Особенности психического развития в раннем возрасте
30.11.2011Раннее детство — возраст от рождения до 3 лет — особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода.
В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.
Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций.
Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.
Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.
Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.
Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой — дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.
Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.
У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.
Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.
К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.
Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому.
Источник: Урунтаева Г.А., Детская психология
Материалы по теме |
---|
Психическое развитие ребенка первого года жизни Урунтаева Г.А., Детская психология |
Психическое развитие новорожденного Аверин В. А., Психология детей и подростков |
Психическое развитие личности Петровский А. В., Психология в России. XX век |
Типы нарушения психического развития Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142… |
Аверин В. А., Психология детей и подростков |
Психоаналитическая теория психического развития Фрейда Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта Урунтаева Г.А., Детская психология |
Мышление у детей с задержкой психического развития Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-… |
Особенности психического и интеллектуального развития детей раннего возраста — NovaInfo 55
- org/Person»>Яковлева М.А.
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 22
Аннотация
В статье рассматриваются особенности психического и интеллектуального развития детей раннего возраста, развитие предметной деятельности и ситуативно-делового общения в этот возрастной период, роль родителей в формировании интеллекта и психики ребенка. Интеллектуальное развитие рассматривается через призму культурно-исторической теории Л.С. Выготского, согласно которой закономерность развития психики в онтогенезе как усвоение ребенком в сотрудничестве с взрослым структуры внешней, социально-символической деятельности.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СИТУАТИВНО-ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЯ, ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА, ИНТЕЛЛЕКТ, ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, РАННИЙ ВОЗРАСТ, МОТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Текст научной работы
Ранний детский возраст является достаточно важным периодом в развитии ребенка, так как этот возраст наиболее сенситивный для благополучного развития всех психологических функций и фундаментальных личностных образований. Это отражено в трудах Л.С. Выготского и А.В. Запорожца, которые отмечают, что в период раннего детства важно обеспечить им правильное воспитание для полноценного развития.
В отечественной психологии психическое развитие ребенка определяется анализом трех составляющих: социальной ситуации развития, новообразованием возрастного периода и ведущей деятельностью.
Главным компонентом структуры возраста считается социальная ситуация развития, которая отражает специфическую для каждого возрастного периода систему взаимоотношений между ребенком и социальной действительностью. В каждом возрастном периоде социальная ситуация развития рождает противоречия, решая которые в определенном виде деятельности происходит психическое развитие [12].
В физическом развитии основным достижением в раннем возрасте является овладение прямохождением, которое способствует развитию координации, формированию умения пользоваться всеми возможностями для использования тела. Ребенок приобретает уверенность в движении к цели и возможность самостоятельного познания внешнего мира, освоения пространства, знакомится с предметами и их свойствами, учится обращаться с ними. Таким образом, у ребенка появляется возможности развития предметной деятельности, особым условием чего является общение ребенка с взрослыми [11].
Под психическим развитием в психологии рассматривается формирование и развитие основных психических функций и новообразований, которые в норме соответствуют периодизации возрастного развития[13,с.25]. В концепции Л.С. Выготского развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно – исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества.
Согласно современным исследованиям психическое развитие в норме имеет достаточно сложную организацию, так как сопровождается не только количественными, но и качественными изменениями, которые подчиняются определенным законам [6, с.15]. Проходя процесс развития, ребенок на каждом возрастном этапе усваивает мотивы деятельности, правила взаимоотношений и способы действия с предметами. В отечественной психологии принята периодизация возрастного развития, разработанная Д.Б. Элькониным, который построил ее на закономерностях чередования типов деятельности. Согласно его исследованию существуют периоды преобладания развития мотивационно-потребностной сферы или интеллектуально-познавательной, при чем освоение мотивов предшествует освоению способов действий [14].
К 1 году ребенок уже активен в своих действиях и, по словам В.С. Мухиной, стремиться к общению с взрослыми, у него уже сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. В период раннего детства психика ребенка претерпевает значительные качественные изменения, он становится способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими. Основными достижениями ребенка раннего детства, определяющими его психическое развитие, является овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью [8, с. 74].
