Процесс социализации личности примеры: Социализация личности — урок. Обществознание, 9 класс.

Содержание

Социализация и воспитание личности

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социальных норм и правил, вхождение личности в социальную среду.
Сам процесс социализации и его результаты бывают противоречивы, т.к. в идеале индивид должен соответствовать требованиям, которые выдвигает ему общество, и в то же время противостоять негативным явлениям, которые мешают его самореализации.

Социализация включает в себя такие процессы как: 

  • освоение культуры человеческих взаимоотношений; 
  • освоение новых видов деятельности; 
  • получение общественного опыта; 
  • освоение новых форм общения. 

Социализация позволяет человеку стать членом общества в условиях усложнения социальной жизни. Социализация – это непрерывный процесс приспособления человеческого индивида к общественным началам и их изменению. Человек постоянно зависит от окружающего его общества. К примеру, в дошкольном возрасте ребенок социализируется в пределах детского садика, позднее — в пределах школы, окончив образовательное учреждение, человек социализируется в пределах выбранной профессии, вступив в брак — в рамках создания молодой семьи и т.

д.

На социализацию в значительной степени влияет процесс воспитания.
Если социализация происходит в условиях стихийного взаимодействие человека с окружающим социумом, то воспитание является процессом целенаправленной, сознательно контролируемой социализации (например, семейное, религиозное, школьное воспитание и др.).

Взаимодействие воспитания и социализации

В разные периоды развития жизни человека воздействие социализации и типов воспитания меняются. Воспитание выступает механизмом управления процессами социализации. Так, воспитание имеет две основные функции: 

  • упорядочивание всего спектра  разнообразных влияний на индивида (социальных, психологических, физических и т.д.) 
  •  создание эффективных условий для ускорения процессов социализации с целью развития гармоничной личности. 

Благодаря данным функциям, воспитание выполняет следующие задачи:

  • помогает преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации;
  • придает процессу социализации гуманистическую направленность;
  • использует свой научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Выбор определенных моделей воспитания  зависит от уровня развития общества, социальной стратификации и социально-политической ориентации общественной жизни. Поэтому воспитание отличается в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из обществ воспроизводятся определенные типы личности, собственная система ценностей и взаимодействий, характерная для общества степень свободы и ответственности личности.

В процессе воспитания педагог является активным началом наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о задачах целенаправленной социализации, организатором которой выступает педагог.

Задачи социализации

А. В. Мудрик определил три группы задач, которые решаются на каждом этапе социализации: 

  1. Естественно-культурные задачи направлены на достижение личностью определенного уровня физического и сексуального развития на каждом возрастном этапе.  В данном аспекте каждая страна имеет свои нормативные различия, обусловленные регионально-культурными условиями (разные темпы полового созревания, эталоны  женской и мужской красоты и т. д.).
  2. Социально-культурные задачи — познавательные, нравственные, ценностно-смысловые задачи, характерные для каждого возрастного этапа в конкретном историческом обществе. С одной стороны, данные задачи формируются  обществом, с  другой стороны, на них влияет ближайшее окружение личности.
  3. Социально-психологические задачи обусловлены становлением самосознания личности, ее самоопределением и самоутверждением, отличающимися на каждом возрастном этапе своим содержанием и способом достижения.

Решение всех этих задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач остается нерешенной на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает ее неполноценной.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Социализация и ее влияние на процесс саморазвития человека

Чтобы как можно глубже проанализировать заданную тему и определить, как происходит саморазвитие человека в процессе социализации, для начала стоит разобраться с основной терминологией.

Содержание

  • 1 Саморазвитие — где начало?
  • 2 Стадии и фазы социализации личности
    • 2.1 Этапы социализации
  • 3 Социализация как фактор развития личности школьника
  • 4 Понятие и факторы саморазвития личности
    • 4.1 Этапы саморазвития
    • 4.2 Основные формы саморазвития
    • 4.3 Факторы саморазвития
  • 5 Зависимость процесса от воспитания и ближайшего окружения
  • 6 Влияние факторов социализации на формирование характера и моральных качеств

Саморазвитие — где начало?

Саморазвитие — это постоянное обучение человека чему-то новому, его стремление к знаниям. Оно является основной частью в становлении личности. Саморазвитие начинается с самых ранних лет и продолжается на протяжении всей жизни. Человек учится самыми различными способами: получает новые знания из книг, жизненного опыта и, что, пожалуй, самое главное — из общения с людьми. Это и называется социализацией.

Если говорить точнее, социализация — это вхождение человека в социальную среду, с помощью овладения ее социальными нормами, правилами и ценностями. Обучается этому человек с помощью других людей, социума, и без него невозможно развитие.

А без социализации и саморазвития не происходит самореализации, которая является основной потребностью любого человека. Человек так или иначе стремится реализовать свои желания и потребности, а он не сделает этого без определенного набора навыков и умений.

В пирамиде потребностей Маслоу самореализация стоит на самой ее верхушке. Также там присутствуют необходимость принадлежности к обществу и в познаниях, поэтому саморазвитие, социализация и самореализация — это не просто естественные этапы становления личности, а реальные потребности, без удовлетворения которых жизнь не будет комфортной и полноценной.

