Всеволод Коршунов: «С начинающим сценаристом, каким бы одаренным он ни был, надо планомерно работать»
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Культура
31.03.2023 16:20
Поделиться
Подвел итоги трек «Кино» Всероссийского конкурса сценарного мастерства «Метод», проходивший при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Он оказался на редкость плодотворным: организаторы получили более 10 000 заявок со всей страны, а среди финалистов продюсеры и представители онлайн-платформ выбрали 13 сюжетов, которые совсем скоро попадут в разработку.
Предоставил Всеволод Корушнов
Тем не менее «Метод» — это не только конкурс, это масштабный образовательный проект, к которому может подключиться каждый, которому интересно сценарное мастерство. Лекции к этому проекту записывали знаковые персонажи индустрии, среди которых сценарист Андрей Золотарев, преподаватель Всеволод Коршунов, режиссер Игорь Поплаухин, историк кино Даниил Ляхович и другие. Еще два тематических трека, курируемых Агентством креативных индустрий, — «Видеоигры» и «Книги» — продолжают работу. Прием заявок продлится до 3 апреля, а образовательная онлайн программа пройдет с 6 по 20 апреля.
С педагогом ВГИКа и Московской школы кино (МШК) Всеволодом Коршуновым IPQuorum поговорил не только о «Методе», но и о сценарном образовании в целом, а также о том, зачем киноиндустрии понадобилась «свежая кровь» и какие ошибки совершают начинающие авторы.
— Сегодня появляется все больше сценарных курсов, где нас пытаются убедить, что «сценарий способен написать любой человек»…
— Да, есть школы, считающие, что любой человек должен написать сценарий. Должен — и может. Но я бы различал две вещи. Когда мы говорим про «должен и может», то речь все-таки идет о саморазвитии человека: он хочет раскрыть в себе что-то, обнаружить какие-то внутренние ресурсы. И вряд ли такой сценарий будет когда-либо реализован как фильм.
Если мы говорим про индустриальные вещи, то тут такое дело. Конечно, на фортепиано может играть любой человек. Вопрос — на каком уровне. Один стучит по клавишам для себя, а другой пытается найти что-то новое в концертах Рахманинова — то, что до него раньше никто не видел. Так что тут вопрос в том, для каких целей сценарий пишется.
— Я это к чему… «Метод» не требует от своих участников наличия профессионального образования: прислать сценарий может любой.
— Но это же и хорошо. Есть люди-самородки, которые нигде не учились, но хотят учиться. И, кстати, те лекции, которые мы записывали, были сделаны как раз для начального уровня: для тех, кто только пытается понять, что такое сценарий, чем он отличается от прозы и театральной драматургии.
Так что конкурсы такого рода я только приветствую. Они могут стать первой ступенькой к серьезному кинообразованию. Или же помогут человеку понять, для него ли эта профессия.
Кстати, прошлым летом я много ездил по регионам. И знаю, что там огромное количество талантливых ребят. При этом сценарное образование сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге (у нас вообще киноиндустрия москвоцентрична — так исторически сложилось еще с дореволюционных времен). А ребятам-то интересно! Так что такие конкурсы для жителей регионов могут быть очень полезны.
— Почему российской киноиндустрии вдруг понадобилась «помощь зала»?
— Я бы не относился к этому как к какой-то экстренной помощи зала. Сценарные конкурсы проводились всегда. В какие-то годы их было больше, в какие-то меньше. Но «свежая кровь» была нужна индустрии всегда — и это нормально. Плюс идея сценарного конкурса не противоречит идее сценарного образования.
Специфика сценарного мастерства такова, что в этой профессии практически нет самородков. Это слишком рациональный вид творчества, связанный с производством, с большими бюджетами; в нем много подводных камней… Поэтому ты можешь быть классным писателем, можешь быть рассказчиком историй, но, для того чтобы превращать идеи в сценарии, нужен определенный набор навыков, с которыми не рождаются — этому надо учиться. И такие конкурсы, как «Метод», могут стать шажком в сторону профессии.
— При этом ВГИК выпускает в год 15-17 сценаристов. Плюс МШК, ВКСР, «Индустрия» и т. д. То есть, по самым скромным подсчетам, сценарные дипломы в год получают человек 70-80. Почему они не могут стать «свежей кровью» для нашего кино? Или их не хватает?
