Собственно психологические методы | Psylist.net
Эта группа составляет основное содержание дифференциально-психологических приемов исследования.
Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются в основном на предварительном этапе исследований.
1. Самонаблюдение служит констатации актуального признака – феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности. К недостаткам метода относится факт разрушения значительной части психических феноменов (например аффектов) в процессе интроспекции, быстрое вытеснение феноменов в мир бессознательного и, как следствие, низкая надежность получаемым данных. Поэтому, как отмечал В.Штерн, в интроспекции нельзя принимать отрицательное экзистенциальное решение (утверждать, что не было образа или переживания, так как они могли редуцироваться при самовоспоминании). Источниками искажений являются речь (которая отстает от психического феномена), тенденция к логической связанности (в то время как психические феномены часто фрагментарны) и внушение, осуществляющееся через ожидания. Таким образом, интроспекция дает более или менее надежные данные о познаваемых элементах психики у специально обученных испытуемых.
2. Самооценка, в отличие от самонаблюдения, отражает не только актуальные феномены, но и более стабильные психические качества. К недостаткам метода относятся поверхностность суждений (за внешне схожими симптомами могут скрываться разные свойства), ценностность большинства изучаемых свойств (в результате чего может наблюдаться стремление их преуменьшить или усилить), присутствие психического стыда (т.е. противодействия тому, чтобы раскрывать перед собой и другими сущностные свойства индивидуальности).
Сделать самооценку более достоверным методом могут соблюдение анонимности и контроль за способностью испытуемого к самооценке.
Психофизиологические (аппаратные) методы, предназначенные для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, использовались в исследованиях школы Б.М.Теплова. Они требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко.
1. Методика условнорефлекторного изменения чувствительности (адаптация и сенсибилизация под влиянием раздражителей других модальностей). 2. Методика кожно-гальванических реакций (КГР) – изменение электропроводимости кожи. 3. Измерение абсолютных и дифференциальных порогов в обычных и особых условиях (зрения – при слуховых раздражителях и, наоборот, в присутствии других раздражителей – «индукционная методика», под действием кофеина и других фармакосредств). 4. Измерение других сенсорных функций: критической частоты слития мельканий и др. 5. Электроэнцефалографический метод (ЭЭГ, альфа-индекс, частота и амплитуда альфа-ритма). 6. Методика двигательных реакций (измерение времени реакции, методика сопряженных моторных изменений А.Р.Лурия, более известная под названием детектора лжи, и другие). 7. Методика дихотического прослушивания, используемая для определения церебрального доминирования по речи. Смысл ее состоит в одновременном предъявлении сначала вербального, а затем невербального материала, подаваемого одновременно в правое и левое ухо. При восприятии и воспроизведении вербального материала, как правило, преобладает левое ухо (т.е. правое полушарие), а при восприятии невербального – левое ухо. Дополнительным показателем являются данные ЭЭГ, указывающие на преимущественную активацию.
Социально-психологические методы включают опросы и социометрию. Опросы опираются на данные самоотчета респондентов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование.
1. Беседа – метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. В беседе роли распределяются симметрично.
2. Интервью – особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой – ведомым, и вопросы задаются односторонне. Вариантом является стандартизированное интервью, содержащее строго определенный набор вопросов, которые должны быть заданы, но которые, впрочем, могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки.
3. Анкетирование – получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы. Анкеты различаются а) по содержанию вопросов, б) по их форме – открытые и закрытые, в) по формулировке вопросов, г) по количеству и порядку следования вопросов.
Анкетирование бывает устным и письменным, индивидуальным и групповым. В работе с детьми анкетный метод применяют обычно начиная с возраста десяти лет, а до тех пор ответы могут фиксироваться интервьюером.
4. Социометрия изучает положение (статус) человека в группе и может использоваться в качестве экспертной оценки по признакам, выделяемым в качестве социометрического критерия (например, по социометрическому индексу можно судить о том, насколько человека считают альтруистичным, дружелюбным, ответственным и т.д. его коллеги по группе).
Возрастно-психологические методы «поперечных» и «продольных» срезов.
1. «Поперечные» срезы подразумевают сравнение отдельных различных по возрасту групп детей. Использовались А.Гезеллом для получения норм психического развития детей. Важен возрастной интервал, выбираемый для проведения исследования. Чем выше темп развития, тем меньше должны быть временные промежутки между отдельными «срезами», т.е. у маленьких детей их нужно проводить чаще. Метод подвергался острой критике со стороны отечественных психологов за отсутствие историчности.
2. «Продольные» (лонгитюдные) срезы использовались при изучении Н.М.Щеловановым и Н.Л.Фигуриным ежедневного поведения детей. Иногда изучаются отдельные стороны поведения (например, речевое развитие). Сюда же могут быть отнесены дневники, биографические методы (дневники матери и подростков), в которых содержатся результаты наблюдений детей с рождения до некоторого этапа. Недостатком метода является трудоемкость, большие временные затраты. Достоинство заключается в раскрытии динамики развития.
Возможно сочетание продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах – более подробное продольное исследование.
Анализ продуктов деятельности (творчества) – опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату). Варианты – графологическая экспертиза, графические и другие проективные методы. В психолого-педагогическом исследовании они принимают форму различных видов контроля знаний (сочинения, диктанты, контрольные работы), которые позволяют воспроизвести динамику учебной деятельности человека.
Тестирование – краткое стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Использование тестов должно отвечать требованиям Декларации о правах человека и Конвенции о правах ребенка.
В зависимости от изучаемой реальности тесты можно объединить в следующие группы (классификация имеет эмпирический характер, классы пересекаются). 1. Тесты способностей. 2. Тесты умений и навыков. 3. Тесты восприятия. 4. Мнения (интересы, социальные установки). 5. Эстетические тесты. 6. Проективные тесты. 7. Ситуационные тесты (выполнение заданий в разных условиях). 8. Игровые тесты.
