Психология пирамида маслоу: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

Содержание

как она появилась и за что ее критикуют

ForbesПсихология

О пирамиде Маслоу слышал практически каждый человек, но что она представляет из себя и какова ее структура, знает гораздо меньше людей. Почему в оригинальной теории Абрахама Маслоу никаких треугольников не было и в помине, специально для Forbes Life рассказывает психолог Алия Сабирзянова.

Алия Сабирзянова

Фото Getty Images

В 1943 году американский психолог Абрахам Маслоу опубликовал статью «Теория человеческой мотивации», в которой предположил, что в основе человеческого поведения находится иерархия потребностей. Теория стала популярной, и сегодня известна практически каждому как «пирамида Маслоу». При этом сам Маслоу никогда не представлял свою иерархию потребностей как пирамиду, она появилась позже, когда теорию адаптировали для бизнеса.

Например, в книге Кейта Дэвиса «Человеческие отношения в бизнесе» иерархия была представлена в виде лестницы, по которой перемещается работник, поднимаясь с рядовых до руководящих позиций. Дэвис внес значительное изменение в классическую теорию Маслоу: связал потребности в самоактуализации исключительно с самореализацией, которая, по его мнению, возможна в результате трудовой деятельности. А главное, он предположил, что если человек продвигается по карьерной лестнице, то у него преобладают потребности в признании, уважении и самореализации, а если же он длительное время просто работает на одном месте, то у него преобладают только базовые физиологические потребности. Все это категорически расходилось с теорией Абрахама Маслоу.

Пирамиду в 1960 году придумал психолог Чарльз МакДермид, который пытался найти ответ на вопрос, как достичь максимальной мотивации сотрудников при минимальных затратах. Он предположил, что одни сотрудники вкладывают в дело креативность и стремятся самореализоваться, в то время как другие озабочены базовыми потребностями — тем, как заработать на простую жизнь. И, следовательно, мотивировать их нужно совершенно по-разному. Его предположение позволяло компаниям выстроить систему мотивации сотрудников, значительно экономя при этом.

Интерпретации Дэвиса и МакДермида во многом исказили классическую теорию иерархии потребностей, которая стала восприниматься как пирамида потребностей. Это несомненно сделало ее очень популярной, но лишило импульса для дальнейшего научного развития.

В работах «Теория человеческой мотивации» и «Мотивация и личность» Маслоу сформулировал основные принципы своей теории: потребности, а именно состояние их частичного и полного неудовлетворения оказываются движущей силой мотивации. Сами потребности никогда не могут быть удовлетворены абсолютно, поэтому человек всегда оказывается мотивирован. При этом все они находятся в жесткой иерархии и удовлетворение потребностей с каждого нового уровня возможно только после того, как удовлетворены, пусть и не в полной мере, предыдущие.

Изначально Маслоу выделил пять потребностей, в число которых вошли физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, уважении и признании, самоактуализации. Через несколько лет психолог дополнил свою теорию, изменив потребность в любви на потребность в принадлежности и добавил потребность в познании и потребность в эстетике. На сегодня классическая пирамида Маслоу выглядит следующим образом:

Американский психолог Абрахам Маслоу и его пирамида потребностей

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Американский психолог Абрахам Маслоу и его пирамида потребностей

