Общие вопросы развития внимания
В развитии внимания две большие задачи: добиться, во-первых, произвольности внимания и развить, во-вторых, отдельные характеристики внимания (объем, концентрацию, устойчивость, распределение, переключаемость).
Развитие произвольности внимания
В первые месяцы жизни у человека отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Эта реакция к тому же весьма механистична: если раздражитель резко меняется (свет из яркого становится слабым или наоборот, появляется или исчезает громкий звук, резко меняется температура).
Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, исследовать его: ощупывать, брать в рот и т.д. Действие внимания видно в том, что ребенок именно довольно длительное время изучает объект, не переключаясь на иное.
Считается, что зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого — началу второго года жизни. В это время, пусть еще на примитивном уровне, но начинает проявляться, формироваться сознание. В общем-то, можно утверждать, что произвольное внимание появляется именно тогда, когда у ребенка появляется смутное еще представление о собственном внимании. Постепенно он начинает понимать, что он видит только то, на что смотрит, что для того, чтобы чего-то добиться, надо проявить свое внимание. Например, ребенок может заметить место, в которое мама спрятала от него конфеты. В следующий раз он будет более внимателен к конфетам и маминым действиям с ними. Пусть ребенок и не знает такого слова «внимание», но он уже начинает в уме строить цепочки действий, включающих в себя «проявить внимание».
Постепенно у ребенка формируется чувство долга. Он начинает понимать, что есть вещи, которые он должен делать. К числу таких действий может принадлежать и внимание. Например, от ребенка может потребоваться обращать внимание на то, чтобы крошки от еды не падали на пол.
Большое значение для развития произвольности внимания имеет игра. В ней ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами и условностями.
Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта ребенка развивается и непроизвольное внимание. Развитие непроизвольного внимания происходит в первую очередь за счет развития и усложнения модели мира: знакомство со все большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами — все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.
Основные усилия родителей и педагогических работников по развитию внимания у дошкольника должны быть направлены на развитие именно произвольности внимания. Для этого многого не надо, но все же необходимо:
— быть достаточно последовательным в вопросах воспитания,
— следить за тем, чтобы ребенка не окружал хаос,
— быть в меру требовательным, давать мелкие поручения,
— помогать ребенку проявлять требовательность к самому себе,
— поддерживать конструктивные интересы ребенка,
— разнообразить кругозор ребенка,
— давать возможность играть в разные игры.
Произвольность внимания можно развивать в разном возрасте. Но все же именно дошкольные годы имеют основное здесь значение. Низкая произвольность внимания у взрослого человека проявляется в его отвлекаемости, неспособности сосредоточиться на важном. Ему по своей инфантильной привычке хочется наблюдать приятное, то, что тесно связано с потребностями. Сложно даются абстрактные размышления. Низкая произвольность внимания накладывает отпечаток и на характер человека, и на весь жизненный его стиль, при этом как бы растворяясь в этом стиле.
Развитие отдельных характеристик внимания
Так или иначе, но к началу школьных занятий большинство детей овладевают произвольностью внимания. С разной долей успеха дети могут на некоторое время сконцентрировать внимание на изучаемом предмете. Только педагогически запущенные дети (в основном к этому числу относятся дети, которых излишне щадили их воспитатели) не способны даже на минуту сконцентрироваться. В школьные годы в основном происходит развитие отдельных характеристик внимания. То есть происходит дальнейшее когнитивное развитие. Во время школьного обучения все параметры внимания развиваются «сами собой». Однако никогда не будет лишним выделить специальное время для развития внимания.
Объем внимания развивается в тех случаях, когда человек вынужден воспринимать довольно большое количество объектов. Эти объекты должны быть довольно разноплановыми, их количество можно варьировать от 5 до 20. Если ребенку показать двадцать яблок, а потом спросить, что он видел, то последует очевидный ответ: «Яблоки». Если показать рисунок, содержащий разные объекты, то ребенок вынужден будет их потом перечислять. Таким образом, самое простое упражнение на развитие объема памяти — показать таблицу с некоторым количеством объектов, дать время запомнить изображенные предметы (секунд 10 — 30), а потом попросить по памяти воспроизвести. Это упражнение также развивает и зрительную память.
Концентрацию и устойчивость внимания развивать значительно тяжелее. Хорошо подходят игры, особенно компьютерные. Они способны надолго приковать внимание ребенка. Однако степень произвольности такого внимания не очень высока. Если ребенок проявляет внимание в игре, то это совсем не значит, что он будет проявлять внимание в других сферах. Педагог может использовать групповые (социальные) игры (викторины и пр.), в которых одни дети требуют от других проявить максимум собранности и внимательности.
