Поведении: Поведение — Психологос

ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Н. А. Фонсова

ПОВЕДЕ́НИЕ ЖИВО́ТНЫХ, их спо­соб­ность со­вер­шать свои дей­ст­вия, реа­ги­ро­вать на воз­дей­ст­вия внутр. и внеш­них фак­то­ров. П. ж. оп­ре­де­ля­ет­ся как ге­не­ти­че­ски обу­слов­лен­ны­ми осо­бен­но­стя­ми ор­га­низ­мов, так и влия­ни­ем разл. ус­ло­вий сре­ды оби­та­ния в хо­де их жиз­не­деятель­но­сти. Ге­не­тич. ин­фор­ма­ция по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять спе­ци­фи­че­ские для ка­ж­до­го ви­да без­ус­лов­ные реф­лек­сы. Вро­ж­дён­ные, по­рой очень слож­ные фор­мы по­ве­де­ния, на­прав­лен­ные на удов­летво­ре­ние осн. био­ло­гич. по­треб­но­стей ор­га­низ­мов, на­зы­ва­ют­ся ин­стинк­та­ми. Все ос­таль­ные фор­мы по­ве­де­ния яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том обу­че­ния (нау­че­ния), оп­ре­де­ляю­ще­го­ся воз­дей­ст­ви­ем ок­ру­жаю­щей сре­ды (сум­ма­ция, при­вы­ка­ние, им­прин­тинг, ус­лов­ные реф­лек­сы, рас­су­доч­ная дея­тель­ность, ве­ро­ят­но­ст­ное про­гно­зи­ро­ва­ние и др.).

По­ве­денч. акт мо­жет за­пус­кать­ся клю­че­вы­ми сти­му­ла­ми, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ви­дос­пе­ци­фич. раз­дра­жи­те­ля­ми для без­ус­лов­ных реф­лек­сов. Но по­ве­де­ние да­ле­ко не все­гда яв­ля­ет­ся ре­ак­ци­ей на раз­дра­жи­тель. Ес­ли ор­га­низм на­хо­дит­ся в со­стоя­нии го­тов­но­сти к к.-л. ви­ду дея­тель­но­сти (напр., к раз­мно­же­нию, что оп­ре­де­ля­ет­ся в пер­вую оче­редь спе­ци­фич. гор­мо­наль­ным фо­ном), то у не­го фор­ми­ру­ет­ся мо­ти­ва­ция. Она при­водит к раз­ви­тию це­ле­на­прав­лен­но­го по­ис­ко­во­го по­ве­де­ния, вы­ра­жаю­ще­го­ся в ак­тив­ном по­ис­ке со­от­вет­ст­вую­ще­го ей сти­му­ла (напр., по­ло­во­го парт­нё­ра). Ко­гда та­кой сти­мул най­ден, вы­пол­ня­ет­ся за­вер­шаю­щий акт (в дан­ном слу­чае спа­ри­ва­ние).

Вро­ж­дён­ные фор­мы по­ве­де­ния пре­об­ла­да­ют у бес­по­зво­ноч­ных. В по­ве­де­нии выс­ших бес­по­зво­ноч­ных при на­ли­чии слож­ней­ших ин­стинк­тов за­мет­ную роль мо­гут иг­рать при­об­ре­тён­ные ре­ак­ции. По­ве­де­ние од­но­кле­точ­ных ор­га­низ­мов про­яв­ля­ет­ся в осн. в ви­де так­си­сов – пе­ре­ме­ще­ний в сто­ро­ну раз­дра­жи­те­ля или от не­го; в ро­ли раз­дра­жи­те­ля мо­гут вы­сту­пать си­ла тя­же­сти, свет, хи­мич. ком­по­нен­ты сре­ды, темп-ра и т. д. Уже в этих слу­ча­ях про­яв­ля­ют­ся за­чат­ки ин­ди­ви­ду­аль­ной при­спо­соб­ляе­мо­сти – при­вы­ка­ние к сти­му­лу, спо­соб­ность вы­бо­ра пи­ще­во­го объ­ек­та и др. В по­ве­де­нии по­зво­ноч­ных ещё бо­лее важ­ное зна­че­ние име­ют ре­ак­ции, обу­слов­лен­ные ин­ди­ви­ду­аль­ным опы­том, по­лу­чен­ным в хо­де обу­че­ния. Про­шлый опыт фик­си­ру­ет­ся в ЦНС и мо­жет быть ис­поль­зо­ван в даль­ней­шем, что по­зво­ля­ет бы­ст­ро реа­ги­ро­вать на из­ме­не­ние ус­ло­вий су­ще­ст­во­ва­ния. У выс­ших по­зво­ноч­ных по­яв­ля­ет­ся спо­соб­ность пе­ре­но­сить ра­нее по­лу­чен­ную ин­фор­ма­цию на но­вые си­туа­ции, ви­до­из­ме­нять своё по­ве­де­ние. Спо­соб­ность ор­га­низ­мов за­по­ми­нать по­ве­де­ние по­зво­ля­ет им, напр., из­бе­гать бо­ле­вых ощу­ще­ний или по­вто­рять дви­же­ния, при­во­дя­щие к по­лу­че­нию пи­щи, у птиц и мле­ко­пи­таю­щих осу­ще­ст­в­лять слож­ные фор­мы груп­по­во­го об­ще­ния, про­яв­лять эле­мен­ты рас­су­доч­ной дея­тель­но­сти и т.  д.