— Я думаю, что не хватает. В среднем из мастерской в профессии (или около нее) остаются всего три-четыре человека. Причем они могут быть редакторами, продюсерами — а не сценаристами. Так что выработка очень низкая — и это нормально. Более того: коллеги из USC (Университета Южной Калифорнии) говорят, что три-четыре — это большая победа. Для них максимум — один-два. Понятно, что в Голливуде более высокая конкурентная среда: там «акулий мир», и частью киноиндустрии хотят быть все, поэтому пробиться сложнее. Но я к тому, что по-другому нигде не бывает.
Если помните, в первое послевоенное десятилетие в СССР была эпоха малокартинья: тогда было решено делать не 100 фильмов в год, а десять, но сразу шедевров. И план не сработал, потому что киноиндустрия похожа на золотодобычу: чем больше намываем золотого песка, тем больше вероятность, что в нем будут золотые песчинки. Меньше намываем песка — меньше песчинок.
То же и здесь. Сценарное образование — это огромный оборот человеческих ресурсов: кто-то уходит, кто-то просто ищет себя, кого-то «съедает» телевидение, потому что ТВ-программам тоже нужны сценаристы. Так что 70 выпускников в год, из которых в кино остается в лучшем случае человек двадцать, действительно не хватает.
— Но почему так происходит?
— Это особенности творческой среды. Для того чтобы появился шедевр, надо выпустить 100 произведений. Из них 50 будет «так себе», 20 хороших, 10 очень хороших — и только один шедевр. То же и с авторами.
К тому же сценаристов надо взращивать. Ни один вуз не выпускает готовых профессионалов в том плане, что они сразу же, мгновенно начинают строчить шедевры: с ними надо работать — месяцы, годы. Давать один проект, другой, смотреть, что получается… Но продакшены у нас живут в режиме цейтнота, поэтому им нужен готовый автор. В нашей киноиндустрии пул готовых авторов есть (их, условно говоря, полтора десятка): они дают гарантированный результат, но расписаны на годы вперед. А с начинающим сценаристом, каким бы одаренным он ни был, надо планомерно и долго работать. И в этом тоже проблема. Ведь даже очень талантливый выпускник не равен опытному сценаристу, который с полуслова понимает продюсера или редакторов.
— А что за люди пытаются сегодня стать сценаристами?
— Во-первых, это те, кто уже пишет прозу и публикуется. К примеру, в иркутском филиале ВГИКа, где я веду сценарную мастерскую, у меня учится студентка, которой сейчас 18 лет. Но поступала она в семнадцать, и у нее уже тогда была опубликована книга. Так что одна категория — это люди, у которых уже есть писательский опыт. Им важно понять, как это работает в кино.
Кстати, с таким опытом в МШК в свое время пришла Гузель Яхина. Она тогда еще не написала «Зулейху», но была уже сложившимся автором. И ей было нужно понять, какие механизмы работают в кино, где важна структурность. Она отучилась — и почувствовала, что ей все-таки ближе писательство. Хотя ее дипломным сценарием как раз была «Зулейха». Потом этот сценарий она переработала в роман и, когда начал разрабатываться сериал, отказалась переделывать его обратно в сценарий, это было для нее уже пройденным этапом. Так что двухлетняя программа МШК была нужна ей как раз для того, чтобы понять, что в прозе она чувствует себя гораздо увереннее, чем в кинодраматургии. Тем не менее важные структурные навыки она получила — и они пригодились.
Вторая категория — это творческие люди, которые ищут себя. Есть и те, которых за глаза называют «трусливыми режиссерами». Я не люблю такое определение (мне оно кажется неточным), тем не менее существует выражение, что в сценаристы идут те, кто не посмел поступить на режиссерский. То есть это люди, у которых есть режиссерские амбиции, но они пока или не готовы о них заявить, или боятся, или просто хотят чуть-чуть осмотреться. И сценарное отделение кажется им более понятной территорией. Правда, многие из них потом уходят, потому что сценарист и пишущий режиссер — это профессии разные.
— Почему?
