Подсознание философия: 4. Подсознание . Философия разума

4. Подсознание . Философия разума

Подсознание – независимая от разумного существа, но зависимая от его сознания функция головного мозга, являющая собственную память разумного существа и память кровных предков в сновидениях, галлюцинациях, в экстремальных ситуациях и на пороге перехода разума в новую материальную субстанцию. Подсознание, проявляющееся через сознание, – есть толчок к принятию разумным существом правильного решения, с целью сохранения им своей жизни в возможных, но не совместимых с жизнью ситуациях, либо к созданию чего-либо.

«Если подсознание человека не зависит от него, но проявляет себя в нём, то кому же оно подконтрольно?» – спрашиваете вы меня. Резонный вопрос и ответ как всегда прост. Только всегда бодрствующему сознанию разума!

О появлении нереальных видений в реальности и их роли в жизни разумного существа мы поговорим в седьмой главе.

Сейчас кратко о том, как проявляет себя подсознание человека в его сновидениях.

Мне, как и каждому человеку нашей прекрасной планеты, приходилось слышать о вещих снах.

Первые упоминания о них нам известны из библии.

1. «По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки;

2. И вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике;

3. Но вот, после них вышли из реки семь других коров, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки;

4. И съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон.

5. И заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших;

6. Но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром;

7. И пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон». Быт. 41:1,2,3,4,5,6,7.

Ответ на сон фараона мы найдём тоже в библии.

25. «И сказал Иосиф фараону…

29. Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской;

30. После них настанут семь лет голода, и забудется всё то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю,

31. И непременно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел». Быт. 41:25,29,30,31.

Из снов фараона и толкования их Иосифом мы ясно видим, что фараону была дана информация о семи года изобилия и последующих за ними семи годах голода в Египте. Кто мог дать ему эту информацию. Ответ в библии.

25. «И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону».

26. Семь коров хороших – это семь лет; и семь колосьев хороших – это семь лет: сон один;

27. И семь коров тощих и худых, вышедших после тех – это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром – это семь лет голода.

28. Вот почему сказал я фараону: «что Бог сделает, то Он показал фараону». Быт. 41:25,26,27,28.

Итак, ответ дан в библии, но только я абсолютно не согласен с ним, кроме того, вместо слова Бог подставил бы, – Высший Материальный Разум.

Такая замена, естественно, не даст понимания роли подсознания в жизни человека, ибо она всего лишь переход из нематериальности в материальность, следовательно, правильный ответ надо искать в чём-то другом.

Кто такой фараон? Государственный деятель, наделённый высшей властью. Мог ли сознательно думать фараон о будущем своей страны. Конечно! А коли это так, то вот правильный ответ: сознание фараона, через подконтрольное ему подсознание, выдало запрашиваемую им информацию во сне. Фараон, не умеющий толковать сны, обратился к Иосифу, тот правильно понял их, но отсутствие у него знаний о человеке, выдвинуло на первый план не сознание фараона, а бога. Для бога – Высшего Материального Разума – фараон и его думы не представляли интереса, у него другие заботы, нежели копаться в сознании отдельных людей, будь он даже повелитель мира.

Подобное объяснение важности подсознания в жизни человека можно дать при появлении у него галлюцинаций. Доказано, что человек, идущий по пустыне, и несколько дней мучающийся от жажды, видит миражи, – оазисы, колодцы до верху наполненные водой, озёра, реки и моря.

Организм человека требует воды, и подсознание, проявляя себя миражом через сознание, сохраняет ему жизнь. Ещё пример: допустим, вы потеряли любимого человека, естественно, вы скорбите о нём, часто вспоминаете его рядом. Сознание всё это фиксирует, откладывает в памяти и в определённый момент, когда подсознание осознаёт, что неуправляемая скорбь может лишить человека рассудка, оно через сознание проявляет образ любимого человека в виде галлюцинации. Но образ, зримый человеком, не есть реальность когда-то существовавшего, хотя его можно сфотографировать, можно и ощутить. Все галлюцинации и миражи есть деятельность разумной материи, – мозга, – материализация мыслью контурных форм каких-либо объектов, созданных и переданных ей подсознанием через сознание.

Итак, можно с уверенность сказать; явление образов – следствие какой-либо причины.

