Произвольное внимание это в психологии определение: Произвольное внимание

Содержание

Произвольное внимание — причины и особенности развития

Произвольное внимание – это один из видов внимания человека, проявляющийся свободной направленностью при использовании волевых усилий, направляющих его на необходимую, обязательную деятельность или объект, его отдельные качества или проявления, не вызывающие природного интереса. Произвольное внимание человека всегда идёт как противопоставление непроизвольному и считается более высокой формой развития психических функций, основанных на выполнении сознательной деятельности. Оно всегда определяется не интересом, а сознательно поставленной задачей, при которой направляется на обозначенные заранее предметы или их характеристики. Именно такая сознательная и опережающая непосредственную действенную активность, постановка задачи и ограничение восприятия отличает произвольное внимание от остальных видов.

Произвольное внимание является психической функцией, позволяющей слушать не очень интересные доклады; вести автомобиль, не отвлекаясь; рассматривать определённые объекты в чётко обозначенной последовательности, а не хаотичном порядке и многие другие операции. На бытовом уровне оно может проявляться когда, читая записку или книгу, смысл придаётся содержанию, а шрифт или почерк обычно ускользают от оценки и вообще восприятия. Если же намеренно ставится задача оценки каллиграфии, шрифта, размеры букв или оценки правильности написания (при обучении или в издательском деле), но благодаря произвольному вниманию будут оценены дополнительные параметры, выделенные заранее.

Удерживается произвольное внимание на практически одинаковом уровне, независимо от внешних факторов. Направленность данного типа внимания обусловлена исключительно волевыми усилиями, поэтому более громкие звуки, яркие зрительные образы или собственные отвлекающие мысли лишь немного корректируют успешность деятельности. В принципе сама особенность произвольного направления позволяет заранее минимизировать количество отвлекающих факторов или же выбрать другое удобное время для необходимого сосредоточения.

Если взять во внимание условия возникновения, то тут важным моментом является его прижизненное формирование и возможности развития при использовании орудий исторического развития, а не врождённые параметры. Возникновение данного типа внимания обусловлено определёнными стадиями развития личности, включающими физиологические процессы активации мозговых структур и психологические причины.

Причины возникновения произвольного внимания

Возникновение произвольного внимания обусловлено связями, возникающими вследствие наложения прошлого опыта и поставленной задачи, благодаря её формулировке. После того как данная функция была использована несколько раз в последующем при словесной постановке задачи внимание переключается произвольно. Это похоже на тренировку привычки или выработку условного рефлекса. Так, например, ребёнка могут просить смотреть по сторонам, переходя улицу, и когда у него за это будет присутствовать похвала или же несколько раз он испугается, практически попав под машину, на используемые ранее слова об обращении внимания на дорогу закрепляется осознанная реакция.

Важность поставленной задачи – чем выше значимость поставленной деятельности, особенно в контексте витальности или выживания, тем легче внимание можно произвольно контролировать. Это природные, врождённые факторы, позволяющие направлять своё внимание произвольно, соотнося с необходимостью, при этом вторым моментом является внутренний интерес.

Важно отметить разницу влияния интереса на возникновение произвольности или её отсутствия в процессе внимания – в случае непроизвольного интерес является ведущим мотивом, т.е. там, где ярче, лучше, увлекательнее на данный момент, туда и устремляется внимание. В случае с произвольным вниманием интерес играет роль только, когда он включается долговременную перспективу и отражает глубинные, длительные ценностные и жизненные установки личности. Именно интерес к перспективе позволяет сосредотачивать внимание на текущем моменте, а его эмоциональная наполненность при этом остаётся на втором плане, что в итоге даёт возможность заниматься неприятными или скучными вещами ради дальнейшего прогресса.

Исторической причиной возникновения направленного внимания считается эволюционное появление осознания в направлении трудовой деятельности, т. е. тех её моментов, выполнение которых не регулируется инстинктивно или желаниями (животные не обладают). Так развитие произвольного внимания осуществлялось ради приобретения возможности достижения перспективных и значимых целей, где была необходимость выполнять не только желаемые действия, но также и требуемые ситуацией.

