Причины школьной неуспешности: Причины неуспеваемости школьников с точки зрения психологии

Причины и формы школьной неуспеваемости

ВВЕДЕНИЕ

Неуспеваемость – важная проблема школьной действительности, требующая разносторонних подходов при ее изучении и устранении.

Неуспеваемость – это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Она выражается в том, что обучающиеся имеют слабые навыки чтения, счета, слабо владеют интеллектуальными умениями анализа, обобщения. На практике установлено, что неуспешным школьник становится только тогда, когда вовремя не были преодолены пробелы в знаниях. При этом у него страдают не только интеллектуальные способности, но и психические процессы.

“…Соотношение обучения и психического развития — фундаментальный фактор, определяющий успешность учения школьников. Представление о конечной цели школьного обучения — ключ к решению проблемы школьной неуспеваемости. ..” [1]

ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней. Так называемая ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, еще в 1-м классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны, но они подразделяются на причины внутреннего плана и причины внешнего плана.

Причины внутреннего плана:

  • дефекты здоровья детей, их развития;
  • недостаточный объем знаний, умений и навыков.

Причины внешнего плана:

  • недостатки дидактических и воспитательных воздействий;
  • недостатки учебных планов, программ, методических пособий;
  • плохая организация педагогического процесса в школе.

Довольно много детей оказываются неспособными успешно учиться из-за педагогической запущенности. С ними недостаточно занимались перед поступлением в школу, и они не приобрели умений, необходимых первокласснику. Они плохо читают и считают, а иногда совсем не умеют этого делать. Педагогически запущенные дети чаще всего воспитываются в неблагополучных семьях, где им мало уделяют внимания. Обычный стиль воспитания в таких случаях — гипоопека. Ребенок, оставленный на попечение бабушки или кого-то из родителей и лишенный с раннего детства заботы и контроля не посещающий детский сад, оказывается в самом тяжелом положении: он не только не умеет читать, считать и писать, но и не знает элементарных вещей. При поступлении в школу ему трудно ответить на вопросы: где и кем работают его родители, где он живет (назвать точный адрес). Если ребенок посещал детский сад, ситуация более благоприятна: он смог получить больше знаний и обладает определенными умениями; уровень его подготовки к школе зависит от качества детсадовских занятий.

Менее распространенные причины школьной неуспеваемости — недостаточная подготовка к школе больных детей. Дошкольники, тяжело или часто болеющие, требуют особого внимания. Когда они проходят курс лечения, лежат в больнице или просто дома, они, как правило, не занимаются.

Когда они выздоравливают, их нужно включать в занятия, но очень осторожно, избегая перегрузок. Если ребенка готовят к школьному обучению в детском саду или специальной группе, после болезни ему трудно снова начать работать вместе со всеми — он отстал от сверстников. Образуются пробелы в знаниях, ликвидировать которые без умелой помощи родителей очень сложно.

Причиной школьной неуспеваемости в начальных классах может быть низкая обучаемость. Под обучаемостью понимается общая умственная способность к усвоению знаний. Низкая обучаемость характерна для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.

Категории неуспеваемости:

  • Глубокое и общее отставание (I категория).
  • Частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория).
  • Эпизодическая неуспеваемость (III категория).

Типы неуспевающих:

  • Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе.
  • Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе.
  • Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе.

Элементы неуспеваемости:

  • Ученик не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности (комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков).
  • Ученик не стремится получать новые знания теоретического характера.
  • Ученик избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними.
  • Ученик не стремится к оценке своих достижений.
  • Ученик не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки.
  • Ученик не усвоил понятий в системе.

ГЛАВА II. ФОРМЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Разделяются понятия “школьные трудности” и “неуспеваемость”.

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.

Неуспеваемость и отставание:

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости.

В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.

Результатом невнимания к школьным трудностям является нарушение состояния здоровья, особенно нервно-психической сферы школьников. Это связано с постоянным ощущением неудач, сопровождающихся эмоциональным и функциональным напряжением, повышенной тревожностью, страхами унижения, наказания. Комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично, причем сила воздействия на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если человек осознает это влияние как неизбежное, неуправляемое, неизменное, а проблемы обучения сам ребенок не в силах изменить, минимизировать или исключить.