— Режиссер пишет для себя. И делает это по принципу «как хочу — так и пишу; как чувствую, так и записываю». Сценарист же работает для других. И он в большей степени готов адаптировать свой проект, переписывать его. То есть он гораздо более гибок, чем режиссер. Режиссер же напоминает ледокол, который идет к своей цели, отсекая все ненужное.
— Тем не менее сегодня есть курсы, где студентов учат азам сразу трех профессий: сценаристике, продюсированию и режиссуре. К такому виду образования ты как относишься?
— Я только за. Кстати, сейчас в МШК запустился бакалавриат для совсем юных любителей кино, которые приходят к нам после школы. И там ребята тоже не сразу выбирают специализацию. Они сначала учатся делать все и только на последних курсах определяются уже с конкретной профессией. И я считаю, что это очень правильно. Знаю студентов, которые после первого курса ВГИКа поняли, что они не режиссеры, например, а сценаристы. Однако чье-то место они уже заняли, да и переводиться с одного отделения на другое тоже не так-то легко.
Кстати, в том самом бакалавриате МШК дается возможность защищаться ребятам двумя дипломными проектами: к примеру, твоя основная специализация — режиссер, а вторая — художник или звукорежиссер. То есть у студента есть возможность ощутить себя в «разных шкурах». И это тоже мне кажется правильным, потому что в современном мире одного диплома недостаточно. Если наши родители учились пять лет и получали профессию, которая кормила их всю жизнь, то сегодня мы живем по принципу life-long learning (обучение длиною в жизнь): мы вынуждены постоянно адаптироваться, осваивать новые специализации и т. д. Так что получить сразу две профессии — это по-настоящему круто.
— Давай вернемся к сценаристике. Есть ли какие-то ошибки, общие для начинающих авторов?
— Ошибок много, давай выберем несколько. Во-первых, пишут о чем угодно, только не о себе. Хотя один из основных принципов — «пиши о том, что ты знаешь». Конечно, можно досконально изучить что угодно — хоть механизм запуска космических кораблей. Но если ты не пропустишь историю через себя — ничего не получится.
Во-вторых, это увлечение внешними эффектами. Начинающие авторы очень часто увлекаются какими-то яркими сюжетными поворотами, которые кажутся им классной драматургией: к примеру, убийцей оказывается не Иванов, а Сидоров; мужчина оказывается женщиной и т. д. И я ни в коем случае не хочу обесценить внешние повороты, они офигенные (взять хоть «Семь» или «Игру» Финчера, где это филигранно сделано). Но самое главное в истории, ее топливо — это психология характера. Это создание полнокровного достоверного персонажа, из которого вырастает всё. Правда, начинающим авторам разговоры про цели, потребности и желания героя кажутся чем-то излишним и скучным. Для них это какая-то ненужная психологическая муть (вспоминаю свои собственные ощущения на первом курсе). Но я мучаю этим своих студентов, потому что без этого в их сценариях будет только внешний каркас — и не будет попыток заглянуть в глубину.
В-третьих, в начале пути молодые авторы слишком сильно увлекаются прозой. Понятно, почему: в школе мы читаем ее довольно много, а сценарное дело нам не преподают — и навыка чтения сценариев у нас нет. Поэтому мы со студентами договариваемся, что они будут читать как минимум по одному сценарию в неделю: без этого невозможно понять, как писать кино.
Далее. У любого начинающего автора есть желание сказать сразу все в одном тексте. Как будто потом у него отберут возможность писать, муза скажет «пока» и никогда не вернется. Из-за этого возникает ощущение перегруженности, которое легко может испортить хорошую идею. Я в таких случаях всегда вспоминаю Микеланджело Буонарроти, говорившего, что он просто отсекает все лишнее от куска мрамора — и в этом секрет его скульптур. Некоторым начинающим авторам не помешает делать то же со своими сценариями.
— В конкурсе «Метод» есть секция Агентства креативных индустрий, посвященная Москве. Как думаешь, чем привлекательна эта тема?
— В свое время конкурсы сценариев о Москве оказались очень полезными для истории нашего кино. Как минимум потому, что на одном из таких конкурсов была замечена работа Валентина Константиновича Черных, которая стала основой фильма «Москва слезам не верит». И если бы не конкурс сценариев о Москве, Черных эту историю сочинять вряд ли бы стал. Мне об этом рассказывала его жена — Людмила Александровна Кожинова, мой научный руководитель в аспирантуре ВГИКа.