Особенности произвольного внимания

Особенность произвольного внимания – активность личности в достижении целей, без учёта предпочтений на настоящий момент. Эта способность формируется постепенно, для чего характерен период неприятных ощущений, связанных с внутренним напряжением силы воли, но по мере того, как данный навык приобретается, уходит напряжение, а дискомфорт от необходимости всеми силами поддерживать концентрацию значительно уменьшается.

Это качество способно проявляться не только самостоятельно, но и влиять на другие процессы. Благодаря активному использованию и возможности определять направление своего внимания, человек также регулирует свою память, выбирая необходимые моменты, корректирует темп различных процессов, подстраивая их адекватно ситуации, а также полностью регулирует деятельность ради конечного результата.

С физиологической стороны данный процесс обусловлен задействованием лобных долей коры полушарий, отвечающих за коррекцию, а также программирование будущей деятельности личности. Особенность активации данных участков заключается в том, что раздражитель (сигнал, способный изменить деятельность) поступает от второй сигнальной системы. Это означает, что мысль становится приоритетным сигналом в сравнении с окружающей средой, а значит, стимулы исходящие приказом от внутреннего «я» имеют преимущество в руководстве деятельностью и направленностью внимания. Это исключает полный контроль мозга над человеческим поведением, т.к. инстинкты самосохранения по-прежнему занимают наиболее влиятельное место среди всех внутренних процессов регулировки действий.

Особенности данной высшей психической функции обусловлены опосредованностью и осознанностью, что подразумевает определенного развития психики к моменту установления произвольного внимания. Оно опирается на минимальные волевые усилия, способность к восприятию и самосознанию с дальнейшей стыковкой имеющихся факторов и желаемых результатов. Произвольность возникла в ходе эволюции, как способность к преобразованию реальности через свою деятельность, поэтому, как и все приобретённые функции, оно обязательно проходит ускоренные стадии эволюционного появления в каждой феноменологической истории личности. Обычно период формирования способности к сознательному направлению внимания формируется от рождения к шести годам, а дальше всё более оттачивается благодаря системе образования и стараниям самого человека. Это ещё одна ключевая особенность – система образования, особенности включённости ребёнка в процесс и влияние окружающих. От данных факторов зависит скорость формирования навыка и его уровень развития.

Формирование произвольного внимания

Формирование, как и развитие произвольного внимания, находятся вне личности, поэтому самостоятельное развитие данной психической функции невозможно. Только благодаря социуму, который постоянно включает личность во взаимодействие, показывает новые виды деятельности и направляют самопроизвольное внимание возможно появление направленного и контролируемого дальнейшего процесса.

Социальное окружение как бы научает ребёнка тем механизмам волевого приспособления, использование которых в будущем будет необходимо для самостоятельной коррекции своего внимания.

Формирование произвольности происходит постепенно с усвоением внешних механизмов регулировки внимания. Это могут быть указующие жесты взрослых, потом при понимании обращённой речи такие регулировки могут происходить в словесной направляющей форме. К окончанию детского сада речь взрослого обычно заменяется собственной речью ребенка, обращённой к себе или в никуда. Такие обращения носят не корректирующий характер и не попытку взаимодействия с другими, а только планирование собственной деятельности, направлением для которой являются слова. Постепенно этот процесс переходит во внутренний мир и сворачивается до подсознательных наборов функций.

Непосредственно формирование волевого контроля внимания неразрывно связано с усвоением и принятием норм социального окружения, выполнение которых как раз и требует включения данного вида навыка. Сосредоточение на необходимости выполнить (например, собрать игрушки) прежде чем заниматься тем, что выступает в приоритете интересов минутных (игра) – первое формирование произвольности. В раннем возрасте детям довольно тяжело применять незнакомые навыки, а длительное сосредоточение может вызывать быстрое психическое истощение. Нет необходимости ругать ребёнка за то, что не выполнил то, что намеревался и отвлёкся, лучше дать время и возможность самостоятельно вернуться к не очень приятной деятельности спустя какое-то время или короткий перерыв.

Слабость произвольности в младшем возрасте требует не только дополнительного напряжения от ребёнка, но и построения учебного процесса так, чтобы максимально использовалось непроизвольное внимание, и только постепенно подключалось волевое. Это необходимо как для лучшей успеваемости, так и для органичного формирования высших психических функций. Диффузный характер развития функций контроля будет сказываться на успешности освоения произвольного внимания, поэтому необходимо учитывать моменты хороших показателей и их снижения, как вариант нормативного развития.

