Мнемотехники для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ — методы и приемы для запоминания
В подготовке к экзаменам многое зависит от времени — его часто не хватает, чтобы подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ на высокие баллы. Но время на заучивание можно сократить, ведь есть мнемотехники для запоминания материала. О том, что это и как их использовать — читайте ниже.
Что такое мнемотехника
Мнемотехники для запоминания — это набор приемов, благодаря которым мозг легче запоминает информацию, чтобы она осталась в голове надолго.
Вы уже сталкивались с одним из таких приемов. Мнемотехники для запоминания часто используются в детстве. Например, для запоминания цветов в радуге с помощью фразы «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Каждое слово в такой простой «считалочке» связано с цветом:
- К — Каждый — Красный;
- О — Охотник — Оранжевый;
- Ж — Желает — Желтый;
- З — Знать — Зеленый;
- Г — Где — Голубой;
- С — Сидит — Синий;
- Ф — Фазан — Фиолетовый.
На таких принципах построены все мнемотехники для запоминания — усвоение информации с помощью визуальных, аудиальных или кинестетических воплощений.
Зачем нужна мнемотехника при подготовке к ЕГЭ или ОГЭ
Во-первых, мнемотехники для запоминания развивают человека в целом: улучшается его память, он становится внимательнее, креативнее, расширяет словарный запас. В подготовке к ОГЭ и ЕГЭ они играют особенно важную роль:
Связывают абстрактные понятия и явления с событиями из реальной жизни, которые либо пережил ученик, либо знает об их существовании.
Во времена, когда информации вокруг слишком много, это особенно важно, ведь человеку нужно уметь выделять главное и быстро работать с данными.
Эффективные приемы мнемотехники
Разберем самые известные и эффективные мнемотехники для запоминания информации и приведем примеры.
Метод историй
Техника заключается в том, чтобы запомнить набор терминов с помощью одной истории, которая будет включать в себя эти слова. Так определения обретут визуальное представление.
Важно, чтобы история была максимально яркой. Чем фантастичнее она будет, тем лучше запомнится образ и термины усвоятся лучше. Такой прием развивает креативность и не требует подготовки, а также делает подготовку веселее.
Например, есть слова: стол, дерево, ноутбук, свечка, наушники, письмо и мнемотехники для запоминания. Придумайте интересную историю с главным героем, в которой будут все эти слова.
Вот, что можно получить: Шел как-то раз мальчик Паша по улице. Идет по дороге, и вдруг видит — стол стоит. «Что здесь делает стол?» — удивился Паша, да и пошел дальше. Дальше идет, и видит дерево, а перед ним дерево, но с таким же столом на его вершине. А за столом ворона сидит, в ноутбук глядит. Ну спрашивает Паша: «Что ты там делаешь, ворона?». А ворона ему отвечает: «Под деревом темно, вот я и забралась на дерево, чтобы поработать». Паша опешил и дал вороне свечку, чтобы под деревом лучше работалось. А ворона ему: «Спасибо, Паша! А может быть у тебя и наушники есть? Чтобы с музыкой письмо лучше писать про мнемотехники для запоминания». Паша, не долго думая, отдал наушники и пошел дальше.
Метод «Цепочка»
Суть этой мнемотехники для запоминания состоит в создании образов между собой в виде картинки. «Цепочкой» она называется потому, что нужно последовательно нанизывать образы между собой.
В картинке должно быть все, что необходимо выучить. Если вы забудете хотя бы один элемент, то забудете и все остальное.
Для примера возьмем те же слова и историю. По методу «Цепочки» можно представить картинку, как ворона сидит за столом на дереве в наушниках, со свечкой, и пишет письмо про мнемотехники для запоминания за ноутбуком.
Метод Цицерона
У этой мнемотехники для запоминания несколько названий, иногда ее еще называют «чертогами разума». Если вы смотрели сериал «Шерлок Холмс» от BBC, то могли наблюдать, как главный герой входил в эти чертоги.
