Процессы операции воображения: Операции воображения:

Содержание

Операции воображения

Для трансформации данных и создания продуктов в воображении, как и в мышлении, используются операции — слияние (комбинирование), агглютинация, гиперболизация, типизация.

Слияние подразумевает произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном образе. Так, Пастернак говорил о том, что в образе Лары в его романе «Доктор Живаго» соединены черты Зинаиды Пастернак и Ольги Ивинской. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества Сони и Тани (т.е. его жены и ее сестры). Точно так же слияние может осуществляться в новой мелодии, соединяющей мотивы нескольких, в чертеже здания, в котором комбинируются несколько архитектурных стилей и т.д.

Особый вид слияния — это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр).

Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец — полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа.

Гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные его. Так, в классических комедиях (например, в комедиях Фонвизина) Недоросль, Правдин, Скотинин не похожи на реальных людей, но созданы для отражения (и осмеяния) определенных черт характера, стиля поведения. Гиперболизация применяется и в сказках, в которых описывается, например, необыкновенная сила или рост богатырей, что подчеркивает их силу и отвагу. Ум и ловкость ребенка (мальчик-с-пальчик) особенно велики по контрасту с величиной и глупостью людоеда — это тоже результат гиперболизации.

Акцентирование, так же как и гиперболизация, связано с намеренным усилением какой-то одной черты описываемого образа. Особенность этой операции в том, что в этом случае выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей. Наиболее распространенной формой акцентирования являются шаржи и карикатуры.

Другим придания дополнительной выразительности образу, является типизация, связанная с обобщением наиболее типичных для данной группы людей черт. Естественно, что при этом полностью игнорируются все специфические личностные качества, хотя, в отличие от гиперболизации, правдоподобие в описании героев сохраняется. Типизация использована, например, А.Н. Островским в описании купцов в его пьесах, Мольером, раскрывшим наиболее распространенные черты выскочек, разбогатевших и стремящихся попасть в другую социальную группу.

Воображение тесно связано с другими сторонами психики — эмоциями, памятью, мышлением.

Любая сильная эмоция стимулирует работу воображения. Испытывая страх, люди воображают себе различные опасности, часто существенно их преувеличивая. Чувство неуверенности в себе часто связано с воображаемыми «косыми взглядами» окружающих, упреками в абсолютно нейтральных замещениях и т.д. Положительные эмоции, например ожидаемая радость, также вызывают в воображении разнообразные картины реализации желания.

Однако не только чувства вызывают воображение, но и воображение усиливает переживания. Пациент, ожидающий своей очереди у зубного врача, воображает себе предстоящее испытание, а голос врача или звук бормашины делают образы еще более живыми и отчетливыми, усиливая страх. Воображаемая реакция близкого человека на подарок усиливает радость от его приобретения, а возможная оценка окружающими неблаговидного поступка способна вызвать стыд и удержать от его совершения.

Не менее тесной является и связь воображения с памятью, с опытом людей. Существует весьма распространенный стереотип о том, что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрослого человека. Однако это мнение в корне неверно, так как у детей, несмотря на их более гибкую психику и способность быстро откликаться на события, крайне низка продуктивность воображения. Их фантазии отражают их эмоциональные переживания и желания. В своих рассказах дети не стремятся создать что-то, но хотят снизить эмоциональное напряжение. Поэтому ни содержание, ни форма рассказа их не волнуют, и переживания выливаются в традиционный набор фраз и фабул, заимствованных из разговоров взрослых, фильмов или сказок. Упомянутый стереотип отражает только тот факт, что дети чаще делятся своими воображаемыми желаниями и страхами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нет опыта этой жизни).

