Психология арт: что такое, упражнения, психология / Skillbox Media

Арт-терапия и психология питания / Консультирование / Публикации / Армине Воронова

Форум «Психология питания»

Ассоциация практических психологов и коучей (АППК)

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского

Воронова Армине Аршаковна – кандидат психологических наук, Вице-президент АППК, психолог-консультант, коуч, автор книг по арт-терапии.

 

«Мы есть то, что мы едим» — известная фраза, и чаще всего мы воспринимаем ее только в контексте потребления пищи как удовлетворения физиологической потребности. Однако питание – это еще и самый короткий путь к удовлетворению психологических потребностей. Например, таких потребностей, как потребность в любви, внимании, заботе, тепле, стабильности, определенности и т.д. Мы можем компенсировать нехватку этих чувств с помощью еды и, к сожалению, такая компенсация может приводить к перееданию, к неконтролируемому поглощению пищи, к дисбалансу и нарушению пищевого поведения.

Арт-терапия (в буквальном смысле «лечение искусством») – один из наиболее востребованных методов, способствующих гармонизации эмоциональной сферы личности, дающий возможность развить творческое начало и создать новый, конструктивный сценарий своей жизни. В этом сценарии ваша новая роль заключается уже не в том, чтобы быть потребителем, поглотителем пищи, эмоций, информации, а создателем созидателем своей жизни. С помощью арт-терапии можно по-новому относиться не только к своему питанию, но и к своей жизни в целом. Применение арт-терапевтических техник – это путь к позитивным изменениям.

Рассмотрим, о чем могут говорить наши предпочтения в еде?

ШЕСТЬ ВКУСОВ и принципы аюрведы. Если опираться на это древнее учение, то вкусы делятся на шесть категорий: сладкий, соленый, кислый, пикантный (острый), горький и вяжущий. Если один вкус отсутствует, у нас, как правило, возникает ощущение, что чего-то не хватает, даже если желудок полон. Нужно научиться доверять этому чувству. Оно явно указывает на то, что мы упустили один из шести вкусов. К сожалению, продукты из стандартного рациона современного западного человека сладкие или соленые.

Жизненный опыт человека тоже можно охарактеризовать в категориях вкусов. Обратите внимание на то, как общение с определенными людьми вызывает у вас определенное послевкусие. Иногда оно сладкое, заземляющее. Иногда – горькое. Возможно, вы заметите, что некоторые переживания вызывают в вас тягу к той или иной пище.

Одно лишь понимание того, что мы нуждаемся во всех шести категориях вкуса, – важный шаг навстречу ощущению полноты жизни.

Сладкий вкус: крупы, хлеб, рис, мед, сахар, молоко, большинство жиров, большинство фруктов, орехи

Кислый вкус: уксус, кислые яблоки, малина, йогурт, ферментированные продукты, цитрусовые.

Соленый вкус:

все виды соли (каменная, морская), морские водоросли, морепродукты.

Острый вкус: все острые виды перца и чили, имбирь, чеснок, базилик, кардамон, корица, гвоздика, горчица, хрен, орегано, розмарин, тимьян, мята курчавая.

Горький вкус: листовые овощи, зеленый чай, мате.

Вяжущий вкус: большинство разновидностей чечевицы и бобов (в том числе зеленая фасоль), зеленые яблоки, гранаты, клюква, ягоды асаи, спаржа, чаи с высоким содержанием танинов.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Вкусы и пищевые предпочтения, сформированные в детстве, переходят во взрослую жизнь. Если нас приучили питаться правильно, скорее всего, мы будем продолжать это делать, когда вырастем. Но если за хорошее поведение нас закармливали сладостями или ругали, что мы едим то, от чего толстеют, скорее всего, мы будем и во взрослом возрасте нарушать баланс питания.

Нездоровая страсть к определенному виду пищи свидетельствует, что в жизни нам чего-то не хватает. Но как отличить «хорошую» тягу от «плохой»? Удовлетворив «хорошую» страсть, мы полны энергии и жизненных сил. «Плохая» временно сублимирует ту или иную эмоциональную потребность, но позже у нас возникает чувство, что что-то не так. Проанализировав наши нездоровые желания, мы можем понять, в чем испытываем недостаток (на сознательном или подсознательном уровне), какие эмоциональные потребности не удовлетворены.

