Почему скучно: Почему скука так бесит и что делать, чтобы эта эмоция работала на тебя? Объясняет Наталья Бехтерева из Института мозга человека РАН

Почему скука так бесит и что делать, чтобы эта эмоция работала на тебя? Объясняет Наталья Бехтерева из Института мозга человека РАН

Психология

Хроническая скука опасна и разрушительна: человек готов злоупотреблять алкоголем, часами в Tik-Tok и даже получить разряд тока (!), лишь бы не скучать. Однако в скуке заложен эволюционный смысл и потенциальная польза. Врач-психотерапевт и колумнист «Собака.ru» Наталья Бехтерева рассказывает о том, как на нее можно реагировать. 

Что такое скука? Как обычно, в психологии несколько определений

Американская психологическая ассоциация (APA) определяет скуку как «состояние усталости или тоски в результате отсутствия взаимодействия со стимулами в окружающей среде». Противоположная интересу и удивлению, скука воспринимается как нежелательное условие повседневной жизни, ее часто связывают с депрессией. 

Скуку можно описать в терминах внимания – это такое состояние, при которой мы не можем сфокусироваться на внешней или внутренней информации, необходимой для вовлечения в активность. Зато мы фокусируемся на самом факте скуки: нас расстраивает,  что мы не можем заняться ничем интересным или делать то, что приносит реальное удовлетворение.

Самое простое и емкое определение скуке, на мой взгляд, дали ее исследователи Джеймс Данкерт и Джон Д. Иствуд. Психологи пишут, что «скука – это неудобное чувство желания что-то сделать, но нежелания что-либо делать».

Важно отметить, что скука — такая же эмоция, как, например, злость или радость, а любая эмоция сигнализирует нам о чем-то — так же, как боль. Никому не нравится испытывать боль, но именно благодаря ей мы понимаем, что тело не в порядке. Скука работает также же — указывает на то, что мы не довольны своей вовлечённостью в мир, а, значит, дает возможность лучше понять себя и изменить ситуацию. Но если боль или скука хронические, это приносит много страданий и дискомфорта.

«Скучно, тому, кто сам скучный»: миф или правда?

Существует ошибочное (и достаточно опасное) мнение, что только скучным людям становится скучно. Или, если тебе скучно, значит, ты не занимаешься собой и не развиваешься. Идея, сидящая в головах у многих, способствует невозможности вырваться из замкнутого круга скуки.

Некоторые исследования выявили два типа личности, которые в большей степени подвержены страданиям из-за скуки. С одной стороны, это импульсивные люди, которые постоянно находятся в поиске новых впечатлений. Спокойный мир, в котором ничего не происходит, не является достаточно впечатляющим, чтобы удерживать их внимание. С другой стороны, существует противоположный тип личности, который смотрит на мир как на страшное и враждебное место, где лучше «закрыться в домике». Страх неудачи, страданий и боли заставляет их отгораживаться от внешнего мира. Несмотря на видимый комфорт, этот тип страдает от хронической неудовлетворенности жизнью без новых впечатлений и, соответственно, от хронической скуки.

Скука — удивительная эмоция. Она воспринимается нами негативно, но может мотивировать и заставить двигаться вперед.

По другой версии, скучать можно по двум причинам: когда делаешь что-то очень сложное или, наоборот, простое. Когда перед тобой трудная задача и непонятно, с какой стороны к ней подступиться, в процесс вовлечься сложно. Кажется, что дело, которым мы занимаемся, попросту неинтересное. Имея больше когнитивных ресурсов и навыков, можно сломать этот барьер, увидеть больше возможных решений, найти смысл в происходящем.

Американский психолог Пол Сильвия говорит о том, что чтобы почувствовать интерес к чему-то, у вас должен быть интервал – между тем, что вы еще не понимаете, но чувствуете, что способны понять.

Скука возникает и тогда, когда задача кажется нам чересчур легкой. Допустим, что вы владеете 10 навыками, но используете только два из них, изо дня в день совершая знакомую и монотонную работу. Возникает огромный пробел между тем, что вы можете, и тем, что вы могли бы делать. По этой причине, люди, у которых есть бОльшая потребность в умственной работе или более высокий когнитивный уровень, в большей степени подвержены и скуке.

По другим данным, люди, страдающие от скуки, сильнее сфокусированы на внешних обстоятельствах, у них наблюдаются проблемы в определении своих эмоций. Проблема в том, что желание искать привычные стимулы и отвлечения, когда «тебе скучно», загоняют в жернова скуки еще больше: мы усиливаем ее, сосредотачиваясь на внешнем и отделяясь от внутреннего компаса. 

Когда скука приводит к саморазрушению

Иногда состояние скуки приводит к тому что люди начинают себе вредить – злоупотреблять алкоголем, сигаретами, запрещенными препаратами, едой. Существует исследование, которое показало, что 30% людей, страдающих хронической скукой, имеют более высокую вероятность умереть в течении трех лет. В некоторых исследованиях было показано, что люди готовы причинить себе вред, лишь бы разнообразить монотонные отношения с миром. Тот факт, что реакция на скуку бывает настолько разрушительной, говорит о том, насколько глубоко мы ощущаем этот дискомфорт. Возможно, именно в нем лежат причины нездорового поведения.

Психолог Сэнди Манн (Sandi Mann) исследовала подавленные эмоции и выяснила, что чаще всего мы подавляем злость, на втором месте — скука. Влюбиться может не каждый, а вот скучать приходится всем.

В известном эксперименте испытуемых просили сидеть и находиться в своих мыслях, фантазировать, думать о приятном. Однако при желании каждый участник эксперимента мог получить небольшой разряд электричества, нажав на кнопку. Это сделали, причем не один раз, 67 % мужчин и 25 % женщин. Зачем? Потому что им было невыносимо скучно находиться наедине со своими мыслями, и они посчитали лучшим решением принести себе хоть и неприятные, но хоть какие-то ощущения.

О том, почему скука на самом деле полезна

Страх помогает избежать опасности, грусть – возможных ошибок в будущем, которые к ней уже приводили. Скука тоже может быть полезной, ведь за ней прячется одно из самых великих (и движущих этот мир!) чувств – любопытство. Именно скука заставляет нас отказаться от одинаковых действий, исследовать новые пространства, общаться и ставить новые цели.

