Представители когнитивной психологии: Представители когнитивной психологии

Содержание

Когнитивная психология: представители и основные идеи

Психология – это одна из самых молодых наук, которой не всегда уделяют должное внимание. Однако не заметить ее бурное развитие за последние годы просто невозможно. Но до сих пор ученые не считают ее единой наукой, ведь на сегодняшний момент она имеет множество направлений, которые выдвигают собственные теории организации и восприятия психической реальности человеком. Это мешает представителям разных направлений делиться знаниями и обогащать ими друг друга.

Когнитивная психология (представители этого течения активно работают над его развитием, разрабатывая методологию) является тем направлением, которое более остальных интересует научный мир. И это вовсе не удивительно, ведь оно раскрывает человека как существо мыслящее и постоянно анализирующее свою деятельность. На этом основывается вся когнитивно-поведенческая психология, зародившаяся в середине прошлого века и до сих пор находящаяся в стадии активного развития. Из статьи читатели получат возможность поближе познакомиться с этим относительно новым течением в науке. А также узнать об основных представителях когнитивной психологии, ее положениях и задачах.


Когнитивная наука: психологические основы, задачи и методы…

Что может быть общего у психологии, лингвистики, учении об искусственном интеллекте и теории…

Общая характеристика нового направления

Когнитивная психология (представители этого направления сделали очень многое для его популяризации и постановки основных задач) на сегодняшний момент занимает довольно большой раздел в психологии как в науке. Само название этого течения образовалось от латинского слова, обозначающего «знание». Ведь именно на него чаще всего ссылаются представители когнитивной психологии.

Выводы, которые были сделаны данным научным течением, в дальнейшем стали широко использоваться в других дисциплинах. В первую очередь, конечно, психологических. К ним регулярно обращаются социальная психология, психология образования и психолингвистика.

Главное отличие данного направления от других – это рассмотрение психики человека как определенный набор схем, образующихся в процессе познания мира. Последователи и представители когнитивной психологии, в отличие от своих предшественников, уделяют большое внимание познавательным процессам. Ведь именно они дают необходимый опыт и возможность проанализировать ситуацию, чтобы принять правильное решение. В дальнейшем этот же алгоритм действий будет применяться в подобных ситуациях. Однако при изменившихся условиях поменяется и он. То есть поведение человека определяется не столько заложенными в него склонностями и воздействиями внешней среды, сколько мыслительными процессами и способностями.


Когнитивное мышление. Игры на логику и мышление. Психология

Когнитивная психология в полной мере рассматривает познавательные процессы человеческого сознания….

Когнитивная психология и ее представители (У. Найссер, к примеру) считают, что все знания, полученные человеком при жизни, преобразовываются в некие схемы. Они хранятся в определенных ячейках памяти и извлекаются оттуда при необходимости. Можно сказать, что вся деятельность индивида происходит именно в этих рамках. Но нельзя считать, что они статичны. Познавательная деятельность происходит постоянно, а значит, регулярно появляются новые схемы и обновляются старые. Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как нечто обособленное. Его изучают в совокупности всех познавательных процессов, таких как мышление, память, восприятие и так далее.

История возникновения научного направления

Можно сказать, что своим возникновением когнитивная психология обязана американским ученым. Именно они в сороковые годы прошлого века проявили серьезный интерес к человеческому сознанию.


Когнитивная сфера — что это? Отвечаем на вопрос. Развитие…

Благодаря наличию и правильному функционированию данной сферы, люди имеют возможность воспринимать,…

Со временем этот интерес породил большое количество исследовательских работ, экспериментов и новых терминов. Постепенно в психологию прочно входит понятие познания. Оно начинает выступать как определяющая не только человеческого сознания, но и практически всех его поступков. Конечно, это еще не была когнитивная психология. Найссер положил начало серьезным исследованиям в данном направлении, которые в дальнейшем начали перекликаться с работами других ученых. Они также ставили на первое место знания человека о самом себе и окружающем мире, позволяющие создавать новые поведенческие схемы и приобретать определенные навыки.

Интересно, что изначально данное направление сложно было считать однородным. Эта тенденция сохранилась до сих пор, ведь когнитивная психология не является единой школой. Скорее, ее можно описать как широкий диапазон задач, объединенных общей терминологией и методологией изучения. С их помощью описываются и объясняются определенные феномены психологии.

Когнитивная психология: основные представители

Многие считают это направление психологии уникальным, ведь оно практически не имеет основателя, вдохновившего других. Можно сказать, что разные ученые создавали приблизительно в одно и то же время научные труды, объединенные единой идеей. В дальнейшем они стали базовыми для нового направления.

Поэтому среди представителей когнитивизма нужно выделять несколько имен, внесших серьезный вклад в развитие этого течения. К примеру, Джордж Миллер и Джером Брунер организовали пятьдесят семь лет назад специализированный научный центр, который занялся изучением проблем и постановкой задач нового направления. К ним относятся память, мышление, язык и другие познавательные процессы.

Спустя семь лет после начала исследований У. Найссер опубликовал книгу, в которой подробно рассказал о новом направлении в психологии и дал его теоретическое обоснование.