Суть мнемотехники для запоминания заключается в создании воображаемого пространства, куда вы мысленно можете «перемещаться» и вспоминать информацию. В этом пространстве знакомые вам образы вы можете связывать с необходимыми для запоминания словами. Можно представлять уже знакомое пространство, которое вы хорошо помните. В этом пространстве найдите знакомые вам образы и свяжите их с новой информацией.
Например, в телевизоре идет футбол, книга, лежащая на диване, рассказывает про мнемотехники для запоминания и так далее. Идите по пространству по часовой стрелке, по очереди вспоминая образы.
С помощью такой методики вы можете запомнить большое количество информации, но это довольно трудоемкий процесс, если выучить нужно действительно много.
Визуализация
На методе Цицерона мнемотехники для запоминания не заканчиваются. Прием «Визуализация» можно использовать для изучения иностранных языков. Суть в том, чтобы обозначить часто использующиеся предметы новым словом.
Для этого можно использовать стикеры. Обклейте свою комнату стикерами с названием предметов на другом языке, и со временем они запомнятся сами собой, если вы не будете забывать посматривать на эти бумажки.
Итог
В этой статье мы разобрали эффективные мнемотехники для запоминания материала. Используйте их, и ваша подготовка будет проходить не только легче, но и интереснее. А самое главное, что это войдет в привычку и вы сможете запоминать и другую важную информацию в своей жизни.
Читать онлайн «Мнемотехника. Способы запоминания информации и приемы тренировки памяти», Роберт Славин – Литрес
О чём эта книга
Мнемотехнику, как правило, связывают с проявлением феноменальной памяти.
И это не случайно, ведь возможности памяти человека имеют определённые пределы.
Расширить эти пределы помогает соблюдение 3-ёх принципов:
• активное первоначальное восприятие;
• использование мнемотехник;
• интервальные повторения.
***
Первая стадия запоминания – это запечатление нужной информации в сознании в виде образов. Как сделать этот процесс эффективным, как развить концентрацию внимания и зрительную память описывается в 1 главе.
***
В основе мнемотехник лежит структурирование информации и использование 3-ёх особенностей нашей памяти. Суть этих особенностей раскрывается в главе 2.
***
Глава 3 описывает самые известные и эффективные методы мнемотехники.
***
Закрепить новую информацию в долговременной памяти поможет метод интервальных повторений. Он основан на кривой забывания информации, полученной опытным путём немецким учёным Германом Эббингаузом. А как использовать его на практике узнаете в 4 главе.
***
Методы запоминания, которые использовали знаменитые люди, описывает глава 5.
***
Глава 1. Как проверить и развить память
При запоминании первые 15-25 секунд работает кратковременная память. Мозг сравнивает запоминаемый объект с его образом в сознании. Закрепить в памяти «первый снимок» объекта (объект это то, что нужно запомнить) помогает соблюдение 4-ёх правил.
1. Каждое сравнение должно улучшать схожесть объекта с образом.
2. Этот процесс должен длиться не меньше 15-25 секунд. Допустимая длительность до 1 минуты.
3. В запоминаемом объекте не может быть больше 5-6 деталей. Почему именно так – объясним в этой книге позднее.
4. Запоминаемые детали желательно связать между собой в цельную картинку. Представить в виде структуры.
Проверка «внутреннего экрана»
Чтобы сравнить объект с образом, нужно этот образ создать. И сделать его максимально схожим с «образцом» – объектом. За создание образов отвечает наша способность создавать образы и управлять (оперировать) ими – ассоциативное мышление.
Проверить, насколько эта способность развита, помогут 2 теста.
***
Достаточно простой, на первый взгляд, тест № 1.
Как можно ясно и отчётливо представьте ситуацию: на перекрёстке со светофором, показывающим красный свет, стоит автомобиль красного цвета, светофор переключается на зелёный свет и автомобиль начинает движение.
И с этого места начинается тест. Представьте в динамике, как автомобиль медленно начинает движение, постепенно набирает скорость и останавливается на следующем перекрёстке (следующий перекрёсток должен быть близко).
Картинка должна быть цельной, связной и максимально подробной, со всеми деталями: нужно увидеть, как у машины вращаются колеса, и автомобиль при этом двигается в 4-ёх стадиях: разгон, движение, замедление, остановка.
