Исследование: люди, которые ценят деньги выше времени, оказались несчастнее
Обеспеченные люди более счастливы, и этому есть масса подтверждений. Но постоянное стремление заработать больше, жертвуя свободным временем, напротив, может снизить удовлетворённость жизнью, показало исследование учёных Гарвардской школы бизнеса и Лондонского городского университета. На уровень нашего благополучия влияет не то, сколько мы зарабатываем, а то, как мы относимся к деньгам и на что их тратим, уверены Элизабет Данн, профессор психологии в Университете Британской Колумбии, и Крис Кортни, вице-президент компании Happy Money. Они дали несколько советов, как правильно тратить деньги, чтобы стать счастливее.
В исследовании учёных Гарвардской школы бизнеса и Лондонского городского университета приняли участие более 1 тыс. студентов, выпускающихся из Университета Британской Колумбии. В первую очередь его авторы оценивали, что испытуемые ценят больше ― деньги или время. Большинство участников указали, что уделяют первоочередное внимание времени. Почти 40% сообщили, что в первую очередь ценят деньги.
Чтобы выяснить, как этот выбор соотносится с их эмоциональным благополучием, авторы исследования также попросили респондентов оценить удовлетворённость их жизнью, расставив оценки по шкале от 0 до 10, где 0 соответствует полной неудовлетворённости, а 10 ― абсолютной удовлетворённости от жизни. Чтобы оценить состояние в динамике, исследователи повторили опрос через год.
В результате они обнаружили, что студенты, которые уделяли первоочередное внимание деньгам, через год после окончания учебы оказались менее счастливыми, чем их однокурсники, которые предпочли отдать приоритет времени. Результаты остались прежними даже после того, как учёные сделали поправку на разное социально-экономическое положение испытуемых.
Но это не означает, что нужно отказаться от следующего повышения, которое вам предложат, считают Элизабет Данн, профессор психологии в Университете Британской Колумбии, и Крис Кортни, вице-президент компании Happy Money. По их словам, есть много свидетельств, которые доказывают, что обеспеченные люди чувствуют себя более счастливыми. Однако в действительности на уровень нашего благополучия влияет не то, насколько больше мы зарабатываем, а то, как мы относимся к деньгам и на что их тратим.
В доказательство они приводят результаты другого исследования, в котором приняли участие более 500 британцев. Оно показало, что на уровень счастья людей большее влияние оказывает не их доход, а то, сколько денег у них в данный момент есть на счёте.
При этом, естественно, люди часто испытывают стресс, когда они сталкиваются с необходимостью урезать свои расходы или скорректировать бюджет. Чтобы пересмотреть своё отношение к деньгам и тратам, Данн и Кортни советуют ответить себе на два простых вопроса: «Что я могу купить из того, что не является необходимым для моего выживания?» и «Действительно ли расходы способствуют моему счастью?»
Если ответ на второй вопрос отрицательный, попробуйте сделать перерыв и не тратить деньги несколько недель. Но если вы понимаете, что расходы действительно делают вас счастливыми, не ругайте себя. Данн и Кортни дали несколько советов, как правильно тратить деньги, если вы хотите быть счастливее.
Тратьте на опыт, а не на вещи
В ходе опроса более 12 тыс. человек, который провели Данн и Кортни, более 80% людей в возрасте до 30 лет сообщили, что чувствуют себя более счастливыми, когда тратят деньги на поездки, концерты или специальные обеды, чем на материальные вещи вроде гаджетов или одежды. 62% респондентов составляли зумеры и миллениалы, уточняют исследователи.
Покупайте время
По результатам другого опроса, в котором приняли участие 15 тыс. американцев, исследователи выяснили, что люди, сообщившие, что они «покупают время» (то есть, например, экономят время на дорогу, покупая более дорогие продукты в ближайшем магазине, или пользуются услугами доставки), удовлетворены своей жизнью на 10% больше, чем те, кто этого не делает.
Инвестируйте в других
«Вы можете отправить небольшой подарок другу, помочь незнакомцу в продуктовом магазине или сделать пожертвование в благотворительную организацию, которая важна для вас. Хотя может возникнуть соблазн потратить эти деньги на себя, исследования показывают, что вы с большей вероятностью обретёте счастье, потратив деньги на кого-то другого», ― отмечают Данн и Кортни в статье в Harvard Business Review.
