Приемы создания творческих образов: Приемы создания творческих образов: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация

Содержание

Приемы создания творческих образов: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация

Агглютинация представляет собой создание новых образов путем соединения различных частей, качеств и свойств реальных объектов, несовместимых в повседневной жизни, или же включения привычного объекта в несвойственный ему ситуационный контекст. 

Гиперболизация  заключается в увеличении или уменьшении предмета, а также его отдельных частей (великан — огромный как гора и мальчик с пальчик).

Типизация позволяет выделить существенное, постоянное в однородных образах и воплощать выделенное в конкретном образе ( широко используется в художественной литературе, скульптуре, живописи).

Схематизация способствует слиянию отдельных предметов, при котором различия сглаживаются, а черты сходства проступают особенно отчетливо (создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).

Заострение ( акцентирование)

 – способ подчеркивания черт, имеющих для конкретного образа существенное значение (При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры).

Воображение и творчество. Этапы творческой деятельности

Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Англ. ученый Г. Уоллес выделяет четыре стадии процесса творче­ства:

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относя­щихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4. Проверка.

Закономерности развития воображения

Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь.

Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность — игра.

Важный этап в развитии воображения связан возрастом, овладения речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Однако, из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того, чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ТВОРЧЕСКОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство — воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за пределы реального мира
174
во времени и пространстве: он может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.
Воображение — это психический процесс создания образов предметов, продуктов деятельности, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание в условиях неопределенности наличной проблемной ситуации.
Воображение состоит в мысленном отходе за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, оживляет полученный ранее опыт и имеющуюся информацию в новом контексте познания.
Если мышление отражает в основном объективную реальность, то воображение отражает субъективный мир человека, его видение этой реальности. Действие воображения актуализируется в тех моментах, когда для осуществления мыслительных операций не хватает информации, оно позволяет как бы «перескочить» этапы мыслительных действий, априори представить промежуточные и конечные результаты деятельности.
Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.
Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов.
Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались в данный момент. Работе мысли и познанию нет границ.
В повседневной деятельности (работа, отдых, общение с другими людьми) перед человеком возникает масса задач. Для их решения не всегда есть необходимые знания. Воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создает новое сочетание имеющихся сведений и таким образом хотя и временно, но восполняет пробел в знаниях.
Психические процессы — мышление, восприятие, воображение — нередко определяют как «динамические модели действительности». Данным термином подчеркивается тот факт, что познавательная сторона психики моделирует мир, находящийся вне нас, а также создает образы вещей, процессов, которых пока нет, но которые могут быть получены человеческим трудом. Воображение как раз и призвано создавать новую модель мира вещей, конечный результат деятельности человека.
Различают два вида воображения — воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической,
175
нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями. Ярким примером может служить чтение художественной литературы, чертежа детали, агрегата, плана сооружения. Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от ряда причин. Во-первых, от исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание. Во-вторых, от суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками сущность явлений. В-третьих, от наличия установки.
Воссоздающее воображение имеет большое значение при усвоении учебного материала. Немыслимо изучать географию, не опираясь на воссоздающее воображение. История оказывается безликой схемой, если в процесс учения не включено воссоздание. При этом используются знания, накопленные в предшествующей жизни. Школьник при изучении истории пользуется небогатым запасом знаний и жизненного опыта, поэтому для него бывает затруднительно, а порой и невозможно воссоздать историческую ситуацию в образах прошлого. Подчас он опирается на представления современности и переносит их в прошлое. А это ошибка, искажение исторической перспективы, нарушение логики истории. Задача педагогического процесса — накапливать у учащихся яркие образы в ходе изучения истории, географии и других учебных предметов, с тем чтобы, опираясь на них, они могли воссоздавать соответствующие действительности картины, ситуации, события.
Творческое воображение — создание нового, оригинального образа, идеи. Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т.е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать в практике невозможно.
Принято различать несколько приемов создания творческих образов. Наиболее простым является агглютинация (в переводе с греческого — склеивание). Этот прием состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр, сфинкс, грифон и т.п.)
Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На прин-
176
ципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела — бионика, которая выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие приборы разного назначения (локатор — аналог с органами ориентации летучей мыши).
Творческие образы создаются при помощи акцентирования и преувеличения {преуменьшения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Так художник рисует карикатуру, дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, облике человека неповторимые, присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет.
Если акцентирование — подчеркивание — относится к части объекта, заострению, обнажению ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию.
Наиболее сложный прием творческого воображения — типизация. Так, автор произведения должен в персонаже, ситуации выразить не единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация — сложный процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми).
Типизация как прием воображения близко примыкает к мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создания типического образа.
Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. В психологии принято выделять непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) воображение. Первое характеризуется неучастием или незначительным включением в процесс создания образов целеполагания и волевого усилия. Крайним случаем такого воображения считается сновидение. Непреднамеренным видом воображения являются грезы.
Для произвольного воображения характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. Преднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое воображение. Волевое напряжение при создании творческих образов не менее сильно, чем при воссоздании. Вспомним ребенка, который, желая избежать порицания или наказания за проступок, начинает сочинять. Он мучительно фантазирует, пытаясь найти реабилитирующее его и приемлемое для взрослых объяснение. Он порой искренне верит в созданную его воображением ситуацию, которая должна заменить подлинную, но неприятную для него.
Особое место в структуре воображения занимает мечта — образ желаемого будущего. Мечтает человек о том, что привлекает, что
177
доставляет радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. О неприятном, безрадостном человек не мечтает. В мечте может быть выражен смысл всей жизни. Она может быть реальной и нереальной.
Творчество — психологически сложный процесс. Однако при всей его многогранности особое место в нем занимает воображение. Оно как бы центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы и свойства, которые обеспечивают его функционирование. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психической активности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большим открытиям, изобретениям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой деятельности.
Творчество — это высший уровень познания. Оно не может совершаться без предварительного накопления знаний. Открывать новое можно, только овладев всеми уже добытыми знаниями в данной области.
Исследования творчества свидетельствуют о том, что оно имеет общие принципы и этапы вне зависимости от вида деятельности. Вместе с тем этим не исключаются закономерности и этапы, характерные для творчества в пределах конкретного содержания.
Перечислим этапы творческого процесса, взятого в общем виде:
1-й этап. Зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте.
2-й этап. Концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.
3-й этап. Сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение.
4-й этап. Проверка и доработка.
Успешный процесс обучения во многом опирается на воображение детей и способствует его развитию. Как показывают исследования В. В. Давьщова, воображение порождает потребность в учебной деятельности у детей 6 —7-летнего возраста. Игра уже не удовлетворяет полностью познавательных стремлений ребенка, поскольку в ней преобладает предметное содержание, а достаточно жесткие правила ограничивают активность ребенка. Воображение заставляет обращаться к познанию отдаленных объектов и предметов (другие страны, люди, жизнь в будущем и т. д.). Игра всегда статична по содержанию и не дает возможности развернуться плану воображения ребенка. Такая возможность появляется в учебной деятельности.
При построении обучения необходимо учитывать ряд особенностей, обусловленных самой природой детского воображения, за счет которого и происходит постижение новых знаний.
178
Воображение — это всегда способность охватить целое раньше частностей. Поэтому в обучении необходимо раскрывать общие понятия явления раньше его частных свойств и проявлений. Необходимо предоставлять не сам ответ, а демонстрировать его генезис, подталкивать ребенка к поиску условий происхождения объектов. Дидактически это выражается в раскрытии перед ребенком процесса происхождения явлений и объектов, в уяснении их смысла и взаимосвязи с другими процессами. Например, когда объясняется понятие «паровоз», необходимо говорить о том, что такое движение и как возникли различные движущиеся искусственные аппараты. Тогда, как показывают исследования В.В.Давыдова, происходит овладение понятием. Объяснение этого же понятия в логике индуктивного описания признаков и свойств (корпус, котел, колеса, труба и т.д.) не дает возможности овладеть понятием.
В этой связи основное дидактическое требование к обучению при опоре на воображение — не давать готовых знаний, поскольку готовое знание сужает воображение, притупляет его возможности и развитие.
Это важно еще и потому, что воображение лежит в основе рефлексии. Известно, что рефлексия как способность рассмотреть основание своих мыслей, идей, повторно проследить их ход для обоснования новых идей и мыслей разворачивается в плане воображения.
Вместе с тем преобладание в школе (особенно в начальных классах) эмпирического обучения, по мысли В.В.Давыдова, приводит к тому, что снижаются фантазийность детей, их творческие способности.
Как показывают исследования, развитие воображения обеспечивается следующим рядом дидактических условий:
— обучение теоретическим знаниям и проблематизация обучения;
— применение дедуктивной логики в построении содержания обучения;
— использование диалогово-дискуссионных форм обучения;
— внедрение в обучение предметов художественно-искусствоведческого цикла.
Велика роль воображения в творческой деятельности учителя. Казалось бы, воспитательная деятельность учителя построена на знании фактов поведения ученика, на их анализе и выводах для педагогического воздействия. Однако это не так. Педагогическая деятельность предполагает и строгое мышление, й воображение как основу антиципирования (предвосхищения будущего). Предвидеть близкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действия и поведение ребенка в ответ на воспитательные действия, прогнозировать и проектировать развитие учебной деятельности и личности ребенка — едва ли не важнейшая задача учите-
179
ля-воспитателя. Во всем этом на процесс воображения ложится немалая нагрузка.
Сложность антиципирования в учебно-воспитательном процессе заключается в том, что слишком многое обуславливает поведение и развитие школьника. В поведении ребенка нет однозначности, т. е. одна и та же причина необязательно вызовет одни и те же дела и поступки. Один и тот же стимул может по-разному переработаться в сознании школьника и выразиться в поведении. Это зависит от степени понимания, состояния в данный момент, отношения к учителю, влияния сверстников и т.д. Педагог должен быть готов к тому, чтобы предвидеть комплекс причин, обуславливающих сиюминутные реакции ученика, а также его поведение в ближайшем будущем.
Отмечая необходимость воображения в учительском труде, вместе с тем следует предупредить об одной опасности. Оценка школьника должна строиться на достоверных фактах поведения. У учителя-воспитателя не должно быть сомнения в подлинности этих фактов. Если же подлинность поведения школьника оценивается не на основе восприятия, а на основе воображения, то допускается серьезная ошибка. Выдача предполагаемого, нафантазированного факта за реальное поведение и действие чревата самыми неприятными и нежелательными последствиями как для учащегося, так и для учителя. Оценка школьника и его дел, каждый поступок и проступок должны быть поставлены в логически связанную цепочку. В этой части учительский труд ничем не отличается от творческого труда ученого.