Большой вклад в середине прошлого века внес в когнитивную психологию и Саймон. Ее представители, хочется отметить, зачастую начинали заниматься своими исследованиями совершенно случайно. В когнитивизм их приводил интерес к тем или иным сторонам человеческого сознания. Именно так произошло и с Гербертом Саймоном. Он работал над созданием теории управленческих решений. Его очень интересовали процессы принятия решения и организационное поведение. Несмотря на то, что его научный труд был направлен на поддержание научной теории управления, его очень активно используют и представители когнитивной психологии.

Основные идеи

Чтобы более точно представлять себе, что входит в сферу интересов данного течения в психологии, необходимо обозначить его основные идеи:

  • Познавательные процессы. К ним традиционно относят мышление, память, речь, воображение и так далее. Помимо этого когнитивная психология рассматривает и эмоциональную сферу развития личности, ведь без нее невозможно создание поведенческих схем. В этом процессе принимает участие и интеллект, причем когнитивизм с большим интересом относится к изучению искусственного интеллекта.
  • Изучение познавательных процессов с точки зрения вычислительного устройства. Психологи проводят параллель между человеческими познавательными процессами и современными компьютерами. Дело в том, что электронное устройство собирает, обрабатывает, анализирует и хранит информацию практически так же, как психика людей.
  • Третья идея заключается в теории поэтапной обработки информации. Каждый человек работает с полученными данными в несколько этапов, большая часть этого процесса происходит бессознательно.
  • Выяснение емкости человеческой психики. Ученые считают, что она имеет определенный предел. Вот только от чего он зависит и насколько разнится у людей, на данный момент непонятно. Поэтому психологи пытаются отыскать механизмы, которые в дальнейшем позволят наиболее эффективно обрабатывать и хранить поступающую информацию.
  • Пятая идея заключается в кодировке всех обработанных данных. Когнитивная психология транслирует теорию о том, что любая информация получает особый код в человеческой психике и отправляется на хранение в определенную ячейку.
  • Одной из идей нового направления в психологи является необходимость проводить изыскания только с помощью хронометрических средств. В когнитивизме считается важным то время, которое человек тратит на поиски решения какой-либо поставленной задачи.

Перечисленные выше идеи лишь на первый взгляд кажутся очень простыми, в реальности они являются базой, на которой выстраивается сложная цепочка научных изысканий и исследований.

Когнитивизм: положения

Основные положения когнитивной психологии довольно просты и понятны даже человеку, далекому от науки. Примечательно, что главная цель данного направления заключается в нахождении объяснений человеческого поведения с точки зрения познавательных процессов. Ученые делают акцент не на заложенных чертах характера, а на опыте и знаниях, приобретенных в результате сознательной деятельности.

Основные положения когнитивной психологии можно представить в виде следующего списка:

  • изучение чувственного процесса познания мира;
  • исследование процесса присваивания людьми определенных качеств и характеристик другим индивидам;
  • изучение процессов памяти и создания определенной картины мира;
  • понимание бессознательного восприятия событий и так далее.

Мы решили не перечислять все положения данного научного течения, а выделили только основные. Но даже после их изучения становится понятно, что когнитивизм с разных сторон изучает процессы познания.

Методология

Практически любое исследование в рамках когнитивной психологии должно в первую очередь включать в себя лабораторный эксперимент. При этом выделяется ряд установок, чаще всего они состоят из трех компонентов:

  • все данные выделяются из ментальных образований;
  • поведение является следствием познания и опыта;
  • необходимость рассматривать поведение как нечто целостное и не расчленять его на составляющие элементы.

Особенности когнитивной психологии

Интересно, что ученые сумели выделить особую схему, которая и управляет поведением личности в определенных ситуациях. Когнитивисты считают, что первичным в познании человеком окружающего мира является впечатление. Именно чувственное восприятие запускает процессы, которые в дальнейшем преобразуют знания и впечатления в некую цепочку. Она регулирует поведение человека, в том числе и социальное.

Причем данные процессы находятся в постоянном движении. Дело в том, что человек стремится к внутренней гармонии. Но в связи с получением нового опыта и знаний личность начинает испытывать определенную дисгармонию. Поэтому стремится упорядочить систему и получить еще больше знаний.

Когнитивный диссонанс: определение

Стремление индивидуума к внутренней гармонии и переживаемый в этот момент дискомфорт в психологии называется «когнитивный диссонанс». Его испытывает в разные периоды жизни каждый человек.

Возникает он в результате противоречий между знаниями о ситуации и реальностью либо знаниями и поступками личности. При этом когнитивная картина мира нарушается, и возникает тот самый дискомфорт, толкающий человека на ряд поступков, чтобы вновь войти в состояние гармонии с собой.

Причины возникновения диссонанса

Как вы уже поняли, избежать этого состояния невозможно. К тому же причин его появления крайне много:

  • логическая непоследовательность;
  • несоответствия в поведении с образцами, принятыми за эталон;
  • противоречие ситуации прошлому опыту;
  • возникновение нарушений в привычной схеме когнитивного поведения.

