Теория личности Эриксона
19.07.2012Из всех теорий глубинной психологии, появившихся во второй половине XX в., пожалуй, наибольшее признание и распространение получила теория личности Эриксона. Это связано с тем, что его мысли о цельности личности, ее тождественности (идентичности) самой себе и обществу, в котором она живет, стали весьма актуальны для большинства современных социумов, в которых одной из проблем является разобщенность и одиночество людей.
Будучи учеником и последователем А. Фрейд, дочери 3. Фрейда, он обучался и в дальнейшем развивал уже не столько идеи классического психоанализа, но Эго-психологии. В основе этой концепции, заложенной А. Фрейд и А. Кардинером, лежала мысль о том, что главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у Фрейда, но сознаваемая часть Эго, которая стремится в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуальности.
Не менее важно и то, что теория личности Эриксона связала воедино несколько тенденций в развитии психологии личности,
Теория личности Эриксона не только пересматривает позиции Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и в понимании роли среды, культуры и социального окружения ребенка, которые, с его точки зрения, оказывают огромное влияние на развитие. Он делает специальный акцент на отношениях ребенок — семья, а более конкретно на отношениях ребенок — мать. Он считал, что «врожденные влечения» человека являются отрывками стремлений, которые должны собираться, приобретать значение и организовываться в периоде затяжного детского возраста.
Главными для Эриксона становятся положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития и творчества личности в процессе ее жизни
Он выделил восемь основных стадий в развитии идентичности.
Подчеркивая важность формирования у человека активной, открытой и творческой позиции, Эриксон постоянно говорил о важности сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, писал о пагубности внутренних конфликтов. Ни один психолог до него не подвергал сомнению необходимость формирования самостоятельности или преодоления чувства неполноценности или вины. Эриксон, хотя и не считает эти качества положительными, тем не менее утверждает, что для детей с развитым чувством базового недоверия, зависимостью, гораздо важнее оставаться в русле уже заданного пути развития, чем менять его на противоположный, несвойственный им, так как он может нарушить цельность их личности, их идентичность. Поэтому для таких детей развитие инициативы, активности может оказаться губительным, в то время как неуверенность в своих силах поможет им найти адекватный для них способ жизни, выработать ролевую идентичность.
Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой живет человек, так как нарушение этой стабильности, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека. На основании материалов, полученных в своих исследованиях, Эриксон пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя три части:
- соматическую идентичность, так как организм стремится сохранить свою целостность при взаимодействии с внешним миром,
- личностную идентичность, которая интегрирует внешний и внутренний опыт человека, и
- социальную идентичность, которая заключается в совместном создании и поддержании людьми определенного порядка, стабильности.
Обостренно переживаемый кризис идентичности подталкивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем.
Теория личности Эриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов, нескольких точек зрения на личность, которые дают возможность увидеть процесс ее развития под разными углами.
Ключевые слова: Эриксон, ЛичностьИсточник: Григорович Л.А., Педагогика и психология
Материалы по теме |
---|
Эпигенетическая теория личности Эриксона Столяренко Л. |
Возраст личности в психологии Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999 |
Автономия личности Творогова Н.Д., Общая и социальная психология |
Кризисные состояния личности Еникеев М.И., Общая и социальная психология |
Креативность личности … |
Личность в группе |
Воображение и личность Штейнмец А.Э., Общая психология |
Хронотопы личности Шнейдер Л.Б., Пособие по психологическому консультированию |
Психосоциальная концепция развития личности (э.
Эриксон)Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.
Эти идеи Эриксона легли в основу 2-х важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой формируется эго-идентичность, которая создаёт у субъекта чувств устойчивости и непрерывного своего «я», несмотря на изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
Эриксон выдвинул 3 важных и новых положения. 1) он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
Разрабoтанная американским психологом Эриком Эриксоном психосоциальная концепция развития личности показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. В каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей, он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать ил не оправдать, и развитие его личности может пойти по негативному или позитивному направлению.
Первая стадия — младенчество (от рождения до одного года). Без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания и заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания; у ребенка появляется агрессивность, а в будущем — различные проблемы, связанные со взаимоотношениями с другими людьми. Таким образом, эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей, главной деятельностью на данном возрастном этапе, влияющей на развитие его человеческой психики и обусловливающей положительный или негативный исход, результат развития на это этапе. Позитивным результатом можно считать формирование у младенца доверия к миру, людям, оптимизм, негативным результатом — формирование недоверия к миру, людям, пессимизм, даже агрессивность.