Роль памяти, знаний особенно отчетливо видна в репродуктивном воображении, так как многие факты, не известные человеку, он просто не может себе представить. Это проявляется, например, в реакции людей, не переживших войну, на рассказы или поведение беженцев из Чечни, описания исторических событий. Сходный механизм проявляется и при образовании личностных смыслов, однако в этом случае важны не только память, опыт, но и эмоциональное отношение к пережитому, которое может отсутствовать в репродуктивном воображении. В этом плане характерен пример Б.М. Теплова, рассказавшего о мальчике 7—8 лет, который, описывая события Смутного времени и пострижение князя Шуйского, сказал, что он сначала пошел в парикмахерскую, а затем был вынужден запереться в монастыре.

Понятие «пострижения в монахи», не знакомое ребенку, было в воображении заменено более знакомым образом стрижки в парикмахерской. Этот крайне наглядный пример иллюстрирует механику и менее ярких, но весьма распространенных ошибок при построении воображаемых образов.

Можно отметить, что воображение заменяет мышление в затруднительных случаях при решении проблемных ситуаций, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми.

Творческое воображение, как и творческое мышление, связаны с креативностью, т.е. творчеством, стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности.

Выделяют образную и вербальную креативность, т.е. преимущественную способность создавать новое в образном или словесном (вербальном) планах. Первой в онтогенезе проявляется креативность, которая до 7—8 лет существенно опережает вербальную у всех детей. Ранее уже речь шла о работе Вертгеймера, доказавшего сензитивностъ творческого мышления к схеме. Развитие креативности подтверждает этот факт, так как вербальный план в творчестве, как правило, не развивается, если ему не предшествовал образно-схематический.

У старших детей и взрослых появляются уже индивидуальные склонности к виду творческой деятельности, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоих планах.

Важным моментом является и несовпадение уровня креативности с уровнем интеллекта, прежде всего с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высокоразвитое мышление (особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального, результата. Более тесной является связь творческих способностей с памятью, а не с мышлением, при этом хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.

Представление. Воображение

     Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач.

     Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.

     Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь — это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. Другой путь — путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений[2,с.244].  

     Понятие о воображении, механизмы процесса воображения 

     Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

     Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения[2,с.284].

     В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

     Воображение связано и с реализацией наших волевых действий[2,с.285]. Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению[4,с.190]. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения[2,с.285]. 

     Физиологические основы воображения 

     Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

     Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. А так же, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения[2,с.285]. 

 

      Роль воображения в жизни человека 

     В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

     С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции[3,с.225].

     Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может — «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

     Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны) [3,с.221]. 

     Виды воображения 

     В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов[5,с.299].

     Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

     Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

     Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

     Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы[2,с.286].

     Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

     Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее[2,с.288].

     Следует отметить, что эти типы мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами. Однако воображение может существовать и в другой — пассивной форме, которая характеризуется непроизвольной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения, как мы уже говорили, является сон.

     Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

     Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

     Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности[2,с. 290]. 

     Операции воображения 

     Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования[5,с.304].

     Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

Воображение | Католики Ответы

Воображение. ЕЕ ПРИРОДА. Воображение есть способность представлять себе чувственные объекты независимо от действительного впечатления этих объектов на наши чувства. Это, согласно схоластической психологии, одно из четырех внутренних чувств, отличных, с одной стороны, от sensus intimus , sensus estimativus и памяти, а с другой стороны, отличного от духовного. интеллект. Последнее различие должно быть особо отмечено ввиду сходства между операциями воображения и некоторыми актами интеллекта. Мы получаем знания о наших различных способностях только из изучения их действия, и природа образа является предметом бесконечных споров. Является ли оно психологически идентичным восприятию, отличаясь лишь меньшей интенсивностью? Или, наоборот, имеет свою специфику? Трудно сказать. Проблема очень сложная и, возможно, неразрешимая. Аналогия и точки соприкосновения образа и перцептивного представления очевидны; но они едва ли оправдывают отождествление образа с полным восприятием, и мнение, которое рассматривает их как отдельные, кажется нам еще более вероятным. Воображение — это психофизическая способность. Думать, что его можно свести к физиологическому функционированию мозга, было бы необоснованным и вводящим в заблуждение предположением, хотя совершенно ясно, что его деятельность постулирует материальную основу. Мозговая усталость, душевная болезнь и обязательно количественный характер ее объектов не оставляют места для сомнения в этом пункте.

