ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Н. А. Фонсова
ПОВЕДЕ́НИЕ ЖИВО́ТНЫХ, их способность совершать свои действия, реагировать на воздействия внутр. и внешних факторов. П. ж. определяется как генетически обусловленными особенностями организмов, так и влиянием разл. условий среды обитания в ходе их жизнедеятельности. Генетич. информация позволяет осуществлять специфические для каждого вида безусловные рефлексы. Врождённые, порой очень сложные формы поведения, направленные на удовлетворение осн. биологич. потребностей организмов, называются инстинктами. Все остальные формы поведения являются результатом обучения (научения), определяющегося воздействием окружающей среды (суммация, привыкание, импринтинг, условные рефлексы, рассудочная деятельность, вероятностное прогнозирование и др.).
Поведенч. акт может запускаться ключевыми стимулами, которые являются видоспецифич. раздражителями для безусловных рефлексов. Но поведение далеко не всегда является реакцией на раздражитель. Если организм находится в состоянии готовности к к.-л. виду деятельности (напр., к размножению, что определяется в первую очередь специфич. гормональным фоном), то у него формируется мотивация. Она приводит к развитию целенаправленного поискового поведения, выражающегося в активном поиске соответствующего ей стимула (напр., полового партнёра). Когда такой стимул найден, выполняется завершающий акт (в данном случае спаривание).
Врождённые формы поведения преобладают у беспозвоночных. В поведении высших беспозвоночных при наличии сложнейших инстинктов заметную роль могут играть приобретённые реакции. Поведение одноклеточных организмов проявляется в осн. в виде таксисов – перемещений в сторону раздражителя или от него; в роли раздражителя могут выступать сила тяжести, свет, химич. компоненты среды, темп-ра и т. д. Уже в этих случаях проявляются зачатки индивидуальной приспособляемости – привыкание к стимулу, способность выбора пищевого объекта и др. В поведении позвоночных ещё более важное значение имеют реакции, обусловленные индивидуальным опытом, полученным в ходе обучения. Прошлый опыт фиксируется в ЦНС и может быть использован в дальнейшем, что позволяет быстро реагировать на изменение условий существования. У высших позвоночных появляется способность переносить ранее полученную информацию на новые ситуации, видоизменять своё поведение. Способность организмов запоминать поведение позволяет им, напр., избегать болевых ощущений или повторять движения, приводящие к получению пищи, у птиц и млекопитающих осуществлять сложные формы группового общения, проявлять элементы рассудочной деятельности и т. д.
Реализация тех или иных форм поведения организмов в значит. степени зависит от биологических ритмов – циклич. процессов, протекающих в живых системах. Напр., в течение суток происходит регулярная смена периодов сна и бодрствования. Годичные или сезонные ритмы проявляются в явлениях миграций и кочёвок, зимней и летней спячек, в постройке гнёзд и нор; у мн. животных с ними связаны периоды размножения.
С появлением на свет организмы сразу отзываются на значимые для них воздействия. Сначала неск. врождённых реакций обеспечивают поиск корма (пищевое поведение) и его утилизацию. Боязнь, избегание опасности проявляются в оборонительном поведении. Комфортное поведение направлено на уход за телом, поиск наиболее благоприятных условий. Социальное поведение реализуется в виде всевозможных взаимодействий между особями или их группировками; обмен информацией между организмами (см. Биокоммуникация) осуществляется с помощью производимых ими сигналов, в виде движений и поз, звуков, запахов, окраски и т. д. Стереотипные акты взаимодействия между особями в определённых стандартных ситуациях (напр., образование брачной пары, проявления превосходства доминирующей особи) называются ритуальным поведением. Существует также система поведенч. связей между особями, регулирующая жизнь в группе (напр., у приматов, общественных насекомых) и определяющая их взаимоотношения, в т. ч. доступ к пище, к особям противоположного пола (см. Иерархия у животных). Агрессивное поведение проявляется при конкуренции за корм и местообитание, за самку и т. д.; к нему относятся угрожающие демонстрации, нападения. Поведение хозяев по отношению к чужакам при защите своей территории называется территориальным. Репродуктивное поведение обеспечивает продолжение рода. Формы поведения, сопровождающие половое размножение, связаны с образованием групп для встречи половых партнёров, церемонией ухаживания и спаривания. Забота родителей о потомстве (родительское поведение) часто сопровождается образованием семейной группы. Разл. типы поведения взаимообусловлены и тесно переплетаются друг с другом.
