Процедура наблюдения в психологии: 3. Метод наблюдения в психологии.

Содержание

Виды и процедуры наблюдения в психологии

Похожие презентации:

Виды и процедуры контент-анализа в психологии

Методы психологии

Методы и процедуры социально-психологического исследования

Эмпирические методы в психологии

Методы исследования в психологии

Экспериментальная психология

Возрастная психология

Экспериментальная психология как самостоятельная наука

Виды эксперимента в психологии

Учебная дисциплина. Психология

1. Виды и процедуры наблюдения в психологии

ВИДЫ И ПРОЦЕДУРЫ
НАБЛЮДЕНИЯ В
ПСИХОЛОГИИ
Методы профессиональной
деятельности психолога

2. Тема 8. Виды и процедуры наблюдения в психологии

ТЕМА 8. ВИДЫ И ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1. Виды наблюдения и их характеристика
2. Процедуры наблюдения
3. Качественные оценки наблюдения
4. Количественные оценки наблюдения

3. 1. Виды наблюдения и их характеристика Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие психических процессов и

1. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
НАБЛЮДЕНИЕ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ И ПЛАНОМЕРНОЕ
ВОСПРИЯТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ,
РЕЗУЛЬТАТЫ КОТОРОГО ФИКСИРУЮТСЯ НАБЛЮДАТЕЛЕМ
НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ:
1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ
2. СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ
3. ПЛАНОМЕРНОЕ
4. ПРЕДНАМЕРЕННОЕ
5. АКТИВНОЕ
6. АНАЛИТИЧЕСКОЕ
7. КОМПЛЕКСНОЕ
8. ФИКСИРУЕМОЕ
ЖИТЕЙСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

4. 1. Виды наблюдения и их характеристика

5. 1. Виды наблюдения и их характеристика

6. 1. Виды наблюдения и их характеристика

7. 1. Виды наблюдения и их характеристика

8. 1. Виды наблюдения и их характеристика

9. 1. Виды наблюдения и их характеристика

10. 1. Виды наблюдения и их характеристика

11. 1. Виды наблюдения и их характеристика

12. 1. Виды наблюдения и их характеристика

13. 1. Виды наблюдения и их характеристика

14. 2. Процедуры наблюдения

Этапы проведения
наблюдения
I. Этап подготовки к
наблюдению
III. Этап проведения
наблюдения
II. Этап разработки
программы наблюдения
IV. Этап обработки и
интерпретации
результатов
наблюдения

15. 2. Процедуры наблюдения

Требуется выделить:
1. Цель наблюдения
2. Объект и предмет наблюдения
3. Ситуации, в которых будет проводиться
наблюдение
4. Временные рамки и график
5. Форма регистрации данных
6. Возможность сопоставления наблюдаемых
фактов

16. 2. Процедуры наблюдения

Отдельные записи – форма
записи при однократных
наблюдениях или
использовании наблюдения
как вспомогательного приема
Протокол – форма
записи при
периодических
наблюдениях и чаще
всего ведется
непосредственно в
ходе наблюдения
Дневник – форма
записи при
лонгитюдном
наблюдении
3. КАЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ НАБЛЮДЕНИЯ
1)ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА С
ПОМОЩЬЮ
ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА
2)РАЗРАБОТКА СИСТЕМ
УСЛОВНЫХ НАЗВАНИЙ,
ЗНАКОВ, КОДОВ
СЛОВО

18.

— описания — Тексты — рассказы — создание или уточнение теорий3. Качественные оценки наблюдения
— ОПИСАНИЯ
— ТЕКСТЫ
— РАССКАЗЫ
— СОЗДАНИЕ ИЛИ УТОЧНЕНИЕ ТЕОРИЙ

19. 3. Качественные оценки наблюдения

3. КАЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ НАБЛЮДЕНИЯ
Достоинство:
глубинное, богатое
повествовательное описание
выборки
Недостаток:
маленькая выборка, трудно сделать
выводы и прогнозы на будущее
состояние наблюдаемых
4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ НАБЛЮДЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ШКАЛИРОВАНИЕ
ХРОНОМЕТРАЖ

21. 4. Количественные оценки наблюдения — числа — значения — переменные — проверка готовых теорий

4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ НАБЛЮДЕНИЯ
— ЧИСЛА
— ЗНАЧЕНИЯ
— ПЕРЕМЕННЫЕ
— ПРОВЕРКА ГОТОВЫХ ТЕОРИЙ

22. 4. Количественные оценки наблюдения

4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ НАБЛЮДЕНИЯ
Достоинство:
большая выборка, статистическая
валидность (полное соответствие
реальности)
-Недостаток:
искусственность понимания
мыслей и чувств респондентов

English     Русский Правила

Т.