ОБЪЕКТ. Хотя воображение не зависит от действительного впечатления от чувственных объектов, тем не менее оно может представлять только то, что каким-то образом прошло через чувства. Однако в этом отношении между различными внешними чувствами существует очень заметная разница. В случае обычных предметов зрительные образы самые многочисленные и самые совершенные. Те, которые происходят от чувства слуха, также очень распространены; но образы, возникающие от чувств вкуса, обоняния и осязания, встречаются гораздо реже, и многие люди, нормально сложенные, заявляют, что никогда не имеют их, разве что в почти незаметной степени. В последнее время было много дискуссий по поводу «аффективных» образов. Рибо считает, что мы можем без колебаний утверждать их существование; они конституируются, как он утверждает, возрождением аффективного состояния, независимого от ментального представления об объекте, который впервые его вызвал. Но вопрос не решен; многие люди категорически отрицают существование таких образов, и может возникнуть вопрос, не является ли так называемый «аффективный образ» простым воображаемым представлением прошлой привязанности или действительным аффективным эхом необычайно впечатляющего образа.

РАЗДЕЛЕНИЯ.—Воображение двоякое: ретентивное (репродуктивное) и творческое (продуктивное). Объектом первого является чувственная реальность, которую мы ранее воспринимали как таковую. Креатив формирует свой объект, комбинируя элементы, которые были восприняты по отдельности. Анализ творческого воображения имеет большое значение для психологии изобретательства, художественно-мыслительной инициативы. Оно приводит нас в соприкосновение с той еще таинственной областью, которая обозначается очень неопределенным и, несомненно, собирательным названием «подсознание». По своему относительному совершенству образы бывают полными или неполными, общими или схематичными. Полное изображение приближается по богатству и точности к объективному восприятию. Чаще всего встречается среди пассивных образов, о которых речь пойдет дальше. Неполный образ, как указывает его название, менее богат, менее точен. Некоторые детали предмета ускользают от сознания, но того, что изображается, еще достаточно для характеристики отдельного предмета. Конечно, его завершенность или неполнота относительна и, следовательно, допускает бесчисленные градации. Родовой образ получается в результате слияния нескольких более или менее аналогичных образов с устранением несовместимых различий. Это соответствует совокупность всех отдельных объектов одного вида, которые субъект когда-либо воспринимал. Вот почему материалисты и даже люди, неспособные к психологическому наблюдению, смешивают его с абстрактной идеей, от которой, однако, он совершенно отличен. Общий образ, по-видимому, очень неполный. Схематическое изображение все же более обобщенное. Его почти никогда не ищут ради самого себя; он дает только схему объекта, то есть определенные характерные очертания, достаточные для поддержания интеллекта в его надлежащих функциях. Как правило, одного схематического изображения для этой цели было бы недостаточно; например, невозможно вообразить множество из 40 000 объектов достаточно точным образом, чтобы снабдить интеллект чувственными факторами, необходимыми для математических операций, которым поддается это число. Отсюда непреодолимое стремление дополнить схематический образ словесным образом, и та роль, которую при этом играет слово в процессе мышления, породила серьезные ошибки. Немало психологов принимали словесный образ, придающий точность схематическому изображению, за самое представление, и очевидно, что такая психологическая ошибка ведет непосредственно к номинализму.