Так что, если в ходе «Метода» появится сценарий со свежим взглядом на Москву, я буду только рад. Ведь Москва в нашем кино очень стереотипна. Как правило, это огромный неприступный город — яркий, залитый солнцем и беспощадный. Это город, в котором тебя обманут, предадут; где выживают только сильнейшие и т. д. Так что, если сценаристам удастся побороть это клише, было бы здорово.
— А каких тем еще не хватает сегодня нашему кино?
— Знаешь, я очень люблю показывать студентам документальный фильм Филиппа Розенталя «Экспорт Реймонда». Розенталь — это шоураннер очень известного американского ситкома «Все любят Реймонда». У нас он превратился в «Ворониных». Так вот, когда работа над адаптацией только велась, Розенталь приезжал в Москву. И снял фильм об этом. И в этой картине очень внятно показана одна из важнейших болевых точек отечественного кино — сложность работы с реальностью. К примеру, художники по костюмам пытались одевать актрис в кашемировые свитерочки и модные брючки даже в домашних сценах: где героиня пылесосит, моет посуду и т. д. Розенталь возражал: это же не похоже на реальность. «А зачем нам реальность? — отвечали ему. — Зрителю нужна не реальность, а красота».
То есть главное, чего сегодня не хватает отечественному кино, — это работы с реальностью. Не с какой-либо версией реальности, а с реальностью как таковой. И это интересно, потому что до февраля 1917 года у нас была довольно жесткая царская цензура. Потом была цензура советская: произведения соцреализма создавались по формуле «сущее плюс должное» (то есть не то, как есть, а как должно быть). И, видимо, цензура и соцреализм что-то сделали с нами, потому что сегодня не очень понятно, готов ли зритель видеть в кино реальность. Готов ли автор ее показывать? И хочет ли киноиндустрия в целом заниматься реальностью? Как бы то ни было, именно ее в кино сегодня и не хватает. А тем из этого вырастает очень и очень много.
***
Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum — первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum — это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.
Поделиться
Наше киноIpquorum: Новости интеллектуальной собственности
Запад планомерно идет к своей цели – уничтожить все связи
Профиль
Избранное
27 мая 2023, 10:06 27 мая 2023, 11:06 27 мая 2023, 12:06 27 мая 2023, 13:06 27 мая 2023, 14:06 27 мая 2023, 15:06 27 мая 2023, 16:06 27 мая 2023, 17:06 27 мая 2023, 18:06 27 мая 2023, 19:06 27 мая 2023, 20:06
Решение России выслать немецких дипломатов и госслужащих в ответ на действия Германии. Реакция правительства Германии и немецких СМИ. Взгляд писателя и публициста Владимира Сергиенко.
СЕРГИЕНКО: Цель Запада, как мне кажется, не минимизировать билатеральные отношения, а сделать так, чтобы ничего не было, чтобы потом с трудом восстанавливали с нуля. Это не очаговая демонстрация Анналены Бербок принципов немецкого внешнего ведомства. Нет-нет-нет. Это то, что заставляют делать американцы на разных уровнях поляков, эстонцев, литовцев: важно все разрушить, чтобы потом очень кропотливо с нуля создавать. И вот это «с нуля» будет растянуто на годы, а уничтожение можно сделать за месяц-полтора. И то, что мы видим сегодня, то уничтожение дипломатических отношений – я не называю это, как немецкие газетчики, дипломатической войной – в войне можно победить, проиграть или поговорить о мире. Я в этом вижу системное уничтожение.
Также в эфире:
Резолюция о лишении Венгрии председательства в Евросоюзе.
Полностью слушайте в аудиоверсии!
- общество
- передача/программа
- публицистика
- Россия
- радио
- политика
- Европа
- ЕС/Евросоюз
- еврозона
- США/Америка
- Популярные радиопередачи
- Вести FM: популярное
- Вести FM: политические шоу
- Вести FM: все программы
Системный против Систематического — в чем разница?