Сладкий вкус равноценен теплым объятиям. Когда наши эмоции не находят отклика, мы чаще всего обращаемся именно к этому вкусу. Почему? С точки зрения эмоций, когда мы едим сладкое, то чувствуем заботу. В разумном количестве оно успокаивает ум и тело и дает ощущение стабильности.

С точки зрения эмоций кислый вкус согревает и «заземляет». Вино – отличный пример продукта с кислым (и сладким) вкусом, к которому мы чаще всего обращаемся, испытывая данную потребность. С точки зрения аюрведы любовь к вину объясняется тем, что оно успокаивает, расширяет кровеносные сосуды и заставляет нас ощутить свою связь с землей.

Кислый вкус также способствует сосредоточению ума. Когда в жизни нам не хватает устойчивости и концентрации, нас тянет на кислое.

Соленый вкус символизирует удержание. Если вам кажется, что в жизни вы разбрасываетесь, ваша энергия рассеивается на несколько дел, вам может хотеться соленого. Нас тянет на него, если мы чувствуем, что постоянно отдаем и ничего не оставляем себе. С точки зрения эмоций нам хочется соленого, когда не хватает уверенности в себе и энтузиазма, этот вкус хорошо сублимирует такие ощущения.

Острый вкус улучшает кровообращение и учащает сердечный ритм. В разумном количестве острые продукты (например, имбирь и черный перец) способствуют более эффективному кровообращению и очищают организм. Но когда нас тянет к острой пище по эмоциональным причинам, это происходит потому, что мы стремимся временно сублимировать чувства удовольствия, возбуждения и куража, которые он внушает. Если вам постоянно хочется острой и пряной пищи, спросите себя: может, у меня слишком однообразная жизнь и в моей жизни нет существенных перемен.

Возможно, вы готовы к изменениям, к новому этапу в своей жизни.

Тяга к горькому вкусу по эмоциональным причинам – редкость. Как правило, когда нам хочется горького, это происходит потому, что организму требуется «осушение», он хочет избавиться от лишнего жира и влаги. Горький вкус обладает глубоким очищающим эффектом и просит наше эго (которое любит сладкий вкус) временно отказаться от наслаждений. Если вы замечали за собой нездоровую страсть к горькому, это может свидетельствовать о чрезмерной самокритичности.

Потребность в вяжущем вкусе – еще одна редкая тяга, но и такое случается. С точки зрения эмоций вяжущий вкус дарит нам временное погружение в себя. Он осушает и охлаждает тело. Нездоровая страсть к вяжущим продуктам может свидетельствовать о желании отгородиться от мира. И хотя этот вкус дарит временную возможность собраться с мыслями и побыть наедине с собой, его избыток может создать необоснованный страх выхода из уютной раковины.

Арт-терапия как способ раскрытия творческого потенциала личности во многом опирается на метод активного воображения, на техники визуализации образов. Арт-терапия дает возможность сбалансировать свою жизнь, испытывать чувство удовлетворенности, уверенности и спокойствия.

Активное воображение (Active imagination) — метод работы с бессознательными содержаниями (сновидениями, фантазиями, ассоциациями и т.п.) с помощью просмотра образов в воображении, ведения диалогов и их вербализации. Эта способность есть у каждого, в психологической работе можно, опираясь на эту способность, помочь человеку лучше понять себя, свои мотивы, желания, потребности, ожидания. Наше воображение – это ключ к самопознанию. Интерпретация ассоциаций, образов, внутренних диалогов дает возможность увидеть то, что скрыто от нас. Термин «активное воображение» был впервые предложен К.Юнгом в 1935 году во время чтения лекций в Лондонской клинике для описания состояния сновидений наяву, грез, воображающей деятельности.

Активное воображение обращает внимание на те аспекты личности, которые обычно о себе не заявляют, и тем самым помогает установить связь между сознанием и бессознательным. И даже если конечные продукты — рисунки, тексты, скульптура, танец, музыка и т. п. — не интерпретируются, между творцом и творением возникает нечто, что способствует преобразованию сознания.