По происхождению образы бывают произвольными или спонтанными. Добровольные изображения производятся бесплатно. Мы будем представлять наш дом, наших родителей или какое-то знакомое место, которое мы покинули. Эти образы обычно неполные, расплывчатые и тусклые; мы делаем их несколько более определенными, фиксируя внимание по очереди на каждой части, причем объединение всех частей в единое целое является работой памяти. Спонтанные или пассивные образы совершенно разные. Без малейшего толчка или направления нашей воли они внезапно возникают в сознании, представляя собой подчас объект, не имеющий явной связи с направлением наших мыслей. Хорошим примером являются образы, возникающие во сне, но для их воспроизведения вовсе не обязательно спать; всякий, привыкший к самонаблюдению, с готовностью признает, что постоянно возникают из глубины души пассивные образы, которые часто становятся исходным пунктом новых ассоциаций. Однако лучше всего их наблюдать в состоянии задумчивости. Когда это вызвано усталостью, появляются самые удивительные образы, и они настолько четко очерчены и совершенны, что вполне могут сойти за псевдогаллюцинации.

ЭКТЕРНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ.— Отношения, существующие между образом и «сознанием присутствия», очень сложны. Главное — определить, имеет ли образ естественную тенденцию экстериоризировать себя, т. е. будет ли образ, предоставленный самому себе, представлять свой объект как существующий вне разума. Иногда это отрицалось из-за вероятного различия между восприятием и образом, а также из-за того, что полный образ встречается редко. Должны ли мы признать, что родовой или схематический образ может экстериоризировать себя? Признать это не решило бы вопроса; это. скорее вероятно, что всякий образ проецировался бы сам собой, если бы ему не препятствовало какое-то другое влияние. Действительно, трудно распознать во сне что-либо иное, кроме игры образов. Для животного, как и для человека, сновидение явно протекает во внешнем пространстве и вызывает действия, которые, если отрицать экстернализацию образов, совершенно непонятны. Эта теория подтверждается характеристиками галлюцинаций, которые также проливают свет на механизм торможения. В случае галлюцинации образ, хотя и исправленный разумом, представляет свой объект существующим во внешнем пространстве. Мы должны отметить далее, что галлюцинации имеют место в случаях крайней усталости или когда некоторые мозговые центры кажутся парализованными ядом. Можно, конечно, отнести явление не к параличу, а к токсическому раздражению. Но такое решение, по-видимому, исключается из-за того, как мы цепляемся за бессознательные элементы, и из-за обстоятельств, при которых эти элементы выходят на поверхность. Псевдогаллюцинация представляет собой промежуточную форму между полностью заторможенным образом и галлюцинацией. Временами объекты появляются с удивительной ясностью, заставляя нас почти чувствовать их присутствие; но пространство, которое они занимают, не соответствует внешнему пространству, и они не имеют никакого пространственного отношения к объектам, которые мы воспринимаем нашими чувствами. Наиболее естественно они возникают во сне или в полусонном состоянии; и хорошо известно, что они происходят из-за усталости или приостановки критического мышления и произвольной интеллектуальной деятельности. Следовательно, именно тогда, когда образ наиболее интенсивен и когда другая функция, особенно критический разум, находится в подвешенном состоянии, образы обнаруживают тенденцию экстернализоваться, а иногда и действительно экстернализуются. Таким образом, кажется, что обычно изображение проецировалось бы, если бы не вмешивался никакой другой фактор. К такому же выводу приводит анализ нормального восприятия. Мы знаем, что это результат как чувственных впечатлений, так и образов, которые мы воплощаем. То, что вносят последние, нам кажется столь же объективным, как и то, что вносят чувственные впечатления. Может быть и другой способ интерпретации явления; но когда мы рассматриваем его в связи с только что упомянутыми фактами, кажется необходимым признать, что в норме образ воплощает себя вовне.

Психологи часто задают вопрос, почему определенные состояния сознания, например восприятие, создают у нас впечатление внешнего присутствия объекта. Вероятно, это впечатление является изначальным свойством, и с психологической точки зрения было бы более естественным выяснить, почему образы в некоторых случаях лишены этого свойства. Конечно, это не решение философской проблемы объективной ценности наших способностей; но этот факт имеет большое значение в области экспериментальной психологии. Единственно возможный ответ на этот вопрос, по-видимому, состоит в следующем: образ тормозится и появляется как субъективный всякий раз, когда его экстернализация вызывает непоследовательность в воспринимаемых вещах. Совершенно верно, что дети, обладающие меньшим критическим чутьем и меньшим количеством приобретенных ассоциаций, охотно верят «всему, что приходит им в голову»; и опять-таки сильная усталость, опьянение и другие подобные состояния, которые, очевидно, препятствуют действию разума, как раз и есть те состояния, при которых образы имеют наибольшую склонность к внешнему проявлению.

