Характеристики волевых действий
ВОЛЯ
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий . Она возникла вместе с появлением общества и труда.
Функции воли:
- Выбор главных мотивов и целей.
- Регуляция побуждения к действию при недостаточной или избыточной мотивации.
- Организация психических процессов в адекватную систему действий, осуществляемых человеком.
- Мобилизация физиологических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей.
Характеристики волевых действий
- Волевые действия являются обдуманными, целенаправленными, намеренными, принятыми к осуществлению по собственному сознательному решению.
- Волевые действия всегда осуществляются по внутренним (личным) или внешним (социальным) причинам.
- Волевые действия в итоге обеспечиваются дополнительным побуждением (торможением) за счёт функционирования определенных механизмов и заканчиваются достижением на
Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, имеющий свою структуру.
Психологическая структура волевого акта:
- Побуждение к волевому действию.
- Представление и осмысление цели действия.
- Представление средств, необходимых для достижения цели.
- Намерения осуществить данный акт.
- Выполнение решения.
Схема этапов волевого действия
Цель и стремление достичь её
Появление
мотивов, подкрепляющих или
Борьба мотивов и выбор
Принятие одной из возможностей в качестве версии
Осуществление принятого решения
Волевая сфера человека характеризуется следующими параметрами (качествами):
Сила воли | Качество, проявляющееся на всех этапах волевого акта, но ярче всего тогда, когда перед человеком встают препятствия и измеряется тем, от каких соблазнов отказывается человек, как умеет сдерживать свои импульсивные действия и чувства. |
Целеустремлённость | Сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. |
Инициативность | Умение строить яркие планы, выдвигать новые идеи, преодолевать свою инертность без стимула извне. |
Самостоятельность | Умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений. |
Выдержка | Умение затормозить действия, чувства, мысли, неадекватные ситуации., способность постоянно контролировать своё поведение. |
Дисциплинирован- ность | Это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. |
Решительность | Способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. |
Настойчивость | Способность до конца доводить принятые решения, достигать поставленной цели и без лишних задержек переходить к их выполнению. |
Родители, стремящиеся воспитать волю у своего ребёнка, должны соблюдать следующие правила:
- Не делать за него то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности.
- Активизировать его самостоятельную деятельность, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру в способность преодолевать трудности.
- Даже маленькому ребёнку объяснить, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые ему предъявляют, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребёнка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.
Несколько приёмов саморегуляции психических состояний:
- Тренировка перед зеркалом – умение сдерживать мимическое выражение эмоций.
- Закройте глаза – представите цифры (которые загораются как в метро) от 1 до 18.
2.4. Структура произвольного акта. Психология воли
2.4. Структура произвольного акта
Со времени Нарцисса Аха основным становится вопрос: что входит в волевой акт? Если обобщить многие подходы, то можно сказать, что рассматриваются две стороны воли — формирование побуждения (интенции) и ее реализация. Первая связывается с мотивацией, вторая — с осуществлением действия и контролем за ним.
Н. Н. Ланге в волевом (произвольном) действии выделял четыре части: 1) чувство, потребность, т. е. стремление; 2) предсказание о цели; 3) представление о движении; 4) само движение. С. Л. Рубинштейн в произвольном действии тоже выделил четыре стадии: 1) актуализация побуждения и постановка цели; 2) обсуждение и борьба мотивов; 3) решение о действии; 4) исполнение действия. В. И. Селиванов выделяет три стадии: 1) постановку цели действия; 2) мысленное планирование исполнения и 3) само исполнение.
Из зарубежных психологов, рассматривающих стадии волевого действия, нужно назвать Р. Ассаджиоли (R. Assagioli, 1974). Он выделяет шесть стадий: 1) осознанная цель, ее оценка, возникновение мотивации на основании оценки; 2) размышление; 3) выбор одной цели из нескольких; 4) подтверждение выбора; 5) составление программы действий с учетом имеющихся средств; 6) исполнение действия.
