Проблема развития интеллектуальных процессов и генеральный фактор. Психология интеллекта и одаренности
Проблема развития интеллектуальных процессов и генеральный фактор
Проанализируем еще один факт, стабильно повторяющийся в эмпирических исследованиях. Следующий фрагмент взят из работы, выполненной в рамках многокомпонентного подхода, где исследовалась корреляция отдельных компонентов решения задачи на аналогию и психометрический интеллект. Эта корреляция оценивалась в начале эксперимента, когда испытуемые впервые сталкивались с экспериментальными задачами, и в конце, когда они уже приобрели некоторый опыт.
«Рассмотрим <…> влияние практики на решение аналогий. Стернберг <…> сравнил успешность решения во время первой экспериментальной сессии и четвертой (и последней) сессии. Как и можно было ожидать, время решения и число ошибок снизились от первой сессии к четвертой… Наиболее интересное различие проявилось в процессе осуществления внешней валидизации: во время первой сессии не было значимых корреляций между временем решения задач на аналогию и показателями тестов на рассуждение; во время четвертой сессии более половины корреляций были значимыми, причем многие из них достигали больших абсолютных значений, до 0,6 и 0,7.
Итак, получается неожиданный результат, который Стернберг и Гарднер оценивают как «наиболее интересный»: успешность решения определенных задач и функционирования отдельных компонентов этого решения начинает коррелировать с общим уровнем интеллекта (генеральным фактором) в том случае, когда субъекты приобретают определенный опыт в решении этих задач. Как можно объяснить эту закономерность? Прежде всего следует отметить, что ни один из приведенных вариантов понимания природы генерального фактора не позволяет сделать это.
Попробуем проанализировать ситуацию несколько глубже. Субъекты, пришедшие вначале на эксперимент, имеют неконтролируемый опыт решения различных задач и осуществления различных умственных операций. Естественно, опыт анализа различных элементов ситуаций задач на аналогию есть у всех, однако оценить его перед началом эксперимента очень трудно. В процессе эксперимента все испытуемые получают достаточно интенсивную и одинаковую тренировку, которая приводит к фактическому выравниванию их опыта.
В этом контексте становится понятным, что других результатов трудно было бы ожидать: успешность решения задач на аналогию начинает коррелировать с интеллектом, когда опыт испытуемых в решении этих задач в основном выравнивается. Другими словами, увеличение корреляции решения отдельной задачи с психометрическим интеллектом есть естественное следствие того факта, что эффективность решения интеллектуальных задач увеличивается с опытом.
Теперь становится очевидным недостаток всех трех ранее рассмотренных подходов к объяснению генерального фактора интеллекта: их агенетизм. Один ли компонент, или относительно большое их количество ответственны за генеральный фактор, или же он объясняется скоростью нервного проведения – во всех этих случаях интеллект понимается вне оси времени, как единый срез, внутри которого различные структуры связаны статичным образом.
В то же время зависимость успешности решения задач от практики, т. е. ее «формируемость» является самоочевидной – например, в приведенном выше отрывке результат, заключающийся в том, что показатели решения задач на аналогию улучшились от тренировки, Стернберг и Гарднер сопровождают словами «как и можно было ожидать». Гораздо сложнее оказывается, однако, другое – соотнести проблему развития интеллекта с генеральным фактором, в более общем плане – с индивидуальными различиями.
Если интеллект определяется скоростью нервного проведения, то вообще не совсем понятно, как достигается улучшение в решении задач под влиянием тренировки. Если генеральный фактор – это выражение функционирования одного блока, то как тогда оказывается, что при тренировке в решении одних задач не происходит улучшения в решении других? То же возражение может быть выдвинуто и против объяснения, согласно которому генеральный фактор определяется наличием нескольких компонентов, регулярно встречающихся во всех интеллектуальных задачах.
Недаром, как отмечалось выше, Стернберг предлагает добавить к компонентной теории специальную субтеорию для объяснения связи интеллекта с определенной степенью новизны задач.