Массовые галлюцинации отличны от галлюцинаций индивида. В проявлении образов перед массой людей задействована материальная мысль всей массы. Например, эфемерный образ божьей матери можно создать при одновременном обращении к ней тысяч людей. Примерный образ её знают все, поэтому материальная мысль тысяч, сконцентрированная на ней, может реализоваться в материальном образе заступницы. Мыслью можно создать всевозможные материальные образы, и чем мысль сильнее, тем ярче образ.

Мысль человека в экстремальных ситуациях способна на многое. Она может спасти его даже при падении без парашюта с высоты в несколько километров.

Роль подсознания в экстремальных ситуациях неоценима и это знает каждый, но не каждый осознаёт. Каждый испытал на себе и знает, что в экстремальных ситуациях человек принимает единственно верное решение для сохранения своей жизни, но не каждый задумывался над тем, откуда приходит это решение. А всё очень просто! С огромной скоростью, превышающей скорость света, подсознание выуживает из закоулков памяти человека ситуации – подобные той, в которой он оказался, и через сознание выдаёт решение. Оценка экстремальной ситуации происходит в мозгу человека, попавшего в неё, но решение может быть принято задолго до его рождения, – его кровным предком, пусть даже жившим миллион лет назад.

Но какую роль в жизни человека играет подсознание на пороге перехода его разума в новую материальную субстанцию?

Подсознание подготавливает его к этому переходу.

Как оно проявляет себя?

Только через сознание человека, уходящего в новую жизнь, и только в материальных зрительных образах, и видимых только им.

Примером этого может быть приход ангелов или демонов. Кого ждать? А вот это зависит от человека, от того, как он сам оценил свою жизнь!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

что это, отличия, значение понятий

Содержание

  • История
  • Значение терминов
  • Отличия сознания и подсознания

Сознание и подсознание являются свойствами нервной деятельности человека. Они определяют его поступки, совершенные под влиянием мыслей, эмоций или того, что называют «человеческим фактором».

История

Впервые о категории «сознания» заговорили философы. Под сознанием понимался высший уровень психики человека и его взаимодействие с социумом.

Декарт объяснял этот термин, как умение личности видеть свой внутренний мир. В средние века «сознание» стали рассматривать как совокупность мыслей и переживаний.

В 18 в. Лейбниц утверждал, что не все относится к проявлениям сознания, и назвал это бессознательным. В 19 в. эти явления подвергли серьезным исследованиям, в которых точка еще не поставлена. Тогда же появился термин «подсознание».

Глубины подсознания

Значение терминов

В психологии сознание – это субъективное переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире и ответная реакция на эти события

В широком смысле слова «сознание» — отражение действительности на всех уровнях. В узком смысле — свойство, присущее только людям, и связанное с мыслительной деятельностью. Его происхождение, связь с реальностью, с телом вызывают разные мнения.

Сознание проявляется в разных формах:

  • самосознание;
  • рассудок;
  • разум;
  • дух.

Подсознанием называют совокупность психических процессов, лежащих вне сферы сознания и недоступных для субъективного опыта.

Термин введен в конце 19 в. психологом Пьером Жане. Фрейд использовал для его обозначения термин «бессознательное».

Отличия сознания и подсознания

На первый взгляд у этих двух терминов можно обнаружить сходство. Они имеют один корень и приставку “со-“, указывающую на объединение: единое знание. Приставка “под-“ словно говорит о вторичности подсознания, но на самом деле это обманчивое впечатление.

Области знания

Ученый Л.С.Выготский определил для подсознания важную роль. Сознательная деятельность составляет 10 %, тогда как подсознательная – 90 %. Сознание формируется в коре головного мозга, а подсознание — в подкорке.

Сознание включает в себя опыт и создается в течение жизни

Не случайно жизнь человека после того, как он начинает запоминать происходящее, называют сознательной, а действия осознанными.  С этого момента начинает формироваться сознание, которое имеет избирательный характер.

Сознание обладает рядом функций, отличающих его от подсознания:

  • рефлексивной, помогая человеку осознавать и оценивать себя;
  • преобразующей, формулируя цели и способствуя их достижению;
  • времяобразующей, формируя целостную картину мира.