Х. Хекхаузен (2003) в качестве волевого акта рассматривает только осуществление намерения, а фактически — инициирование интенции (побуждения) и самоконтроль за действием. Весь процесс осуществления действия он делит на четыре фазы: подготовительную, преакциональную, акциональную и постакциональную (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Схематическое изображение четырех фаз действия (Gollwitzer, 1988)
Две из этих фаз связаны с мотивационным состоянием, а две — с волевым. В первой (подготовительной) фазе происходит обдумывание различных вариантов действия, и заканчивается она формированием интенции (побуждения). В преакциональной фазе субъект ждет подходящего момента и подходящих обстоятельств для воплощения сформированной интенции в действие или же для отказа от этой интенции. Следующая фаза связана с реализацией интенции и заканчивается достижением результата, после чего действие прекращается (дезактивация). Последняя фаза (мотивационная постакциональная) обусловлена оценкой достигнутого, анализом причин, позволивших добиться результата, т. е. по существу связана с получением субъектом опыта для инициирования будущих действий.
В отношении этой модели возникает ряд вопросов. Во-первых, не понятно, почему из воли исключены мотивация и самооценка: разве они осуществляются непроизвольно? Во-вторых, разве в волевой преакциональной фазе человек всегда ждет обстоятельств, позволяющих реализовать интенцию, а не сам их организует? Рассматриваемый Хекхаузеном случай является частным, обозначаемым в психологии как «борьба мотивов», и скорее связан с отложенными на время намерениями, существующими в данный момент и ждущими «своего часа» для реализации (мотивационными установками), или с ожиданием сигнала к началу действия (например, бегуны на старте).
Весьма сомнительно и утверждение Хекхаузена, что «многие повседневные действия, такие как вставание с постели, одевание, приветствие знакомых, происходят по привычке, автоматически и не требуют принятия решения» [с. 341].
…
Ах различал четыре феноменологических момента первичного волевого акта. Так называемый «наглядный момент» понимается как телесные ощущения напряжения в разных частях тела (например, в области шеи). Испытуемый имеет представление о действии, которое надо выполнить, представление цели, связанное с вызывающими ее стимулами и подходящей возможностью, при которой следует выполнить требуемое действие (так называемым представлением условий ). Представление цели и условий Ах назвал «предметным моментом» волевого акта. Центральной составной частью переживания является так называемый «актуальный момент», который усиливает первоначальное намерение, переходя в твердую решимость типа «я действительно этого хочу!», и отвергает другие альтернативные действия.
Эти четыре феномена являются реакцией на препятствия, возникающие в ходе реализации намерения…
Можно задаться вопросом, что именно исследовал Ах в волевом акте: само намерение, процесс усиления уже имеющегося намерения или формирование дополнительного намерения для повышения вероятности реализации первоначального. Дело в том, что волевой акт в смысле принятия решения о выполнении некоторого действия начинался с того момента, когда испытуемый принимал указания экспериментатора осуществить данное действие. На это указывал Зельц [Selz, 1910] сразу после выхода работы Аха… «Мы полагаем, что Ах исследует не процесс принятия решения, а волевое напряжение, направленное на реализацию уже принятого решения» [Selz, 1910].
Если под волевым актом понимать исходный процесс формирования намерения, то Ах исследовал нечто, возникающее после образования намерения, а именно обновленное и усиленное начальное решение.
Хекхаузен Х. 2003. С. 307–308
Таким образом, структура произвольных действий у разных авторов в принципе сходная. Важно подчеркнуть, что у всех авторов исполнению действия предшествует мотивационный процесс и в то же время отсутствует важный этап — инициация действия, его запуск.
Если произвольное действие включает только две стадии — первую и последнюю, то говорят о простых произвольных действиях, если все — о сложных произвольных действиях [В. В. Богословский, 1973]. Надо сказать, что названные стадии далеко не исчерпывают состав и динамику произвольного действия. Так, и у С. Л. Рубинштейна, и у В. И. Селиванова отсутствуют стадии контроля за исполнением действия и оценки его результата. Да и постановка цели, о которой говорят упомянутые выше авторы, т. е. процесс мотивации, сам состоит из нескольких стадий, что будет показано во второй части монографии.