Стадии и фазы социализации личности

Социализация стоит в основе всего, что было упомянуто выше. Между тем, это сложный процесс, включающий в себя несколько стадий.

Этапы социализации

  • Первичная социализация

Происходит от рождения ребенка до приблизительно того возраста, когда он пойдет в школу. Ее агентами в первую очередь выступают родители, а также другие близкие родственники. Агентами называют конкретных людей, которые и проецируют те или иные культурные нормы и обучают им человека. Они присутствуют и в первичной, и во вторичной социализации.

Именно в семье, с ее самобытными устоями, правилами и порядками закладывается личность ребенка, его собственное мироощущение. Так, например, в религиозной семье, ребенок с самого детства будет приучен к той или иной религии и для него не будет существовать никаких иных, альтернативных вариантов, поскольку такой образ мышления и жизни в целом закладывала в него семья, единственные, кто на тот момент имеет для него значение.

В процесс первичной социализации входит также подготовка ко взрослой жизни, путем ролевых игр в «дочки-матери» или семью. Дети имитируют то, что видят в семье, и это становится необходимым этапом взросления.

  • Вторичная социализация.

Она начинается, когда круг важных для ребенка людей перестает ограничиваться только семьей, обычно это совпадает с поступлением в школу. Появляются учителя, а потом и друзья — то есть другие люди, к чьему мнению и взглядам ребенок будет прислушиваться, а его кругозор станет расти. Процесс вторичной социализации или ресоциализации длится всю жизнь, до самой смерти человека.

Также присутствуют другие, более конкретные виды социализации.

  • Групповая социализация.

То есть перенимания норм поведения какой-то конкретной социальной группы. К социальным группам относится что угодно: и этническая группа, и возрастная, и профессиональная. Она бывает как большой, например, целая нация, так и маленькой.

У каждой социальной группы есть свои особенности и нормы поведения. Человек, попавший в нее, так или иначе, в той или иной степени должен вписаться в них, иначе он не сможет интегрировать.

  • Гендерная социализация.

Это принятие ролей, которые относятся к мужскому или женскому полу. В наши дни с этим сложно определиться, поскольку за последние сто лет эти роли, устанавливающиеся веками, сильно поменялись, и не всегда есть способ определить, что к чему относится и есть ли сейчас гендерные роли в принципе.

Безусловно, они также обусловлены менталитетом и религией. Так, например, в мусульманских странах гендерные роли выражены куда более четко, чем в государствах Европы и США.

В вопросе гендерной социализации в последние годы на первый план выходит также проблема трансгендерности. Из-за генетических сбоев во время формирования плода, человек может быть физически одного пола, а психологически другого. В этом случае также непонятно, что делать с гендерными ролями.

Существуют два глобальных института социализации.

  • Первичные институты.

Основным и самым ключевым является семья. Дальше идет учебное заведение, группы сверстников и т. д. Это базовые и основные институты, те, которые оказывают наибольшее влияние.

  • Вторичные институты.

Они, в свою очередь, более второстепенные. К ним относится государство, церковь, СМИ и прочее.

Социализация как фактор развития личности школьника

Во многом, конечно, социализация важна в школьном возрасте, и на то есть ряд определенных причин.

Во-первых, когда ребенок только приходит в школу, то у него как раз начинается процесс вторичной социализации. Там для него все новое: и учителя, которые могут нести совсем другие мысли и вести себя иначе, чем привычные родители, и новый коллектив, с которым также предстоит выстроить грамотное общение.

Подобное для ребенка в новинку, и это может быть достаточно сложным периодом для него, но он необходим для будущего развития. Человеку нужно учиться жить в социуме за пределами семьи и уметь общаться с самыми разными людьми.

Немаловажен также и подростковый период, когда ребенок учится в средних и старших классах. В процессе пубертата меняется не только тело, но и образ мышления. Родители, их мнение и образ жизни обычно уходят на второй план, а освободившееся место занимают друзья. Тяжелее всего в этой ситуации придется детям ведомым, их могут подмять под себя более авторитетные личности.

И, конечно же, не стоит забывать про «эффект маятника». В знак протеста, который является неразрывным спутником переходного возраста, ребенок захочет чего-то противоположного, чем то, что есть у него в семье, а это способно привести к плачевным последствиям. Поэтому родителям важно держать руку на пульсе и контролировать ребенка.

Понятие и факторы саморазвития личности

Саморазвитие — это постоянная усердная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. Как и социализация, этот процесс длится на протяжении всей жизни.

Этапы саморазвития

  • Самопознание, а также анализ собственной личности и деятельности в самых разнообразных ее проявлениях.

Самое главное и основное для личности — это понимание, кто она такая, какие у нее сильные стороны, какие недостатки. К чему ей стремиться, а чего не хватает. Без самоанализа не получится и никакого развития, человек просто не будет понимать, что ему делать и зачем.

  • Формирование идеального образа.

Грубо говоря — постановка конкретных целей. Человек решает каким он хочет быть, а потом переходит к следующему этапу.

  • Создание плана саморазвития.