Трактовка результатов 1-го теста:
• движение представили слитно, отчётливо, возможно слышали хруст гальки под колёсами – прекрасно.
• движение представляли, они носило дискретный характер – хороший результат. Но нужно поработать над устойчивостью внимания. Как это сделать в домашних условиях – расскажу в следующих постах.
• получилось представить в статике – сигнал к тому, что нужно развивать образное мышление.
***
Тест № 2 – это ответы на загадку-друдл за 1 минуту.
Многие знают, что друдл – это визуальная загадка, предполагающая много ответов. Для поиска отгадок можно мысленно добавлять любые элементы к изображению, смотреть на него под любым углом.
Главное – давать волю своему воображению.
Для иллюстрации посмотрите фото 1. Здесь можно разглядеть плавник акулы надо волной или нос человека, если мысленно повернуть фото на 90 градусов налево.
Потренируйтесь пару минут в создании образов.
Фото 1
Затем переходите к фото 2 и ровно за 1 минуту (не больше) постарайтесь подобрать максимально возможное количество отгадок к нему.
Фото 2
Полученные результаты 2-го теста можно описать так:
• более 6 образов – очень хороший показатель. Не только память, но и креативное мышление на высоком уровне;
• 5-6 образов – всё в порядке. Это оптимальный показатель для человека с нагруженным и сильным интеллектом;
• менее 5 образов – очень желательно добавить работы вашему интеллекту.
***
Общая оценка результатов:
• удались оба теста – Вам очень многое по плечу! До сих пор не владеете 2-3 иностранными языками??? Скорее всего, это только потому, что Вам не нужно столько языков.
• средние показатели: можете очень многое, но надо немного поработать над собой, чтобы довести способности до совершенства.
• низкие показатели – не печальтесь. Дело вполне поправимое. Поищите советы по развитию образного мышления в интернете, их полно и они бесплатные. Есть книги, посвящённые развитию креативного мышления.
***
Также пройти бесплатный курс по развитию ассоциативного мышления можно на сайте https://супер-память.рф/. В разделе «Полезное» нужно выбрать рубрику «Ассоциативное мышление». Более 60 различных упражнений этой рубрики помогут вывести ваше образное мышление на хороший уровень.
***
Мнемоники действительно помогают улучшить память
Трудно запомнить, особенно когда вы студент, которому представлены списки информации, фактов и всеобъемлющих понятий. Поэтому, когда изучение учебников становится слишком скучным или его недостаточно для успешной сдачи экзаменов, вам придется обратиться к старым надежным мнемоническим приемам. Дурацкие персонажи с игровыми ассоциациями могут показаться глупым способом запомнить важные понятия, но дело в том, что мнемоника работает — это наука.
Что такое мнемонические устройства
Мнемонические приемы определяются как любые приемы запоминания, помогающие запоминать! Да, это так просто. Есть несколько хорошо известных стратегий и приемов (мы поговорим об этом позже), но на самом деле, если это поможет вам вспомнить, технически это мнемоника.
Почему мнемоники эффективны
Действительно ли мнемоники работают? Ответ — да! Мнемотехника — это эффективная техника запоминания, потому что она помогает вам легко запоминать, запоминать и вспоминать информацию. Проще говоря, ваш мозг кодирует, хранит и извлекает воспоминания. Мнемотехника помогает улучшить вашу долговременную память. Как? Ну, они обращаются к аспектам критериев кодирования вашей кратковременной памяти!
За этим стоит наука:
Подготовьтесь, настройтесь и обработайте. Когда информация представлена вам, она начинает кодироваться в вашем мозгу, но насколько хорошо она кодируется и где она кодируется, зависит от того, как эта информация представлена вам. Есть несколько теорий феноменов памяти, которые играют роль, когда дело доходит до мнемоники.
1. Теория двойного кодирования
Когда вербальная и невербальная информация предоставляется одновременно, мы обрабатываем ее через два отдельных канала мозга. Поскольку оба канала активируются одновременно, у нас больше шансов сформировать более прочную память. Например, если вы видите красный цвет и одновременно говорите «красный», вы запомните этот цвет.