Тесты очень экономичны, однако обладают малой надежностью и легко поддаются фальсификации (особенно в компьютеризованной форме, где число случайных ответов достигает иногда 30%).
Психосемантические методы (личностный дифференциал Ч.Осгуда, методика репертуарных решеток К.Келли) представляют собой группу максимально индивидуально-ориентированных методов, позволяющих определить бессознательно действующие измерения (конструкты) в отношении к миру и самому себе. Часто используются для изучения самосознания личности, требуют компьютерной обработки.
С. К. Нартова-Бочавер
Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:
- Профессиональная пригодность
- Влияние темперамента на профессиональную деятельность
- Поведение людей с разным типом темперамента в одной и той же ситуации
- Способности
- Гормональная конституция человека и поведение
- Пол и асимметрия полушарий
- Понятие «правизны и левизны»
- Факторные теории темперамента
- Понятие о способностях и их природе
- Дифференциация интеллектуальных возможностей
Психологические методы управления персоналом | Статья в журнале «Молодой ученый»
Авторы: Стукова Юлия Евгеньевна, Чупахина Юлия Николаевна
Рубрика: Экономика и управление
Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.
Дата публикации: 18.06.2017 2017-06-18
Статья просмотрена: 6493 раза
Скачать электронную версиюСкачать Часть 3 (pdf)
Библиографическое описание:Стукова, Ю. Е. Психологические методы управления персоналом / Ю. Е. Стукова, Ю. Н. Чупахина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44619/ (дата обращения: 12.07.2023).
Процесс грамотного управления персоналом является достаточно важным аспектом в деятельности любой организации. Данный процесс в зависимости от способов и методов управления может многократно увеличить его эффективность. Причем все это зависит не только от уровня профессионализма работников, но и от умелой работы с данными кадрами. Данная проблема является достаточно актуальной, ведь в современных условиях, когда уровень борьбы между конкурентами достаточно высок, выигрывает тот, кто умело может руководить своей организацией и получать максимальную прибыль.
В связи с этим, целью данной статьи является нахождение наиболее оптимальных путей применения психологических методов управления.
Трудовая деятельность человека базируется на основе его психики. Это непосредственно связано с его воображением, мышлением, вниманием и другими психологическими составляющими. Ведь, совершенно очевидно, что психологическое состояние человека влияет на результат его деятельности. А это в свою очередь отражается на результате всего коллектива, в котором он работает. В настоящее время выделяют следующие психологические методы управления:
- Комплектование малых групп и коллективов.
- Гуманизация труда.
- Психологическое побуждение (мотивация)
- Профессиональный отбор и обучение. [1]
Использование метода комплектования малых групп и коллективов, заключается в наиболее рациональном распределении работников в малые группы и коллективы. Анализируя взаимодействие людей между собой, можно выделить симпатии и антипатии, и определить психологическую совместимость работников в коллективе.
Методы гуманизации труда заключается во внесении в трудовой процесс элементов творчества, различных неординарных подходов и многообразия вкусов. Одним словом, можно сказать, что данный метод полностью старается исключить однообразие трудового процесса.
Методы мотивации используются для достижения нужной активности работника. Данный метод предполагает применение различных психологических побуждений, которые в свою очередь формируют мотивы профессиональной деятельности работника. Методы психологического воздействия многообразны. Рассмотрим некоторые из них:
– Внушение предполагает целенаправленное влияние руководителя на своего подчиненного.
– Убеждение заключатся в воздействии работодателя на волю работника при помощи различных логических средств.
– Подражание выражается в воздействии на работника путем личного примера руководителя, либо человека, который является эталоном поведения.
– Принуждение предполагает воздействие на человека для достижения поставленных целей даже вопреки его воле и желаниям.
Методы профессионального отбора и обучения предполагают отбор работников с наиболее подходящими психологическими и профессиональными качествами, которые в полной мере будут подходить для выполняемой работы.Применение вышеизложенных методов будет максимально эффективным в том случае, если работодатель будет считаться с психологическими особенностями работника. Ведь конечный результат работы будет зависеть от темперамента, характера и устойчивости работника в различных сферах деятельности.
Рассмотрим другой метод стимулирования, заключающийся в соревновательном характере. Все чаще и чаще труд рассматривают как средство заработка. Но исследования показывают, что единственной мотивации в виде оплаты труда недостаточно для полноценного осуществления деятельности.
Метод соревнования станет эффективным только тогда, когда заработная плата станет равной среднерыночным показателям или вообще превысит их. Ведь, исходя из социальной психологии, человек является существом, которому присуща групповая деятельность, а основа группы — это иерархия [2].
Если мы рассмотрим группу людей, объединенных общими интересами, то, несомненно, мы сможем там увидеть различные интриги, завязывание союзов, попытки оказывать давление с целью достигнуть результата. Все это будет производиться для того, чтобы занять более высокое положение, получать максимальную заработную плату и наконец, просто стать душой общества. Все эти процессы в большей или меньшей степени присутствуют в каждой организации.
В данном направлении учеными производилось исследование. Оно показало, что в борьбу за ведущее место в организации вступают не все работники, а только их часть. В одних коллективах доля тех, которым вовсе неинтересна ведущая роль в организации может составить 98 %, а в других около 10 %. Оставшаяся же часть работников будет просто наблюдать, и примыкать к той или иной группировке. [3]
Таким образом, психологические методы управления являются достаточно деликатным инструментом воздействия не только на группы людей, но и на личность человека. Нелегкое искусство управления людьми будет приносить пользу только тогда, когда применение всех выше указанных методов будет использоваться в дозированном виде, с учетом всех нюансов и особенностей.
