63.Психологические механизмы воображения.
Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.
Комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование — это творческий синтез, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.
Агглютинация — особый вид комбинирования, при которой соединяются несоединимые в реальности черты. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр
Акцентирование. Способ основан на искусственном выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе. Таковы, например, образы политиков, бизнесменов, создаваемые в виде кукол.
Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем». В литературе, например, так поступают, когда описывают собирательный образ героя целой эпохи.
Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д.
В психологии выделяют два вида воображения: активное и пассивное.
Пассивное, или непроизвольное воображение. Небывалые события, путешествия, пейзажи, общение – реальные и придуманные образы могут посещать человека помимо его воли. Пассивное воображение может быть:
преднамеренное;
непреднамеренное.
Преднамеренное пассивное воображение человека – это грезы и фантазии, возникающие помимо воли человека. То есть человек не сосредоточивает свои усилия на том, чтобы вызвать эти образы в своем сознании, они возникают сами собой.
Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознаниячеловека.
Фантазия — психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире; продукт воображения, порожденный собственной деятельностью человека.
Лучший пример непреднамеренного пассивного воображения – это сновидение. Именно во сне образы и события могут нарушать все законы логики и физики, а их изменение не зависит от желания человека. Этот же вид наблюдается и в результате болезни, когда нарушена работа мозга, или как следствие воздействия некоторых веществ.
Активное, или произвольное воображение — это осознанная, целеустремленная работа человека с мыслительными образами. Именно оно является тем инструментом, который позволяет человеку разумному сначала представить преобразование реальности, а потом воплотить его в жизнь.
Активное воображение начинает формироваться в детстве, когда у ребенка появляется первая осознанная деятельность. К этому виду воображения относятся:
Мечта — особый вид воображения. В отличие от непроизвольных грез, мечта представляет собой осознанную мыслительную работу. Человек создает в уме образы желанных целей, а затем ищет способы воплотить их в жизнь.
Воссоздающее воображение подразумевает способность человека представить себе нечто по описанию. Любители художественной литературы способны воссоздавать в воображении героев, страны, события, о которых читают. Ученики на уроках истории представляют события, которые происходили в прошлом.
Творческое воображение также относится к активному виду. Виды и приемы творческого воображения можно наблюдать в научной работе, в искусстве, в созидательной деятельности. С его помощью дизайнер представляет образ будущего костюма, а модельер в уме представляет раскрой ткани, который позволит создать этот костюм. Он помогает конструкторам создавать новые технические решения.
Агглютинации в психологии – определение и примеры
Воображение – явление, которое невозможно пощупать, однако оно помогает создавать новое и ранее невиданное. Агглютинация относится к результату человеческого воображения, которое рассматривается в психологии для познания личности человека. Примеры также можно наблюдать в гематологии, где под агглютинацией понимается свойство отдельных клеток крови объединяться, чего им в обычном состоянии не свойственно.
Интернет-журнал psytheater.com определяет человека как сложное существо, поскольку ему присущи мыслительные процессы. Интеллектуальные способности в различных своих проявлениях позволяют человеку быть интересным существом, способным создавать нечто новое и уникальное.
Вы когда-нибудь задумывались над такими простыми вопросами?
- Как было придумано колесо?
- По какому принципу создавались первые автомобили?
Все, что не является результатом создания самой природой, является следствием воображения человека. Это человек создал колесо, автомобиль, самолет, мотоцикл и прочие гаджеты, вещи, которыми на сегодняшний день пользуется. Но возникает вопрос, а с чего начиналось создание данных предметов. С воображения человека. И здесь проявляется процесс агглютинации, о котором поговорим в данной статье.
Содержание:
- 1 Что такое агглютинация?
- 2 Агглютинации в психологии
- 3 Причины агглютинации
- 4 Итог
Что такое агглютинация?
Агглютинация в прямом своем значении подразумевает сплавление отдельных элементов в единое целое.
