Процессы внимания в психологии: Пособие «Основы общей и медицинской психологии» Часть 2

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Виды психических процессов: внимание

Что такое психические процессы

Замечание 1

Понятие «психические процессы» является одним из ключевых в психологии. Под этим термином понимают процессы психической деятельности человека, которые имеют специальные функции в целостной структуре психики.

Психические процессы имеют ряд определённых характеристик, так они:

  • кратковременны
  • быстропротекающие
  • являются откликом на происходящее
  • тесно связаны между собой

Психические процесс сливаясь воедино образуют психику личности. Психика постоянно изменяется под влиянием окружающей действительности. Изучение психики всегда происходит в динамике, в процессе взаимодействия. Психические процессы так же изучают в динамике.

Какие бывают психические процессы

Сегодня психологические процессы разделяют на отельные подгруппы условно, так как в современной психологии их уже принято не разграничивать. Объясняется это тем, что одни психические процессы невозможны без других, например, внимание невозможно без мышления.

Все психические процессы условно разделяют на:

  • познавательные
  • эмоциональные
  • волевые

К познавательным психическим процессам относят:

  • ощущения
  • рефлексию
  • речь
  • восприятие
  • представление
  • внимание
  • мышление
  • память
  • воображение

Эмоциональные психические процессы включают в себя:

  • эмоции
  • аффекты
  • стресс
  • чувства

Волевые психические процессы подразделяют на:

  • постановку цели
  • принятие решения
  • борьбу мотивов

В этой статье более подробно будет рассмотрен такой познавательный психический процесс как внимание.

Внимание как вид психического процесса

Определение 1

Внимание представляет собой психический процесс, который направлен на концентрацию сознания на том или ином объекте, явлении, деятельности. Внимание включает в себя 2 главные составляющие: направленность и сосредоточенность.

Под направленностью понимают выбор объекта, а под сосредоточенностью предполагают отвлеченность от всего, что не связано с этим объектом. У животных внимание проявляется как настороженность, бдительность.

В эволюционном спектре развитие внимания имеет взаимосвязь с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая рефлекторная инверсия нужна для того что бы индивид мог реактивно переходить в состояние активного покоя для того что бы вести наблюдение за объектом.

В отличии от некоторых других психических процессов, процесс внимания не может быть отделен от восприятия, мышления и некоторых других психических процессов.

Внимание является характерной чертой познавательной деятельности. Еще одной характеристикой внимания является направленность, индивид может выбирать на чем он будет фокусироваться. В процессе внимания восприятие объекта индивидом меняется: при концентрации на объекте, индивид получает больше информации о нем, объект становится более ясным, четким, понятным. Процесс внимания является двусторонним. Это значит, что с одной стороны индивид может оказывать внимание объекта, а с другой стороны сам объект может привлекать внимание индивида, поэтому процесс внимания подразделяют на произвольный и непроизвольный.

Свойства внимания

Выделяют 6 основных свойств внимания, у разных индивидов они развиты в разной степени:

  • сосредоточенность
  • устойчивость
  • объем
  • распределение
  • переключение
  • рассеянность

Под сосредоточенностью понимают удерживание информации о предмете или событии в краткосрочной памяти. С сосредоточенность или иначе концентрацией имею тесную взаимосвязь нервные процессы по возбуждению.

Под устойчивостью внимания понимают способность индивида сопротивляться вещам, которые отвлекают его внимание. Устойчивость внимания не постоянная характеристика, она может усиливаться и ослабевать.

То свойство внимания, определяющее какое количество информации может храниться в области повышенного внимания индивида носит название объем памяти. Объем внимания у разных людей может отличаться, но в средним взрослый человек способен одновременно удерживать в своём внимании 4-6 объектов, ребенок школьного возраста от 2- 5 объектов.

Замечание 2

Тахистоскоп – это прибор, с помощью которого можно измерить объём внимания. Суть измерения заключается в следующем: прибор на 0,1 секунду показывает человеку некие объекты — какое количество объектов удалось запомнить человеку, такой у него объем памяти.