Одно исследование показало, что люди, занимающиеся монотонным трудом – например, бесконечным переписыванием телефонных номеров – намного лучше выполняют тесты на креативность. Одно из объяснений в том, что скука способствует блужданию ума, к более ассоциативному и креативному пути мышления.

Если мы не получаем стимулы снаружи, мы ищем их изнутри – исследуем различные уголки нашего сознания, развиваем воображение. Вспомните русских классиков: сколько влюбленностей происходило от скуки!

Однако липкость и вязкость этого чувства заставляет нас (как можно скорее) от него избавиться. Мы его не принимаем, а боимся, потому что, во-первых, оно действительно приносит дискомфорт, а во-вторых, нас учили тому, что скучать – это социально неприемлемо, «непозитивно» и практически стыдно. Поэтому инстинктивно, на автопилоте, мы используем самые быстрые и не всегда здоровые механизмы борьбы. Например, контрпродуктивным может быть поиск сиюминутных удовольствий в ответ на скуку. Мы пытаемся восстановить вкус к жизни как можно быстрее, но не даем зародиться истинному любопытству. В итоге изо дня в день нам становится все скучнее.

Понять смысл скуки — неотъемлемый шаг для того, чтобы научиться тратить собственное время с пользой.

Итак, скука несет в себе важную психологическую функцию – заставляет людей подумать о том, чем они занимаются, и переориентироваться в пользу того действия, которое несет хоть какой-то смысл. Все скучают время от времени, и важно понимать, что все не так плохо. Скука – это возможность, а не состояние, от которого нужно максимально быстро избавиться. Да, мне скучно, а как я могу это время занять? Иногда самое продуктивное, что можно сделать – это ничего не делать и хорошенько отдохнуть! И хотя многие из нас испытывают чувство вины, позволяя себе такую «роскошь», останавливаться и брать паузу очень важно. Тем более, что в это время, кроме восстановления, мы даём мозгу возможность переработать огромное количество информации, упорядочить воспоминания, подсознательно расставить приоритеты в целях и задачах. Вы якобы ничего не делаете, но мозг работает, а сознание ему не мешает.

Итак, как правильно реагировать на скуку и использовать ее?

В отличие от многих современных родителей, я даю свои детям возможность «поскучать». Вспомните себя в этом возрасте: какие игры мы только не придумывали, когда были предоставлены сами себе и нас никто не развлекал. Находить способ развлечь себя, что-то придумать или сотворить (пусть даже не самое лучшего качества) – крайне важный навык.

Психоаналитик Адам Филлипс определяет скуку как важную часть детского развития, когда личность формирует собственное чувство смысла или видение самого себя через чувство скуки. Это заставляет и учит думать: состояние скуки и нахождение выхода из нее является достижением в развитии ребенка.

Часто мы сами учим ребенка негативному отношению к скуке и быстрому избавлению от нее «во что бы то ни стало», лишая скуку смысла. Когда мы видим, что ребенку скучно, мы недовольны, мы говорим, что «только глупым людям скучно», выражаем неодобрение и стараемся максимально отвлечь его. Тем самым создавая ощущение, что жизнь априори должна быть бесконечно интересной, создавая ощущение выученной беспомощности, не давая возможности найти то, что будет интересно самому ребенку.

Существует много мнений на тему, что в проблеме замкнутого круга скуки виноваты новые технологии. Но стоит ли перекладывать ответственность на них? Да, технологии отвлекают наше внимание, а избегать скуки через бесконечный скроллинг соцсетей и просмотр Netflix куда легче. Но давайте не забывать, что именно мы выбираем способы для борьбы со скукой. Даже социально приемлемые и полезные занятия – например, те же обучающие курсы – могут быть деструктивным инструментом. Когда мы занимаемся ими только ради того, чтобы убить время, в итоге остаемся лишь с глубоким чувством неудовлетворения.

Используя самые простые инструменты для отвлечения внимания от скуки, со временем мы лишь усугубляем проблему, которую, кажется, решали. Пролистывая TikTok или играя в Homescapes, вы убегаете от скуки, но в конечном итоге вы все равно не удовлетворены – потому что не проделали более тяжелой работы по выяснению «что я действительно хочу делать».

Это именно та задача, которую ставит скука – помочь выяснить, что будет значимым и полезным в жизни. Скука, воспринимаемая в таком ключе, может стать призывом к действию, но многие из нас предпочитают не слышать ее.

  1. Не боритесь с этой эмоцией. Скука доставляет дискомфорт, но вы лишь усугубляете его, накладывая сверху страдания из-за того, что вам приходится это испытывать. Ведь вы не ругаете себя за температуру, насморк и кашель, подхватив ОРВИ? Чувство скуки неизбежно, это нормальное состояние, которое не является отражением вашего плохого характера, лени или негативных особенностей личности.
  2. Создайте новый распорядок дня. Скука процветает в ограничениях и стандартных рутинах.
  3. Найдите цель. Скука – это не отсутствие дел, а борьба за то, чтобы найти ценность в любом из доступных вам вариантов. Когда вы можете объяснить себе, «почему» совершаете те или иные действия, это может сделать их менее скучным. Вместо того, чтобы волноваться из-за чего-либо, попытайтесь определить, что для вас действительно важно – прямо сейчас или в будущем.
  4. Попытайтесь снизить пассивное потребление информации. Когда не знаешь, чем себя занять, легче всего зайти на Netflix или в Instagram. Если вы наслаждаетесь таким времяпрепровождением, это вовсе не проблема, но восприятие себя как пассивного потребителя порой может увеличивать ощущение скуки. Просто положив телефон, вы разорвете цикл неудовлетворительного взаимодействия с внешним миром и укрепите собственное ощущение автономии.
  5. Когда вам скучно – например, пробке или сеансе маникюра – включите музыку, дайте вашему уму поблуждать. Вспомните детей, у которых скука стимулирует фантазию.
  6. Задайте себе вопрос: может быть, есть более важные и долгосрочные проблемы которые влияют на нашу вовлеченность и отношения с внешним миром? Например, отсутствие смыслов и целей в жизни, скрытая злость или обида на близких людей.
  7. Попытайтесь повысить значимость того что вы делаете: разговаривайте с другими людьми, спрашивайте себя, зачем все это. Найденные смыслы успокаивают ту часть вашего сознания, которая сигнализирует о том, что что-то идет не так или не имеет значения.
  8. Если перед вами слишком сложная задача, сделайте шаг назад и разбейте ее на более простые уровни и шаги.
  9. Иногда, чтобы дать мозгу шанс быть максимально продуктивным, полезно ничего не делать и скучать. Существует прекрасное итальянское выражение «Il dolce far niente» – сладкое ничегонеделание. Но оно может возникнуть только тогда, когда мы умеем ничего не делать и научились не бояться скуки.