Любой пункт списка может серьезно повлиять на поведение человека, который начинает активно искать пути выхода из неприятного для него состояния. При этом он рассматривает несколько возможных алгоритмов решения задачи.

Выход из когнитивного диссонанса

Как утверждают ученые, вариантов выхода довольно много. Но чаще всего человек выбирает следующие:

  • изменение поведенческой схемы на новую;
  • смена определенных элементов когнитивной схемы;
  • расширение схемы и включение в нее новых элементов.

Когнитивный подход: краткая характеристика

Ученых-когнитивистов очень интересует сознательное поведение человека. Именно оно становится основным предметом исследования научного направления. Но делается это с определенной точки зрения, чтобы как можно лучше раскрыть основные задачи, поставленные психологией.

Когнитивный подход позволяет понять, как именно человек воспринимает, расшифровывает и кодирует информацию, извлекаемую из окружающего мира. Так с помощью данного подхода раскрывается процесс сравнения и анализа полученных данных. В дальнейшем они помогают принимать решения и создавать поведенческие схемы.

Психология личностных конструкторов

Нельзя рассматривать когнитивизм без теории личностных конструкторов. Она является базовой при изучении поведения людей в разных ситуациях. Если описывать ее кратко, то можно сказать, что люди, воспитанные и живущие в разных условиях, не могут воспринимать и оценивать действительность одинаково. Поэтому при попадании в равные условия они зачастую абсолютно по-разному воспринимают ситуацию и принимают неодинаковые решения.

Это доказывает, что личность выступает в роли исследователя, который опирается только на свои знания, и это позволяет ей отыскать верное решение. К тому же индивид может просчитывать последующие события, вытекающие из принятого решения. Таким образом, образуются определенные схемы, называемые личностными конструкторами. Если они оправдывают себя, то в дальнейшем продолжают использоваться в идентичных ситуациях.

Теория Альберта Бандуры

Еще до появления когнитивной психологии ученый Альберт Бандура разработал теорию, которая сейчас легла в основу научного направления. Теория основывается на том, что основные познания об окружающем мире возникают в процессе наблюдения.

Бандура утверждал в своих трудах, что в первую очередь социальная среда дает личности стимул для роста. Из нее черпаются знания и выстраиваются первые цепочки, которые в дальнейшем будут выступать в роли регулятора поведения.

При этом благодаря наблюдениям человек может предугадать, каким образом его действия скажутся на других людях. Это позволяет самому регулировать себя и менять модель поведения в зависимости от той или иной ситуации.

В данной теории знания и способность к саморегуляции являются превалирующими по отношению к интуиции и заложенными от природы инстинктами. Все перечисленное как нельзя лучше перекликается с основными положениями когнитивизма. Потому самого Альберта Бандуру часто причисляют к основателям нового направления в психологии.

Когнитивная психология – это очень интересное научное течение, которое позволяет лучше понять человека и мотивы, побуждающие его поступать в соответствии с теми или иными правилами.

Когнитивные теории развития

6.01.2012

Психологи когнитивного направления исследуют познавательную деятельность человека в основном путем наблюдения. Они считают, что люди не просто реагируют на сигналы, но организуют, структурируют впечатления и придают им определенный смысл. Для них развитие есть совершенствование способов обработки информации или интеллектуальных структур. Человек не просто реагирует, он исследует мир все более рациональными способами.

Жан Пиаже (1896-1980) — яркий представитель когнитивного направления и детской психологии в целом, объединивший биологию с наукой о происхождении знания (эпистемологией). Ж. Пиаже, ученик П. Жане, в начале XX века работал вместе с А. Бине и Т. Симоном в их парижской лаборатории по разработке тестов. Затем возглавлял Институт Жан Жака Руссо в Женеве и Международный центр генетической эпистемологии. Его привлекали не нормативы, а закономерности ошибочных ответов, и он применил метод клинической беседы или зондирующего интервью, чтобы выявить, что скрыто за неправильным ответом, а в анализе использовал логические модели.

Для иллюстрации когнитивной теории развития Ж. Пиаже предложил знаменитый эксперимент на понимание феномена сохранения. Понимание сохранения вещества (объема, количества) при изменении формы, расположения, внешнего вида есть отделение существенных свойств предмета от несущественных. Детям показывали два стакана с подкрашенной водой и спрашивали, одинаковое ли количество воды в двух стаканах. После того как ребенок соглашался, воду из одного стакана переливали в более высокий и узкий. Вновь задавали тот же вопрос. Дети до 6-7 лет говорили, что в высоком стакане воды больше. Даже если переливание повторяли несколько раз — все равно говорили, что в узком стакане больше.

Только 7-8-летние замечали одинаковый объем. И это повторялось в разных странах и культурах.

Вариантами заданий были вопросы о количестве коровок и домиков на рисунке, которые то сдвигали поближе, то рассредоточивали на пространстве листа; два шарика пластилина, из которых один вытягивали в колбаску; два шнурка, из которых один делали извилистым и т. д. Снова и снова малыши не замечали постоянства предмета, считали, что он стал больше или меньше. То есть до определенного возраста дети верят своим глазам, а не логическим рассуждениям. А более старшие понимают, что как ни перемещай, объем или количество остаются прежними. Им доступно понятие «сохранение». Их знание исходит настолько же от логики, как и от внешних впечатлений.