В понятии распределения заключается способность индивида одновременно следить за несколькими разнородными объектами или выполнением действия.

Переключение внимания — это изменение направления сознания с одного объекта, ситуации, действия на другие. Это изменение является сознательным, осмысленным, связано с новым целеполаганием.

Под понятием «рассеянность внимания» понимают неспособность индивида концентрировать свое внимание на объектах, ситуациях, действиях. Рассеянность может приводить к ошибкам внимания, к избирательному невниманию. Рассеянность появляется по различным причинам. К причинам относят:

  • бессознательное желание что-то делать
  • физические недомогания (усталость, бессонница, головная боль)
  • однообразная деятельность
  • поражение головного мозга
  • психические заболевания (невроз, депрессия)

Виды внимания

Ученые выделяют три вида внимания:

  • произвольное
  • непроизвольное
  • после произвольное

В ситуациях, когда индивид имеет перед собой определенные задачи и цели, начинает работать механизм произвольного внимания. Произвольное внимание включат в себя внимание сознательное, направленное внимание, сосредоточенность. Связь внимания основана не на специфике предмета, его способности привлекать, а на цели индивида, при этом индивиду иногда необходимо прилагать значительные усилия для концентрации внимания.

Как доказана учеными умственная деятельность становится легче в тех ситуациях, когда концентрация внимания сопровождается практической деятельностью.

В механизмах непроизвольного внимания главная роль отводится предметам (ситуациям, действиям), которые привлекают внимание индивида, при этом сам индивид не имеет предварительного сознательного намерения концентрироваться на этом объекте. Непроизвольное внимание возникает по нескольким причинам: объект имеет определенные особенности, которыми он привлекает; новизна объекта, значимость объекта, ожидания от объекта.

В ситуациях, когда у индивида включается внимание, связанное с интересами, увлечениями происходит включение механизма после произвольного внимания. Этот вид внимания является осознанным, но при этом особенных усилий воли не требуется для концентрации над этим объектом.

Внимание | безграничная психология |

Внимание — это ограниченный ресурс, используемый для выборочной концентрации на некоторой информации и игнорирования другой воспринимаемой информации.

Цели обучения

Оценить значение внимания как ограниченного ресурса

Ключевые выводы

Ключевые термины

Внимание — это поведенческий и когнитивный процесс избирательной концентрации на отдельном стимуле при игнорировании других воспринимаемых стимулов. Это основная область исследований в области образования, психологии и неврологии. Внимание можно рассматривать как распределение ограниченных ресурсов обработки: ваш мозг может уделять внимание только ограниченному количеству стимулов. Внимание играет роль во многих психологических аспектах, включая память (стимулы, на которые обращают больше внимания, лучше запоминаются), зрение и когнитивную нагрузку.

Визуальное внимание

Вообще говоря, считается, что визуальное внимание работает как двухэтапный процесс. На первом этапе внимание равномерно распределяется по внешней зрительной сцене и обработке информации. На втором этапе внимание концентрируется на определенной области визуальной сцены; он ориентирован на определенный стимул. Есть две основные модели для понимания того, как работает визуальное внимание, обе из которых являются расплывчатыми метафорами реальных происходящих нейронных процессов.

Модель прожектора

Термин «прожектор» был вдохновлен работой Уильяма Джеймса, который описал внимание как наличие фокуса, поля и края. Фокус — это центральная область, которая извлекает информацию «высокого разрешения» из визуальной сцены, на которую направлено внимание. Фокус окружен краем внимания, который извлекает информацию гораздо более грубым способом. Эта полоса простирается до определенной области, а ее отсечка называется границей.

Модель прожектора : В модели прожектора основное внимание уделяется центральной области, которая получает очень подробную информацию. Край принимает менее подробную информацию, а край — это граница приема любой информации.

Модель с зум-объективом

Впервые представленная в 1986 году, эта модель наследует все свойства модели Spotlight, но имеет дополнительное свойство изменения размера. Этот механизм изменения размера был вдохновлен зум-объективом, который можно найти в камере, и любое изменение размера можно описать как компромисс в эффективности обработки. Зум-линза внимания может быть описана в терминах обратного компромисса между размером фокуса и эффективностью обработки. Поскольку предполагается, что ресурсы внимания фиксированы, чем больше фокус, тем медленнее будет обработка этой области визуальной сцены, поскольку этот фиксированный ресурс будет распределен по большей площади.