Активное воображение следует отличать от дневных мечтаний, остающихся в пределах личного повседневного опыта. Первая стадия активного воображения напоминает сновидение с открытыми глазами. Она может возникать спонтанно или вызываться искусственно. Психолог или психотерапевт сопровождает клиента в визуализации таких образов. Например, предложив клиенту представить себе прогулку в лесу, своими вопросами специалист может направлять, акцентировать внимание на значимых для клиента деталях. Такой прием, как амплификация (Amplification; Amplifikation), то есть уточнение и прояснение отдельных образов в сновидениях и продуктах изобразительного творчества (рисунки, живопись, скульптура, «игра в песок» и т. д.) с помощью прямой ассоциации и в соответствии с данными гуманитарных дисциплин (символогией, мифологией, мистицизмом, фольклором, историей религии, этнологией и т. д.), помогает «расшифровать» эти образы – послания бессознательного. Амплификация соединяет личное и коллективное бессознательное. К.Юнг рассматривал амплификацию как основу своего синтетического метода, имеющего цель, в частности, сделать более ясным и детальным то, что обнаруживается в сновидениях или представлениях образов. Вторая стадия помимо пассивного обозревания самих образов включает сознательное в них участие, оценку того, что они значат, и моральное и интеллектуальное обязательство действовать в соответствии со способностью проникать в их сущность. Это и есть переход от простой созерцательной или эстетической установки на позицию самоанализа.

Активное воображение может стимулировать лечение неврозов, но лишь тогда, когда оно действует в комплексе с сознательными усилиями. В отличие от снов, переживаемых пассивно, процесс воображения требует активного и творческого участия эго.

Активное воображение обычно визуально, то есть это процесс смотрения (визуального воображения) неких картинок – образов. Картинки эти могут быть двух типов — визуальные и ментальные.

Ментальные картинки создаются бодрствующим умом в состоянии возбуждения, и подобны тем образам, которые мы создаём, когда читаем книгу. Они не видны перед глазами, а возникают в уме, и поэтому не мешают смотреть на мир. Такой вид созерцания характерен в большей степени для людей мыслительного типа, рационального склада мышления.

Картинки второго типа возникают на грани сна и бодрствования. Такое состояние можно охарактеризовать как легкий транс. Эти представления подобны снам или гипнотическим образам. Это ярко видимые перед глазами, иногда очень реалистичные образы. Люди делятся на два типа по своей склонности видеть те или иные типы картинок. К такому способу представления образов можно отнести художественный тип личности.

Независимо от типа представления, оба вида картинок открывают ворота в бессознательное. В русском языке есть выражение «выйти из себя». Мы его используем, когда хотим сказать, что человек не может больше себя контролировать, сдерживать, управлять своим состоянием. Метод активного воображения – один из способов, который дает, если можно так выразиться, «войти в себя», «вернуться к самому себе», к своей подлинности, то есть, погрузившись в мир собственных ассоциаций, представлений, образов, понять, что ты хочешь на самом деле.

Песочная терапия – это, по сути, активное воображение на песке. Если в классическом варианте мы предлагаем клиенту вербализовать свои образы, представления, то в песочной или арт-терапии мы предлагаем изобразить эти образы с помощью песка, воды, фигурок или кисти и красок. В любом случае, у клиента появляется возможность не только услышать самого себя и осознать свои чувства, но и наглядно увидеть, например, как именно он подавляет свои чувства, что мешает ему развиваться, в чем именно заключается внутриличностный конфликт.

На основе метода активного воображения, в частности представления образов, связанных с ландшафтом, известным немецким психотерапевтом, профессором Ханскарлом Лёйнером в 50-ые годы двадцатого столетия был разработан метод символдрамы или (кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов, метод «сновидений наяву») (от греч. symbolon — условный знак и drama — действие). Метод символдрамы – один из востребованных методов, применяемых в современной практике психотерапии и психологического консультирования.

Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также современные разработки.

Представление образов во многом напоминают медитативные техники. Медитация переводе с латинского – это размышление, мысленное созерцание. В западном мире медитацию связывают с практикой чтения Библии монахами-бенедектинцами. В восточных практиках – медитация бывает на пустоте, медитация на чакрах, медитация на пламя свечи в темной комнате, на дыхании, биении сердца. Также можно выделить медитацию на образах. В символдраме, песочной терапии используется именно этот вид медитации. Медитация на образах – это:

  • как особая разновидность углубленного размышления о каком-либо предмете, духовной истине, иной идее, сопровождаемое отвлечением «от внешне-случайных обстоятельств», устранением «всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное, интеллектуальное и другое напряжение)»;

  • состояние внутреннего сосредоточения для представления каких-то образов или как действия для его достижения;

  • измененное состояние сознания, как форма психической активности с целью погружения в особые трансовые состояния. .