Вторая стадия — раннее детство (от года до трех лет) связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокры штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка на самого себя, он чувствует возможность наказания; формируется чувство стыда. В конце стадии должно наступить равновесие автономии и стыда. Это соотношение стане благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желания ребенка, не будут бить его за провинности.
Третья стадия — детство (по терминологии Эриксона — возраст игры; 3 — 6 лет). На данной стадии ребенок уже убежден, что он личность; он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром. У ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре, следовательно, игра является ведущей деятельностью на данном возрастном этапе. Игра очень важна для развития ребенка: она формирует инициативу, творчество; посредством игры ребенок осваивает отношения между людьми, развивает свои психические возможности — волю, память, мышление и пр. Если же родители не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно сказывается на его развитии, способствует закреплению пассивости, неуверенности, чувства вины.
Четвёртая стадия — младший школьный возраст (6 — 11 лет). Ребёнок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности, к культуре общества. Ведущей деятельностью на данной возрастной стадии является учеба. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, спокоен, уверен в себе. Напротив, неудачи в школе приводят к появлению, а порой и закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учёбе. В этом случае ребенок как бы снова возвращается в семью; она становится для него убежищем, если родители относятся к нему с пониманием, стараются помочь преодолеть трудности в учебе. Если же родители лишь ругают и наказывают ребёнка за плохие оценки, чувство неполноценности у него закрепляется порой на всю его жизнь.
Пятая стадия — подростковый и юношеский возраст (от 11 до 20 лет) На данной стадии формируется центральная форма эго-идентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. Ведущей деятельностью, сильнее всего влияющей на развитие личности подростка, является его общение со сверстниками.
На данной стадии обостряются все критические моменты прошедших периодов. Если на ранних стадиях у ребенка сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создаёт целостную форму эго-идентичности, находит своё «Я», признание себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности. Подросток не может найти свое «Я» , не осознает своих целей и желаний; происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям. Возникает смутное, но устойчивое чувство тревоги, одиночества, опустошенности, постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает. Появляются страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать, на лиц противоположного пола, рождаются враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «непризнания себя» со стороны окружающих.
Шестая стадия — молодость (от 20 до 25 — 30 лет). Для человека приобретают актуальность поиск спутника жизни тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается; закрепляются изоляция, одиночество. Стадия молодости соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность; соответствует период становления, самоутверждения человека в любви, сексе, карьере, семье, обществе.
Седьмая, центральная стадия — взрослость, зрелость (от 30 до 60 лет). Развитие идентичности продолжается всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы семьи, детей), то человек опустошается; намечаются застой косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития (если всегда были отрицательные выборы на этапах развития).
В зрелые годы выделяются два кризисных периода.
Кризис ЗЗ — 35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и т. п.
Затем наступает недолгий период стабилизации — от 35 до 40 — 43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг. О уверен в своем профессиональном мастерстве, своем авторитете; имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка. Нормализуются здоровье, положение в семье, сексе.
Кризис 45 — 55 лет наступает вслед за периодом стабильности. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми. Приходит опасение, что уже ничего лучшего в жизни, в карьере, в любви не получишь. В результате возникают чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках доказать свою молодость через любовные интриги или взлет карьеры.
Завершающий период зрелости длится с 55 до 60 — 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни.
Восьмая стадия (после 60 — 65 лет). После 60 лет происходит создание завершенной формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознаёт своё «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.
Если человек принимает себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если принятия себя и жизни не произошло, то человек чувствует разочарование, отчаяние, теряет вкус к жизни, поскольку ничего исправить в своей жизни уже невозможно.
Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:
1. Социум для ребенка не антагонистичен.
2. Личность развивается от рождения до смерти.
3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.
4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех
5. В развитии человека восемь стадий.
6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и
нет.
7. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.
8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть.
Подробнее.
Социум для ребенка не антагонистичен
В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные,
антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и
утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями
сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности.
Личность развивается от рождения до смерти
Это еще один отход от классического психоанализа, где развитие личности описывалось
только как развитие детской сексуальности. Впрочем, развитие личности для Эрика
Эриксона — пассивный личностный рост, где главным является не достижение тех или
иных вершин, а «согласие с самим собой».
Личность развивается через последовательные этапы жизни
Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и
следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии.
Как парадигма развития, это — лестница. Единственный ли это возможный взгляд на
развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться
и по типу сот, и по типу короны.
Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех
Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез — наличие целостного
врожденного плана, определяющего основные стадии развития.