Подсознание присутствует с первых дней жизни. Оно включает все жизненные впечатления, эмоции, сохраняя все, из чего состоит окружающий мир. Это неконтролируемый процесс в отличие от сознания.

Заложенное в подсознании заставляет совершать действия, противоречащие расчетам, мировоззрению, воспитанию. Причины некоторых поступков люди впоследствии не могут объяснить, потому что они были совершены на уровне подсознания. Часто именно оно дает ответы на многие важные жизненные вопросы. Существуют специальные методики работы с подсознанием. Считается, что оно способно подсказывать правильные решения. Тогда как сознание отвлекается на мелочи и не может сфокусироваться на главном.

Одаренность

Подсознание способно влиять на жизнь человека. Очень часто, «покопавшись» в нем, можно найти причины неудач. Сознание служит своеобразным фильтром, который сдерживает стремления человека на основе имеющегося опыта.

Функционирование сознания и подсознания до сих пор находятся на стадии изучения. Их гармоничное функционирование обеспечивает продуктивную деятельность человека. Творчество, открытия, изобретения рождаются благодаря этим свойствам человеческой психики.

Дополнительную информацию о том, что такое сознание и подсознание, вы узнаете, посмотрев видео:

Что такое подсознание? | Воплощенная философия

Что такое подсознание?

Подсознание — это психологический термин, означающий «ниже порога сознания». Оно относится к области жизни, недоступной для когнитивного осмысления, но, тем не менее, влияющей на наше поведение, проявляясь в виде привычек, наклонностей, триггерных точек, а также способов реактивности, привязанности и зависимости.

Бессознательное Фрейда

Подсознание иногда используется взаимозаменяемо с термином «бессознательное» — концепцией, популяризированной (хотя и не изобретенной) Зигмундом Фрейдом, отцом современной психологии. Согласно теории Фрейда, бессознательное — это своего рода хранилище инстинктов, побуждений, желаний и воспоминаний, недоступных для нашего бодрствующего сознания. Обычно бессознательное сравнивают с подводной частью айсберга. То, что мы можем видеть в айсберге, — это тот аспект нашей личности, который присутствует в нашей бодрствующей жизни. Однако, как и в случае с айсбергом, под поверхностью существует так много всего, что определяет характер того, что появляется над ним; очень многое из того, что остается скрытым от света нашего сознания, влияет на наш характер и личность.

Фрейд был первым, кто глубоко исследовал, как формируется подсознание. Он заметил, что ранние годы жизни особенно важны для развития подсознания, особенно когда речь идет о сексуальности. Фрейд называл тот аспект личности, который инстинктивно ищет удовольствия, « id» . id — это по своей сути необузданная часть нас самих, и она ищет только удовлетворения своих самых фундаментальных побуждений. В новых вводных лекциях по психоанализу Фрейд характеризует id как «темную, недоступную часть нашей личности». Это само по себе бессознательное стремление, заставляющее нас пить, когда мы испытываем жажду, есть, когда мы голодны, и удовлетворять наши сексуальные желания, когда они возникают.

Однако существуют неизбежные препятствия для беспрепятственного удовлетворения наших самых первобытных потребностей. Когда маленький ребенок социализируется, он испытывает несоответствие между своими фундаментальными побуждениями и ожиданиями и нормами общества. Она обнаруживает, что не может просто укусить своего друга, когда захочет. Она не должна трогать себя в определенных местах публично. Есть определенные способы выражения, которые не подходят. Со временем она может научиться обуздывать свои желания, но желания все равно остаются; и в зависимости от того, насколько общество не одобряет эти желания, они могут стать источником стыда и уйти далеко за пределы сознания. Многие люди не могут вспомнить этот ранний период своей жизни, но его следы остаются в нашем «бессознательном» и затем проявляются в нашем сознании, возможно, в виде стыда или вины, а также сексуальных предпочтений, отвращений, симпатий и антипатий.

Карл Юнг и тень

Вот почему бессознательное также иногда называют «тенью» — термин, разработанный Карлом Юнгом, одним из протеже Фрейда, — потому что оно характеризуется чувствами и желаниями, которые невозможно объединить со своей личностью. Эти побуждения отвергаются в процессе построения эго, потому что они не соответствуют тому образу, который мы проецируем на себя. В результате они подавляются и обречены обитать в скрытом мире бессознательного, где они в значительной степени неизвестны нам, если только мы не найдем время исследовать их с помощью каких-либо созерцательных или терапевтических средств.