Наиболее оптимальный путь формирования произвольности заключается в освоении и научении новой деятельности. Применяя такой подход, изначально задействуется природное непроизвольное внимание, а потом вызванный интерес или осознание собственной дальнейшей выгоды подталкивает ребёнка совершать волевые усилия в овладении новыми навыками. Потом мотивирующими факторами развития могут становиться соревновательные чувства или самолюбие, хорошо способствует чувство долга, однако тут необходимо аккуратное формирование данной мотивировки, чтобы не возникало огромного чувства вины при неудаче.

К задачам, которые ставят перед ребёнком взрослые, существуют определённые требования, такие как ясность формулировок. Это касается как самого процесса выполнения со всеми его этапами, так и того какой конечный результат или его варианты должны получиться. Общее воспитание ответственности и наблюдательности можно поддерживать, используя постоянный интерес к происходящему, для чего рекомендуется смена деятельности, а также установка посильных заданий, не перегружающих нервную систему, но дающих ощущение преодоления нового барьера.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Произвольное внимание у дошкольников и школьников

Что это? Произвольное внимание – волевое усилие самого человека. Его активный характер обусловлен поставленной целью, благодаря чему такое умение концентрироваться позволяет достигать успеха.

Как вызвать?

Очевидно, что такой вид внимания интенсивно используется в образовательном процессе. Однако далеко не всегда возможно добиться концентрации на поставленной цели. Какие методы помогают педагогу поддерживать произвольное внимание?

Оглавление:

  1. Особенности и виды произвольного внимания
  2. Как развивается произвольное внимание ребенка
  3. Игры для успешного формирования произвольного внимания у дошкольников
  4. 5 упражнений на развитие произвольного внимания школьников
  5. Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно

10 инструкций по организации лагеря дневного пребывания: собрали в одном месте, учли все требования ФГОС Скачать бесплатно

Особенности и виды произвольного внимания

На основании того, какую роль играет воля в ходе запоминания, в психологии выделяются три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

  • Непроизвольное внимание проявляется без осознанного намерения и контроля со стороны человека.
  • Произвольное внимание в психологии – это постановка цели и сознательное желание запомнить.
  • Послепроизвольное внимание возникает как результат произвольного, которое с течением времени приобретает характер привычного и автоматического. В этом случае, хотя постановка цели запомнить сохраняется, волевые усилия уже не требуются. Человек неосознанно напрягает свою волю, поскольку процесс становится интуитивным и естественным благодаря его повторению и практике.

Одним из важных свойств произвольного внимания выступает предъявление себе конкретной задачи и разработка стратегии для ее выполнения. Это умение не дано с рождения. Ему необходимо обучаться. Благодаря этому мы не испытываем неприятные ощущения, связанные с необходимостью сосредоточиться на конкретном объекте.

Проявление произвольного внимания свидетельствует о наличии у человека воли и соответствующих качеств.

Оно также выполняет главную цель – регулирование потока психических процессов, помогает в поиске уже известной нам информации, выделению важного и так далее.

Произвольное внимание включает активацию лобных отделов больших полушарий коры головного мозга, которые способны контролировать поведение и действия человека. Особенностью данного вида можно назвать поступление стимула от вторичной сигнальной системы.

Возбуждение, возникающее в коре больших полушарий в форме мысли или внутреннего указания, становится доминирующим, активируются верхние уровни мозгового ствола, ретикулярной формации и гипоталамуса. Это происходит под влиянием словесных стимулов. Данная форма внимания выступает отличительной особенностью человека.

Его проявление также связано с осознанным приложением волевых усилий. Это особенно полезно при работе с новым и незнакомым материалом, в случае возникновения трудностей в деятельности, при снижении познавательного интереса к теме или наличии различных отвлекающих факторов.

Произвольное внимание можно определить как высшую психическую функцию, которая имеет отличительные особенности. Вот некоторые из них: оно является опосредованным и осознанным, то есть происходит с участием мышления и имеет разумный характер, обладает произвольностью, то есть его направление и управление происходит контролируемо и волевым усилием.