В нормальных обстоятельствах в образе или воспринимаемом предмете всегда есть какая-то особая нота, которая препятствует их точному соответствию. Поэтому возникают разногласия, которые заставляют нас помещать образы в категорию, отличную от категории восприятий, и наши приобретенные ассоциации убеждают нас в том, что они принадлежат нереальному или, по крайней мере, менее реальному миру сознательного субъекта. Этот взгляд подтверждается феноменом нормального восприятия. Чувственные данные пробуждаются через дополняющие их ассоциативные образы; последние, таким образом, должны быть в совершенном согласии с первыми, и, в действительности, мы знаем, что мы экстернализируем их спонтанно. Во сне мы проецируем в космос бессвязные образы, но частое наблюдение показывает, что мы их согласовываем и дополняем, выстраивая в логическое целое. Казалось бы тогда наиболее вероятным, что наряду с этой согласованностью мы производим их иллюзорную экстернализацию. Известно, как внезапно исчезают фантастические образы, как только мы признаем их нелепость. Таким образом, кажется несомненным, что образы своей собственной природы имеют тенденцию экстериоризировать себя, и они делают это до тех пор, пока из этого не возникает конфликт. Возможно, нам возразят, что мы не осознаем этой рациональной критики, демонстрирующей логическую невозможность экстернализации образов; к этому мы прибавляем, что аналитический разум вмешивается лишь в исключительных случаях и что почти всегда речь идет о простых приобретенных ассоциациях. Собаки и кошки, не подозревая о принципе причинности, ищут причину чувственных явлений. Точно так же спонтанно мы подавляем или подавляем наши субъективные образы, когда они слишком сильно отличаются от реальности.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА ОБРАЗОВ. — Общеизвестно, что образ побуждает к действию, и Рибо сформулировал общий закон, что «каждый образ стремится к своему осуществлению». Если внешнее действие не всегда раскрывает все образы, возникающие в сознании, то причина этого в том, что многие из них нейтрализуются антагонистическими образами, которые, в силу характера своего предмета, стремятся вылиться в действия противоположного рода. Эта движущая сила образов дает о себе знать в каждое мгновение нашей жизни; но следует заметить, что обычно оно действует только через эмоциональное состояние и, возможно, как утверждают схоластические философы, посредством особой «локомотивной» способности. Как бы то ни было, кажется доказанным, что для того, чтобы влиять на действия и движения, образы не обязательно должны находиться в сознании, тем более в его фокусе. «Маргинальные» образы или даже полностью бессознательные образы могут воздействовать на наши члены и производить порой очень сложные движения. Было бы ошибкой думать, что это происходит только в исключительных случаях и в ненормальных условиях; тем не менее именно благодаря практикам спиритизма, переворачиванию столов, автоматическому письму и т. д. к нему было привлечено особое внимание, и психологу были предложены наиболее яркие его примеры. «Движущая сила» образов есть лишь частный случай столь общего закона, что он господствует над всей душевной жизнью. Каждое психическое состояние, где бы оно ни возникало в человеческой личности, имеет тенденцию распространяться на смежные области и тем самым производить равновесие, т. е. гармоничное состояние всей личности. Образ, вызывающий мышечное сокращение, очень ярко иллюстрирует эту диффузию, и поэтому он был замечен раньше и сформулирован точнее, чем какой-либо другой.