Коллективное бессознательное

Юнг расширил теорию Фрейда о бессознательном до того, что он назвал «коллективным бессознательным», которое подчеркивает предрасположенности, инстинкты и поведение, которые являются общими и, в некотором смысле, загруженными всеми человеческими существами — паттернами. , верования и способы переживания, встречающиеся в различных культурах и периодах времени. Разногласия по поводу природы бессознательного четко разделяют теории Фрейда и Юнга. Для Фрейда бессознательное — это продукт индивидуального опыта, результат индивидуации. Для Юнга бессознательное — это продукт коллективного опыта, который затем передается через генетическую передачу.

Ранняя критика понятия бессознательного исходит от материалистов, которые возражают против этого термина на том основании, что нет никаких физических свидетельств существования чего-либо подобного области бессознательного. Поэтому некоторые психологи предпочтут говорить об «автоматических и имплицитных функциях» мозга и предполагают, что бессознательное — это провинциальный и устаревший термин.

Бессознательное — это не место

Бессознательное, однако, не является «местом» и не может быть окончательно локализовано в каком-либо определенном физическом месте, в мозгу или где-то еще. Однако, не имея «домашней базы», ​​подсознание можно понять по отношению к телу. Нигде это не является более очевидным, чем в более поздних соматических теориях и терапевтических практиках, которые признают, как следы эмоций и прошлого опыта могут «храниться» в определенных областях тела в результате травмы или повреждения. Здесь подсознание — это способ выделить сознание тела, которое не является когнитивным, но, тем не менее, в той или иной степени окрашивает когнитивное сознание.

Вильгельм Райх и биоэнергетика

Другой ученик Фрейда, Вильгельм Райх, создал область «биоэнергетики», один из первых психологических подходов, который рассматривает тело как область терапевтических исследований. Райх использовал понятие «броня» для описания физического состояния человека в том виде, в каком оно формировалось и формировалось в процессе его развития. То, что человек испытывает в жизни, начнет проявляться в теле в виде хронического напряжения, беспокойства и дисбаланса. Тело становится своего рода физическим отражением разума, а осанка, походка и мускулатура становятся своего рода проявлением наших бессознательных тенденций.

Созерцательная и соматическая практика

Созерцательная практика и соматические подходы к терапии оказывают прямое воздействие на различные «места» подсознательного накопления. Когда мы медитируем, мы создаем условия для возникновения определенных процессов исцеления, которые могут распутать или разрешить определенные эмоциональные или физические проявления подавленных переживаний. Когда мы занимаемся соматической практикой, такой как дыхание, мы подключаемся к той части айсберга, которая живет под поверхностью. Стивен Поргес называет это «восходящей обработкой», что контрастирует с «нисходящей обработкой» более когнитивных подходов к терапии.

Вместо того, чтобы пытаться изменить то, как мы чувствуем, манипулируя обстановкой нашего разума, — вместо того, чтобы пытаться воздействовать на подсознание посредством нашего сознательного осознания, мы используем созерцательные и соматические методы, чтобы настроиться на более тонкие слои нашего опыта, слои которые больше соответствуют нелинейному миру подсознательных сил.

Источники
  • https://www.verywellmind.com/what-is-the-collective-uncoding-2671571
  • http://comingbacktocenter.com/bioenergetics/
  • https://orgonomictherapy.com/2013/07/29/armoring/
  • https://www.bioenergetics-nyc.org/bioenergetics
  • http://www.embodiedphilosophy.com/yoga-therapy-polyvagal-theory-convergence-traditional-wisdom-contemporary-
  • неврология-саморегуляция-устойчивость/
  • https://www.simplypsychology.org/psychosexual.html

Загадка бессознательного

Загадка бессознательного

В прошлом месяце я описал, как идеи, вдохновленные работами философа 17-го века Рене Декарта, бросили длинную тень на науки о разуме.

Один из аспектов его влияния касался убеждений об отношениях между человеческим разумом и человеческим мозгом. В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков большинство ученых, изучающих разум, были дуалистами. Они считали, что, хотя мозг — физический орган, разум — нефизическая вещь, отличная от него.