Реа­ли­за­ция тех или иных форм по­ве­де­ния ор­га­низ­мов в зна­чит. сте­пе­ни за­ви­сит от био­ло­ги­че­ских рит­мов – цик­лич. про­цес­сов, про­те­каю­щих в жи­вых сис­те­мах. Напр., в те­че­ние су­ток про­ис­хо­дит ре­гу­ляр­ная сме­на пе­рио­дов сна и бодр­ст­во­ва­ния. Го­дич­ные или се­зон­ные рит­мы про­яв­ля­ют­ся в яв­ле­ни­ях ми­гра­ций и ко­чё­вок, зим­ней и лет­ней спя­чек, в по­строй­ке гнёзд и нор; у мн. жи­вот­ных с ни­ми свя­за­ны пе­рио­ды раз­мно­же­ния.

С по­яв­ле­ни­ем на свет ор­га­низ­мы сра­зу от­зы­ва­ют­ся на зна­чи­мые для них воз­дей­ст­вия. Сна­ча­ла неск. вро­ж­дён­ных ре­ак­ций обес­пе­чи­ва­ют по­иск кор­ма (пи­ще­вое по­ве­де­ние) и его ути­ли­за­цию. Бо­язнь, из­бе­га­ние опас­но­сти про­яв­ля­ют­ся в обо­ро­ни­тель­ном по­ве­де­нии. Ком­форт­ное по­ве­де­ние на­прав­ле­но на уход за те­лом, по­иск наи­бо­лее бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий. Со­ци­аль­ное по­ве­де­ние реа­ли­зу­ет­ся в ви­де все­воз­мож­ных взаи­мо­дей­ст­вий ме­ж­ду осо­бя­ми или их груп­пи­ров­ка­ми; об­мен ин­фор­ма­ци­ей ме­ж­ду ор­га­низ­ма­ми (см. Био­ком­му­ни­ка­ция) осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью про­из­во­ди­мых ими сиг­на­лов, в ви­де дви­же­ний и поз, зву­ков, за­па­хов, ок­ра­ски и т. д. Сте­рео­тип­ные ак­ты взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду осо­бя­ми в оп­ре­де­лён­ных стан­дарт­ных си­туа­ци­ях (напр., об­ра­зо­ва­ние брач­ной па­ры, про­яв­ле­ния пре­вос­ход­ст­ва до­ми­ни­рую­щей осо­би) на­зы­ва­ют­ся ри­ту­аль­ным по­ве­де­ни­ем. Су­ще­ст­ву­ет так­же сис­те­ма по­ве­денч. свя­зей ме­ж­ду осо­бя­ми, ре­гу­ли­рую­щая жизнь в груп­пе (напр., у при­ма­тов, об­ще­ст­вен­ных на­се­ко­мых) и оп­ре­де­ляю­щая их вза­и­мо­от­но­ше­ния, в т. ч. дос­туп к пи­ще, к осо­бям про­ти­во­по­лож­но­го по­ла (см. Ие­рар­хия у жи­вот­ных). Аг­рес­сив­ное по­ве­де­ние про­яв­ля­ет­ся при кон­ку­рен­ции за корм и ме­сто­оби­та­ние, за сам­ку и т. д.; к не­му от­но­сят­ся уг­ро­жаю­щие де­мон­ст­ра­ции, на­па­де­ния. По­ве­де­ние хо­зя­ев по от­но­ше­нию к чу­жа­кам при за­щи­те сво­ей тер­ри­то­рии на­зы­ва­ет­ся тер­ри­то­ри­аль­ным. Ре­про­дук­тив­ное по­ве­де­ние обес­пе­чи­ва­ет про­дол­же­ние ро­да. Фор­мы по­ве­де­ния, со­про­во­ж­даю­щие по­ло­вое раз­мно­же­ние, свя­за­ны с об­ра­зо­ва­ни­ем групп для встре­чи по­ло­вых парт­нё­ров, це­ре­мо­ни­ей уха­жи­ва­ния и спа­ри­ва­ния. За­бо­та ро­ди­те­лей о по­том­ст­ве (ро­ди­тель­ское по­ве­де­ние) час­то со­про­во­ж­да­ет­ся об­ра­зо­ва­ни­ем се­мей­ной груп­пы. Разл. ти­пы по­ве­де­ния взаи­мо­обу­слов­ле­ны и тес­но пе­ре­пле­та­ют­ся друг с дру­гом.

