Предмет исследования гештальтпсихологии: характеристика направления основатели, предмет изучения.

Гештальтпсихология. Ступень к когнитивной психологии

Суть гештальтпсихологии — переживание целостно и не делимо на составные части, образ — самостоятельный феномен, а не эффект стимула. Гештальтпсихологией исследовалась одна сторона психического, на которую указывала категория образа. Фи-феномен. Инсайт.

Введение

Гештальтпсихология (Gestalt — целостная форма, структура) развилась вследствие протеста против бихевиоризма и существовавших ранее психологических направлений. Если удастся понять суть гештальтпсихологии, то мы приблизимся и к пониманию когнитивной психологии, так сделаем же шаг вперед и попытаемся разобраться, что это за направление и к чему оно привело.
Как нам уже известно, бихевиористы ставили поведение во главу угла, согласно же гештальтпсихологии, поведение — нечто большее, чем связка рефлексов. Оно целостно и, следовательно, целостный подход к психике противопоставлялся гештальтпсихологами дробности всех других направлений.
Зародившись одновременно с бихевиоризмом, гештальтпсихология вначале занималась исследованием ощущений, образный же аспект психической жизни, несмотря на все усилия, выскальзывал из рук, и это происходило потому, что не было теории, которая могла как-то объяснить полученные экспериментальные данные. Гештальтпсихология сформировалась во время господства идеалистической философии, что, естественно, отразилось на ее направленности.

Смысл гештальта

Слово гештальт означает «форма», «структура», «целостная конфигурация», т. е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. В это время особое внимание уделялось проблеме целого и части. Многие ученые подходили к пониманию, что качество целостного образования не сводилось к сумме отдельных элементов, входящих в целое, и, что оно не может быть выведено из них. А вот именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальтпсихологи считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части.

Как все начиналось

Я думаю, можно считать одним из «камней фундамента» школы гештальтпсихологии немецкого философа-идеалиста Ф. Брентано. Он развил учение о предметности сознания как родовом признаке психических феноменов, и стал основателем целой плеяды будущих основоположников гештальта. Его ученик К. Штумпф был приверженцем феноменологии и предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии, и Г. Мюллер, который занимался экспериментальной психологией, психофизикой и памятью.
Они в свою очередь имели ученика Э. Гуссерля, из Геттингенского университета, являющегося автором идеи, согласно которой логика должна быть превращена в феноменологию, цель которой раскрыть фундаментальные феномены и идеальные законы познания, а феноменология должна абстрагироваться от всего, связанного с существованием человека, и изучать «чистые» сущности. Для этого интроспективный (от лат. introspecto — смотрю внутрь, самонаблюдение) метод не годился, возникла необходимость его преобразования, в результате появился феноменологический метод.
На этой базе возникла школа гештальтпсихологии, представителями которой стали М. Вертхеймер, В. Келлер и К. Коффка, основавшие в 1921 г. журнал «Психологические исследования», Д. Катц и Е. Рубин и многие другие ученые.
Гештальтпсихологами были проведены многие исследования и работы в области восприятия и памяти. Ученица  В. Келлера Г. Фон Ресторф провела ряд опытов и вывела зависимость успешности запоминания от структуры материала.
В предвоенные годы прошлого века школа гештальтпсихологии распалась из-за неспособности разработать единую схему анализа психической реальности. Но идеи гештальтпсихологов все еще имеют влияние, хотя и не столь популярны в современной психологии.

Идеи и разработки гештальтпсихологии

Из работ одного из представителей гештальтпсихологии Д. Катца «Построение мира цветов» и «Построение мира сознательных восприятий» ясно, что зрительный и осязательный опыт гораздо полнее, чем его изображение в психологических схемах, ограничивающихся простыми понятиями, т. е. образ нужно изучать как самостоятельный феномен, а не как эффект стимула.
Основным свойством образа является его постоянство при изменяющихся условиях восприятия. Чувственный образ остается постоянным при изменении условий, но постоянство разрушается, если объект воспринимается не в целостном зрительном поле, а изолированно от него.

Персептивная реструктуризация

Датский психолог Е. Рубин изучал феномен «фигуры и фона», говорящий о целостности восприятия и ошибочности представления о нем как мозаике ощущений. Так, например, на плоском рисунке фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона контуром, тогда как фон кажется находящимся сзади.
Различно воспринимаются «двойственные изображения», где рисунок кажется то вазой, то, двумя профилями. Это явление назвали персептивной реструктуризацией, т. е. реструктуризацией восприятия. Согласно теории гештальта, мы воспринимаем предмет как связное целое. Допустим, испытуемый описывает свое восприятие какого-нибудь явления, а психологи уже разрабатывают гештальт-принципы, а именно: принципы сходства, близости, оптимального продолжения и замыкания. Фигура и фон, константность — это, в самом деле, основные феномены в области чувственного познания. Гештальтисты открыли в экспериментах феномены, но нужно было еще и объяснить их.