Как говорится, рядом только счет на подковы и ручные гранаты. Когда вы используете слова неаккуратно, вы можете подойти достаточно близко к связности, чтобы кто-то мог интерпретировать то, что вы имели в виду, с минимальными трудностями, но это все равно приводит к плохому письму.
Два общих прилагательных, системный и систематический , часто используются взаимозаменяемо. Однако на самом деле эти слова имеют разные значения, и хотя что-то может быть одновременно и 9, и системный и систематический в большинстве случаев правильно только одно из этих слов.
Когда вы должны использовать каждое из этих прилагательных для максимальной точности и ясности? Продолжайте читать, чтобы узнать.
В чем разница между системным и систематическим?
В этом посте я сравню системный с систематический . Я буду использовать каждое из этих слов в различных примерах предложений, чтобы вы могли видеть их в контексте.
Кроме того, я покажу вам мнемонику, которую вы можете использовать, чтобы решить, использовать ли систематический или системный в вашем собственном письме.
Когда использовать системный
Что означает системный? Системный — прилагательное. Он описывает то, что влияет на весь процесс или организацию .
При лучшем использовании системный зарезервирован для контекстов, связанных с системами организма, где он может описывать заболевание, поражающее все ткани в данной системе. В обычной практике он часто используется для описания всевозможных вещей, таких как сухая гниль, расизм или неэффективность.
Вот несколько предложений, в которых вы можете увидеть системный ,
- На протяжении веков правительство было инструментом системного угнетения.
- У Джейка развилось системное заболевание, нарушающее работу его пищеварительного тракта.
- «Бездействие этого органа представляет собой системный отказ от сотрудничества по политическим инициативам!» обвинил политика.
- Город урегулировал дело в федеральном суде в 2015 году после того, как многолетнее федеральное расследование показало, что среди системных проблем тюрьмы были нарушения гражданских прав, коррупция, насилие и чрезмерное применение силы.
Как видно из этих примеров, когда что-то системное , это влияет на всю систему. Когда вы больны, ваше тело чувствует себя пораженным.
Когда использовать Систематический
Что означает систематический? Систематический тоже прилагательное. Это относится к чему-то, что проводится методично и организованно , например, проверка документов или полицейское расследование.
Вот несколько примеров,
- Электростанция планировала систематический переход в автономный режим, но это было до цунами.
- Новый сценарий хакера запускал систематический процесс, предназначенный для отключения серверов цели.
- Этот шпионаж представляет собой систематическую атаку на каждую грань нашей монархии.
- Еда на колесах была предметом многих рецензируемых исследований в медицинской литературе. Было сделано так много, что существует несколько систематических обзоров, объединяющих эти исследования в различных областях.
Когда что-то делается систематически, это делается методично, по плану. Когда полиция прибудет на место преступления, она систематически осмотрит местность.
Уловка, чтобы запомнить разницу
Системный и систематический оба являются прилагательными, но их использование различно.
- Системный относится к чему-то, что влияет на всю систему. В этом смысле полный .
- Систематический относится к чему-то, что делается в соответствии с процессом или планом.
Вы можете облегчить запоминание систематического по сравнению с
Систематические рифм с автоматическими . Что-то, что является систематическим, может иногда казаться настолько плавным, что оно происходит почти автоматически. Запомнив эти два рифмующихся слова, вы всегда сможете вспомнить, когда использовать 9. 0005 систематический и системный .
Резюме
Является ли это системным или систематическим? Системный и систематический и два слова, которые описывают системы и процессы, соответственно.
Системный относится к тому, что влияет на всю систему, например, отсутствие прозрачности в руководящем органе.
- Систематический относится к атрибуту самого процесса, в частности к тому, что он похож на машину по своей эффективности и организации.
Систематическое рифмуется с автоматическим , и то, что выполняется систематически, может показаться почти автоматическим по своей гладкости.
В английском языке много запутанных слов, но благодаря усердной работе и большим ресурсам вы сможете избежать простых ошибок и улучшить качество письма. Обязательно проверяйте этот сайт каждый раз, когда у вас есть вопросы о сложных словах или других темах письма.