Основы теории индивидуального и группового П. ж. заложены К. Лоренцем, Н. Тинбергеном и К. фон Фришем (Нобелевская пр., 1973). Наука о биологич. основах поведения называется этологией. П. ж. изучается также физиологией (высшая нервная деятельность), генетикой, зоопсихологией и др. науками.
Профилактика асоциального поведения подрастающего поколения
На современном этапе, проблема здоровья подрастающего поколения является одной из самых актуальных для современного общества. Здоровье складывается из нескольких компонентов: психическое, физическое, социальное, нравственное.
Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи должно создавать комфортные, адекватные условия для развития школьников.
Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе. Под нормой принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д. Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к межличностным конфликтам; упрямство; нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения; трудности социальной адаптации.
Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах:
Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию).
— В асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.
Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.
Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например,: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т. д.
Статистически выведено психолагами, что чаще всего такое поведение возникает у подростков в семьях которых:
имеются психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней;
пристрастия к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;
во взаимоотношениях между родителями существует неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание;
нехватка отцовского воспитания по отношению к подростку;
имеют авторитарный способ воспитания, или, наоборот, наблюдается чрезмерная опека над подростком.
Профилактические мероприятия в учебных заведениях:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, по вопросам асоциального поведения, является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу — одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:
потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;
потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы. Создавать волонтерские группы, участвующие в этой работе.
В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия:
беседы медработников по проблемам, которые выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;
– беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;
– встречи с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;
– «уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.
В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:
преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
милосердие, доброта и здоровье;
природа и здоровье;
любовь и здоровье;
здоровье и успешная карьера;
мода и здоровье;
фигура и здоровье;
спорт и здоровье;
компьютерные игры и здоровье;
5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми..
6. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью.
Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.
Понаблюдайте за поведением своего ребенка, и если есть первичные признаки для беспокойства, обратитесь к специалисту-психологу. Не стоит запускать ситуацию!
57 синонимов ПОВЕДЕНИЯ | Тезаурус Мерриам-Вебстер
существительное
Сохранить словоспособ или манера, в которой человек ведет себя
- обычно несносный ребенок, он обещает быть на высоте поведение для вечеринки
- Действия,
- Адрес,
- Подшипник,
- Comportment,
- поведение,
- поведение,
- Deportment,
- Geste
- (также Gest)
- [Archaic]
- P и Q
- Удобство,
- ,
- , вежливость,
- .0010
- Decorum,
- Вежливость
- AIR,
- Отношение,
- Carriage,
- POASE,
- POSE,
- Поста,
- Присутствие
- Аспект
- , 7 Mien 9000 7000
- .
- формальность,
- протокол,
- правила
- обычай,
- привычка,
- привычка,
- практика,
- 90
7 (also practise),
- trick,
- wont
- convention,
- fashion,
- form,
- mode,
- style
- affectation,
- attribute,
- characteristic,
- знак,
- черта
- отличительность,
- странность,
- особенность,
- особенность,
- странность,
- уникальность,
- странность
- Что из следующего лучше всего описывает легко раздражающегося человека?
- общительный поверхностный
- раздражительный кричащий
«Дундерхед» и другие «приятные» способы сказать «глупый»
На примере некоторых очень умных щенков
10 слов из географических названий
Бикини, бурбон и бадминтон заняли первые места
Вы гордитесь Прайдом?
Когда впервые были использованы слова?
Найдите любой год, чтобы узнать
Буквально
Как использовать слово, которое (буквально) приводит некоторых людей в.