Психология активно изучает агглютинацию, поскольку она подразумевает мыслительный процесс каждого индивида. Агглютинация присуща всем людям. Чаще всего ее наблюдают у людей с различными психическими расстройствами, в частности, у шизофреников. Однако следует понимать, что агглютинация не означает больное воображение. Благодаря совмещению отдельных элементов из разных областей получается нечто новое. Так и были созданы все те предметы, которыми на сегодняшний день пользуется человек.
Психология обращается к агглютинации как к способу познания внутреннего мира отдельного человека. Его воображение направлено в конкретное русло. Если психолог обладает большим опытом работы с нереальным миром людей, тогда он может понять натуру каждого клиента.
Агглютинация – это комбинирование отдельных объектов, которые существуют в реальности, в единое целое, создавая нечто новое, чего пока еще не существует в реальном мире.
Можно назвать своеобразной агглютинацией набор личностных черт в одном человеке, которые обычно не привычны в своем комплекте. Это может происходить под влиянием самой личности, которая занимается самосовершенствованием или изменением себя. Внешние обстоятельства могут создать личность, которая будет похожа на других индивидов, которые тоже сталкивались с подобными ситуациями. Однако у каждой личности есть выбор, как реагировать, каким быть, какие качества проявлять. Именно в такой ситуации человек становится уникальным. В нем обнаруживается такой набор качеств, который можно считать несовместимым, однако эти черты идеально вписываются в образ одного человека.
Психология воспринимает воображение как диалог человека с самим собой. Внутри человека живет много личностей:
- Дочка/сын, муж/жена, работник, друг/подруга и т. д.
- Идеальное «Я», желаемое «Я» и реальное «Я».
- Убеждения, мировоззрение, мысли, общественное мнение, правила и законы.
Все в человеке должно сочетаться настолько, чтобы оно могло помогать ему существовать в мире людей. Однако нередко человек сталкивается с противоречиями отдельных частей своего внутреннего «Я» или несовпадения внешнего с внутренним. Тогда возникает диалог. Человек с собой договаривается, рассуждает, обдумывает с разных сторон, фантазирует, представляет и т. д. В результате мыслительного процесса, в котором может участвовать опыт, знания, воображение, нереальные представления, появляется нечто новое. Либо человек пользуется тем, что уже известно и реально, то есть прибегает к имеющемуся опыту, либо начинает комбинировать отдельные части уже известного и реального, чтобы создать нечто новое.
Таким образом происходит поиск решения проблемы, когда уже предложенные варианты человека не устраивают. К примеру, предполагается, что человек будет выбирать между «или»-«или», а индивид решает все совместить – сделать «и»-«и».
Агглютинация считается сложным явлением для изучения в психологии, поскольку не имеет явных внешних проявлений. Можно услышать или увидеть только результат. Но сам процесс не виден.
Агглютинация используется также в медицине и лингвистике.
- В лингвистике под агглютинацией понимается слияние слов с изменением их морфологической структуры, но сохранением смысла. Таким образом создается новое слово.
- В медицине понимается под агглютинацией объединение клеток в новую клетку.
Агглютинации в психологии
В психологии агглютинация воспринимается как автоматическое свойство воображения создавать новые образы из имеющегося опыта. Для агглютинации нужны знания и опыт. Человек все это нарабатывает и получает в процессе своей жизни. Только агглютинация не считается сознательным процессом, при котором человек специально обращается к своему опыту, а скорее бессознательным процессом, когда уже имеющиеся знания используются для комбинации между собой и создания нового объекта.
Агглютинация – это творческое воображение, когда из реальных объектов создается нечто новое и уникальное, что-то, чего не было ранее. «Новый» объект, скорее всего, в реальном мире существовать не может, если только человек уже на сознательном уровне не сделает его реальным, соответствующим всем законам Вселенной. При этом «новым» объект кажется лишь тому, в чьем воображении он появился. А вот другие люди начинают к нему относиться как к объекту, который просто состоит из двух различных предметов, которые уже известны всем.