Следите за нашими новостями в Telegram

Автор:

Катерина Резникова,

Испытание скукой: отчего нам бывает скучно и что с этим делать

21 мая 2016 Жизнь

Какова природа скуки и почему многие из нас имеют к ней такую сильную предрасположенность? Из-за чего мы начинаем скучать и как это влияет на наше физическое и эмоциональное состояние? Ответы на эти и некоторые другие вопросы, связанные со скукой, вы найдёте в этом материале.

В 1990 году, когда Джеймсу Данкерту (James Danckert) было 18 лет, его старший брат Пол попал в аварию, врезавшись на своём автомобиле в дерево. Его извлекли из покорёженного кузова с многочисленными переломами и ушибами. К сожалению, не обошлось и без черепно-мозговой травмы.

Период реабилитации был очень долгим и сложным. До аварии Пол был барабанщиком и очень любил музыку. Однако даже после того, как его сломанное запястье зажило, у него не возникло совершенно никакого желания взять в руки палочки и начать играть. Это занятие больше не приносило ему удовольствия.

giphy.com

Раз за разом Пол жаловался своему брату на то, что ему безумно скучно. И дело было не в приступах посттравматической депрессии. Просто теперь вещи, которые он раньше любил всей душой, не вызывали в нём абсолютно никаких эмоций, кроме глубокого разочарования.

Несколько лет спустя Джеймс начал учиться на клинического нейропсихолога. В ходе обучения он обследовал около двадцати человек, которые получили черепно-мозговые травмы.

Думая о своём брате, Данкерт расспрашивал их о том, ощущают ли они скуку. Все двадцать человек, принимавших участие в исследовании, ответили положительно.

Этот опыт очень помог Данкерту в дальнейшей карьере. Сейчас он работает когнитивным нейробиологом в Университете Ватерлоо, расположенном в Канаде. Это место знаменито тем, что именно здесь учёные впервые начали заниматься серьёзным исследованием скуки.

Научное сообщество и скука

Считается, что универсального и общепринятого толкования понятия «скука» пока не выведено. Скука — это не просто разновидность депрессии или апатии. Эти слова нельзя считать синонимами.

Учёные предпочитают давать слову «скука» следующее определение.

Скука — это особое психическое состояние, пребывая в котором, люди жалуются на отсутствие даже минимальной мотивации и интереса к чему-либо.

Как правило, такое состояние имеет отрицательные последствия для психического здоровья человека, а также заметно отражается на его общественной жизни.

Проводилось немало исследований, посвящённых скуке. К примеру, выяснилось, что именно она является одной из причин, провоцирующих переедание, наряду с депрессией и повышенной тревожностью.

Ещё одно исследование было посвящено изучению взаимосвязи скуки и поведения человека за рулём. Выяснилось, что люди, подверженные скуке, ездят с гораздо большей скоростью, чем все остальные участники. Кроме того, они медленнее реагируют на отвлекающие факторы и опасность.

giphy.com

Кроме того, в 2003 году был организован опрос среди американских подростков, большинство из которых утверждало, что им частенько бывает скучно. Как выяснилось позже, такие подростки были более склонны к тому, чтобы в раннем возрасте начать курить и употреблять наркотики и алкоголь. Исследования коснулись и вопросов образования.

Успеваемость учеников напрямую связана с тем, испытывают они скуку или нет. Скука — это проблема, требующая повышенного к себе внимания.

Дженнифер Фогель-Волкатт (Jennifer Vogel-Walcutt)

подростковый психолог

Учёные пытаются понять, как скука влияет на наш мозг, каким образом сказывается на психическом здоровье и как влияет на наш самоконтроль. «Необходимо основательно изучить явление скуки, прежде чем делать какие-то конкретные выводы», — уверен Шейн Бенч (Shane Bench), психолог, занимающийся исследованием скуки в лаборатории Техасского университета.

Людей, интересующихся вопросами скуки, становится всё больше и больше. Генетики, философы, психологи и историки начинают активно объединяться для того, чтобы совместно работать над её изучением. В мае 2015 года Варшавский университет организовал целую конференцию, на которой обсуждались темы, связанные со скукой, социальной психологией и социологией. Кроме того, чуть позже, в ноябре, Джеймс Данкерт собрал порядка десяти исследователей из Канады и США на тематический семинар.

История изучения скуки

Своеобразным началом изучения скуки можно считать 1885 год, когда британский эрудит Фрэнсис Гальтон (Francis Galton) опубликовал небольшой доклад, посвящённый тому, как беспокойно и невнимательно вели себя слушатели, присутствовавшие на научном собрании.

С тех пор прошло уже довольно много времени, а темой скуки интересуется сравнительно небольшое количество людей. Джон Иствуд (John Eastwood), психолог из Университета Торонто, убеждён, что так происходит потому, что скука кажется всем довольно тривиальной вещью, на которую не стоит обращать пристального внимания.

Положение вещей начало меняться, когда в 1986 году Норман Сандберг (Norman Sundberg) и Ричард Фармер (Richard Farmer) из Орегонского университета показали всему миру способ, с помощью которого можно измерять скуку. Они изобрели особую шкалу, с помощью которой можно было определять уровень скуки, не задавая испытуемым вопроса «Вам скучно?»

giphy.com

Вместо этого необходимо было подтвердить или опровергнуть следующие утверждения: «Кажется ли вам, что время течёт слишком медленно?», «Чувствуете ли вы, что задействуете не все свои возможности, когда работаете?» и «Легко ли вы отвлекаетесь?» Они были сформулированы Сандбергом и Фармером на основе опросов и интервью, в которых люди рассказывали о том, что чувствуют, когда им скучно. После того как опрашиваемые давали ответы, каждому выставлялась оценка в баллах, по которой и определялась степень подверженности скуке.

Шкала склонности к скуке Сандберга и Фармера стала отправной точкой, с которой начался новый виток исследований. Она послужила прототипом для возникновения других видов шкал, а также стала невероятно полезна и в других прикладных науках, помогая связать скуку с такими вещами, как психическое здоровье и успеваемость.