2. Абрахам Маслоу

ААбрахам МаА слоу — известный американский психолог, основатель
гуманистической психологии.
Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая
«Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически
представляющая человеческие потребности. Его модель
иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике,
занимая важное место в построении теорий мотивации и
поведения потребителей.
Первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали
негативную реакцию в американском психологическом
сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по
факультету сторонились его, ведущие психологические журналы
отказывались публиковать научные работы. В 1951 году Маслоу
стал первым деканом психологического факультета недавно
созданного университета Брандейса. Он проработал там до 1969
года. Именно в этот период началось признание его идей, стала
оформляться как отдельное направление, гуманистическая
психология. В 60-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году
был избран президентом Американской психологической
ассоциации, что вызывало удивление его самого.
«Пирамида Маслоу» —
неофициальное название теории
мотивации, разработанной в 1950-е
годы ХХ века выдающимся
американским психологом Абрахамом
Харольдом Маслоу
В основе теории мотивации (пирамиды) Маслоу
лежит тезис о том, что поведение человека
детерминировано
рядом
базовых
потребностей, которые можно выстроить в
определенной иерархии.
С точки зрения Маслоу, эти потребности являются
универсальными, т.е. объединяют всех людей
независимо от цвета кожи, национальности, стиля
жизни, привычек, манеры держаться и прочих
внешних проявлений.
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество
различных потребностей, но также полагал, что эти потребности
можно разделить на пять основных категорий:
Физиологические: голод, жажда и т. д.
Экзистенциальные:
безопасность
комфорт, постоянство условий жизни.
существования,
Социальные: социальные связи, общение, привязанность,
забота о другом и внимание к себе, совместная
деятельность.
Престижные: самоуважение, уважение со стороны
других, признание, достижение успеха и высокой оценки,
служебный рост.
Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение,
самоидентификация.

6. Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

(низший) Физиологические потребности: голод,
жажда, половое влечение и т. д.
Потребность в безопасности: чувство уверенности,
избавление от страха и неудач.
Потребность в принадлежности и любви.
Потребность в уважении: достижение успеха,
одобрение, признание.
Познавательные потребности: знать, уметь,
исследовать.
Эстетические потребности: гармония, порядок,
красота.
(высший) Потребность в самоактуализации:
реализация своих целей, способностей, развитие
собственной личности.
По мере удовлетворения низлежащих
потребностей, все более актуальными
становятся потребности более высокого
уровня, но это вовсе не означает, что
место предыдущей потребности занимает
новая,
только
когда
прежняя
удовлетворена
полностью.
Также
потребности не находятся в неразрывной
последовательности
и
не
имеют
фиксированных положений, как это
показано на схеме. Такая закономерность
имеет место как наиболее устойчивая, но
у разных людей взаимное расположение
потребностей может варьироваться.
Маслоу отмечает, что иерархия
потребностей
вовсе
не
так
стабильна, как это может показаться
на
первый
взгляд.
Базовые
потребности большинства людей, в
общем
виде,
подчиняются
описанному порядку, но встречаются
и исключения. У некоторых людей,
например,
потребность
в
самоутверждении проявляет себя как
более насущная, чем потребность в
любви. Это самый распространенный
случай реверсии.

9. Спор о пирамиде

Образ пирамиды, широко распространенный во всем
мире для иллюстрации теории мотивации Маслоу, в
действительности является далеко не бесспорным.
Маслоу в своих работах о пирамиде не
упоминает!
Напротив, в трудах Маслоу встречается иной
визуальный образ — спираль (Маслоу так пишет о
переходе индивида к потребностям более высокого
уровня: «мотивационная спираль начинает новый
виток»). Образ спирали, несомненно, лучше
отражает основные постулаты теории мотивации
Маслоу: динамичность, развитие, плавное
«перетекание» одного уровня в другой (в
противовес статичности и строгой иерархичности
пирамиды).

11. Презентацию выполнила студентка 2 курса группы ПОБ-б-о-15-1 Фесенко Мария

English     Русский Правила

Глава 10.2: Иерархия потребностей Маслоу

Царь горы

Возможно, самый известный вклад в гуманистическую психологию был внесен Абрахамом Маслоу. Первоначально Маслоу изучал психологию из-за своего увлечения теорией поведения и работами Джона Б. Уотсона.

Маслоу вырос евреем в нееврейском районе. Он провел большую часть своего детства в одиночестве и сообщил, что книги часто были его лучшими друзьями. Несмотря на это несколько одинокое детство, он сохранил свою веру в доброту человечества. После рождения первого ребенка его приверженность убеждениям Уотсона начала резко снижаться. Его поразило ощущение, что он далеко не так хорошо контролирует ситуацию, как считали Уотсон и другие бихевиористы. Он видел в человеческой жизни больше, чем просто внешнее подкрепление, и утверждал, что человеческая жизнь не может родиться без какого-либо направления или ценности.