Литература:
- Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А. П. Егоршин. — Н. Новгород: НИМБ, 2007. — 720 с.
- [2] Мудрый А. Персонал учится, компания считает прибыль / А. Мудрый, Д. Береснев // Справочник по управлению персоналом. — 2006. — № 2. — С. 25–31.
- Папонова Н. Е. Какой может и должна быть мотивация работников / Н. Е. Папонова // Кадры предприятия. — 2003. — № 8. — С. 43–47
Основные термины (генерируются автоматически): психологический метод управления, группа людей, коллектив, профессиональный отбор.
Похожие статьи
Особенности
профессионально—психологического отбора…Возможность проведения профессионального психологического отбора
Собеседование как
метод отбора персонала | Статья в журнале…Библиографическое описание: Великанов В. В., Золотарева М. Г. Собеседование как метод отбора
Так, по ответам соискателя можно судить об уровне профессиональной самооценки
Вы когда-нибудь выступали перед группой людей?
HR-технологии: психодиагностика в работе с
персоналомПсихологические методики в кадровой деятельности используются не только в целях профессионального отбора и подбора
Существует несколько направлений использования практических психологических методик в управлении персоналом внутри организации.
Современные системы
отбора персонала и их классификацииКак считает А. П. Егоршин, профессиональный отбор кадров в организации предполагает
Управление персоналом на предприятии: социально-психологические проблемы.
Собеседование как метод отбора персонала.
Роль найма и
отбора персонала в организацииОтбор персонала — это процесс изучения психологических и профессиональных качеств
В процессе отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом
Также необходимо изучать и применять на практике нестандартные методы отбора персонала, для. ..
Роль социально-
психологических методов в управлении…Роль социально-психологических методов в управлении персоналом гостиничного предприятия.
Группы состоят из индивидов — людей. Психологический аспект рассматривает психическое поведение отдельных индивидов.
Профессионально важные качества руководителяДля руководителя необходимы следующие профессиональные качества — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека
По мнению специалистов, в современных условиях для успешного управления деятельностью коллектива необходимо…
Стиль
управления коллективом | Статья в журнале. ..Однако, стоит особо отметить следующее: знание методов диагностики и управления социально-психологическими явлениями подразделений
− по природе, сущности факторов, которые оказывают непосредственное воздействие на коллектив (группу людей) или на…
Традиционные и современные
методы подбора персоналаТретье средство отбора персонала — сравнение психологических особенностей
Современные методы управления позволяют оценить огромное количество претендентов и
Бизнес вращается вокруг людей. Всегда важно, чтобы кадры были профессиональными…
Особенности
профессионально—психологического отбора. ..Возможность проведения профессионального психологического отбора в значительной степени обусловлена индивидуальными различиями между людьми. Поэтому его теоретической базой является дифференциальная психология и психофизиология.
Собеседование как
метод отбора персонала | Статья в журнале…Библиографическое описание: Великанов В. В., Золотарева М. Г. Собеседование как метод отбора
Так, по ответам соискателя можно судить об уровне профессиональной самооценки человека, его стремлений и амбиций.
Вы когда-нибудь выступали перед группой людей?
HR-технологии: психодиагностика в работе с
персоналомПсихологические методики в кадровой деятельности используются не только в целях профессионального отбора и подбора
Существует несколько направлений использования практических психологических методик в управлении персоналом внутри организации.
Современные системы
отбора персонала и их классификацииКак считает А. П. Егоршин, профессиональный отбор кадров в организации предполагает
Управление персоналом на предприятии: социально-психологические проблемы.
Собеседование как метод отбора персонала.
Роль найма и
отбора персонала в организацииОтбор персонала — это процесс изучения психологических и профессиональных качеств
В процессе отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом
Также необходимо изучать и применять на практике нестандартные методы отбора персонала, для. ..
Роль социально-
психологических методов в управлении…Роль социально-психологических методов в управлении персоналом гостиничного предприятия.
Группы состоят из индивидов — людей. Психологический аспект рассматривает психическое поведение отдельных индивидов.
Профессионально важные качества руководителяДля руководителя необходимы следующие профессиональные качества — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека
По мнению специалистов, в современных условиях для успешного управления деятельностью коллектива необходимо…
Стиль
управления коллективом | Статья в журнале. ..Однако, стоит особо отметить следующее: знание методов диагностики и управления социально-психологическими явлениями подразделений
− по природе, сущности факторов, которые оказывают непосредственное воздействие на коллектив (группу людей) или на…
Традиционные и современные
методы подбора персоналаТретье средство отбора персонала — сравнение психологических особенностей
Современные методы управления позволяют оценить огромное количество претендентов и
Бизнес вращается вокруг людей. Всегда важно, чтобы кадры были профессиональными…
Похожие статьи
Особенности
профессионально—психологического отбора. ..Возможность проведения профессионального психологического отбора в значительной степени обусловлена индивидуальными различиями между людьми. Поэтому его теоретической базой является дифференциальная психология и психофизиология.
Собеседование как
метод отбора персонала | Статья в журнале…Библиографическое описание: Великанов В. В., Золотарева М. Г. Собеседование как метод отбора
Так, по ответам соискателя можно судить об уровне профессиональной самооценки человека, его стремлений и амбиций.
Вы когда-нибудь выступали перед группой людей?
HR-технологии: психодиагностика в работе с
персоналомПсихологические методики в кадровой деятельности используются не только в целях профессионального отбора и подбора
Существует несколько направлений использования практических психологических методик в управлении персоналом внутри организации.
Современные системы
отбора персонала и их классификацииКак считает А. П. Егоршин, профессиональный отбор кадров в организации предполагает
Управление персоналом на предприятии: социально-психологические проблемы.