Фи-феномен

Школа гештальтпсихологии начала свою родословную от главного эксперимента Вертхеймера, так называемого, фи-феномена. Он с помощью специальных приборов (стробоскопа и тахиостоскопа) экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (две прямые линии). При достаточно большом интервале, испытуемый воспринимал их последовательно. При очень коротком интервале линии воспринимались одновременно, а при оптимальном интервале (около 60 миллисекунд) возникало восприятие движения, т. е. глаз видел перемещение линии вправо или влево, а не две линии, данные последовательно или одновременно. Когда же временной интервал превышал оптимальный, испытуемый начинал воспринимать чистое движение, т. е. осознавать, что движение происходит, но без перемещения самой линии. Это и был, так называемый, фи-феномен. Было проведено много подобных опытов и всегда появлялся фи-феномен, причем не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как «динамическое целое». Это также опровергало существовавшую концепцию о сложении ощущений в целостную картину.

Физические гештальты и инсайт

Работа Келлера «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» объясняла психологический способ по типу физико-математического. Он считал, что посредником между физическим полем и целостным восприятием должна стать новая физиология целостных и динамичных структур — гештальтов. Келлер представил воображаемую физиологию мозга в физико-химическом виде.
Гештальтпсихологи считали, что принцип изоморфизма (элементы и отношения в одной системе взаимно однозначно соответствуют элементам и отношениям в другой) поможет решить психофизическую проблему, при этом сохранив за сознанием самостоятельность и соответствие материальным структурам.
Изоморфизм не решал главные вопросы психологии и следовал идеалистической традиции. Психические и физические явления представлялись ими по типу параллельности, а не причинной связи. Гештальтисты считали, что, опираясь на особые законы гештальта, психология превратится в точную науку типа физики.
Келлер, истолковывая интеллект как поведение, провел свои знаменитые опыты над шимпанзе. Он создавал ситуации, в которых обезьяна для достижения цели должна была найти обходные пути. Смысл был в том, каким способом она решала задачу, то ли это был слепой поиск решения путем проб и ошибок, то ли обезьяна достигала цели благодаря, внезапному «озарению», пониманию ситуации.
Келлер высказался за второе объяснение, это явление было названо инсайтом (инсайт — схватывание, понимание), дающее возможность подчеркнуть творческий характер мышления. Действительно эта гипотеза вскрыла ограниченность метода проб и ошибок, но указание на инсайт никак не объясняло механизм интеллекта.
Появилась новая экспериментальная практика изучения чувственных образов в их целостности и динамике (К. Дункер, Н. Майер).

Значение гештальтпсихологии

В чем же причина, что гештальтизм перестал соответствовать новым научным запросам? Скорее всего, основная причина в том, что психические и физические явления в гештальтпсихологии рассматривались по принципу параллельности, вне причинной связи. Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии, но на самом деле его достижения касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала категория образа. При объяснении же явлений, которые не могли быть представлены в категории образа, возникали огромные трудности.
Гештальтпсихология не должна была разъединять образ и действие, образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Методология, основанная на феноменологической концепции сознания, стала препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.
Гештальтисты поставили под сомнение принцип ассоциации в психологии, но их ошибка была в том, что они разорвали анализ и синтез, т. е. оторвали простое от сложного. Некоторые гештальтпсихологи даже отрицали вообще ощущение как явление.
Но гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти и продуктивному, творческому мышлению, изучение которого и является основной задачей психологии.
А благополучно забытый нами достаточно подросший малыш? Что произошло с ним, пока мы пытались разобраться в таких сложных хитросплетениях гештальтпсихологии? Вначале он научился различать образы и выражать свои чувства, получать ощущения приятные и неприятные. Он рос и развивался, теперь уже в русле гештальтпсихологии.
Он быстрее и лучше запоминал образы не в результате ассоциаций, а в результате своих пока еще маленьких мыслительных способностей, «озарений», т. е. инсайт. Но пока ему было еще далеко до совершенства, много времени пройдет прежде, чем он научится творческому мышлению. На все нужно время и осознанная необходимость.

Источник «www.effecton.ru

общий очерк развития, основные представители и направления исследований Предэстория Ответ 2


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации


28. Гештальтпсихология: общий очерк развития, основные представители и направления исследований

Предэстория

Как мы помним, одним из главных принципов психологии сознания был принцип элементаризма, согласно которому целое равно сумме его частей. Некоторые психологи замечали, что этот принцип не может объяснить многие психологические факты.

Недовольство и поиск новых путей познания привел к образованию в Соединенных Штатах в начале ХХв направления бихевиоризма, и примерно в то же время в Германии другая группа молодых исследователей образовала новую научную школу, которая получила название гештальт-психологии. Школа была основана тремя немецкими психологами — Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой. Условной датой рождения этого направления считается 1912 год — год выхода в свет работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения».

Эксперименты

В многочисленных экспериментах М. Вертгеймера изучалось в основном кажущееся движение, т.е. восприятие движения при отсутствии такового объективно.