В то время, когда он изучал психологию, бихевиоризм и психоанализ считались двумя большими. Большинство курсов изучает эти теории, и много времени было потрачено на определение теории, которой следует следовать. Маслоу был на другом пути.

Он критиковал бихевиоризм, а позже применил тот же подход к Фрейду и его трудам. Хотя он признавал наличие бессознательного, он не соглашался с мнением Фрейда о том, что подавляющее большинство того, кем мы являемся, скрыто глубоко за пределами нашего сознания. Маслоу считал, что мы по большей части осознаем свои мотивы и стремления и что без жизненных препятствий мы все станем психологически здоровыми людьми с глубоким пониманием самих себя и принятием окружающего мира. Там, где Фрейд видел много негатива, Маслоу сосредоточил свои усилия на понимании позитива человечества. Можно сказать, что психоаналитическая мысль основана на детерминизме или аспектах, находящихся вне нашего контроля, а гуманистическая мысль основана на свободе воли.

Наиболее известным вкладом Маслоу является «Иерархия потребностей», которую часто используют для обобщения системы убеждений гуманистической психологии. Основная предпосылка этой иерархии заключается в том, что мы рождаемся с определенными потребностями. Без удовлетворения этих первоначальных потребностей мы не сможем продолжать свою жизнь и двигаться вверх по иерархии. Этот первый уровень состоит из наших физиологических потребностей, или наших основных потребностей для выживания. Без еды, воды, сна и кислорода все остальное в жизни не имеет значения.

Как только эти потребности удовлетворены, мы можем перейти на следующий уровень, который состоит из нашей потребности в безопасности. На этом уровне мы смотрим в поисках безопасности через других людей и стремимся найти мир, который защитит нас и убережет от вреда. Без достижения этих целей чрезвычайно сложно думать о потребностях более высокого уровня, и поэтому мы не можем продолжать расти.

Когда мы чувствуем себя в безопасности в нашем мире, мы начинаем искать дружеские отношения, чтобы чувствовать себя сопричастными. Третий уровень Маслоу, потребность в принадлежности и любви, фокусируется на нашем желании быть принятым, вписаться и чувствовать, что у нас есть место в мире. Удовлетворение этих потребностей приближает нас к вершине этой пирамиды и к четвертому уровню, называемому потребностью в уважении. На этом уровне мы сосредотачиваем нашу энергию на самоуважении, уважении со стороны других и ощущении того, что мы добились успехов в своей жизни. Мы стремимся двигаться вверх по карьерной лестнице, получать знания о мире и работать над чувством высокой самооценки.

Последний уровень в иерархии называется потребностью в самореализации. Согласно Маслоу, многие люди могут находиться на этом уровне, но очень немногие, если кто-либо когда-либо овладевает им. Самоактуализация означает полное понимание себя. Быть самореализованным означает по-настоящему знать, кто вы есть, какое ваше место в обществе, и чувствовать, что вы добились всего, чего намеревались достичь. Это значит больше не чувствовать стыда, вины или даже ненависти, а принять мир и увидеть человеческую природу как изначально добрую.

Применение в реальной жизни

Читая предыдущий раздел, многие, вероятно, пытались поставить себя на один из пяти уровней пирамиды. Для некоторых это может быть легкой задачей, но многие борются со взлетами и падениями в жизни. Для многих из нас жизнь не так проста. Мы часто ставим одну ногу на один уровень, другую ногу на следующий уровень, и время от времени тянемся, пытаясь подтянуться, в то же время следя за тем, чтобы не упасть назад в другое время.

Поднимаясь по пирамиде, мы часто продвигаемся вперед, но также замечаем, что два шага вперед могут означать один шаг назад. Иногда даже кажется, что два шага вперед означают три шага назад. Цель человечества, однако, состоит в том, чтобы следить за вершиной пирамиды и подниматься как можно устойчивее. Иногда мы можем спотыкаться, а иногда мы можем прыгать вперед. Однако, как бы далеко мы ни откатились назад, путь обратно легче, поскольку мы уже знаем дорогу.

Иерархия потребностей Маслоу — Psychologist World

  1. Поведенческая психология

Что движет людьми? Объясняет иерархическая пирамида Маслоу.


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклились?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Добавить комментарий