проблем с иерархией потребностей Маслоу заключается в том, что исследование, которое он проводил при разработке своей теории, было сосредоточено на анализе биографий известных личностей, которые, по его мнению, были исключительными и самореализовавшимися.
Некоторые проблемы с этим подходом:
- Список людей, которых он изучал, в основном состоял из белых мужчин, живущих в западном мире, хотя он включил в свою выборку несколько известных женщин.
- Выводы основаны в основном на собственных мнениях и оценках Маслоу. В то время как он, возможно, чувствовал, что человек соответствует его определению самоактуализировавшейся личности, другие могут не согласиться.
- Его выборка также была необъективной, поскольку включала лишь небольшую выборку людей, которые в основном выросли в схожей культуре. Трудно сказать, будут ли его выводы распространяться на похожих людей, женщин, меньшинства или людей, живущих в незападных культурах.
Существуют культурные различия
Даже определение Маслоу того, что значит самореализоваться, страдает от культурной предвзятости. То, что может восприниматься как полностью реализованная и самореализованная личность в индивидуалистической культуре, такой как Соединенные Штаты, может не совпадать с тем, что можно найти в коллективистских культурах, таких как Китай и Япония.
Поддержка иерархии Маслоу
В исследовании, опубликованном Tay and Diener (2011), исследователи проанализировали участников из более чем 120 разных стран. В ходе своего пятилетнего исследования они обнаружили, что в разных культурах существуют универсальные человеческие потребности.
Их исследование также показывает, что, хотя эти потребности существуют в культурах по всему миру, они не следуют порядку в иерархии Маслоу. Вместо этого Тэй и Динер предполагают, что потребности динамичны, а не независимы.
Даже если вы голодны и ищете убежища, вам все равно нужна поддержка семьи и друзей. Даже если вы работаете над созданием дружеских отношений и получением социальной поддержки, у вас все равно есть желание стать лучшим человеком, которым вы можете быть.
Резюме
Иерархия потребностей Маслоу описывает пять различных типов потребностей, которые испытывают люди.
Эти потребности помогают мотивировать человеческое поведение, и люди обычно стремятся удовлетворить свои более базовые потребности, прежде чем удовлетворять более сложные.
Иерархия Маслоу может не следовать порядку, в котором она обычно представлена, но его теория предлагает ценную основу для понимания того, как различные потребности мотивируют человеческое поведение.
Вы самореализовались? Чтобы узнать больше, пройдите этот быстрый тест на самореализацию.
Источники:
Du H, King RB, Chi P. Новый взгляд на самооценку и субъективное благополучие: роли личной, реляционной и коллективной самооценки. PLoS One . 2017;12(8):e0183958. Опубликовано 25 августа 2017 г. doi:10.1371/journal.pone.0183958
Грав С., Хеллзен О., Ромильд У., Стордаль Э. Связь между социальной поддержкой и депрессией среди населения в целом: исследование HUNT, поперечное исследование. Дж Клин Нурс . 2012;21(1-2):111-20. doi:10.1111/j.1365-2702.2011.03868.x
Кендрик Д.Т., Владас Г., Нойберг С.Л., Шаллер М. Обновление пирамиды потребностей: современные пристройки, построенные на древнем фундаменте. Перспективы психологических наук . 2010;5(3), 292-314. doi:10.1177/1745691610369469
Маслоу А.Х. Теория мотивации человека. Психологический обзор. 1943; 50(4) , 370-96.