«Им вечно чего-то недостает» Миллионы людей гонятся за роскошью. Почему она не приносит им удовольствия? : Книги: Культура: Lenta.ru
В последние несколько веков эпикурейцами называют обжор и гедонистов на том основании, что высшим благом в жизни философ Эпикур считал наслаждение. Однако его идеи превратно поняли. Книга английского философа Джона Селларса «Философия безмятежности» доступно рассказывает об эпикурейском учении, исцеляющем от страхов и тревог. С разрешения издательства «Альпина нон-фикшн» «Лента.ру» публикует главу книги, которая называется «Что нам нужно?».
Что нам нужно, чтобы жить в свое удовольствие? Свое жилье, красивый автомобиль, хорошая работа, чтобы все это оплачивать? Атрибуты, которые человек считает необходимыми для счастья, сильно зависят от того, кто он и с кем себя сравнивает, а также от ожиданий общества, в котором он живет. Несколько лет назад в одной из крупных британских газет рассказывалось о горестях лондонской семьи из среднего класса, пытавшейся прожить на 150 000 фунтов в год (это примерно в пять раз выше среднего годового дохода по стране).
Неудивительно, что эта история не вызвала сочувствия у тех читателей, которые могут только мечтать о подобных заработках. То, что кажется людям необходимым для жизни, очень субъективно и зависит от конкретной ситуации.
Подобные сюжеты отнюдь не новы. В I веке до н. э. Гораций размышлял над такими же проблемами среди римлян. Никто, писал он, не рад тому, что имеет. Людям вечно чего-то недостает, и они с завистью смотрят на тех, кто имеет больше, чем они:
Очень много людей твердят, опьяняясь корыстью:
«Мало нам, мало всего! Ведь нас по богатству лишь ценят!»
С этими что толковать! Пускай их мучатся вволю!
Представьте себе, каково жить, постоянно мучаясь от жадности и зависти. Должно быть, просто невыносимо. Если людям удается накопить достаточно денег и вещей, чтобы никому не завидовать, то, пишет Гораций, появляются новые тревоги:
Или приятно тебе, полумертвому в страхе, беречь их
Денно и нощно, боясь и воров, и пожара, и даже
Собственных в доме рабов, чтоб они, обокрав, не бежали!
Если так выглядит счастье от обладания материальными благами, добавляет Гораций, то, может быть, бедность не так уж плоха.
Такая жизнь сводится к бесконечной гонке за богатством — постоянному ощущению, что нам всегда мало, независимо от того, сколько мы имеем. Сколько же нужно иметь, чтобы избавиться от страха, будто нам недостаточно?
Подход Эпикура к этому вопросу заключался в том, чтобы избавиться от лишнего и вернуться к самому главному. Что нам на самом деле необходимо? Без чего невозможно наше существование? Пища, вода, крыша над головой — вот и все. Это естественные потребности. Эпикур называл желание иметь все это «естественным и необходимым».
Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ
Но что, если вам нужна не просто крыша над головой, а отдельный собственный домик в хорошем районе, может быть, даже с новенькой модной кухней? И что, если вы хотите не просто абы чего поесть, а отведать изысканной еды за красиво сервированным столом с бокалом подходящего вина? Прекрасно, сказал бы Эпикур, почему бы нет? Стремление к таким вещам растет из простых естественных потребностей в пище, воде и жилище, даже если и выходит за рамки необходимого.
Философ называл такие желания «естественными, но не необходимыми». Все это приятно иметь, но можно быть счастливым и без этих вещей — миллионы людей обходятся без них. Потом идет все остальное — все те вещи, которые, по-видимому, считаются необходимыми для счастливой жизни, если принять во внимание, сколько денег люди готовы на них тратить: новейшие гаджеты, украшения, модные часы и так далее. Для Эпикура они попадали в третью категорию желаний — «не естественные и не необходимые». У нас не просто нет необходимости в таких вещах — они не служат никакой естественной полезной цели.
Итак, что нам нужно? Для Эпикура ответ на этот вопрос был ясен.
Людям нужны только естественные и необходимые вещи. Все остальное — чисто покрасоваться. Человеку необходимо на самом деле очень немногое, и обеспечить себя этим очень легко.
«Богатство, требуемое природой, — пишет Эпикур, — ограниченно и легко добывается; а богатство, требуемое пустыми [вздорными] мыслями [мечтами], простирается до бесконечности».