Одухотворенность — одно из важнейших и ценнейших качеств личности педагога. Учителя, который рассказывает учащимся давно известный ему материал, всегда подстерегает опасность соскользнуть во время урока в плоскость обыденного, прозаического переживания фактов. В этом одна из причин серых, сухих, неинтересных уроков. И учитель, и ученики видят во взаимном общении лишь скучную обязанность. Этого не должно быть. Лишь тот урок захватывает учащихся, на котором учитель вместе с учениками как бы впервые открывает неизвестное им, но давно известное ему как нечто новое и для него самого. Одухотворенность в работе учителя достигается не деланным воодушевлением. Она есть результат, с одной стороны, все более глубокого познания предмета, а с другой — не менее вдумчивого изучения интеллектуальных запросов учеников.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Воспитание внимания школьников. — 2-е изд. — М-, 1946.
2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. — Л., 1961.
180
3. Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессе познания и труда. — М., 1959.
4. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. — М., 1960.
5. Арнаудов М. Психология литературного творчества. — М., 1970.
6. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. — М., 1969.
7. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Под ред. Ю.М.Забродина, Б.Ф.Ломова. — М., 1979.
8. Беркинблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. — М., 1968.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
10. Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.
11. Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. — М., 1970.
12. Валлон А. От действия к мысли: Пер. с фр. — М., 1956.
13. Веккер П.М. Восприятие и основы его моделирования. — Л., 1964.
14. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 1969.
15. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М., 1987.
16. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.-М., 1984.
17. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. — М., 1950.
18. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982. — Т. 2.
19. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979.
20. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983.— Т. 3.
21. Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976.
22. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.
23. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
24. Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание // Ученые записки МГПИ им. В.И.Ленина. — М., 1958. — Т. 81.
25. ДудецкийА.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. — Смоленск, 1974.
26. Жинкин И. И. Механизмы речи. — М., 1958.
27. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В.П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. — М., 1967.
28. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961.
29. Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В. Шо-роховой. — М., 1968.
30. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. — М., 1955.
31. Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках. — М., 1957.
32. Кравков СВ. Очерк общей психофизиологии органов чувств. — М.; Л., 1946.
33. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. — М., 1965.
34. Леонтьев А. Н. Проблема возникновения ощущения // Проблемы развития психики. — 3-е изд. — М., 1972.
35. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979.
181
36. Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
37. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. — М., 1979.
38. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979.
39. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в обучении. — М., 1972.
40. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978.
41. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. — Тбилиси, 1972.
42. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. — М., 1990.
43. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.
44. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. — М., 1976.
45. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. — М., 1967.
46. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М., 1958.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989.
48. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии восприятия // Исследования по психологии восприятия. — М., 1948.
49. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. — М., 1962.
50. Сеченов И. М. Впечатления и действительность // Избранные философские и психологические произведения. — М., 1947.
51. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. — М., 1972.
52. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966.
53. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979.
54. Соколов А. И. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968.
55. Степанов А.А. Отражение в речи особенностей личности // Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. —Л., 1964. — Т. 254.
56. Страхов КБ. Воспитание внимания школьников. — М., 1958.
57. Ушинский К.Д. Родное слово // Собр. соч. — М., 1949. — Т. 6.
58. Шеварев П. А. Исследования в области восприятий // Психологическая наука в СССР. — М., 1959. — Т. 1.
59. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1979.
60. Экспериментальные исследования внимания: Ученые записки МГПИ им. В.И.Ленина. — М., 1970. -Т. 381.
61. ЭсауловА. Ф. Психология решения задач. — М., 1972.
Вопросы и задания
1. Какие психологические процессы выступают в качестве основных предпосылок обучения?
2. Какова природа, механизм возникновения и феноменология различных видов ощущения?
3. В чем состоят основные свойства, закономерности и особенности организации ощущений в процессе познания и обучения?
182
4. Каковы основные свойства и виды восприятия?
5. Каковы особенности восприятия пространства и времени, движения и развития наблюдательности в педагогическом процессе?
6. В чем состоит дидактическое значение ощущений и восприятия?
7. Каковы особенности и виды внимания в процессе активного познания и обучения?
8. Что относится к основным свойствам внимания и способам его формирования в процессе обучения?
9. Какова сущность и особенности процессов памяти в процессе познания и обучения?
10. Что относится к основным свойствам памяти и особенностям представлений в познании и обучении?
11. В чем состоит сущность мышления в структуре высших познавательных процессов?
12. Каковы основные мыслительные операции, виды и свойства мышления?
13. В чем состоят особенности развития мышления в процессе учебной деятельности?
14. Какие особенности речи и языка лежат в основе познания и обучения?
15. Каковы особенности воображения как высшей формы познавательной активности личности?
16. Какие виды и приемы воображения лежат в основе развития ученика и учителя?