[2 ]

Дети с ЗПР оказываются как бы промежуточным звеном между нормально развивающимися и умственно отсталыми. Они неплохо воспринимают помощь, но им необходимо обучение по специальным программам и в более медленном темпе. Со временем при наличии коррекционной работы они “догоняют” своих благополучных сверстников. Также неуспевающими могут стать ученики с плохим зрением, слухом или речью, т. е. с нарушениями анализаторных систем. Даже при относительной психологической готовности к школе ученики начинают отставать в учении из-за того, что не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель. В легких случаях процесс обучения таких детей в классе можно достаточно успешно организовать, посадив их на первые парты и уделяя им больше внимания. В более тяжелых случаях, при значительных нарушениях, учеников переводят в специальные школы — для глухих, слабослышащих, слабовидящих, детей с нарушениями речи. В начальных классах встречаются учащиеся, не успевающие из-за недостаточного развития образного мышления.

Значительные трудности в учении, а затем и неуспеваемость могут быть вызваны некоторыми личностными особенностями учеников. Это главным образом тревожность и демонстративность.

Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Вместо одного учителя в класс приходят разные преподаватели, с разными требованиями, к которым нужно приспосабливаться. Небольшая часть детей, удовлетворительно или хорошо учившихся раньше, в этой ситуации резко снижает уровень успеваемости. Это могут быть дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников. Учиться им было достаточно легко: они достигали успеха без большого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. Когда требования возрастают, а умения и желания трудиться нет, ученики перестают получать привычные поощрения. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации.

Происходит перелом в отношении к учению, иногда возникает стремление уйти из школы. Нежелание учиться приводит к неуспеваемости и бывших троечников. Переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интересов на общение со сверстниками. Иногда учеба запускается из-за того, что большая часть времени посвящается делу, которым подросток бурно увлекается.

Категории учащихся, у которых возникают проблемы с успеваемостью

1. Дети с ЗП – это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм. Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают замечания от учителя. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Состояние неудовлетворённости своим положением в школе толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, бегание по коридору, драчливость.

2. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют 1/4 всех неуспевающих). У них выявлены нарушения в раннем периоде развития

(патология беременности и родов, родовые травмы, тяжёлые заболевания). Они страдают различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микросоциальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для школы.

3. Функционально не созревшие дети. Они прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам. Некоторые дети быстро устают (нет школьной выносливости), другие не могут сосредоточиться, третьи не подтверждают результаты вступительных тестов, тех надежд, которые подавали в первые дни. Появляются отстающие, слабо успевающие ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате начинают отставать.

4. Ослабленные дети. Среди детей, поступающих в первый класс, практически здоровы только 20-30%, 30–35% первоклассников страдают хроническими ЛОР-заболеваниями, 8–10% имеют нарушения зрения, более 20% детей составляют группу риска по развитию близорукости; у 15-20% отмечаются различные нарушения нервно-психической сферы, чаще всего как следствие органического поражения коры головного мозга на разных этапах развития. Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, их развитие отстаёт от нормы (ограниченный запас сведений, знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация). Есть и другая категория ослабленных детей. К ним относятся дети, которым дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей около 30-40%. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональных умений и навыков.

5. Системно-отстающие дети. Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-отстающих. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать своё внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на отказ, не владеют собой, забывают хорошие намерения, предпочитают делать только то, что им нравится. Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике. В 1 классе они долго не могут усвоить правильное начертание букв, красиво и аккуратно писать, у них грязные, неряшливые тетради. К концу учебного года они не усваивают программу соответствующего класса. Особенности их поведения, постоянные конфликты, бурные реакции существенно осложняют обстановку в классе.

6. Нестандартные дети. Среди них все те, кто “выпадает” по различным причинам из средней школы: высокоодарённые, талантливые, вундеркинды – и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии.