Однако у предложенной шкалы скуки имелись и существенные недостатки. По мнению Иствуда, этот показатель напрямую зависит от самооценки человека и поэтому очень субъективен, что портит чистоту эксперимента. Кроме того, шкала измеряет только уровень восприимчивости к скуке, а не интенсивность этого чувства. Неточность понятий и определений всё ещё создаёт некоторую путаницу среди учёных.

Работа над улучшением шкалы скуки идёт до сих пор. В 2013 году Иствуд занялся разработкой шкалы многомерного состояния скуки, которая включает в себя 29 утверждений о различных ощущениях. В отличие от шкалы Сандберга и Фармера, шкала Иствуда измеряет состояние опрашиваемого в текущий момент времени. С её помощью можно установить, что чувствует человек прямо сейчас.

Однако, прежде чем измерять уровень скуки, исследователи должны были убедиться, что участники эксперимента действительно её испытывают. А это уже совершенно другая задача.

Самое скучное видео в мире

В психологии уже на протяжении многих лет одним из самых действенных способов создания у человека определённого настроения считается просмотр тематических видеороликов. Есть специальные видео, которые стимулируют у человека возникновение таких эмоций, как радость, гнев, печаль, сочувствие. Именно поэтому Коллин Меррифилд (Colleen Merrifield), занимаясь написанием своей диссертации, решила создать видео, которое было бы настолько скучным, что доводило бы людей до слёз.

В видео происходит следующее: двое мужчин находятся в абсолютно белой комнате без окон. Не произнося ни единого слова, они берут одежду из огромной кучи и развешивают её на верёвки — куртки, рубашки, свитеры, носки. Секунды тикают: 15, 20, 45, 60. Мужчины развешивают одежду. Восемьдесят секунд. Один из мужчин берёт прищепку. Сто секунд. Мужчины продолжают вешать одежду. Двести секунд. Триста секунд. И снова без изменений — мужчины развешивают одежду. Видео зациклено таким образом, что больше ничего не происходит. Его общая продолжительность составляет 5,5 минуты.

Неудивительно, что люди, которым Меррифилд показывала видео, сочли его невообразимо скучным. Тогда она решила попытаться изучить, как скука влияет на способность сосредотачиваться и фокусировать внимание.

Меррифилд просила участников выполнить классическую задачу на концентрацию внимания: необходимо было наблюдать за световыми пятнами, которые появлялись и исчезали на мониторе. Всё это специально длилось невероятно долго. Результат превзошёл ожидания: эта задача оказалась во много раз скучнее, чем самое скучное видео. Более половины испытуемых не смогли с ней справиться.

Это не было неожиданностью. Во многих прошлых исследованиях учёные также просили участников эксперимента выполнять какие-то монотонные действия вместо того, чтобы смотреть видео. Для того чтобы человек начал скучать, его просили, к примеру, заполнять одинаковые бланки, выкручивать или закручивать гайки. Сравнивать результаты разных исследований было довольно проблематично, потому что отсутствовал единый стандартизированный подход к методам стимулирования скуки. Невозможно было выяснить, чьи результаты верны, а чьи — нет.

В 2014 году исследователи из Университета Карнеги — Меллона в Питтсбурге, штат Пенсильвания, опубликовали статью, в которой попытались начать процесс стандартизации. Они выделили три группы действий, которые чаще других вызывают у людей скуку:

  • повторяющиеся физические задачи;
  • простые мыслительные задачи;
  • просмотр и прослушивание особых видео- и аудиозаписей.

Исследователи использовали шкалу многомерного состояния скуки Иствуда, чтобы определить, насколько сильно каждая из выполняемых задач заставляла испытуемых скучать и не вызывала ли она у них какие-то ещё эмоции. Всего было шесть на редкость унылых задач. Самая скучная состояла в том, чтобы бесконечно кликать мышкой, поворачивая иконку на экране на пол-оборота по часовой стрелке. После этого было решено больше не показывать специальные видео для того, чтобы вызывать у людей скуку, а использовать вместо этого обыкновенные поведенческие задачи.

Скука и самоконтроль

Многие учёные связывают возникновение скуки с дефицитом самоконтроля. Чем лучше вы умеете отвечать за свои поступки, тем меньше вы склонны к спонтанным проявлениям скуки. Именно поэтому исследователи часто связывают предрасположенность к скуке и склонность к таким вредным привычкам, как азартные игры, алкоголизм, курение и переедание.

giphy.com

Следует ли из этого, что скука и отсутствие самоконтроля — это взаимосвязанные вещи? Учёные пока не берутся ответить на этот вопрос. Приводя в качестве примера людей, у которых была черепно-мозговая травма, Данкерт предполагает, что в их системе самоконтроля произошёл сбой. Именно поэтому они начинают вести себя чрезмерно импульсивно и зачастую обзаводятся уймой вредных привычек. Это учёный успел заметить, наблюдая за своим братом.

Однако на протяжении нескольких лет брат Данкерта активно боролся с проблемами самоконтроля и практически перестал жаловаться на скуку, попутно возродив свою любовь к музыке. Поэтому у исследователей есть все основания полагать, что скука и самоконтроль могут зависеть друг от друга, но фактов и доказательств пока недостаточно.

Скучные планы на будущее

Несмотря на некоторую неразбериху в понятиях и отсутствие стандартизации, исследователи, занимающиеся вопросами изучения скуки, считают, что фундамент уже заложен. К примеру, поиск самого определения понятия «скука» считается важной частью процесса её изучения. Разные исследователи выделяют различные типы скуки. Немецкие учёные насчитали целых пять и выяснили, что склонность к какому-либо типу зависит от личностных характеристик человека.

Учёные также уверены, что есть такая группа людей, которая будет работать не покладая рук, лишь бы только не скучать. Иногда такие люди готовы выбирать крайне странные и даже неприятные занятия ради того, чтобы избежать скуки. Эта гипотеза основана на исследованиях, которые показали взаимосвязь между склонностью к риску и предрасположенностью к скуке.

Первое исследование было таким: участников просили сесть на стул в абсолютно пустой комнате и в течение 15 минут ничего не делать. Некоторые участники были готовы даже получать небольшие удары током, только бы не оставаться наедине со своими мыслями. Проводилось ещё несколько усовершенствованных экспериментов с этой же комнатой. В одном у участников был неограниченный доступ к сладостям, однако для того, чтобы получить их, необходимо было вытерпеть удар током. Когда участникам эксперимента становилось скучно, они предпочитали скорее испытать боль, чем сидеть на стуле и ничего не делать.