В более общем плане вопрос заключается в том, чтобы совместить генеральной фактор с повышением эффективности решения отдельных задач без изменения уровня общего интеллекта. Если за генеральный фактор отвечает некоторый блок или блоки, то необходимо допустить наличие еще каких-то блоков, отвечающих за каждую конкретную задачу. Назовем их периферийными, в отличие от центрального, ответственного за генеральный фактор. Тогда приходится предположить, что тренировке почему-то подвержены только периферийные блоки, а не центральный. Причем эти периферийные блоки не должны коррелировать между собой.
В рамках структурно-динамической теории феномен увеличения корреляций показателей отдельных заданий с интеллектом при наращивании практики находит логическое объяснение. Практика приводит к уравниванию опыта испытуемых, что делает определяющим фактором в дисперсии результатов их индивидуальный потенциал, который отражается и в показателях тестов интеллекта.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных интеллектуальных способностей
Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных интеллектуальных способностей В педагогической психологии накоплен колоссальный эмпирический материал, касающийся связей уровня развития интеллекта с успеваемостью. Следует отметить, что вербальный
Этапы развития детей и их интеллектуальных возможностей.
Описание возрастных кризисов 1 года, 3 лет и 6–7 лет. Как пережить детские возрастные кризисы. Как развивать таланты и способности детейЭтапы развития детей и их интеллектуальных возможностей. Описание возрастных кризисов 1 года, 3 лет и 6–7 лет. Как пережить детские возрастные кризисы. Как развивать таланты и способности детей Мы часто оставляли ребенка у нашей бабушки. Она раньше работала в
Глава 3. Структура и генеральный фактор интеллекта
Глава 3. Структура и генеральный фактор интеллекта В предыдущих главах было показано высокое значение интеллекта для достижений как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. В этой и двух последующих главах будет обсуждаться вопрос о внутреннем строении
Структурная предпосылка и генеральный фактор
Структурная предпосылка и генеральный фактор Итак, можно констатировать, что психология интеллекта в рамках структурной предпосылки перебрала все мыслимые объяснения причин генерального фактора: генеральный фактор есть результат работы одного механизма, многих
Проблема оценки эффективности интеллектуальных олимпиад
Проблема оценки эффективности интеллектуальных олимпиад Олимпиады имеют серьезную традицию у нас в стране.
Проблема отношения психических процессов и мозга
Проблема отношения психических процессов и мозга Вопрос о том, как относятся психические процессы к мозгу и каковы принципы работы мозга как материального субстрата психической деятельности, в разные периоды развития науки решался по — разному. Характер решения этого
Проблема психического развития человека
Проблема психического развития человека В прологе к своей автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг размышляет о специфике человеческого бытия и говорит, что «подобно другому существу человек есть сколок бесконечного божественного
ЛЕКЦИЯ № 12.
Изучение развития процессов запоминанияЛЕКЦИЯ № 12. Изучение развития процессов запоминания Проблема развития памяти давно занимает центральное место в психологии. Научная разработка этой проблемы непосредственно связана с изучением психологической природы процессов памяти, с характеристикой возрастных
3. Фактор неблагоприятного развития ребенка в раннем детстве
3. Фактор неблагоприятного развития ребенка в раннем детстве В исследованиях психодинамического направления акцент делается на неблагоприятное развитие ребенка в раннем детстве. Симбиоз «мать — младенец» рассматривается как биологическая система, в которой
Проблема психического развития человека
Проблема психического развития человека В прологе к своей автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг размышляет о специфике человеческого бытия и говорит, что, «подобно другому существу, человек есть сколок бесконечного божественного
4.
2. Стресс как фактор развития личности4.2. Стресс как фактор развития личности Преодоление стресса играет функцию гомеостаза, особенно в течение короткого периода времени, но оно может также иметь трансформационные функции с точки зрения продолжительных сроков и особенно отдаленных последствий. Частично
Проблема развития эмоционального интеллекта личности — НОО Профессиональная наука
Review article
Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы развития эмоционального интеллекта личности. В работе обосновывается необходимость развития данного личностного качества, а также его значение для успешной социализации личности, ее карьерного и профессионального роста. В работе анализируется сущность понятия «эмоциональный интеллект», рассматриваются его структурные компоненты. В исследовании приведены условия и основные этапы формирования эмоционального интеллекта личности.Abstract: The article is devoted to problems of development of emotional intelligence of the individual. The work substantiates the necessity of development of this personality and its importance for the successful socialization of a personality, her career and professional growth. The work discusses the essence of the concept of emotional intelligence, examines its structural components. The study shows the conditions and basic stages of formation of emotional intelligence of the individual.