Медитативные практики, трансовые состояния способствуют:

  • снижению уровня контроля сознания, что дает возможность выйти за рамки привычных стереотипов, внутренних барьеров

  • активизации правого полушария – творческого начала, внутренних ресурсов

  • запуску механизм изменений

  • творческому переосмыслению и поиску решения собственных проблем

Для погружения в это состояние в символдраме используется метод аутогенной тренировки И.Шульца. При наведении релаксации внушается ощущение тепла, тяжести и расслабления. Это способствует понижению мышечного тонуса, с точки зрения физиологии. Холодным остается только лоб.

Для индукции расслабления используется следующая схема:

«Сядьте, пожалуйста. , поудобнее. Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой.

Почувствуйте спинку кресла (стула), на которую можно облокотиться

Поставьте поудобнее ноги. Почувствуйте ногами пол.

Руки расположите поудобнее.

Шею, голову расположите так, чтобы Вам было комфортно представлять образы.

Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь расслабиться, снять накопившееся напряжение, так как будто Вам хочется немножечко вздремнуть.

Начните расслабляться с мышц плеч. Плечи становятся тяжелыми и теплыми. Плечи расслабляются. Приятное тепло распространяется по всему телу.

Приятное тепло распространяется по всему телу, опускается в руки.

Расслабляется верхняя часть рук. Расслабляются локти, кисти, ладони становятся тяжелые и теплые.

Расслабляется каждый палец на руках, Вы чувствуете, как тепло доходит до каждого пальца на Вашей руке, словно Вы опустили их в приятную теплую воду.

А теперь обратите внимание, как Вы дышите: вдох – выдох. Дыхание становится свободным и ровным. Дыхание ровное, свободное и глубокое, Вам хорошо и приятно дышится.

Постарайтесь почувствовать приятное тепло в груди, тепло в области живота.

Представьте, как тепло опускается на ноги. Стопы становятся тяжелые и теплые. Почувствуйте пятки, пальцы ног, они расслаблены.

Теперь обратите внимание на спину. Почувствуйте, как расслабляется поясница, середина спины между лопатками. Расслабляются шея, затылок. Вся голова расслаблена. Расслаблены темя, виски. Расслабляются лоб, мышцы лица.

Почувствуйте свои щеки, скулы, подбородок. Нижняя челюсть становится тяжелой, губы расслабляются, язык теплый, расслабляются нос и глаза.

Веки тяжелеют, ресницы слипаются, у Вас такое состояние, как будто Вы дремлете».

Релаксация способствует погружению во внутренний мир, внешние стимулы отступают, и можно отправиться в путешествие в свое бессознательное, представляя образы. Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К. Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения. C феноменологической точки зрения, можно проследить параллели с детской игровой психотерапией и гештальт-терапией Ф.Перлза, поскольку делается акцент на чувства и переживания в режиме «здесь и сейчас».

Символдрама – активно развивающийся, современный метод, основанный на идеях юнгианского анализа. Как многие современные методы, символдрама в большей степени ориентирована на людей, стремящихся к позитивным изменениям в своей жизни. В символдраме, как и в арт-терапии, цвету придается большое значение. Цветом наполнена вся наша жизнь, цветом мы можем выражать свое настроение, отношение к чему-либо, всем знакомы выражения: «серая тоска», «проходит красной нитью», «розовые очки», «голубая мечта», «белая зависть», «черные мысли» т. д. Как уже отмечалось, интерпретация цвета может иметь смысл только при подробной диагностической беседе с клиентом, психолог должен учитывать актуальное состояние клиента, его настроение, желание сотрудничать. Часто бывает, что бледная палитра и отсутствие ярких цветов – это не проявление депрессивного состояния, а проявление психологического сопротивления, отсутствия мотивации. Если психолог смог заинтересовать клиента данным методом, объяснил преимущества и направленность совместной работы (то есть те аспекты сотрудничества, которые оговариваются в рабочем альянсе), тогда клиент будет открыт и искренен для того, чтобы достичь желаемого результата. Формирование доверительных отношений – так называемый раппорт между психотерапевтом и клиентом – необходимый этап в психотерапии.

Начнем анализ с самого яркого цвета – красного. Красный цвет, как правило, ассоциируется с силой, энергией, страстью, вдохновением. Этот цвет выражает эротическое начало и одновременно агрессию, напор и опасность. Это цвет огня, пламени. Огонь может греть, но может и обжигать, поэтому красный цвет, с одной стороны, привлекает своим теплом, с другой, — может отталкивать. Предпочтение красного цвета в еде, например, красного мяса, свеклы, красного перца, может говорить о нашем стремлении в активности и проявлении себя.

