Социальные конфликты и способы их разрешения
В статье рассматриваются особенности протекания конфликта. Исход конфликтной ситуации во многом будет зависит не только и не столько от причин, факторов и моделей протекания конфликта, степени его развития, сколько от отношения самих участников к конфликтной ситуации.
Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, социальными институтами, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, столкновением различных интересов.
Мир устроен таким образом, что практически во всех сферах человеческой деятельности возникают конфликты, которые чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, и их ассоциируют с агрессией, угрозой, враждебностью. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон: личности, группы или организации – вступает в противоречие с интересами другой стороны. Управление конфликтом – одна из важнейших функций руководителя (в среднем они тратят около 20% своего рабочего времени). Для управления ими необходимо знать типы конфликтов, причины возникновения, особенности протекания, а также последствия, к которым они могут привести [1; 2; 3].
Социальные конфликты в жизни общества неизбежны, поскольку социальное развитие осуществляется в условиях противоборства различных интересов, установок, стремлений. Однако в развитом обществе существуют механизмы предотвращения и мирного урегулирования конфликтов в рамках нормированных отношений.
Индивиды и социальные группы, участвующие в конфликте, называются субъектами конфликта. Вопрос, требующий разрешения, или благо, из-за которого происходит столкновение, называется предметом конфликта. Причина конфликта – объективные социальные обстоятельства, предопределяющие его возникновение. Поводом для конфликта служит конкретное происшествие или социальное действие, которое провоцирует переход к открытому противостоянию.
Отличие конфликта от мирного противостояния, конкуренции и соперничества за обладание определенными благами заключается в остроте столкновения, которое может принимать форму открытой агрессии и насильственных действий [4].
В основе любого социального конфликта лежит острое противоречие.
Противоречие – это принципиальная несовместимость важных интересов и устремлений (политических, экономических, этнических, культурных) индивидов и социальных групп. Неудовлетворенность текущей ситуацией и готовность ее изменить выражается в росте социального напряжения. Конфликт возникает тогда, когда одна из сторон начинает, открыто осуществлять свои устремления в ущерб другой, что вызывает ответную агрессивную реакцию.
Противоречие не всегда переходит в стадию открытого столкновения, оно может быть разрешено мирным путем либо сохраняться в обществе в качестве неявного противостояния идей, интересов, тенденций [10].
На основе различных критериев выделяют виды конфликтов:
- по длительности: краткосрочные и затяжные конфликты;
- по охвату участников: глобальные, межнациональные, национальные, локальные конфликты;
- по сферам общественной жизни: экономические, политические, трудовые, социокультурные, национально-этнические, семейно-бытовые, идеологические, духовно-нравственные, юридически-правовые конфликты;
- по сфере противоречий: межличностные, внутригрупповые, межгрупповые конфликты, а также конфликты группы с внешней средой;
- по характеру развития: преднамеренные, спонтанные;
- по используемым средствам: насильственные (военные, вооруженные) и ненасильственные конфликты;
- по социальным последствиям: успешные, безуспешные, конструктивные, деструктивные конфликты [8].
Социальный конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:
- предконфликтная ситуация – осознание сторонами существующего противоречия и возрастающего социального напряжения;
- непосредственно конфликт – открытые действия, направленные на реализацию устремлений и удовлетворение потребностей, которые стали причиной противоборства;
- разрешение конфликта – завершение противостояния, устранение причин конфликта или примирение сторон на основе компромисса;
- после конфликтная стадия – окончательное устранение противоречий, переход к мирному взаимодействию.
Обычно социальному конфликту предшествует предконфликтная стадия, в течение которой накапливаются и постепенно обостряются противоречия между субъектами [9].
Перед началом конфликта стороны осознают существование напряжения из-за неудовлетворенности каких-то важных потребностей, ищут пути разрешения возникшего противоречия, выбирают способы воздействия на противника.
Чаще всего социальный конфликт возникает из-за различий в уровне материального благосостояния, доступа к власти, культурным благам, образованию, информации, а также из-за различий в религиозных, мировоззренческих, нравственных установках и стандартах поведения.
Острота пред конфликтной ситуации и пути выхода из нее определяются не только значимостью противоречия, но и социально-психологическими чертами участников конфликта: особенностями темперамента, интеллекта, уровнем общей культуры, коммуникативными навыками.
Поводом для начала конфликта служит инцидент – событие или социальное действие, направленное на изменение поведения противоборствующей стороны и влекущее за собой переход к открытому противостоянию (словесные прения, экономические санкции, изменения в законодательстве и т. п.).
Следующий этап развития конфликта – его эскалация, т. е. разрастание, увеличение масштабов, числа участников, огласка.
Непосредственно конфликтная стадия социального противостояния характеризуется совокупностью определенных действий, которое предпринимают участники с целью реализации своих интересов и подавления противника.
Все участники масштабного конфликта играют в нем определенную роль, хотя не все из них обязательно находятся в состоянии противоборства друг с другом.
Свидетели конфликта наблюдают за событиями со стороны, не принимая в них активного участия [5].
Посредники – люди, которые пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт, ищут пути примирения противоречивых интересов, участвуют в организации переговоров. Подстрекатели – люди, которые провоцируют начало и дальнейшее развитие конфликта.
Пособники могут не принимать прямого участия в открытом столкновении противоборствующих субъектов, но своими действиями способствуют его развитию, поддерживая одну из сторон.
Разрешение социального конфликта – это преодоление основного противоречия в интересах сторон, устранение его на уровне причин конфликта. Решение конфликта может быть достигнуто самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения к решению какой-либо третьей стороны (посредника). Таким образом, модель решения конфликта – это совокупность определенных методик его преодоления. Это далеко не случайно выбранный способ, а непосредственно зависящий от показаний проведенной диагностики конкретного конфликта.
Модели, применяющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установок по отношению к конфликту, поощряющих или запрещающих тот или иной способ разрешения конфликта. Модель разрешения любого конфликта строится на применении различных методов – насильственных (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения) или мирных (переговоры, соглашение, компромиссы).
Существуют четыре принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта:
- Силовой (одностороннее доминирование).
- Компромисс.
- Интегральная модель.