В. Корнилова экспериментальная психология теория и методы допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник yurii Фев 25, 2023

Вид материалаУчебник

Содержание


3.5. Наблюдение в отношении к другим методам психологических исследований
3.5.2. Описание, регистрация и анализ данных при использовании метода наблюдения
Протокол наблюдения.
Выборочный протокол
Процедура наблюдения
Этап подготовки
Этап разработки схемы наблюдения
Этап проведения наблюдения
Этап обработки и интерпретации результатов.
Подобный материал:

  • Т. В. Корнилова экспериментальная психология теория и методы допущено Министерством, 5682.25kb.
  • В. И. Королева Москва Магистр 2007 Допущено Министерством образования Российской Федерации, 4142.55kb.
  • Ю. А. Бабаева Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник, 7583. 21kb.
  • Н. С. Елманова История международных отношений и внешней политики России 1648-2000, 4874.79kb.
  • С. Н. Волков землеустройство • системы автоматизированного проектирования в землеустройстве, 120.02kb.
  • М. В. Ломоносова Кафедра общей психологии общая психология всеми томах Под редакцией, 6051.74kb.
  • Е. С. Шугрина муниципальное право российской федерации учебник, 12194.91kb.
  • Попова Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник, 10135.33kb.
  • К. Э. Фабри Основы зоопсихологии 3-е издание Рекомендовано Министерством общего и профессионального, 5154.41kb.
  • Е. Ф. Язькова Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник, 5333.75kb.

1   …   10   11   12   13   14   15   16   17   …   54

3.5. Наблюдение в отношении к другим методам психологических исследований

3.5.1. Методики наблюдения в схемах других методов

Методики наблюдения могут использоваться как способы регистрации или фиксации данных при различных по структуре методах исследования: например, в психологическом эксперименте и при решении задач психодиагностики. Так, можно проводить психологический эксперимент, создавая для испытуемого отличающиеся условия выполнения экспериментальных заданий и квалифицируя определенным образом тип его действий. Это будет применение наблюдения как методики сбора эмпирических данных, но при условии возможности перехода от качественных описаний к переменным, предполагающим возможность оценки наблюдаемых показателей в тех или иных шкалах.

Экскурс 3.4

Например, в работе Мак Гроу [78] экспериментально исследовалось влияние «плотности» группы на особенности свободного поведения детей. «Плотность» группы изменялась либо за счет уменьшения площадки для игр, и тогда группа детей ставилась в условия более тесного в пространственном отношении взаимодействия; либо за счет изменения величины группы детей на прежней площадке. Посредством наблюдения выделяли следующие виды «социального поведения», отражающие разные аспекты взаимодействия между детьми во время игр: удары, толчки друг друга, смех, спор о предмете, телесный контакт и т. д. Предметом изучения были не сами по себе выделенные поведенческие акты, а специфика регуляции взаимодействия детей при разных условиях групповой игры. Объектом наблюдения явились собственно указанные внешние формы взаимодействия детей друг с другом.

Наблюдение дает основной материал на первых этапах разработки стандартизированных личностных тестов, позволяя выделить «отрезки поведения», которые затем включаются в структуры личностных черт.

Р. Кеттэлл попытался в 1957 г. сформулировать определенные правила такого наблюдения, которое в клинических условиях позволяло бы диагностировать психическое состояние и личностные особенности человека. К этим правилам относятся: длительность наблюдения (месяцы), необходимость усреднения данных от 10 до 20 наблюдателей, отсутствие ролевых отношений между наблюдателем и пациентом, оценивание поведения человека во многих и разнообразных ситуациях и т.д.

Иное место отводится наблюдению как дополнительному критерию при решении психодиагностических задач в ряде отечественных исследований. Так, при проведении патопсихологического обследования человека результаты наблюдения за его действиями и целостное восприятие его отношения к ситуации обследования дают психологу необходимый материал для квалификации результатов выполнения испытуемым заданий. Старался или нет человек выполнить задание, как себя вел, как реагировал на подсказки – все это дополняет критерии психолога при определении сохранности психики.

В ряде областей исследования наблюдение становится преимущественно используемым методом, основным или необходимым дополнительным средством получения фактов в зависимости от специфики целей исследования, ограниченной возможности управления изучаемыми процессами или нежелательности воздействия на «объект» изучения. Иногда наблюдение незаменимо как методика вследствие адекватности способа оценки непосредственных впечатлений психолога свойствам изучаемых явлений.