Собеседование как метод отбора персонала.
Роль найма и
отбора персонала в организацииОтбор персонала — это процесс изучения психологических и профессиональных качеств
В процессе отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом
Также необходимо изучать и применять на практике нестандартные методы отбора персонала, для. ..
Роль социально-
психологических методов в управлении…Роль социально-психологических методов в управлении персоналом гостиничного предприятия.
Группы состоят из индивидов — людей. Психологический аспект рассматривает психическое поведение отдельных индивидов.
Профессионально важные качества руководителяДля руководителя необходимы следующие профессиональные качества — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека
По мнению специалистов, в современных условиях для успешного управления деятельностью коллектива необходимо…
Стиль
управления коллективом | Статья в журнале. ..Однако, стоит особо отметить следующее: знание методов диагностики и управления социально-психологическими явлениями подразделений
− по природе, сущности факторов, которые оказывают непосредственное воздействие на коллектив (группу людей) или на…
Традиционные и современные
методы подбора персоналаТретье средство отбора персонала — сравнение психологических особенностей
Современные методы управления позволяют оценить огромное количество претендентов и
Бизнес вращается вокруг людей. Всегда важно, чтобы кадры были профессиональными…
Особенности
профессионально—психологического отбора. ..Возможность проведения профессионального психологического отбора в значительной степени обусловлена индивидуальными различиями между людьми. Поэтому его теоретической базой является дифференциальная психология и психофизиология.
Собеседование как
метод отбора персонала | Статья в журнале…Библиографическое описание: Великанов В. В., Золотарева М. Г. Собеседование как метод отбора
Так, по ответам соискателя можно судить об уровне профессиональной самооценки человека, его стремлений и амбиций.
Вы когда-нибудь выступали перед группой людей?
HR-технологии: психодиагностика в работе с
персоналомПсихологические методики в кадровой деятельности используются не только в целях профессионального отбора и подбора
Существует несколько направлений использования практических психологических методик в управлении персоналом внутри организации.
Современные системы
отбора персонала и их классификацииКак считает А. П. Егоршин, профессиональный отбор кадров в организации предполагает
Управление персоналом на предприятии: социально-психологические проблемы.
Собеседование как метод отбора персонала.
Роль найма и
отбора персонала в организацииОтбор персонала — это процесс изучения психологических и профессиональных качеств
В процессе отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом
Также необходимо изучать и применять на практике нестандартные методы отбора персонала, для. ..
Роль социально-
психологических методов в управлении…Роль социально-психологических методов в управлении персоналом гостиничного предприятия.
Группы состоят из индивидов — людей. Психологический аспект рассматривает психическое поведение отдельных индивидов.
Профессионально важные качества руководителяДля руководителя необходимы следующие профессиональные качества — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека
По мнению специалистов, в современных условиях для успешного управления деятельностью коллектива необходимо…
Стиль
управления коллективом | Статья в журнале. ..Однако, стоит особо отметить следующее: знание методов диагностики и управления социально-психологическими явлениями подразделений
− по природе, сущности факторов, которые оказывают непосредственное воздействие на коллектив (группу людей) или на…
Традиционные и современные
методы подбора персоналаТретье средство отбора персонала — сравнение психологических особенностей
Современные методы управления позволяют оценить огромное количество претендентов и
Бизнес вращается вокруг людей. Всегда важно, чтобы кадры были профессиональными…
Психологические подходы к управлению болью
Оригинальный редактор — Скотт Бакстон
Ведущие участники — Скотт Бакстон , Администратор , Эван Томас , Лорен Лопес , Ким Джексон , Видео я Ачарья , 127. 0.0.1 и WikiSysop
Содержание
- 1 Что такое обезболивание?
- 1.1 Различные виды ведения/лечения
- 2 Что такое психологический подход к обезболиванию
- 3 Вопросы оценки
- 4 Психологические вмешательства
- 4.1 Когнитивно-поведенческая терапия
- 4.2 Переосмысление боли
- 5 Дополнительные вмешательства
- 5.1 Релаксационная терапия
- 5.2 Массаж
- 5.3 Биологическая обратная связь
- 6 Дополнительные биопсихосоциальные модели понимания боли
- 7 Связанные страницы физиопедии
- 8 Каталожные номера
Лечение боли — это область современной медицины, в которой многопрофильная команда помогает облегчить боль и страдания пациентов, страдающих длительной болью, чтобы улучшить качество их жизни [1] . Медицина обычно является первым портом захода для лечения боли, однако, когда боль не реагирует на лекарства, или устойчива к лечению, или сохраняется после того, как произошло заживление, и точная причина боли не была найдена, альтернативное лечение или комбинированное лечение подход можно использовать [2] .
Альтернативные лекарства или комбинированные подходы к обезболиванию разнообразны, и каждый из них может основываться на разных парадигмах понимания боли. Различные подходы исходят из широкого круга специалистов в области здравоохранения, уникальных методов лечения боли, которые не ограничиваются только психиатрами или психиатрами, но могут включать физиотерапевтов, эрготерапевтов, практикующих медсестер, медиков, специалистов по медицинскому обслуживанию и массажистов.
Различные виды ведения/лечения[edit | редактировать источник]
Методы, которые используют эти профессионалы, могут быть и не ограничиваться: (Этот список не является исчерпывающим, и, пожалуйста, добавьте больше!)