В то время как некоторые люди даже в развитых странах, к сожалению, с трудом могут позволить себе самое необходимое (не говоря уже о настоящей борьбе за выживание, которая идет в других точках земного шара), многим из нас посчастливилось ни разу не оказаться в ситуации, когда приходится жить впроголодь. Вместо этого мы все время пытаемся обеспечить себя вещами, которые Эпикур не счел бы необходимыми.
Фото: Unsplash
Это не значит, что нам совсем не стоит баловать себя. Но Эпикур отметил бы тут два момента. Во-первых, было бы безумием слишком переживать, когда не получается добыть вещи, на самом деле ненужные, ведь мы стремимся к приятной, спокойной жизни, лишенной переживаний.
Во-вторых, зная, что на самом деле человеку необходимо совсем немногое, причем это немногое очень легко получить, мы не будем тревожиться о том, как добыть все прочее. Такое знание само по себе успокаивает. Мы чувствуем, будто гора с плеч свалилась.
«Кто знает пределы жизни, — писал Эпикур, — тот знает, что легко добыть то, что устраняет страдание, происходящее от недостатка, и что делает всю жизнь совершенной; поэтому он нисколько не нуждается в действиях, заключающих в себе борьбу [соперничество]».
Эпикур хотел обозначить предел желаний, как он уже обозначил предел жажде наслаждений. В обоих случаях вполне возможно вычислить, сколько нам достаточно. Не стоит попадать в ловушку «гедонистической беговой дорожки», гонясь за вещами ради все новых удовольствий. Как сам Эпикур говорил об этом, «ничего не достаточно тому, кому достаточное мало [кажется малым]».
Фото: Jonas Gratzer / Getty Images
На самом деле существуют четкие границы необходимого: пища, чтобы не быть голодным, тепло и дом, чтобы не мерзнуть, и так далее. Более того, само понимание, что физические потребности обеспечить очень легко, решит большое количество психологических проблем. Знание, основанное на философской рефлексии, служит ключом к душевному спокойствию.
Однако проблема состоит в том, что отдаться этим естественным, но не необходимым желаниям очень легко. Многим из нас повезло — мы регулярно можем им потакать. Как часто вам приходится выживать на хлебе и воде? Беда в том, что, как только мы привыкаем к разнообразной и изысканной пище, мы начинаем страдать от ее отсутствия. Теперь нам ошибочно представляется, что, например, без вкусной еды не может быть счастья.
Не так давно почти никто не покупал кофе с собой по дороге на работу, а сейчас для многих это часть ежедневного распорядка. Гаджеты и сервисы, которых еще десять лет назад просто не существовало, сегодня кажутся необходимой составляющей нашей жизни. Отчасти дело в привычке, а привыкаем мы к таким новшествам на удивление быстро.
Конечно, есть и фирмы, которые очень любят убеждать нас в том, что их новинки — стопроцентный маст-хэв. А став однажды частью жизни, они интегрируются в нее настолько, что без них уже некомфортно.
Фото: Наталья Макарова / Коммерсантъ
Как избежать этого? Можно держаться подальше от таких вещей в принципе, ведя более аскетичный образ жизни. Это один из способов не попасть в ловушку. Хотя некоторые видели в Эпикуре такого аскета, предлагавшего избегать вещей, которые не являются необходимыми, я полагаю, сам он рассуждал несколько иначе.
Нет ничего плохого в том, чтобы пробовать самые изысканные блюда, главное — не требовать потом изысканности от каждого приема пищи. Чтобы утолить голод, не обязательно ходить в дорогой ресторан, но это добавляет разнообразия в жизнь. Чтобы не хотеть таких радостей каждый день, считал Эпикур, нужно всякий раз принимать их с особой благодарностью.
Один из способов научиться ценить удовольствия — не злоупотреблять ими, даже когда выдается такая возможность.
Получается, что в жизни не повредит определенная доля аскетизма. Это не означает, что мы должны всегда отказывать себе в удовольствиях. Напротив, мы будем умерять свое потребление, чтобы по достоинству оценить излишества, когда они есть.
Проблема не в самих удовольствиях, а в том, что они воспринимаются как должное. Сам Эпикур однажды написал другу, что в большинстве случаев довольно простого хлеба и воды, но иногда очень приятно пороскошествовать, имея горшочек с сыром.