В общей психологии, зоопсихологии, психологии труда, медицинской, детской, социальной и педагогической психологии при решении многих проблем нельзя заменить метод наблюдения каким-то иным методом.

3.5.2. Описание, регистрация и анализ данных при использовании метода наблюдения

Способ описания наблюдаемых событий имеет первостепенное значение для оценки полученных в исследовании данных. Решение проблем, которые рассматривались ранее, во многом зависит от выбора «системы наблюдения», или системы описания (кодирования) данных.

Протокол наблюдения. В схему наблюдения входит определение моментов отчета наблюдателя в ходе наблюдения или сразу после определенных этапов наблюдения. Данные наблюдения фиксируются в форме протокола, дневника или отдельных записей (заметок). Протокол – наиболее часто применяемая форма записи при периодических наблюдениях и чаше всего ведется непосредственно в ходе наблюдения. Он может быть в разной степени формализован.

Дневник – форма записи, используемая при лонгитюдном наблюдении. Записи делают обычно один раз в день или в несколько дней, причем наблюдатель записывает по памяти в свободной форме все, что привлекло его внимание. Наконец, отдельные записи ведутся при регистрации единичного наблюдения или использовании наблюдения как вспомогательного приема.

Протокол, в котором наблюдатель фиксирует данные, может быть сплошным или выборочным. В сплошном протоколе наблюдатель полностью отражает все наблюдаемые события (разумеется, на том уровне обобщения, который им принят) в том порядке, в котором они происходили. Обычно указывают время, которое занимало то или иное событие. Сплошной протокол в большей или меньшей степени формализован, так как без формализации «поспевать за событиями», фиксируя время, довольно трудно. Сплошное протоколирование, как правило, применяется на предварительных этапах исследования и дает общее представление о наблюдаемой реальности. Затем исследователь переходит к менее трудоемким способам фиксации.

Выборочный протокол также фиксирует события в хронологическом порядке, но не все, а лишь интересующие исследователя. Такой протокол обычно используется на более поздних этапах исследования, когда исследователь достаточно знаком с «объектом».

При хронометрировании или подсчетах частот проявления того или иного события протокольное описание включает последовательности цифр. При формализованных описаниях данных наблюдения, когда категории и «единицы» четко определены, можно фиксировать их в различного рода таблицах. Таблица фиксации данных наблюдения упрощает как процесс их записи, так и возможности последующих реконструкций наблюдавшихся событий, поскольку данные в таблице сразу представлены в структурированной форме.

Процедура наблюдения. Применение метода наблюдения наряду с решением проблем выбора «единиц», формы и способов фиксации данных наблюдения и схем, последующего их анализа предполагает решение чисто методических вопросов, связанных с конкретной организацией процедуры наблюдения в соответствии с поставленной целью. Понятие процедуры наблюдения относится к конкретизации методики наблюдения и включает определение порядка основных этапов ее реализации, а также использование технических средств для фиксации данных.

Процедура наблюдения как реализация определенной методики состоит из ряда этапов.

1. Этап подготовки: составление исходных представлений об «объекте» наблюдения, ситуации, испытуемых и выбор методики наблюдения как способа отчета наблюдателя.

2. Этап разработки схемы наблюдения, или конкретного плана, включает выбор «техник» наблюдения и последовательность их применения. Для уточнения плана часто проводится предварительный сеанс наблюдения, или «генеральная репетиция». Этот этап необходим, поскольку на практике всегда возникает множество мелочей, которые заранее невозможно учесть. Может оказаться недостаточной скорость регистрации, неудобной выбранная позиция, могут проявиться компоненты поведения, не учтенные заранее в репертуаре единиц, и т.д. Конкретизированный план проведения наблюдения называют иногда его «программой».

3. Этап проведения наблюдения: процесс получения эмпирического материала. Его результатом является протокол, т.е. документ, фиксирующий наблюдавшиеся события.

4. Этап обработки и интерпретации результатов.