Другой аспект картезианского влияния был связан с отношением ума к самому себе. Большинство современников Фрейда считали, что человеческий разум автоматически осознает свое содержание. Короче говоря, они считали, что человеческий разум полностью сознателен.

Представления о том, что разум — это не мозг, и что разум полностью сознателен, тесно связаны друг с другом. Подумайте об этом так: кажется очевидным, что у нас нет доступа к процессам, происходящим внутри нашего собственного мозга. Например, как бы вы ни старались, вы не сможете сказать мне, какие из ваших нейронов возбуждаются, когда вы читаете это предложение. Но вы можете легко получить доступ к психическому состоянию, в котором вы находитесь, пока читаете его. Это может привести вас к заключению — подобно тому, как это сделали ученые XIX века, — что ментальные состояния должны быть отличны от состояний мозга, поэтому разум ≠ мозг.

Все это хорошо, но ученые и философы, которые поддерживали точку зрения о том, что психические состояния всегда сознательны, должны были найти способ осмыслить наблюдения, которые, казалось, не вписывались в эту картину. Некоторые из них пришли из экспериментов с гипнозом. Гипнотизированному субъекту может быть дано постгипнотическое внушение, скажем, подпрыгивать вверх и вниз, когда гипнотизер щелкает пальцами. После выхода из транса человек — назовем его Людвиг — начинает подпрыгивать, когда гипнотизер щелкает пальцами.

Теперь самое важное: когда Людвига спрашивают, почему он прыгает, он либо болтает, например, говоря, что хочет немного потренироваться, либо просто говорит что-то вроде: «Я не знаю, Я просто делаю это». Но кажется правильным сказать, что поведение Людвига было вызвано психическим состоянием, о котором он, носитель этого состояния, не знал. Чувак буквально не знал, что у него на уме.

Нам не нужно обращаться к гипнозу, чтобы найти примеры с таким же значением. Фрейд был особенно впечатлен сверхъестественным феноменом бессознательного решения проблем. Большинство людей испытали подобное. Вы безуспешно пытаетесь найти решение проблемы. В конце концов, вы откладываете это в сторону и ложитесь спать. На следующее утро вы просыпаетесь с ответом прямо в голове. На самом деле, вам даже не нужно ложиться спать, чтобы это произошло. Иногда все, что вам нужно сделать, это отложить проблему, а решение само приходит в голову, казалось бы, ни с того ни с сего.

Вы не осознавали, что работаете над проблемой, пока спали — по крайней мере, сознательно. Ночью вы провели часть своего времени в глубоком сне без сновидений, когда ваше сознание было полностью отключено, а остальное время вы видели странные и не относящиеся к делу сны. Но решение проблемы явно требовало когнитивной работы, поэтому вся эта когнитивная обработка, должно быть, происходила бессознательно.

В истории науки есть множество подобных вещей. Я поделюсь только одним. Великий немецкий математик Карл Фридрих Гаусс безуспешно работал над доказательством в течение двух лет, когда внезапно решение пришло ему в голову. В письме он писал: «Наконец, два дня назад я добился успеха не благодаря своим мучительным усилиям, а по милости Божией. Как внезапная вспышка молнии, загадка оказалась разгадана». Важно следующее предложение его письма: «Я сам не могу сказать, какая была заключительная нить, связывающая то, что я знал раньше, с тем, что сделало возможным мой успех». Другими словами, Гаусс понятия не имел, как он разработал доказательство.

Факты о постгипнотическом внушении и бессознательном решении проблем трудно увязать с утверждением, что разум полностью сознателен. Вы можете подумать, что очевидный вывод из подобных примеров состоит в том, что психические процессы могут происходить бессознательно. Это легко сделать в постфрейдистском мире. Но тогда люди не жили в постфрейдистском мире. Для большинства из них идея о том, что ментальные состояния являются сознательными (и что сознательные состояния являются ментальными), была аксиомой. Его рассматривали как то, что философы называют аналитической истиной — утверждение, истинное по определению, вроде «один плюс один равно двум» или «треугольники имеют три стороны». Отрицание таких утверждений обременяет вас противоречием. Определение треугольника гласит, что это трехсторонняя геометрическая фигура, поэтому утверждение, что треугольник не имеет трех сторон, сводится к утверждению, что то, что является треугольником, не является треугольником! То, что современники Фрейда-философы считали сознание частью самого понятия психики, объясняет, почему он часто жаловался, что философы критикуют его взгляды, говоря, что сама идея бессознательной психической деятельности внутренне противоречива.