Важно замечание К. Н. Корнилова, что, хотя произвольные действия осознанны, но включают, при их автоматизации, и такие движения, операции, которые потеряли свой первоначальный сознательный характер. Однако и эти операции подчинены общей конечной цели произвольного действия.
Расшифровывая структуру произвольного управления, Е. Д. Хомская отмечает, что оно «предполагает, с одной стороны, наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция (выработанная самостоятельно или данная в виде инструкции), постоянный контроль за ее протеканием (куда входит контроль за последовательностью операций и контроль за результатами промежуточных фаз) и контроль за окончательным результатом деятельности (для которого необходимо сличение реального результата с предварительно сформированным «образом результата»). Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого никакая сознательная психическая деятельность невозможна» [1987, с. 131].
Исходя из вышесказанного, произвольное управление, с моей точки зрения, включает в себя самодетерминацию, самоинициацию и самоторможение действий, самоконтроль (как за своими действиями, так и за своим состоянием, эмоциями), самомобилизацию и самостимуляцию. В соответствии с таким пониманием общая функциональная структура произвольного управления (воли в широком понимании) выглядит так (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Функциональная структура произвольного управления
Произвольное управление является интегральным психофизиологическим процессом, поскольку оно, с одной стороны, включает в себя, помимо волевого усилия, ряд других психологических феноменов: мотивы (желания, долженствование), интеллектуальную активность, нравственную сферу личности, — но, с другой стороны, базируется на физиологических процессах и особенностях их протекания (свойствах нервной системы). Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что проявления воли — волевые качества — имеют генетическую (биологическую) основу, а не только социальную. Не случайно зачатки воли наблюдаются и у животных [П. В. Симонов, 1971].
Б. Н. Смирнов [2004] выражает сомнение в правомерности моего понимания структуры воли, которая представляется ему излишне широкой. Он пишет, что оно «расходится с пониманием воли целым рядом психологов во второй половине ХХ века… В нашей психологии принято различать механизмы управления личностью своим поведением с помощью мотива и с помощью волевого усилия» [с. 70]. При этом он ссылается на В. И. Селиванова, считающего, что волевая регуляция — не синоним всей произвольной регуляции, а только одна из ее форм. Собственно, я и пытался утвердить эту мысль. Другое дело, является ли произвольное управление синонимом воли или им является только волевая регуляция. Здесь моя позиция расходится с позицией Б. Н. Смирнова.
Что же касается представлений психологов второй половины ХХ в. о воле, то оно не столь однозначно, как представляется Б. Н.Смирнову. Я уже привел взгляды на многокомпонентную структуру волевого управления С. Л. Рубинштейна, Е. Д. Хомской, Р. Ассаджиоли, во многом совпадающие с представленной мною структурой.
Первая составляющая произвольного управления — мотивация — рассматривается в книге «Мотивация и мотивы» (СПб. : Питер, 2000, 2006). Остальные составляющие произвольного управления анализируются далее. Причем в связи с тем, что предпоследняя составляющая — самоконтроль — подробно изучена Г. С. Никифоровым в его монографиях, в главе 6 будут исследованы только некоторые аспекты самоконтроля, в основном теоретические, связанные с его механизмами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Выполнение волевого акта
Выполнение волевого акта
Развитие произвольного внимания
Развитие произвольного внимания Упомянутые характеристики внимания (устойчивость, концентрация и др.) в какой-то мере свойственны не только человеку, но и животным. Но особое свойство внимания — произвольность является истинно человеческим. Животные обладают лишь
3.