Есть ещё одна группа детей; это так называемые “медленные” дети – тугодумы, и такова особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой развития, и с особенностями нервной системы, характера, темперамента. Дети эти здоровы, часто весьма одарённые. Они отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности. Дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Общий темп работы класса им не по силам. Торопятся, нервничают, но всё равно не успевают за другими. Буквы получаются всё хуже и хуже, увеличивается количество ошибок. Им трудно в школе. К нестандартным, исключительным относятся и чрезмерно быстрые, постоянно возбуждённые, всегда торопящиеся дети. Это те, которые поднимают руку, ещё не дослушав вопроса. Подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от возбуждения – скорей, скорей. Педагог их видит и понимает: приструнит, даст трудное задание, которое непременно должно быть выполнено, будет терпеливо работать с ними.

7. Депривированные семьёй и школой дети. Значительная часть школьников воспитывается в неблагоприятных микросоциальных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой. Иногда школа ещё больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая. Это рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на 1 уроке. Они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уроки им кажутся непомерно длинными. Утомление у них выражается в резко сниженной работоспособности, замедленном темпе деятельности, они не успевают выполнять задания со всем классом. Во время урока отвлекаются на внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе. Часто без причины смеются. При чтении теряют строку, не делают смысловых ударений. Иногда старательно выполняют домашнее задание, но в классе при ответе теряются, путаются.

На практике принято выделяют группы сильных, слабых и средних учеников. Главными формальными критериями являются успеваемость и дисциплина. Среди отличников есть просто способные дети, которым легко даётся учение и которые не придают особого значения оценкам – им просто нравится учиться. Существуют и ученики, для которых высокая оценка – способ выделится, показать своё превосходство. Такие дети очень ревнивы к чужим успехам, могут вымаливать у учителя хорошие отметки; плачут или гневаются из-за тройки, выставленной, по их мнению, несправедливо. Тщеславные, завистливые создания, они достойный резерв для будущих карьеристов, льстецов, подхалимов. Существуют “отличники поневоле” — вымуштрованные, запуганные родительскими строгостями дети, которых дома тщательнейшим образом проверяют.

Отстающие ученики тоже представляют собой разнородную группу: тут и добродушные лентяи, и чрезмерно робкие, застенчивые дети, и повышенно отвлекаемые, и невнимательные, и отличные интеллектуалы нестандартного поведения. Многие из них страдают из-за своей неуспеваемости. Таким образом, в процессе школьной учёбы выделяются несколько групп учеников – успевающие, “середняки” и отстающие. Группы эти неоднородные; в них существует своё перераспределение.

Р. Л. Гинзбург делит учащихся на следующие группы:

1. Неуспевающие ученики, которые не могут следить за ходом объяснения учителя, имеют большие трудности при понимании текста учебника.

2. Неуспевающие учащиеся, которые частично справляются анализом-синтезом, например, только тогда, когда речь идёт о конкретных предметах, явлениях.

Общим является нежелание напрягать свои умственные силы, негативное отношение к более сложным формам и методам работы.

Факторы успеваемости:

  • требования к учащимся, вытекающие из целей школы;
  • психофизические возможности учащихся;
  • социальные условия их жизни.

Причин, вызывающих школьную неуспеваемость, много. Не обязательно, чтобы они действовали вместе и одновременно, достаточно одной, даже самой слабой. Поэтому трудно дается коррекции ранняя школьная неуспеваемость, несмотря на значительные усилия педагогов.

Причины отставания:

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (детскость).

ГЛАВА III. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Для того чтобы у ребенка не возникла проблема школьной неуспеваемости, нужно помочь ему приспособиться к школе. Нужно, чтобы это приспособление было осуществлено без серьезных внутренних потерь для ребенка, без ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Нужно помочь ему почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития. С этой целью у учащихся формируются знания, умения, навыки с использованием конкретного материала, применения различных видов помощи для успешного решения предъявляемых заданий.

Предупреждением неуспеваемости является индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знание личности каждого ученика и правильную организацию домашней самостоятельной работы школьника.

Важно осуществлять и вести систематическую работу с целью профилактики, предупреждения и преодоления проблемы школьной неуспеваемости. Лишь при помощи целостной системы совместной деятельности педагогов, психологов, родителей, самого ребенка, а при необходимости врачей-специалистов можно добиться успехов.

Предотвратить причины неуспеваемости легче, чем преодолевать. Поэтому успешное обучение ребенка в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе с неуспевающими школьниками на первый план необходимо поставить воспитательные и развивающие педагогические воздействия: восполнение пробелов в их учебной подготовке и  одновременно развитие  познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.

Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. Перед ними ставятся такие задачи, чтобы была возможность достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. При  опросе таким учащимся рекомендуется давать больше времени для обдумывания ответа, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. В ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

]Большое внимание необходимо уделить дифференцированной работе учителя на уроке. Необходима дифференциация и домашней работы учащихся.

]В практической работе целью является установление причин неуспеваемости отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости. Необходимо определить обстоятельства, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.

Одно из важных средств предупреждения неуспеваемости — разноуровневое обучение: адаптация учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого ученика.

Формы работы с неуспевающими:

  • Дозирование заданий для самостоятельной работы на уроке, более подробные, чем у других учеников, инструкции.
  • Создание особых условий опроса для неуспевающих учеников.
  • Индивидуальная форма обучения.
  • Групповые занятия.
  • Дифференцированная работа учителя на уроке с временными группами учащихся.
  • Дифференциация домашней работы учащихся.
  • Дополнительные занятия с отстающими.
  • Стимулирование развития интересов.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся и их самостоятельности, усиление творческих элементов в ней.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Безруких М.М., Ефимова С.В. Как помочь детям с трудностями обучения? // Начальная школа. 1990. № 10. (стр. 11-16.)
  2. Психические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. Й.Ломпшера. М.: Педагогика, 1984.)

Школьная неуспешность. Где искать причину?

Каждый ребенок приходит в школу полным энтузиазма, желания учиться! Ведь он теперь совсем взрослый, школьник. Как обидно бывает наблюдать, как гаснет радость и приходит растерянность, неуверенность, разочарование. «Неуспевающий», «отстающий», «неуспешный». .. Эти ярлыки непомерно тяжелая ноша для ребенка.

Неуспеваемость? Неуспешность…

Часто используемое в педагогике и психологии понятие «школьная неуспешность» еще не обрело своего самостоятельного устойчивого научного статуса. Чтобы охватить круг явлений, свидетельствующий о неблагополучии ребенка в школе, используют различные формулировки: «школьные трудности», «школьная неуспеваемость», «хроническая школьная неуспешность»…

Каждая из этих формулировок подчеркивает свой аспект школьных проблем ребенка. Внесем ясность. «Школьная неуспеваемость» понятие намного уже, чем школьная неуспешность, касается в первую очередь эффективности усвоения знаний и не включает в себя многие факторы, приводящие к формированию состояния «неуспешности». Более того, зачастую хорошая успеваемость не является главной причиной успеха ребенка в школе. Если мы говорим о «школьных трудностях», то имеем в виду временное и преодолимое явление. Например, трудно дается освоение какой-то темы или возникли сложности в отношениях с классом. Если же школьные трудности не были во время замечены и преодолены, приобрели затяжной характер, то это может привести к ухудшению здоровья ребенка, нарушению его социально-психологической адаптации, а затем и к снижению школьной успешности.

Школьная неуспешность многофакторное явление, можно сказать, синдром, и касается оно не только результативности ученика, но и затрагивает его личность. Это очень опасно! Если представление о собственной неуспешности «встроится» в личность ребенка, то оно будет преследовать человека долгие годы, возможно, всю жизнь. В чем конкретно проявляется синдром школьной неуспешности, кроме неуспеваемости?

  • Постоянно высокий уровень тревоги
  • Низкая мотивация учиться
  • Нарушения внимания, памяти
  • Неусидчивость или уход в себя
  • Заниженная (или неадекватная) самооценка, представление о себе как о «безнадежном», «плохом ученике»
  • Неуверенность в себе
  • Неверие в возможность удачи
  • Ожидание помощи от других

От тревоги к тревожности

Такого ученика постоянно сопровождает недовольство учителей и родителей, замечания, отрицательные оценки. Дети могут реагировать на эту трудную ситуацию по-разному, но внутренняя психологическая картина схожа. А.Л. Венгер, известный детский психолог и психотерапевт считает, что центральным звеном этой внутренней картины является высокий уровень тревоги. Именно это запускает порочный круг школьной неуспешности. Тревога, с которой не может справиться ребенок, не дает ему сосредоточиться на необходимом деле, разрушает деятельность. Это приводит к негативным оценкам со стороны окружающих, недовольству собой, то есть к неуспеху. Переживание неуспеха подтачивает уверенность в том, что в дальнейшем все будет получаться хорошо. Ожидание трудностей еще больше повышает уровень тревоги, способствуя закреплению неудач. Состояние тревоги становится привычным, превращается в неуверенность в себе, особенность личности. Постепенно складывается представление о себе как о неудачнике. Боязнь получить очередное подтверждение своей несостоятельности приводит к еще большему росту тревоги и к еще большим сложностям в учении. .. и так по кругу. Вырваться из него бывает очень трудно.