Синий цвет и его отражают дисциплинированность, стремление к порядку, верности, о разумном начале. Синий – это цвет интровертированности, закрытости, стремлении к уединению и покою. Выбор синих тарелок, синих салфеток будет способствовать рациональному подходу к еде.

Желтый цвет отражает наше стремление к будущему, активность, открытость, желание проявить себя. Выбор продуктов, в которых преобладает желтый цвет, может говорить о целеустремленности. Желтая посуда, кухня в этой цветовой гамме дает возможность сконцентрироваться на достижениях.

Оранжевый цвет – результат соединения красного и желтого цветов, и он соединяет в себе психологические особенности этих цветов. Это цвет радости, удовольствия, силы и психологической зрелости личности. Он отражает стремление к достижению, успеху, самоутверждению. Но, как и в красном цвете, в оранжевом есть проявления агрессивности, борьбы, конкуренции. Предпочтение оранжевого в еде, например, апельсинов – это отражение оптимистичных чувств и позитивных эмоций.

Зеленый цвет символизирует жизнь, рост, надежду, то, что психологи называют витальностью. Зеленная гамма дает ощущение уверенности, стабильности и спокойствия.

Фиолетовый цвет – самый мистический. Он, с одной стороны, выражает мудрость и сдержанность, с другой – волнение, тревогу, беспокойство, меланхолию. Этот цвет символизирует магию, волшебство, интуитивное, творческое начало в человеке.

Белый чаще всего вызывает у нас светлые, чистые ассоциации. Это цвет гармонии, непорочности, целомудрия. Белая тарелка может восприниматься как белый «холст», на котором мы создаем новую композицию, новые пищевые привычки, воспринимаем еду как произведение искусства.

Черный цвет представляет собой смешение всех цветов, для многих черный – это цвет скорби, греха, темных сил. Но черный – это еще и торжественность, величие и достоинство.

Коричневый цвет очень многозначный. Это цвет земли, песка и символ плодородия. Взаимодействуя с этим цветом, мы подпитываемся, получаем мощный эмоциональный заряд. Коричневый воплощает внутренний мир, мир ощущений и переживаний.

И, наконец, присутствие серого цвета в образе и впоследствии на рисунке, может отражать депрессивное состояние пациента. Это цвет тумана, неясности, неопределенности.

Многие аспекты символдрамы перекликаются с песочной терапией (песочная терапия – один из видов арт-терапии, когда мы создаем композиции в специально оборудованной песочнице, мы создаем свою картину мира, отражаем свое видение проблем, внутренних барьеров. С помощью метода песочной терапии можно решить многие эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, тревожность, низкая самооценка).

И в символдраме, и в песочной терапии психолог имеет дело с активным воображением пациента. Как в символдраме, так и в песочной терапии отправной точкой для представления образов является некий ландшафт. Представляя на этом ландшафте горы, реки, ручьи, луга, дома, человек выражает свое эмоциональное состояние, свое отношение к действительности и к самому себе. Символдрама, как и песочная терапия апеллирует к базовым архетипическим образам. Так же, как и в символдраме, во время сеанса песочной терапии, клиент находится в особом трансовом состоянии, когда он может представлять образы и выражать свои чувства, используя пространство песочницы как некую имитацию своего внутреннего мира и мира своих переживаний. Психолог сопровождает клиента в представлении образов, которые потом он (клиент) переносит с помощью карандашей, кисти, красок свои образы либо на пространство бумаги (рисунок в символдраме), либо использует для этого пространство песочницы. Необходимо учитывать, что и в символдраме, и в песочной терапии не следует стремиться трактовать каждую деталь рисунка или образа, для психолога и для самого клиента всё, что он представляет с помощью своего воображения, — это метафора, это некий символический мостик между видимым и невидимым, явным и неявным, сознательным и бессознательным. Психолог может сопровождать клиента, помочь клиенту разобраться в своих образах, понять, как они влияют на его реальную жизнь. И всё это для того, чтобы приблизиться к пониманию своего внутреннего мира, понимать, почему мы поступаем так, а не иначе, на чем основываем свой выбор и как мы можем решать свои проблемы. Ведь, как известно, всё, что нужно человеку, есть в нем самом.

Арт-терапия, метод активного воображения, символдрама – это возможность осознать свои внутренние проблемы и начать изменения, то есть это путь от внутреннего к внешнему, к внешним изменениям, к созданию нового образа, к преображению себя.