1. Условно-рефлекторные теории произвольного управления3.1. Условно-рефлекторные теории произвольного управления И. П. Павлов [1951б] считал произвольные движения по механизму их вызова (инициации) условно-рефлекторными, подчиняющимися всем законам высшей нервной деятельности. Однако если разобраться в схеме произвольных
3.3. Сознательность и преднамеренность как признаки произвольного управления
3.3. Сознательность и преднамеренность как признаки произвольного управления Многие авторы определяют волю как сознательное и преднамеренное регулирование своего поведения и деятельности. Еще И. М. Сеченов писал, что всякие произвольные действия должны отчетливо
3.4. Связь произвольного управления с речевыми сигналами
3.4. Связь произвольного управления с речевыми сигналами И. С. Беритов [1961а] писал, что произвольные движения человека характеризуются наличием сознательных целей, которые намечаются для удовлетворения личных и социальных потребностей путем словесного планирования
3.5. Представление как компонент произвольного управления
3.5. Представление как компонент произвольного управления Еще Лукреций Кар (99–45 гг. до н. э.) полагал, что источниками воли являются не только желания, вытекающие из потребностей, но и удовлетворяющие их внешние объекты, представленные в душе в виде образов. В отдельных
3.6. Морфофункциональные структуры произвольного управления
3.6. Морфофункциональные структуры произвольного управления К настоящему времени физиология накопила множество разнообразных сведений о причастности тех или иных участков головного мозга к механизмам произвольного управления. О большой сложности сенсорных аппаратов
9.2. Возрастные особенности произвольного управления
9.2. Возрастные особенности произвольного управления Раннее детство. Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым. Манипуляции с вещами приводят к установлению ребенком важного для
11.1. Нарушения произвольного управления психическими процессами
11.1. Нарушения произвольного управления психическими процессами Расстройства произвольного внимания. Астенические состояния, вызванные истощением нервной системы в результате перенапряжения, обусловленного длительными переживаниями, чрезмерной умственной
5. Изучение произвольного самоконтроля
5. Изучение произвольного самоконтроля Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) Методика разработана Г. С. Никифоровым, В. К. Васильевым и С. В. Фирсовой.Инструкция. Прочтите утверждения
Физиология полового акта
Физиология полового акта Половое сношение обычно включает возвратно-поступательное движение пениса во влагалище, происходящее вследствие тазовых движений обоих партнеров. Г. Келли. «Основы современной сексологии» Во время полового акта (коитуса или копуляции) мужчина
Физиология полового акта
Физиология полового акта Половое сношение обычно включает возвратно-поступательное движение пениса во влагалище, происходящее вследствие тазовых движений обоих партнеров. Г. Келли. «Основы современной сексологии» Во время полового акта (коитуса или копуляции) мужчина
1.
5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,
1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений
1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,
СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ПОСТУПКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ПО Т.
А. РИБО И С ДОПОЛНЕНИЕМ СХЕМЫ О. САМОЩУКА)Ключевые слова
состояние сознания
рефлекс
инстинкт
акт воли
возбуждающая функция воли
воля
тормозящая функция воли
возбуждение
непроизвольное и произвольное внимание
координация воли
Как цитировать
Самощук О. (2020). СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ПОСТУПКА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ПО Т. А. РИБО И С ДОПОЛНЕНИЕМ СХЕМОЙ О. САМОЩУКА). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ , 6 (12), 9–19. https://doi.org/10.31108/1.2020.6.12.1
Abstract
В последние годы возродился интерес к гуманитарным, конкретно-человеческим проблемам психологии, в связи с чем возросло внимание к таким явление как воля. Учитывая сложность этого психического явления, в статье сделана попытка унифицировать и схематизировать теорию воли (по Т. Рибо) и представлена схема сложного волевого акта.
Также особое внимание уделяется стадиям волевого процесса. Важным аспектом исследования является определение роли и места элементов волевого акта и выяснение особенностей протекания акта у разных людей.
На основе авторской схемы структуры волевого акта в статье автор представляет место и функции следующих компонентов воли: ее индивидуальная организация; согласованное единство стремлений, чувств, идей, образов; осознанные желания; роль колебаний в принятии решений и поступках; также автор определяет основные волевые механизмы, а именно стимуляцию или задержку. Кроме того, автор статьи предлагает включить два этапа колебаний: перед принятием решения и перед совершением фактического действия. Это уточнение помогает объяснить, в какие именно моменты волевой акт может быть прерван, поскольку эти зоны являются критическими для людей со слабой волей и нерешительностью.