В развитии человека восемь стадий
По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий
развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение
которого приводит к переходу на новый этап:1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и
неадекватностью;
4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт
между творчеством и комплексом неполноценности;
5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и
одиночеством;
7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и
застоя;
8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»).
Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель,
уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Подробнее см.→
Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет
Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел
человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной
обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно
пройти очередной этап своего жизненного пути.
Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и
развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что
происходит в стихийном развитии личности, включая элемены личностной деградации. И
если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с
пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось —
либо не случалось. Либо повезло, либо нет — и тогда, уважаемые жертвы, вам направление
к психотерапевту. Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни
более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу
становиться личным кочуем.
Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом
Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов — как
минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются
альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может
оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и
расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное
разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или
сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования,
препятствующего формированию эго-идентичности.
Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом?
Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств
достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора
использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые
проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно,
клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этомосновании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство
нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более
того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими
необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий.
В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть
Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека — быть в согласии с самим собой, но
одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся
личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения,
которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же
самый».
Теория развития личности Эрика Эриксона среди
других подходов
Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих
или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и
отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика
Эриксона – пособие для скорее для психотерапевтической деятельности, а не
специалистов по развитию личности
Эпигенетическая теория развития
личности Э.Эриксона
Автор — Марина Смирнова
Введение
Развитие личности – тема, интересующая и психолога как исследователя человеческой
жизни, и самого человека, как пользователя психологических знаний. Как, чем
определяется превращение младенца в подростка, подростка — во взрослого человека? А
после взросления — что? Есть ли дальнейшие этапы, есть ли вершины развития личности?
Один из вариантов ответа на эти вопросы дает эпигенетическая теория развития личности
Эрика Эриксона – немца, родившегося в Франкфурте-на-Майне и основную часть своей
жизни проработавшего в Бостоне и Гарварде.
Эрик Эриксон всегда считал себя психоаналитиком. Тем более интересно, как он был
вынужден – и сумел – модернизировать психоанализ под требования современных ему
тем психотерапевтической работы.
Психотерапевты знают, что запросы клиентов имеют свои колебания, похожие на смены
увлеченности той или иной модой или музыкальным направлением. В 50-е годы
актуальной была тема потери смысла жизни, в последние несколько десятилетий типовойявляется тема «Не знаю, что мы хочется». В то время, как работал и творил Эрик Эриксон
(это тридцатые-пятидесятые годы ХХ века), в десятилетия труднейших в первую очередь
социальных выборов, одним из важных запросов был запрос на «Кто я? Туда ли
направлена моя жизнь, не сбился ли я с пути?» Эта тема, которую Э.Эриксон назвал темой
эго-идентичности, стала центральным пунктом его творчества.
Но как?
Тема эго-идентичности и психоанализ
В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные,
антагонистические друг другу начала. Фрейд представляет отношения «ребенок —
общество» как антагонистические, враждебные, история которых — трагическое
противостояние личности и общества, борьба двух миров — мира детства и мира
взрослых. Супер-Эго – это представитель требований социума, а собственно Я ребенка –
это изначально асоциальные влечения: биологические потребности выживания,
сексуальные влечения и влечение к смерти. Как же тогда ему, психоаналитику, отвечать
на вопрос клиента, которые спрашивает «Кто я?», имея в виду то, что в нем есть помимо
внедренного в него социума? «Твое истинное я – это либидо и влечение к смерти? Твой
настоящий путь – лишь вечный конфликт с социумом, и только?»
Такой ответ, видимо, не устраивал ни клиентов Эриксона, ни его самого. В этой ситуации
Э. Эриксон решился рассматривать отношения личности и общества как отношения
сотрудничества, обеспечивающие гармоничное развитие личности. Он стал различать
ритуалы и ритуализмы. Ритуализмы – это антагонистические для личности интервенции в
личность, а ритуалы – дружественные влияния общества. Ритуальные действия имеют
общее значение, понятное и разделяемое всеми участниками. Например, выпускной вечер,
когда вручение аттестата зрелости «присваивает» юноше или девушке новые права и
обязанности взрослого. Такие ритуалы дают личности чувство безопасности, статус и
открывают человеку новые возможности.
Более того, если Фрейд решающую роль отводил детской сексуальности, то Эриксон
поставил сексуальность в один ряд с другими влечениями и интересами ребенка.
Основные положения теории Эрика Эриксона
Суммируя 15 лет практической и теоретической работы, Эрик Эриксон выдвинул три
новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучение человеческого «Я»:
1. Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной,
анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность
влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и
психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает
основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
2. Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается
на весь жизненный цикл.
3. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные
принимать положительные и отрицательные значения.
Основные стадии развития личности по Эрику Эриксону
1. Доверие и недовериеПервая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психо-
анализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон,
развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого
служит доверие, а отрицательным — недоверие.
Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и
к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец,
который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который
никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым
играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа
отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает
любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность
по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в
другие стадии его развития.
Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не
решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей
стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу
с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь
учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он мо-
жет преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в
младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на
последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье
создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.
Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.
Стадии психосоциального развития Эрика Эриксона – Forbes Health
Стадия 1: Доверие или недоверие | Если потребности младенцев удовлетворены, у них разовьется чувство доверия к миру. | Если их не встретить, они почувствуют недоверие. |
Стадия 2: Автономия против стыда и сомнения | Если потребности удовлетворены, у них разовьется чувство независимости. | Если потребности не удовлетворены, ребенок не будет чувствовать, что может делать что-то самостоятельно. |
Стадия 3: Инициатива или чувство вины | Если потребности удовлетворены, ребенок почувствует, что мир заслуживает доверия, и будет исследовать свои собственные способности. | Если потребности не удовлетворены, ребенок не будет чувствовать, что мир — безопасное место, и не будет пытаться выполнять задания или решать проблемы самостоятельно. |
Стадия 4: Трудолюбие против неполноценности | Если потребности удовлетворены, ребенок почувствует удовлетворение. | Если потребности не удовлетворяются, ребенку будет трудно развить уверенность в себе, и он будет чувствовать, что он не такой адекватный, как другие дети. |
Стадия 5: Идентичность или замешательство | Если потребности удовлетворены, у подростка разовьется сильное чувство собственного достоинства. | Если потребности не удовлетворены, подросток будет бороться за формирование личности. |
Стадия 6: Близость или изоляция | Если потребности будут удовлетворены, молодой взрослый сформирует прочные связи с другими. | Если потребности не удовлетворяются, молодой человек становится одиноким и изолированным. |
Стадия 7: Созидание против застоя | Если потребности удовлетворены, взрослый будет чувствовать себя компетентным и что он вносит значимый вклад в мир. | Если потребности не удовлетворяются, взрослый застрянет в состоянии застоя. |
Стадия 8: Целостность против отчаяния | Если потребности удовлетворены, зрелый взрослый человек чувствует себя довольным тем, как прошла его жизнь. | Если потребности не удовлетворены, зрелый взрослый человек почувствует, что жизнь пошла не так, как должно, и почувствует сожаление. |
По мере того, как мы растем и сталкиваемся с новыми проблемами и обстоятельствами от младенчества до взрослой жизни, наша личность проходит восемь определенных этапов, согласно теории доктора Эриксона. На эти этапы человеческого развития влияют биологические, психологические и социальные факторы на протяжении всей нашей жизни. Теория гласит, что на каждом этапе есть кризис, с которым мы сталкиваемся, который, в свою очередь, влияет на нашу личность.
«Работы Эриксона сыграли фундаментальную роль в формировании более широкой области психологии развития, — говорит Онни Роджерс, доктор философии, доцент кафедры психологии Северо-Западного университета в Чикаго. Доктор Эриксон, которая училась у австрийского невролога Зигмунда Фрейда, «опиралась на всеобъемлющую идею Фрейда, но считала, что не внутреннее биологическое сексуальное влечение определяет этапы развития, а на самом деле это напряженность и кризисы в обществе», — объясняет она.
Вот восемь стадий развития Эриксона, согласно книге Стадии психосоциального развития Эриксона [1] Стадии психосоциального развития Эриксона. StatPearls. Проверено 12.04.22. .
Стадия 1: Доверие против недоверия
Первая стадия Эриксоновской теории психосоциального развития начинается в младенчестве. «Младенцы нуждаются в защите и поддержке взрослых, иначе они не выживут», — говорит Фрэнк Уоррелл, доктор философии, президент Американской психологической ассоциации и директор психологической программы Калифорнийского университета в Беркли. «Стадия доверия и недоверия связана с тем, что младенец чувствует, что его потребности будут удовлетворены», — объясняет он.
Например, если младенец голоден, будет ли он накормлен? Если их подгузник испачкан, кто-нибудь изменит его? Если им грустно, будут ли они утешены? По словам Уоррелла, это закладывает в сознании младенца семя того, заслуживает ли мир доверия.