Специфика предметной деятельности заключается в том, что перед ребенком открываются впервые функции предметов. Познание назначения предметов изначально скрыто от детей и может быть познано только при посредничестве взрослых, которые раскрывают для детей [8]. Овладевая свойствами предметов, ребенок развивает свое мышление, которое в раннем возрасте носит наглядно-действенный характер [10].
В физическом развитии основным достижением в раннем возрасте является овладение прямохождением, которое способствует развитию координации, формированию умения пользоваться всеми возможностями для использования тела. Ребенок приобретает уверенность в движении к цели и возможность самостоятельного познания внешнего мира, освоения пространства, знакомится с предметами и их свойствами, учится обращаться с ними. Таким образом, у ребенка появляется возможности развития предметной деятельности, особым условием чего является общение ребенка с взрослыми [9].
Одним из показателей психического развития ребенка является речевое развитие. В раннем возрасте происходит овладение значением слов, что характеризуется увеличением словарного запаса, образованием двухсловных предложений и появлении вопросов относительно названий новых предметов. Накопление словарного запаса происходит в следующем порядке: сначала усваиваются названия непосредственно окружающих ребенка вещей, предметов одежды и игрушек, частей тела и лица. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые ему говорит взрослый, названия действий и инструкций взрослого по их выполнению [14, с. 59].
Как отмечает В.С. Мухина, развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь. Понимание речи формируется постепенно, сначала ребенок понимает речь только в целостной ситуации, при изменении хотя бы одного фактора, понимание затрудняется. Ребенок еще находится в тесной связи с матерью, поэтому ее речь воспринимается как сигналы к действиям. В дальнейшем ребенок начинает понимать слова уже без связи с ситуацией. До полутора лет развитие активной речи ребенка происходит медленно, а после этого возраста наблюдается резкое повышение темпа развития речи. При этом в возрасте 1 года у ребенка, по причине несформированного артикуляционного аппарата и фонематического слуха, развивается автономная речь, которая при правильном произношении взрослого, быстро пропадает. Овладение речью имеет огромное значение для психического развития ребенка, под ее воздействием перестраиваются все психические процессы [8].
Речевое развитие с взрослыми способствует развитию и формированию эмоциональной сферы. Во время предметной деятельности у ребенка формируются новые познавательные эмоции – интерес, удивление, любопытство, радость новых открытий. Познавательная активность развивается при посредстве эмоциональной вовлеченности, настойчивости и удовольствии от исследовательской деятельности [11]
Кроме речи в раннем возрасте развиваются восприятие, память, мышление и внимание. Восприятие является доминирующей функцией, на которую опирается в своей деятельности ребенок. Так как восприятие основано на наглядности ситуации ребенком, то творческого воображения у них еще отсутствует, существует лишь такая элементарная форма воображения, как предвосхищение. Лишь к концу раннего возраста ребенок способен что-то выдумать. Творчество, выдумка, умение использовать предмет в разных функциях развивается в предметной игре.
Активный процесс восприятия способствует развитию памяти, которая активизируется в актах узнавания. Несмотря на то, что ребенок может непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное, память в раннем возрасте является лишь продолжением и развитием восприятия, опора на прошлый опыт еще отсутствует. Восприятие ребенка в этом периоде имеет аффективный характер, ребенка привлекает лишь то, что вызывает у него яркую эмоциональную реакцию [2].
Мышление у ребенка раннего возраста является наглядно-действенным, так как основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. Несмотря на то, что внутренний план действий у ребенка появляется лишь к двум годам, основой интеллектуального развития остается предметная деятельность[5].
Развитие личности в раннем возрасте по Л.И. Божович направляются двумя базовыми потребностями: потребность в новых впечатлениях самоутверждении, признании. Первая потребность пробуждает в ребенке любознательность, стимулирует развитие познавательных процессов и общение с взрослыми. Вторая потребность активизирует ребенка, стимулирует выдумку, изменение окружающего мира, проказы, желание заслужит поощрение взрослого. Обе потребности основаны на взаимодействии и общении с взрослыми, любознательность как личностное качество формируется лишь при его поддержке.