В предложенной структуре волевого акта четко обозначены места волевого функционирования: между желанием и принятым решением, между решением и действием; под волей понимается побудительная сила при осуществлении сложного действия. Также указаны места, где волевой акт прерывается разными людьми: волевыми, слабовольными, нерешительными или с патологией воли. Желания людей с патологией воли часто даже не приобретают осознанной формы, в то время как люди с сильной волей проходят все этапы и реализуют свои решения.
Результаты исследования могут быть применены как в научной сфере для совершенствования фундаментальных теорий общей психологии, так и на практике для разработки педагогических принципов в области образования.
https://doi.org/10.31108/1.2020.6.12.1
PDF 9-19 (Украинская)
Рекомендации
Астлейтнер, Х., и Визнер, К. (2004). Интегрированная модель мультимедийного обучения и мотивации. Журнал образовательных мультимедиа и гипермедиа, 13 (1), стр. 3–21.
Аврелин М. К. (1893 г.). Секрет творчества. [Секрет творчества]. Москва. [на русском]
Корно, Л. (1993). Самые продуманные планы: современные концепции воли и образовательных исследований. Исследователь в области образования, 22 (2), стр. 14-22. URL: http://www.jstor.org.vlib.interchange.at/stable/1176169
Голлвитцер П., Хекхаузен Х. и Ратайчак Х. (1990). От взвешивания к желанию: подход к решению об изменении посредством размышлений до или после принятия решения. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком, 45, стр. 41-65.
Хекхаузен, Х. (1980). Мотивация и управление. [Мотивация и действие] Берлин: Springer. [на немецком языке]
Хекхаузен, Х., и Голлвитцер, П. (1987). Содержание мысли и когнитивное функционирование в мотивационно-волевых состояниях ума. Мотивация и эмоции, 11, стр. 101-120.
Хекхаузен, Х., и Куль, Дж. (1985). От желаний к действию: тупики и короткие пути на длинном пути к действию. В М. Фрезе и Дж. Сабини (ред.), Целенаправленное поведение: концепция действия в психологии (стр. 134–160). Хиллсдейл: Эрлбаум.
Куль, Дж. (1984). Волевые аспекты мотивации достижения и выученной беспомощности: к всеобъемлющей теории контроля действий. В BA Maher (Ed. ), «Прогресс в экспериментальных исследованиях личности» (том 13, стр. 99–171). Нью-Йорк: Академическая пресса.
Куль, Дж. (1985). Волевые посредники согласованности познания и поведения: процессы саморегуляции и действия по сравнению с ориентацией на состояние. В книге Дж. Куль и Дж. Бекманн (ред.), Контроль действий: от познания к поведению (стр. 101–128). Нью-Йорк: Springer-Verlag.
Рибо Т.А. (1894 г.). Воля: в нормальном и болезненном состоянии. [Воля: в нормальном и больном состояниях]. Перевод с 8-го французского издания, за ред. дктр. В Аболенского. С.-Петербург: изд-во В.И. Губинского. [на русском]
Рибо, Т. (1915). Болезни воли. Чикаго: паб Open Court. Co.
Ribot, Th. (1906 г.). Очерк творческого воображения. Чикаго: паб Open Court. Co.
Сноу, Р. Э., Корно, Л., и Джексон, Д. (2009). Когнитивные и аффективные функции в педагогической психологии. В RC Calfee & DC Berliner (Eds.), Справочник по педагогической психологии. Нью-Йорк: Макмиллан.
Штернберг, Р. (1988). Триархический разум. Нью-Йорк: Пингвин.
Уведомление об авторских правах
Статьи в Psychological Journal распространяются по лицензии Creative Commons Attribution License International CC-BY, которая позволяет другим делиться работой с указанием авторства работы и первоначальной публикации в этом журнале. Более подробную информацию можно получить по ссылке — https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Структура волевого акта в работах отечественных психологов
Изучению проблемы воли посвящены работы многих зарубежных и отечественных психологов. Среди последних над этим вопросом работали такие исследователи, как С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, В.А. Иванников.