Стадия 2: Автономия против стыда и сомнения
Вторая стадия, согласно теории, происходит в раннем детстве, когда ребенок начинает брать на себя ответственность. «Это возраст, когда дети видят, могут ли они что-то делать сами», — говорит Уоррелл.
Здесь обычно начинаются такие задачи обучения, как приучение к горшку и другие навыки, которые прививают личную ответственность. Предоставление детям возможности делать выбор и получать контроль может помочь им развить чувство автономии и уверенности, в то время как стыд за свои ошибки может привести к неуверенности в себе.
Найдите время для себя в терапии
Больше не нужно ждать дни, недели или даже месяцы, чтобы найти терапевта. Зарегистрируйтесь в BetterHelp, и вы сможете подобраться к терапевту в течение 48 часов.
Начните со скидкой 20 %
Стадия 3: Инициатива или чувство вины
Дети вступают в третью стадию, когда поступают в дошкольные учреждения. «Это первый раз, когда ребенок покидает структуру своего дома», — говорит Уоррелл. «Они могут общаться и исследовать», взаимодействуя со своими сверстниками. Убеждение, стоящее за этой стадией, заключается в том, что успешные дети могут подружиться с другими, в то время как у тех, кто терпит неудачу, может развиться отсутствие инициативы и чувство вины.
Результаты предыдущего этапа также имеют значение. Ребенок, у которого развилось чувство самостоятельности, может чувствовать себя уверенно, заводя друзей и пробуя что-то новое в дошкольном учреждении. Если они попытаются выполнить задание и потерпят неудачу, они попытаются снова. Но ребенок, который вступает в эту стадию со стыдом и сомнениями, может испытывать трудности с тем, чтобы делать что-то самостоятельно. Они могут бесцельно бродить по классу или избегать игр с другими.
Старайтесь поддерживать исследования и побуждайте детей самостоятельно выполнять задания, например завязывать шнурки, на этом этапе, — говорит Уоррелл.
Стадия 4: Трудолюбие против неполноценности
На этой стадии в теории психосоциального развития Эриксона дети находятся в возрасте начальной школы. «Индустрия — это идея приобретения навыков и компетенций, которые ценятся в вашей культуре», — объясняет Роджерс. Например, если вы учитесь в первом классе, навыки могут быть связаны с тем, умеете ли вы считать или читать. «Если вы не можете делать то, что от вас ожидают, или чувствуете, что не оправдываете эти ожидания, это приводит к чувству неполноценности», — говорит она.
С другой стороны, если ребенок проявляет сильное чувство инициативы и поощряется взрослыми и сверстниками, он будет чувствовать себя более уверенно в социальных ситуациях. Это также этап, на котором дети начинают сравнивать себя с другими, объясняет Роджерс. «Они думают о том, кто самый быстрый или самый умный. Они начинают осознавать, хуже ли они других». По этой причине важно, чтобы дети чувствовали себя состоявшимися и успешными. (Так что да, у этих ленточек за участие есть причина.)
На этом этапе дети также часто начинают замечать сообщения, которые им подают через средства массовой информации, включая книги, телевидение и фильмы, говорят оба эксперта. «Они замечают, кого прославляют и кого ценят», — объясняет Роджерс. Вот почему для них важно иметь доступ к СМИ, отражающим успешных людей, которые похожи на них и ценятся в мире.
Стадия 5: Идентичность против замешательства
Кризис идентичности против замешательства происходит в подростковом возрасте. Этот этап включает в себя расовое происхождение, сексуальные предпочтения и то, что они могут захотеть делать в будущем, говорит Уоррелл. «Особенно, если кто-то из меньшинств, живущих в США, их самоощущение будет связано с сообщениями, которые дает им общество», — говорит он.
Эксперты говорят, что подростку с сильным чувством идентичности будет легче ответить на этот вопрос. Но подросток, находящийся на стороне кризиса, будет бороться с пониманием того, какое место он занимает в мире, в группах друзей и, возможно, в своей карьере.
Стадия 6: Близость или изоляция
Шестая стадия происходит в юношеском возрасте и основана на идее о том, что лучшее чувство идентичности облегчает понимание того, что они ищут в других отношениях. «Этот этап связан не только с романтическими отношениями, но и с формированием прочных связей с другими», — говорит Уоррелл.
Успех на этом этапе приводит к сильным навыкам построения отношений, в то время как эксперты предполагают, что люди без сильного чувства собственного достоинства могут чувствовать замешательство по поводу своей идентичности, им будет трудно установить прочные связи с другими, и они с большей вероятностью будут одинокими и изолированными. .