Давалось два изображения простого объекта (допустим, светящейся в темноте полоски) на некотором расстоянии одно от другого. Сначала зажигалось (подсвечивалось) левое изображение, затем через какое-то время правое. Если интервал времени между появлением первого и второго объектов был достаточно велик, испытуемый видел просто одну полоску слева, а затем вторую полоску справа. Если интервал был очень мал, испытуемый не успевал проследить за тем, последовательно объекты предъявляются или нет, и видел их одновременно на обычных местах. И только при некоторой средней скорости смены одной экспозиции другой испытуемый видел отчетливое движение полоски из левого положения в правое, хотя в действительности никакого движения не было.

Все еще господствовавший в то время принцип элементаризма был абсолютно непригоден для объяснения данного феномена, названного М.Вертгеймером фи-феноменом. В самом деле, возникающее целостное впечатление вовсе не строится как сумма входящих в его состав ощущений — ведь фактически во всех трех вышеуказанных случаях имеют место два ощущения (или элементарные восприятия) двух полосок света, однако во всех случаях они воспринимаются по-разному, т.е. каждый раз возникает новый

гештальт новое, качественно отличное от других целостное образование. Таким образом, главный постулат статьи гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы.

Поэтому для объяснения полученных явлений М.Вертгеймер был вынужден отказаться от элементаризма и предложил альтернативный ему целостный подход. Это означало, что восприятие движения не следует рассматривать как сумму каких-либо ощущений, являющихся частями целого, — оно (восприятие) изначально строится как целостная структура.

Таким образом, используемый в гештальтпсихологии метод получил название «метода феноменологического (целостного) самонаблюдения».

Рис. 6. Пример влияния фактора близости

В отличие от психоанализа и бихевиоризма, гештальтпсихология не меняла радикально предмет исследования — им по-прежнему выступало сознание человека, изучаемое методом феноменологического (целостного) самонаблюдения.

Свою конкретную экспериментальную разработку идеи гештальтпсихологов получат в основном в исследованиях 20-х гг. XX в. в Берлинском университете. На примере восприятия плоских изображений прямых и кривых линий, геометрических фигур и т.п. гештальтпсихологи обнаружили, с их точки зрения, законы восприятия вообще: фактор близости, фактор сходства, фактор «общей судьбы» и т. п.

Скачать 59.25 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Прошлые и настоящие перспективы в области психологии (в разработке)

Хейли Гайда и Ханна Янг

Введение (Хейли)

Теория гештальт-психологии в основном связана с психологами берлинской школы мысли, такими как Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка, однако она имеет философские корни в австрийской и немецкой школах мысли (Mulligan & Smith, 1988).

В этой статье будут рассмотрены исторические корни гештальт-психологии, пробелы в знаниях, а также то, как гештальт-терапия возникла из гештальт-теории, включая развитие гештальт-терапевтических вмешательств, контакт и сопротивление контакту, парадоксальную теорию изменений и силу в настоящий момент. В целом было обнаружено, что ключевые исторические фигуры гештальт-теории значительно повлияли на то, как возникла гештальт-терапия и как она используется в применении к современному подходу к гештальт-терапии.

Исторический обзор 1 (Хейли)

В 1912 году Макс Вертгеймер опубликовал свою статью о «фи-феноменах», которые широко рассматриваются как элементы, фактически «основавшие» гештальт-школу психологии (Green, 2000). В той же статье Вертгеймер предложил физиологическую модель, описанную в терминах короткого замыкания и обратного потока тока («поперечные функции особого рода»), которая произвела то, что он назвал «единым непрерывным целостным процессом» (Wagemans и др. , 2012). Затем Вертхаймер распространил эту теорию на психологию чистой одновременности (для восприятия формы или формы) и чистой последовательности (для восприятия ритма или мелодии), и эти расширения сыграли решающую роль в появлении гештальт-психологии (Wagemans et al. , 2012). Исходя из этого явления, Вертгеймер сделал вывод, что структурированные целые или