- Обучение пациентов
- Подходы к оперантному обучению
- Когнитивно-поведенческая терапия
- Отвлечение
- Классические подходы к кондиционированию
- Методы социальной поддержки
- Методы релаксации
- Терапия принятия и приверженности
- Гипноз
- Биологическая обратная связь
Что такое психологический подход к обезболиванию[edit | править код]
Помимо нейронных взаимодействий и связей, через которые проходит мозг, когда человек испытывает боль, существует множество слоев сложных абстрактных мыслей и чувств, через которые проходит человек, которые определяют, насколько сильно человек чувствует боль и как с ней справляется с болью. Их когнитивные конструкции, поведенческие конструкции и влияние окружающей среды переплетаются в сложную паутину индивидуальности, которую необходимо учитывать и включать в любые методы лечения, чтобы они были эффективными, и выявляются во время первоначальной оценки [3] . Именно эти личные, индивидуальные и целостные области делают его психологическим подходом, лежащим в основе биопсихосоциальной модели лечения пациента.
Согласно Asmundson et al. [3] , требуется углубленная и тщательная оценка для выявления первопричины психологических аспектов боли и специфического влияния на человека, которые необходимо знать, когда дело доходит до выбора и направления лечения. . Существует ряд областей, которые необходимо охватить при оценке, но, возможно, наиболее важным из них является учет интенсивности, серьезности и раздражительности боли, а также ее локализации, распространения и продолжительности. Это полезный маркер для измерения боли и как инструмент для дифференциальной диагностики, но вопрос о том, как пациент функционально затронут, является важным соображением, но также имеет решающее значение для подтверждения субъективных отчетов пациента. Такие инструменты, как визуальная аналоговая шкала, измерение интенсивности боли из 4 пунктов или краткий опросник боли Макгилла. Другой областью рассмотрения являются различные «эмпирически подтвержденные и теоретически значимые когнитивные, поведенческие и экологические влияния», которые специфичны для человека и могут помочь в оценке и выводах, имеющих отношение к лечению [3] .
Идея наблюдения за когнитивными, поведенческими и экологическими влияниями связана с концепцией системы флагов, которая включает желтые, синие, оранжевые, черные и красные флажки как универсальные индикаторы того, как различные психологические и клинические признаки могут влиять на результаты лечения. . Перейдите на страницу, чтобы узнать больше об этом.
Психологические вмешательства[править | править источник]
Когнитивно-поведенческая терапия[править | изменить источник]
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это метод, который может помочь справиться с проблемами, изменив то, как пациенты думают и ведут себя. Он не предназначен для устранения каких-либо проблем, но помогает решать их позитивным образом [4] [5] .
Поведенческая терапия (БТ) была разработана в 1950-х годах независимо друг от друга в трех странах: Южной Африке, США и Англии [6] . Дальнейшее развитие получила когнитивная терапия (КТ) в 19 веке.70-х годов доктора Аарона Бека с его основным применением для людей с депрессией, тревогой и расстройствами пищевого поведения [4] [7] . Тем не менее, основные доказательства сегодня сосредоточены на когнитивно-поведенческой терапии после слияния BT и CT в конце 80-х годов [8] .
Ниже приводится разбивка различных аспектов КПТ как концепции, включающей одноименную концепцию; как когнитивные, так и поведенческие элементы. Эти элементы можно развить и принять во внимание две из наиболее важных теорий для бихевиористов: оперантную и классическую (респондентную) обусловленность.
Рис. 2 – Анализ теории КПТ
КПТ предполагает, что изменение неадаптивного мышления приводит к изменению поведения. Терапевты помогают людям бросить вызов своим шаблонам и убеждениям и заменить «ошибки мышления, такие как чрезмерное обобщение, преувеличение негатива, преуменьшение позитива и катастрофизация» более реалистичными и эффективными мыслями, уменьшая эмоциональный стресс и саморазрушающее поведение. Бросая вызов способу мышления человека и тому, как он/она конструктивно реагирует на определенные привычки или поведение, можно создать когнитивный диссонанс и, следовательно, возможность изменить чьи-то модели мышления и поведения [9] . Проще говоря, когнитивно-поведенческая терапия помогает вам думать о ситуации позитивно, реалистично и рационально, например, вот сценарий из Королевского колледжа психиатров (веб-сайт) [10] :
У тебя был плохой день, ты сыт по горло, так что иди за покупками. Когда вы идете по дороге, кто-то, кого вы знаете, проходит мимо и, по-видимому, игнорирует вас. Это запускает каскад:
Бесполезно | Полезно | |
Мысли: | Он/она меня игнорировал — я им не нравлюсь | Он/она выглядит погруженным в себя — интересно, что-то не так? |
Эмоциональные чувства: | Низкий, грустный и отвергнутый | Беспокойство за другого человека, положительное |
Физический: | Спазмы желудка, упадок сил, плохое самочувствие | Нет- чувствовать себя комфортно |
Действие: | иди домой и избегай их | Свяжитесь с ними, чтобы убедиться, что они в порядке |
По данным Королевского колледжа психиатров, это может быть типичный сеанс когнитивно-поведенческой терапии [10] :
- Обычно вы будете встречаться с терапевтом в течение от 5 до 20 сеансов еженедельно или раз в две недели.
- Каждый сеанс длится от 30 до 60 минут.
- Вы и терапевт обычно начинаете с того, что договариваетесь о том, что обсудить сегодня.
- С терапевтом вы разбиваете / каждую проблему на отдельные части. Чтобы помочь этому процессу, ваш терапевт может попросить вас вести дневник. Это поможет вам определить ваши индивидуальные модели мыслей, эмоций, телесных чувств и действий.
- Вместе вы рассмотрите свои мысли, чувства и поведение, чтобы определить, являются ли они нереалистичными или бесполезными, и как они влияют на вас.
- Затем терапевт поможет вам понять, как изменить бесполезные мысли и поведение.
- Легко говорить о том, чтобы что-то сделать, гораздо сложнее сделать это на самом деле. Итак, после того, как вы определили, что вы можете изменить, ваш терапевт порекомендует «домашнее задание» — вы практикуете эти изменения в своей повседневной жизни.