История того, как и по каким причинам сложилась внутренняя картина «я неуспешен, у меня не получится» у каждого ребенка своя, уникальная. Причины, приведшие к таким печальным следствиям, у каждого свои.

«Луковица» школьной неуспешности

Школьная неуспешность многослойна, как луковица. Рассмотрим причины этого явления последовательно, снимая слой слоем.

Возраст, жизненный период. Наиболее уязвимыми для формирования школьной неуспешности являются: первый класс, переход в среднюю школу и подростковый возраст.

Если ребенок не готов к школе, не достаточно развита мелкая моторика, у него не сформировано поведение ученика, трудности взаимодействия с «другими взрослыми» (не родителями), даже при высоком уровне природного интеллекта, есть высокая вероятность попасть в разряд «неуспешных». В средней школе камерность начальной школы завершается, ребенок проходит новый виток адаптации, надо приспособиться к разным учителям, их стилю и требованиям. Не редко это приводит осложнениям, к снижению успеваемости, и вообще желания учиться. В эти периоды ребенок может «коллекционировать» опыт неудач, и постепенно формировать представление о себе как неудачнике. Потом от этого ярлыка уйти будет очень трудно.

Подростковый возраст чрезвычайно психологически сложен. В этот период человек решает множество важных жизненных задач (становление самостоятельности, изменение отношений с родителями, возможно, первая влюбленность, поиск ответов на вопрос «Кто я?»), и иногда кажется, что учиться не самое главное в жизни…

Отношения в школе: с педагогом, классом, атмосфера в школе. Отношения с учителем очень важны, во многом они определят отношение к предмету, к учебе. Особенно важно, как сложатся отношения в самом начале, в первом классе. Именно тогда у ребенка складываются представления о том, что такое школа, и какой он ученик. Способности могут развиваться только в эмоционально благоприятной атмосфере. Если ребенок боится или не принимает учителя, то это непременно скажется на первом опыте учебы.

Причиной школьной неуспешности может быть несоответствие стиля и формы подачи учебного материала.

Отношения в семье. Часто запускает механизм школьной неуспешности завышенные ожидания родителей по поводу школьной успеваемости ребенка. Понимая, что не оправдывает надежд мамы и папы, ребенок чувствует вину, ему кажется, что он не достоин любви.

Важно для формирования представлений ребенка о себе как ученике и то, каким образом родители реагируют на успехи и неудачи ребенка. Перенос оценок с учебного результата на личность ребенка чреват серьезными последствиями (вместо «тебе не удалось» — «ты неумеха»). Вообще перекос в оценивании деятельности, преобладание негативных оценок демотивирует, гасит стремление сделать лучше. Как показывает наш опыт работы с семьями, родители лучше умеют подмечать недостатки в поведении своих детей, и порицание преобладает над похвалой. Хотя мотивирует именно положительная оценка.

Однако, чрезмерное захваливание, отсутствие разумной требовательности и последовательности бывает столь же вредно, как и нехватка тепла в отношениях. Уважение и взаимопонимание в семье серьезный ресурс поддержки ребенка и его стремления к успеху.

Личностные качества ребенка. Низкая самооценка, неуверенность приводят к боязни нового, проявлению себя, блокируют активность и снижают желание учиться.

Снижение мотивации учения и боязнь неудачи, стремление избежать сложностей, связанных с овладением новым — одновременно и проявление, и причина, и следствие школьной неуспешности. Немотивированность связана с волевыми качествами человека. Воля, как механизм преодоления трудностей, помогает преодолеть неудачи.