ГЛАВА 4 ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ

Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.

Главная страница =>Книги по педагогике=>оглавление

к оглавлению

7 методов и примеров позитивной визуализации

На этой странице могут быть партнерские ссылки, что означает, что мы получаем небольшую комиссию за все, что вы покупаете. Будучи партнером Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках. Пожалуйста, проведите собственное исследование, прежде чем совершать какие-либо покупки в Интернете.

Возможно, вы спрашиваете себя: что такое техники визуализации?

Нет ничего созданного человеком, которое возникло бы без формирования образа в уме. В принципе невозможно создать что-то, не вообразив это заранее.

Визуальные образы используются психологами в течение многих лет, и методы визуализации являются одним из способов, помогающих людям повысить производительность в деятельности, основанной на навыках, создать желаемые эмоциональные состояния и достичь жизненных целей.

Например, люди, которые хотят научиться лучше играть в баскетбол, могут улучшить свои навыки, визуализируя броски в корзину в своей голове.

Человек, который хочет улучшить свои навыки игры на фортепиано, может использовать одну из приведенных ниже техник визуализации, чтобы помочь своему телу стать более опытным, используя свой разум.

Техники визуализации — это лишь один из способов сделать нашу жизнь лучше. Если вы хотите узнать больше о создании прекрасного ума: , вы можете прочитать еще много чего в нашей книге Очистите свой разум . Спокойный ум помогает вам сосредоточиться и создать полноценную жизнь.

Давайте посмотрим, как методы визуализации могут помочь вам стать лучше практически во всем, просто используя способность вашего воображения!

Содержание

Переключить

Почему Вам могут помочь методы визуализации

Обучение использованию методы визуализации для активного создания симуляций, которые могут помочь вам улучшить цели, которые вы ставите перед собой, является жизнеспособным способом стать лучше в практически любую деятельность, а также реализовать другие жизненные цели.

Существует два типа ментальных симуляций, которые вы можете создавать: результат и процесс.

Исход – это сенсорный опыт, основанный на представлении ожидаемого вами результата, а процесс — это имитация шагов, которые вы можете использовать для достижения цели. окончательный результат.

Исследования показывают, что для получения максимальной пользы от моделирования лучше всего использовать оба типа вместе. Более того, создание симуляции с использованием точки зрения участника вместо точки зрения наблюдателя является ключевой частью практики.