Gestalten , а не ощущения, являются первичными единицами психической жизни (Wagemans et al., 2012). Гештальт-психология стала популярной в первой половине 20 века, однако психологи спорят о ее нынешнем статусе (Wagemans et al., 2012). Некоторые психологи утверждают, что гештальт-психология умерла, когда в 1940-х годах умерли ее отцы-основатели Макс Вертхаймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер (Wagemans et al., 2012). Другие утверждают, что гештальт-психология пришла в упадок из-за более сильных теоретических и экспериментальных основ, возникших в XIX веке.60-х и 1970-х годов, которые с тех пор доминируют в этой области, включая когнитивную науку и нейробиологию (Wagemans et al.
, 2012). С другой стороны, гештальт-психология сегодня по-прежнему очень актуальна для понимания и возникновения восприятия, продолжая вдохновлять современные научные исследования и поддерживая стремление к совпадающим вызовам, возникающим из науки о зрении и когнитивной нейробиологии (Wagemans et al., 2012). . Гештальт-психология запомнилась своим вкладом в изучение визуального восприятия и решения проблем, однако значительный вклад был внесен и в другие малоизвестные области, такие как социальная психология (Lewin, 19).35, 1936), психологии развития (Коффка, 1921/1924) и аномальной психологии (Сильверштейн и Ульхаас, 2004). Теория гештальта получила дальнейшее развитие в руках коллег Вертгеймера Курта Коффки и Вольфганга Кёлера, которые успешно объединили две основные темы, которые были характерны для европейцев в конце 19-го и начале 20-го веков, а именно целостное мышление и полную приверженность научной строгости и психологии объективности. Кинг и Вертхаймер, 2009 г.). Что сделало эту школу мысли столь популярной, так это ее последовательное использование научных методов в исследованиях для получения доказательств в поддержку своих принципов или законов, не будучи атомистичным или редукционистским (King & Wertheimer, 2009).
). Все три ключевые фигуры, Вертхаймер, Коффка и Келер, в разное время учились у Карла Штумпфа, общего психолога из Берлинского университета, который выступал за объективную и экспериментальную строгость в психологических исследованиях (King & Wertheimer, 2009). Штумпф также выступал за «феноменологический метод» в психологии: беспристрастное описание опыта как такового, без предубеждений и предопределенных категорий, а также теорию сознания, которая выходит за рамки инертных ассоциаций между отдельными психическими элементами (King & Wertheimer, 2009).). Три будущих гештальт-психолога впитали три основных идеала Штумпфа и на их основе построили влиятельную новую школу гештальт-психологии (King & Wertheimer, 2009).

Исторический обзор 2 (Хейли)

Важнейшими событиями в истории гештальт-психологии обычно считаются два важных события: обсуждение Кёлером «физических гештальтов» (1920/1938) и предложение Макса Вертгеймера о «гештальт-законах организации восприятия» (1923/1938) (Wagemans et al.

, 2012). Последующая статья Вертхаймера была попыткой дальнейшего объяснения фундаментальных принципов организации, как он назвал Prägnanz , в общем смысле утверждая, что поле восприятия и объекты внутри него приобретут самую простую и всеобъемлющую структуру, допускаемую данными условиями (Wagemans et al., 2012). Келер распространил концепцию гештальта с восприятия и поведения на физический мир и естественные науки, а также попытался построить конкретную проверяемую теорию мозговых процессов, которая могла бы объяснить воспринимаемые гештальтов (группы восприятия) в видении (Wagemans et al., 2012). ). Келер также утверждал, что состояния мозга являются не просто суммой независимых физиологических процессов, но демонстрируют гештальт-характеристики, подобные характеристикам поля зрения (Silverstein & Uhlhaas, 2004). По сути, он постулировал соответствие между организацией поля зрения и организацией основных физиологических процессов в мозге и назвал это изоморфизмом (Silverstein & Uhlhaas, 2004). В 1935, Коффка опубликовал свои « Принципы гештальт-психологии» , книгу, в которой он реформировал основной вопрос исследования восприятия в соответствии с принципами гештальта и холистическим подходом, согласно которому человек всегда должен задаваться вопросом, почему вещи выглядят именно так, а не иначе (Green, 2000). Он утверждал, что науке придется проглотить не только количественные факты физических наук, но и две другие научные категории (Green, 2000). Первую категорию он назвал порядком , который считался категорией фактов, очевидных в живых существах, но не существующей на небиологическом уровне (Green, 2000). Вторую категорию, которую должна включить наука, он назвал Sinn , немецкое слово, которое переводится как значение, ценность и значение (Green, 2000). Согласно Коффке, без смысла опыта и поведения наука обрекла бы себя на тривиальность в своих исследованиях человека (Green, 2000). Теория гештальта, казалось, развивалась довольно последовательно: от изучения фундаментальных законов психологии сначала в простейших условиях, до включения сложных наборов условий и обращения к другим областям, таким как память, мышление, эмоции, эстетика и т. д. (Wagemans et al. ., 2012). Гештальт-принцип или законы были представлены в многочисленных работах Вертгеймера (1923/1938) и были далее развиты Кёлером (1929) и Коффкой (1935) для определения правил организации чувств восприятия (Тодорович, 2008). Эти принципы направлены на то, чтобы сформулировать закономерности, в соответствии с которыми перцептивные входные данные организуются в унитарные формы, также называемые (под)целыми, группами, группировками или гештальтами (Todorovic, 2008).

Пробелы в знаниях (Хейли)