Основой становления воли становятся навыки самообслуживания и личностной гигиены. Э.Эриксон выделяет значение гигиенических навыков, которые заключаются в регуляции своих выделений ребенком. Умение регулировать свои выделения вызывает похвалу взрослого, что вызывает гордость и радость у ребенка. Если у него не получается регулировать, то у него развивается чувство вины и стыда, зависимость[4].
К концу раннего возраста ребенок уже способен обдумывать свои действия при исследовании предметов окружающего мира, начинает различать разные виды деятельности, формировать внутренние образы и константность предметов. Внутренний образ деятельности формируется при наблюдении за действиями взрослых, что организовывает внутренние импульсы. Направляющей силой деятельности, по мнению Питера Бернхарда и соавторов, становится желание двигаться навстречу своим интересам, уходя от дискомфорта [7].
Трехлетний ребенок отличается включением в бурную моторную деятельность, включающую в себя бег, прыжки, толкание, удары, бросание вещей. Он учится менять направление деятельности, не переставая делать начатое. Если в возрасте 1 год чтобы поменять направление движения ребенку необходимо остановится и развернуться, то теперь его координация настолько хороша, что ему уже не нужна эта остановка. Деятельность ребенка характеризуется исследованием особенностей собственной силы, своей воли и возможности отстаивать себя в контакте с родителями и другими взрослыми.
А. Баллон рассматривает умственное развитие ребенка через характерные виды деятельности, в частности он рассматривает роль эффектов действия в психическом развитии в теории Торндайка [1]. Именно так ребенок в раннем возрасте познает окружающую действительность: положительный эффект приводит к запоминанию и повторению движений, а неудача – к их устранению. Ребенок с интересом воспринимает новые эффекты движения, что побуждает его повторять одно и то же движение снова и снова, что развивает его интеллектуальную деятельность, формирует познавательные функции.
Л.С. Выготский проблему интеллекта рассматривает как проблему умственного, а рассматривая эту проблему шире и как психическое развитие. Его культурно-историческая теория рассматривает закономерность развития психики в онтогенезе как усвоение ребенком в сотрудничестве с взрослым структуры внешней, социально-символической деятельности[3].
Итак, интеллект ребенка в психологии рассматривается как специфическая форма познания, эффективного восприятия и понимания окружающего мира. В раннем детстве познание мира осуществляется при непосредственном посредничестве взрослых, во взаимодействии в повседневной жизни.
Таким образом, ранний возраст соответствует периоду от 1 до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность. К раннему возрасту ребенок овладевает прямохождением, что позволяет ему расширить рамки познаваемого предметного мира. Поэтому ведущей деятельностью становится предметно-действенная. Социальная ситуация развития характеризуется взаимодействием с взрослым через предмет. В основе психического развития лежит формирование речи и восприятие, которые способствуют развитию наглядно-действенному мышлению и формированию самостоятельности ребенка.
Показателям личностного развития в раннем возрасте является желание ребенка быть самостоятельным в желаниях и поступках, умение противостоять предложениям взрослого и заявить о своем желании. Это противостояние проявляется в основном в способе действия. Основным новообразованием раннего возраста является возникшее самосознание, которое проявляется в выражении ребенка «Я сам!».
В психологии под интеллектуальным развитием рассматривается формирование и развитие познавательных функций. Интеллектуальное развитие в период раннего возраста характеризуется особенностями формирования восприятия, познания и понимания окружающего мира. В раннем возрасте на интеллектуальное развитие оказывает значительное влияние качество взаимоотношений с взрослыми, особенно с родителями.
Читайте также
Список литературы
- Баллон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 200 с.
- ВенгерЛ.А.Развитиепознавательныхспособностейвпроцесседошкольноговоспитания.М.:Педагогика,1986.224с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
- Коломинский Я. П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
- Кулагина И.Ю., КолюцкийВ.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл человека. М.: ТЦ Сфера, 2001. 464 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие./ В.В. Лебединский. М. : ИЦ Академия, 2003. 144 с.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 321 с.
- Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. 272 с.
- Нисканен Л.Г., ШаграеваО.А., Родина Е.В. и др. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. М.: ИЦ Академия, 2002. 208 с.
- РевягинаТ.А., СорокинаН.М. Значение игровой деятельности для когнитивного развития детей дошкольного возраста. //Мир психологии, 2010.№1.С.85–92.