Ключевые слова: интеллект, эмоциональный интеллект, формирование эмоционального интеллекта личности, структурные компоненты эмоционального интеллекта, этапы формирования эмоционального интеллекта, процесс личностного развития.Keywords: intelligence, emotional understanding, emotional intelligence, personality, structural components of emotional intelligence, the stages of emotional intelligence, the process of personal development.
На современном этапе развития отечественной психологической науки одним из наиболее актуальных вопросов является изучение феномена эмоционального интеллекта личности. Интерес к данной научной проблеме обоснован ее высокой актуальностью и важностью, так как именно данная способность человека позволяет контролировать свои эмоции и эмоциональные проявления окружающих. В этой связи эмоциональный интеллект является тем фактором, который позволяет достичь высокого уровня социализации, личностного и профессионального роста.
По мнению И.В. Андреевой, эмоциональный интеллект (EQ) «является гораздо более важным фактором, который способствует успеху человека, чем «обычный» интеллект – IQ. Именно благодаря ему личность имеет возможность стать крупным бизнесменом, топ-менеджером и эффективным политиком» [1, с. 78].
Прежде чем обратиться к проблеме развития эмоционального интеллекта, рассмотрим сущность изучаемого в данной статье понятия.
В отечественной психологической науке наиболее известной является концепция эмоционального интеллекта, разработанная Д. В. Люсиным. Первоначально ученый определил сущность понятия «эмоциональный интеллект» как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [2].
Позже автор конкретизировал данное утверждение, подчеркнув, что указанная способность означает, что человек может распознать эмоцию, то есть установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию; найти для нее словесное выражение; понять причины, которые вызвали данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Способность управлять эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, приглушать их, корректировать их внешнее выявление, а также произвольно вызвать ту или иную эмоцию при возникающей необходимости [3].
В этой связи понятие «эмоциональный интеллект» можно расценивать в роли конструкта, обладающего двойственной природой и связанного как с когнитивными способностями личности, так и с личностными характеристиками.
Развитие эмоционального интеллекта рассматривается в современной психологии преимущественно в двух аспектах: в плане изучения онтогенетических изменений в способности к пониманию и управлению эмоциями и в контексте целенаправленного влияния на развития отдельных сторон эмоционального интеллекта.
На основе анализа теоретических источников можем прийти к выводу, что современная психологическая наука в структуре эмоционального интеллекта выделяет два аспекта: внутриличностный и межличностный.
Внутриличностный аспект включает следующие компоненты:
— самооценка;
— осознание собственных чувств;
— уверенность в себе;
— терпимость;
— самоконтроль;
— ответственность;
— мотивация достижения;
— оптимизм и гибкость.
Межличностный аспект составляют следующие структурные компоненты:
— эмпатия;
— толерантность;
— коммуникабельность;
— открытость;
— диалогичность;
— антиципация.
Уровень развития эмоционального интеллекта выступает важным средством успешной самореализации личности.
Высокий уровень развития эмоционального интеллекта позволяет личности сбалансировать свои эмоции и разум, почувствовать внутреннюю свободу, ощутить ответственность за себя, осознать собственные потребности и мотивы поведения, равновесие, скорректировать стратегию собственной жизни.
Низкий уровень сформированности эмоционального интеллекта характеризуется одиночеством, страхом, нестабильностью, агрессией, чувством вины, фрустрацией, депрессией.
Формирование эмоционального интеллекта личности представляет собой поэтапный процесс развития способностей, выступающих структурными компонентами анализируемого в данном исследовании феномена.
Многие современные ученые обращаются к проблеме формирования эмоционального интеллекта. Рассмотрим основные этапы процесса формирования данного личностного качества, определенные И.Н. Мещеряковой.
Первый этап процесса, по И.Н. Мещеряковой, заключается в познании самого себя. На этом этапе человек познает собственный внутренний мир, свои эмоции и чувства, что позволяет ему по-новому рассмотреть себя и окружение.