Еще один важный момент: готов ли ребенок или подросток отвечать за свои действия и их последствия? В психологии это называется «локус контроля». Он может быть внутренним («я готов отвечать за себя») и внешним («в том, что со мной происходит, виноваты окружающие»). Внешний локус контроля — существенный фактор формирования школьной неуспешности. Разумеется, умение отвечать за свои поступки зависит от возраста.

Препятствует полноценному развитию ребенка жесткая установка на послушание, слепое подчинение требованиям.

Эмоциональные особенности ребенка. Мы уже говорили о том, что повышенная эмоциональность, тревога могут разрушить учебную деятельность даже очень способного ученика. Если ребенок не умеет регулировать свое эмоциональное состояние, плохо справляется с волнением, обидой, раздражением, это служит серьезным препятствием на пути к успеху.

Сниженное настроение, апатия – питательная среда для неудачи.

Интеллект и особенности познавательных процессов.

Возможными причинами школьной неуспешности могут быть плохая память, слабая концентрация внимания, не достаточное развитие мышления и речи, а также неумение анализировать и понимать причины своих успехов и неудач.

Все выше перечисленные причины формирования школьной неуспешности — психологического характера, и в случае их возникновения можно обратиться за помощью к психологу, детскому или семейному. Следующая группа причин требует консультации у невропатолога.

Нарушения функционирования нервной системы ребенка. Часто эти нарушения либо вообще не заметны родителям, либо относятся ими к особенностям характера ребенка. Ребенок слишком подвижен, не может долго сидеть на одном месте, постоянно отвлекается, или, наоборот, малоактивен, вял. Эти нарушения зачастую не носят тяжелого характера, однако, могут помешать ребенку успешно учиться в школе.

Много причин – один сценарий

Независимо от исходной причины развитие неуспешности протекает примерно по одному сценарию. В результате наблюдается сочетание низких достижений, высокой тревожности, неуверенности в себе, низкой самооценки и негативной оценки ребенка родителями и учителями.

Однако ребенок может хорошо учиться за счет своих компенсаторных ресурсов. Если это случается, ребенок начинает часто болеть (частые простуды, болезни желудка, падение зрения).

Таким образом, мы видим, проблема школьной неуспешности многослойна и вмещает в себя множество разнородных факторов и причин. Для ее решения необходима точная и тонкая диагностика, учет всех возможных вариантов и объединение усилий самого ребенка, учителей, родителей и психологов. Своевременная помощь ребенку в решении этой проблемы может предотвратить развертывание «несчастливого сценария» жизни. Мелочей нет. Важно подмечать даже слабые сигналы неуспешности и вовремя преодолевать их. Своевременная поддержка требует меньше усилий, чем коррекция уже сформировавшегося негативного представления о себе.

Трудностей не избежать, поражения будут. Важно, как мы научим наших детей к ним относиться. Если школьные трудности будут восприниматься ребенком как «рабочие моменты», с которыми по силам справиться, мы сделали большой шаг к подготовке к самостоятельной жизни.

Екатерина Лебедева, академический директор ЦТК «12 коллегий»


Неуспеваемость в школе: что это такое, симптомы и лечение

Возврат

Индекс:

  1. Что такое школьная неуспеваемость?
  2. Каковы признаки неудачи в школе?
  3. Причины неуспеваемости в школе
  4. Профилактика неуспеваемости в школе
  5. Решения для школьной неуспеваемости

Школьная неуспеваемость — это процесс, при котором учащийся постепенно отстает от своих сверстников и теряет связь с обязательным образованием, что в конечном итоге приводит к тому, что он бросает учебу до окончания школы. Этот процесс может произойти в любое время, но чаще он происходит в «переходные» периоды, например, при переходе из начальной школы в среднюю.

Неуспеваемость в школе может быть вызвана эмоциональными проблемами, проблемами с психическим здоровьем, расстройствами обучения и неспособностью соответствовать стандартам, установленным школой. Хотя те, кто испытывает неуспеваемость в школе, могут считать, что это связано с интеллектом, существует множество факторов, которые приводят к неуспеваемости в школе, и, как правило, это не так.

Одним из признаков, который легко заметить на ранней стадии, является снижение оценок учащегося. Родители или опекуны могут также заметить, что их ребенок продвигается в учебе в разном темпе, когда вместе делают домашнее задание, когда они могут видеть, что их ребенок не понимает информацию, объясняемую в классе. При диагностике неуспеваемости очень важно, чтобы учителя сотрудничали в наблюдении за школьниками.