Воображение зависит от богатства опыта, которым обладает человек. Чем больше индивид знает, видел, с разнообразным сталкивался, тем богаче его фантазия, которая способна выдавать различные идеи. Конечно, процессом агглютинации человек может заниматься сознательно, то есть целенаправленно о чем-то думать и придумывать новое. Однако это требует времени и усилий. Обычно агглютинация происходит спонтанно, неосознанно. Нередко ее можно наблюдать во сне.
Именно в мире сновидений человек сталкивается с явлениями, которые просто невозможны в реальном мире:
- Человек может летать во сне без каких-либо приспособлений.
- Дома во сне могут быть низкими, а количество этажей внутри домов достигать высотных зданий.
- Только во сне лифты могут ездить по диагонали.
- Также человеку могут сниться существа, которые напоминают реальных, однако совмещают в себе сразу несколько разновидностей животных и птиц.
Все окружающие предметы реальности не могут быть неизменными. Благодаря воображению человека каждый предмет может быть изменным, преобразовываться, обретать новые признаки. Конечно, воображение должно учитывать некоторые правила и законы существования реального мира, чтобы из имеющегося предмета сделать новую вещь, которую можно будет воплотить в реальности. Однако иногда это становится невозможным, поэтому человек просто оставляет некий образ внутри своего ума и периодически к нему возвращается с сожалением о том, что не может его воплотить.
Примером агглютинации может стать создание новых сказочных героев, новой идеи, которая никогда не реализовывалась людьми, сочинение нового понятия, которое имеет реальные проявления в мире. Если обратиться к агглютинации, которая проявляется у больных людей, тогда она носит фантастический или сказочный характер. При этом человек не может отличить, где реальность, а где вымысел. Человек не может даже понять, где начинается мир, а где – он сам.
Причины агглютинации
Агглютинация не носит случайного характера, однако причинами ее появления являются мотивы и идеи, которые возникают из подсознания. В процессе агглютинации участвует опыт человека, который должен быть широким и богатым, чтобы позволить использовать множество различных компонентов для построения чего-то нового.
Сам процесс делят на две группы:
- Компоненты не подвергаются критике и аналитическому процессу. Человек просто их использует, какими бы они ни были.
- Компоненты, влияющие на мыслительное обобщение, что позволяет построить целый образ.
Сознание человека не относится к миру как к неизменному. Любой элемент, который есть в реальности, можно подвергнуть обработке, использовать в других назначениях, не только в тех, которые предлагаются. В связи с этим человек начинает использовать окружающие предметы в создании чего-то нового, что позволит улучшить свою жизнь.
Воображение является творческим процессом, у которого есть определенные мотивы и желания. Человек обращается лишь к тому, что ему известно, для создания чего-то нового. Здесь используется прием комбинирования, когда различные объекты объединяются, отмечаются отдельные их части, остаются лишь важные и значимые составляющие. По такому принципу создаются новые виды животных и растений, когда селектируются виды, которые в реальных условиях никогда не будут объединяться. Путем научного и искусственного выведения получается нечто новое, что должно дополнить разновидность, придать жизни и миру больше красок.
Итог
Воображение, или фантазия, — мыслительный процесс, который происходит как под руководством человека, так и без его участия. Воображение – это творческий процесс, который предполагает создание того, чего еще мир не видел или не знаком. Обычно новые идеи и образы не вводятся в реальную жизнь, поскольку они не согласованы с природными законами. Однако если человек способен свою идею реализовать, приспособив к реальным условиям, тогда новая мысль становится новшеством.
Все это позволяет человеку экспериментировать, делать мир разнообразным. Все это позволяет человеку почувствовать себя Богом. Однако не все так однозначно, ведь иногда агглютинация является следствием психического нарушения в процессах мышления или восприятия окружающего мира. В таком случае речь уже идет о лечении человека, чтобы избавить его от галлюцинаций, которые он считает реальными и значимыми в своей жизни. Здесь без помощи специалиста не обойтись.