CBT имеет шесть фаз [9] :
- Оценка или психологическая оценка;
- Реконцептуализация;
- Приобретение навыков;
- Закрепление навыков и практическое обучение;
- Обобщение и сопровождение;
- Последующая оценка после лечения.
Фаза реконцептуализации составляет большую часть «когнитивной» части КПТ.
Ниже показано упрощенное и широкое понимание модели и цикла КПТ.
Рис.3 – Факторы, задействованные в модели когнитивно-поведенческой терапии насилие, шизофрения и расстройства личности, однако по мере развития теории и роста нашей профессии она становится все более значимой с клинической точки зрения. В таких областях, как опорно-двигательный аппарат, амбулаторные пациенты могут использовать специально обученных терапевтов для лечения фибромиалгии [11] , боль в пояснице [9] и хроническая боль.
Вот ссылка на список Кокрейновских обзоров, включающий фразу «Когнитивно-поведенческая терапия»
Переосмысление боли[edit | править код]
Бояться боли естественно, ведь это естественный воспитательный инструмент и очень неприятное чувство. Когда боль сохраняется, пациенты могут начать бояться боли и впоследствии перестать делать вещи, которые вызывают у них боль, в основном это могут быть движения, которые распространены при остеоартрите. Этот страх перед болью может превратиться в вечный цикл, ведущий к хронической боли и инвалидности, и с помощью образования, переосмысления боли, когнитивно-поведенческой терапии и других подходов, описанных на этой странице, этот цикл можно разорвать.
Цикл страха
Терапия релаксации[править | править источник]
Релаксация обычно используется в сочетании с другими методами лечения и может принимать различные формы, такие как духовная или недуховная медитация, постепенное расслабление или мышечное сокращение и расслабление, даже образы [12] . Обычно релаксация считается «альтернативным» лечением, и ее рекомендуется использовать вместе с традиционным медицинским лечением, а не отдельно. Это может быть связано с отсутствием высококачественных доказательств или недоказанными теоретическими основами, лежащими в основе лечения. Национальный центр дополнительной и альтернативной медицины (NCCAM) Национального института здравоохранения определяет медицину разума и тела как «поведенческие, психологические, социальные и духовные подходы к медицине, которые обычно не используются». 0067 [12] ».
Одним из возможных способов релаксационной терапии является снижение воздействия стресса на организм путем восстановления нормального равновесия в системах организма [13] . На самом базовом уровне, когда в состоянии стресса ваше тело включает механизм борьбы или бегства, и происходит ряд биохимических изменений. Частота сердечных сокращений, кровяное давление увеличивается, кровеносные сосуды сужаются, а также несколько гормональных реакций, таких как адреналин и кортизол, а также нейротрансмиттер серотонин, все увеличивается. Эти реакции важны в краткосрочной перспективе, но когда эти реакции (как и другие) продлеваются и становятся хроническими, возникает несколько разрушительных последствий. Это могут быть усталость, гипертония, тревога, подавление иммунной системы, снижение памяти и увеличение жировых отложений, которые имеют косвенные последствия в других частях тела.0067 [14] [13] .
Независимо от предложенных механизмов воздействия, воздействие на психику пациента может быть достаточно сильным, чтобы доказать целесообразность лечения. Также важно учитывать влияние лечения плацебо на боль. Однако исследования доказали, что релаксация снижает уровень боли чаще, чем в сочетании с другой модальностью. Например, Linton & Gotestam [15] исследовали использование релаксационной терапии и релаксационной терапии и оперантных техник и их влияние на хроническую артралгическую боль. Было показано, что релаксация эффективна для уменьшения боли, и что группа с оперантным обусловливанием была более эффективна при приеме обезболивающих [15] .
Необходимо соблюдать осторожность при большом количестве исследований релаксации, так как это, как правило, более старые исследования, однако были проведены и более свежие исследования. Spence et al. [16] сравнили использование релаксационной терапии и методов биологической обратной связи у 48 пациентов с хронической болью в верхних конечностях. Пациенты были разделены на 4 группы лечения (релаксация, биологическая обратная связь, комбинированная и 1 контрольная), каждая из которых получала лечение два раза в неделю в течение 4 недель. Все 3 группы лечения оказались эффективными вначале и через 3 мес. Однако наиболее эффективным методом снижения показателей боли, дистресса, помех в повседневной жизни, депрессии и беспокойства была релаксационная терапия (самостоятельно). Через 6 месяцев не было различий между группами лечения [16] .
Массаж[править | править код]
Массажная терапия, похожая на релаксацию, обычно используется в качестве дополнения к традиционным методам лечения [17] . Он обычно используется вместе и по сравнению с релаксацией и другими психологическими методами лечения, поэтому было сочтено целесообразным включить в эту статью релаксацию, которая также считается одним из механизмов действия массажа. По версии «Massage Today» массаж – это:
«…применение различных техник к мышечной структуре и мягким тканям тела, включающих фиксированное или подвижное давление, удержание, вибрацию, раскачивание, трение, разминание и сжатие с использованием преимущественно рук. ..» [18]
Массажная терапия существует со 2-го века до нашей эры и с тех пор разработала ряд различных подходов и ответвлений, таких как шведский массаж, шиацу, рольфинг, рефлексотерапия и краниосакральная терапия [19] .
Кокрановский обзор дал оценку исследованиям, связанным с массажем и хронической болью в пояснице. В обзоре оценивались девять статей (8 РКИ). Большое количество исследований было исключено из обзора, поскольку не включало массаж в качестве самостоятельного лечения, что также подтверждает, что массаж обычно является дополнением. Из восьми испытаний пять были оценены как имеющие высокое методологическое качество, а три — низкое 9 .0067 [17] .