Переключаемость и распределение внимания тоже лучше развивать в игровом ключе. Можно, например, выдать детям по три листа бумаги разного цвета (скажем, белого, желтого и зеленого). На белых листах дети должны писать сочинение на свободную тему, на желтых — рисовать, на зеленых — решать головоломки. Время работы регламентируется: минута — работа на белом листе, минута — на желтом, минута — на зеленом, минута — опять на белом и т.д.).
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
- Упражнения на развитие интеллектуальных способностей
- Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта.
См. также
Внимание
- Виды внимания
- Внимание как условие сознательной деятельности
- Внимание, его диагностика и развитие
- Концентрация внимания
- Определение внимания
- Основные виды внимания
- Основные свойства внимания
- Основные характеристики свойств внимания
- Понятие внимания
- . .. и другое
Произвольное внимание дошкольников: особенности развития
Содержание
- 1 Произвольное внимание в познавательной сфере ребенка
- 1.1 Признаки произвольного внимания
- 2 Речь как главное средство развития произвольного внимания
- 3 Игры и упражнения на развитие произвольного внимания
Произвольное внимание – это процесс сосредоточения внимания на определенном объекте с применением волевых усилий. Уже из определения понятно, что для дошкольника это очень непростая задача, требующая значительного напряжения. Произвольное внимание задействует волевую сферу, которая в данном возрасте еще только складывается. Однако все школьное обучение строится на произвольности познавательных процессов. Поэтому произвольное внимание необходимо развивать, начиная с дошкольного возраста.
Произвольное внимание в познавательной сфере ребенка
Внимание ребенка, как правило, выхватывает из окружающей среды самые яркие, звонкие или особенные иными приметами объекты. Они вызывают интерес, притягивают ребенка, как магнит. В подобных условиях никаких волевых усилий не требуется. Поэтому у детей преобладает именно этот вид внимания, отличающийся непреднамеренностью, и который называется непроизвольное внимание.
Такой же характеристикой обладают и другие познавательные процессы в дошкольном возрасте. Дети непроизвольно воспринимают, запоминают, улавливают основные признаки и взаимосвязи предметов, благодаря чему накапливают большой объем необходимых для жизни знаний. Мячик их заинтересует своей прыгучестью, колокольчик – перезвоном, апельсин запомнится благодаря яркому цвету.
Но непреднамеренного внимания недостаточно, чтобы полноценно осваивать окружающий мир, обучаться новым навыкам и включаться в социальные отношения.
Например, игровая деятельность является свободной и непроизвольной – дошкольник играет тогда, когда хочет играть, и занимается этим ровно столько, сколько ему интересно. А вот такому важнейшему действию, как чистка зубов, ребенок научится только в том случае, если взрослый не просто будет показывать малышу каждое движение, но и поможет ему удерживать в поле внимания последовательность и правильность выполнения шагов этой гигиенической процедуры.
То есть, произвольное внимание призвано помочь ребенку выполнять определенную работу – возможно, не всегда интересную. Или научиться новому, или освоить правила общения, или проверить результат своей продуктивной деятельности и пр. Таким образом, с формированием произвольности развитие познавательных процессов выходит на новый уровень.
Чем взрослее становится дошкольник, тем чаще от него ожидают произвольного внимания. Освоить счет, выучить буквы, запомнить стишок, пересказать сказку, научиться читать – все перечисленные и множество других занятий опираются на произвольные усилия. Познавательная сфера ребенка к концу дошкольного возраста качественно меняется, благодаря развитию произвольности. Развивается воображение, словесно логическое мышление, восприятие приобретает целенаправленность.
Длительное поддержание активного внимания является непременным условием формирования готовности к обучению в школе. Поэтому так важно систематически работать над развитием произвольности внимания, чтобы ребенок постепенно привыкал управлять данной психической функцией.
Признаки произвольного внимания
Развитие произвольного внимания тесно связано со становлением волевого действия. Например, дошкольник увлеченно смотрит мультик и хотел бы продлить это занятие как угодно долго. Но звучит строгое распоряжение мамы, что нужно собрать игрушки, а затем пора спать. Каким бы сложным ни был переход от просмотра мультфильма до складывания игрушек (часто со слезами и капризами), однако ребенку приходится перенаправить свое внимание. Без волевых усилий здесь никак не обойтись.
Проявляет ли малыш в таких ситуациях произвольность? Или под давлением родителей автоматически выполняет действия?