Неуспеваемость в школе влияет на эмоциональные и учебные характеристики ребенка. Поэтому есть несколько причин, которые могут привести к неуспеваемости в школе:

Интеллектуальный: Проблемы с интеллектуальной адаптацией в школьной среде могут возникнуть у детей с трудностями в обучении, а также у одаренных детей из-за отсутствия прочной базы на предыдущих курсах.

Мотивация: даже если учащийся имеет возможность приобрести знания, представленные в классе, отсутствие мотивации может привести к тому, что он не воспользуется этими знаниями.

Методы обучения: некоторым детям трудно привыкнуть к учебе, или они не знают, как учиться, чтобы добиться хороших результатов.

Эмоциональные способности: детей с проблемами в семье, чрезмерно заботливых или очень строгих родителей, гиперактивных детей с эмоциональными недостатками или тех, кто переживает трудные времена.

Образовательная среда: иногда на результаты ребенка влияет организация многочисленных занятий или профессиональные и эмоциональные качества педагогов.

Уровень востребованности: важно, чтобы каждый ребенок развивался в соответствии со своими способностями и уровнем интеллектуальной зрелости, не недооценивая их наказаниями или низкими оценками.

Лучший способ предотвратить неуспеваемость в школе – решить существующие проблемы, чтобы адаптироваться к уровню обучения до того, как ребенок столкнется с дальнейшими проблемами и потеряет желание продолжать обучение.

Понимание причины неуспеваемости в школе имеет основополагающее значение для ее лечения. Чтобы определить причину и найти решение, можно проконсультироваться с психологом, который будет заниматься непосредственно с ребенком и предлагать решения проблем, которые мешают ему продолжать обучение.

3 главные причины неуспеваемости

Здесь мы покажем вам основные причины неуспеваемости. Образование в основном связано с работой, которая включает в себя изучение и обучение, а не практические или технические навыки. Образование описывает работу, проделанную в школах, колледжах и университетах. Хорошие теоретические знания так же важны, как и практические. Учащиеся всегда отвлекаются на набор ожиданий, которые родители и преподаватели предъявляют к хорошим оценкам. Будущее студентов после окончания учебы в основном определяется практическими и теоретическими успехами на экзаменах бакалавриата.

Согласно исследованиям, у студентов с более высоким уровнем образования и хорошими знаниями больше шансов получить работу и хорошую зарплату, чем у тех, кто имеет более низкий уровень образования.

Хорошие оценки и знания необходимы не только для получения хорошей работы и более высокой заработной платы, но и для нашей повседневной жизни. Таким образом, у студентов с отличной успеваемостью и высоким уровнем образования больше возможностей для выбора будущей работы, чем у тех, кто имеет меньше образования и знаний.

Но не каждый учащийся может добиться хороших результатов в учебе, и причин их неудач может быть много. Даже после того, как студенты потратят достаточно времени на правильную подготовку к этим экзаменам, некоторые из них по-прежнему показывают плохие результаты.

3 причины, по которым учащиеся не получают хороших оценок по учебе

Содержание

Причин неуспеваемости учащихся может быть много, и их можно разделить на следующие категории:

1. Внешние элементы плохих оценок

Внешние элементы, влияющие на ваши оценки, находятся вне вашей способности контролировать. Если вы чувствуете, что предмет слишком типичен или у вас неэффективный преподаватель, возможно, вам придется пропустить курс, если это возможно.

Тема вызывает затруднения

Для студента пройденный им курс может быть слишком сложным для понимания. Кроме того, скорость обучения может быть быстрой для вас. Другая проблема заключается в том, что вы не усвоили важные уроки на прошлых занятиях.

Вы можете пропустить занятие в колледже, если оно для вас очень сложное. Однако, если вы не можете пропустить занятие, обратитесь за помощью. Скажите своему инструктору, что у вас возникли проблемы, и, возможно, вам помогут в учебном зале или классе. Это здорово быть конкретным в выборе курсов, которые вы хотите изучить.