- Разъединение сторон. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель) [6].
Одностороннее доминирование (силовая модель) – способ, предполагающий удовлетворение интересов одной из конфликтующих сторон за счет интересов другой. Силовые способы разрешения конфликта, по сути, ведут к уничтожению или полному подавлению интересов одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психологических до физических. Часто это способ переноса вины и ответственности на более слабую сторону. Таким образом, подменяется подлинная причина конфликта и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля более сильного субъекта.
Разъединение сторон конфликта. В этом случае конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами, изоляцией их друг от друга (например, развод супругов, разъезд соседей, перевод работников на разные участки производства). Разъединение конфликтующих сторон может совершаться путем их отступления, когда они обе покидают «поле битвы». Так завершается, например, перепалка между пассажирами автобуса при выходе одного из них на своей остановке или ссора между соседями в коммунальной квартире, которая прекращается после их переселения.
Модель компромисса – способ согласования конфликтных интересов, заключающийся во взаимных уступках в позициях конфликтующих сторон. Важно знать, что компромиссная модель решения конфликтов основана на уступках конфликте ров именно в их интересах. Таким образом, понятие компромисса используется в разных смыслах: в обыденном понимании – это различные уступки друг другу, а в конфликт логии – это взаимный отказ сторон конфликта от какой-либо части своих претензий, взаимное жертвование интересами, ради достижения согласия.
Главное преимущество мирного разрешения конфликта с помощью компромисса – это введение конфликта в конструктивные рамки и налаживание процесса коммуникации сторон, нахождение определённых моментов согласия (компромисса). Тем не менее, компромисс, по словам известного западного конфликт лога К. Лассуэла, – «это лоскутное одеяло, которое конфликтеры перетягивают на себя». Компромисс, как модель решения конфликта, безусловно, предпочтительнее, цивилизованнее, чем силовая или разъединительная, но она не универсальна и имеет свои границы применимости. Не надо думать, что на ее основе можно легко решить любой конфликт.
Интегральная модель (интегральная стратегия) – предусматривает возможность удовлетворения интересов всех конфликтеров при условии пересмотра (ревизии) ими своих ранее сформировавшихся позиций, тех целей, которые они намерены были достичь в конфликте. Она называется интегральной не потому, что объединяет качества и достоинства предыдущих моделей, а потому, что способна интегрировать интересы конфликтеров. При ее использовании никто не жертвует своими интересами. Каждый конфликтер добивается удовлетворения своих интересов, а потому чувствует себя победителем. Для достижения столь желательного итога конфликтеры должны отказаться от своей позиции, пересмотреть те свои цели, которые они ставили в данном конфликте.
Как правило, интегральная модель достигается в результате переговоров между конфликтующими сторонами, заканчивающихся принятием согласованного решения. Для того чтобы конфликт разрешился по-настоящему, важно, чтобы конфликтующие стороны договаривались между собой, чтобы они сами нашли наиболее устраивающий их способ выхода из конфликтной ситуации. На практике конфликтующие стороны обычно вступают в какие-то переговоры, прежде чем обращаться к насилию и или разъединяться. Интегральная модель решения конфликта – важное открытие ХХ века в области общественных институтов. Одним из многих парадоксов современного российского общества является то, что наиболее эффективный и рациональный способ решения конфликтов используется в нем гораздо реже, чем следовало бы. В России большинство наших сограждан не знают о том, что существует подобная модель решения конфликтов, а если знают – то не любят использовать. Объясняется это комплексом причин, среди которых отметим особенности менталитета россиян, выражающиеся в повышенной приверженности к силовым решениям, с особенностями воспитания – нас всегда учат, что цель превыше всего и превратного представления русских о принципиальности. Многие отождествляют принципиальность с упертостью на своем, с отказом от возможности пересмотра своей позиции в конфликте, независимо от того, чем эта позиция вызвана. При этом упускается из виду, что интересы людей и их групп всегда важнее, чем те цели, которые они ставят перед собой ради достижения этих интересов. Надо быть гибким в постановке и изменении своих кратковременных целей, постоянно заботясь о своих долговременных жизненно важных интересах. К сожалению, многие поступают наоборот. Отказываясь от пересмотра своих позиций, не учитывая новых условий, сделавших их неразумными, они продолжают отстаивать их, что осложняет достижение коренных интересов.
Существуют также и симбиозы способов разрешения конфликта – модели, сочетающие в себе в определённой последовательности – силовую, компромиссную, разъединительную и интегральную модели разрешения конфликта [7].
В заключение следует отметить, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте, исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта [11; 12].
novainfo.ru
Способы разрешения конфликтов
Модель разрешения конфликтов
Исследования показали, что не сами конфликты, а именно неудачи в их разрешении способны привести к разрушению взаимосвязей. Бесконфликтные отношения являются признаком отсутствия отношений как таковых, а не показателем хороших взаимоотношений. Конструктивные пути решения конфликта способствуют более высокой степени сближения и более совершенным взаимоотношениям (рис. 1).
Рисунок 1. Пути разрешения конфликтов в виде модели
Используя пути решения конфликта, необходимо:
- признание, что они будут в любом случае;
- рассмотрение в качестве элемента более крупной «картины»;
- избежание затухания, использование для продвижения к намеченным целям.
При наступлении конфликтной ситуации необходимо управление. Структурные методы включают разъяснение требований к работе, в том числе:
- ожидаемых результатов работы;
- системы полномочий и ответственности;
- каналов передачи информации;
- политики, процедуры и правил.
Среди координационных и интеграционных механизмов выделяют:
- иерархию полномочий, которая способна упорядочить взаимодействие людей, принятие решений и потоки информации;
- правило «шеф всегда прав», применение проектных и межфункциональных групп, совещаний нескольких отделов.
Общеорганизационные и комплексные цели состоят в:
- эффективном осуществлении целей, что требует объединения усилий всего персонала.
- скоординированном применении системы вознаграждений, что оказывает влияние на осуществление целей, поддерживая внутреннюю политику организации.