Методы визуализации уже давно используются успешными людьми для визуализации своих целей и видений.

Практика помогает людям создать жизнь своей мечты с большим количеством стресса и полной уверенностью. Большинство из нас не знает, что все мы обладаем этой умственной силой, но почти каждый может эффективно использовать ее в своей жизни.

Изготовление a Change in Your Mind

По сути, визуализация просто означает использование нашего воображения для того, чтобы предварительно прожить желаемый результат.

Вы можете усилить внимание к своим целям и поддерживать его, используя методы визуализации.

Читая ваши цели как образы, наш мозг работает над тем, чтобы воплотить эти образы в реальность. Каждое изображение в нашем подсознании имеет эмоциональную интерпретацию и поведенческую реакцию.

Вот некоторые преимущества, которые многие люди получают от использования методы визуализации, чтобы сосредоточиться на целях здоровой жизни:

  • Активация творческого подсознания, которое является домом творческих идей, помогающих достигать целей
  • Мозг будет легче воспринимать и распознавать ресурсы, которые вам потребуются для достижения вашей мечты
  • Закон притяжения может быть полезен, и визуализация поможет найти людей, ресурсы и обстоятельства, которые вам понадобятся для достижения         ваших целей
  • Визуализация создает вашу внутреннюю мотивацию для принятия необходимых мер для достижения вашей мечты

Имея все это в руках, давайте посмотрим, как вы можете попрактиковаться в использовании визуализации, чтобы реализовать свои цели в реальном мире.

Помните, что это не химические формулы, и вам может понадобиться быть гибким и открытым для новых идей. Иногда нам снятся мечты, которые просто нереалистичны, и Вселенная поможет нам найти то, что нам действительно нужно.

№1. Техника карты сокровищ

Это техника визуализации, заключающаяся в создании осязаемой картины то, что мы хотим иметь. Как только у вас появится представление о том, чего вы хотите, вы может нарисовать его на чем-то физическом.

Например, чтобы получить высший балл на предстоящем экзамене, вы можете начать с составления всех факторов вовлеченный. Возможно, вам понадобится время, чтобы больше изучить или найти новые источники информации. информация. Какими бы ни были факторы, которые, по вашему мнению, вам понадобятся, обязательно создайте максимально детализированный рисунок.

Важный фактор это то, что вы представляете цели, когда рисуете их

Ваш ум будет визуализируя путь к успеху, пока вы рисуете карту. Этот техника требует терпения, так как требуется время, чтобы полностью погрузиться в упражнение. Поможет находиться в тихом месте, и не забыть выключить любые отвлекающие факторы, такие как телевизор или радио, пока вы составляете свою карту успеха.

#2. Рецептивная визуализация

Думайте об этой технике как о просмотре фильма в уме, но режиссером будете вы. Это более пассивный подход, чем карта сокровищ, но он может быть столь же эффективным.

Начните с простой медитации в тихом месте, где вас никто не будет отвлекать, лягте на спину, закройте глаза и постарайтесь живо представить сцену, которую вы хотите воплотить в реальности.

Когда вы получите ясное изображение, затем вы можете начать добавлять людей и шумы в уме. Продолжайте строить изображение медленно, пока у вас не будет целостной картины, которая кажется реальной.

Например, представьте вы сидите в кинотеатре, гаснет свет, потом фильм начинается. Создайте как можно больше деталей «фильма». Можете добавить одежду, выражение лица, небольшие движения тела и среде, в которой вы находитесь.

Добавьте любые звуки, которые вы услышите в этой сцене, например, музыку, разговоры других людей или что-то еще, что вы чувствуете. естественно для вас. Наконец, создайте свое чувство, которое вы бы испытывали в эта деятельность. Попробуйте сделать это много раз и посмотрите, к чему это приведет!

#3. Визуализация измененных воспоминаний

Визуализация измененных воспоминаний предназначена для изменения болезненных воспоминаний, чтобы иметь более положительный результат.

Этот метод очень полезен для разрешения воспоминаний, связанных с гневом или негодованием. Вы можете прокручивать в уме сцены и заменять гневные ответы более спокойными и контролируемыми.

Визуализация измененных воспоминаний очень полезна для разрешения воспоминаний, связанных с гневом или негодованием.

Это займет время, но ежедневное выполнение этой формы визуализации может сделать вашу жизнь намного лучше. мирный. Ваш разум будет помнить только сцену, разыгрываемую так, как вы воссоздаете его через некоторое время, и ваши болезненные воспоминания о реальном событии исчезнут. исчезнуть.