На этом этапе создается четкий план: человек уже не только понимает, чего он хочет, но и знает, как этого добиться.

  • Реализация плана саморазвития.

Тут все понятно из названия: человек создает четкий план и строго ему следует ради достижения своей цели.

  • Подведение итогов

После того, как цель достигнута, человек анализирует весь процесс еще раз с самого начала.

Основные формы саморазвития

  • Самоутверждение. Оно дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, с помощью подтверждения в той или иной форме.
  • Самосовершенствование. Стремление стать еще лучше в соответствии с заранее созданным идеальным образом.
  • Самоактуализация. Стремление выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни, а также использовать свои возможности по максимуму для достижения этой цели.

Факторы саморазвития

  • Внутренние.

К ним относятся личные качества человека, мировосприятие, предпочтения, а также личные интересы и цели.

  • Внешние.

К внешним факторам относится все, что окружает человека: семья, система обучения, государственные органы и т.д., а также их влияние на него и его развитие.

  • Социальные.

К социальным факторам относится среда обитания человека, ее особенности и то, как она воздействует на него. Важную роль здесь также играет самоидентификация, а точнее, ощущает ли человек принадлежность к той или иной социальной группе или нет.

  • Наследственные.

К ним относятся любые факторы, которые передаются по наследству и могут как-то влиять на его жизнь. Например, к этому относится предрасположенность к психиатрическим болезням.

Зависимость процесса от воспитания и ближайшего окружения

Без всяких сомнений, наибольшее влияние на человека оказывают агенты его первичной социализации. Личность ребенка формируется примерно в возрасте пяти-шести лет и дальше она уже глобально не изменяется, может лишь поддаваться легкой корректировке либо же человек будет притворяться для достижения тех или иных целей.

Становление личности напрямую зависит от событий, происходящих в жизни ребенка до, примерно, шестилетнего возраста. Не зря психологи говорят, что все проблемы идут из детства. Так все события, произошедшие в детстве, несут неизгладимый отпечаток на личность и остаются с человеком на протяжении всей его жизни.

Примечательно, что на разных людей одинаковые события оказывают различное влияние. Это обусловлено личными качествами и темпераментами. Поэтому и не бывает одинаковых случаев и проблем.

Пример из психологии, который продемонстрирует и важность социализации, и влияние действий на развитие личности: мать по обстоятельствам или личными убеждениями, не подходила к плачущему младенцу в колыбельке по первому его крику. Ребенок чувствовал себя брошенным и всеми покинутым. Когда он вырос, то стал крайне болезненно относиться к расставаниям с девушками, до такой степени, что понадобилась помощь профессионала, чтобы продолжать полноценную жизнь.

Такое могло случиться только с этим конкретным человеком. На любого другого описанная ситуация повлияла бы иным образом либо бы вообще никак не отразилась. Тут нельзя предугадать наверняка.

Поэтому родителям никогда неизвестно, каким образом повлияют на ребенка те или иные действия и повлияют ли вообще. Конечно, такие определенные явления, как жестокое обращение либо насилие оставят неизгладимый отпечаток, но чаще всего невозможно предугадать, что и как повлияет на ребенка. Зачастую сильный эффект могут возыметь самые рядовые вещи.

Каждая семья выбирает собственный метод воспитания ребенка: в некоторых он излишне суровый и жесткий, в других — излишне либеральный, а в третьих — демократический. Это обусловлено взглядами родителей и их личным воспитанием.

Конечно, никто не вправе указывать родителям, как им воспитывать своего собственного ребенка. Но наилучший метод, позволяющий ребенку расти и нормально развиваться — это тот, где родители с ним регулярно общаются. Объясняют, почему так нельзя что-то делать, а не просто запрещают.

Рассказывают, за что будет наказание, и много общаются с ребенком, а также проводят с ним время за увлекательными занятиями. Что еще важно — родители должны быть последовательны. У них не должно постоянно меняться мнение, а также и отец, и мать должны быть заодно, иначе ребенок будет расти полностью дезориентированным, с отсутствием какой-то системы ценности, а также достаточно неуверенным в себе.

Описанная система воспитания желательна для хорошего развития ребенка. Но, к сожалению, она не является гарантией или панацеей для чего-то.

Влияние факторов социализации на формирование характера и моральных качеств

На формирование характера влияет, как уже было не раз сказано до этого, только первичная социализация, воздействие вторичной сильно переоценено. С моральными качествами все гораздо сложнее. Конечно, у человека может поменяться мнение о различных вещах или отношение к тем или иным вещам на протяжении жизни, однако не настолько глобально.

Костяк, основные качества, которые были сформированы изначально, в самом детстве изменить невозможно, это сама суть человека.

Если ребенок вырос, например, в семье расистов и, соответственно придерживался такой же точки зрения всю свою жизнь, потому что по-другому не умел, то в какой-то момент в его жизни могут произойти события, заставившие его понять ее, смягчить либо полностью отказаться.