Наблюдая детей раннего возраста, Жана Пиаже заметил, что в игре они говорят сами с собой, и назвал такую речь эгоцентрической, не зависящей от других людей («Речь и мышление ребенка», 1923). Позднее он развил эту идею («Моральное суждение у ребенка», 1932), подчеркивая качественное своеобразие интеллекта детей, особую познавательную позицию — эгоцентризм.

Суждения ребенка строятся на основе того, как он сам видит, он не умеет учитывать точку зрения и позицию другого. Пример тому — задача о трех братьях. Ребенка спрашивают, сколько у него братьев. Он отвечает: «Два — Пьер и Луи». А на вопрос «сколько братьев у Пьера?» ответить не может или говорит, что один. Развитие интеллекта есть преодоление эгоцентризма, децентрация.

Теория Жана Пиаже состоит в том, что интеллект активен. Если новая информация соответствует имеющимся структурам, она усваивается. Это — процесс ассимиляции. Если не соответствует, но интеллект готов к изменению — происходит аккомодация, то есть изменение интеллектуальных структур в целях соединения нового с прежними знаниями. Это может быть новый способ рассмотрения, новые понятия или новая теория, объясняющая прежние и новые факты. Как в биологии: усвоение пищи — ассимиляция, но оно требует и жевательных движений, и выделения ферментов — это аккомодация. И в жизни приспособление к среде выражается в единстве этих двух процессов.

Основа психики — действия самого человека. Они организованы, структурированы и образуют схемы, то есть способы обработки информации, меняющиеся по мере взросления человека и накопления опыта. Схемы бывают вначале сенсомоторные (когда познают предмет через действия с ним), потом когнитивные, которые больше напоминают понятия (когда пытаемся определить, что это, для чего предназначено). Схема вырабатывается в действиях человека. «Схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия субъекта с объектом». Так ребенок, играя с камешками, выстраивает ряд и усваивает понятие числа.

Развитие интеллекта Ж. Пиаже рассматривает как форму адаптации к среде путем уравновешивания ассимиляции и аккомодации, усвоения информации и совершенствования схем, способов ее переработки. Это позволяет человеку выжить как биологическому виду. При этом, подчеркивая роль собственных усилий ребенка, Ж. Пиаже явно недооценивал влияния взрослых, социальной среды.

Развитие интеллекта, по Ж. Пиаже, проходит четыре стадии.

  1. Сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет) проявляется в действиях: усваиваются схемы рассматривания, хватания, круговые реакции, когда младенец повторяет действие, ожидая, что повторится и его эффект (бросает игрушку и ждет звук).
  2. Дооперациональная стадия (2-7 лет). Дети усваивают речь, но словом объединяют и существенные, и внешние признаки предметов. Поэтому их аналогии и суждения кажутся неожиданными и нелогичными: ветер дует потому, что деревья качаются; лодка плавает потому, что маленькая и легкая, а корабль плавает потому, что большой и сильный.
  3. Стадия конкретных операций (7-11 лет). Дети начинают рассуждать логически, могут классифицировать понятия и давать определения, но все это на конкретных понятиях и наглядных примерах.
  4. Стадия формальных операций (от 12 лет). Дети оперируют абстрактными понятиями, категориями «а что будет, если…», понимают метафоры, могут принимать в расчет мысли других людей, их роли и идеалы.
    Это — интеллект взрослого.

Можно ли ускорить смену стадий развития? Нет смысла, считает Ж. Пиаже. Важно не ускорять прохождение стадий, а предоставить ребенку достаточное количество учебных материалов, чтобы ни одна область интеллекта не осталась неразвитой. Стадии определяются биологическими законами созревания нервной системы.

Ж. Пиаже оставил более 500 научных трудов, выполненных с предельной точностью. Его эксперименты, или «феномены Пиаже», просты, остроумны, подтверждаются на всех континентах и используются в диагностике. Он первый понял, исследовал и выразил качественное своеобразие детского мышления и стадии его развития. Ребенок у него представлен как активный исследователь мира, создающий свои структуры, схемы действия для восприятия, переработки и усвоения информации, с помощью которых он может лучше приспособиться к среде. Ж. Пиаже показал, что теории научения слишком упрощают процессы человеческого мышления.

Один из известных сторонников когнитивной теории развития — Джером Брунер. В своих книгах «Психология познания» и «Исследования развития познавательной деятельности», где он выступает соавтором, Д. Брунер высказывает ряд интересных положений. Интеллект ребенка вначале выражен в действиях, затем в образах-представлениях и, наконец, в слове. И эти формы интеллекта далее сосуществуют. Любую истину может понять любой ребенок, если объяснять на «языке» его формы познания. Интеллект, по Брунеру, зависит прежде всего от содержания обучения. Предлагая задачи Ж. Пиаже детям разных стран и континентов, он показал, что интеллект обучаемых детей Мексики, Канады, европейских стран и африканского племени уолофов не имеет существенных различий. В то же время дети, не посещавшие школу, резко отличаются от своих грамотных соплеменников. Отсюда Д. Брунер делает вывод, что интеллект может формироваться двумя путями: на основе развития абстрактного мышления, что важно для общества с индустриальным производством, и на основе совершенствования сенсорных систем, умения чувствовать природу, что важно для занятий охотой и скотоводством.