В рамках данного этапа важным моментом является осознание полезности адекватного выражения эмоций, что является пусковым механизмом для запуска процесса формирования эмоциональной компетентности, которая, по мнению Р. А. Эльмурзаевой, представляет собой «совокупность знаний, умений и навыков, способность адекватно реагировать на изменения в результате интеллектуальной обработки внешней и внутренней эмоциональной информации» [5, с.100]
Второй этап предусматривает обучение управлению своим эмоциональным состоянием, использованию собственных эмоций и чувств для достижения поставленной цели. На данном этапе важным условием является развитие самоконтроля.
Третий этап предполагает развитие умения человека распознавать эмоции других людей, понимать чувства партнера по общению.
На четвертом этапе происходит овладение умением управления состояниями партнеров по общению. Данное умение подразумевает осуществление совокупности гуманистических индивидуализированных воздействий, направленных на предотвращение неблагоприятных состояний собеседника или партнера межличностного взаимодействия.
Пятый этап формирования эмоционального интеллекта заключается в формировании всех структурных компонентов данного качества и продуктивного его применения в профессиональной сфере [4].
Резюмируя вышесказанное, заключим, что эмоциональный интеллект представляет собой сочетание интеллекта и эмоций, при которых личность способна разбираться в своих и чужих чувствах, считаться с окружающими и строить с ними отношения на основе доверия и сопереживания.
Развитие эмоционального интеллекта упрощает и повышает эффективность процесса межличностного взаимодействия, при котором личность может полноценно реализовывать свои способности, не мешая творческому проявлению других.
Формирование эмоционального интеллекта личности подразумевает знание его структурных компонентов, а также учет его двойственной природы, включающей когнитивный и эмоциональный аспекты.
Формирование компонентов эмоционального интеллекта личности представляет собой поэтапный процесс, конечной целью которого является развитие высокого уровня данного качества, а также формирования эмоциональной компетентности, являющейся одним из показателей высокого профессионализма специалиста.
References
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.2. Люсин Д. В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен / Под ред. Г. А. Емельянова. М.: Смысл, 2000. 6.
3. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 5.
4. Мещерякова И. Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Вестник ТГУ. – 2010. – Вып. 1. – С. 157–161.
5. Эльмурзаева Р.А. Реализация эмоционального интеллекта в трудовой деятельности // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №3(15). – С. 95-102.
Динамика интеллекта: определение и типы
Нам всем нравится считать себя интеллектуальными. Как мы соотносимся с другими? Каковы наши индивидуальные сильные стороны? Почему одни люди лучше владеют одними навыками, а другие лучше других? Могу ли я стать умнее, чем сейчас? Что произойдет с моим интеллектом, когда я стану старше?
Какова динамика интеллекта в психологии?
Какие типы интеллекта существуют в психологии?
Как динамика интеллекта взаимодействует с возрастом?
Каковы некоторые примеры чрезвычайно высокого и низкого уровня интеллекта?
Как следует интерпретировать групповые различия в интеллекте?
Определение динамики интеллекта
Психологи хотят понять, что такое интеллект. Существует так много теорий об интеллекте и типах интеллекта! Что это такое? Интеллект — это способность учиться на своем жизненном опыте, адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам и решать жизненные проблемы. В прошлом некоторые ученые утверждали, что интеллект — это o ne общая способность. Теперь у нас есть более глубокое понимание интеллекта как динамического понятия, включающего множество факторов.
Психолог Альфред Бине создал первый тест на интеллект. Чтобы выявить учащихся парижской школьной системы, которые испытывают трудности и могут нуждаться в дополнительной помощи, Бине разработал формальный тест интеллекта, предназначенный для определения умственного возраста ребенка.
Бине считал, что интеллект является выражением множества умственных способностей. Его тест включал вопросы-рассуждения и вопросы для решения проблем. Тест Бине был разработан, чтобы помочь выявить детей, которым может понадобиться дополнительная помощь в школьной системе. Другие тесты интеллекта предназначены для получения коэффициента интеллекта или баллов IQ .