Преподаватель/учитель не преподает должным образом

У некоторых учителей может быть значительный акцент на иностранном языке, который создает проблемы для учащихся, из-за которых им приходится сталкиваться с трудностями в понимании предмета. Кроме того, некоторые учителя могут не иметь никакого желания прояснить сомнения учеников.

Кроме того, некоторые учителя не заботятся об определенных учениках, и это может привести к плохим оценкам ученика. Кроме того, есть несколько детей, которые не заботятся о некоторых учителях, не участвуют в занятиях и не выкладываются на уроках на 100%.

Если учащийся работает с плохим педагогом, ему может быть трудно получить хорошие оценки по курсу. Но это не единственная причина плохих оценок на курсе. Что вы можете сделать, так это попытаться учиться как можно усерднее, а затем попытаться найти лучшего педагога/учителя в следующем академическом семестре.

Ваша среда не подходит для учебы, что приводит к академической неуспеваемости

У некоторых детей может быть крайне странная/некомфортная рабочая среда дома. Возможно, слишком много шума или недостаточно места для выполнения важной домашней работы.

В таком случае вам может потребоваться выполнить максимальное количество учебных и домашних заданий в классе или библиотеке.

2. Плохой настрой приводит к плохим оценкам/оценкам

Основная причина неуспеваемости — плохой настрой. Образ мышления студента всегда влияет на учебу и его личную жизнь. Плохое мышление приводит к плохой жизни, это может быть школьная жизнь, студенческая жизнь или личная жизнь.

Отсутствие вдохновения

Возможно, вам не хватает вдохновения, чтобы хорошо учиться в школе.

Одна из основных причин отсутствия вдохновения заключается в том, что у вас нет желания заниматься тем, чем вы хотите заниматься, или вы не видите никакой выгоды для себя в посещении занятий.

Вы не сделали домашнее задание

Одной из основных причин неуспеваемости учащихся является то, что они не занимались регулярно или не выполняли домашнее задание.

Нары в классе — основная причина академической неуспеваемости

Некоторые ученики часто забивают свои классы на койки. Другие студенты ходят на занятия, но не сосредотачиваются на учебе. Эти типы студентов физически присутствуют, но мысленно отсутствуют в классе.

Плохие мысли

Существуют также различные плохие мысли, которые могут повлиять на ваши оценки. Это:

  • Желание победить своих учителей
  • Боязнь успеха в жизни
  • Ненависть к предмету
  • Ненависть к школе
  • Усталость/скучание

3.

Личные проблемы
  • 27 Индивидуальные проблемы

    7 в его личной жизни. Это могут быть проблемы со здоровьем или проблемы в социальной жизни.

    Медицинские вопросы

    Эти вопросы связаны со здоровьем человека. Может быть, человек плохо слышит, плохо видит или у него серьезное заболевание.

    Эти медицинские проблемы могут помешать человеку выполнять свою повседневную работу, а также негативно влияют на учебу и оценки человека.

    Вопросы социальной жизни

    Некоторые люди интроверты, некоторые экстраверты. Быть интровертом и экстравертом может по-разному влиять на социальную жизнь человека.

    • Интроверт: Такие люди в основном проводят время в одиночестве. Они не любят общение.
    • Экстраверт: Этот тип людей в основном проводит время с другими. Они любят общение и приключения.

    По мнению ученых, интроверт долго принимает решения, тогда как экстраверт может принимать решения быстро.

    Экстраверты более довольны своей жизнью по сравнению с интровертами, но интроверты могут глубже думать, чтобы найти решение сложной проблемы, чем экстраверты.

    Таким образом, интроверт или экстраверт может повлиять на учебу и оценки как в отрицательном, так и в положительном ключе в зависимости от человека к человеку.

    Быстрые ссылки

    • Как правильно выбрать темы диссертации
    • Советы экспертов о важности домашних заданий для студентов

    Заключение:

    Выше мы указали наиболее распространенные причины академической неудачи студента не конец. Может быть много других причин неуспеваемости учащихся, которые зависят от человека.

    Чтобы получить хорошие оценки, вы должны выяснить причины своей неудачи, а затем преодолеть те проблемы, которые требуют много тяжелой работы, а без тяжелой работы ничего нельзя достичь.

    Мы надеемся, что вам понравилась эта статья. Если да, то обязательно поделитесь ею с друзьями.

  • Добавить комментарий