Это работает с вопросами убеждений и взглядов. Но если человек изначально был жадным, то это никуда не уйдет. Он может притворяться, чтобы расположить к себе людей, может через силу раздавать пожертвования и казаться щедрым, может даже сам себе внушить, что он такой на самом деле, но он не сможет изменить себя. Только скорректировать свое поведение так, чтобы оно его устраивало. Для этого нужно проделать гигантскую работу над собой и продолжать делать ее каждый день.

Поэтому на формирование характера влияет исключительно первичная социализация. На формирование моральных качеств и вторичная тоже, но что из них в большей степени сказать сложно.

Саморазвитие — это сложный, многогранный процесс. Вместе с этим он неразрывно связан с каждым человеком и является его постоянным спутником на протяжении всей жизни. Человек так или иначе развивается постоянно, его жизнь не стоит на месте: он получает новую информацию, знакомится с людьми, входит в новые социальные группы, поэтому изменения неизбежны.

В природе человека изначально заложена тенденция и к саморазвитию, и к самореализации, это то, к чему он стремится, и без чего невозможно представить его жизнь. Просто у кого-то это выражено в более яркой степени, а у кого-то в менее, поскольку каждый человек индивидуален, как и его потребности.

Самореализация — один из самых важных процессов в развитии человека, они неразрывно связаны, поскольку люди — существа социальные и им нужно общение. Эти процессы также происходят всю жизнь человека, это нескончаемый процесс, который тем или иным образом помогает человеку добиться того, чего он хочет и к чему стремится. К нему нужно подходить с умом. Ребенка стоит направлять в правильное русло и контролировать процессы его развития, и тогда он вырастет хорошим, гармоничным человеком без проблем в любых сферах жизнедеятельности.

Из следующего видео узнаете 20 правил личностного роста:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Процессы социализации, определение, типы, теории, агенты, вызовы, CTET/B.Ed Notes

по [email protected]

Распространение любви

Социализация – это процесс наследования или передачи норм, ценностей и идеологий от одного поколения к другому. Эти ценности трансформируются в навыки и привычки, необходимые для выживания в обществе. Социализация – это пожизненный процесс, который начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни.

Определение социализации

  • Согласно PB Horton и CL Hunt , «Социализация — это процесс обучения, в котором группы взаимодействуют и усваивают социальные нормы, а также развивают себя».
  • Согласно WF Ogburn
    «Социализация — это процесс усвоения норм группы и общества».

Особенности социализации

  • Это непрерывный и пожизненный процесс, который со временем меняется и адаптируется.
  • Это процесс изучения и усвоения культурных ценностей, норм и убеждений.
  • Это формальные и неформальные средства обучения, такие как семья, сверстники, школа и средства массовой информации.
  • Это зависит от человека и общества.
  • Играет важную роль в развитии самооценки человека.
  • На него влияют различные факторы, такие как семья, школа, культура и социально-экономические условия.

Типы социализации

Первичная социализация

Первичная социализация — это первая стадия социализации, которая начинается с рождения до подросткового возраста. На этом этапе ребенок учится языку, социальным навыкам и действиям у членов семьи и друзей.

Вторичная социализация

Вторичная социализация начинается с подросткового возраста и продолжается до самой смерти. На этом этапе человек учится поведению, убеждениям, нормам и ценностям, которые необходимы для выживания в обществе, от своих сверстников и школы.

Третичная социализация:

Третичная социализация происходит во взрослом возрасте, когда человек адаптируется к смене новых ролей в своей жизни, таких как брак и родительство.

Процесс социализации может происходить с помощью нескольких механизмов, включая:

  1. Ресоциализация : Ресоциализация означает усвоение нового набора ценностей, убеждений, норм и поведения, которые отличаются от прежних. Например, преступник должен пройти ресоциализацию, чтобы вернуться в общество.
  2. Институциональная социализация : Институциональная социализация происходит, когда человек изучает исключительно ценности, поведение и нормы определенного учреждения или рабочего места.
  3. Культурная социализация : Культурная социализация — это изучение норм, ценностей и верований определенной культуры, таких как язык, религия и обычаи.
  4. Медиа-социализация : Медиа-социализация — это процесс, в ходе которого человек усваивает ценности, убеждения и модели поведения из различных средств массовой информации, таких как телевидение, фильмы и Интернет.
  5. Самосоциализация:
    Это процесс, в котором человек учится на собственных исследованиях и экспериментах, а также на отзывах, которые он получает от других.

Теории социализации

Теория поведения : Эта теория подчеркивает , что социализация — это процесс Обусловливания и Подкрепления . Ребенок учится лучше всего через поощрения и наказания за свое поведение.

Теория социального обучения: Эта теория предполагает, что человек учится с помощью наблюдения и имитации . Ребенок учится, наблюдая за поведением взрослых и подражая ему.

Теория символического интеракционизма: Эта теория утверждает, что социализация — это процесс изучения символов. Ребенок учится интерпретировать значение символов, таких как язык и жесты других, чтобы общаться с миром.

  1. Наблюдение и подражание: Люди учатся, наблюдая за поведением других и подражая тому, что они видят.
  2. Подкрепление : Люди учатся через награды и наказания, которые они получают за свое поведение.
  3. Инструкция : Люди учатся под прямым руководством других, таких как родители, учителя и сверстники.
  4. Самосоциализация : Люди учатся посредством собственных исследований и экспериментов, а также посредством собственной интерпретации и оценки обратной связи, которую они получают от других.