Важнейшие способы усвоения информации дает язык. В нем представлены свойства предметов и категории явлений, благодаря чему происходит классификация, упорядочение знаний. Однако для дальнейших качественных изменений в мышлении надо научиться использовать и другие способы получения информации (например, символы математики и вычислительной техники). Программой дальнейших научных исследований можно считать идеи Д. Брунера о том, что для объяснения развития надо учитывать особенности культуры, природу языка, внутреннюю логику детского мышления и характер эволюционной истории человечества.

Д. Брунер возглавлял Всеамериканскую комиссию по пересмотру содержания и методов обучения в школе, добиваясь, чтобы учили не фактам, а структуре науки, заложенной в системе базовых понятий. Именно в обучении он видел причину развития интеллекта. В этом его концепция противостоит Ж. Пиаже и сближает с последователями Л. С. Выготского.

Многие психологи считают, что когнитивные теории развития выигрывают там, где заканчиваются теории научения, то есть в рассмотрении языка и мышления. Однако и они не раскрывают такие аспекты поведения человека, как социальное, эмоциональное, личностное развитие.

Ключевые слова: Когнитивность, Развитие

Источник: Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Материалы по теме

Развитие речи в раннем детстве

Урунтаева Г.А., Детская психология

Исходные посылки когнитивной психологии

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Критические и сензитивные периоды развития

Марцинковская Т.Д., Психология развития

Проблема обучения и развития

Смирнова Е.О., Детская психология

Когнитивный подход в психологии

Столяренко Л. Д., Самыгин С.И., Социальная психология

Виды нарушений развития у детей

Е. М. Мастюкова: ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕ

Развитие познавательных процессов младших школьников

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Нарушения психического развития

Ги Палмад, Психотерапия

Когнитивная психология: что это такое и кто ее основал?

6 минут

Проверено и одобрено психологом Алисия Эсканьо Идальго .

Автор: Эвелин Маза

Последнее обновление: 21 декабря 2022 г.

Когнитивная психология в настоящее время является одним из самых влиятельных и эффективных методов лечения, используемых при лечении психических расстройств . Хотя термин «когнитивный» не очень распространен, он очень распространен в мире бихевиоризма.

Для тех, кто не особо знаком с психологией, скажем, что «познавательный» — это синоним знания или мысли.

Все люди способны генерировать познания. То есть мысли или ментальные представления вещей, которые мы знаем или которые происходят вокруг нас. То же самое не происходит, если мы не знаем или не осознаем, что что-то существует.

Говоря более понятным языком, когнитивная психология стремится узнать, какие идеи возникают в сознании пациента и как они влияют на его эмоциональную и поведенческую реакцию. Как эти идеи влияют на их чувства и на то, что они с этим делают?

В настоящее время когнитивная терапия часто используется для решения всевозможных психологических проблем. Это потому, что речь идет о наблюдении за тем, как эти познания или мысли влияют на поведение пациента. Во многих случаях эти познания даже определяют их поведение.

Таким образом, лечение с этой точки зрения фокусируется на выявлении этих мыслей, убеждений и ментальных схем. Которые не соответствуют действительности и в некоторых случаях преувеличены. Он работает через дебаты, состоящие из вопросов, которые ставят под сомнение эти познания.

Во-первых, человек или пациент должны определить и подвергнуть сомнению свои убеждения. Тогда они будут готовы переформулировать их и создать новые знания.  Надеюсь, это будут познания и мысли, более соответствующие объективной реальности.

Когнитивная революция

В 50-е годы господствующей парадигмой была поведенческая психология или психология обучения. Правда, ему удалось объяснить множество психологических феноменов.

Тем не менее, он был весьма ограничен, так как мог объяснить только наблюдаемое. Все, что находится между стимулом и реакцией, считалось эпифеноменом. Это был так называемый поведенческий «черный ящик», помеченный как не относящийся к наблюдаемому поведению.

Когда поведенческий подход зашел в тупик, значение стали придавать другим явлениям. Например, явления, которые происходили в нашем сознании между моментом, когда мы получили стимул, и моментом, когда мы дали ответ. Именно тогда исследователи начали изучать процессы мышления, языка, памяти и воображения.

То же самое произошло с психоанализом Зигмунда Фрейда, направление, которое также преобладало в то время. Он также не смог дать ответ на многие психические расстройства, несмотря на то, насколько революционным он был.

Непоправимо возникает так называемая «когнитивная революция», посредством которой психология переориентируется на частные психические процессы индивидуума.

Вообще говоря, есть несколько направлений исследований, которые привели к возникновению когнитивной психологии, например: машин, которые программируются и способны принимать решения. Они сделали это, создав нечто, сравнимое с человеческим разумом и тем, как он может обрабатывать информацию.