Группа исследователей во главе с психологом Райнхардом Пекруном (Reinhard Peckrun) из Мюнхенского университета в Германии в течение года наблюдала за поведением 424 студентов. Они просматривали их оценки, документировали результаты экзаменов и измеряли уровень скуки. Команда обнаружила некоторую циклическую закономерность, в соответствии с которой у всех студентов наблюдались периоды, когда им было скучно. И именно тогда было замечено значительное снижение внутренней мотивации студентов и показателей их успеваемости. Такие периоды возникали на протяжении года и не зависели от пола и возраста студента и его интереса к предметам. Учёные предположили, что студентам нужно что-то, что помогло бы им преодолеть скуку.

Сэй Шатц (Sae Schatz), директор компании, которая занимается разработкой учебных пособий и образовательных инструментов для министерства обороны США, приводит в качестве доказательства один интересный пример с компьютерной системой, которая обучала студентов физике. Система была запрограммирована таким образом, что должна была оскорблять всех, кто неправильно отвечал на вопрос, и саркастически хвалить тех, кто давал верные ответы. Такой необычный подход к обучению стимулировал учеников добиваться лучшего результата, постоянно держал их мозг в тонусе и не давал заскучать.

giphy.com

Забегая вперёд, можно сказать, что учёные полны решимости и дальше исследовать скуку. Им хочется получше понять, как это явление соотносится с другими психическими состояниями человека. Планируется также расширять область исследований и проводить эксперименты с пожилыми людьми, а также с людьми разных этнических групп и национальностей. Учитывая огромное влияние скуки на образовательный процесс, учёные хотят поработать над усовершенствованием шкал измерения скуки и адаптировать их для детей.

Есть также насущная потребность в том, чтобы как можно больше учёных понимали важность изучения такого вопроса, как скука. Данкерт уверен, что в этом случае появится гораздо больше шансов быстрее систематизировать уже полученные знания и приступить к новым открытиям.

Скука – почему нам становится скучно и что это может значить

Большинству людей время от времени становится скучно. Но для кого-то скука становится нормой — и это может быть признаком того, что кому-то нужно внести существенные изменения.

Во-первых, скука вредна для нашего физического и психического здоровья. Это может украсть нашу энергию и просто оставить нас такими вялыми, что мы абсолютно ничего не будем делать.

Тогда это становится порочным кругом. Жизнь кажется пустой и лишенной смысла.

Это может быть что-то, от чего очень трудно оторваться – тогда это может перерасти в депрессию. Или это может быть признаком того, что кто-то уже в депрессии.

Также возможно, что наличие психического расстройства увеличивает шансы заскучать. Поэтому всегда важно не игнорировать любую скуку, которая, кажется, продолжается.

Кому скучно?

Практически всем иногда бывает скучно, а может и больше, в определенные периоды жизни. Фактически, исследование 2000 американцев, опубликованное в 2019 году, показало, что средний американец испытывает скуку 131 день в году, что составляет более трети их года.

В других исследованиях с годами общепризнано, что подростки испытывают скуку больше, чем представители других возрастных групп. Кроме того, мужчины чаще говорят, что им скучно, чем женщины.

Скука заставляет нас чувствовать себя опустошенными, неспособными сосредоточить внимание и часто сочетается с чувством разочарования. Нарастает отсутствие интереса к чему бы то ни было, и люди, страдающие от скуки, чувствуют себя вялыми, апатичными, утомленными — и часто, но не явно, озабоченными всем.

Повышенный риск из-за скуки

Скука может быть признаком того, что в чьей-то жизни нужно что-то исправить — что, возможно, есть неразрешенные истории, на которые нужно обратить внимание и/или внести необходимые изменения. Это может быть связано с чувством гнева, отчаяния, беспокойства и одиночества.

Многим людям действительно нужно обратить внимание на то, что стоит за этими чувствами, чтобы избавиться от скуки. Но вместо этого многие люди обращаются к другим вещам в попытке перестать чувствовать себя так скучно.

Многие из них явно нездоровы и включают:

  • Поведенческие зависимости, включая азартные игры, покупки, физические упражнения, игры, просмотр порнографии, Интернет и социальные сети.
  • Курение сигарет и/или марихуаны.
  • Злоупотребление алкоголем.
  • Злоупотребление психоактивными веществами и зависимость.
  • Переедание или постоянные перекусы.
  • Нездоровое питание.
  • Рисковать.
  • Членовредительство.
  • Секс на одну ночь или роман.
  • Принятие иррациональных решений, таких как увольнение с работы без каких-либо средств для оплаты своего труда.


Что скрывается за скукой?

Когда люди чувствуют себя в ловушке, им становится скучно. Возможно, это одна из причин, по которой подростки и многие из тех, кому чуть за 20, часто жалуются на скуку.

Они хотят выбраться среди волнений большого большого мира, но до определенного возраста зависят от своих родителей. Часто подростки и молодые люди также учатся, что требует много повторений, чтобы усвоить что-то, плюс они знают, что это время можно потратить на развлечения с друзьями или на спорт или хобби, которые они любят.

Однако общество и семья испытывают огромное давление, чтобы сдать эти экзамены. Это значит сидеть без дела больше, чем полагается молодому человеку, и это как если бы энергия, которая у них есть внутри, рвется наружу.

Скука в любом возрасте может быть вызвана повторением и отсутствием интереса ко всему, что мы делаем. Многие современные рабочие места повторяются и чрезвычайно предсказуемы.

Кроме того, все, что слишком просто, может быть скучным. Мы отключаемся, и тогда кажется, что наши умы и тела жаждут чего-то другого.

Но люди чувствуют себя в ловушке, потому что им нужно зарабатывать деньги, чтобы оплачивать свой путь. Понятно, что работа, которая также является нашим хобби или отличается в большинстве случаев, реже всего вызывает скуку.

Иногда это сочетается с тем, что кто-то толком не знает своих увлечений — возможно, всю свою взрослую жизнь им приходилось работать и иметь молодую семью, о которой нужно было заботиться, поэтому у них никогда не было времени, чтобы открыть для себя свои истинные увлечения. Или, возможно, они знают, кто они, но просто не могут вырваться из крысиных бегов даже на одну минуту… и поэтому им скучно не только их повседневные задачи, но и вся их жизнь в целом.

Некоторые люди более склонны к скуке, чем другие. Например, людям с экстравертной личностью может потребоваться больше волнения в жизни, чтобы почувствовать, что она реализована.