Важно отметить, что способность к такой концентрации возникает в процессе эволюции развития общества и формируется в течение жизни человека. Оно проходит определенные фазы в онтогенезе и зависит от включенности ребенка в процесс обучения, а также от усвоения определенных образцов организации внимания.

Существует несколько различных видов, каждый из которых обладает своими уникальными особенностями. Ниже представлены характеристики разных типов произвольного внимания:

  • Волевое проявляется в условиях конфликта между «хочу» и «нужно», когда приходится применить силу воли и приложить усилия.
  • Выжидательное необходимо в процессе решения задач, предполагающих бдительность.
  • Сознательное по характеру произвольно, но не требует больших усилий и протекает легко.

Кроме того, существует такой вид, как спонтанное внимание, особенностью которого выступает появление трудностей в начале деятельности.

Как развивается произвольное внимание ребенка

Умение проявлять произвольное внимание у ребенка связано с его возможностью активно контролировать и регулировать течение психических процессов. Результатом его первых признаков выступает способность перевести взгляд на определенный предмет.

В два-три года проявляется простейшая форма такого вида внимания. Далее по мере взросления ребенок адаптируется к восприятию более сложных инструкций и их выполнению. В возрасте шести лет он может самостоятельно выбирать объект своей концентрации. По мере взросления происходит развитие воли.

Очень важно не упускать такой фактор, как возрастные возможности ребенка, которые ограничивают его способность сосредоточиться на заданиях в течение длительного времени. Некомпетентность родителей выражается в том, что они слишком много ждут от малыша.

Психологи утверждают, что причина, по которой ребенок переключается между видами деятельности, не связана с отсутствием внимательности. Разница между концентрацией на игре в полгода и в шесть лет составляет весомый промежуток времени.

Процесс развития способности концентрировать произвольное внимание ребенка дошкольного возраста происходит постепенно. Исследования показывают, что в среднем в три года ребенок не способен удерживать концентрацию больше двух-трех минут, при том что в шестилетнем возрасте это время возрастает до восьми–десяти минут.

Исходя из этого, при занятиях с дошкольниками, следует использовать чередующиеся и короткие упражнения, которые будут перезапускать произвольное внимание и увеличивать интерес к процессу обучения. Все эти действия помогут вовлечь ребенка и запустить послепроизвольный тип концентрации, что даст возможность удлинить время занятий.

Около шести лет формируются произвольное и послепроизвольное внимание. В этом возрасте ребенок благодаря волевым качествам способен совершить выбор в пользу выполнения необходимой задачи, даже если у него есть желание заняться чем-то более интересным. В третьем классе формируется способность концентрироваться до 40 минут без отвлечения.

Факторы развития произвольного внимания детей

Для того чтобы старшие дошкольники развивали такой вид внимания, необходимо учитывать определенный ряд факторов. Некоторые из них включают в себя:

  • Группировка воспринимаемых объектов. Представление объектов или заданий в группах или категориях помогает ребенку лучше ориентироваться и сосредоточить внимание на каждой области по очереди.
  • Четкое построение начала и конца игры, наличие атрибутов. Установление четких правил и структуры игры с определенным стартом и финишем, а также использование реквизита помогает ребенку ориентироваться в задаче и удерживать внимание на процессе.
  • Логически последовательные и понятные указания взрослого. Доступные комментарии помогают ребенку понять, что от него требуется и как правильно выполнить задание, что способствует более эффективному сосредоточению.
  • Чередование разных видов деятельности с использованием анализаторов. Предоставление разнообразных заданий, которые включают применение тех или иных анализаторов (слухового, тактильного, зрительного и т. д.), помогает ребенку оставаться заинтересованным и поддерживать активность внимания.
  • Дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей. Важно учитывать возрастные и личностные нюансы каждого ребенка и предоставлять задания и активности, соответствующие его способностям и уровню развития, чтобы обеспечить оптимальную нагрузку и поддерживать концентрацию.

Учет этих факторов в работе способствует формированию произвольного внимания малыша дошкольного возраста и развитию его эффективности.

Игры для успешного формирования произвольного внимания у дошкольников

Чтобы развить произвольное внимание, следует использовать различные задания.