В дополнение к принося покой своему прошлому, этот метод также поможет вам быть спокойнее в будущие ситуации. Вы практикуете, как быть спокойным и не поддаваться гневу. К извлекая уроки из прошлой травмы, мы можем стать лучше.

№4. Медитация

Медитация — это отличная форма пассивной визуализации, которая может дать мощные результаты и может быть используется в качестве основы для других форм упражнений по построению ума.

Визуализация через медитацию является основным направлением многих форм саморазвития. Ты следует регулярно медитировать, что позволит вам получить доступ к своему внутреннему себя. Внутреннее место, куда ведет медитация, — это то место, откуда вы можете начать испытать сильную визуализацию.

Начните с создания планируйте каждый день выделять время для медитации. Опыт, который вы получаете от этого практика поможет вашей медитации стать лучше. Помимо помощи вам в создавайте сильные визуализации, эта ежедневная медитация поможет вам расслабиться.

#5. Изобразите и опишите

Чем больше деталей у вас будет в визуализации, тем более реальной она будет казаться и тем больше повысится производительность, поскольку мозг начнет развивать творческие образования.

Вы можете повторять визуальные образы вместе с мотивационными упражнениями, чтобы увеличить вероятность того, что вы будете действовать для достижения своей цели.

Например, вы можете подумайте об утренней прогулке, так как вы хотите быть более активным в своей повседневной жизни. жизнь. Используя в уме образы того, как прекрасны ранние утренние часы, и как здорово прогуляться, вы повысите вероятность того, что вы начнете регулярно совершать утренние прогулки.

На данный момент есть это естественный процесс решения проблем в вашем мозгу, он будет работать, чтобы помочь вам разработать план, как получить то, что вы хотите. Вы можете начать думать о как вписать прогулку в свое утро, или с кем можно пойти на прогулку.

Когда вы начнете принимать прогулки в реальном мире, положительный опыт, который у вас есть, укрепит ментальные образы, которые вы создали для начала. Убедитесь, что вы продолжаете сосредотачиваться на положительные аспекты ваших целей, даже после того, как вы начнете действовать в соответствии с ними!

#6. Эмоциональная интенсивность

Эмоция является одним из самые важные вещи в нашей жизни, но мы обычно мало думаем о использовать его в качестве мотивационного инструмента.

Мы знаем эту эмоцию предшествует мысль, и когда проявляется эмоция, вы чувствуете что-то глубоко. Этот уровень чувств имеет тенденцию создавать сильные ассоциации, и вы можете используйте это в своих интересах. Вам придется использовать вещи, которые вы полностью чувствуете, и не то, во что вы хотели бы верить, чтобы этот метод работал.

Прослушивание музыки — одна из стратегий, которая может увеличить эмоциональную интенсивность визуализации.

Создайте как можно больше деталей вокруг визуализации, чтобы вы начали ощущать опыт, как если бы он был реальным на эмоциональном уровне.

Как только вы начнете это чувствовать, эмоция, скорее всего, приведет к действию для достижения вашей цели. Будьте осторожны и не уделяйте слишком много внимания таким вещам, как материальная выгода, поскольку жадность — это сильная эмоция, которая вредна для здоровья.

Одной из стратегий, которая может повысить эмоциональную интенсивность визуализации, является прослушивание музыки.

Выберите музыкальное произведение, соответствующее эмоциональному накалу, который вы культивируете, и слушайте его в повседневной жизни. Методы визуализации основаны на мощных образах, которые требуют времени, чтобы создать их в вашем уме.

#7. Экспозиция

Для создания подробной и реалистичную визуальную симуляцию в уме, возможно, потребуется разоблачить себя к чему-то во внешнем мире. Это очень трудно для большинства людей, чтобы полностью создать сцену только из своего воображения, и используя разоблачение, которое помогает практически каждому преодолеть слабое воображение.

Например, создание сцены чего-то, что вы никогда не пробовали раньше, например, подводного плавания может быть трудно сделать. Есть много вещей, которые входят даже в базовый акваланг. погружение, и вам нужно будет помнить об этих факторах, если вы хотите визуализация будет эффективной.

Чтобы преодолеть это, Вы можете читать книги, смотреть видео или посещать школу подводного плавания, чтобы получить воздействие предмета, который вы хотите испытать. Добавляя реальную сенсорную экспозицию на ваш взгляд по конкретной теме, вы можете использовать другие техники из этого списка с гораздо большим эффектом!