Вертхаймер, Коффка и Келер высоко ценятся как основатели гештальт-теории (Wagemans et al., 2012), но многие из их учителей/наставников предоставили основополагающие идеи, которые построили эти три ключевые фигуры, и эти люди не получили широкой известности. Одно из самых больших влияний на теорию гештальта оказал Кристиан фон Эренфельс, австрийский философ, опубликовавший свое эссе «О качествах формы» в 189 г.0 (Маллиган и Смит, 1988). Эренфельс был профессором Немецкого университета в Праге, и одним из постоянных слушателей его лекций был не кто иной, как Макс Вертхаймер (Mulligan & Smith, 1988). Австрийская концепция, согласно которой наш опыт структурирован, связана с определенными особыми «гештальт-качествами» комплексов данных в данном опыте, то есть каждое качество определяется и существенно зависит от составляющих элементов комплекса, с которым оно связано. Маллиган и Смит, 19 лет88). Напротив, согласно более поздней берлинской концепции, совокупность данных (или любое другое психологическое образование) не имеет гештальта: это гештальт, целое, части которого определены как таковые, что они могут существовать. только как части целого данного вида (Mulligan & Smith, 1988). У Эренфельса было довольно специфическое теоретическое обобщение в терминах разума между комплексом переживаемых элементов, с одной стороны, и неким ассоциированным единым опытом единой инвариантной структуры, с другой, и эта более поздняя структура известна как гештальт (Mulligan & Smith, 19).88). Он также признал, что понятия, сравниваемые с пространственной формой, могут применяться не только к сложным объектам восприятия в других сенсорных модальностях, но и к объектам со сложностью, растянутой во времени (Mulligan & Smith, 1988). Эренфельс обобщил это, включив в него сложные объекты опыта, основанные на внутреннем восприятии, такие как настроения, эмоции и сложные чувства (Mulligan & Smith, 1988). Эрнст Мах также был очень важной фигурой, оказавшей влияние на Эренфельса и Альберта Эйнштейна благодаря своим систематическим и историческим исследованиям в области физики и психологии, что, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию его мышления в этих областях (Mulligan & Smith, 19).88). Переход от австрийской теории гештальта качества к берлинской теории гештальта как целого имел значительные разветвления в том, как эта теория применялась к объектам (Mulligan & Smith, 1988).

Основной пункт №1: Гештальт-терапия: Терапевтическое вмешательство (Ханна)

Фредерик (Фриз) Перлз и Лаура Перлз известны тем, что взяли гештальт-психологию и преобразовали ее в то, что они назвали гештальт-терапией. Перлзы изучали психологию под влиянием Фрейда, где Фрейд изолировал своих учеников за то, что они шли против классического стиля анализа (Woldt & Toman, 2005). Однако и Фриз, и Лаура не были убеждены аналитической теорией Фрейда и другими психологическими методами лечения того времени, поэтому они решили сформировать новую психологическую школу мысли; Гештальт-терапия (Woldt & Toman, 2005). Хотя терапевтический подход называется гештальт-терапией, он основан на множестве различных психологических школ и философий того времени, помимо гештальт-психологии (Barlow, 19).81). Он включает в себя идеи психоанализа, гуманистической и экзистенциальной философии, дзен-буддизма, а также гештальт-психологии (Woldt & Toman, 2005). Перлз считал, что эта гештальт-терапия отличается от гештальт-психологии, поскольку она идет дальше, чем законы и динамика гештальта, созданные основателями гештальт-психологии.

Фриц Перлз вместе с Вильгельмом Райхом работал над созданием терапии на основе концепции саморегуляции организма (Woldt & Toman, 2005). Эта концепция утверждает, что организмы обладают естественным стремлением адаптироваться в соответствии со своими потребностями для поддержания гомеостаза (Stevens, 2022). Например, когда организмы чувствуют голод, они едят, чтобы перестать чувствовать голод, или, когда организмы чувствуют усталость, они спят. Это противоречит представлениям Фрейда о сексе и агрессии как об основных побуждениях человеческой природы (Stevens, 2022). Перлз и Райх привлекли Пола Гудмана для участия в разработке терапии. Гудман установил связь между аристотелевскими идеями и гештальт-терапией. Еще одним основополагающим принципом гештальт-терапии является концепция холизма; целое больше, чем сумма его частей (Барлоу, 1981). Перлз считал, что самость нельзя рассматривать в отдельных компонентах, необходимо учитывать все факторы — физические, ментальные и эмоциональные события объединяются, чтобы сформировать единое существо (Барлоу, 1981).

Гештальт-терапия начала формироваться в 1951 году после Второй мировой войны из-за высокого спроса на психологическое лечение после травмирующих событий войны (Woldt & Tolman, 2005). Перлзы проводили гештальт-эксперименты и практики вне дома, который позже стал первым Нью-Йоркским гештальт-институтом в 1919 году. 52 (Уолдт и Толман, 2005). Гештальт-терапия набирала обороты, и многие присоединились к ней, поскольку были заинтригованы идеей изучения новых психотерапевтических практик помимо традиционного обучения того времени (Woldt & Tolman, 2005). Была создана трехлетняя интенсивная программа обучения гештальт-терапии, которая позже распространилась по всему миру, а многие учебные заведения стали специально посвящены гештальт-терапии (Woldt & Tolman, 2005).

Фриз Перлз, Ральф Хефферлайн и Пол Гудман написали книгу Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности , которую часто называют основополагающей книгой или «библией» гештальт-терапии (Woldt & Tolman, 2005). В этой книге заложена теоретическая основа терапии, в основном построенная Гудменом на основе оригинальных идей Перлза (Woldt & Tolman, 2005). В книге основное внимание уделяется теориям, окружающим организм и его среду, «я», контакту, сопротивлению контакту, нефункционирующему «я» и цели психотерапии (Woldt & Tolman, 2005). В книге также объясняются различные аспекты терапевтического подхода и то, как это терапевтическое вмешательство работает, чтобы помочь клиенту, который испытывает трудности (Wheeler & Axelsson, 2015).