Агенты социализации

Факторы социализации

Социализация индивида происходит через его взаимодействие с различными агентами в течение жизни, к ним относятся семья, группы сверстников, школа, средства массовой информации и другие.

Семья

  • Семья играет первичную роль в социализации , когда ребенок учится у родителей соответствующему поведению и ценностям в форме одобрения или неодобрения.

Школа

  • Школа является следующим важным средством общения, которое помогает ребенку развивать интеллектуальные навыки и усваивать культурное наследие общества.

Группа сверстников

  •   Группы сверстников обычно состоят из детей одного возраста с общими интересами, занятиями и статусом.
  • Группа сверстников влияет на человека многими способами, такими как образ жизни, мода, социальная деятельность, наркотики, технологии и т. д.

Средства массовой информации

  • Средства массовой информации также способствуют социализации человека. Средства массовой информации передают информацию (о культуре, образе жизни, здоровье, новостях, окружающей среде), которая потребляется большой аудиторией.

Игра

  • Игра также является важной частью социализации, которая помогает в развитии различных аспектов развития, таких как умственное, физическое, когнитивное и социальное развитие.

Стадии социализации

  • Младенчество и детский возраст : Эта стадия социализации начинается с рождения до 2 лет, когда ребенок учится поведению и действиям у членов своей семьи.
  • Раннее детство и среднее детство: Этот этап начинается в возрасте от 2 до 12 лет, когда ребенок усваивает убеждения, ценности и нормы своей семьи и группы сверстников.
  • Подростковый возраст . На этом этапе ребенок усваивает ценности, модели поведения, нормы и обычаи от агентов социализации, таких как группы сверстников, институты и т. д.

Влияние социализации на развитие ребенка:

  1. Формирование социальных навыков: Социализация помогает детям научиться взаимодействовать с другими людьми, развивать эмпатию и формировать позитивные отношения со сверстниками и взрослыми.
  2. Эмоциональное развитие: Социализация помогает детям научиться регулировать свои эмоции, правильно выражать себя и понимать эмоции других.
  3. Формирование ценностей и убеждений : Социализация также помогает детям развивать свои ценности и убеждения, которые определяют их поведение и принятие решений.
  4. Развитие языковых навыков : Благодаря социализации дети изучают язык и коммуникативные навыки, необходимые им для эффективного самовыражения и понимания других.
  5. Влияние на когнитивное развитие : Социализация также может влиять на когнитивное развитие, открывая детям новый опыт, идеи и точки зрения, которые бросают вызов их мышлению и способствуют интеллектуальному развитию.
  6. Развитие гендерных ролей и формирование идентичности : Социализация играет важную роль в развитии гендерных ролей и может формировать понимание детьми гендерной идентичности и ожиданий, связанных с их полом

Проблемы социализации.

  1. Социальная тревожность: Некоторые дети могут испытывать социальную тревожность или застенчивость, из-за чего им трудно взаимодействовать с другими людьми и формировать социальные связи, что приводит к социальной изоляции.
  2. Давление со стороны сверстников: Дети могут сталкиваться с давлением со стороны своих сверстников, заставляющих их соответствовать определенному поведению или установкам, что может быть непросто, если такое поведение или установки противоречат их собственным ценностям или убеждениям
  3. Запугивание: Запугивание может оказать значительное влияние на социализацию ребенка, поскольку оно может повредить его самооценке, изолировать его от сверстников и повлиять на его способность формировать позитивные отношения.
  4. Культурные различия: Дети из разных культур могут иметь разные социальные нормы и ценности, что может создавать проблемы при взаимодействии с людьми из других культур.
  5. Цифровые СМИ и гендерные стереотипы: С появлением цифровых медиа дети могут столкнуться с трудностями при балансировании социальных взаимодействий онлайн и офлайн, что влияет на их социализацию и способность формировать значимые отношения.
  6. Семейная динамика: Семейная динамика также может влиять на социализацию ребенка, поскольку отношение и поведение родителей могут влиять на то, как дети учатся взаимодействовать с другими.

Заключение

Существуют различные агенты или факторы, влияющие на процесс социализации человека. Процесс социализации играет важную роль в жизни индивидов для выживания в обществе.

Также ознакомьтесь с лучшими книгами для CTET и государственных TET книг

Книга по развитию ребенка и педагогике для всех государственных TET и педагогических экзаменов (CTET, UPTET, KVS, SUPERTET, HTET, TSTET, DSSSB) ПРОВЕРЬТЕ ЗДЕСЬ