IQ = хронологический возраст ÷ умственный возраст × 100
умственный возраст 12 лет будет иметь IQ 120.
Показатели IQ измеряются относительно нормального распределения или кривой нормального распределения. Возможно, вы помните этот термин из статистики научных исследований. Это означает, что большинство людей набирают где-то посередине IQ. У кого-то очень низкие баллы, у кого-то очень высокие. Остальные из нас забивают где-то посередине. В тестах интеллекта средний балл составляет 100.
Шкала интеллекта Стэнфорда-Бине — это тест интеллекта, который измеряет пять умственных способностей: знания, количественные рассуждения, подвижные рассуждения, визуально-пространственная обработка и рабочая память . Баллы собираются во всех пяти категориях, и объединяют , чтобы получить оценку интеллекта человека.
В настоящее время наиболее часто используемым тестом интеллекта является шкала интеллекта взрослых Векслера (WAIS) , разработанная психологом Дэвидом Векслером. Этот тест включает четыре категории: словесное понимание, скорость обработки, оперативную память и организацию восприятия 9.0030 . В нем также есть раздел, который измеряет невербальных навыков , чтобы помочь устранить образовательные и культурные предубеждения.
Фг. 1 Альфред Бине создал первый тест интеллекта, pixabay.com
Типы интеллекта в психологии
Что делает нас интеллектуальными? Как мы можем знать наверняка, что мы разумны? Может быть, мы хорошо справляемся, если кто-то проверяет нас устно, но у нас возникают проблемы с письменными тестами. Мы можем чувствовать себя экспертом в одних областях и новичком в других. Является ли интеллект единственным качеством, которым мы либо обладаем, либо нет? Исследователи считают, что многие типы интеллекта играют роль в наших общих когнитивных способностях. Вот несколько показателей интеллекта:
Гибкое мышление — Рассуждения и решение проблем без ранее приобретенных знаний.
Визуально-пространственная обработка — Способность точно воспринимать объекты в пространственной среде, включая оценку расстояния, движений тела, направлений на карте и пространственных закономерностей.
Рабочая память — Относительно небольшой объем информации, который мы удерживаем в уме в течение нескольких секунд для выполнения определенных задач.
Количественное мышление — Способность решать повседневные задачи с использованием математических понятий.
Знания — Насколько мы знаем о конкретных темах.
Эмоциональный интеллект
Психолог Дэниел Гоулман изучал одну специализированную область интеллекта. Наш эмоциональный интеллект относится к нашим социальным навыкам и включает в себя такие вещи, как эмоциональное регулирование и понимание, а также адекватное реагирование на эмоции других. Психологи Петр Саловей и Джон Майер развили идею Гоулмана еще дальше. Они создали Многофакторную шкалу эмоционального интеллекта Интеллекта (MEIS) для измерения эмоционального интеллекта. Они утверждали, что эмоциональный интеллект включает в себя четыре способности: восприятие, понимание, управление и использование эмоций.
Восприятие — Правильное восприятие эмоционального состояния других, эмпатия
Понимание — Межличностные навыки распознавания динамики отношений и эмоциональных моделей другого человека
Управление — Способность соответствующим образом выражать эмоции и реагировать на эмоции других.
Использование — Как мы реагируем на наши собственные эмоции и используем их творчески или эффективно.
Искусственный интеллект
Искусственный интеллект (AI) — это область исследований, направленная на имитацию человеческого мышления, обучения и языковых способностей с помощью компьютеров и технологий. Ученые в области искусственного интеллекта работают над разработкой компьютерного программирования, которое может эффективно решать проблемы. Разработанные до сих пор компьютеры могут разумно обучаться и адаптироваться ограниченными способами.
Динамика интеллекта и возраста
Как интеллект сохраняется с течением времени? Можем ли мы обрести больше интеллекта и когнитивных способностей, когда станем старше? Судя по тестированию интеллекта, когнитивные способности стабилизируются примерно в возрасте 4-6 лет. Когда дети становятся подростками, их интеллект становится еще более стабильным. Те, кто в детстве набирает высокие баллы по тестам интеллекта, как правило, получают высокие баллы на протяжении всей жизни.