На практике наблюдается как первый, так и второй вариант. Вполне может иметь место ситуация, когда плачущий ребенок сбрасывает свои игрушки в соответствующую коробку, нисколько не сосредотачиваясь на процессе, или проявляет негативизм. Но часто родители наблюдают и благополучный вариант, когда их дети без капризов принимаются аккуратно раскладывать все по своим местам.
Напрашивается потребность выделить некоторые знаковые признаки, которые свидетельствовали бы о проявлении произвольности. Можно говорить о формировании произвольного внимания, если ребенок проявляет следующие умения:
- Воспринимает словесную инструкцию (слушает и понимает, что ему нужно сделать).
- Следует инструкции или показанному алгоритму на протяжении определенного времени.
- Пытается проконтролировать свои действия или результат.
Чтобы несколько раскрыть содержание перечисленных признаков, рассмотрим, какую значимую роль играет речь для становления волевого внимания.
Речь как главное средство развития произвольного внимания
Слово выступает средством организации внимания. Дошкольник выслушивает просьбу или инструкцию взрослого и выполняет соответствующие действия. В данном случае стопроцентно задействуется именно произвольная функция внимания. В первую очередь ребенку приходится прислушаться к тому, что ему говорят, а затем перенаправить внимание непосредственно на действия и объекты («принеси синюю чашку», «сначала расставь большие кубики, а на них – поменьше» и т. п.).
Речь – самое действенное средство, направляющее внимание дошкольника. В младшем дошкольном возрасте слова, которые произносит взрослый, по сути, служат инструкцией ребенку, куда нужно посмотреть, к чему прислушаться, как повернуться и пр. И на первых порах они имеют простейшие формы: «смотри, как я делаю», «возьми зеленые кружочки», «потрогай, какие колючие иголки у елочки».
Но с каждым годом дошкольник все больше может охватывать вниманием. Поэтому ему посильны для усвоения многошаговые инструкции и распоряжения. Например, воспитатель обучает ребенка рисованию акварелью: «Каждый раз окунай кисточку в воду, а затем в краску – так краска будет лучше ложиться на лист. И обязательно нужно вымыть кисть перед тем, как использовать краску другого цвета.» Это уже алгоритм, который следует использовать постоянно при рисовании. И ребенок с этим справляется.
Чем полнее дошкольник сам осваивает речь, тем больше расширяются его возможности волевого выбора объектов, которым он по очереди будет уделять внимание. Многие дети охотно проговаривают, как они сначала сделают одно, затем посмотрят другое и т.д. Это значит, что они самостоятельно используют слово для управления вниманием.
Взрослым следует побуждать ребенка к тому, чтобы он рассказывал, чем он занимается, что хочет нарисовать или построить. Такой простой метод позволит дошкольнику не отвлекаться и довести свое маленькое дело до конца.
Речевые навыки старших дошкольников позволяют им целенаправленно уделять пристальное внимание отдельным предметам и явлениям, а также сфере социальных отношений. Они задают вопросы взрослым, возможно, мимолетно заинтересовавшись чем-то. Однако полученный ответ может пробудить дальнейший интерес, и дошкольники сосредотачивают внимание, чтобы узнать еще больше.
Игры и упражнения на развитие произвольного внимания
Произвольное внимание в дошкольном возрасте не сформируется как неизбежный результат психического развития ребенка. Произвольность характеризуется проявлением усилий, которые необходимы дошкольнику, чтобы овладеть своим вниманием и направить его на заданные объекты.
Существенное воздействие на развитие внимания у дошкольников оказывает применение игровых методов, способствующих развитию системы произвольности – проявлять внимательность в нужный момент, быть способным на волевые усилия, уметь сдерживать и контролировать себя самостоятельно, достигать определенных целей.
Примеры игр для детей старшего дошкольного возраста
Игра 1. «Не зевай!»
Дети идут по кругу друг за дружкой. Ведущий подает сигнал «Стоп!», участники тут же останавливаются, трижды хлопают в ладоши и поворачиваются в противоположную сторону. Прозевавший команду, если таковой имеется, выбывает из игры. Все начинают движение в другую сторону. Направление меняется каждый раз после сигнала.
Игра 2. «Волшебное слово». Можно играть, как с 2-3 детьми, так и с группой.
Водящий объясняет участникам, что он будет показывать различные движения, а дети будут их повторять, но только в том случае, если прозвучит слово «Пожалуйста». В ином случае участники должны оставаться неподвижными. Тот, кто нарушил правило, становится водящим.
Игра 3. «Сова»
Один из дошкольников садится на стул – он будет играть роль совы. Ведущий произносит: «День!». Это значит, что «сова» должна закрыть глаза, а другие дети двигаются, как пожелают. Как только прозвучит команда «Ночь!», все активные участники замирают на месте, а сова открывает глаза, «летает» и ловит того, кто нарушил статичное положение. Этот игрок и становится «совой».