- Смирнова Е. О., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н., Дробинская А.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. 160
- Соловьева Е.В. Психическое развитие детей раннего возраста, зачатых посредством экстракорпорального оплодотворения, и их взаимодействие с матерями // Дисс. кандидата психологических наук, Москва, 2016. 221 с.
- Шапатина О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. Самара: Из-во Универс-групп, 2007. 204 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: ИЦ Академия, 2007. 384 с.
Цитировать
Яковлева, М.А. Особенности психического и интеллектуального развития детей раннего возраста / М.А. Яковлева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 55. — С. 364-369. — URL: https://novainfo.ru/article/8832 (дата обращения: 28.06.2023).
Поделиться
Интеллектуальное развитие детей — Fraser Health Authority
Как стимулировать интеллектуальный рост.
Что такое когнитивное или интеллектуальное развитие?
Когнитивное или интеллектуальное развитие означает рост способности ребенка мыслить и рассуждать. Речь идет о том, как они организуют свой разум, идеи и мысли, чтобы понять мир, в котором живут.
Некоторые вехи интеллектуального развития, которые вы можете заметить у пяти- и шестилетних детей, включают:0005
- Увеличение словарного запаса до 2000 слов, предложений из пяти и более слов.
- Может считать до 10 объектов одновременно, может копировать сложные формы.
- Начинает рассуждать и спорить, использует такие слова, как почему и потому что.
- Понимание таких понятий, как вчера, сегодня и завтра.
- Может сидеть за партой, следовать указаниям учителя и самостоятельно выполнять простые задания.
Некоторые вехи интеллектуального развития, которые вы можете заметить у детей в возрасте от 7 до 11 лет, включают:
- Более продолжительная концентрация внимания и готовность брать на себя больше ответственности, например, выполнять работу по дому.
- Понимать дроби, деньги и концепцию пространства.
- Может указывать время и называть месяцы и дни недели по порядку.
- Наслаждайтесь чтением книги самостоятельно.
Подростки в возрасте от 12 до 18 лет способны к сложному мышлению. Это включает в себя способность:
- Думать абстрактно о возможностях.
- Разум из известных принципов, формирование собственных новых идей или вопросов.
- Рассмотрите множество точек зрения, сравнивая или обсуждая идеи или мнения.
- Думая о процессе мышления, осознавая акт мыслительных процессов.
Узнайте больше об этапах интеллектуального роста и развития детей.
Как я могу способствовать интеллектуальному развитию ребенка в возрасте от 5 до 11 лет?
Важно, чтобы родители и лица, осуществляющие уход, понимали текущий интеллектуальный уровень своего ребенка, чтобы они могли предлагать мероприятия, способствующие когнитивному или интеллектуальному развитию своего ребенка.
- Посещение библиотеки повысит их словарный запас, воображение и желание учиться. Читательский билет — отличный способ познакомить ребенка с понятиями заимствования и ответственности.
- Познакомьте ребенка с музеями, новыми районами и выставками.
- Проводите как можно больше времени без перерыва со своим ребенком один на один.
- Избегайте длительного просмотра телевидения, видео и компьютерных игр.
- Организуйте домашнее задание и распорядок дня в своем доме.
- Если вас беспокоит успеваемость вашего ребенка, поговорите с учителем вашего ребенка.
Какие виды интеллектуального роста происходят в подростковом возрасте?
Ребенок раннего подросткового возраста:
- Использует более сложное мышление, ориентированное на принятие личных решений в школе и дома.
- Начинает использовать формальные логические операции в школьных заданиях.
- Начинает сомневаться в авторитетах и стандартах общества.
- Начинает формировать и высказывать собственные мысли и взгляды на различные темы. Вы можете услышать, как ваш ребенок говорит о том, какие виды спорта или группы он предпочитает и какие родительские правила следует изменить.
Ребенок среднего подросткового возраста:
- Расширяет мышление, включая более сложные, философские и футуристические вопросы.
- Часто более подробно расспрашивает, более подробно анализирует.
- Думает и начинает формировать свой собственный этический кодекс (Что я считаю правильным?).
- Думает о разных возможностях и начинает развивать свою личность (Кто я?).
- Начинает систематически рассматривать возможные будущие цели (Чего я хочу?).