Межличностные методы решения конфликта состоят в избегании, приспособлении, конкуренции, компромиссе. Избегание означает откладывание проблемы, уход в сторону. Приспособление характеризуется пренебрежением своим интересам ради того, чтобы удовлетворить интересы другого. Конкуренция заключается в отстаивании собственных интересов или «прав» через интересы других, стремление победить, одержать верх. Компромисс состоит в поиске взаимоприемлемого решения, которое частично способно удовлетворить все стороны конфликта. В случае сотрудничества принимается решение, которое в полной мере удовлетворяет обе стороны. Это происходит через глубокое проникновение в сущность проблемы, поиск альтернативных решений, открытость в общении и эффективное взаимодействие.
Стратегии поведения в конфликте
В
zaochnik.com
Разбор примеров ситуаий с конфликтами: как правильно их разрешать
Конфликт – нормальная сторона жизни. Даже в самой дружной социальной группе могут столкнуться противоположные интересы. Это потенциально может развернуться в конфликт. Любые трудности в отношениях ведут к их развитию, если к ним правильно относиться.
Конфликт между мужчиной и женщиной
Каждый легко сможет привести примеры конфликтных ситуаций. С ними сталкивается даже самый мирный человек. История насчитывает два глобальных конфликта, которые привели к смерти огромного количества людей, и множество мелких. Поэтому способность продуктивно разрешать конфликты является одной из наиболее важных в жизни.
При этом почти каждый может привести пример конфликта и его разбор, если данная ситуация уже решена. К сожалению, мало кто опирается на успехи и использует свой удачный опыт при последующих трудностях в отношениях.
Понятие конфликтной ситуации
Конфликтная ситуация – наличие противоположных интересов, мотивов и взглядов на жизнь. Например, руководитель и его заместитель имеют разное видение стратегии компании, но оба заинтересованы в ее развитии. Это конфликтная ситуация. Потенциально она может развиться дальше, когда каждая из сторон будет навязывать другой свое видение. В таком случае ситуация перерастает в полноценный конфликт.
Основное отличие конфликтной ситуации от конфликта в том, что последний – это уже имеющееся столкновение, в то время как первая – лишь предпосылка к нему.
Конфликтная ситуация
В обыденной жизни эти понятия не различаются, как в литературе по психологии или конфликтологии. Поэтому для упрощения понимания темы можно считать конфликтную ситуацию и конфликт синонимами.
Внимание! В конфликтологии выделяются понятия предмета и объекта конфликта. Предмет – это противоречие, которое лежит в его основе. Объект – это та ценность, на почве которой конфликтуют. Это могут быть не только деньги, но и хорошие должности в организации или ролевые права (когда хотят стать начальником, например).
Виды конфликтов
Классификация разновидностей конфликтов очень большая. Выделяют 8 признаков, по которым можно разделять их:
- По длительности: разовые, краткосрочные (ссора в семье), затяжные (например, длительный конфликт в супружеской паре), повторяющиеся (часто происходят, когда обе стороны регулярно высказывают свои претензии, но ничего не делают, чтобы разрешить проблемную ситуацию), долгосрочные (войны, революции).
- По объему: личные, групповые, межгрупповые, региональные, между народами.
- По источнику возникновения: субъективные, объективные и ложные. Деление условное, потому что большинство конфликтов является субъективным. Человеку кажется, что полно противоречий, хотя разрешить их можно всегда.
- По средствам конфликты делятся на насильственные и ненасильственные. Война – типичный пример насильственного конфликта. Тоже деление условное, потому что все конфликты основаны на разных формах насилия: экономической, психологической, физической и так далее.
- По форме:
- Внутренние. Типичный пример – внутриличностный конфликт, когда человек не может принять решение, познакомиться с человеком противоположного пола или нет. С одной стороны, хочется, но с другой – страшно
- Внешние. Конфликт между двумя разными людьми.
- Антагонистичные. Конфликты, которые происходят между двумя абсолютными противоположностями.
- По результатам: прогрессивные и регрессивные. Первые – ведут к прогрессу, другие – приводят к разрушениям.
- По характеру развития: преднамеренные (создаются провокатором для достижения своих целей), спонтанные (например, когда дошкольники в детском саду отравились пищей), и родители к этому не были готовы.
- По сфере жизни: семейные, религиозные, экономические и так далее.
Конфликт между начальником и подчиненной
Это далеко не все виды конфликтов, выделяемые психологами, которые можно привести. В библиотеке есть множество книг по этой теме. Там описываются различные конфликты, начиная угнетением школьников их одноклассниками (буллинг), скандалами с родителями в подростковом периоде жизни и заканчивая столкновением интересов пожилого пациента с доктором.
Решение конфликтных ситуаций
Выделяют пять стратегий поведения в конфликте:
- Приспособление. Человек поступается своими интересами ради интересов другого. Так ведут себя дети, которых угнетают учителя в начальной школе, поскольку у них не остается другого выхода.
- Соперничество. Человек отстаивает свои интересы, игнорируя другую сторону и не желая идти на компромисс.
- Избегание. Человек делает все, чтобы не допустить конфликта. Примеры конфликтов такого типа встречаются повсеместно. Муж увидел, что жена начинает беситься, и просто уходит, чтобы не злить ее еще больше.
- Компромисс. Люди выстраивают общение так, чтобы добиться частичного удовлетворения своих интересов. Очень хорошо это видно в торговле на рынке. Один человек хочет купить товар по одной цене, продавец не хочет сбывать его по такой стоимости. В результате они сходятся на сумме, которая является чем-то средним.
- Сотрудничество. Ориентирование на взаимовыгодный результат.
Нет хорошей или плохой стратегии поведения в конфликте. Если он возник по незначительной причине, то можно и уступить. Это только укрепит отношения. Можно и соперничать, если это принесет пользу. Например, когда родители заставляют ребенка помыть руки, это тоже конфликт, но такая стратегия будет правильной.
Важно! Может быть разумнее сотрудничать с малышом: убедить его. Все зависит от родителей и конкретного ребенка.
Медитация во время конфликта
Важно привести примеры конфликтных ситуаций и их решения, чтобы понять способы их разрешения более детально.