Подождите. Значит ли это, что взрослые не умнее детей? Ну да и нет. Некоторые типы интеллекта снижаются с возрастом; другие типы увеличиваются с возрастом! Психолог Раймонд Кеттелл разделил интеллект на две категории: кристаллизованный и подвижный интеллект.
Кристаллизованный интеллект основан на фактах и опыте. Он включает в себя язык, словарный запас и понимание прочитанного. Этот тип интеллекта увеличивается с возрастом! С возрастом мы сталкиваемся с новыми ситуациями и накапливаем больше опыта. Развиваем более богатый словарный запас , и наше эмпирическое знание углубляется. Итак, те, кто прожил больше жизни, чем вы, как правило, в чем-то умнее вас.
Подвижный интеллект предполагает абстрактное мышление. Этот интеллект включает в себя творчество, решение проблем и разгадывание головоломок. Выяснение в уме ответа на проблему, которую вы никогда раньше не решали, — это пример гибкого интеллекта в действии. Этот тип интеллекта снижается медленно и постепенно по мере старения. Мы можем не так быстро решать проблемы или обрабатывать информацию, когда становимся старше, но мы продолжаем расширять свои знания и словарный запас.
Фг. 2 Интеллект будет снижаться с возрастом, pixabay.com
Примеры динамики интеллекта
Интеллект каждого человека уникален, поскольку в игру вовлечено множество динамик. Вы можете набрать высокие баллы за вербальное мышление, но низкие за понимание прочитанного. Это нормально! А как насчет тех, кто набирает очень высокие или низкие баллы в тесте на интеллект?
Те, кто набрал 70 или меньше баллов по тестам IQ, могут иметь умственную отсталость. Как правило, люди с очень низкими показателями интеллекта в некоторой степени испытывают трудности с социальными, практическими и концептуальными навыками. Те, у кого легкая умственная отсталость , обычно могут заботиться о себе, окончить среднюю школу, устроиться на работу и поддерживать отношения. Лица с серьезной умственной отсталостью имеют более ограниченные социальные и практические навыки и могут нуждаться в постоянном уходе.
Вы слышали о чем-то, что называется синдромом саванта ? Возможно, вы слышали, как кто-то называет человека ученым. Это означает, что общий интеллект человека ниже среднего, но он обладает исключительными способностями. Например, человек с синдромом саванта может быть не в состоянии полностью позаботиться о себе; в то же время они могут иметь отличные математические или художественные способности.
На другом полюсе интеллекта находятся люди с очень высокими баллами. Таких людей часто называют одаренными. Продольные исследования показали, что дети, которые набрали исключительно высокие баллы на тестах IQ, обычно позже достигают высоких академических или профессиональных успехов. Одаренные люди отличаются от людей с синдромом саванта: одаренный человек имеет высокие показатели общего интеллекта.
Групповые различия в интеллекте
Задумывались ли вы когда-нибудь, женщины умнее мужчин или мужчины умнее женщин? Что касается интеллекта, то мужчины и женщины, как правило, набирают одинаковые баллы. Интересно, однако, что мужчины и женщины, как правило, преуспевают в разных областях. Женщины обычно набирают более высокие баллы в тестах на беглость речи, правописание, восприятие эмоций и чувствительность к вкусу, осязанию и цвету. Мужчины набирают более высокие баллы в тестах на и психических способностей. Однако, если объединить оценки каждой способности, мужчины и женщины одинаково умны.
Ученые, изучавшие IQ в США, обнаружили различия в показателях интеллекта от одной расовой группы к другой. Другими словами, они обнаружили расовые различия в показателях IQ. Некоторые расовые группы набрали на 10–15 баллов меньше, чем в среднем у испытуемых европеоидной расы. Как мы можем понять эти выводы? Внутригрупповые различия гораздо более значительны, чем межгрупповые.
Несмотря на то, что между расовыми группами существовала разница, диапазон показателей IQ внутри каждой расовой группы был намного больше, чем различия между группами. Это означает, что если объединить все показатели IQ по расовым группам, различия сгладятся. Ваш интеллект не зависит от вашей расы или национальности! Факторы окружающей среды играют большую роль в интеллекте. Доход семьи, род занятий родителей, место жительства, физические упражнения и питание — все это влияет на интеллект ребенка.