Ос­но­вы тео­рии ин­ди­ви­ду­аль­но­го и груп­по­во­го П. ж. за­ло­же­ны К. Ло­рен­цем, Н. Тин­бер­ге­ном и К. фон Фри­шем (Но­бе­лев­ская пр., 1973). Нау­ка о био­ло­гич. ос­но­вах по­ве­де­ния на­зы­ва­ет­ся это­ло­ги­ей. П. ж. изу­ча­ет­ся так­же фи­зио­ло­ги­ей (выс­шая нерв­ная дея­тель­ность), ге­не­ти­кой, зоо­пси­хо­ло­ги­ей и др. нау­ка­ми.

Профилактика асоциального поведения подрастающего поколения

На современном этапе, проблема здоровья подрастающего поколения является одной из самых актуальных для современного общества. Здоровье складывается из нескольких компонентов: психическое, физическое, социальное, нравственное.

Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи должно создавать комфортные, адекватные условия для развития школьников.

Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе. Под нормой принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д. Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к межличностным конфликтам; упрямство; нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения; трудности социальной адаптации.

Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах:

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию).

— В асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.

Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.

Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например,: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т. д.

Статистически выведено психолагами, что чаще всего такое поведение возникает у подростков в семьях которых:

  • имеются психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней;

  • пристрастия к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;

  • во взаимоотношениях между родителями существует неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание;

  • нехватка отцовского воспитания по отношению к подростку;

  • имеют авторитарный способ воспитания, или, наоборот, наблюдается чрезмерная опека над подростком.

Профилактические мероприятия в учебных заведениях:

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, по вопросам асоциального поведения, является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу — одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:

потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;

потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы. Создавать волонтерские группы, участвующие в этой работе.
В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия:

беседы медработников по проблемам, которые выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;

беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;

встречи с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;

  «уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.

В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:

  • преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;

  • милосердие, доброта и здоровье;

  • природа и здоровье;

  • любовь и здоровье;

  • здоровье и успешная карьера;

  • мода и здоровье;

  • фигура и здоровье;

  • спорт и здоровье;

  • компьютерные игры и здоровье;

 5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми..
6. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью.
Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.

 Понаблюдайте за поведением своего ребенка, и если есть первичные признаки для беспокойства, обратитесь к специалисту-психологу. Не стоит запускать ситуацию!