Метод наблюдения в психологии — ExamSector

Posted on

by examsectoreng

Table of Contents

Toggle

  • В 1913 году, когда Уотсон основал школу бихевиоризма, психология была определена в новом контексте и была названа наукой о поведении, изучение которой можно проводить, используя метод наблюдения, а не метод самоанализа.
  • В этом методе наблюдатель наблюдает за поведением организма или человека. На основе своих наблюдений готовит специальный отчет. После анализа подготовленного отчета наблюдатель пришел к какому-либо конкретному выводу о поведении организма. Чтобы сделать наблюдение более объективным, наблюдатель наблюдает за поведением организма в различных ситуациях. Иногда за поведением организма наблюдают вместе многие наблюдатели. Это может быть причиной того, что этот метод называется методом объективного наблюдения.
    Наблюдает за обоими типами поведения, т. е. внешним поведением, таким как: бег, плач, игра, и внутренним поведением, таким как: изменение артериального давления, изменение частоты сердечных сокращений и т. д.
  • Существуют две основные характеристики объективного наблюдения:
    i) Наблюдение всегда целенаправленно и интенсивно. Иными словами, для достижения какой-то конкретной цели наблюдатель уделяет особое внимание какому-то конкретному аспекту поведения человека.
    ii) Цель наблюдения состоит в том, чтобы найти взаимосвязь между различными переменными с использованием различных правил.

Наблюдения бывают трех видов:

а) включенное наблюдение
б) не включенное наблюдение
c) Натуристическое наблюдение

Включенное наблюдение:

  • В этом типе метода наблюдения наблюдатель активно участвует в различных действиях с участниками в том поведении, которое он хочет наблюдать. Например; для изучения проблем рабочих любой фабрики психолог может зарегистрироваться как один из рабочих этой фабрики, чтобы он мог решать те же проблемы и тем временем наблюдать за поведением других рабочих.

Наблюдение без участия

  • В этом типе метода наблюдения наблюдатель не участвует в том поведении, которое он хочет наблюдать. Наблюдатель наблюдает за желаемым поведением участников на расстоянии. С помощью этого метода чаще всего осуществляется наблюдение за поведением участника в клинической, образовательной, социальной и производственной ситуации.

Натуралистическое наблюдение

  • Когда метод наблюдения используется в естественных условиях, в основном для наблюдения за поведением животных, такой вид наблюдения называется натуралистическим наблюдением. Подобно психологам, наблюдайте за поведением пчел, обезьян, муравьев и т. д. в их естественной среде обитания.

Достоинства: В целом видно, что наблюдает –

Достоинства методов наблюдения следующие:

  1. Этот метод разработал область исследования для психологов. Метод интроспекции применялся только к взрослым, в результате чего можно было изучать умственную деятельность взрослых. Но метод наблюдения можно применять к детям, умственно отсталым взрослым, инвалидам, животным и т. д. Таким образом, применение этого метода расширило область психологии.
  2. С помощью этого метода можно одновременно изучать поведение более чем одного организма. Например, если психолог хочет изучить поведение толпы, он может сделать это очень легко, используя этот метод.
  3. Можно легко провести статистический анализ оценок, полученных с помощью этого метода, поскольку оценки обычно представлены в форме частоты и процента. В результате чего повышается достоверность вывода, полученного из этого метода.

Недостатки:

Отношение, предрассудки, потребности и т. д. могут повлиять на его наблюдения. Другими словами, можно сказать, что наблюдения могут стать более субъективными, чем объективными. В такой ситуации полученные результаты не отличаются высокой надежностью или достоверностью.

  1. В этом методе наблюдатель, наблюдая за поведением организма, пытается выяснить его психические механизмы. Но наблюдатель не может найти успех каждый раз. например: две женщины из любого села встречаются спустя долгое время, чтобы выразить свою любовь друг к другу, они могут начать плакать, любой наблюдатель может прийти к выводу, что они должны в горе, поэтому они плачут, но на самом деле они показывают свою радость. Этот пример ясно указывает на то, что невозможно объективно интерпретировать действительный смысл любого психического механизма.
  2. В этом методе наблюдение проводится в естественной и неконтролируемой ситуации, поэтому результаты, полученные с помощью этого метода, не могут быть описаны в истинной причинно-следственной связи. В исследовании, проведенном Jones & Jones в 1928 году, студенты колледжа испугались, увидев змею. Здесь причина эмоциональной реакции (страха) неясна. Форма змеи могла вызвать чувство страха у студентов, ее ползание могло быть причиной и т. д. В конце концов, нет никакой фиксированной причины, которая ответственна за возбуждение чувства страха у студентов.