Чтобы вписать эти неуклюжие факты в теорию о том, что все психические состояния являются сознательными состояниями, вы должны найти способ отрицать роль бессознательной умственной деятельности. На столе было два варианта. Первая состояла в том, чтобы утверждать, что проблемные состояния бессознательны, но на самом деле не ментальны. Второй заключался в том, чтобы утверждать, что они ментальны, но на самом деле не бессознательны.

Сторонники первого варианта утверждали, что кажущиеся бессознательными психические состояния на самом деле являются просто бессмысленными состояниями мозга, способными вызывать мысли и производить поведение. как великий 19Нейробиолог 19-го века Густав Фехнер сформулировал это так:

Ощущения, идеи, конечно, перестали реально существовать в состоянии бессознательного, поскольку мы рассматриваем их отдельно от их подструктуры. Тем не менее что-то сохраняется внутри нас, т. е. та психофизическая деятельность, функцией которой они являются.

Это не очень правдоподобно. Чтобы купить это, вы должны проглотить утверждение, что выступление Людвига не было вызвано чем-то, что происходило в его голове. Но странное поведение Людвига необъяснимо, если только мы не признаем, что гипнотизер внушил ему в голову идею прыгать вверх и вниз, и именно эта идея заставила его подпрыгнуть. Идеи ментальны.

Еще труднее приспособить пример с засыпанием на проблеме. Решение проблем — это умственная работа, поэтому человек, который бессознательно решает проблему, должен выполнять бессознательную умственную работу. Этот вывод кажется предотвратимым.

Сторонники второго варианта утверждали, что одно сознание может быть разделено на два или более независимых сознания, и именно этим объясняются случаи Людвига и Гаусса. Философ и психолог Уильям Джеймс сформулировал эту идею в своем 1890 книга «Принципы психологии», «Все возможное сознание может быть разделено на части, которые сосуществуют, но взаимно игнорируют друг друга и делят между собой объекты познания». Термин «подсознание» был специально связан с этим тезисом, поэтому Фрейд избегал его и использовал вместо него термин «бессознательное».

Если это так, то не главное сознание Людвига имело намерение прыгнуть — это была отщепленная часть его сознания — своего рода мини-Людвиг, размещенный внутри его разума. И такое же объяснение применимо к математическим выводам Гаусса.

Такой способ понимания примеров довольно странный. Одна из причин, по которой это странно, заключается в том, что подход с разделенным сознанием изображает сознание как нечто, что можно разделить на части, не теряя своей целостности. Он изображает сознание как нечто простое и однородное, как мороженое. Вы можете разложить мороженое из кадки по трем мискам, и оно не перестанет быть мороженым, но вы не сможете разделить сложные системы таким образом, не разрушив их. Если я разрежу свою стиральную машину на три части, у меня не получится три маленькие стиральные машины. Я получаю три куска барахла.

Итак, чтобы принять теорию подсознания, похоже, вы также должны принять мнение, что разум больше похож на ванну с мороженым, чем на стиральную машину. Идея о том, что ум прост и однороден, а не сложен и организован, не имеет большого смысла, если вы действительно об этом думаете. Как что-то подобное могло вычислить сложное математическое доказательство? Гораздо разумнее думать о разуме как о чем-то очень сложном и изысканно организованном, но тогда, если вы также утверждаете, что разум можно разделить, вы в конечном итоге сталкиваетесь с проблемой стиральной машины.

В начале своей карьеры Фрейд принял господствующую точку зрения и колебался между двумя позициями, которые я только что описал. Но вскоре он разгромил их обоих. Он отверг теорию расщепленного сознания, потому что (как он выразился в статье 1915 года) странно и бессвязно предполагать, что может существовать «сознание, о котором его собственный обладатель ничего не знает», и возражал против того факта, что оно допускает «существование не только второго сознания, но и третьего, четвертого, может быть, бесконечного числа состояний сознания, неизвестных нам и друг другу».

Добавить комментарий