Таким образом, с помощью различных арт-терапевтических приемов – воображения, представления позитивных образов, изменения цветовой гаммы, создания новых композиций – мы не только реализуем наш творческий потенциал, но также и гармонизируем эмоции, что, в свою очередь положительно влияет на наше пищевое поведение, на чувство удовлетворенности и насыщенности жизни.

В Ассоциации практических психологов и коучей разработана и успешно проводится авторская программа А.А.Вороновой «Арт-терапия в работе практического психолога».

Данный курс даст возможность применять арт-терапевтические техники в различных сферах, поможет сформировать новый подход не только в своем отношении к еде, но к своей жизни в целом. По окончании обучения участники получат удостоверение гос.образца о повышении квалификации.

методы арт-терапии. Семинары и тренинги «Иматон»

  • методы арт-терапии
Смотреть программы (0)

Найдено 53 программы

    • Ведущие:

      • К.Б. Букреева (Матвиенко)

      15900 ₽

      14310 ₽

    • Ведущие:

      • Н.В. Балабанова

      11800 ₽

      10620 ₽

    • Ведущие:

      • Г.А. Ермоленко

      7800 ₽

      7020 ₽

    • Ведущие:

      • Т.О. Ушакова

      9800 ₽

      8820 ₽

    • Ведущие:

      • Л. А. Волошина

      5900 ₽

      5310 ₽

    • Ведущие:

      • О.Н. Никитина

      7800 ₽

      7020 ₽

    • Ведущие:

      • М.В. Шулепова

      8800 ₽

      7920 ₽

    • Ведущие:

      • Е.В. Буренкова

      6900 ₽

      6210 ₽

    • Ведущие:

      • Е.Л. Глибина

      4600 ₽

      4140 ₽

    • Ведущие:

      • Н.В. Балабанова

      6900 ₽

      6210 ₽

    • Ведущие:

      • Л.А. Волошина

      9800 ₽

      8820 ₽

    • Ведущие:

      • М.Ю. Левина

      12900 ₽

      11610 ₽

    • Ведущие:

      • Р.А. Черенков

      10800 ₽

      9720 ₽

    • Ведущие:

      • А.О. Орлов

      8800 ₽

      7920 ₽

    • Ведущие:

      • М.В. Осорина

      18200 ₽

      16380 ₽

    • Ведущие:

      • Е.Я. Мищенко

      8800 ₽

      7920 ₽

    • Ведущие:

      • В. А. Тургель

      9800 ₽

      8820 ₽

    • Ведущие:

      • Е.Л. Глибина

      3600 ₽

      3240 ₽

    • Ведущие:

      • Н.В. Балабанова

      6900 ₽

      6210 ₽

    • Ведущие:

      • И.Б. Терентьева

      7800 ₽

      7020 ₽

    • Ведущие:

      • И.Ф. Лещинский

      9800 ₽

      8820 ₽

    • Ведущие:

      • В.В. Краснов

      7800 ₽

    • Ведущие:

      • В.А. Тургель

      10400 ₽

    • Ведущие:

      • К.Б. Букреева (Матвиенко)

      8800 ₽

    • Ведущие:

      • М.Е. Янкина

      7800 ₽

    • Ведущие:

      • Л.А. Волошина

      8800 ₽

    • Ведущие:

      • И.Б. Терентьева

      7800 ₽

    • Ведущие:

      • Е.В. Жатько

      7900 ₽

    • Ведущие:

      • И.А. Зезюлинская

      19800 ₽

    • Ведущие:

      • И. А. Зезюлинская

      9800 ₽

    • Ведущие:

      • И.Ф. Лещинский

      7800 ₽

    • Ведущие:

      • Е.В. Жатько

      2600 ₽

    • Ведущие:

      • И.А. Зезюлинская

      8800 ₽

    • Ведущие:

      • О.Н. Никитина

      7800 ₽

    • Ведущие:

      • М.В. Шулепова

      9800 ₽

    • Ведущие:

      • О.Б. Плистик

      8800 ₽

    • Ведущие:

      • А.И. Копытин

      32000 ₽

Искусство и психология – Arte & Lusso

И психология, и искусство – безграничные предметы, связанные и переплетенные воедино на протяжении веков. Вы когда-нибудь задумывались, почему люди предаются персонализированным формам искусства или творчества?