ПРОИЗВОДСТВО ОБРАЗОВ ИНТЕЛЛЕКТОМ. — Образ является отправной точкой и в какой-то мере непосредственным содержанием всех наших интеллектуальных операций. Несомненно, что любое прекращение деятельности воображения сразу же кладет конец интеллектуальной функции; а так как эти две способности, воображение и интеллект, субъективно различны, то эта зависимость должна носить объективный характер, т. е. интеллект заимствует у воображения. Анализ наших высших знаний, даже самых абстрактных, дает этому объяснению все подтверждения, какие только может дать непосредственный опыт. Идеи самых духовных вещей, таких как Бог или добродетель, дают в результате анализа именно те элементы, которые взяты из чисто чувственного порядка и представлены воображением. Следовательно, не может быть сомнения в объективном сотрудничестве способности воображения в феномене представления. Но следует остерегаться некоторых опасных ошибок в этом вопросе. До сих пор мы настаивали на различии между схематическим образом и идеей. Было бы серьезной ошибкой допустить, что любая комбинация образов, какой бы краткой и утонченной она ни была, может дать объект идеи. Абстракцию часто объясняют так, как если бы ее первоначальный процесс, оставление в стороне индивидуализирующих нот, применялся к самому образу, и как если бы остаток этой операции был интеллектуальной детерминантой, видов impressa , который приводит в действие сам интеллект. Это явно иллюзия. Образ в своей сущности есть и остается индивидуальным; никакое разделение частей не может выявить в нем всеобщего, неколичественного. Мы должны рассматривать роль образа в представлении как нечто совершенно иное.

Оно предписывает не intellectus agens , что было бы непостижимо, а сознательному субъекту производить интеллектуальный объект. Между образом и объектом ума нет никакой пропорции, насколько это касается природы процессов. Только духовная способность ( intellectus agens ) соразмерно такому объекту; но образ есть как бы приманка, которая в соответствии с природой своего объекта вытягивает высшие силы сознательного субъекта. Следовательно, хотя все в нашем интеллектуальном знании происходит от образов, все в нем превосходит их. Эти две стороны вопроса, сущностная зависимость интеллекта от образов и его трансцендентность по отношению к ним, должны всегда приниматься во внимание, если мы хотим точно понять ту роль, которую играет образ в процессе представления. Отсюда вытекают важные следствия, изучение которых относится к психологии интеллекта.

В заключение: мы мыслим высшие реальности только по аналогии с чувственными вещами, но из этого никоим образом не следует, что мы мыслим только материальное. Образы играют очень важную роль во всей деятельности интеллектуального порядка; но они не составляют сам этот порядок. Сама духовность человеческой души зависит от этой последней истины.

M. P. DE MUNNYNCK

[PDF] От воображения к инновациям: процесс творческого развития

  • DOI:10.3233/978-1-61499-690-3-514
  • Идентификатор корпуса: 7540959
 @inproceedings{Wu2016FromIT,
  title={От воображения к инновациям: процесс творческого развития},
  автор = {Сюань-И Ву и Виктор Каллаган},
  booktitle={Австралазийская конференция по интерактивным развлечениям},
  год = {2016}
} 

. В статье рассматриваются модели инновационного процесса. Он исходит из того, что инновация — это нелинейный процесс, в котором пути развития возникают из процесса «воображения» и «действия», итерации в эволюционных циклах до тех пор, пока не появится удовлетворительная инновация. Чтобы поддержать это, мы разработали модель инновационного процесса под названием «Креативное инновационное развитие» (CID), которая интегрирует процесс эволюционного формирования идей (расширенная версия научной фантастики… 

Просмотр через Publisher

creative-science.org

Адаптивный подход к созданию пространств для совместной работы

  • О. Салако, М. Гарднер, В. Каллаган
  • Информатика, бизнес

    Международная конференция по инновациям , Предпринимательство и образование

  • 2019

В этом документе представлена ​​модель, которая позволяет координатору выполнять реконфигурации пространства и задач с использованием шаблонных интерфейсов, которые являются одновременно динамическими и расширяемыми, чтобы поддерживать взаимодействие человека и машины и машины и машины. тем самым позволяя создавать персонализированные пространства для бизнес-инноваций.