Скука также связана с проблемами удержания внимания. Следовательно, человек с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) часто чувствует скуку. Люди с пограничным расстройством личности (ПРЛ) также могут обнаружить, что скука наступает гораздо быстрее из-за характера их состояния.

Кроме того, иногда хроническое заболевание вызывает у людей скуку. Например, если кто-то не может выйти и двигаться так, как ему хотелось бы, это, очевидно, может создать проблемы.

Скука как указатель

Скука часто служит определенной цели. Думайте об этом как о призыве к приключениям, которые являются первым этапом путешествия героя.

Философ Фридрих Ницше (1844-1900) описывал скуку как «неприятное спокойствие, предшествующее творческим актам». Таким образом, скука может быть источником вдохновения для действий, для того, чтобы делать что-то по-другому, для внесения изменений.

Это также может указывать на то, что повторяющиеся действия — пустая трата вашего драгоценного времени. Это может быть сильным убеждением не продолжать с этим.

Учтите, что исследование 2000 американцев, опубликованное в 2019 году, показало, что 60 процентов взрослых американцев считают, что за их скукой стоит тот факт, что они считают свою жизнь слишком «взрослой». Почти три четверти опрошенных признались, что упускают из виду аспекты своего детства. Это включало меньше обязанностей, возможность проводить время с друзьями и не ходить на вечеринки.

Так что решение очевидно, если кому-то скучно, потому что он чувствует себя слишком взрослым – снова найдите свое детское чудо! Встречайтесь с друзьями, организуйте вечеринки, ходите на вечеринки и постарайтесь найти способы уменьшить ответственность (и это — никогда не говорить «нет» — иногда может быть связано с тем, чтобы быть «угодником людям»).

Социальная активность очень помогает. Скажите «да» этим приглашениям, обязательно займитесь своими любимыми хобби, сделайте зарядку, прогуляйтесь. Тогда, даже если у вас есть много вещей, которые кажутся рутиной, всегда есть что-то, чего можно с нетерпением ждать, что ускорит эти утомительные задачи и часы.

Так что вступайте в клуб, закажите корт, попробуйте новое хобби или разожгите свою страсть к предыдущему времяпрепровождению, займитесь добровольной благотворительностью, найдите причины устроить вечеринку… Как говорится: жизнь такая, какой вы ее делаете.

Выйти на улицу и уйти

Еще один способ победить скуку — выйти за пределы себя, и это всегда достигается, если вы делаете что-то для других. Даже позвоните давнему другу или пожилому родственнику, но поддерживайте разговор о том, как они и чем занимаются в жизни. Это не только снимет скуку, но и поднимет настроение.

Тогда постарайся быть осознанным, присутствуй в настоящем. Если мы действительно сосредоточимся на том, что мы делаем, используя все наши чувства, то даже самое обыденное может показаться интересным.

Хороший сон тоже важен. Если у нас недостаточно энергии, это может означать, что мы чувствуем скуку, даже не начав.

Если вы решите провести некоторое время здесь с нами, на озере Тиква, вы можете быть уверены, что сон будет самым спокойным. Все в нашем роскошном особняке было создано с мыслью о спокойствии и спокойствии.

Еще один способ избавиться от скуки. Нам повезло, что мы окружены захватывающей дух природой. Это включает в себя и наше прекрасное озеро — оно идеально подходит для катания на лодке или просто для того, чтобы посидеть на его берегу, чтобы помедитировать или почитать замечательную книгу.

Наша опытная команда обладает первоклассным опытом лечения людей с любыми эмоциональными проблемами и проблемами психического здоровья. Свяжитесь с нами, чтобы обсудить, как мы можем помочь вам или вашим знакомым, начиная с сегодняшнего дня.

Почему скука совсем не скучна

В 1990 году, когда Джеймсу Данкерту было 18 лет, его старший брат Пол врезался на машине в дерево. Его вытащили из-под обломков с многочисленными травмами, в том числе черепно-мозговой.

Восстановление оказалось трудным. Пол был барабанщиком, но даже после того, как сломанное запястье срослось, игра на барабанах больше не приносила ему счастья. Снова и снова, вспоминает Данкерт, Пол горько жаловался, что ему просто скучно. «В этом не было ни намека на апатию, — говорит Данкерт. «Его очень расстраивало и не удовлетворяло то, что ему наскучили вещи, которые он раньше любил».

Несколько лет спустя, когда Данкерт готовился стать клиническим нейропсихологом, он работал с примерно 20 молодыми людьми, также перенесшими черепно-мозговую травму. Думая о своем брате, он спросил их, стали ли они скучнее, чем прежде. «И каждый из них, — говорит он, — сказал «да».

Этот опыт помог Данкерту вступить на его нынешний исследовательский путь. Сейчас он когнитивный нейробиолог в Университете Ватерлоо в Канаде и является одним из небольшого, но растущего числа исследователей, занимающихся серьезным научным исследованием скуки.

Общепринятого определения скуки не существует. Но что бы это ни было, утверждают исследователи, это не просто другое название депрессии или апатии. Кажется, это особое психическое состояние, которое люди находят неприятным — отсутствие стимуляции, которое заставляет их жаждать облегчения, с множеством поведенческих, медицинских и социальных последствий.

В исследованиях переедания, например, скука является одним из наиболее частых триггеров, наряду с чувством депрессии и тревоги. В исследовании отвлекаемости с использованием симулятора вождения люди, склонные к скуке, обычно ехали на более высоких скоростях, чем другие участники, им требовалось больше времени, чтобы отреагировать на непредвиденные опасности, и они чаще дрейфовали за осевую линию. А в опросе 2003 года американские подростки, которые говорили, что им часто бывает скучно, на 50% чаще, чем их менее скучающие сверстники, позже начинают курить, пить и употреблять запрещенные наркотики.

На скуку приходится около 25% различий в успеваемости учащихся, говорит Дженнифер Фогель-Уолкатт, специалист по психологии развития из Cognitive Performance Group, консалтинговой фирмы в Орландо, Флорида. Это примерно столько же, сколько приписывается врожденному интеллекту. Скука — это «то, что требует серьезного внимания», — говорит она.