В жизни
Любой конфликт в жизни решается следующим образом: необходимо четко определить свои и чужие интересы, найти основное противоречие, обострить его и подумать, как разрешить. Эта схема взята из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Решение любого конфликта – задача творческая, единственно правильного действия быть не может. Оно должно быть максимально близким к идеальному конечному результату.
Можно привести такой пример описания конфликта по предмету «теория конфликтов» (и осуществить его разбор). Друг одолжил деньги, но не хочет их отдавать. Сумма приличная, поэтому конфликт так просто не уладить. Учитывая то, что каждый на эмоциях, со временем скандал перешел и на другие сферы, которые уже не касаются предмета конфликта.
Схема решения проблемной ситуации в таком случае:
- Стороны успокаиваются.
- Определяют суть проблемной ситуации в деталях. Заемщик взял деньги тогда-то, размер долга такой-то, не хочет отдавать. В свою очередь, «кредитор» требует эти деньги. Только в деталях.
- Обостряют противоречия, которые не получается разрешить. Весь этот массив информации нужно свести к одному или нескольким противоречиям, две части которых полностью противоположны. Например, чтобы сторона А была довольной, нужно отдать долг. Чтобы сторона Б была удовлетворена, ей нужно не отдавать долг.
- Находятся способы их преодоления. Согласно теории ТРИЗ, идеальный конечный результат (ИКР) – это когда действие/объект отсутствует, а его функция выполняется. В данной ситуации нужно не отдавать долг, но добиться того, чтобы деньги были возвращены. Необходимо найти вариант, наиболее близкий к ИКР. Возможные способы разрешения ситуации: рассрочка, помощь в деле, которое поможет сэкономить стороне А сумму, равную долгу, поработать на сторону А какое-то время, организовать совместное дело и какое-то время получать меньший процент от каждой сделки, пока долг не будет возвращен, или оказать такую сильную помощь, что от благодарности сторона А простит долг. Кстати, последний вариант наиболее близок к идеальному конечному результату. Деньги отдавать не нужно, а функция выполнена (задолженность списана).
Важно! По похожей схеме решаются все конфликты. Можно также подумать, какая из описанных выше стратегий наиболее близка к идеальному конечному результату в данном случае.
Возможны и другие примеры конфликтов из жизни. Решаются они аналогичным образом.
В семье
Схема разрешения семейных конфликтов принципиально не отличается, за исключением того, что один скандал является логичным продолжением всех предыдущих. Распутать такой клубок не всегда просто, поскольку могут выдвигаться не связанные с основным конфликтом претензии десятилетней давности, в том числе невысказанные. В любом случае последовательность действий такая же.
На работе
Конфликты на работе могут быть между подчиненным и начальством, разными подчиненными, целыми подразделами, подразделом и руководителем. Каждый из них имеет свою специфику. Межгрупповые конфликты всегда тяжелее, чем индивидуальные, но, если между собой ссорятся два начальника смежных отделов, то достаться может каждому подчиненному.
Медиатор во время конфликта
Обычно конфликты на работе требуют подключения отдельного независимого лица – медиатора. Это посредник, задача которого – найти интересы, являющиеся предметом конфликта и примирить враждующие стороны. В идеале медиатор должен найти решение, удовлетворяющее каждого. На практике это сделать сложно, поэтому конфликт регулируется в несколько этапов:
- Определение интересов.
- Достижение компромисса.
- Поиск взаимовыгодного решения.
- Внедрение решения в жизнь.
Сначала нужно потушить пожар, найти компромисс.
Важно! Это лишь временная мера, потому что недовольство каждой стороны рано или поздно перерастает в новый конфликт. Поэтому обязательно после достижения компромисса надо искать более эффективный способ решения проблемной ситуации.
Разбор конфликта
Редко конфликтующие пытаются сделать детальный разбор ситуации. Хотя только в таком случае противоречия в интересах каждой стороны могут стать источником развития и способствовать лучшему взаимопониманию.
Описанная выше методика разрешения конфликтов основана на их разборе. Это не единственный метод разбора, но очень эффективный. Чтобы быстро решить задачу, необходимо научиться ее правильно формулировать. Разбор сложной ситуации помогает этому.
В этой статье были приведены пример конфликта и его решение. Независимо от его вида (межличностного, межкультурного, педагогического), путь к разрешению приблизительно одинаковый.
Видео
srazu.pro
➤ Примеры конфликтных ситуаций в организации и их решение
Приведем примеры конфликтных ситуаций, расскажем, почему они возникают и как их разрешить. Поделимся практическими советами, которые помогут избежать разногласий.
★ Все о конфликтных ситуациях в организации: почему возникают и как усмирить
Из статьи вы узнаете:
Скачайте материалы по теме:
Типы конфликтных ситуаций с примерами
Почти во всех компаниях возникают конфликтные ситуации. Примеры из жизни показывают, что разногласия могут начаться из-за мелочей, но постепенно перерасти в настоящую войну. Принято подразделять конфликты по видам в зависимости от того, кто вовлечен в процесс.
Столкновения интересов двух сотрудников
Разногласия между сотрудниками — самый частый вид конфликтов, с которыми приходится сталкиваться HR-у. Два человека могут невзлюбить друг друга из-за разных взглядов на то, как нужно работать, жить, одеваться. Часто они даже забывают, что послужило причиной войны, но они четко помнят, что нужно задеть коллегу при каждом удобном случае.
Конфликт, который развивается между подчиненным и руководителем, косвенно затрагивает и других сотрудников. Ухудшается психологический климат в коллективе, люди ждут, когда менеджер переключится на них. Ни о какой производительности труда не может быть и речи, ведь главная цель подчиненных — не попасться на глаза управленцу.
Примеры конфликтных ситуаций в организации между сотрудниками 1. Две сотрудницы выполняли одни и те же функции, но получали разную зарплату. Когда об этом стало известно, та работница, что получала меньше, невзлюбила коллегу и начала холодную войну. У женщины начали исчезать важные документы в самый неподходящий момент. Руководитель не мог понять, что произошло, пока не обратился к охранникам и не просмотрел записи с камер видеонаблюдения. 2. Генеральный директор невзлюбил сотрудника за то, что он слишком быстро продвигался по карьерной лестнице. Буквально за несколько месяцев специалист вырос со стажера до руководителя отдела. Перспективный сотрудник решил уйти, ведь спорить с вышестоящим руководством бессмысленно, а работать в компании ему было некомфортно. |
Какие фразы могут вызвать конфликт: памятка от журнала «Директор по персоналу»
Посмотреть таблицу полностью
Конфликты между личностью и группой
Проблемы могут возникать как между руководителем и всем коллективом, так и между одним сотрудником и группой, которая придерживается одних принципов. Как правило, конфликты не затихают до тех пор, пока в них не вмешается вышестоящее руководство.