По мнению Гудмана и Перлза, сеансы гештальт-терапии должны проходить в среде, которая побуждает клиентов стать настоящими и творческими личностями (Wheeler & Axelsson, 2015). Для этого клиент должен бросить вызов своим желаниям, эмоциям и ценностям, которые часто передавались в обществе (Wheeler & Axelsson, 2015). Терапевт должен действовать как непредвзятый нейтральный эксперт, полностью участвующий в терапевтическом процессе своего клиента (Wheeler & Axelsson, 2015). Это означает, что терапевт не дает «правильных» ответов на проблемы своего клиента, а помогает клиенту найти «правильные» ответы самостоятельно (Wheeler & Axelsson, 2015). Терапевт призывает клиента отойти от жестких уроков, извлеченных из общества, и создать подлинную повестку дня, которая приведет клиента к личной свободе (Wheeler & Axelsson, 2015). Терапевту рекомендуется создавать подлинные связи, поощряя клиента открыто говорить о сложных темах, что помогает построить доверительные отношения. Конечная цель подхода Гудмана и Перлза к гештальт-терапии состоит в том, чтобы создать сложную версию себя, которая может признать, что рост — это пожизненный процесс, которым можно заниматься посредством связи и общения (Wheeler & Axelsson, 2015).

Основной пункт 2: Концепция контакта и сопротивление контакту (Хейли)

Согласно Jacobs (2007), нарушения контакта определяются как процесс развития личности (цитируется по Tagay et al., 2023). Voltan-Acar (2003, 2014) предполагает, что искажения отношений, возникающие при контакте с самим собой и другими, или изменение направления контакта, определяются как контактные нарушения (цит. по Tagay et al., 2023). Эффективный контакт означает взаимодействие с природой и другими людьми без потери чувства индивидуальности, а также ясное осознание, полную энергию и способность самовыражаться (Corey, 2016). Гештальт-терапевты говорят о двух функциях границ: соединять и разделять; как контакт, так и отстранение необходимы и важны для здорового функционирования (Corey, 2016). Они также сосредоточены на прерываниях, нарушениях и сопротивлении контакту, которые были разработаны как процессы преодоления, но часто в конечном итоге мешают нам переживать настоящее в полной и реальной мере. путь (Кори, 2016). Частично это связано с навязчивыми мыслями, которые повторяются и не поддаются контролю и являются состоянием, связанным с депрессивным настроением (Tagay et al., 2023). Кроме того, было обнаружено, что навязчивые мысли положительно коррелируют с детскими травмами и депрессивными симптомами (Tagay et al., 2023). Польстер и Польстер (1973) предполагают, что существует пять различных видов пограничных нарушений: интроекция, проекция, ретрофлексия, отклонение и слияние (цитируется по Corey, 2016). Интроекция — это тенденция некритически принимать чужие убеждения и стандарты, не ассимилируя их, чтобы сделать их соответствующими тому, кто мы есть, которые остаются чуждыми нам, потому что мы не проанализировали и не реструктурировали их (Corey, 2016). обеспечивает нас, а не наши собственные потребности, которые, если мы застряли на этом этапе, наша энергия связана с мнением других людей о наших потребностях, а не с нашим собственным (Corey, 2016). Нарушения проекционного контакта заключаются в том, что человек не принимает свои чувства и мысли, а направляет их на других людей и отражает эти чувства и мысли, как если бы они принадлежали другим людям (Tagay et al., 2023). По сути, человек избегает брать на себя ответственность, приписывая аспекты, которые он не может принять в себе, другим и обвиняя других (Tagay et al., 2023). Ретрофлексия состоит в том, чтобы вернуться к себе и тому, что мы хотели бы сделать с кем-то другим, или сделать с собой то, что мы хотели бы, чтобы кто-то сделал с нами или для нас (Corey, 2016). Те, кто полагается на ретрофлексию, часто сдерживают себя от действий из-за страха перед смущением, виной и негодованием; что вызывает изрядное беспокойство (Corey, 2016). Отклонение — это процесс отвлечения внимания или отклонения, в результате чего трудно поддерживать устойчивое чувство контакта (Corey, 2016). По словам Фрю (1986), люди пытаются сделать это, распространяя контакт посредством чрезмерного использования юмора, абстрактных обобщений и вопросов, а не утверждений (цитируется по Corey, 2016). Наконец, слияние включает в себя стирание различий между собой и окружающей средой, поскольку человек стремится соответствовать окружающим, что создает борьбу за разделение между внутренним опытом и внешней реальностью (Corey, 2016). Этот стиль общения характерен для людей, которые остро нуждаются в том, чтобы их принимали и любили, и, таким образом, находят запутанность комфортной (Corey, 2016).