  • Достижения в кибернетике , руками Винера.
  • Теории информации с Шенноном, который понимал информацию как выбор и сокращение альтернатив.
  • Какие авторы сформулировали когнитивную психологию?

    Как мы объясняли ранее, когнитивная психология вышла из ограничений бихевиоризма , который не может объяснить, например, почему есть люди, которые реагируют по-разному, даже получив одинаковое обусловливание. Наиболее известными представителями, которые отвели когнитивной психологии место в мире наук о поведении, были:

    Ф.К. Бартлетт

    Он был первым профессором экспериментальной психологии в Кембриджском университете. Его основным постулатом была теория схем разума, согласно которой он утверждал, что мыслей, как и воспоминания, представляют собой процессы, поддающиеся реконструкции.

    Читая басни участникам своих исследований, он обнаружил, что они не в состоянии запомнить их буквально, даже если рассказы читались неоднократно. Однако он обнаружил, что эти люди с большей вероятностью помнят то, что вписывалось в их прежние мыслительные паттерны.

    Джером Брунер

    Для этого автора есть три формы обучения: активная, иконическая и символическая. Он установил, что теория обучения должна фокусироваться на четырех основных аспектах.

    • Предрасположенность к обучению
    • Способы структурирования совокупности знаний
    • Последовательности подачи материала
    • И характер и ритм вознаграждения и наказания

    Самая важная часть его теории заключалась в следующем:  учащийся будет учиться больше и быстрее, если он будет вовлечен в знания, которые он пытается приобрести, и применит их.

    Гарднер

    Он сформулировал знаменитую теорию множественного интеллекта, согласно которой интеллектом будет способность организовывать мысли и координировать их с действиями. Каждый человек будет иметь как минимум восемь типов интеллекта или когнитивных способностей.

    Эти виды интеллекта полуавтономны, но они работают как команда (интегрированная) в сознании человека. Каждый человек также будет развивать один тип интеллекта в большей степени, чем другие, из-за культурного акцента.

    Джеффри Стернберг

    Стернберг наиболее известен своей треугольной теорией любви, согласно которой непревзойденная любовь состоит из трех элементов: близости, страсти и преданности.

    В свою очередь, он также постулировал триархическую теорию интеллекта, согласно которой интеллект представляет собой умственную деятельность, направленную на приспособление, выбор и формирование соответствующих сред рассматриваемого субъекта. Интеллект, по мнению этого исследователя, проявляется в том, как каждый из нас противостоит изменениям или способствует им.

    Дэвид Румерлхарт

    Он очень влиятельный автор теории ментальных схем. По словам этого исследователя, мысленных схем представляют собой представления общих понятий, которые хранятся в памяти и помогают нам организовывать мир. Его теория объясняет, как мир представлен в нашем сознании и как мы используем эту информацию для взаимодействия с миром.

    Жан Пиаже

    Он является одним из самых важных авторов в области когнитивной психологии. Он сформулировал поэтапную теорию когнитивного развития. Эти стадии характеризуются наличием качественно различных логических структур. Структуры, учитывающие определенные способности и налагающие определенные ограничения на детей.

    Есть много других представителей когнитивной психологии, таких как Выготский, Эриксон или Осубель, которые заслуживают места в этом списке. В любом случае их работ произвели революцию в психологии.

    Благодаря тому, что сделали эти люди, психология сделала огромный шаг вперед. Бихевиоризм по-прежнему актуален и даже сочетается с когнитивизмом. Тем не менее, последнее было большим шагом вперед по сравнению с тем, что мы знали десятилетия назад. Улучшено лечение различных психических расстройств. Например, депрессию теперь можно лечить намного эффективнее.

    Однако когнитивная психология также не свободна от ограничений. Обоснованная критика, касающаяся предположения, что психические процессы и поведение разделены. Или, по сути, первое предшествует второму.

    Это может вас заинтересовать…

    Все цитируемые источники были тщательно проверены нашей командой, чтобы гарантировать их качество, надежность, актуальность и достоверность. Библиография этой статьи считалась надежной и имеющей академическую или научную точность.


    • Де ла Вега, М. Introducción a la psycología cognitiva (1984). Альянса.
    • Брунер, Дж.С. (1959). Обучение и мышление . Гарвардское образование, 29: 184-192.
    • Позо, Дж.И. Teorías cognitivas del aprendizaje. Мора. Novena edición

    История психологии — когнитивная революция и поликультурная психология

    Цели обучения

    • Описать основы когнитивной психологии
    • Обобщить историю психологии, сосредоточив внимание на основных школах мысли

    Бихевиоризм и когнитивная революция

    Акцент бихевиоризма на объективность и сосредоточенность на внешнем поведении надолго отвлекли внимание психологов от разума. Ранние работы психологов-гуманистов перенаправили внимание на отдельного человека в целом и как на сознательное и самосознающее существо. К 1950-м годам появились новые дисциплинарные подходы в лингвистике, неврологии и компьютерных науках, и эти области возродили интерес к разуму как к предмету научных исследований. Эта конкретная точка зрения стала известна как когнитивная революция (Miller, 2003). К 1967 года Ульрик Нейссер опубликовал первый учебник под названием «Когнитивная психология », который стал основным текстом курсов по когнитивной психологии по всей стране (Thorne & Henley, 2005).