Исследователи надеются превратить такие намеки в глубокое понимание того, что такое скука, как она проявляется в мозгу и как она связана с такими факторами, как самоконтроль. Но «это еще не конец, прежде чем мы ответим на эти вопросы», — говорит Шейн Бенч, психолог, изучающий скуку в лаборатории Хизер Ленч в Техасском университете A&M в Колледж-Стейшн. В частности, исследователям нужны более эффективные способы измерения скуки и более надежные методы, позволяющие испытуемым скучать в лаборатории.

Тем не менее поле растет. В мае 2015 года Варшавский университет собрал почти 50 участников на свою вторую ежегодную конференцию о скуке, в которой приняли участие международные докладчики в области социальной психологии и социологии. А в ноябре Данкерт собрал около дюжины исследователей из Канады и США на семинар по этому вопросу.

Исследователи в различных областях, от генетики до философии, психологии и истории, начинают совместную работу над исследованием скуки, говорит Джон Иствуд, психолог из Йоркского университета в Торонто, Канада. «Критическая масса людей, решающих схожие проблемы, создает больший импульс».

Мера недомогания
Научное исследование скуки восходит как минимум к 1885 году, когда британский эрудит Фрэнсис Гальтон опубликовал в журнале Nature короткую заметку о «Мере непоседы» — свой рассказ о том, как беспокойно вели себя зрители во время научной встречи. Но прошли десятилетия, и только несколько человек серьезно интересовались этой темой. «Вокруг нас есть вещи, на которые мы даже не думаем смотреть, возможно, потому, что они кажутся тривиальными», — говорит Иствуд.

Ситуация начала меняться в 1986 году, когда Норман Сандберг и Ричард Фармер из Орегонского университета в Юджине опубликовали Шкалу склонности к скуке (BPS) — первый систематический способ, с помощью которого исследователи измеряли скуку. скучающий?». Вместо этого они могли спросить, насколько участники согласны или не согласны с такими утверждениями, как: «Время всегда кажется медленным», «Я чувствую, что большую часть времени работаю ниже своих возможностей» и «Мне легко развлекать себя». ». (Утверждения были получены из интервью и опросов, проведенных Сандбергом и Фармером о том, что люди чувствуют, когда им скучно.) Совокупный балл участника давал меру его или ее склонности к скуке.

BPS открыл новые пути для исследований и сделал очевидным, что скука связана с беспокойством в той же мере, что и с апатией, а поиск смысла — с скукой. Он послужил отправной точкой для других шкал скуки, катализатором для повышения значимости области и инструментом для связи скуки с другими факторами, включая психическое здоровье и успехи в учебе.

Но у него есть и общепризнанные недостатки, говорит Иствуд. Во-первых, BPS является показателем, о котором сообщают сами люди, а это означает, что он по своей сути субъективен. Другой заключается в том, что он измеряет восприимчивость к скуке — «скуку по характеру», а не интенсивность чувства в той или иной ситуации, которая известна как скука состояния. Исследования постоянно показывают, что эти два показателя не зависят друг от друга, однако исследователи только начинают их различать.

Это может быть особенно запутанным в образовательных учреждениях. Изменения в стиле преподавания или среде в классе вряд ли уменьшат присущую учащимся скуку, которая является присущей им и медленно меняется, но могут быть очень эффективными для уменьшения скуки в состоянии, которая является чисто ситуационной. По словам Иствуда, BPS часто неправильно использовали для одновременного измерения обеих форм скуки, что давало ответы, которые, вероятно, вводят в заблуждение.

Ученые все еще обсуждают, как улучшить BPS. В 2013 году Иствуд помог разработать Многомерную шкалу скуки состояний (MSBS), которая включает 29высказывания о непосредственных чувствах, например: «Я застрял в ситуации, которую считаю неуместной». В отличие от BPS, в котором все зависит от привычек и личности участников, MSBS пытается измерить, насколько людям скучно в данный момент. И это, как надеется Истман, поможет лучше понять, что такое скука для всех.

Но чтобы измерить скуку, исследователи должны сначала убедиться, что участникам исследования скучно. А это совсем другой вызов.

Самое скучное видео
Один из способов создать определенное настроение, десятилетиями используемый в психологии, — это показать людям видеоклип. Существуют научно подтвержденные видеоролики, вызывающие радость, печаль, гнев, сочувствие и многие другие эмоции. Поэтому, когда она работала над своей диссертацией в Ватерлоо в 2014 году, Коллин Меррифилд решила снять видео, которое утомило бы большинство людей до слез.

В видео Меррифилда двое мужчин стоят в белой комнате без окон. Они молча берут одежду из кучи между собой и вешают на белую вешалку — камзол, рубашку, свитер, носок. Секунды тикают: 15, 20, 45, 60. Мужчины продолжают развешивать белье. Восемьдесят секунд. Один из мужчин просит у другого прищепку для белья. Сто секунд. Они продолжают развешивать белье. Двести секунд. Они продолжают развешивать белье. Триста секунд. Они продолжают развешивать белье. Видео, показанное в цикле, может длиться до пяти с половиной минут.

Возможно, неудивительно, что люди, которым Меррифилд показал это, сочли его ошеломляюще скучным. Но затем она попыталась использовать видео, чтобы изучить, как скука влияет на способность концентрироваться и концентрировать внимание. В ее протоколе участникам предлагалось выполнить классическое задание на когнитивное внимание — наблюдать за появлением или исчезновением звездообразных световых скоплений на мониторе — затем просмотреть видео, чтобы хорошо и скучно, и, наконец, снова выполнить задание, чтобы она могла видеть, как скука повлияла на их выступление. Но она обнаружила, что ей пришлось изменить дизайн эксперимента: задача утомляла людей больше, чем видео.

Это не было полной неожиданностью. В предыдущих исследованиях скуки вместо видео часто использовались задания. Но это также продемонстрировало проблему. У исследователей есть так много способов утомить людей заданиями — например, попросить их вычитать этикетки с адресами или скрутить гайки и болты вместе, — что всегда было трудно сравнивать отдельные исследования. Например, различные исследования показали, что скука коррелирует как с повышением, так и с падением частоты сердечных сокращений. Но без стандартизированного метода наведения скуки невозможно понять, кто прав.