Лучшие книги для CTET State TET BY Arihant Experts Author

тема Название книги
CTET Paper 1 CTET Success Master Paper 1 for Class от 1 до 5 
Бумага CTET 1 (хинди) CTET Success Master Paper 1 Class 1–5 Hindi
CTET Success Master Paper 2 (Maths & Science) CTET Success Master Math and Science Paper 2
CTET Paper 2 (Ma ths & Science) (хинди) CTET Success Master Ганит Авум Вигьян Документ 2
CTET Success Master 2 (Социальные науки) CTET Success Master Social Science Paper 2
Вопросы за прошлый год CTET Paper1 CTET и TETs Публикации за предыдущие годы Класс (от 1 до 5) Бумага-1
Вопросы за предыдущий год CTET Paper2 (M&S) CTET & TETs Занятия за предыдущий год Математика и естественные науки
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА CTET и TET Child Развитие и педагогика, статьи 1 и 2)
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКА (хинди) CTET и TET Paper 1 and 2 Bal Vikas Avum Shiksha Shastra
CTET Исследования окружающей среды CTET & TET EVS Guide

Лучшие книги для штата CTET TET BY Химанши Сингх

CTET & STETs Paper 1 и Paper 2 оба Развитие ребенка и педагогика с работами предыдущего года Педагогика развития ребенка для всех экзаменов TET ПЕДАГОГИКА Для всех экзаменов по обучению Заметки о классе CTET REET UTET DSSSB Мягкая обложка  ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 4000+ ВОПРОСОВ ОБЖ

Что такое социализация?

Социализация — это процесс, в котором человек учится у других. Это процесс наследования или передачи норм, ценностей, обычаев и идеологий от одного поколения к другому с помощью навыков и привычек, необходимых для выживания в обществе. Социализация – это пожизненный процесс, который начинается с раннего детства, когда ребенок начинает подражать своим родителям, и продолжается на протяжении всей его жизни.

Какие существуют виды социализации?

Социализация — это процесс, посредством которого люди усваивают и усваивают нормы, ценности, убеждения и модели поведения своей культуры или общества. Это пожизненный процесс, который начинается с рождения и продолжается всю жизнь.
Процесс социализации можно разбить на несколько этапов:
Первичная социализация: этот этап происходит в раннем детстве и включает в себя обучение основным навыкам, отношениям и ценностям, необходимым для функционирования в качестве члена общества. Родители и члены семьи обычно являются основными агентами социализации на этом этапе.
Вторичная социализация: Этот этап происходит в подростковом возрасте и включает в себя изучение более сложных социальных ролей и ожиданий, связанных со взрослой жизнью, таких как гендерные роли и ожидания от работы. Сверстники, учителя и средства массовой информации являются важными агентами социализации на этом этапе.
Третичная социализация: этот этап происходит во взрослом возрасте и включает в себя изучение новых ролей и ожиданий, связанных с крупными жизненными переменами, такими как брак, отцовство и выход на пенсию.

Вопрос предыдущего года, основанный на «Процессе социализации»

социализация

Эссе о социализации

РЕКЛАМА:

Эссе о социализации!

Социализация – это процесс, посредством которого человек учится становиться приемлемым членом общества. При рождении новорожденный не является ни социальным, ни асоциальным. Из-за этой беспомощности при рождении он должен зависеть от других социальных существ в отношении своей заботы и благополучия. По мере того, как он растет в социальной среде и в социальном контексте, у него развиваются различные типы поведения, которые называются социальными, и постепенно он становится социальным животным.

Взаимодействие ребенка с окружающей средой и особенно с матерью помогает ему в этом процессе. Таким образом, обучение адаптации к социальным нормам, ценностям и стандартам называется социализацией.

РЕКЛАМА:

Человеческий организм является побочным продуктом общества и социальной силы. Способ, которым человеческий ребенок учится становиться принятым членом общества, называется процессом социализации. Тот, кто не принимает или не следует правилам и запретам, правилам и нормам, ценностям и нормам общества, не называется социализированным индивидом.

Социализация ребенка происходит посредством действий и противодействий между ребенком и другими отдельными членами общества. Ребенок начинает общение сначала с матерью, затем с отцом и впоследствии с другими членами семьи.

Процесс социализации достаточно сложен. Он включает в себя множество процессов, поскольку он включает в себя множество социальных норм. Он включает в себя различные роли, которые должен играть человек, чтобы оправдать ожидания общества. Огромное значение в социализации ребенка имеет не только родительское влияние, влияние других взрослых, но и соседство.

В процессе социализации различные ценности, кодексы, нормы и нравы общества становятся частью его личности, частью его личных ценностей. Когда он принимает их добровольно, а не по принуждению, говорят, что он социализирован. Поведение ребенка модифицируется и модифицируется, чтобы соответствовать ожиданиям членов групп, членом которых он является.

РЕКЛАМА:

В течение первых трех-четырех лет и до посещения школы ребенок приучается соответствовать ожиданиям членов семьи.

Они учат его следовать социально принятым моделям поведения, которые считаются хорошими, и отвергать неприемлемые модели поведения, которые считаются плохими. Но когда его принимают в дошкольное учреждение, детский сад или начальную школу, на него также оказывают влияние учителя и друзья.

Ребенок учится приспосабливаться к более широкому миру школьных учителей, одноклассников, товарищей по играм и множеству других людей. Он узнает социальные нормы, как вести себя с учителями и проявлять к ним уважение, как вести себя с одноклассниками. Таким образом, по мере того, как он растет, растет и достигает зрелости, он сталкивается с различными агентами социализации, которые формируют его личность так, как того хочет общество.