2. Эффект превосходства изображения
Наш мозг любит визуальные стимулы. Картинки легче запомнить, чем текст, и на них веселее смотреть. Этот эффект также говорит о теории двойного кодирования. Воображая, вы активируете другую часть своего мозга.
3. Эффект фон Ресторфа
Эффект фон Ресторфа, также известный как эффект изоляции, предсказывает, что при предъявлении нескольких одинаковых стимулов ваш мозг с большей вероятностью распознает и запомнит другой. Различия будут бросаться вам в глаза, может быть, поначалу это будет нелегко, но когда вы их заметите, они станут заметны. Например, если вы видите пару тройняшек в одинаковых нарядах, но у одной из них голубой бант, в отличие от других, вы запомните! Это особенно верно, если вам 9 лет.0015 на самом деле не , как другие — например, на их луке есть гигантское пятно от мороженого.
4. Эффект юмора
Эмоции помогают нам лучше запоминать вещи. Будь то веселая шутка или душераздирающая история, ваш мозг запомнит информацию, потому что она спровоцировала ваши эмоции. Возможно, вы не будете смеяться или плакать в следующий раз, когда увидите или услышите это, но вы обязательно вспомните тот момент, когда узнали об этом.
5. Парадокс Бейкера-Бейкера
Этот парадокс играет на ассоциации. По сути, легче запомнить чье-то имя, если вы знаете о нем что-то, например род его занятий. Затем вы сможете представить, как они выполняют свою работу, и с большей вероятностью запомните их лицо и имя, что улучшит вашу память и память. В этом примере Джон Бейкер — настоящий пекарь! Кто бы мог подумать?
Как использовать мнемоники для учебы
Итак, как они работают, когда дело доходит до учебы? Что ж, вы можете создавать мнемонические аббревиатуры, такие как PEMDAS или ROYGBIV, но с более сложными темами это может стать немного сложнее. Мнемоники бывают разных форм и размеров, и лучше всего использовать те, которые больше всего обращаются к памяти вашего мозга.
Картинные мнемоники, которые рассказывают уникальную забавную историю, являются примером отличного учебного пособия, которое говорит обо всех явлениях памяти, о которых мы говорили ранее. Кроме того, вам не нужно делать свой собственный (если вы этого не хотите). К счастью, в современном мире у вас есть инструменты для онлайн-обучения, такие как Picmonic.
Независимо от того, являетесь ли вы трудолюбивым студентом-медиком или начинающим врачом, у Picmonic есть программа для вас. Система визуального обучения Picmonic, проверенная исследованиями, использует причудливых персонажей, связанных с трудными для изучения понятиями, для создания уникальных, незабываемых историй, помогающих учащимся запоминать больше информации за меньшее время.
Студенты могут создавать свои собственные мнемоники с помощью Picmonic, проходить встроенные тесты для быстрого повторения, чтобы улучшить запоминание и память, и получить доступ к тысячам тем! Этот подход использует комплексную мнемоническую стратегию, созданную для студентов.
Что такое мнемонические стратегии?
Существуют различные мнемонические стратегии. В целом, мнемонические стратегии — это способы использования мнемотехники для обучения.
В школе это выглядело как определение ключевых слов, разбиение слов или предметов на части, связывание историй с понятиями, использование музыки для изучения азбуки, акронимов и многого другого. Однако наиболее эффективные стратегии запоминания используют несколько мнемоник. Picmonic использует аббревиатуры, рассказывание историй, звук, визуальные образы и ключевые слова, которые объединяются, чтобы сформировать эффективную мнемоническую стратегию для улучшения общего запоминания и удержания учащихся. Доказательство в пудинге.
Используете ли вы онлайн-инструменты для обучения, такие как Picmonic, для изучения мнемоники или свой собственный подход, нет ничего лучше, чем использовать мнемотехнику для изучения того, что вам нравится. В конце концов, это наука.
Присоединяйтесь сегодня, чтобы начать.