Последняя публикация психологии: – Щелкните здесь

Важные моменты: – 

  1. В настоящей главе обсуждаются методы психологии и измерения центральной тенденции. Метод наблюдения также называют методом наблюдения. В этом методе наблюдатель изучает поведение организма или человека.
  2. Метод тематического исследования используется в клинической психологии для выявления симптомов любого заболевания и вызывающей его причины.
  3. Обычно разговор между двумя или более лицами по какому-либо конкретному поводу называется интервью.
    Метод опроса, экспериментальный метод, метод самоанализа являются основными психологическими методами.
  4. Мерой центральной тенденции являются Среднее, Мода, Медиана. В настоящей главе обсуждаются частотное распределение, линейное представление, графическое представление, частотный полигон и гистограмма.

1. Значение частоты:
a) Баллы
b) Количество повторений баллов
c) Несколько баллов
d) Ни один из этих

Нажмите, чтобы показать/скрыть

Ответ: — B

2. Какой из методов не подходит для распределения абсолютной частоты?
a) Эксклюзивный метод
b) Инклюзивный метод
c) Точный метод
d) Ни один из этих

Нажмите, чтобы показать/скрыть

Ответ: — D

3.) Какая формула для диапазона?
a) (H-L)+1
b) (H+L)-1
c) (H-L)
d) НИ ОДИН ИЗ ЭТИХ

Нажмите, чтобы показать/скрыть

Ответ :- А

4. Символ размера интервала класса:
a) Y
b) X
c) i
d) p

Нажмите, чтобы показать/скрыть

Ответ: — C

5. Что из перечисленного является графическим методом?
a) Многоугольник частот
b) Гистограмма
c) Столбчатая диаграмма
d) Все вышеперечисленное

Нажмите, чтобы показать/скрыть

Ответ :- A

Методы наблюдения – annabelpsychology

Опубликовано by annabel987

Наблюдение — это метод проведения исследований в психологии, который можно разделить на три категории: контролируемые наблюдения, натуралистические наблюдения и включенные наблюдения.

Наблюдения, как правило, дешевы и требуют немного ресурсов и материалов, но могут занять много времени в зависимости от того, что вы наблюдаете. Наблюдения также можно рассматривать как явные (участники знают о том, что их изучают и дали свое разрешение) или скрытые (исследователь скрывает от участников свою настоящую личность, выступая также в качестве участника).

‘наблюдать’ ‘Глаз просто наблюдает…’

Контролируемые наблюдения обычно проводятся открыто, поскольку исследователь объясняет группе цель исследования, поэтому участники знают, что за ними наблюдают. Обычно это проводится в психологических лабораториях. Исследователь отвечает за такие факторы, как, где происходит наблюдение, когда, с кем и при каких обстоятельствах. Участники случайным образом распределяются по каждой независимой группе переменных, и исследователь обычно избегает любого прямого контакта с участниками, но все же может наблюдать через двустороннее окно (например, «Эксперимент с куклой Бобо», Бандура, 19 лет).

62. Его выводы также подтверждают его теорию социального научения (1977)). Преимущества контролируемых наблюдений заключаются в том, что они упрощают проверку надежности, поскольку другие исследователи могут легко воспроизвести их, используя тот же график наблюдения. Кроме того, полученные количественные данные легче и быстрее анализировать и отнимать меньше времени, чем анализ данных, полученных в результате естественных наблюдений. Их также относительно быстро проводить, поэтому большое количество наблюдений может быть проведено за короткое время, и, таким образом, большая выборка может использоваться для представления и обобщения большой совокупности. Недостатком является отсутствие достоверности контролируемых наблюдений из-за эффекта Хоторна (участники изменяют свое поведение в ответ на осознание того, что за ними наблюдают).

Естественные наблюдения включают изучение спонтанного поведения участников в естественной среде. Преимущество заключается в том, что данные, собранные в ходе натуралистических наблюдений, можно использовать для генерации новых идей. Данные также имеют большую экологическую достоверность, потому что субъекты находятся в своей естественной среде, а поведение может быть намного более искренним. Их поведение и реакции на вещи воспринимаются как неуправляемые, в отличие от многих других типов методов исследования (например, контролируемых наблюдений),  при которых субъект осознает, что его исследуют. Недостатки заключаются в том, что другим исследователям может быть сложно повторить исследование точно так же, как оно проводилось ранее, из-за переменных, которые нельзя контролировать, что делает этот тип наблюдения менее надежным. Кроме того, наблюдения проводятся в микромасштабе и могут быть предвзятыми с точки зрения таких факторов, как пол, возраст и т. д., что означает, что результаты не могут быть обобщены.

Наблюдение с участием может быть открытым или скрытым и похоже на естественное наблюдение, но исследователь становится активным членом группы участников, чтобы получить более четкое представление.

Добавить комментарий