Игра «Следи за другими»

Подходит для большого детского коллектива. Ведущий просит детей двигаться друг за другом. Когда он скажет «стоп», все должны остановиться, затопать ногами и повернуться на 180 градусов. Если кто-то допустит ошибку, то выбывает из игры.

Игра «Коршун»

Представляет собой следующий сценарий: один ребенок садится на стул, выступая в роли коршуна. Ведущий произносит слово «ночь», в это время коршун закрывает глаза и ждет. Остальные дети могут прыгать или бегать. Когда звучит команда «день», все игроки должны замереть. Участник, который не услышал слово и продолжает выполнять непроизвольные действия, выбывает. Он становится новым коршуном, и игра продолжается.

«Поймай момент»

Имеет следующий формат: ведущий демонстрирует различные движения перед детьми. Участники должны повторять их только в том случае, если прозвучит команда «повтори». Если данное слово не произнесено, дети остаются неподвижными. Ребенок, который не проявляет внимания и повторяет движение без команды, выбывает из игры.

«Печатаем слово»

Каждому участнику выдаются большие буквы, сделанные из прочной бумаги. Ведущий игры пишет на доске слово (желательно знакомое, например, «парта», «ручка», «ложка», «стол»). Дети, у которых есть соответствующие буквы, хлопают в ладоши. Когда слово «собирается», все кричат: «Ура».

«Зоркие соседи»

В этой игре дети формируют круг. Водящий становится в середину и перемещается по нему, пытаясь «усыпить» внимание участников. Затем он внезапно останавливается рядом с одним из игроков и говорит: «Руки вверх». Тот, на кого указал водящий, остается неподвижным, а участники-соседи, стоящие рядом, должны поднять руки вверх. Если кто-то проявляет невнимательность, он выбывает из игры.

5 упражнений на развитие произвольного внимания школьников

Ниже перечень игр, которые можно использовать, чтобы развивать произвольное внимание у младших школьников

  1. Упражнение «Переверни слово». Ученикам предлагаются слова, в которых буквы стоят в неверном порядке. Например, «снаве» – «весна», «тапар» – «парта», «лакош» – «школа». Дети должны распознать слово и правильно его записать.
  2. Упражнение «Найди ошибки». Учитель пишет предложение на доске, намеренно делая ошибки, например, «Миша поше гулять с сабакой и не замети, как заблудился». Детям предлагается найти их и записать предложение правильно. В этом задании участвует весь класс.
  3. Упражнение «Найди другое слово». Учитель пишет на доске слова, в которых скрыто еще одно. Например, «укол» («кол»), «смех» («мех»), «вдруг» («друг»). Дети должны определить скрытые слова и записать их в тетради.
  4. Упражнение «Найди родственные слова». На доске записывается начальное слово, например, «ложка». Ученики должны найти как можно больше однокоренных к нему, например, «ложка – ложечка, положить, ложе, положение». Победителем становится тот, кто найдет максимальное число верных вариантов.
  5. Упражнение «Найди лишнее слово». Учитель пишет на доске слова, которые связаны по смыслу, например, «кошка», «лошадь», «корова» – все они относятся к домашним животным. В список необходимо добавить «щука», которая является рыбой. Ученики должны найти «неправильное» слово.

Произвольное внимание имеет определенные условия возникновения: среда, окружающие, наличие образовательной системы. В процессе обучения и воспитания развиваются волевые качества, стимулируется осознанное отношение к получению знаний, а также включается физическое и эстетическое воспитание.

[banner_services]

Для эффективной организации занятий с дошкольниками играет важную роль педагогическое мастерство. Поэтому стоит отдавать предпочтение учителям, которые умеют очень легко и понятно объяснять необходимый материал, используя соответствующие инструменты, игры на произвольное внимание, например, выделение или закрашивание букв, поиск ошибок и так далее.

Новизна в обучении и кураторство со стороны взрослых помогут развить у детей навык самостоятельного управления концентрацией.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Рейтинг: 5

( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Произвольное и непроизвольное внимание имеют разные последствия: эффект сложности восприятия

. 2009 г., февраль; 62(2):352-69.