Статьи из этой же рубрики:
Вам будет интересно:
- Аггравация
- Релаксация
Рубрика: Психика / Профессор Павлов
17. 04.2018
Adblockdetector
Воображаемое мышление — IResearchNet
Воображаемое мышление возникает, когда содержание наших мыслей выходит за границы здесь и сейчас, например, когда мы размышляем о прошлом или представляем себе будущее. Иногда содержание воображаемого мышления является точным или реалистичным, но часто наши мысли выходят за рамки того, что истинно или вероятно, когда мы размышляем о вымышленных мирах и нереальных возможностях. Хотя прототипы воображаемого мышления могут включать в себя воображаемый разговор ребенка с невидимым другом или сочинение взрослым вымышленного повествования, воображаемое мышление также задействовано в мирских повседневных делах (например, в планировании выходных). Таким образом, образное мышление или воображение не следует отождествлять с особым творчеством или «воображением». Воображение является важным компонентом творчества, но такие теоретики, как Пол Харрис, понимали его в более широком смысле как базовую способность человеческого мышления, связанную с памятью, решением проблем, рассуждениями о контрфактах и другими фундаментальными аспектами познания.
Воображаемое мышление начинается рано. На самом деле, некоторые из наиболее убедительных примеров можно найти в ролевой игре — широко распространенной деятельности у человеческих детей, которая почти полностью отсутствует у других видов. Дети начинают притворяться на втором году жизни, примерно в то же время, когда они начинают говорить. Первые действия притворства просты; малыш подносит к губам пустую чашку, издает звуки, которые пьет, и улыбается воспитателю. К тому времени, когда детям исполняется 5 или 6 лет, они способны участвовать в сложных социальных играх, притворяясь, вступая и выходя из своих ролей, чтобы давать указания другим игрокам и справляться с перерывами в повседневной жизни. Они также используют свое развивающееся воображение, чтобы развлечь себя, когда они одни. Например, дети дошкольного возраста часто изобретают воображаемых компаньонов, которые служат одновременно другом, доверенным лицом и козлом отпущения.
В прошлом детские ролевые игры не всегда воспринимались в положительном свете. В частности, Пиаже описал раннее притворство как свидетельство незрелого мышления, не приспособленного к реальности, деятельности, которая перерастает с когнитивными достижениями среднего детства. Совсем недавно такие теоретики, как Дороти и Джером Сингер, Инге Бретертон и Пол Харрис, предложили более позитивную точку зрения, связывающую воображаемую игру с детским пониманием реальности, эмоциональным мастерством и взрослым воображением. В притворной игре дети исследуют эмоции в играх, которые находятся под их контролем. Они учатся понимать мир, рассматривая альтернативы реальности. Согласно Харрису, способность рассматривать то, что migh t имеет решающее значение для причинно-следственных и моральных рассуждений.
Результаты корреляционного исследования согласуются с этим положительным взглядом на притворство. Дети, которые участвуют в сложных и частых притворствах, как правило, получают более высокие баллы в тестах на языковые способности, самоконтроль, дивергентное мышление, восприятие перспективы и ряд других показателей социального и эмоционального развития. Когда дети демонстрируют значительный дефицит притворства, есть повод для беспокойства. Например, дефицит притворной игры является одним из основных симптомов, связанных с аутизмом. Дети с аутизмом могут быть очарованы кубиками или другими игрушками и часами выстраивать их в ряд, но они не используют их в качестве реквизита в придуманных играх, как это часто бывает у нормально развивающихся детей.
Дети продолжают притворяться и после дошкольного возраста, хотя эти действия, как правило, носят более частный характер (например, подросток, который пишет воображаемому товарищу в своем дневнике или часами играет в ролевые игры в Интернете). В более широком смысле воображаемое мышление продолжается с возрастающей способностью концептуализировать нереальные, вымышленные и метафизические возможности. Это уникальная человеческая способность, которая развивается рано и играет решающую роль в повседневном мышлении на протяжении всей жизни.
Ссылки:
- Харрис, П. (2000). Работа воображения . Оксфорд, Великобритания: Блэквелл.