Быть открытым к новым идеям и опыту

Визуализация позволяет вам изменить свои убеждения, предположения и мнения о себе. Это позволяет вам использовать свои 18 миллиардов клеток мозга и заставить их работать в единственном и целенаправленном направлении.

Ваше подсознание станет вовлеченным в процесс, который преобразит вас навсегда. Со временем, как пока вы проводите время, визуализируя свои цели и практикуя свои методы, будет намного проще сказать сосредоточенно и воплотить свои мечты в реальность.

Это тоже хорошо идея окружать себя позитивными людьми, читать вдохновляющие книги и слушать к аудиопрограммам, которые наполняют ваш разум позитивными, жизнеутверждающими сообщениями. Никто никогда ничего не добился, будучи супер негативным и ища проблемы.

Несколько исследований подтвердили преимущества визуализации. Он работает вместе с другими методами лечения, такими как лечение различных состояний от астмы и беспокойства до бессонницы и фибромиалгии.

Визуализация — это один из нескольких способов, с помощью которых вы можете практиковать внимательность, чтобы снять стресс и жить настоящим моментом. Потратьте несколько минут, чтобы посмотреть видео ниже, чтобы узнать о различных идеях утренней рутины, которые могут помочь вам стать более осознанными на ежедневной основе.

Заключительные мысли о методах визуализации

Использование визуализации помогает людям преодолевать жизненные препятствия, расслабляться и снимать стресс.

Одни и те же методы могут помочь людям избавиться от хронической боли или справиться с ней, исцелить себя эмоционально и физически, а также достичь таких целей, как похудение или отказ от курения.

Техники визуализации очень полезны и работают вместе со многими другими формами психической гигиены. Если вы хотите узнать больше о том, как иметь здоровое психическое состояние: взгляните на нашу книгу Очистите свой разум . Нет легких путей к миру, но с правильными инструментами вы можете полюбить путешествие так же сильно, как и цель.

Ежедневная практика визуализации важна, но это не значит, что мы будем весь день думать о наших целях, чтобы эта техника работала.

На самом деле, слишком много времени, потраченное на визуализацию, может лишить вас чего-то важного, например, жизни в настоящем моменте. Делайте все возможное, чтобы сбалансировать свои цели с реальностью, и позвольте методам визуализации помочь вам построить жизнь, о которой вы мечтаете!

А если вы ищете цитаты и аффирмации, которые дополнят вашу привычку к визуализации, ознакомьтесь с этими сообщениями в блоге:

  • 60 позитивных аффирмаций, которые повысят вашу уверенность и самооценку
  • 77 мощных аффирмаций для воплощения дома вашей мечты
  • 65 цитат-манифестаций для достижения важных целей

Наконец, один из проверенных способов повысить уровень счастья и удовлетворенности жизнью — сосредоточиться на действительно важных целях. Для начала ознакомьтесь с этой БЕСПЛАТНОЙ рабочей таблицей для печати и пошаговым процессом, который поможет вам установить эффективные цели SMART .

Николас Сэй родился в Анн-Арборе, штат Мичиган, и с юных лет интересовался глобальными системами убеждений. Эта область исследований привела его к исследованию многих восточных философских систем, включая ведические и буддийские идеи и практики. Сегодня он считает, что человечеству нужно найти способы быть счастливым, а не владеть и делать. Его взгляды примерно совпадают с взглядами покойного философа Алана Уоттса, которого он почитает как великого учителя.

4 Техники творческой визуализации, которые помогут вам достичь чего угодно

  • Визуализация относится к созданию мысленных образов мысленным взором.
  • Через визуализацию Закон Притяжения может помочь нам привнести в нашу жизнь позитивные ресурсы, связи и обстоятельства.
  • Чтобы эффективно визуализировать свои цели, нарисуйте изображение цели, создайте коллаж и посмотрите, как это делают другие люди.

Готов взять на себя поиск работы? Создайте профессиональный профиль ФГБ.

Визуализация позволяет нам концептуализировать наши цели и позволяет нам привлекать энергию, необходимую для их достижения. Это одна из самых мощных сверхспособностей, которые у нас есть, но и одна из самых недооцененных.

В этой статье вы узнаете о преимуществах визуализации, о способности вашего подсознания проявлять желаемые результаты и о четырех методах, которые помогут вам визуализировать эффективно и немедленно.

Что такое визуализация?