Эпикур также считал, что подобное отношение к собственным желаниям делает людей более щедрыми. Мудрец, который привел свои нужды в строгое соответствие с тем, что на самом деле необходимо, писал Эпикур, «умеет скорее давать, чем брать: такое великое сокровище нашел он в довольстве своим». Если мы понимаем, как мало нам нужно, то, имея больше необходимого, мы будем рады делиться этим с окружающими, тем самым укрепляя дружеские связи.
Фото: Leon Neal / Getty Images
Кроме того, понимание скромности наших нужд дает нам большую свободу и самостоятельность, поскольку, не нуждаясь в лишнем, мы не будем обязаны другим людям. Эпикур так писал об этом:
Свободная жизнь (то есть свободный человек) не может приобрести много денег [богатства], потому что это нелегко сделать без раболепства пред толпой или правителями; но она (то есть свободная жизнь) имеет все в непрерывном изобилии. А если как-нибудь она и получит много денег [богатство], то легко можно разделить и их для приобретения расположения близких людей.
Таким образом, именно самодостаточность скромной жизни обеспечивает нашу свободу. Как мы видели раньше, Гораций размышлял о том, как богатые живут в постоянной тревоге, боясь лишиться своего имущества. Вещи, накопленные в стремлении избежать материальных лишений, в итоге порождают душевные страдания, а Эпикур, как мы уже знаем, считал их гораздо большим несчастьем.
Если мы хотим избавиться от тревог, сбросить с себя рабскую зависимость от пустых желаний, нам нужно понять, что на самом деле нам необходимо совсем немногое и что его в большинстве случаев легко обеспечить.
Переводчик Татьяна Лисицына
Свобода времени — лучший показатель успеха, чем деньги | Томас Оппонг
Свобода времени — лучший показатель успеха, чем деньги | Томас Оппонг | Medium Не хочу, чтобы у вас было больше времени — оптимизируйте его сейчас 4 минуты чтения·
12 апреля 2022 г. Фото: Who’s Denilo?/UnsplashСвобода времени — это конец игры. Деньги — это всего лишь средство для достижения цели.
В конце концов, богатство может дать вам больше времени, чтобы свободно делать то, что вы упускали раньше в жизни. Но достойный ли это компромисс?
Автор: Томас Оппонг
13,7 тыс. подписчиков
Писатель | Куратор | Привычки | Философия | Психология. Как видно из Forbes, Inc. и Business Insider. Мои популярные эссе можно найти здесь: https://thomasoppong.com
Еще от Томаса Оппонга
Томаса Оппонга
в
Личностный рост
Мудрость Алана Уоттса: 6 Идеи для осмысленной жизни в 5 минут
Преодолеть иллюзию контроля
·Чтение через 6 мин.·2 июняТомас Оппонг
в
Личностный рост
Жан-Поль Сартр 5 основных уроков жизни
90 008Мы обречены на свободу
· 5 мин чтения · 10 июняТомас Оппонг
в
Личностный рост
13 вещей, которые доказывают, что ваша жизнь имеет смысл
Примите непостоянство жизни
900 07 ·6 минут чтения·29 маяТомас Оппонг
в
Личностный рост
Метод спокойной жизни — 5 привычек сверхспокойных людей
Отпустите привязанность к конкретным результатам или ожиданиям
·чтение через 5 минут·15 маяПосмотреть все от Томаса Оппонга
Рекомендовано от Medium
JP Brown
Что на самом деле происходит с человеческим телом на глубинах Титаника
Миллисекундное объяснение
·Чтение на 4 мин·22 июня Кэти Э. Лоуренс
Как стать невероятным рассказчиком
Ваш путеводитель по тому, как заинтересовать аудиторию
9000 7 ·5 минут чтения·22 июняСписки
Продуктивность 101
20 историй·227 сохранений
Истории, которые помогут вам жить лучше
21 история·192 сохранения
Самосовершенствование 101
9000 8 20 историй·209 сохраненийХорошо жить как нейродивергентный человек
10 рассказов·24 сохранения
Джеймс Гарретт, писатель и предприниматель в области нейробиологии
in
Better Humans
Как заводить друзей взрослому
90 037 Чему я научился, каждый день знакомясь с незнакомцем в течение месяц
·6 мин чтения·16 июняКэти Э. Лоуренс
4 Цитаты Марка Аврелия, которые изменили мою жизнь
Как дневник бывшего римского императора и введение в Philoso урок физкультуры дал мне силы на всю жизнь в большой
·Чтение через 4 минуты·21 июняНик Виньялл
4 Психические привычки, вызывающие низкую самооценку
#2: Беспокойство о будущем
·7 минут чтения·19 июняДариус Foroux
5 стоических уроков счастья Я хотел бы знать раньше
У меня нет машины времени, но, поделив с вами эти уроки, я надеюсь, что смогу помочь вам сэкономить время
·6 мин.