И психология, и искусство — безграничные предметы, связанные и переплетенные воедино на протяжении веков. Вы когда-нибудь задумывались, почему люди предаются персонализированным формам искусства или творчества? Когда мы смотрим на чужое искусство, что это значит и почему? Почему одни видят в абстрактном произведении лошадь, а другие — дракона? Почему одни цвета, стиль и формы производят на нас большее впечатление, чем другие? Это древние вопросы, которыми часто задаются психологи, глубоко вовлеченные в изучение человеческого разума. Ум каждого художника уникален и полностью индивидуален, как же тогда нам понимать их искусство, особенно когда каждый человек воспринимает и интерпретирует по-разному? Как и в случае с искусством и психологией, здесь нет простых ответов, но междисциплинарная область психологии искусства делает все возможное, чтобы разгадать некоторые тайны.

Психология искусства в чистом виде изучает характеристики, восприятие, познание и ментальную обработку человеком искусства и его производства. В зависимости от того, на какой стороне медали вы находитесь, на искусстве или психологии, это можно рассматривать с самых разных точек зрения. Я считаю, что ни искусство психологии никогда не будет полностью понято, да и не должно быть, есть вещи, которые лучше оставить в тайне.

Тест на чернильные пятна Роршаха

Многие люди слышали о тестах на чернильные пятна Роршаха, когда людей просят смотреть на различные чернильные пятна и описывать то, что они видят. Интересно, что они часто используются как способ выявления бессознательных мыслей, мотивов, желаний человека, а также для оценки личности и эмоционального функционирования. А 1995 опрос, проведенный Американским психологическим обществом, показал, что 82% психологов использовали тест чернильных пятен Роршаха. В одном из опросов 1995 года Американская психологическая ассоциация показала, что 82% использовали тест чернильных пятен Роршаха хотя бы изредка. Роршах был не первым, кто предположил, что интерпретация таких чернильных пятен может раскрыть скрытые аспекты чьей-то личности. Роршах опубликовал статьи, анализирующие произведения искусства психически больных, предполагая, что созданное ими искусство можно использовать, чтобы больше узнать об их личности.

Арт-терапия

В течение многих лет искусство также использовалось как форма терапии, поощряющая творчество и самовыражение. Аналитическая арт-терапия имеет корни в психоанализе, фокусируясь на терапевте и клиенте, а также на идеях, которые передаются между ними обоими посредством искусства. Психотерапевты также могут анализировать произведения искусства своих клиентов, это часто используется в терапии детей, чей язык или травма образуют барьер, который могут преодолеть рисование и искусство. Каким бы ни был метод, путешествие одинаково. Арт-терапевт и клиент путешествуют вместе, чтобы погрузиться в свои сокровенные мысли и эмоции, используя любые средства, но часто краски, бумагу, ручку или глину. Арт-терапия также может использоваться как форма выражения или как облегчение. Это помогает людям улучшить когнитивные и сенсорно-двигательные функции, креативность, самосознание, эмоциональную устойчивость, самооценку и может помочь в разрешении конфликтов и личностном росте.

Несомненно, каждому художнику нравится его работа, иначе он бы этого не делал. Искусство вытекает из души как своего рода медитация. Я считаю, что мы должны уважать искусство и наслаждаться им по-своему. Согласитесь не соглашаться с другими по поводу того, что каждый из нас видит или не видит. У каждого есть своя версия того, что составляет его любимое произведение искусства. Никакие два человека не увидят произведение искусства одинаково, каждый из нас различен и интерпретирует искусство по-своему. Мы должны просто любить и наслаждаться своим искусством, не больше и не меньше.

Написано Фионой ван Бюрен

Фиона — художница и помощник психолога в дебрях Шотландии. Она ищет вдохновение в красивых красках природы (коралловые рифы, цветы, пейзажи, животные и т. д.) и ее диких и постоянно меняющихся формах эволюции. Ее искусство акриловой жидкости позволяет ей «потерять» контроль над своей работой, отражая нашу неспособность контролировать природу. Это приводит к красивым потокам цвета и форм на холсте, отражающим желаемую среду ее мысленного взора и полностью открытым для интерпретации зрителем. Следуй за ней Акриловое искусство Фионы в Instagram и Facebook.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Арт

Студент UWM исследует человеческий разум

Мэгги Кеннеди исследует Художественный музей Милуоки. (Фото предоставлено Мэгги Кеннеди)

Изенхаймский алтарь работы Матиаса Грюневальда, созданный между 1512 и 1516 годами, представляет собой картину-триптих, изображающую страдания и распятие Христа в окружении святых Себастьяна и Антония в закрытом положении. В открытом состоянии картина показывает гораздо более радостные образы рождения, воскресения и вознесения Христа на небеса. Он считается шедевром Грюневальда и важным представителем религиозного искусства и искусства эпохи Возрождения, а также может считаться одним из первых произведений, использованных для арт-терапии.