Динамика Интеллекта — Ключевые выводы
- Интеллект — это способность учиться на собственном жизненном опыте, адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам и решать жизненные проблемы.
- Показатели IQ измеряются по нормальному распределению или кривой нормального распределения, , а средний балл равен 100 .
- Наш эмоциональный интеллект относится к нашим социальным навыкам и включает в себя такие вещи, как эмоциональная регуляция и понимание и адекватная реакция на эмоции других.
- Искусственный интеллект (ИИ) — это область исследований, направленная на имитацию человеческого мышления, обучения и языковых способностей с помощью компьютеров и технологий.
- Подвижный интеллект снижается с возрастом, в то время как кристаллизованный интеллект обычно увеличивается с возрастом.
- Те, кто набрал 70 или ниже баллов по тестам IQ, могут иметь умственная отсталость и в некоторой степени проблемы с социальными, практическими и концептуальными навыками.
Глава 12: Решение проблем и разведка
Глава 12
Решение проблем часто сравнивают с процессом поиска, в котором вы ищете путь, ведущий от отправной точки к цели. Однако во многих задачах существует слишком много путей, чтобы можно было исследовать каждый из них, и именно поэтому решающее значение имеют эвристики решения проблем. Эвристика, применимая к широкому кругу задач, включает восхождение на вершину и анализ средств и результатов.
Решению проблем также помогают визуальные образы или диаграммы. Для некоторых целей они работают одинаково хорошо, но у каждого есть свои преимущества. Визуальные образы легко настраиваются при желании изменить размер или положение какого-либо элемента. Преимущество диаграмм, напротив, состоит в том, что они не зависят от их интерпретации, и, таким образом, они могут облегчить переинтерпретацию.
Часто бывают полезны аналогии с уже решенными задачами. Тем не менее аналогии, по-видимому, недостаточно используются многими решателями проблем, вероятно, потому, что решатели проблем ищут в памяти, уделяя особое внимание поверхностным особенностям проблемы, а не ее основной динамике. Таким образом, использование аналогий можно стимулировать с помощью инструкций или контекстов, побуждающих людей сосредоточиться на более глубокой структуре проблемы.
Эксперты в какой-либо области обычно уделяют больше внимания глубинной структуре проблемы, а не ее поверхностной форме, и это помогает экспертам находить и использовать аналогии. Сосредоточение внимания на базовой структуре проблемы также помогает экспертам разбить проблему на подзадачи.
Вероятность решения проблемы в огромной степени зависит от того, как кто-то воспринимает или определяет проблему. Определение проблемы может включать незамеченные предположения о форме, которую должно принять решение, предположения об использовании или функциях элементов, содержащихся в задаче, и предположения о том, какие типы процедур следует попробовать при решении проблемы. Эти различные формы наборов для решения проблем обычно полезны, потому что они уводят решателя проблемы от бессмысленных направлений атаки на проблему. Но набор для решения проблемы также может быть препятствием для решения проблемы, если, например, решение требует изменения набора. Таким образом, наборы для решения проблем в форме функциональной фиксированности или Einstellung могут быть значительными препятствиями на пути к решению проблем.
Исследователи, интересующиеся творчеством, часто полагались на подробные тематические исследования известных творческих личностей. Эти тематические исследования выявили определенные общие черты, которые кажутся «предпосылками» для великого творчества. Тематические исследования также указывают на необходимость социокультурного подхода к творчеству.
Некоторые ученые предполагают, что творческое решение задач проходит четыре стадии: подготовка, инкубация, озарение и проверка. Однако исследователи скептически относятся к этим четырем стадиям, а тщательные исследования креативности не дали доказательств того, что креативность включает в себя особые или экзотические процессы. Например, инкубация часто упоминается как форма бессознательного решения проблем, но исследования показывают, что преимущества инкубации, когда они возникают, можно понять более простыми словами: восстановление после усталости или забвение непродуктивных предыдущих подходов. Точно так же момент озарения, по-видимому, указывает только на то, что тот, кто решает проблему, обнаружил новый подход к проблеме; во многих случаях этот новый подход заводит в тупик.