Конфликтная ситуация на предприятии: пример
1. В компанию пришел новый работник — друг руководителя. Другие сотрудники заметили это, поэтому объявили ему войну. Они не только не разговаривали с новичком, но и постоянно обсуждали его. Причина их поведения банальна — они боялись, что коллега будет жаловаться на них своему другу.
2. На протяжении многих лет компанию возглавлял менеджер, который считал коллег семьей, а не просто подчиненными. В организации царила особая атмосфера дружелюбности. После того, как он ушел на пенсию, компанию возглавил молодой управленец. Он практиковал жесткий стиль руководства. Все сотрудники восприняли его в штыки, а производительность труда резко сократилась.
Проверьте себя: ответьте на 3 вопроса и узнайте, какой вы HR — гуру, эксперт или новичок
Конфликты между группами в организациях
Разделение на группы по интересам есть в любых компаниях. Пока две стороны не сталкиваются между собой — царит покой и порядок, но стоит им разойтись во мнениях, возникает настоящая корпоративная война со всеми вытекающими последствиями. Проблемы становятся видны клиентам, партнерам, инвесторам.
Описание конфликтной ситуации: пример Руководитель решил увеличить производительность труда. Он организовал конкурс между отделами, по итогам которого выигравшей стороне полагалась большая премия. С этого дня появились первые признаки разгорающегося конфликта. А после того, как озвучили итоги конкурса, противостояние стало острым. |
Читайте по теме в журнале «Директор по персоналу»
Почему возникают разногласия в организации
Причина 1. Ограниченность ресурсов. Проблема решаема, если ресурсы действительно ограничены. Хуже, если сотрудникам только кажется, что их коллеги находятся в более выгодном положении.
Причина 2. Стиль управления. Чрезмерный контроль ведет к нервному напряжению и срывам. Из-за попустительского отношения со стороны менеджера падает производительность труда, возникают споры и ссоры, появляются лидеров с негласными правилами.
Причина 3. Низкая заработная плата. В этом случае каждый мобилизует силы и пытается добиться прибавки. Беспринципные люди готовы подставлять коллег, чтобы избавиться от конкурентов.
Причина 4. Давление со стороны лидера. Почти в каждой организации есть сотрудник, который продвигает негласные правила. Если с ним кто-то не согласен, начинается конфликт.
Причина 5. Искажение или недостаток информации. В ходе общения факты искажаются, появляются слухи и домыслы. Неправильное восприятие ситуации всегда ведет к конфликтам.
Анализ конфликтной ситуации: пример из жизни В ООО «Омега» приняли стажера. Сотрудник не хотел обучать коллегу. Он боялся, что тот со временем займет его место. Менеджер заметил это, установил первопричины, определил стадию конфликта, стиль поведения сторон, а после подобрал способы урегулирования проблемы. В данном случае он объяснил опытному сотруднику, что новичка «растят» для того, чтобы после расширения компании он перешел в подразделение. Конфликт был погашен. |
Причина 6. Недостаточная сплоченность коллектива. Чаще всего это происходит по вине руководства, например, если он ограничивает людей в общении с целью увеличить производительность труда.
Причина 7. Поведенческие факторы. Сотрудники не могу найти общий язык из-за разного жизненный опыта и манеры общения.
Причина 8. Назойливость коллег. Мало кто мечтает слушать наставления, советы, жалобы на жизнь, начальство. Как только вторая сторона дает это понять, развивается конфликт.
Конфликтные ситуации и способы их разрешения: примеры 1. Немолодая сотрудница постоянно говорила коллегам, что они неправильно одеваются. Ее раздражало все — юбки казались слишком короткими, брюки облегающими, а блузы прозрачными. Руководитель не выдержал и ввел дресс-код. Теперь все носили только то, что разрешено. 2. Токсичный сотрудник отравлял жизнь коллектива, срывал сроки выполнения задач. Коллеги не выдержали и объявили ему бойкот. Конфликт хоть и не имел выраженных проявлений, но сказывался на рабочих процессах. Менеджер так и не смог выявить, кто прав, а кто виноват, поэтому вызвал подчиненных на разговор и дал понять, что они обязаны работать, а не выяснять отношения. Токсичного сотрудника он предупредил о возможных последствиях для него, намекнув на увольнение. |
Маркеры поведения токсичного сотрудника: памятка от «Директора по персоналу»
Как распознать и обезвредить токсичного сотрудника
Как разрешить конфликт: пошаговый алгоритм
Шаг №1. Соберите информацию. Понаблюдайте за обеими сторонами, поговорите с коллегами. В компаниях редко удается скрыть, с чего началось противостояние.
Шаг №2. Проанализируйте ситуацию. Установите стадию конфликта, сопоставьте факты, события. Подумайте, можно ли было избежать разногласий.
Шаг №3. Пригласите сотрудников на разговор. Вызывайте их в свой кабинет по одному — не проводите беседы в офисе при коллегах. Попросите работников описать конфликтную ситуацию.
Пример Руководитель компании считал, что не нужно ничего скрывать от коллег. Он не стеснялся отчитывать работников на глазах у других, разбираться в конфликтах, критиковать. Управленец считал, что это поможет избежать похожих проблем в трудовой жизни. На самом деле он подавлял подчиненных. Со временем текучесть кадров усилилась, а прибыльность бизнеса упала. |
Шаг №4. Помогите сторонам примириться или добиться нейтралитета. Устройте переговоры, на которых разберите проблемы и последствия.
Интерактивный «Усмиритель конфликтов»
Воспользуйтесь сервисом, чтобы погасить конфликт
Шаг №5. Устраните раздражающие факторы. Если коллеги не могут работать в одной команде — распределите их по разным группам, если разногласия вызваны зарплатой, по возможности уравняйте ее.