Не только родительское влияние и влияние других взрослых, но и соседство имеет огромное значение в социализации ребенка. Помимо воздействия книг огромное значение для нравственного и социального развития ребенка имеют радио, телевидение и кино.

Ребенок социализируется на основе своего прошлого и настоящего опыта. Таким образом, семья, соседские сверстники, товарищи по играм и одноклассникам и т. д. формируют личность ребенка в соответствии с моделью общества. Принципиально социализация возможна через аффилиацию.

Ранняя беспомощность младенца делает его зависимым от других. Поэтому ему приходится объединяться с другими, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Любовь, комфорт, уважение, власть, достижения и другие второстепенные потребности не могут быть удовлетворены изолированно. Следовательно, ребенок приобретает многие потребности через социальное и аффилированное обучение, которое ведет к социализации.

Основные черты процесса социализации :

Процесс социализации непрерывен. Он продолжается от рождения до смерти. Результаты различных экспериментальных исследований, наблюдения за детьми в повседневной жизни, интервью с родителями, исследования в разных культурах, взятые вместе, указывают на основные аспекты процесса социализации.

Зависимость новорожденного, потребность в принадлежности, роль референтной группы, потребность в образовании и, следовательно, в поступлении в школу, влияние поощрения и наказания со стороны родителей, школы и общества, задержка в удовлетворение потребностей, желаний и желаний, идентификация с любимыми — все это играет свою роль в социализации человеческого младенца.

РЕКЛАМА:

Зависимость младенца от матери в еде, уходе и кормлении обеспечивает необходимое условие для социализации личности. Но с помощью подкрепления одни реакции ребенка вознаграждаются, а некоторые другие реакции не вознаграждаются. Иногда ребенка наказывают за несоблюдение правил общества. Таким образом зависимого и беспомощного ребенка учат быть членом общества.

Ребенок также усваивает многие ценности и традиции через подражание и случайное обучение, поскольку родители не всегда учат так, как учителя. Когда ребенок видит, что его мать лежит у ног Бога или Богини, он делает то же самое. Когда ребенок видит, как его мать проявляет уважение к старшему, склоняя голову, он тоже учится делать то же самое.

Sears (1957) считает, что через зависимость развивается процесс идентификации. Желание отождествления возникает, когда ребенку дают еду и любовь, и такое подкрепление периодически прекращается, так что ребенок получает вознаграждение, воспроизводя поведение матери.

Ребенок также зависит от своих родителей и близких членов семьи в получении различной информации об окружающем его мире и о мире в целом. Ему также нужна их помощь, чтобы прояснить некоторые вопросы и удовлетворить свое любопытство. Для этого он должен подчиняться им и следовать тому, что они говорят.

Потребность в принадлежности также развивается из зависимости. Желание оставаться с другими и быть счастливым, находясь в группе, является следствием беспомощности ребенка в раннем периоде. Стремление оставаться с другими на протяжении всей жизни имеет прямую связь с процессом социализации.

Schachter (1959) обнаружил, что изоляция порождает страх, а принадлежность уменьшает страх. Таким образом, он пришел к выводу, что люди с более высоким страхом будут присоединяться больше, чем люди с низким страхом, поскольку через принадлежность человек пытается уменьшить свою эмоцию страха.

Когда ребенок взрослеет, процесс его социализации подвергается влиянию внешних агентов общества, таких как игровая группа, учителя и сверстники. Сейчас он становится участником нескольких групп и клубов. Те группы, которые сильно влияют на ребенка, называются референтными. Индивид оценивает себя через референтные группы, которые служат для него эталоном.

New Comb (1943) при выяснении изменений в установках студентов, сопровождавших социализацию в вузе, отметил важную роль референтной группы в социализации. Шериф и Шериф (1964) также отмечают, что, как и семейная группа, референтные группы влияют на поведение человека.

Референтная группа служит нормой, стандартом или образцом для человека. Подрастающие дети и подростки становятся членами многих групп и находятся под влиянием действий, образцовых идеалов и ценностей таких групп. Референтная группа служит стандартом для оценки.

В процессе социализации развивается «я». Затем человек учится воспринимать себя, и его самооценка влияет на его социальное поведение. Человек воспринимает себя с трех сторон: с когнитивной, результативной и поведенческой составляющих. Его я-концепция в конечном итоге становится для него источником мотивации. Я-концепция развивается из взаимодействия человека с другими.

Когда другие говорят о ком-то красивом, искреннем и умном, у него развивается положительная я-концепция, а когда люди начинают негативно отзываться о чьих-то действиях и поведении, у него развивается негативная я-концепция. Человек, регулярно терпящий неудачу на экзаменах, считает себя неуспевающим в учебе. Таким образом, Я-концепция развивается в процессе социального взаимодействия и социализации.

Когда другие говорят, что он отличный мальчик, он воспринимает себя таковым и старается повторить эти качества в будущем, которые принесли ему похвалу и вознаграждение. Те действия, которые навлекают на него порицание, оставляются и не учится. У человека, который постоянно терпит неудачу в интервью, также развивается негативное представление о себе и комплекс неполноценности.