- Розенгрен С., Джонсон С. Н. и Харрис П. Л. (ред.). (2001). Воображение невозможного: магическое, научное и религиозное мышление у детей . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Сингер, Д.Г., и Сингер, Дж.Л. (1990). Дом понарошку: Детские игры и развивающее воображение . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет
- Тейлор, М. (1999). Воображаемые спутники и дети, которые их создают . Нью-Йорк: Оксфордский университет .
Воображение против проекции – Книжная архитектура
Вселенная и ваше письмо действуют посредством проекций. Извините, если я первый человек, который сказал вам это. На моих занятиях всегда возникает неловкий момент, когда мы освещаем этот материал. Я не психолог, но кажется совершенно очевидным, что если тематические тесты на апперцепцию, такие как тест Роршаха, могут продемонстрировать, что все, что мы воспринимаем, происходит изнутри нас самих, то не так уж далеко до вывода, что все, что мы создаем, также происходит из внутри нас самих.
Моя жена психолог и разделяет следующее определение проекции :
Проекция: Защитный механизм, в котором невыносимые чувства, импульсы, мысли и черты приписываются другим людям, чтобы отрицать, что они являются частью самого себя… характеризуется: экстернализацией, переворачиванием столов, неспособностью взять на себя ответственность за своих собственных демонов. (Оксфордский психологический словарь, 2003 г.).
Вы не поверите, сколько материала в вашей художественной литературе сформировано таким образом. Я не буду говорить все это. Мы слепо посылаем свое подсознание в мир, чтобы оно встречалось и вмешивалось в другие части нашего подсознания, сводило счеты и исполняло желания, все время не осознавая истоков и последствий того, что мы делаем. Мы не знаем своих мотивов, мы не задаем правильных вопросов, чтобы овладеть нашим материалом, и поэтому мы боремся с исправлением, потому что боимся, что чрезмерное осознание процесса каким-то образом разрушит чары (и, вероятно, надо работать над собой) Все выглядит довольно уныло.
В некотором смысле проекция — это все, что мы можем сделать.
Когнитивная психология указывает, что вы можете думать только о вещах, которые похожи на то, что вы уже видели или испытали. Например, единорог. Это лошадь… но у нее есть рог, как у нарвала. Понятно? Вот почему инопланетяне и боги всегда выглядят как люди, или почему мы можем найти лицо практически в любом произведении абстрактного искусства. Все начинается с проекции.
Как это прорывается в воображение?
Давайте рассмотрим два литературных примера проекции. Гюстав Флобер сказал об одной из своих главных героинь: «Госпожа Бовари, c’est moi». («Госпожа Бовари, это я» или «Я мадам Бовари».) Он имел в виду скуку Эммы Бовари, ее борьбу с обыденной семейной жизнью и существованием в пригороде — эти вещи отражали его экзистенциальную дилемму. Таким образом, достижение его романа «Госпожа Бовари» состоит в том, насколько автор и его главная героиня различны во всем остальном: они разного пола, разных классов, занимают разные должности, живут в разных частях страны, говорят на разных диалектах и общаются друг с другом. бодрствовать в разное время суток. Они одинаковы, но его проекция покрыла много земли.
Я не говорю, что это обязательно лучше, чем наличие главного героя, который имеет несколько общих с автором ключевых характеристик: может быть, они работают на одной работе, живут в том же типе жилья, занимают одно и то же место в семейной системе, имеют один и тот же билд, и даже имеют близко связанные друг с другом имена. Все это верно в «Превращении» Кафки, которое является не меньшим художественным произведением, чем «Госпожа Бовари». Правда, в «Метаморфозе» главный герой превратился в гигантского таракана — важное отличие, которым символизируется внутренний мир Кафки, благодаря которому этот мир оживает и драматизируется совершенно оригинальным образом.
Этот прорыв в мир воображения невозможен, если вы страдаете от проклятия обращенных воспоминаний. В Методе Книжной Архитектуры мы обращаемся к работе, которую мы создали на полпути к пересмотру; мы забрались на вершину горы в нашей работе над Сценой и Серией и готовы не только столкнуться с Темой, с которой, как мы думаем, мы работали, но и с Темой, которую мы действительно закодировали в работе.