«(Было показано) пациентам, которых лечили в монастыре монахи», — пояснила Мэгги Кеннеди. «Я утверждаю, что монахи Антонины — одни из первых задокументированных терапевтов в истории. Запрестольный образ был доступен для просмотра их пациентами и олицетворял надежду. Монахи Антонины использовали символизм работы, чтобы заверить своих пациентов, что все будет хорошо».

Возможно, это один из первых задокументированных способов использования искусства для лечения психологических проблем, но Кеннеди говорит, что искусство на протяжении всей истории было окном в разум и его психологию. Это было в центре ее последнего исследования, когда она была студенткой, работающей над двойной специализацией в области истории искусства и психологии.

«Я думаю, что психология и история искусства действительно междисциплинарны по своей природе», — сказала она. «Они настолько обширны, что их очень легко смешать со многими другими вещами».

Неожиданное совпадение

Кеннеди вырос в основном в Джермантауне. Когда пришло время поступать в колледж, она хотела большую школу, широкий выбор занятий и возможностей для исследований. Она нашла всех троих в UW-Milwaukee, научно-исследовательском институте с рейтингом R1.

Кеннеди изначально специализировался на психологии. Она прошла курс психологии AP в старшей школе и влюбилась в эту область после того, как ей и ее одноклассникам удалось подержать в классе человеческий мозг и спинной мозг.

Она делала успехи в своей специальности психологии в UWM, когда ошибка в расписании побудила ее пройти курс истории искусства вместо курса по специальности. «Через четыре недели я обнаружил, что действительно питаю страсть к истории искусства, — сказал Кеннеди.

Чего она не ожидала, так это того, насколько сильно пересекались две ее специальности. Кеннеди вспомнил, как анализировал художника Франсиско де Гойя для класса и как его личная борьба с болезнью, слепотой и потерей слуха привела к созданию некоторых из его самых ярких произведений искусства. История искусства, думала она, представляет собой новый способ анализа сознания.

Как искусство отражает состояние человека

Поэтому, когда на одном из ее уроков английского языка учащиеся попросили выполнить исследовательский проект по выбранной ими теме, Кеннеди уже знала, что она хочет исследовать. Результатом стала 20-минутная презентация о том, как искусство во времени отражало состояние человека во всех его формах.

Изенхаймский алтарь работы Матиаса Грюневальда

Она открылась двумя мраморными скульптурами из Древней Греции, каждая из которых демонстрирует начало того, как эмоции изображаются в искусстве. Оттуда Кеннеди углубился в постпросвещенческий романтизм, исследуя условия психиатрической лечебницы в «Дурдоме» де Гойи (1812-1819).) и лица людей с психическими расстройствами в серии «Мономании» Теодора Жерико (1821-1824) и др. Она также исследовала ужасы битвы в «Военной пьете» Макса Гинзбурга (2007) и завершилась Изенхаймским алтарем.

«Моя цель состояла в том, чтобы показать человеческий опыт в целом», — сказала Кеннеди о своем исследовании. «Как художественные изображения человеческого опыта и человеческих эмоций заставляют нас чувствовать и думать? Каковы связи с культурами или периодами времени, из которых они происходят? Каковы социальные нормы и табу того времени и, в свою очередь, как они формируют опыт и эмоции?»

Например, сказала она, Изенхеймский алтарь является важным произведением искусства не только из-за его религиозного значения, но и из-за его научной точности. Первоначально написанная для монастыря Изенхайм, картина изображает многих из его предметов с ореолами света вокруг их голов. Кеннеди сказал, что эти шары предназначены для представления галлюциногенных симптомов пациентов. Эти пациенты, о которых заботились монахи Антонина в монастыре, страдали от Огня Святого Антония, болезни, вызванной отравлением спорыньей, которая привела к галлюцинациям, гангрене и жжению в конечностях.

Научная и философская психология

По словам Кеннеди, алтарь показывает, что «люди начинают понимать, что это (болезнь) не просто «сумасшедшие видят вещи».

Добавить комментарий