«Все интенсивные цели» или «Все намерения и цели»?
Мы намерены разобраться
Лэй против лжи
Редактор Эмили Брюстер разъясняет разницу.
горячий беспорядок
«Публика в беспорядке»
Не бойтесь отвечать на эти вопросы о…
Пройдите тест
Мегавикторина «Назови эту вещь»: Vol. 2
Проверьте свой визуальный словарный запас!
пройти тест
Правда или ложь?
Проверьте свои знания и, возможно, узнаете что-то новое. ..
Пройдите тест
Орфографическая викторина
Сможете ли вы превзойти прошлых победителей национального конкурса Spelli…
Примите участие в викторине
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
- 6
См. определение в словаре
Поделиться поведение
Публикуйте больше слов о поведении в Facebook Поделитесь другими словами для обозначения поведения в Твиттере
Путешественник во времени для поведения
Первое известное использование
поведения было в 15 векеДругие слова из того же века
Тезаурус Записи рядом с
поведениемвести себя
поведение
поведение
Просмотреть другие записи поблизостиПроцитировать эту запись
«Поведение». Merriam-Webster.com Тезаурус , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/behavior. По состоянию на 23 октября 2022 г.
Стиль: MLA
Merriam-Webster.com Thesaurus, Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/behavior. По состоянию на 23 октября 2022 г..»>MLA Merriam-Webster.com Тезаурус, с.в. «поведение», по состоянию на 23 октября 2022 г., https://www.merriam-webster.com/thesaurus/behavior.»> Чикаго Тезаурус Merriam-Webster.com. Получено 23 октября 2022 г. с https://www.merriam-webster.com/thesaurus/behavior»>
Еще от Merriam-Webster о поведении
Нглиш: перевод поведенческих для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод поведенческих для арабских говорящих
СЛОВО ДНЯ
воля
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Проверьте свой словарный запас
Странные привычки и причуды
Проверьте свои знания и, возможно, узнаете что-нибудь по пути.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Ежедневное задание для любителей кроссвордов.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Слова в игре
Спросите у редакторов
Игра слов
Примеры поведения
поведение
Так что вам просто нужно быть в своем лучшем поведении к сожалению.
Из Нью-Йорк Дейли Ньюс
И он повторяет это публичное поведение так часто, что справедливо назвать это чертой характера.
Из Атлантики
Подозреваемый был известен полиции за насильственные действия
От Хаффингтон Пост
На четвертой минуте второй период сократился до 10 хороших поведенческих очков.
Из Атлантики
Это поведение грязного не закончилось, когда дело дошло и до музыки.
С грани
Он будет продолжать расти из-за поведение религиозных людей.
От CNN
Но в то же время она не хотела поощрять поведение , например, затаскивание окровавленной мыши в спальню.
Из NPR
Это эскалация опасного поведения , и к этому следует относиться очень серьезно.
Из NPR
Мы не должны откладывать обучение этим навыкам до словесного или физического насилия 9.0008 поведение стало привычным и, зачастую, опасным для жизни.
Из журнала Slate
Бортовые системы наблюдения также являются средством сдерживания преступности и непослушного поведения .
С NJ.com
Но верно и обратное: знание о негативном поведении тоже не делает его лучше.
С грани
Последнее предполагает, что использование орудий — это, по сути, наследуемое поведение , передаваемое через генетику, а не через социализацию.
Из Арс Техника
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Как произносится поведения ?
Обзор
от имени
вести себя
— вел себя
вести себя
поведение
поведенческая терапия
поведенческий
поведенческая экология БЕТА
поведенческая экономика
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
Авторы изображений
Попробуйте пройти викторину
Слово дня
полузащитник
Великобритания
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈlaɪnˌbæk.ə r /
НАС
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈlaɪnˌbæk.ɚ/
игрок в американский футбол, который пытается помешать игрокам другой команды перемещать мяч по полю
Об этом
Блог
Валять, бить и колотить: глаголы для прикосновения и удара (2)