Игра 4. «Пишущая машинка» (для детей, умеющих читать)
Играющим вручаются большие буквы, вырезанные из картона. Каждый ребенок имеет только одну букву. Ведущий называет слово и пишет его на доске или демонстрирует на листе бумаги. Дети, с присвоенными им буквами, делают один хлопок ладошками в том порядке, в котором стоят буквы в слове. Когда слово «напечатано», все аплодируют. Рекомендуется использовать простые, хорошо знакомые детям слова: дом, кот, рука, стол, ложка, игра и пр.
Игра 5. «Внимательные соседи»
Дети выстраиваются в круг, а один из них выбирается водящим. Он спокойно ходит внутри круга, неожиданно останавливается напротив одного из играющих и произносит: «Руки!». Тот игрок, к которому обратился водящий, сохраняет свою позу, а его соседи должны поднять одну руку вверх – ту, которая ближе к игроку. Если кто-то ошибся, он становится водящим.
Подобные игры-упражнения держат внимание дошкольников в активном состоянии (больше игр). Они задействуют произвольные усилия, но благодаря развлекательно-игровой форме легко воспринимаются детьми и способствуют развитию направленности и устойчивости внимания.
Произвольность расовых классификаций привлекает внимание, поскольку SCOTUS рассматривает позитивные действия
Я не рассчитал время, когда моя книга о расовых классификациях совпала с судебным разбирательством по поводу позитивных действий. Действительно, книга не о позитивных действиях, и большая часть книги не имеет к этому прямого отношения.
Конечно, однако, оказывается, что вы не можете говорить об истории правительственной расовой классификации после Второй мировой войны без принятия позитивных мер, потому что это и то, где это более спорно, и где почти все дела, касающиеся индивидуальных претензий к статусу меньшинства возникают. И оказывается, что расовые (и этнические, учитывая, что «латиноамериканец» официально является этнической принадлежностью, а не расой) классификации, используемые университетами в контексте позитивных действий, никогда не предназначались для использования в целях «разнообразия» и на самом деле не соответствуют обоснованию разнообразия, продиктованному Верховным судом как единственной веской причине для использования расы при приеме. (Я понятия не имею, что ответил бы Гарвард, если бы его спросили, почему, скажем, считается, что пятисотый мексиканский американец в своем классе первокурсников официально вносит разнообразие в свой класс, так что он отслеживает такие цифры и официально рекламирует их при продвижении своих разнообразия, но первый хмонг, афганец, саам, монгол, туркмен, исландец или бобовер-хасид — нет; я сомневаюсь, что это было бы что-то ужасно последовательное. )
В любом случае, книга вышла в июле, и весной я также подал в суд отчет amicus (автор — поверенный Кори Лю), объясняя, почему, основываясь на исследовании, приведенном в моей книге, классификации Гарварда и Использование UNC является крайне произвольным — на самом деле, чрезмерно инклюзивным (белые испанские иммигранты получают преимущество за то, что они «испаноязычные»), недостаточно инклюзивным (члены упомянутых выше групп официально являются «белыми» или «американцами азиатского происхождения» и в лучшем случае не получают никаких прав). выгода от добавления разнообразия) и, в конечном счете, иррациональны (почему пакистанцы и филиппинцы, у которых нет ничего общего, кроме того, что могут иметь любые две случайные группы людей в одной и той же азиатско-американской категории «разнообразия»?)
Этот аргумент сильно отличается от обычных дебатов по поводу «обратной дискриминации» и «включения». Я полагаю, что тот факт, что он добавляет что-то новое к старым и несколько предсказуемым дебатам, объясняет, почему он привлек значительно больше внимания, чем я мог ожидать.
Наиболее заметно субботнее интервью Wall Street Journal’s Weekend Interview, посвященное интервью со мной. Он начинается:
В понедельник Верховный суд США рассмотрит вопрос о том, являются ли расовые предпочтения при поступлении в колледж незаконными. Дэвид Бернштейн утверждает, что они иррациональны.