Посмотреть больше рекомендаций
Статус
Писатели
Карьера
Конфиденциальность
Текст в речь
Почему богатство является личным и может означать свободу для многих
Около 88,5% населения ОАЭ составляют иностранцы рабочих, и многие из них движимы желание создать лучшее будущее для себя и своей семьи.
Когда кто-то поднимается по социально-экономической лестнице, всегда возникают скрытые эмоциональные проблемы, которые не обсуждаются в большинстве книг о деньгах.
Основные представления о деньгах, которые могут подкрепляться социальными культурами, могут играть огромную роль в том, как человек приспосабливается к богатству, если он не рождается с деньгами или привилегиями. Когда семья приходит в богатство, они подобны чужакам, прибывающим на чужбине (а здесь в ОАЭ их действительно ) .
Новая культура для навигации, новые правила для изучения, знаки, символы и даже новая форма языка.
Итак, что такое богатство и как добиться богатой жизни? Богатство является личным. Для меня это означает свободу.
Это не накопление материальных вещей. Прежде всего, это не определенный собственный капитал. В конце концов, есть люди, которые чувствовали бы себя очень богатыми, если бы накопили и вложили 500 000 долларов к моменту выхода на пенсию, а другие даже не начали бы чувствовать себя богатыми с 5 миллионами долларов.
Богатство — это мышление. По крайней мере, это освобождает вас от финансового беспокойства о том, что произойдет с вами и вашими близкими. Независимо от того, сколько у вас денег, если вы все еще беспокоитесь и беспокоитесь, вы не богаты. Таким образом, свобода от финансового страха является большим достижением.
Кроме того, богатство позволяет вам жить такой жизнью, которая имеет для вас смысл, даже — и особенно — когда вы больше не работаете, чтобы зарабатывать деньги.
Когда ваши инвестиции, а не труды вашего ума, приносят достаточный доход для полноценной и радостной жизни, тогда вы действительно богаты, потому что вы вольны выбирать, на что тратить свое время, внимание, энергию и деньги.
Кроме того, если ваши инвестиции будут продолжать расти в цене, даже если вы будете получать от них пенсионный доход, вы сможете распределить часть этого богатства между своими близкими или на самые важные для вас цели.
Богатство в первую очередь определяется не доходностью инвестиций, а поведением инвесторов
Сэм Инстоун, один из исполнительных директоров AES
Несомненно, это высшее богатство, независимо от того, сколько денег задействовано. Его можно даже рассматривать как своего рода бессмертие, созданное путем прочного воздействия или наследия на будущее.
Процесс достижения богатства на самом деле довольно прост, но не легок.
Может быть трудно придерживаться принципов и методов. Практиковать их, независимо от того, что происходит в новостях, лентах социальных сетей или на рынках, может быть трудно поддерживать. Вот почему большинству инвесторов не удается стать богатыми.
Но если вы сможете придерживаться этих нескольких простых принципов, богатство и свобода, которые оно может принести, в конечном итоге неизбежны.
- Накопить богатство очень просто, терпеливо и дисциплинированно инвестируя в недорогие биржевые фонды акций, прежде всего в акции крупнейших мировых компаний.
- Если руководствоваться историей, экономической наукой и данными, то при наличии достаточного количества времени и денег богатство в конечном счете неизбежно.
Как Морган Хаузел, автор The Psychology of Money , говорит: «Хорошее обращение с деньгами мало связано с тем, насколько вы умны, и во многом зависит от того, как вы себя ведете».
Не требует специальных знаний и мало энергии, но много времени. Накопление богатства зависит не столько от того, что вы знаете, сколько от того, что вы делаете. Нет ни волшебной формулы, ни чудодейственного лекарства, ни короткого пути к криптовалюте.
Придерживаясь двух вышеприведенных правил, вы можете вырастить богатство, которое переживет вас и позволит вам оставить значительное наследие своим детям или оставить мир, положительно затронутый вашим существованием.