Виды деятельности человека
Чтобы понять, какова структура волевого акта, необходимо определить само понятие воли. Воля – это способность человека управлять своим поведением, несмотря на внешние и внутренние трудности, препятствующие его контролю. Дело в том, что все действия, совершаемые человеком, можно разделить на две широкие категории: произвольные и непроизвольные. К последней группе относятся те, которые возникают без участия контроля со стороны сознания: например, заложенные природой инстинкты, безусловные рефлексы или действия, совершаемые в состоянии сильного эмоционального возбуждения (аффекта). Произвольные действия — это те, которые совершает человек, опираясь на собственные решения: они диктуются его волей и реализуются при участии сознания.
Алгоритм С.Л. Рубинштейна
Структура волевого акта, разработанная отечественным ученым С.Л. Рубинштейном, включает несколько этапов. Начальный этап представляет собой непосредственное побуждение к действию, включает начальную постановку цели. Вторая стадия присутствует не во всех случаях. Его характерная черта – борьба мотивов. Человек субъективно оценивает возможные потери, которые могут быть чреваты разными алгоритмами действий. Третий этап – переломный. Это окончательное решение. Последним этапом С.Л. Рубинштейна является казнь.
Однако некоторые исследователи добавляют к этой схеме еще несколько промежуточных шагов. В структуру волевого акта будет входить преодоление трудностей в процессе достижения цели, а также положительное подкрепление после достижения цели.
Еще один важный компонент волевой регуляции
Однако структура волевого акта в психологии представляет собой не только алгоритм действий, описывающий реализацию того или иного поведения. При наличии определенных барьеров на пути к достижению цели способность управлять своим поведением во многом зависит от того, насколько человек обладает определенными чертами личности. К ним относятся самообладание, решительность, сила воли, настойчивость и мужество. Поэтому некоторые исследователи особое внимание уделяют другим компонентам, имеющим структуру волевого акта. Например, когнитивный компонент оказывает большое влияние на поведение человека в различных ситуациях.
Опыт А.В.
ЗапорожцаОчень интересное исследование, демонстрирующее силу этого эффекта, было проведено А.В. Запорожцем. Испытуемым дали задание поднять большой вес. Вся выборка была разделена на три группы.
В первую вошли те испытуемые, которые должны были просто выполнить задание, без каких-либо дополнительных указаний и пояснений.
Участникам второй группы сказали, что при поднятии тяжестей они должны установить свой личный рекорд.
Наконец, третья группа состояла из тех, кому дали необычное объяснение этой задачи. Им сказали, что, поднимая тяжести, они таким образом вырабатывают электроэнергию для снабжения города.
Так было обнаружено еще одно важное дополнение, имеющее структуру волевого акта в психологии. Пример показал: для осуществления действия решающее значение имеет смысл этого действия. Другими словами, исследователь открыл когнитивный компонент волевой регуляции.
Прикладной характер исследования воли
Структура волевого акта в психологии является прикладной областью исследования. Результаты, полученные учеными, могут применяться в самых разных сферах жизни. Это психология труда, спорта, тренировок, семейная психология. Полученные учеными результаты могут быть использованы как профессионалами в области консультирования, так и теми, кто интересуется вопросами воли и мотивации.
Интересный вывод сделал российский исследователь В.А.Иванников. В своих работах ученый показывает: мотивация действия включает в себя не только первоначальный дефицитный мотив. Волевая регуляция осуществляется также с формированием дополнительной мотивации, которой не могло быть с самого начала, когда субъект только решил совершить то или иное действие.
Опыт А.И. Липкиной: волевая регуляция и воспитательные процессы
Во многом показательное открытие было сделано А.И. Липкиной. Это связано со спецификой учебного процесса. В ее исследованиях особое место занимала структура волевого акта в психологии. Кратко опыт Липкиной таков. Те ученики, которые имели плохую успеваемость в школе, просили на некоторое время взять шефство над еще более слабыми учениками.