В 2014 году исследователи из Университета Карнеги-Меллона в Питтсбурге, штат Пенсильвания, опубликовали статью с целью начать процесс стандартизации. В нем сравнивались шесть различных способов наведения скуки, представляющих три широких класса — повторяющиеся физические задачи, простые когнитивные задачи и видео- или аудиомедиа — а также контрольное видео. Исследователи использовали шкалу MSBS, чтобы увидеть, насколько сильно каждое задание вызывает скуку, и шкалу дифференциальных эмоций, чтобы определить, вызывает ли каждое задание только скуку или ряд других эмоций. Все шесть заданий были значительно более скучными, чем контрольные, и все шесть почти исключительно вызывали скуку. Лучшим из них было задание, в котором участникам требовалось щелкнуть кнопкой мыши, чтобы повернуть компьютерную иконку в виде колышка на четверть оборота по часовой стрелке, снова и снова.

После этого, говорит Данкерт, «я думаю, что могу отказаться от видео», чтобы вызвать скуку в лаборатории. Вместо этого он будет полагаться на поведенческие задачи.

Неточность инструментов оставляет пробелы в том, что исследователи могут разумно сказать о скуке. Например, многие реальные проблемы, тесно связанные со скукой, связаны с идеей самоконтроля, включая зависимость, азартные игры и переедание. «Я характеризую скуку как недостаток саморегуляции, — говорит Данкерт. «Сложно заниматься задачами в вашем окружении. Чем больше у вас самоконтроля, тем меньше вероятность, что вам будет скучно».

Но значит ли это, что самообладание и скука — меры одного и того же? Даже Данкерт не уверен. Рассмотрим людей с черепно-мозговой травмой в анамнезе. «Неудачи в самоконтроле — их проблема, — говорит он. «Они могут быть неуместно импульсивными; есть повышенный риск; они также могут злоупотреблять наркотиками и алкоголем». Данкерт определенно видел, как его брат Пол пережил все это после травмы.

Но в исследовании Danckert выборки людей с черепно-мозговой травмой (преимущественно в возрасте 40 лет) старение, похоже, ослабило связь между скукой и самоконтролем. По данным, которые еще не опубликованы, Данкерт говорит, что его пациенты сообщают об уровне самоконтроля не ниже, чем у населения в целом, но их показатели склонности к скуке намного выше. Напротив, брат Данкерта, кажется, демонстрирует противоположный эффект. В течение многих лет он боролся с проблемами самоконтроля, но в конце концов стал менее скучным и восстановил свою любовь к музыке. «Это самое важное в его жизни, после детей», — говорит Данкерт.

Итак, есть основания подозревать, что скука и самообладание могут существовать независимо друг от друга, но пока недостаточно доказательств, чтобы понять что-то большее.

Болезненно тупой
Несмотря на всю эту неопределенность, исследователи считают себя закладывающими основу, создающими инструменты и стандарты, которые позволят им решать действительно важные вопросы. «Мы делаем скуку проверяемой конструкцией, — говорит Бенч.

Определение скуки является важной частью этого. У разных исследователей разные определения домашних животных: например, команда под руководством Германии выделяет пять типов скуки. Но большинство специалистов в этой области согласны с тем, что, по крайней мере, иногда люди будут очень усердно работать, чтобы избавиться от скуки. Это не только представляет собой более активную версию скуки, чем, вероятно, привыкло большинство людей, но также имеет ощутимую связь с усилиями по борьбе со скукой в ​​реальном мире.

Ленч и Бенч проверяют, настолько ли сильно стремление избавиться от скуки, что люди готовы выбирать неприятные переживания в качестве альтернативы. Эта идея основана на исследованиях, которые показали корреляцию между поведением, направленным на поиск острых ощущений, даже рискованным поведением, и высокими показателями склонности к скуке. Это также похоже на результаты, опубликованные в Science  в 2014 году и Appetite  в 2015 году. В первом исследовании исследователи просили людей сидеть в комнате без дела в течение 15 минут за один раз. Некоторые из участников, особенно мужчины, были готовы наносить себе небольшие удары током, чтобы не остаться наедине со своими мыслями. Во второй статье описывались два эксперимента: в одном участники имели доступ к неограниченному количеству сладостей, а в другом — неограниченное количество ударов электрическим током. Участники ели больше, когда им было скучно, но они также подвергали себя большему шоку. Даже когда это не очень приятно, казалось бы, новизна лучше однообразия.

Новизна также может способствовать преодолению скуки в классе. В 2014 году, например, исследователи под руководством психолога Рейнхарда Пекруна из Мюнхенского университета в Германии сообщили, как они наблюдали за 424 студентами университета в течение учебного года, измеряя уровень их скуки и документируя их результаты тестов. Команда обнаружила свидетельство цикла, в котором скука порождала более низкие результаты экзаменов, что приводило к большему отстранению от занятий и более высокому уровню скуки. Эти эффекты были постоянными в течение всего учебного года, даже после учета пола, возраста, интереса к предмету, внутренней мотивации и предыдущих достижений учащихся. Но другие исследования показывают, что новизна может нарушить этот цикл.

Сае Шац, директор Advanced Distributed Learning Initiative, виртуальной компании, которая разрабатывает образовательные инструменты для Министерства обороны США, указывает на один эксперимент с компьютерной системой, которая обучала студентов физике. Когда система была запрограммирована так, чтобы оскорблять тех, кто неправильно ответил на вопрос, и ехидно хвалить тех, кто ответил правильно, говорит Шац, некоторые студенты, особенно взрослые, увидели улучшение результатов и были готовы тратить больше времени на машины. Шац считает, что это могло быть связано с тем, что оскорбления были достаточно новизны, чтобы люди были заняты и менее склонны к скуке.

Глядя в будущее, исследователи, такие как Иствуд, стремятся найти лучшие способы понять, что такое скука и почему она коррелирует со многими другими психическими состояниями. Они также хотят исследовать скуку у людей, которые не являются студентами североамериканских колледжей. Это означает тестирование пожилых людей, а также лиц из разных этнических и национальных групп. И, учитывая влияние скуки на образование, это также означает разработку версий BPS и MSBS, которые можно применять к детям.

Многие исследователи также надеются расширить круг проводимых исследований. Чтобы выйти за рамки собственных данных, Данкерт хочет начать изучать структуры мозга и посмотреть, есть ли различия между людьми с высокими баллами по BPS и теми, у кого нет. Эти данные могли бы помочь ему понять, почему скука так сильно проявляется у некоторых людей с черепно-мозговой травмой.

По словам Данкерта, также необходимо, чтобы больше ученых осознали, что скука увлекательна. «Возможно, мы находимся на пороге того, что у нас будет достаточно людей, чтобы двигаться вперед немного быстрее», — говорит он.

Добавить комментарий