Ребенок в позднем подростковом возрасте:
- Использует сложное мышление, чтобы сосредоточиться на менее эгоистичных концепциях и принятии личных решений.
- Усилил мысли о глобальных понятиях, таких как справедливость, история, политика и патриотизм.
- Часто вырабатывает идеалистические взгляды на темы, может спорить и развивать нетерпимость к противоположным взглядам.
- Начинает думать о карьерных решениях и своей новой роли во взрослом обществе.
Узнайте больше об этапах интеллектуального роста и развития детей.
Как я могу способствовать здоровому интеллектуальному развитию моего подростка?
По мере взросления дети становятся более изощренными в своем мышлении, становятся более логичными и систематическими в своих мыслительных процессах. Чтобы улучшить их когнитивное развитие на этом этапе:
- Включайте их в обсуждения различных тем, проблем и текущих событий.
- Поощряйте их делиться с вами идеями и мыслями.
- Поощряйте их мыслить независимо, развивать собственные идеи и ставить цели.
- Предложите им подумать о возможностях будущего.
- Хвалите и хвалите их за продуманные решения.
- Помогите им переоценить плохо принятые решения.
Ресурсы
- О здоровье детей: Когнитивное развитие детей школьного возраста
- Здравоохранение, социальная помощь и услуги для детей: введение в интеллектуальное развитие
- Медицинский центр Университета Рочестера: Энциклопедия здоровья
- HealthLink BC: этапы роста и развития
- HealthyFamilies BC: социальные и эмоциональные изменения в подростковом возрасте
Вкратце: Психическое здоровье в раннем детстве
Брифы
Этот брифинг является частью серии, в которой обобщаются важные научные выводы из публикаций Центра.
Скачать PDFСкачать PDF на испанском языке
Наука о развитии ребенка показывает, что фундамент крепкого психического здоровья закладывается в раннем возрасте, поскольку ранний опыт, включающий отношения детей с родителями, опекунами, родственниками, учителями и сверстниками, формирует архитектуру развивающегося мозга. Нарушения в этом процессе развития могут ухудшить способность ребенка к обучению и общению с другими, что может иметь последствия на всю жизнь. Для общества многие дорогостоящие проблемы, начиная от невозможности закончить среднюю школу и заканчивая тюремным заключением и бездомностью, можно было бы значительно уменьшить, если бы внимание было уделено улучшению условий взаимоотношений и опыта детей в раннем возрасте.
Крепкое психическое здоровье обеспечивает необходимую основу стабильности, которая поддерживает все другие аспекты человеческого развития — от формирования дружеских отношений и способности справляться с невзгодами до достижения успехов в учебе, работе и общественной жизни. Подобно тому, как шаткий стол может плохо функционировать, если пол неровный, ножки не выровнены или поверхность стола неровная, дестабилизирующие последствия проблем с психическим здоровьем могут быть вызваны многими взаимозависимыми факторами. Точно так же, как небольшие «шатания» в таблице со временем могут стать больше и их будет труднее исправить, эффективное управление проблемами психического здоровья у маленьких детей требует раннего выявления причин и надлежащего внимания к их источнику, независимо от того, находятся ли они в окружающей среде, ребенка, или (чаще всего) в обоих. Понимание того, как эмоциональное благополучие может быть укреплено или нарушено в раннем детстве, может помочь политикам продвигать такие виды среды и опыта, которые предотвращают проблемы и устраняют ранние трудности, чтобы они не дестабилизировали процесс развития.
У маленьких детей могут возникать серьезные проблемы с психическим здоровьем.
В некоторых случаях эти проблемы могут иметь серьезные последствия для раннего обучения, социальной компетентности и физического здоровья на протяжении всей жизни. У детей могут проявляться явные признаки тревожных расстройств, синдрома дефицита внимания/гиперактивности, расстройств поведения, депрессии, посттравматического стрессового расстройства и нарушений развития нервной системы, таких как аутизм, в очень раннем возрасте. Тем не менее, маленькие дети реагируют на эмоциональные переживания и травмирующие события и обрабатывают их совершенно иначе, чем дети старшего возраста и взрослые. Следовательно, диагностика в раннем детстве может быть даже более сложной, чем у взрослых.