дои: 10.1080/17470210801954892. Epub 2008, 18 апреля.

Уильям Принцметал 1 , Алексей Звиняцковский, Паула Гутьеррес, Лео Дилем

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Калифорнийского университета, Беркли, Калифорния 94720, США. [email protected]
  • PMID: 18609402
  • DOI: 10.1080/17470210801954892

Уильям Принцметал и др. Q J Exp Psychol (Хоув). 2009 г. Февраль

. 2009 г., февраль; 62(2):352-69.

дои: 10.1080/17470210801954892. Epub 2008, 18 апреля.

Авторы

Уильям Принцметал 1 , Алексей Звиняцковский, Паула Гутьеррес, Лео Дилем

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Калифорнийский университет, Беркли, Калифорния 94720, США. [email protected]
  • PMID: 18609402
  • DOI: 10.1080/17470210801954892

Абстрактный

Мы предполагаем, что произвольное и непроизвольное внимание влияет на разные механизмы и имеет разные последствия для производительности, измеряемой временем реакции. Произвольное внимание усиливает перцептивное представление, тогда как непроизвольное внимание влияет на тенденцию реагировать на стимулы в том или ином месте. В парадигме пространственных сигналов мы манипулировали сложностью восприятия и сравнивали произвольное и непроизвольное внимание. Для состояния произвольного внимания пространственный сигнал предсказывал местоположение цели, тогда как в состоянии непроизвольного внимания это было не так. Увеличение сложности восприятия увеличивало эффект внимания при произвольном внимании, но уменьшало его при непроизвольном внимании. Таким образом, произвольное и непроизвольное внимание имеют разные последствия при манипулировании трудностью восприятия и, следовательно, вероятно, вызваны разными механизмами.

Похожие статьи

  • Внимание: время реакции и точность показывают разные механизмы.

    Принцметал В., МакКул К., Парк С. Принцметал В. и др. J Exp Psychol Gen. 2005 Feb; 134 (1): 73-92. дои: 10.1037/0096-3445.134.1.73. J Exp Psychol Gen. 2005. PMID: 15702964

  • Произвольное и непроизвольное внимание по-разному влияет на различение лиц.

    Эстерман М., Принцметал В., ДеГутис Дж., Ландау А., Хазелтин Э., Верстинен Т., Робертсон Л. Эстерман М. и соавт. Нейропсихология. 2008 7 марта; 46 (4): 1032-40. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2007.11.014. Epub 2007 23 ноября. Нейропсихология. 2008. PMID: 18166203 Бесплатная статья ЧВК.

  • Свободная от смещения точность двойного суждения во время пространственного внимания: повышение производительности за счет произвольного и непроизвольного внимания.

    Pack W, Klein SA, Carney T. Пак В. и др. Видение Рез. 2014 Декабрь; 105: 204-12. doi: 10.1016/j.visres.2014.08.004. Epub 2014 23 августа. Видение Рез. 2014. PMID: 25159288

  • Объектное внимание: обзор учебника.

    Чен З. Чен З. Atten Percept Psychophys. 2012 июль; 74 (5): 784-802. doi: 10.3758/s13414-012-0322-z. Atten Percept Psychophys. 2012. PMID: 22673856 Обзор.

  • Успехи и неудачи в создании эффектов подсказок на основе объектов внимания.

    Реппа И., Шмидт В.К., Лук-порей Е.С. Реппа I и др. Atten Percept Psychophys. 2012 Январь; 74 (1): 43-69. doi: 10.3758/s13414-011-0211-x. Atten Percept Psychophys. 2012. PMID: 22052445 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Сложность восприятия регулирует модуляцию усиления внимания в зрительной коре головного мозга человека.

    Саветсуттипан П., Пхунчонгхарн П., Унджай К., Салазар А., Понгсуван С., Интрачуто С., Серенс Дж. Т., Иттипурипат С. Саветсуттипан П. и др. Дж. Нейроски. 2023 3 мая; 43(18):3312-3330. doi: 10.1523/JNEUROSCI.0519-22.2023. Epub 2023 24 марта. Дж. Нейроски. 2023. PMID: 36963848

  • Возможные связанные с событиями потенциальные корреляты произвольного и рефлексивного внимания у музыкальной лягушки Emei.