57 синонимов ПОВЕДЕНИЯ | Тезаурус Мерриам-Вебстер

существительное

Сохранить слово

способ или манера, в которой человек ведет себя

  • обычно несносный ребенок, он обещает быть на высоте поведение для вечеринки
  • Действия,
  • Адрес,
  • Подшипник,
  • Comportment,
  • поведение,
  • поведение,
  • Deportment,
  • Geste
  • (также Gest)
  • [Archaic]
110
  • (также Gest)
  • [Archaic]11110
  • (также Gest)
  • [Archaic]11110
  • (также Gest)
  • [Archaic]110
  • (также Gest).
  • Форма,
  • Manners,
  • MORES,
  • Платежи
    • P и Q
    • Удобство,
    • ,
    • , вежливость,
    • .0010
    • Decorum,
    • Вежливость
    • AIR,
    • Отношение,
    • Carriage,
    • POASE,
    • POSE,
    • Поста,
    • Присутствие
      • 6
      • Аспект
      • ,
      • 7 Mien 9000 7000
      • .
      • формальность,
      • протокол,
      • правила
      • обычай,
      • привычка,
      • привычка,
      • практика,
      • 90

        7 (also practise),

      • trick,
      • wont
      • convention,
      • fashion,
      • form,
      • mode,
      • style
      • affectation,
      • attribute,
      • characteristic,
      • знак,
      • черта
      • отличительность,
      • странность,
      • особенность,
      • особенность,
      • странность,
      • уникальность,
      • странность

      См. определение в словаре

      Поделиться поведение

      Публикуйте больше слов о поведении в Facebook Поделитесь другими словами для обозначения поведения в Твиттере

      Путешественник во времени для поведения

      Первое известное использование

      поведения было в 15 веке

      Другие слова из того же века

      Тезаурус Записи рядом с

      поведением

      вести себя

      поведение

      поведение

      Просмотреть другие записи поблизости 

      Процитировать эту запись

      «Поведение». Merriam-Webster.com Тезаурус , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/behavior. По состоянию на 23 октября 2022 г.

      Стиль: MLA

      Merriam-Webster.com Thesaurus, Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/behavior. По состоянию на 23 октября 2022 г..»>MLA Merriam-Webster.com Тезаурус, с.в. «поведение», по состоянию на 23 октября 2022 г., https://www.merriam-webster.com/thesaurus/behavior.»> Чикаго Тезаурус Merriam-Webster.com. Получено 23 октября 2022 г. с https://www.merriam-webster.com/thesaurus/behavior»>

      APA. Merriam-Webster.com Thesaurus, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/behavior. По состоянию на 23.10.2022.»> Merriam-Webster

      Еще от Merriam-Webster о поведении

      Нглиш: перевод поведенческих для говорящих на испанском языке

      Britannica English: Перевод поведенческих для арабских говорящих

      СЛОВО ДНЯ
      воля

      См. Определения и примеры »

      Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!

      Проверьте свой словарный запас

      Странные привычки и причуды

      • Что из следующего лучше всего описывает легко раздражающегося человека?
      • общительный поверхностный
      • раздражительный кричащий

      Проверьте свои знания и, возможно, узнаете что-нибудь по пути.

      ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

      Ежедневное задание для любителей кроссвордов.

      ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

      Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

      Merriam-Webster без сокращений

      Слова в игре

      • «Дундерхед» и другие «приятные» способы сказать «глупый»

        На примере некоторых очень умных щенков

      • 10 слов из географических названий

        Бикини, бурбон и бадминтон заняли первые места

      • «Гордость»: слово, которое превратилось из порока в силу

        Вы гордитесь Прайдом?

      • Когда впервые были использованы слова?

        Найдите любой год, чтобы узнать

      Спросите у редакторов

      • Буквально

        Как использовать слово, которое (буквально) приводит некоторых людей в.

        ..

      • «Все интенсивные цели» или «Все намерения и цели»?

        Мы намерены разобраться

      • Лэй против лжи

        Редактор Эмили Брюстер разъясняет разницу.

      • горячий беспорядок

        «Публика в беспорядке»

      Игра слов

      • Встреться со своими страхами

        Не бойтесь отвечать на эти вопросы о…

        Пройдите тест

      • Мегавикторина «Назови эту вещь»: Vol. 2

        Проверьте свой визуальный словарный запас!

        пройти тест

      • Правда или ложь?

        Проверьте свои знания и, возможно, узнаете что-то новое. ..

        Пройдите тест

      • Орфографическая викторина

        Сможете ли вы превзойти прошлых победителей национального конкурса Spelli…

        Примите участие в викторине

      9Определение 0000 в кембриджском словаре английского языка

      Примеры поведения

      поведение

      Так что вам просто нужно быть в своем лучшем поведении к сожалению.

      Из Нью-Йорк Дейли Ньюс