(посетили 603 раза, 13 посещений сегодня)
Study Skills Science: Изучение мнемоники памяти это
Поделиться на LinkedIn
Поделиться по электронной почте
Распечатать
Ключевые концепции
Память
Обучение
Мозг
Психология
Введение
Вам когда-нибудь приходилось запоминать длинный список слов, таких как столицы штатов или пункты списка покупок? Даже если список может быть полон интересных фактов, его все равно трудно запомнить. Но есть некоторые приемы запоминания, которые могут помочь человеку лучше вспомнить список. В этом научном задании вы попробуете технику, называемую мнемоникой, — стратегию улучшения памяти. Вы узнаете, может ли использование мнемотехники помочь вам и вашим друзьям или членам семьи запомнить списки слов.
Фон
Иногда может быть трудно запомнить длинные списки слов, и здесь могут помочь методы запоминания.
Материалы
• Не менее шести добровольцев в дополнение к человеку, который будет проводить мероприятие
. • Тихая комната для испытаний
• Не менее восьми обрывков или листов бумаги
• Карандаш
• Секундомер или таймер
Подготовка
• Составьте список слов длиной не менее семи слов. Ваш список ограничен только вашим воображением — вы можете придумать его, черпая вдохновение из окружающего мира, например, сопоставив список со списком продуктов или подумав о группе предметов или предметов.
• На одном листе бумаги напишите список слов, но не включайте мнемонику.
Процедура
• В тихой комнате передайте один из листов бумаги (со списком слов) группе не менее трех добровольцев. Другой лист бумаги (со списком слов и мнемоникой) передайте другой группе, состоящей как минимум из трех добровольцев. Группе, получившей список вместе с мнемосхемой, расскажите или покажите, как работает мнемоника. (Если вы обеспокоены тем, что другая группа может услышать/увидеть мнемонику, разместите группы в двух разных комнатах или протестируйте их в разное время.) Убедитесь, что группа, не получившая мнемонику, не пытается ее составить. чтобы помочь им запомнить список.
• По прошествии пяти минут уберите списки и попросите группы заняться чем-нибудь еще в течение 45 минут. Они могут смотреть телевизор, разговаривать, слушать музыку или заниматься какой-либо другой деятельностью.
• По прошествии 45 минут протестируйте каждого члена каждой группы отдельно. Пусть каждый участник вернется в тихую комнату и либо прочитает слова из своего списка, либо напишет их на чистом листе бумаги. Если вы хотите, вы можете засечь, сколько времени потребуется каждому человеку, чтобы вспомнить слова.
• Похоже ли, что люди, получившие мнемонику, могут быстрее запоминать больше слов в своих списках и с большей точностью? В целом, похоже ли, что мнемоника помогла людям запомнить их списки слов?
• Extra: Попробуйте увеличить время ожидания с 45 минут до одного часа, пяти часов, одного дня и/или дольше.
• Дополнительно: Существует множество различных методов, которые люди используют в качестве мнемоники для запоминания чего-либо. Некоторые примеры см. в разделе «Основные сведения» выше. Попробуйте повторить это упражнение еще раз, но на этот раз используйте другой тип мнемоники, например аббревиатуру, забавное предложение, в котором используются все слова из списка и/или рифмующиеся слова. Являются ли некоторые виды мнемоники более эффективными для запоминания списка слов, чем другие?
• Дополнительно: Вместо тестирования двух случайных групп добровольцев попробуйте протестировать четыре группы добровольцев — две относительно молодых и две относительно пожилых (половина молодых людей и половина пожилых людей получают простые списки). а другие половины получают списки с помощью мнемонического устройства). Помогает ли использование мнемонической техники пожилым людям лучше запоминать свои списки, чем молодым?
Наблюдения и результаты
Действительно ли люди, которым дали мнемонику (вместе со списками слов), лучше запоминали слова, чем люди, которым не дали мнемонику?
В целом, в этом упражнении вы должны были заметить, что люди, которым дали мнемонику, обычно лучше вспоминали свои списки слов, чем люди, которым ее не дали.