    Ню В., Шен Д., Сун Р., Фан И., Ян Дж., Чжан Б., Фан Г. Ниу В. и др. Биология (Базель). 2022 8 июня; 11 (6): 879. doi: 10.3390/biology11060879. Биология (Базель). 2022. PMID: 35741400 Бесплатная статья ЧВК.

  • Не смотри сейчас! Слепота, вызванная эмоциями: взаимодействие между эмоциями и вниманием.

    Гудхью, Южная Каролина, Эдвардс М. Гудхью С.К. и др. Atten Percept Psychophys. 2022 ноябрь;84(8):2741-2761. doi: 10.3758/s13414-022-02525-z. Epub 2022 14 июня. Atten Percept Psychophys. 2022. PMID: 35701659 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Дифференциальное влияние тайны в природе на внимание: окулометрическое исследование.

    Маруа А., Шарбонно Б., Солоси А.М., Уотсон Дж.М. Маруа А. и др. Фронт Псих. 2021 9 декабря; 12:759616. doi: 10.3389/fpsyg.2021.759616. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34955980 Бесплатная статья ЧВК.

  • Как угроза модулирует мотивационное воздействие вознаграждения на внимание?

    Ким А.Дж., Андерсон Б.А. Ким А.Дж. и др. Опыт психолог. 2021 май; 68(3):165-172. дои: 10.1027/1618-3169/a000521. Опыт психолог. 2021. PMID: 34711076 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

Фотоспектакль Психологическое исследование. Глава 4 Внимание. Хьюго Мюнстерберг — Таша Скейджелл Media Arts Blog

Эта глава книги Мюнстерберг посвящена вниманию и восприятию мужчин и женщин как на экране, так и за его пределами. Мюнстерберг говорил, что для того, чтобы наше внимание было получено, они должны иметь для нас смысл, они должны быть обогащены нашим собственным воображением, они должны возбуждать наши чувства и эмоции, они должны играть на нашей внушаемости, они должны запускать идеи и мысли. , они должны быть связаны в нашем уме непрерывной цепью игры и должны постоянно привлекать наше внимание к важному и существенному элементу действия. Он привел пример: если мы слышим китайский язык, даже если мы воспринимаем звуки, то нет внутреннего отклика на слова, они бессмысленны, они нас не интересуют. Однако, если мы слышим те же слова на нашем родном языке, это несет для нас больше смысла, потому что мы действительно можем их понять.

У Мустерберга есть теория произвольного и непроизвольного внимания. Произвольное внимание — это когда мы подходим к впечатлениям с мыслью о том, на чем мы хотим сосредоточить свое внимание. У нас есть представление о цели, которую мы хотим достичь, в уме заранее. Например, если вы собираетесь в кино, вы знаете, какой фильм вы собираетесь посмотреть. Непроизвольное внимание, наоборот, направляющее влияние идет извне. Сигнал для фокусировки нашего внимания лежит в событии, которое мы воспринимаем. Например, если вы шли по улице и заметили на витрине что-то, что вам очень хотелось, а затем продолжили покупать это.

Мустерберг считает, что для кино и театра существуют разные способы привлечь внимание. Он считает, что фильмам легче привлечь внимание, чем театру. Это связано с тем, что на экране можно создать больше трюков с камерой, например, если внимание необходимо сфокусировать на одном конкретном объекте на экране, таком как пистолет, камера может сфокусироваться на этом объекте и размыть фон. Это гарантирует, что внимание аудитории полностью приковано к объекту, а фон становится менее ярким, менее четким, менее отчетливым и менее подробным. Зрители больше не будут их замечать. Однако на сцене не получается размыть фон. Они должны найти другие средства привлечения внимания аудитории к одному элементу, например, точечное освещение. Вместо размытия фона можно затемнить фон, но это все равно не дает такого же эффекта, как пленка, что делает его лучше.

Вся эта глава ведет к тому, что Мюнстерберг говорит, что «крупные планы» — это основной способ привлечь внимание аудитории. «Крупный план объективировал в нашем мире восприятия наш умственный акт внимания и тем самым снабдил искусство средствами, которые далеко превосходят возможности любой театральной сцены».

Добавить комментарий