Шаг №6. Наблюдайте за конфликтующими сторонами. Даже если вам кажется, что стороны помирились — не расслабляйтесь. Возможно, сотрудники продолжают таить обиду. Злопамятные люди способны на все — их ничто не остановит, если они решили отомстить.
Шаг №7. Проведите профилактику. Разработайте комплекс мер, которые помогут сплотить сотрудников. Учитывайте, что конфликты легче предотвратить, чем решить.
Скачайте полезный инструмент
Как избежать противостояния сторон
1. Пересмотрите кадровую политику. Если конфликты время от времени возникают, ищите недочеты в системе. Пересмотрите алгоритм подбора и расстановки кадров, обучения, мотивации.
2. Учитесь создавать команды. При выполнении задач, требующих участия нескольких сотрудников, следите за тем, чтобы в одной группе не было двух индивидов, чьи взгляды всегда расходятся. Если возникнет конфликт, в него могут быть вовлечены другие участники, сорвутся сроки сдачи проекта.
3. Распределяйте ресурсы и материальные блага. Поставьте работников в равные условия. Зарплаты у специалистов с одинаковой квалификацией и должностными обязанностями не должны сильно отличаться. Когда начисляете премию, учитывайте вклад каждого подчиненного.
4. Регламентируйте правила. Составьте дресс-код, разработайте систему оценки труда, начисления премий. Если в компании не утверждены нормы, возникает беспорядок. Кроме того, лидеры устанавливают негласные правила, которые плохо воспринимаются коллегами. На фоне этого возникают конфликты, разногласия и недовольства.
5. Контактируйте с подчиненными. Учитесь не только слушать, но и слышать коллег. Общайтесь с ними хотя бы 10-15 минут в день, а при малейшей возможности наблюдайте за ними. Так вы выявите проблемы, которые требуют вашего участия.
Пример Руководитель не мог понять, почему сотрудники постоянно ругаются и мстят друг другу. Он собрал их вместе и предложил решить кейс. Управленец сказал: «Приведите пример конфликтной ситуации в группе и способы решения проблемы». Тут же коллеги составили большой список вариантов. Руководитель отобрал лучшие идеи и зачитал коллегам. Спустя время он заметил, что работники все чаще пытаются применять их в жизни, а не развязывать войну. |
Наказывайте обе стороны. Как правило, в конфликте виноваты обе стороны, поэтому не пытайтесь выяснить, кто прав, а кто нет. Установить зачинщика можно только в том случае, если есть свидетели или конфликт возник недавно. Проводите профилактические беседы, лишайте премий, а по отношению к явным агрессорам принимайте радикальные меры, например, снимайте часть полномочий, понижайте в должности или увольняйте. При таком подходе сотрудники ведут себя более сдержанно.
Проводите психологические тренинги. С помощью них люди учатся понимать себя и других, выявлять скрытые мотивы, не обращать внимания на мелочи.
Развивайте корпоративную культуру. Продвигайте традиции, составьте лозунги, поощряйте активистов компании. Периодически организуйте мероприятия, на которых коллеги могут весело провести время, познакомиться, поговорить.
Вывод Можно долго приводить примеры конфликтных ситуаций и их решение, но нельзя забывать, что каждый случай индивидуален. Не ищите готовый вариант примирения сотрудников, а подбирайте его методом проб и ошибок. Помните, что любой конфликт проще предупредить или подавить на начальной стадии. Не надейтесь, что он решится со временем, а принимайте активное участие в урегулировании проблемы. |
www.hr-director.ru
Способы решения социальных конфликтов
Понятие способов разрешения конфликтов. Стратегии разрешения конфликта
Определение 1
Способы разрешения конфликтов – это совокупность приемов, действий и мер, предпринимаемых участниками конфликтного взаимодействия либо привлеченными ими третьими лицами с целью окончательного разрешения сложившейся конфликтной ситуацией.
При этом необходимо отметить, что понятие разрешение социальных конфликтов и их завершение не являются равнозначными. Так, разрешение конфликта возможно исключительно путем совершения сторонами определенного положительного действия или принятия решения самими участниками конфликта или привлеченным арбитром, направленного на прекращение сложившегося противоборства.
В то время как завершение социального конфликта – это более широкое понятие, предполагающее лишь факт прекращения конфликта, независимо от его причин. Иными словами, завершение социального конфликта наряду с собственно его разрешением путем компромисса, также случаи прекращения конфликта по иным причинам, не связанным с обоюдными действиями сторон, например, результате физической «гибели» предмета конфликта.
Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о существовании ряда основных стратегий разрешения конфликта, каждая из которых предполагает применение сторонами определенного набора способов его разрешения. Так, в числе соответствующих стратегий могут быть названы:
- Стратегия насилия – разрешение конфликта осуществляется путем подчинения более слабой стороны требованиям и решениям более сильной, путем применения последней механизмов физического и психического насилия, а также механизмов административного, служебного и иного воздействия. Эффективность обозначенной концепции разрешения социальных конфликтов является крайне низкой, поскольку подавленная сторона во всех случаях остается неудовлетворенной имеющимся разрешением конфликта, соответственно сохраняется социальная напряженность, изначально выступившая катализатором конфликтной ситуации;
- Стратегия разъединения – вторая стратегия разрешения социальных конфликтов, основным способом, применяемым в которой выступает фактическое прекращение взаимодействия, разрыв любого рода отношений и связей между противоборствующими сторонами. Обозначенная концепция также относится к числу малоэффективных, поскольку способна приводить к постконфликтным проявлениям конфронтации, ситуации неудовлетворенности таким исходом со стороны одной или обеих сторон, и т.д.;
- Стратегия примирения – более эффективная, хотя и не безупречная модель разрешения социальных конфликтов, поскольку в рамках нее подлежат применению такие способы как заключение перемирия, переговоры, и не применяются методы физического и психологического насилия. Однако низкая эффективность данной концепции обуславливается тем, что основная проблема и предмет конфликта остаются не исчерпаны, не разрешены, соответственно могут возникнуть в будущем с новой силой.