Основной пункт № 3: Сила в настоящем (Ханна)

Одним из основных основополагающих принципов гештальт-терапии является акцент на парадоксальной теории изменений, созданной учеником Фрица Перлза Арнольдом Бейссером (Fagan & Shepherd, 1970). Бейссер считал, что изменение происходит только тогда, когда человек принимает себя и то, что он есть, кто-то не заметит изменения, если постоянно пытается быть тем, кем он не является (Fagan & Shepherd, 1970). Бейссер считал, что клиент должен приложить усилия, чтобы узнать и принять то, кто он есть и что происходит вокруг него. Это также означает, что клиент должен осознать любые предубеждения, которые он перенял у общества, и признать, что они могут отличаться от существующего положения (Fagan & Shepherd, 19).70). Эта теория не означает, что человек должен изменить себя, скорее, речь идет об открытии того, кто он есть на самом деле (Fagan & Shepherd, 1970). Заметить «изменение» можно не потому, что человек пытается что-то изменить, а когда человек отказывается от того, чем он хочет быть, и начинает становиться тем, кто он есть, и обретает самопринятие (Fagan & Shepherd, 1970).

Эта теория была построена на теории контактной или само-другой регуляции (Mackewn, 1997). Как только человек столкнулся с проблемой, пошел на риск и смог отпустить свое представление о себе, находясь в настоящем, он испытает изменения (Mackewn, 19 лет).97). Теории изменений до гештальт-терапии считали обратное: изменения были важны, чтобы соответствовать обществу и различным культурам (Mackewn, 1997). Например, когда что-то не работает для человека, ожидается, что он внесет изменения и адаптируется, чтобы улучшить конфликт. Поэтому, когда Перлз и Бессье предложили идею самопринятия, ведущего к изменению, она привнесла в то время уникальную и интригующую перспективу (Mackewn, 1997).

Часто клиенты приходят на прием к терапевту или борются с психологическим дистрессом, потому что хотят перемен — будь то в их жизни, поведении или образе мыслей (Mackewn, 19 лет).97). С помощью гештальт-терапии терапевт информирует человека о том, что он сам себе эксперт, и благодаря поощрению и поддержке человек сможет принять, кто он и что он такое (Fagan & Shepherd, 1970). Это непростая задача для клиента и часто приводит к тому, что люди чувствуют внутренний конфликт с самими собой, поскольку многие верят, что изменение ситуации произойдет, если контролировать ситуацию, а не просто сидеть с ней и принимать ее такой, какая она есть (Mackewn, 1997).

Перлз, Хефферлайн и Гудман считали, что терапевт должен занимать нейтральную позицию, когда клиент впервые приходит с проблемой (Mackewn, 19 лет). 97). Это не позволяет терапевту вовлекаться в создание решения имеющейся проблемы, скорее, нейтральная позиция позволяет терапевту поделиться своим мнением о клиенте, помогая ему обрести самосознание в областях, о которых он не знал (Mackewn, 1997). .

На практике эту парадоксальную теорию изменений в гештальт-терапии часто называют экспериментами «сила в настоящем» или «здесь и сейчас» (Fagan & Shepherd, 1970). Гештальт-эксперименты с клиентом отличаются от других терапевтических упражнений или техник, ориентированных на деятельность с конкретными целями (Corey, 2007). В гештальт-терапии эксперименты должны быть совместными и ориентированными на клиента, подстраиваясь под клиента по мере необходимости (Corey, 2016). Этот подход поощряет исследование себя и индивидуальных взглядов, где в процессе человек получает новое понимание своих взглядов. Терапевты часто спрашивают клиентов: «Что вы сейчас испытываете?» или «Что вам нужно в данный момент», чтобы помочь клиенту обрести самосознание, прерывая способность клиента мгновенно перейти к интерпретации текущей ситуации (Yontef, 2007). Эти эксперименты с клиентами побуждали клиентов отойти от попыток изменить происходящее и вместо этого остаться с тем, что происходит, и заземлиться (Yontef, 2007).

Заключение (Ханна)

Гештальт-терапия в 21 веке включает в себя многие идеи (вставьте имена Вильгельма и т. д.) из гештальт-психологии. Объединив эти идеи, Фриц Перлз, будучи отцом-основателем гештальт-терапии, создал новый и уникальный для своего времени психоаналитический подход. Гештальт-терапевтический подход подчеркивает использование контакта и сопротивления контакту, настоящего момента и самопринятия в качестве основных направлений помощи клиенту в трудные времена. В сотрудничестве со многими другими влиятельными теоретиками гештальт-терапии гештальт-терапия смогла завоевать популярность и стала терапевтическим подходом, используемым во всем мире. Сегодня, в 21 веке, многие из оригинальных идей гештальт-теории используются на практике, чтобы помочь клиентам, борющимся с проблемами, и тем, кто находится в психологическом дистрессе.

 

 

Каталожные номера

Барлоу, А. Р. (1981). Гештальт-антецедентное влияние или историческая случайность. Гештальт-журнал , IV (2).

Кори, Г. (2021). Теория и практика консультирования и психотерапии . Cengage.

Фэган, Дж., и Шеперд, И.Л. (1970). Гештальт-терапия сейчас: Теория, техники, приложения. Книги по науке и поведению.