    Хотя ни один человек не несет полной ответственности за начало когнитивной революции, Ноам Хомский был очень влиятельным в первые дни этого движения. Хомский (1928–), американский лингвист, был недоволен влиянием бихевиоризма на психологию. Он считал, что акцент психологии на поведении был недальновидным и что эта область должна вновь включить психическое функционирование в сферу своей компетенции, если она должна внести какой-либо значимый вклад в понимание поведения (Miller, 2003).

    Рисунок 1 . Ноам Хомский оказал большое влияние на начало когнитивной революции. В 2010 году эта фреска в его честь была установлена ​​в Филадельфии, штат Пенсильвания. (кредит: Роберт Моран)

    Европейская психология никогда не находилась под таким влиянием бихевиоризма, как американская психология; таким образом, когнитивная революция помогла восстановить связи между европейскими психологами и их американскими коллегами. Кроме того, психологи начали сотрудничать с учеными в других областях, таких как антропология, лингвистика, компьютерные науки и нейробиология. Этот междисциплинарный подход часто называют когнитивными науками, и влияние и известность этой конкретной точки зрения находят отклик в современной психологии (Miller, 2003).

    Когнитивная психология

    Когнитивная психология радикально отличается от предыдущих психологических подходов тем, что она характеризуется обоими из следующих: в отличие от феноменологических методов, таких как психоанализ Фрейда.

  • Он прямо признает существование внутренних психических состояний (таких как убеждения, желания и мотивация), в отличие от бихевиористской психологии.
  • Когнитивная теория утверждает, что решения проблем принимают форму алгоритмов, эвристик или инсайтов. Основные области исследований в когнитивной психологии включают восприятие, память, категоризацию, представление знаний, числовое познание, язык и мышление.

    Попробуйте

    Мультикультурная и межкультурная психология

    Культура оказывает важное влияние на людей и социальную психологию, однако влияние культуры на психологию изучено недостаточно. Существует риск того, что психологические теории и данные, полученные в среде белых американцев, можно предположить, что они применимы к людям и социальным группам из других культур, и это вряд ли будет правдой (Betancourt & López, 19).93). Одним из недостатков кросс-культурной психологии является то, что при поиске различий в психологических характеристиках между культурами по-прежнему необходимо выходить за рамки простой описательной статистики (Betancourt & López, 1993). В этом смысле она осталась описательной наукой, а не наукой, стремящейся определить причину и следствие. Например, исследование характеристик лиц, обращающихся за лечением от компульсивного переедания, у латиноамериканцев, афроамериканцев и американцев европейского происхождения выявило значительные различия между группами (Franko et al., 2012). Исследование пришло к выводу, что результаты изучения любой из групп нельзя распространить на другие группы, и все же потенциальные причины различий не были измерены. Мультикультурные психологи разрабатывают теории и проводят исследования с различными группами населения, как правило, в пределах одной страны. Кросс-культурные психологи сравнивают население разных стран, например, участников из США с участниками из Китая.

    В 1920 году Фрэнсис Сесил Самнер стал первым афроамериканцем, получившим докторскую степень по психологии в Соединенных Штатах. Самнер учредил программу обучения психологии в Университете Говарда, что привело к обучению нового поколения афроамериканских психологов (Блэк, Спенс и Омари, 2004). Большая часть работы ранних психологов из разных слоев общества была посвящена сложному тестированию интеллекта и продвижению инновационных методов обучения детей. Джордж И. Санчес оспорил такое тестирование с мексиканскими американскими детьми. Как психолог мексиканского происхождения, он указал, что языковые и культурные барьеры при тестировании лишают детей равных возможностей (Гатри, 19 лет).98). К 1940 году он преподавал со своей докторской степенью в Техасском университете в Остине и бросал вызов сегрегированным образовательным практикам (Ромо, 1986).

    Двумя известными афроамериканскими исследователями и психологами являются Мейми Фиппс Кларк и ее муж Кеннет Кларк. Они наиболее известны своими исследованиями, проведенными в отношении афроамериканских детей и предпочтений кукол, исследованием, которое сыграло важную роль в деле Брауна против Совета по образованию Верховного суда о десегрегации. Кларки применили свои исследования к социальным услугам и открыли первый центр помощи детям в Гарлеме (Американская психологическая ассоциация, 2019 г. ).).

    Послушайте подкаст ниже, в котором рассказывается об исследованиях Кларков и их влиянии на решение Верховного суда.

    Ссылка на обучение

    Прослушайте подкаст о влиянии психологических исследований афроамериканца на историческое дело о гражданских правах Браун против Совета по образованию , чтобы узнать больше. На этом веб-сайте также перечислены несколько известных афроамериканских психологов и их вклад в эту область.