Концепция разрешения конфликтов
Помимо перечисленных выше концепций, эффективность применяемых способов которых является недостаточно эффективной, в специальной литературе выделяется концепция прекращения конфликта путем его полного разрешения. При этом существуют следующие варианты разрешения конфликтов:
- Полное объективное разрешение социального конфликта, при котором предполагается, что преобразована и устранена сама конфликтная ситуация в объективной действительности. Иными словами, при таком варианте были применены способы компромиссного принятия решения, в результате которого были удовлетворены взаимные притязания сторон на предмет конфликта;
- Полное субъективное разрешение конфликта – конфликт прекращается в результате изменения субъективного восприятия сторонами его предмета, например, меняется ценностная ориентация, цели или потребности субъекта, в связи с чем он перестает претендовать на получение предмета конфликта;
- Частичное объективное разрешение конфликта, при котором предмет конфликта может быть разрешен не в полной мере, однако сторонами предприняты усилия к созданию взаимное незаинтересованности в продолжении конфликтного противоборства;
- Частичное субъективное разрешение конфликта, при котором на личностном уровне предпринимаются усилия к ограничению конфронтации, достаточному для временного прекращения противоречий и совершения попыток изменения конфликтной ситуации.
Субъективные способы разрешения конфликтов
Поскольку в основе большинства социальных конфликтов лежит субъективная составляющая, важность которой нельзя недооценивать как при характеристике стадии возникновения конфликтной ситуации, так и при субъективной оценке результатов конфликта после его завершения. В этой связи, в процессе характеристики способов разрешения конфликтов, представляется целесообразным описать выделяемые в литературе субъективные модели разрешения социальных конфликтов и присущие им способы:
- Модель победы одной стороны при поражении другой – одна сторона конфликта использует способы, направленные на ее победу за счет поражения оппонента;
- Модель поражения первой стороны при победе другой – в данном случае одна из сторон конфликта намеренно идет на поражение, поскольку осознает низкую вероятность победы в конфликты, например, в виду более сильной позиции оппонента;
- Стратегия взаимной выгоды, при котором стороны стремятся к применению наиболее эффективных и компромиссных способов конфликтного взаимодействия, с тем, чтобы обе стороны остались удовлетворены исходом разрешенного социального конфликта.
Замечание 1
При этом очевидно, что наиболее эффективной и предпочтительной выступает именно последняя модель и присущие ей способы разрешения конфликта, поскольку именно в рамках нее обеспечивается нахождение наиболее приемлемого решения и укрепление взаимоотношений между сторонами конфликтного взаимодействия в будущем
spravochnick.ru
3.7 Социальный конфликт
Видеоурок:
Лекция:
Социальный конфликт
Несмотря на то, что конфликты оставляют неприятные воспоминания, избежать их полностью невозможно, потому что это один из способов взаимодействия людей. В процессе своей жизнедеятельности человек оказывается в различных конфликтных ситуациях, возникающих даже по незначительному поводу.
Социальный конфликт – это способ социального взаимодействия, заключающийся в столкновении и противоборстве противоположных интересов, целей и способов действий индивидов или групп.
По своему отношению к конфликту люди разделились на две группы. Одни воспринимают его как стресс и стремятся к ликвидации причин конфликта. Другие считают естественной и неизбежной формой человеческих отношений и убеждены в том, что человек должен уметь находиться в нём, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.
Субъектами конфликта являются не только сами противоборствующие стороны, но и
Предметом социального конфликта является какой — либо вопрос или благо (деньги, власть, правовой статус и пр.). А причины лежат в социальных обстоятельствах. К примеру, причиной конфликта между работником и работодателем могут стать неблагоприятные условия работы. В основе конфликта лежат объективные или субъективные противоречия. Первые, в отличие от вторых, обусловлены процессами, не зависящими от воли и сознания сторон. Возникновению конфликта способствует какой — либо незначительный повод, возникающий случайно или созданный специально.
Последствия социального конфликта
Несмотря на нежелательность конфликтов, они всё же выполняют необходимые для общества функции. Социальные конфликты являются позитивными если
- информируют о болезненности какой-либо части общественной системы, о существовании социального напряжения и мобилизуют на решение имеющихся проблем;
- стимулируют изменения и обновления общественных отношений, социальных институтов или всей общественной системы в целом;
- усиливают групповую сплочённость или побуждают субъектов конфликта к сотрудничеству.
Негативными сторонами конфликта являются
создание стрессовых ситуаций;
дестабилизация социальной жизни;
отвлечение от решения своих должностных задач.
Виды социального конфликта
Виды социальных конфликтов | |
По продолжительности | кратковременный, долговременный и затяжной |
По частоте | разовый и повторяющийся |
По уровню организации | индивидуальный, групповой, региональный, локальный и глобальный |
По типу отношений | внутриличностный, межличностный, межгрупповой и межнациональный |
По содержанию | экономический, политический, правовой, трудовой, семейный, идеологический, религиозный и др. |
По факторам | рациональный и эмоциональный |
По степени открытости | скрытый и явный |
По форме | внутренний (с самим собой) и внешний (с другими людьми) |
Этапы социального конфликта
В своём развитии социальный конфликт проходит четыре этапа или стадии:
Начинается конфликт с предконфликтной ситуации, состоящей из двух фаз. На скрытой (латентной) фазе конфликтная ситуация только формируется, а на открытой фазе стороны осознают возникновение конфликтной ситуации и чувствуют напряжение.
Далее следует этап собственно конфликта. Это основная стадия конфликта, которая также состоит из двух фаз. На первой фазе у сторон формируется психологическая установка на борьбу, они открыто отстаивают свою правоту и стремятся подавить противника. А окружающие люди (подстрекатели, пособники, посредники, свидетели) своими действиями формируют условия протекания конфликта. Они могут обострять, сдерживать конфликт или оставаться нейтральными. На второй фазе возникает перелом и переоценка ценностей. На данной фазе существует несколько вариантов поведения сторон конфликта: доведение его до пика напряжения, взаимные уступки, либо полное разрешение.
Выбор третьего варианта поведения свидетельствует о переходе конфликта на этап завершения противоборства.