Грин, CD (2000). Классика истории психологии . Классика истории психологии — Введение в Коффку (1922) К.Д. Зеленый. Получено 26 марта 2023 г. с https://psychclassics.yorku.ca/Koffka/Perception/intro.htm

.

Кинг, Д. Б., и Вертхаймер, М. (2009). Макс Вертгеймер и теория гештальта. Сделка.

Макьюн, Дж. (1997). Развитие гештальт-консультирования: теоретико-полевая и реляционная модель современного гештальт-консультирования и психотерапии . МУДРЕЦ.

Маллиган, К., и Смит, Б. (1988, 1 января). Кевин Маллиган и Барри Смит, Мах и Эренфельс: Основы гештальт-теории . ФилАрхив. Получено 26 марта 2023 г. с https://philarchive.org/rec/MULMAE

.

Сильверстайн, С. М., и Улхас, П. Дж. (2004). Гештальт-психология: забытая парадигма в ненормальной психологии. Американский журнал психологии , 117 (2), 259–277. https://doi.org/10.2307/4149026

Стивенс, С. (2022, 31 декабря). Об изменении и саморегулировании . Блог о гештальт-терапии. Получено 25 марта 2023 г. с https://www.gestalttherapyblog.com/blog/the-nature-of-change-and-self-regulation

.

Тагай, О., Вольтан Акар, Н., и Цирцир, О. (2023, 8 февраля). Отношения между навязчивыми мыслями, нарушениями гештальт-контакта и незавершенными делами – современная психология . СпрингерЛинк. Получено 26 марта 2023 г. с https://link.springer.com/article/10.1007/s12144-023-04335-4

.

Тодорович, Д. (2008). Гештальт-принципы . Академия. Получено 26 марта 2023 г. с http://www.scholarpedia.org/article/Gestalt_principles

.

Вотсмейер, А. (1996). Курт Гольдштейн и холизм. Получено 26 марта 2023 г. с http://www.gestaltpsychotherapie.de/LAgo1_ho.pdf

Уилер, Г., и Аксельссон, Л. (2015). Гештальт-терапия (Первое издание). Американская психологическая ассоциация.

Йонтеф, Г. (2007). Сила непосредственного момента в гештальт-терапии. Журнал современной психотерапии: на переднем крае современных разработок в области психотерапии , 37 (1), 17–23. https://doi-org.ezproxy.capilanou.ca/10.1007/s10879-006-9030-0

Гештальт, Теория гештальта — Writing Commons

Гештальт представляет собой единое целое. Другими словами, гештальт — это больше, чем сумма его частей. Нельзя вывести целое из частей.

Гештальт Теория относится к сообществу практиков, которое исследует роль человеческого разума в отношении восприятия и интерпретации.

Ключевые понятия: эмпиризм; Феноменология; Риторическая теория


Концепция гештальта , а также гештальт-теории возникла в ответ на бихевиоризм и его акцент на эмпиризме и позитивистском знании.

Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка были немецкими психологами, которые интересовались исследованием роли человеческого разума в восприятии. Им было особенно любопытно, как разум осмысливает мир — как мы сортируем всю информацию, которую мы получаем, момент за моментом, от наших органов чувств. Они особенно стремились продемонстрировать, что человеческий разум играет существенную роль в отношении того, что он воспринимает. Они стремились продемонстрировать, что люди были чем-то большим, чем организмы, реагирующие на стимулы. Основываясь на своих эмпирических наблюдениях и своих теориях, своих предположениях о причинно-следственных связях, они предположили, что человеческий разум не сосредотачивается на конкретных деталях, а сосредотачивается на общей картине. Вместо того, чтобы воспринимать каждого наших чувств, бомбардирующих нас момент за моментом, они предположили, что разум воспринимает мелкие детали жизни, мелочи, как часть большего целого.

Основной тезис гештальт-теории можно сформулировать так: существуют контексты, в которых происходящее в целом не может быть выведено из характеристик отдельных частей, а наоборот; то, что происходит с частью целого, в ясных случаях определяется законами внутреннего строения его целого.

Макс Вертхаймер

Целое не является суммой частей

Курт Коффка

В качестве примера гештальт-мышления рассмотрим футбольный матч: если друг спросил, что произошло на игре, шансы вы не будете давать пошаговый обзор, обращаясь к тысячам попаданий, ловушек, нащупывания. Вы не объясните игру, говоря о каждой детали, которую вы наблюдали. Скорее, вы могли бы упомянуть счет и дать общее впечатление о том, что произошло, что-то вроде: «Ну, вы знаете, в Тампа-Бэй был Том Брэди и его отличная линия фронта. Они были неудержимы».

Гештальт — это теория человеческого восприятия. Теоретики гештальта исследуют ряд исследовательских вопросов, связанных с ролью человеческого разума в восприятии и интерпретации:

  • как человеческий разум находит смысл в постоянной бомбардировке информацией?
  • как человеческий разум определяет закономерности?
  • как возможно, что целое может быть больше, чем части? почему в некоторых случаях есть целое «Не сумма частей» (Коффка).

Добавить комментарий