Когнитивная нагрузка

Подумайте о компьютере с ограниченным объемом памяти: вы можете дать ему столько задач, сколько он не сможет обработать больше. Мозг работает по тому же принципу, который называется теорией когнитивной нагрузки. «Когнитивная нагрузка» относится к общему количеству умственных усилий, используемых в рабочей памяти. Внимание требует рабочей памяти; поэтому сосредоточение внимания на чем-либо увеличивает когнитивную нагрузку.

Многозадачность и разделенное внимание

Многозадачность можно определить как попытку одновременного выполнения двух или более задач; однако исследования показывают, что при многозадачности люди делают больше ошибок или выполняют свои задачи медленнее. Каждое задание увеличивает когнитивную нагрузку; внимание должно быть разделено между всеми составляющими задачами для их выполнения.

Предыдущие исследования включали в себя изучение пределов возможностей людей, выполняющих одновременные задачи, например чтение рассказов, слушая и записывая что-то еще, или слушая два отдельных сообщения разными ушами (т. е. дихотическое слушание). Подавляющее большинство текущих исследований многозадачности человека основано на одновременном выполнении двух задач, обычно связанных с вождением автомобиля и выполнением другой задачи, такой как отправка текстовых сообщений, прием пищи и общение с пассажирами в автомобиле или разговор по мобильному телефону. Это исследование показывает, что человеческая система внимания имеет ограничения на то, что она может обрабатывать: эффективность вождения ухудшается при выполнении других задач; водители совершают больше ошибок, тормозят сильнее и позже, чаще попадают в аварии, сворачивают в другие полосы и меньше осознают свое окружение при выполнении ранее обсуждавшихся задач.

Избирательное внимание

Исследования показывают, что если присутствует много стимулов (особенно если они связаны с заданием), гораздо легче игнорировать стимулы, не связанные с заданием, но если стимулов мало, мозг будет воспринимать нерелевантные стимулы так же, как и стимулы. актуальны.

Некоторые люди могут обрабатывать несколько сигналов с практикой. Например, обученные операторы азбуки Морзе смогли скопировать 100 % сообщения, ведя содержательный разговор. Это основано на рефлекторной реакции, возникающей в результате «переучивания» навыков транскрипции азбуки Морзе, так что это автономная функция, не требующая особого внимания для выполнения.

Что такое внимание? — ПабМед

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст) PubMedPMIDAbstract (текст) CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Эл. адрес: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? воскресеньепонедельниквторниксредачетвергпятницасуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Полнотекстовые ссылки

Уайли

Полнотекстовые ссылки

Обзор

. 2021, 24 июня; e1570.

doi: 10.1002/wcs.1570. Онлайн перед печатью.

Ричард Дж. Краузлис 1 , Лупэн Ван 1 , Гунчен Юй 1 , Леор Н. Кац 1

принадлежность

  • 1 Лаборатория сенсомоторных исследований, Национальный глазной институт, Бетесда, Мэриленд, США.
  • PMID: 34169668
  • DOI: 10.1002/wcs.1570

Обзор

Richard J Krauzlis et al. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. .

. 2021, 24 июня; e1570.

doi: 10.1002/wcs.1570. Онлайн перед печатью.