Содержимое
СИСТЕМАТИЧЕСКИ Синонимы: 4 синонима и антонима к СИСТЕМАТИЧЕСКИ
См. определение систематически на Dictionary.com- нареч. систематически
См. также синонимы для: бессистемно
Тезаурус 21-го века Роже, третье издание Copyright © 2013 by the Philip Группа Лиф.
На этой странице вы найдете 7 синонимов, антонимов и слов, связанных со словом систематически, например: последовательно, методично, регулярно и по порядку.
ПОПРОБУЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ систематически
Посмотрите, как выглядит ваше предложение с разными синонимами.
Символы: 0/140
ВИКТОРИНА
Не будь Фердуцтом в этом слове дня Викторина!
НАЧАТЬ ВИКТОРИНУКак систематически использовать в предложении
Однако компании систематически недоинвестировали в экологически чистую энергию и технологии по сравнению с суммой, необходимой для достижения целей Парижского соглашения.
ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ БОЛЬШЕ ФИНАНСИРОВАТЬ SOLYNDRASAMY NORDRUM 19 НОЯБРЯ 2020 ОБЗОР ТЕХНОЛОГИЙ MITКачество данных опросов страдает, когда люди систематически недоучитываются.
В ЗАЩИТУ ОПРОСОВ ДЖЕЙКЕМЕТ 13 НОЯБРЯ 2020 г. FORTUNEВ газете утверждается, что «кампании систематически, но тесно перемещают свои сообщения в более приватные пространства, чем раньше».
ПОЧЕМУ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ ОТПРАВЛЯЮТ 3 МИЛЛИАРДА ТЕКСТОВ НА ЭТИХ ВЫБОРАХ РАЙАН-МОСЛИ 28 ОКТЯБРЯ 2020 г. MIT TECHNOLOGY REVIEWС помощью CRISPR одна группа систематически тестировала эти уязвимые вирусные белки, чтобы выяснить, какие из них разрушают способность вируса к репликации.
МОЖЕМ ЛИ МЫ УДАЛИТЬ ВСЕ КОРОНАВИРУСЫ НАВСЕГДА? ВОТ ЧТО ДУМАЕТ ГРУППА ИЗ 200 УЧЕНЫХШЕЛЛИ ФАНАТ 27 ОКТЯБРЯ 2020 г. SINGULARITY HUBБудучи иммигрантом из Нигерии и видя, как наши лидеры систематически уничтожают нацию, я вижу, что сегодня происходит в Америке.
О ЧЕМ ДУМАЮТ НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ ИЗБИРАТЕЛИ?НИК ФУРЬЕЗОС 7 ОКТЯБРЯ 2020 г. 0003Его лаборатория также систематически тестировала материалы, наслоенные один, два, три и четыре раза.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НОШЕНИИ МАСКИ ДЛЯ ЛИЦА ВНЕШНИ ДЖО ЛИНДСИ 30 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДАВНЕШНЯЯ ОНЛАЙНТочно так же компании систематически собирают личные данные, часто без согласия — отраслевая норма, которую регулирующие органы не спешат решать.
КАК ДЕМОКРАТИИ МОГУТ ВЕРНУТЬ ВЛАСТЬ В ЦИФРОВОМ МИРЕ 29 СЕНТЯБРЯ 2020 г. MIT TECHNOLOGY REVIEWВнимание, однако, заставило Макиннеса лишиться своих платформ, а Twitter, PayPal, iTunes и Facebook систематически избавлялись от него и его соратников.
КОГДА ГЭВИН МАКИННЕС СОШЕЛ РАЗУМ? ЮДЖЕН РОБИНСОНС 6 СЕНТЯБРЯ 2020 г.OZYИзменяя расположение и плотность якорей на наночастицах ДНК, команда могла систематически проверять, какие антигенные паттерны лучше всего запускают В-клетки для выброса антител.
КАК ПОДДЕЛЬНЫЕ ВИРУСЫ МОГУТ ПОМОЧЬ НАМ СОЗДАТЬ НАИЛУЧШУЮ ВАКЦИНУSHELLY FANJULY 7, 2020SINGULARITY HUBОтрицательные отзывы от таких клиентов показывают, что вы систематически делаете что-то не так, поэтому их следует рассматривать как сигнал к тому, чтобы немедленно начать исправлять ситуацию.