    Американская психологическая ассоциация имеет несколько этнических организаций профессиональных психологов, которые способствуют взаимодействию между членами. Поскольку психологи, принадлежащие к определенным этническим группам или культурам, больше всего заинтересованы в изучении психологии своих сообществ, эти организации предоставляют возможность для роста исследований взаимодействия между культурой и психологией.

    Женщины в психологии

    Несмотря на то, что женщины редко получают признание, женщины вносят свой вклад в психологию с момента ее зарождения как области исследования. В 1894 году Маргарет Флой Уошберн стала первой женщиной, получившей докторскую степень в области психологии. Она написала «Животный разум: учебник сравнительной психологии» , и это было стандартом в этой области более 20 лет. В середине 1890-х годов Мэри Уитон Калкинс выполнила все требования для получения степени доктора психологии, но Гарвардский университет отказал ей в присуждении этой степени, поскольку она была женщиной. Ее обучал и наставлял Уильям Джеймс, который безуспешно пытался убедить Гарвард присудить ей докторскую степень. Ее исследование памяти изучало первичность и новизну (Madigan & O’Hara, 19 лет).92), и она также писала о том, как структурализм и функционализм объясняют психологию самости (Calkins, 1906).

    Другая влиятельная женщина, Мэри Кавер Джонс, провела исследование, которое она считала продолжением исследования Джона Б. Уотсона о Маленьком Альберте (вы узнаете об этом исследовании в главе «Обучение»). Джонс безусловный страх у Маленького Питера, который боялся кроликов (Джонс, 1924).

    Этнически маргинализированные женщины, вносящие вклад в область психологии, включают Марту Берналь и Инес Беверли Проссер; их учеба была связана с образованием. Берналь, первая латиноамериканка, получившая докторскую степень по психологии (19 лет).62) провела большую часть своего исследования с детьми мексиканских американцев. Проссер была первой афроамериканкой, получившей докторскую степень. получил степень доктора психологии в 1933 году в Университете Цинциннати (Benjamin, Henry, & McMahon, 2005).

    Краткое изложение истории психологии

    До времен Вундта и Джеймса философы рассматривали вопросы о разуме. Однако и Вундт, и Джеймс помогли создать психологию как отдельную научную дисциплину. Вундт был структуралистом , а это означало, что он считал, что наш когнитивный опыт лучше всего можно понять, разбив этот опыт на составные части. Он думал, что это лучше всего достигается путем самоанализа.

    Уильям Джеймс был первым американским психологом и сторонником функционализма . Эта конкретная точка зрения была сосредоточена на том, как умственная деятельность служила адаптивной реакцией организма на окружающую среду. Как и Вундт, Джеймс также полагался на самоанализ; однако его исследовательский подход также включал более объективные меры.

    Зигмунд Фрейд считал, что понимание бессознательного абсолютно необходимо для понимания сознательного поведения. Особенно это касалось отдельных лиц, которых он видел, страдающих различными истериями и неврозами. Фрейд полагался на анализ сновидений, оговорки и свободные ассоциации как на средства доступа к бессознательному. Психоаналитическая теория оставалась доминирующей силой в клинической психологии в течение нескольких десятилетий.

    Гештальт-психология имела большое влияние в Европе. Гештальт-психология принимает целостный взгляд на человека и его опыт. Когда нацисты пришли к власти в Германии, Вертхаймер, Коффка и Келер иммигрировали в Соединенные Штаты. Хотя они оставили свои лаборатории и свои исследования, они познакомили Америку с идеями гештальта. Некоторые из принципов гештальт-психологии до сих пор оказывают большое влияние на изучение ощущений и восприятия.

    Одной из самых влиятельных школ в истории психологии был бихевиоризм. Бихевиоризм сосредоточился на том, чтобы сделать психологию объективной наукой, изучая открытое поведение и преуменьшая важность ненаблюдаемых психических процессов. Джона Уотсона часто считают отцом бихевиоризма, и нельзя недооценивать вклад Б. Ф. Скиннера в наше понимание принципов оперантного обусловливания.

    По мере того, как бихевиоризм и психоаналитическая теория овладевали многими аспектами психологии, некоторые стали недовольны картиной психологии человеческой природы. Таким образом, гуманистическое движение в психологии начало укрепляться. Гуманизм фокусируется на потенциале всех людей к добру. И Маслоу, и Роджерс оказали влияние на формирование гуманистической психологии.

    В 1950-х ландшафт психологии начал меняться. Наука о поведении начала возвращаться к своим корням, сосредоточившись на психических процессах. Этому переходу способствовало появление нейронауки и информатики. В конце концов произошла когнитивная революция, и люди осознали, что познание имеет решающее значение для истинной оценки и понимания поведения.

    Ранние школы психологии: все еще активны и продвинулись дальше ранних идей
    Факультет психологии Описание Самый ранний период Исторически важные люди
    Психодинамическая психология Сосредоточено на роли бессознательного и детского опыта в воздействии на сознательное поведение. Очень конец 19 — начало 20 века Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон
    Бихевиоризм Сосредоточен на наблюдении и контроле поведения через то, что можно наблюдать. Делает упор на обучение и кондиционирование.

    Добавить комментарий