Откройте для себя свою личность за считанные минуты
Тест Personality Explorer Test предоставляет вам подробную и уникальную информацию, которая поможет вам планировать свою жизнь и работать более успешно.
Начать тест
Стадия 7: Гениальность против стагнации
Седьмая стадия происходит во взрослом возрасте. Этот этап связан с ощущением компетентности и внесения вклада в мир. По словам Роджерса, для некоторых чувство продуктивности связано с рождением детей. Для других это может быть наставничество, волонтерство или пожертвование. «Вы берете свой жизненный опыт и теперь платите за него вперед», — объясняет она.
Поскольку взрослым необходимо создавать или взращивать что-то, чтобы пережить их, согласно теории доктора Эриксона, те, кто все еще поглощен выяснением того, кто они, могут не искать этих возможностей, чтобы отдать, и стать застойными.
Стадия 8: Целостность против отчаяния
Заключительный этап Эриксоновской теории стадий психосоциального развития честности против отчаяния происходит в пожилом возрасте. Это момент, когда люди оглядываются на свою жизнь и решают, довольны ли они тем, что они внесли в мир, или сожалеют о вещах, которые они оставили недосказанными или сделанными.
С точки зрения честности вы чувствуете себя довольным, говорит Роджерс. Жизнь, возможно, не всегда шла по плану, но вы видели, как кусочки складывались воедино и создавали нечто особенное. Но со стороны отчаяния «это ощущение, что жизнь не сложилась», — добавляет Роджерс, отмечая, что это чувство часто связано с чувством гнева и горечи.
Уоррелл добавляет, что на данном этапе важны не сами достижения как таковые. «[Профессор] может испытывать чувство честности, потому что он десятилетиями обучал студентов или устраивал им собеседования при приеме на работу. Водитель такси также может испытывать чувство целостности. Каждый человек помог людям добраться туда, куда они хотят, просто по-разному. Чувство честности не зависит от образования или работы; это зависит от того, насколько они чувствуют себя связанными и вносят ли они вклад в мир».
1.9: Эриксон — Социальные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 129784
Как обсуждалось в этом чтении, культура является основным компонентом социализации и, таким образом, формирования идентичности. По Эриксону, социальная идентичность развивается через опыт социализации. Конечной целью формирования идентичности является достижение, дающее человеку целостную и целостную личность. Эриксон отмечает, что это происходит через индивидуализацию идентичности, когда дети начинают видеть себя отдельными личностями от группы. В США эту идею может быть сложно применить к детям, выросшим в культурах, которые опираются на коллективистские и взаимозависимые рамки, а не на индивидуализм и независимую ориентацию (Markus & Kitayama, 19).91; Триандис, 1995). В большинстве культур по всему миру дети думают о себе как о части группы, а не как о личности. Концепция самостоятельного мышления ребенка не поощряется и может сделать достижение идентичности, как подчеркивает Эриксон, не распространяемым на все культуры.
Кроме того, на развивающееся чувство собственного достоинства у детей влияет то, как их видят другие – родители, опекуны, учителя, друзья. Для многих детей предвзятость в отношении расы и этнической принадлежности напрямую влияет на чувство психологического благополучия (Kaiser & Wilkins, 2010). Как отмечалось выше, членство в группе или нахождение в стороне от коллектива — это опыт многих людей. Когда групповой опыт и ожидания не принимаются во внимание, его часто можно представить как негативную идентичность в рамках конструкции Эриксона.
Ссылки
Эриксон, Э. (1959). Личность и жизненный цикл . Издательство международных университетов.
Эриксон, Э. (1968). Личность: Молодость и кризис . В.В. Нортон и компания.
Кайзер Ч.Р., Уилкинс К.Л. (2010). Групповая идентификация и предрассудки: теоретические и эмпирические достижения и последствия. Журнал социальных вопросов. 66(3):461–476
Lumen Learning. (н.д.). 8 стадий психосоциального развития Эриксона.
Марсия, Дж. Э. (1980). Идентичность в подростковом возрасте. В J. Adelson, (Ed.), Справочник по подростковой психологии (стр. 159-187). Джон Уайли и сыновья.
Маркус, Х. Р., и Китаяма, С. (1991). Культура и я: значение для познания, эмоций и мотивации. Психологический обзор, 98 (2), 224–253.
Пэрис, Дж., Рикардо, А., Раймонд, Д. (2019). Рост и развитие ребенка. Колледж Каньонов.
Триандис, ХК (1995). Индивидуализм и коллективизм.