Одно из исследований сравнило массаж с лечением плацебо, и массаж оказался более эффективным. Другие семь исследований показали, что массаж лучше, чем релаксация, иглоукалывание и обучение, и не было существенной разницы между корсетами и упражнениями. Массаж был менее эффективен, чем манипуляции на позвоночнике и чрескожная электрическая стимуляция нервов (ЧЭНС) [17] .
Биологическая обратная связь[править | править источник]
Часть этой информации взята со страницы Physiopedia на сайте Biofeedback, пожалуйста, посетите для получения дополнительной информации.
Биологическая обратная связь — это многогранный инструмент, использующий оборудование, чтобы показать людям некоторые из их внутренних физиологических событий, нормальных и ненормальных, в форме визуальных и слуховых сигналов, чтобы научить их манипулировать этими в противном случае непроизвольными или неощущаемыми событиями, манипулируя отображаемыми сигналами. [20] . Эта концепция быстро развивалась в последние годы и будет развиваться по мере развития технологий. Вот список некоторых примеров [21] [22] :
Термическая биологическая обратная связь- Электромиография (ЭМГ), которая измеряет мышечное напряжение
- Термическая биологическая обратная связь, которая измеряет температуру кожи
- Нейрообратная связь/электроэнцефалография (ЭЭГ), которая измеряет активность мозговых волн
- Электродермография (ЭДГ), которая измеряет электрическую активность кожи
- Тепловой поток, измеряющий скорость, с которой тепло рассеивается телом
- Пневмография, измеряющая движения брюшной полости/грудной клетки при дыхании
- Капнометр, измеряющий CO2 в конце выдоха
- Гемоэнцефалография, которая измеряет различия в цвете света, отраженного обратно через кожу головы, на основе относительного количества оксигенированной и неоксигенированной крови в головном мозге
- Фотоплетизмограф (ФПГ), который измеряет периферический кровоток, частоту сердечных сокращений и вариабельность сердечного ритма
Опять же, это обычно лечение, которое необходимо использовать в сочетании с такими методами лечения, как постуральное переобучение, упражнения или релаксация, чтобы максимизировать их эффективность, как показано по тематическому исследованию Джепсона [23] . В тематическом исследовании участвует 45-летняя женщина, которая за 15 лет участвовала в 4 автомобильных авариях. У пациента не было очевидной патологии на МРТ или рентгене, но он жаловался на хроническую боль, в частности на головные боли и болезненность в шейных параспинальных мышцах, правая морда больше, чем левая, которая ощущается напряженной. Оценка по ВАШ 2-10 в лучшем случае и 8 из 10 в худшем обычно возникает при вождении автомобиля более 2,5 часов, сгибании, нахождении в статическом положении более 15–20 минут, а также при подъеме над головой. Боль отреагировала на ЧЭНС и тепло, но теперь создает нарушения нормальной повседневной жизни. После оценки было решено, что сначала будут использоваться релаксация, ЧЭНС и растяжка, а затем в течение следующих недель будет использоваться ЭМГ для использования обратной связи расслабления и гиперактивности мышц. Затем ЭМГ будет использоваться во время функциональных задач для исправления любых двигательных аномалий, которые могут способствовать возникновению боли. Через 1 год боль снизилась до ВАШ 2-3/10, при этом боли не сохранялись до 2 дней и 9 дней.5% уменьшение головных болей и исправление осанки. Кроме того, пациент сообщил, что может распознавать и исправлять постуральные и мышечные аномалии до того, как они станут неприятными [24] .
Это тематическое исследование является примером того, как биологическая обратная связь может быть использована для улучшения лечения, которое обычно используется, в данном случае упражнений и переобучения осанки, путем предоставления пациентам простых целей и практических доказательств. Однако, поскольку это только тематическое исследование, это может относиться не ко всем пациентам.
Дополнительные биопсихосоциальные модели понимания боли[edit | править источник]
Поведенческое управление хронической болью Фордайса [25]
Новая клиническая модель лечения боли в пояснице. по Уодделлу [26] .
Боль и поведенческая медицина: когнитивно-поведенческая перспектива. Турк
Нейроматрица и боль Мелзак
Оценка боли
Когнитивно-поведенческая терапия
- ↑ Харди, Пол А. Дж. (1997). Управление хронической болью: основы. Великобритания: Greenwich Medical Media
- ↑ Батлер Д.С., Мозли Г.Л. Объясни боль. Аделаида: публикации Noigroup; 2003 г.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Асмундсон, Г. Гомес-Перес, Л. Рихтер, А. Карлтон, Р.Н. Психология боли: модели и цели для комплексной оценки. Глава 4 в книге Хьюберта ван Гринсвена «Боль: учебник для медицинских работников». Эльзевир, 2014.
- ↑ 4.0 4.1 Бек, Дж., 1995. Когнитивная терапия: основы и не только. Гилфорд Пресс: Нью-Йорк
- ↑ NHS Choices, 2012. Когнитивно-поведенческая терапия. [онлайн] Доступно по адресу: http://www.nhs.uk/conditions/cognitive-behavioural-therapy/Pages/Introduction.aspx [По состоянию на 8 января 2014 г.]
- ↑ Öst, L.G., 2008. Эффективность третьей волны поведенческой терапии: систематический обзор и метаанализ. Поведенческие исследования и терапия, 46(3): 296–321.
- ↑ Hayes, S.C., 2004. Терапия принятия и приверженности, теория реляционных фреймов и третья волна поведенческой и когнитивной терапии. Поведенческая терапия, 35: 639–665.