Визуализация относится к созданию мысленных образов мысленным взором. При выполнении методы визуализации могут позволить вам представить и отождествить себя с желаемыми результатами, чтобы создать обстоятельства, которые помогут вам воплотить их в жизнь. Они также могут помочь вам увидеть свою цель как уже достигнутую, что позволит вам распознать и принять их с большей готовностью.

Преимущества визуализации.

  • Мысленные образы помогут вам четко определить свои желания, задействовав пять чувств в воображаемом опыте.
  •  Визуализация требует от вас представления своего высшего Я, что позволит вам четко определить ресурсы, которые у вас уже есть, и те, которые вам потребуются для достижения ваших целей.
  • Через визуализацию Закон Притяжения (то есть убеждение, что положительный или отрицательный опыт притягивается к нам на основе вибраций наших мыслей) может помочь нам привнести в нашу жизнь положительные ресурсы, связи и обстоятельства.
  • Визуализация помогает подготовить ваш мозг к распознаванию и получению ресурсов, необходимых для достижения желаемого результата.
  • Ваша внутренняя мотивация усиливается за счет сенсорной связи с желаемым результатом.
  • Ваше творческое подсознание активизируется визуализацией, предоставляя доступ к творческим путям и идеям, которые помогут вам достичь своей цели.

4 техники визуализации

1.

Создайте мысленный фильм.

Визуализация с помощью ментального кино позволяет вам получить сенсорный опыт с желаемым результатом, позволяя вам воплотить энергию и эмоции ситуации до того, как они наступят. Вы также можете умножить эффекты, представляя запахи, звуки, вкусы и ощущения, связанные с моментом, чтобы глубоко резонировать с ним.

Это можно сделать одним из двух способов — глазами вашей аудитории или своими собственными. Как зритель, вы можете представить, как вы будете вести себя в ситуации, замечать, с кем вы будете разговаривать, и представлять, как другие увидят вас в этой ситуации. Как звезда собственного фильма, вы можете представить себе эти вещи через призму от первого лица и использовать свое воображение, чтобы репетировать перед реальными вещами.

2. Нарисуйте картинку цели.

Если вы творческий тип, иллюстрация может помочь вам изобразить желаемый результат, позволяя вам соединиться с его материальным представлением. Иллюстрация — это мощная техника визуализации, потому что она помогает вам планировать, позволяя вам замечать, что у вас есть и что вам нужно, чтобы воплотить свою мечту в реальность.

Если, например, ваша цель состоит в том, чтобы провести интервью или провести увлекательную дискуссию, вы можете нарисовать, как это будет выглядеть. Подумайте, кто будет вашей аудиторией и как она будет выглядеть. Кроме того, проиллюстрируйте, как бы вы представили себя через одежду и позу. И изобразите окружающую среду — кто еще будет присутствовать и как будет выглядеть это место?

3. Посмотрите, как это делают другие.

Визуализация может быть сложной задачей, если у вас нет соответствующего опыта. В зависимости от вашей цели, вы можете понемногу знакомиться со своим видением, ставя себя в подобные ситуации или окружая себя людьми, которые уже делают то, что вы хотите делать.

Допустим, кто-то, кто собирается впервые выставить свои работы, интересуется, как лучше всего их представить. Они могут учиться, посещая художественные выставки, наблюдая за другими и задавая им вопросы, чтобы смоделировать процесс для себя.

4. Создайте коллаж.

Коллажи — или, точнее, доски визуализации — могут помочь вам изобразить ваши цели и связать их с ними. Обычно они создаются на больших досках для плакатов с использованием вырезок из журналов, фотографий и другого декоративного реквизита и инструментов и могут служить визуальным напоминанием о ваших целях, помогая вам еще больше соответствовать им.

Вы можете проявить невероятную изобретательность при работе с доской, распечатав и вырезав свои фотографии, добавив свои вырезки к фотографиям мест, которые вы хотите посетить, или даже одев их в одежду, которую вы вырезали из журналов.

Активация вашего творческого подсознания.

Работа подсознания состоит не в том, чтобы думать или рассуждать (поскольку это работа сознательного разума). Скорее, он предназначен для хранения и извлечения данных, доставленных ему из сознательного разума, которые он затем использует для создания нашего плана — нашего уникального набора паттернов, поведения и реакций.

Поскольку наше подсознание не может отличить то, что мы визуализируем, от того, что у нас уже есть, мы можем активировать нашу творческую силу посредством визуализации, проявляя истину, в которую мы хотим вступить.

Добавить комментарий