Проблемы с психическим здоровьем могут возникнуть в детстве. Источник: Эггер и Ангольд (2006 г.). Кредит: Центр развития ребенка.Взаимодействие между генами и окружающей средой формирует психическое здоровье.
Нарушение психического здоровья возникает в результате взаимодействия между генетической предрасположенностью ребенка и его или ее подверженностью значительным неблагоприятным факторам окружающей среды. Гены — это не судьба. Наши гены содержат инструкции, которые говорят нашему телу, как работать, но окружающая среда оставляет на генах «подпись», которая разрешает или препятствует выполнению этих инструкций — или даже ускоряет или замедляет генетическую активность. Таким образом, взаимодействие между генетической предрасположенностью и устойчивым, вызывающим стресс опытом в раннем возрасте может заложить нестабильную основу для психического здоровья, которое сохранится и во взрослом возрасте.
Переживание токсического стресса может увеличить вероятность проблем с психическим здоровьем.
Токсический стресс, являющийся результатом сильных, частых и/или длительных биологических реакций на неблагоприятные условия, может повредить архитектуру развивающегося мозга и повысить вероятность серьезных проблем с психическим здоровьем, которые могут проявиться либо быстро, либо спустя годы. Из-за своего стойкого воздействия на развитие мозга и других систем органов токсический стресс может ухудшить готовность к школе, академическую успеваемость, а также физическое и психическое здоровье детей, а затем и взрослых. Жизненные обстоятельства, связанные со стрессом в семье, такие как постоянная бедность, опасные районы и очень плохие условия ухода за детьми, повышают риск серьезных проблем с психическим здоровьем. Маленькие дети, которые регулярно подвергаются жестокому обращению или хроническому пренебрежению, домашнему насилию или проблемам психического здоровья родителей или злоупотреблению психоактивными веществами, особенно уязвимы.
Ранняя травма может иметь долгосрочные последствия.
Некоторые люди демонстрируют замечательную способность преодолевать серьезные трудности, связанные с ранним постоянным жестоким обращением, травмой и эмоциональным ущербом, однако существуют пределы способности маленьких детей психологически оправиться от таких невзгод. Даже когда детей извлекли из травмирующих обстоятельств и поместили в исключительно заботливые семьи, улучшения в развитии часто сопровождаются сохраняющимися проблемами саморегуляции, эмоциональной адаптации, отношений с другими и самопонимания. Когда дети преодолевают это бремя, они, как правило, получают выгоду от исключительных усилий со стороны поддерживающих взрослых. Эти данные подчеркивают важность профилактики и своевременного вмешательства в обстоятельствах, которые подвергают маленьких детей серьезному психологическому риску.
Крайне важно лечить проблемы психического здоровья маленьких детей в контексте их семей, дома и сообщества.
Эмоциональное благополучие маленьких детей напрямую связано с деятельностью их опекунов и семей, в которых они живут. Когда эти отношения оскорбительны, угрожают, хронически пренебрежительны или иным образом психологически вредны, они являются мощным фактором риска развития ранних проблем с психическим здоровьем. Напротив, когда отношения надежно реагируют и поддерживают, они действительно могут защитить маленьких детей от неблагоприятного воздействия других стрессоров. Таким образом, снижение стрессовых факторов, влияющих на детей, требует устранения стресса в их семьях.
Последствия политики
- Эмоциональные и поведенческие потребности уязвимых младенцев, детей ясельного возраста и дошкольников лучше всего удовлетворяются с помощью скоординированных услуг, ориентированных на всю среду их взаимоотношений, включая родителей, членов расширенной семьи, посетителей на дому, поставщиков услуг раннего ухода и образования и/или специалисты в области психического здоровья. Услуги по охране психического здоровья для взрослых, являющихся родителями маленьких детей, имели бы более широкое воздействие, если бы они также регулярно включали внимание к потребностям детей.
- Врачи и поставщики услуг по уходу и обучению в раннем возрасте были бы лучше подготовлены к пониманию и управлению эмоциональными и поведенческими проблемами маленьких детей, если бы они имели более подходящую профессиональную подготовку и более легкий доступ к специалистам по детскому психическому здоровью, когда они необходимы.