- ↑ Рот, А., Фонаги, П. «Что работает для кого? Критический обзор психотерапевтических исследований». 2-е изд. Гилфорд Пресс: Нью-Йорк, 2005 г.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Гэтчел, Роберт Дж.; Роллингс, Кэтрин Х. (2008). «Доказательное управление хронической болью в пояснице с помощью когнитивно-поведенческой терапии». The Spine Journal 8 (1): 40–4.
- ↑ 10.0 10.1 Когнитивно-поведенческая терапия. RCPSYCH [ОНЛАЙН] Доступ с: https://www.rcpsych.ac.uk/mentalhealthinformation/therapies/cognitivebehaviouraltherapy.aspx 19/03/2014.
- ↑ Хассет, Афтон Л.; Гевирц, Ричард Н. (2009). «Нефармакологическое лечение фибромиалгии: обучение пациентов, когнитивно-поведенческая терапия, методы релаксации, а также дополнительная и альтернативная медицина». Клиники ревматических заболеваний Северной Америки 35 (2): 393–407.
- ↑ 12.0 12.1 Астин Дж. Терапия разума и тела для лечения боли. Клинический журнал боли. 2004:1;27-32
- ↑ 13.0 13.1 Национальный центр дополнительной и альтернативной медицины. Техники релаксации для здоровья: введение. [ОНЛАЙН] 24 марта 2014 г. http://nccam.nih.gov/health/stress/relaxation.htm
- ↑ Википедия. Стресс (биология) [ОНЛАЙН] http://en.wikipedia.org/wiki/Stress_(biology), дата обращения 24 марта 2014 г.
- ↑ 15,0 15,1 Линтон с. Готестам к. Контролируемое исследование эффектов прикладной релаксации и прикладной релаксации плюс оперантные процедуры в регуляции хронической боли. Британский журнал клинической психологии. 1984: 23(4)291-299
- ↑ 16,0 16,1 Спенс С. Шарп Л. Ньютон-Джон t. Чемпион Д. Эффект биологической обратной связи ЭМГ по сравнению с прикладной релаксационной тренировкой при хронических, кумулятивных травмах верхних конечностей. Боль. 1995 63(2)199-206
- ↑ 17,0 17,1 17,2 Фурлан А.Д., Броссо Л., Имамура М., Ирвин Э. Массаж при болях в пояснице. Кокрановская система базы данных, ред. 2002: CD001929.
- ↑ Массаж сегодня. Все о массаже. [ОНЛАЙН] доступно на http://www.massagetoday.com/aboutmt/, дата обращения 25 марта 2014 г.
- ↑ Цао Дж. Эффективность массажной терапии при хронической доброкачественной боли: обзор MEDSCAPE. [ОНЛАЙН] Доступ с http://www.medscape.com/viewarticle/559775_1 25.03.2014
- ↑ Basmajian J. (1989), Биологическая обратная связь: принципы и практика для клиницистов, Williams & Wilkins
- ↑ Медицинский центр Университета Мэриленда (2011), Биологическая обратная связь, geraadpleegd op 05.01.2013, [ОНЛАЙН] http://www.umm.edu/altmed/articles/biofeedback-000349.htm
- ↑ Lockheed M. (2010), Отчет об исследовании биологической обратной связи, geraadpleegd op 05.01.2013, http://www.etc.cmu.edu/projects/lm-motion/Research/biofeedbackResearch. pdf
- ↑ Джепсон Н.А. Применение биологической обратной связи для пациентов с хронической болью. Методы регионарной анестезии и обезболивания (2008) 12, 111–114.
- ↑ Джепсон Н.А. Применение биологической обратной связи для пациентов с хронической болью. Методы регионарной анестезии и обезболивания (2008) 12, 111–114.
- ↑ Фордайс В. Робертс А. Стернбах Р. Поведенческое управление хронической болью: ответ критикам. Боль 22:2;113-25. 1985.
- ↑ Уодделл Г. Премия Volvo, 1987 г., в области клинических наук. Новая клиническая модель лечения болей в пояснице. Позвоночник. 1987 12;7:632-44
Методы психологических исследований MSc | Университет Данди
Школа гуманитарных, социальных наук и права
Для выпускников факультетов психологии, желающих получить теоретическую и практическую подготовку по методам исследования и опыт работы в действующей лаборатории
Дата вступлениясентябрь 2023 г.
сентябрь 2024 г.
Дата началаСентябрь 2023
Продолжительность12 месяцев (полная занятость)
РасположениеГородской кампус Данди
Также доступно: MSc Методы психологических исследований (неполный рабочий день)
Этот курс предлагает теоретическую и практическую основу методов исследования в психологии, опираясь на навыки и знания, полученные на уровне бакалавриата. Он сочетает в себе модули преподаваемых навыков, тематические учебные модули, стажировку и диссертацию. Поскольку он не сосредоточен на одной конкретной области психологии, у вас будет возможность выбирать из ряда модулей и проводить исследования в интересующей вас области.
С самого начала курса вы получите практический опыт работы в лаборатории активного исследователя. Мы подберем вам сотрудника в зависимости от ваших исследовательских интересов. Этот ранний и устойчивый контакт с преподавателями имеет неоценимое значение, если вы планируете остаться в докторантуре.
Вы также разработаете и осуществите крупный исследовательский проект под руководством другого члена академического персонала. Вы сможете представить и обсудить свои выводы в письменном, устном и стендовом форматах.
На протяжении всего курса у вас будет доступ к исследовательскому оборудованию, с помощью которого вы сможете отслеживать движения глаз для измерения внимания, активности мозга или проведения опросов и наблюдений.
Мы небольшой и дружелюбный отдел. Это означает, что мы узнаем вас получше и можем оказать вам индивидуальную поддержку на протяжении всего обучения.
«Я считаю, что преподаватели действительно заботятся о вас, особенно как об иностранном студенте.