В свете этих данных многие авторы предположили, что креативность может быть просто экстраординарным продуктом, являющимся результатом совокупности обычных элементов — элементов, включающих когнитивные процессы (поиск в памяти посредством распространяющейся активации, эвристики и т. д.), а также эмоциональные и личностные характеристики, которые способствуют процессам и обстоятельствам, необходимым для творчества.
Исследования интеллекта вызывают споры. Однако обычно используемые меры интеллекта кажутся надежными и действительными. На достоверность указывают корреляции, часто наблюдаемые между показателями IQ и производительностью в задачах, которые, по-видимому, требуют интеллекта. Эти корреляции далеки от идеальных (то есть намного ниже 1,00), но это просто напоминает нам о том, что другие факторы, помимо интеллекта, имеют значение для производительности в большинстве областей.
Большинство тестов интеллекта включают многочисленные подтесты, но люди, которые хорошо справляются с одной частью теста, как правило, хорошо справляются со всеми тестами. Такого рода доказательства убеждают исследователей в том, что существует такое понятие, как интеллект в целом, обычно обозначаемый буквой g. Однако мы также можем различать различные формы более специализированного интеллекта, поэтому выполнение многих задач зависит как от чьего-либо уровня g, так и от профиля более конкретных сильных и слабых сторон этого человека. Этот паттерн часто обобщается в иерархических моделях интеллекта.
Нам также необходимо различать текучий и кристаллизованный разум. Подвижный интеллект относится к способности справляться с новыми и необычными проблемами; Кристаллизованный интеллект относится к вашим приобретенным знаниям и навыкам.
Общий интеллект, или g, может быть частично понят с точки зрения скорости ума, исходя из идеи, что люди, которых мы называем умными, буквально быстрее в своем интеллектуальном функционировании. Другое предложение сосредоточено на понятии объема рабочей памяти и исполнительного контроля, с предположением, что умные люди буквально лучше способны контролировать и направлять свои собственные мыслительные процессы. Это понятие исполнительного контроля хорошо согласуется с теорией теменно-лобной интеграции, которая подчеркивает координацию нескольких областей мозга при создании разумного поведения.
Интеллектуальные способности также зависят от чьего-либо отношения и мотивации. В результате удобно и часто полезно измерять интеллект одним числом (например, оценкой IQ), но если мы хотим понять и улучшить интеллект, нам нужно смотреть дальше этого единственного показателя.
Показатели IQ многое говорят нам о человеке, но они не оценивают все его умственные способности. Исследователи также подчеркивают важность практического интеллекта, рациональности и эмоционального интеллекта. Теория множественного интеллекта идет дальше, предлагая восемь различных типов интеллекта.
Несомненно, гены влияют на интеллект. Это проявляется в том факте, что люди, которые больше похожи друг на друга (например, однояйцевые близнецы), также имеют тенденцию быть похожими друг на друга по своим показателям IQ; это остается верным, даже если близнецы были разлучены при рождении и воспитывались отдельно. Однако также верно и то, что факторы окружающей среды влияют на интеллект. Это выражается в том, что различные аспекты бедности могут подорвать интеллект, а различные формы обогащения в окружающей среде могут его улучшить. Воздействие окружающей среды также проявляется во всемирном улучшении показателей IQ, известном как эффект Флинна.
Важно понимать взаимодействие между генетическими факторами и факторами окружающей среды при определении чьего-либо IQ. Грубо говоря, мы можем считать, что гены определяют чей-то потенциал, но то, как этот потенциал будет раскрываться, сильно зависит от окружения человека.
Были споры о различиях между мужчинами и женщинами в их умственных способностях. Данные не показывают различий между полами в общем IQ, хотя показатели мужчин более вариабельны, чем показатели женщин. Однако есть различия в более конкретных тестах: женщины (в среднем) имеют преимущество в некоторых вербальных тестах, а мужчины (в среднем) имеют преимущество в некоторых пространственных тестах.
Некоторые авторы предполагают, что эти различия в способностях являются причиной так называемого гендерного разрыва в успеваемости. Однако этот разрыв непостоянен — он проявляется в одних данных и не проявляется в других.