Аргумент высокого суда состоит в том, что Гарвард и Университет Северной Каролины незаконно дискриминируют американцев азиатского происхождения, чтобы ограничить их численность и обеспечить разнообразный студенческий состав. Но что значит сказать, что «азиаты» чрезмерно представлены в университетском городке? Предположительно, в элитные колледжи не поступает множество заявлений от примерно 27 000 монголов Америки. «Представьте, что вы ребенок беженцев-хмонгов», — говорит Бернштейн, профессор юридического факультета Антонина Скалиа Университета Джорджа Мейсона, имея в виду этническую группу из Юго-Западного Китая и Юго-Восточной Азии. Вы можете надеяться, что сотрудники приемной комиссии увидят, что вы способствуете разнообразию. «Они говорят: «О, нет, нет, ты азиат». Но эта азиатская штучка — чисто статистическая конструкция»…
Что касается Гарварда и UNC, Верховный суд постановил в деле Bakke, что единственным юридическим основанием для расовых предпочтений при приеме является обеспечение разнообразия кампуса. Тем не менее, неуклюжие термины Директивы 15 присутствуют во всех документах нынешних партий. По словам г-на Бернштейна, школы используют эти ярлыки, сообщая данные в Департамент образования, и, возможно, поэтому приемные комиссии следуют за ними с логического обрыва.
«Когда хоть раз кто-нибудь, включая Гарвард и UNC, объяснял, почему эти конкретные классификации, созданные для других целей, совпадают с разнообразием?» — спрашивает мистер Бернштейн. «Одно из утверждений против позитивных действий, используемых в целях разнообразия, заключается в том, что это стереотип, что все X одинаковы». На самом деле никто не думает, «что у индийцев есть что-то общее с филиппинцами, кроме этой произвольной географической классификации».
Вчерашняя история CNN о незавершенных делах отмечает:
Дэвид Э. Бернстайн, университетский профессор в Юридической школе Антонина Скалиа Университета Джорджа Мейсона также поддерживает SFFA. Он ставит под сомнение расовые категории Гарварда, считая их «произвольными и иррациональными».
«Гарвард не может объяснить, почему примерно 60% населения мира должны быть объединены в группу «азиатов», несмотря на огромные различия во внешности, языке и культуре», — добавил он.
Education Week также выделил краткое изложение в своей статье о делах:
Председатель Верховного суда Джон Г. Робертс-младший, который скептически относился к действиям правительства, учитывающим расовые интересы, в сфере образования и других контекстах, написал в деле о перераспределении избирательных округов в 2006 году: « Это грязное дело, разделять нас по расам».
Провокационная записка, поданная на стороне противников позитивных действий, фокусируется на некоторых деталях «делинга». В кратком изложении поднимаются вопросы о расовых и этнических классификациях, используемых в американском образовании…. Гарвард и UNC классифицируют студентов по пяти расовым категориям: (1) азиаты; (2) коренной житель Гавайских островов или островов Тихого океана; (3) латиноамериканец; (4) белый; (5) афроамериканец; и (6) коренные американцы, говорится в кратком изложении Бернштейна.
Категории не уникальны для этих школ, поскольку они соответствуют классификации, используемой Министерством образования США, хотя федеральное правительство также предлагало «две или более расы» в формах переписи населения и других опросах в течение многих лет. Бернштейн говорит, что эти классификации возникли в результате усилий федерального Управления управления и бюджета в 1970-х годах по стандартизации данных о расе и этнической принадлежности, собираемых федеральным правительством.
«Расовые и этнические категории, которые Гарвард, UNC и университеты по всей стране используют в своей политике приема, были созданы бюрократами исполнительной власти, которые специально предупредили, что они не носят научного или антропологического характера и не должны использоваться для определения права на поступление. выгоды в политике, учитывающей расовые интересы», — говорится в кратком изложении Бернстайна. «Категории неточны, чрезмерно и недостаточно инклюзивны и не предназначены для достижения разнообразия, полезного для образования».
Были и другие новости и статьи, в которых освещались аргументы книги и краткого изложения, но я не буду испытывать терпение читателей, цитируя их.
Остается вопрос, проявят ли сегодня кто-либо из судей интерес к классификациям во время устных прений и, в конечном счете, к своим мнениям, или дебаты продолжатся по прежней траектории, принимая классификации как данность и обсуждая только то, является ли разнообразие насущный интерес правительства и что должны сделать университеты, чтобы удовлетворить этот насущный интерес.
Внимание, предупреждение о произволе и насилии, векторное изображение
Внимание, предупреждение о произволе и насилии, векторное изображение- org/ListItem»> лицензионные векторы
- Векторы насилия
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.
Станд. | Расшир. | |
---|---|---|
Печатный / редакционный | ||
Графический дизайн | ||
Веб-дизайн | ||
Социальные сети | ||
Редактировать и изменять | ||
Многопользовательский | ||
Предметы перепродажи | ||
Печать по требованию |
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.
Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка $ 0,69Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены $ $ .
Оплата с помощью | Цена изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж | |
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р. | |
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц. |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00Существует два способа оплаты расширенных лицензий.