к онлайн -иммерсивным совместным инновационным пространствам

  • O. Salako, M. Gardner, V. Callaghan
  • Компьютерная наука

    ILRN

  • 2017

66666. который можно настраивать и динамически адаптировать к потребностям отдельных лиц и конкретным инновационным сессиям, и он представляет результаты теоретических исследований и первоначальную спецификацию для инновационного пространства иммерсивной реальности под названием iSuite.

Immersive Learning Research Network

В этом незавершенном документе представлены результаты теоретических исследований и начальная спецификация для инновационного пространства иммерсивной реальности под названием iSuite, основанного на базовой модели, состоящей из ряда инновационных функций. которые включают настраиваемую общую схему взаимодействия на основе шаблонов.

Методологии и практики развития стартапов – систематическая литература

  • Бизнес

  • 2018

Стартапы — это недавно созданные компании с небольшой историей деятельности или без нее, а также с ограниченными ресурсами и рынками. Запуск программного обеспечения нацелен на разработку передовых программных продуктов под высоко…

Методологии и практика разработки программного обеспечения в стартапах

  • E. Tegegne, P. Seppänen, M. Ahmad
  • Бизнес, информатика

    IET Softw.

  • 2019

Результат показывает, что методологии Agile и Lean чаще всего используются при запуске программного обеспечения из-за их гибкости и простоты адаптации.

Академия мечты CSF: использование художественной литературы, картона и простых электрических схем в качестве образовательных инструментов для спасения обездоленных детей от ловушки бедности Предпринимательство и образование

  • 2019
  • В этой статье мы предлагаем стратегию включения в образование, направленную на поддержку маргинализированных детей, с использованием модели, предложенной Creative Science Foundation, на основе развития…

    Wakandan Utopia, Techno-Sceansice’s Blackman’s Techno-Sceansice и сложности псевдонауки в Black Panther

    • Emmanuel Adeniyi
    • Anglo Saxonica

    • 2022 2

    AGERNEYSISERISERISERIYS

  • . 1-10 ИЗ 13 ССЫЛОК

    СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантность Наиболее влиятельные документыНедавность

    Семинары по воображению: эмпирическое исследование SFP для технологических инноваций в бизнесе

    • Hsuan-Yi Wu
    • Business

    • 2013

    An Online Immersive Reality Innovation-Lab

    • Marc Davies, Shumei Zhang
    • Business

    • 2016

    This paper introduces the concept of онлайн-лаборатории инноваций (iLabs) как независимые от местоположения пространства для совместной работы. Мы подчеркиваем проблемы и возможности, которые открываются перед революционными инновациями…

    Diegetic Innovation Templating

    Описан процесс под названием Diegetic Innovation Templating (DiT), посредством которого научно-фантастические и фэнтезийные истории используются в качестве систематического источника идей для дизайна и инновационных продуктов.

    Управление инновациями: интеграция технологических, рыночных и организационных изменений

    • Дж. Тидд, Дж. Бессант, К. Павитт
    • Бизнес

    • 1997

    Целью данного исследования является понимание и предоставление знаний. навыки управления инновациями на операционном и стратегическом уровнях для повышения конкурентоспособности фирм и эффективности других организаций.

    Креативное образование – единственный инструмент студента для преодоления неопределенности будущего

    • И. Сусня, Эмилия Печеану, К. Тудорие, А. Коку
    • Образование

    • 2014 2 Образование 2 2 — однозначно — бизнес , ориентированный на будущее . И в нашем быстро меняющемся мире будущее окутано облаками неопределенности и полно рисков. Удивительно, но при обзоре…

      Семинар по технологиям будущего: совместный метод разработки новых технологий обучения и занятий

      Описывается семинар по технологиям будущего, метод, с помощью которого люди, обладающие повседневными знаниями или опытом в определенной области технологий, представляют и проектируют взаимодействие между текущими и будущими технологиями и деятельностью.

  • Добавить комментарий