Послеконфликтый этап характеризуется окончательным урегулированием противоречий и мирным взаимодействием сторон конфликта.
Способы урегулирования социальных конфликтов
Какие же существуют способы урегулирования конфликта? Их несколько:
- Избегание — уклонение от конфликта, замалчивание проблемы (данный способ не разрешает конфликт, а лишь временно смягчает или задерживает его).
- Компромисс — решение проблемы путём взаимных уступок, удовлетворяющих все противоборствующие стороны.
- Переговоры — мирный обмен предложениями, мнениями, аргументами, направленными на поиск совместного решения существующей проблемы.
- Посредничество — привлечение третьей стороны для урегулирования конфликта.
- Арбитраж — обращение к авторитетному органу власти, наделённому специальными полномочиями и соблюдающему законодательные нормы (к примеру, администрация учреждения, суд).
Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальные конфликты и пути их разрешения»
Интеллект-карта по обществознанию №41
👩🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь
Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»
© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!
cknow.ru
Примеры социальных конфликтов
Определение 1
Социальный конфликт – это вид социального взаимодействия, заключающийся в столкновении и противоборстве индивидов или социальных групп ввиду противоположности их целей и интересов.
Примеры социальных конфликтов в современном мире
Сложность и многообразие общественных отношений, складывающихся в современном мире, а также активно происходящие процессы глобализации и миграции населения, размывания государственных границ, обуславливают существование множества разнообразных проявлений социальных противоречий, а также самые разнообразные интересы социальных субъектов, несовпадение которых способно приводить к возникновению открытых конфликтных противоборств.
В этой связи, в рамках социальной конфликтологии особый интерес представляет изучение вопроса о примерах социальных конфликтов в современном мире. Так, анализ специальной литературы свидетельствует, что наиболее распространенными формами проявлений соответствующих конфликтов в настоящее время выступают:
- Конфликты, возникающие в связи с постепенным или резким изменением социальных устоев, то есть в связи с социальной эволюцией или социальными революциями соответственно. Так, очень часто социальные конфликты обуславливаются противоречиями между старыми и вновь формируемыми общественными установками, началами – формируется конфликт интересов разных социальных общностей, формировавших в различные исторические периоды. Ключевым фактором в данном отношении становится то, что в ходе как постепенного, так и резкого переустройства общества происходят изменения в мировоззрении и идеологии как отдельных граждан, так и общества в целом, меняется политическая ситуация, экономические процессы, и т.д. При этом в большей степени конфликтными в масштабах общества выступают именно социальные революции, поскольку в данном случае соответствующие изменения происходят молниеносно, и не всегда с применением мирных и демократических методов – сопутствующие их применению жертвы и потери закономерно обостряют любые ранее существовавшие социальные противоречия, зачастую приводя к открытым столкновением различных социальных групп;
- Военные действия также являются примером социального конфликта, для которого характерна максимальная степень разрушительности, и наибольшие социальные, экономические и политические потери в сравнении с любыми иными разновидностями социальных конфликтов. Кроме того, для войны как примера социального конфликта характерен особый субъектный состав – чаще всего соответствующие столкновения происходят между суверенными государствами, а также особый предмет противоборства – национальные идеи, территориальные притязания одной из сторон, и стремление другой к сохранению собственной территориальной ценности, и т.д.;
Социальная модернизация как особая разновидность социального конфликта
В качестве одного из примеров социального конфликта, отчасти содержательно схожего с социальной эволюцией, в специальной литературе выделяется социальная модернизация:
Определение 2
Социальная модернизация – это динамичный социальный конфликт, обусловленный столкновением сторонников традиций и сторонников необходимости к переходу более современных форм социального устройства, обуславливаемый осуществлением процесса «осовременивания» ранее существовавшего общественного строя для целей его приведения в соответствие с требованиями современного развития.
При этом необходимо отметить, что социальная модернизация представляет собой уникальный пример социального конфликта, поскольку, с одной стороны, те процессы, которые составляют его содержание объективно присущи любому обществу, как сложной, многоуровневой системе, находящейся в состоянии непрерывного развития и совершенствования, а с другой стороны – независимо от характера и направленности осуществляемых изменений, в любом обществе найдутся как сторонники, так и противники соответствующей модернизаций, что закономерно приводит к возникновению разной степени интенсивности социальным конфликтам.
В то же время, рассматриваемая модернизация общества может проводиться с применением различных методов, в зависимости от которых различаются и конкретные проявления социальных конфликтов, порождаемых такими изменениями:
- Социальная гибридизация – одна из типичных форм социального конфликта, при которой процесс обновления общества реализуется посредством заимствования тех или иных достижений общественного устройства у других стран, народов или этносов. Конфликтная составляющая в данном случае заключается в потенциальной невозможности «наложения» заимствованных социальных институтов на имеющиеся реалии, либо в неприятии теми или иными социальными группами принципиальной возможности заимствования опыта чужих стран;
- Социальная конвергенция, при которой предпринимается попытка обновления общества за счет сближения и сглаживания различий между различными социальными группами внутри относительно замкнутого общества (например, объединение нескольких субъектов внутри государства).
Примеры социальных конфликтов в Российской Федерации
Отечественными учеными, научный интерес которых сосредоточен на проблемах социальной конфликтологии, предпринимаются активные попытки описать и обобщить примеры современных социальных конфликтов, складывающихся в нашей стране, с целью выработки путей их разрешения, а также предупреждения возникновения новых конфликтов на фоне уже существующих в будущем.
При этом в числе конкретных примеров соответствующих конфликтов выделяются:
- Конфликты, возникающие в связи с углублением социальной дифференциации, расслоения общества в последние десятилетия, что приводит к явным несовпадениям социальных, экономических и политических интересов больших социальных групп;
- Конфликт коллективизма, активно распространенного в советское время и сохранившегося до сих пор в сельских местностях, и индивидуализма, в большей степени характерного для обществ с развитой рыночной экономикой;
- Явное несоответствие норм социального поведения, в том числе, выраженных в виде общеобязательных юридических предписаний, и реального массового поведения граждан;
- Национально-этнические конфликты.
spravochnick.ru