Таким образом, саморазвитие зависит от непрерывного обучения, отучения и освобождения. В процессе приспособления и приспособления индивидуальное Я социализируется.

Некоторые пытались сравнить процесс социализации с процедурами, с помощью которых многие люди, используя сырье, строят автомобили. Многие человеческие существа, взаимодействуя с сырым организмом, человеческим младенцем, превращают его в социализированную личность.

Тем не менее личность не является механическим побочным продуктом общества. Социализация никогда не бывает пассивным процессом, и ни одна личность не является механическим побочным продуктом общества. Ряд автомобилей аналогичного типа производится с использованием сырья.

Но нет двух одинаковых человеческих личностей. Каждая личность уникальна сама по себе. У каждого в одной семье два брата могут быть совершенно разными личностями. Один брат может иметь очень высокий социальный статус, а другой может быть правонарушителем и позором для общества.

Поскольку в мире нет двух абсолютно одинаковых личностей, было бы ошибочно сравнивать живых человеческих младенцев с сырьем для автомобилей, которые являются мертвыми материалами.

Когда младенец проходит процесс социализации, он реагирует по-разному. Иногда он сопротивляется правилам, предписаниям, традициям и обычаям общества. Дома, во время обучения пищевым привычкам, может возникнуть конфликт между ребенком и матерью.

Ребенок может сопротивляться определенным видам товаров, носить одежду определенного фасона, ему может нравиться ходить летом голым, ему может не нравиться следовать определенным традициям и обычаям, которые не доставляют ему удовольствия.

Иногда ребенку бывает трудно приспособиться к требованиям и потребностям общества. Ему может быть трудно контролировать свои эмоции. Если его ругают родители, ему советуют молчать. Ему запрещено реагировать. Когда он чувствует голод, ему не разрешается есть. Ему разрешено есть только в назначенное время и в определенном месте.

Таким образом, чем большему количеству правил и предписаний он должен подчиняться, чем большему количеству дисциплин он должен следовать, тем больше сопротивления встречается. Поскольку ему приходится сталкиваться с большими трудностями, чтобы соответствовать ожиданиям и нормам групп, он часто сопротивляется соблюдению социальных норм в младенчестве, когда это в основном «оно».

Но постепенно, когда Эго развивается, обучение социализации становится сильнее сопротивления, и когда он принимает социальные ценности и нормы в принципе как свои собственные ценности, а скорее вынужденно, конфликтность в процессе социализации снижается и говорят, что человек социализирован.

Индивид и общество взаимно реагируют на процесс социализации. Общество пытается формировать личность посредством своих правил, положений, традиций и обычаев, а личность, пытаясь принадлежать к группе, иногда пытается изменить социальные стандарты, насколько это практически возможно.

Чувство принадлежности помогает чувствовать себя защищенным и удовлетворенным. Таким образом, процесс социализации помогает сформировать нормальную личность. Тот, кто должным образом социализирован, когда становится родителем, берет на себя ответственность социализировать своих детей, и в это время его отношение к преобладающим социальным нормам претерпевает огромные изменения.

С изменением социально-культурных ценностей и духа времени всегда происходят постоянные изменения в правилах, положениях, стандартах, обычаях и традициях общества. В результате происходит изменение социализации личности человека.

Таким образом, процесс социализации никогда не бывает жестким, но динамичным. Она меняется и меняется время от времени и от поколения к поколению. Родители, учителя и отдельные лица должны приспосабливаться к изменяющимся социальным обычаям и ценностям и соответствующим образом социализировать своих детей.

Они должны выработать правильное социальное отношение и поведение, соответствующее его конкретному обществу. В противном случае будет конфликт из-за разрыва поколений. Ребенок должен вести себя таким образом, который одобряется группой или обществом. Поскольку цель социализации состоит в том, чтобы побудить человека добровольно подчиняться образу жизни общества и групп, к которым он принадлежит, родители и учителя должны следить за тем, чтобы его личность формировалась соответствующим образом.

В противном случае в будущем могут возникнуть огромные проблемы с регулировкой. Поскольку социализация представляет собой динамический процесс, человек, жестко соблюдающий правила и нормы общества, не является идеальным продуктом социализации.

Правильно социализированный человек должен быть гибким и динамичным в подходах, чтобы соответствовать меняющимся социальным нормам общества и культуры. Поэтому человека, который не может приспособиться к этому, называют асоциальным или социальным.

Как указывалось ранее, методы социализации постоянно меняются. Социальный класс также играет важную роль в этом отношении. Матери из среднего класса по сравнению с матерями из рабочего класса более снисходительны к выраженным потребностям и желаниям ребенка, более равноправны в своем обращении с ребенком и с меньшей вероятностью применяют физические наказания.

Опыт раннего обучения оказывает длительное влияние на личность и социализацию. В различных исследованиях процесса социализации детские психологи пытались исследовать влияние детских дисциплин, программ ухода за детьми и постдетских разрывов на взрослую личность. Они установили, что в первые годы родительские воздействия на ребенка максимальны и имеют мощное влияние на социализацию.

Добавить комментарий