Авторы

Ричард Дж. Краузлис 1 , Лупэн Ван 1 , Гунчен Юй 1 , Леор Н. Кац 1

принадлежность

  • 1 Лаборатория сенсомоторных исследований, Национальный глазной институт, Бетесда, Мэриленд, США.
  • PMID: 34169668
  • DOI: 10. 1002/wcs.1570

Абстрактный

Мы определяем внимание как «набор эволюционировавших мозговых процессов, ведущих к адаптивному и эффективному поведенческому выбору». Мы делаем акцент на понимании биологических и нейронных механизмов, которые делают возможными поведенческие свойства внимания. Хотя многое стало известно о функциональном функционировании внимания путем постулирования и проверки различных аспектов внимания, мы считаем, что различия, на которые чаще всего полагаются, гораздо менее полезны для идентификации подробных биологических механизмов и мозговых цепей. Вместо этого мы принимаем эволюционную точку зрения, которая, хотя и спекулятивна, порождает другой набор руководящих принципов для понимания формы и функции внимания. Затем мы проводим мысленный эксперимент, представляя устройство, которое мы намерены использовать в качестве интуитивного насоса для размышлений о том, как могут быть организованы мозговые процессы, отвечающие за внимание, и которое иллюстрирует особенности биологических процессов, которые в конечном итоге могут дать ответ на вопрос. Эта статья относится к категории: Когнитивная биология > Эволюционные корни психологии познания > Философия внимания > Психологические способности.

Ключевые слова: внимание; мозг; познание; восприятие.

Опубликовано в 2021 г. Эта статья является работой правительства США и находится в открытом доступе в США.

Похожие статьи

  • За пределами интуиции и инстинктивной слепоты: к эволюционно строгой когнитивной науке.

    Космидес Л., Туби Дж. Космидес Л. и соавт. Познание. 1994 апр-июнь;50(1-3):41-77. doi: 10.1016/0010-0277(94)

    -5. Познание. 1994. PMID: 8039372 Обзор.

  • Изменения когнитивной функции при старении человека.

    Глиский ЕЛ. Глиский Э.Л. В: Риддл ДР, редактор. Старение мозга: модели, методы и механизмы. Бока-Ратон (Флорида): CRC Press/Taylor & Francis; 2007. Глава 1. В: Риддл ДР, редактор. Старение мозга: модели, методы и механизмы. Бока-Ратон (Флорида): CRC Press/Taylor & Francis; 2007. Глава 1. PMID: 21204355 Бесплатные книги и документы. Обзор.

  • Перцептивное обучение.

    Преттимен А. Претман А. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2019 Май; 10(3):e1489. doi: 10.1002/wcs.1489. Epub 2018 20 декабря. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2019. PMID: 30570213 Обзор.

  • Макромолекулярная скученность: химия и физика встречаются с биологией (Аскона, Швейцария, 10–14 июня 2012 г.).

    Foffi G, Pastore A, Piazza F, Temussi PA. Фоффи Г. и др. физ.-биол. 2013 авг; 10 (4): 040301. дои: 10.1088/1478-3975/10/4/040301. Epub 2013 2 августа. физ.-биол. 2013. PMID: 23912807

  • Сравнительная метафизика: Эволюционные и онтогенетические корни эссенциалистского мышления об объектах.

    Ракоци Х., Каккионе Т. Ракоци Х. и соавт. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2019Сен;10(5):e1497. doi: 10.1002/wcs.1497. Epub 2019 28 февраля. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2019. PMID: 30821110 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Когда мы изучаем способность посещать занятия, что именно мы пытаемся понять?

    Цоцос Ж.К. Цоцос Дж.К. Дж Имиджинг. 2022 31 июля; 8 (8): 212. дои: 10.3390/jimaging8080212. Дж Имиджинг. 2022. PMID: 36005455 Бесплатная статья ЧВК.

  • Экологический взгляд на избирательное внимание.

    Лев-Ари Т., Беэри Х., Гутфренд Ю. Лев-Ари Т. и др. Фронт Integr Neurosci. 2022 21 марта; 16:856207. doi: 10.3389/fnint.2022.856207. Электронная коллекция 2022. Фронт Integr Neurosci. 2022. PMID: 35391754 Бесплатная статья ЧВК.

использованная литература

ССЫЛКИ
    1. Андерсон, Б. (2011). Нет такой вещи, как внимание. Frontiers in Psychology, 2, 246. http://doi.org/10.3389/fpsyg.2011.00246.
    1. Аух, Э., Белопольский, А.В., и Теувес, Дж. (2012). Контроль внимания «сверху вниз» и «снизу вверх»: неудачная теоретическая дихотомия.

Добавить комментарий