Психологические причины неуспеваемости: 5. Психологические причины неуспеваемости школьников

Психологические причины школьной неуспеваемости, рецензия на книгу — Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru — 2009. Том 1. № 2009-1

Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru
2009. Том 1. № 2009-1

‘; for (var i = 0; i

Аннотация

Рецензия на книгу: Локалова Наталья Петровна. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2009. – 368 с.: ил. (Серия: «Учебное пособие»).

Ключевые слова: школьная неуспешность

Рубрика издания: Рецензии на книги

Для цитаты: Зарецкий В. К. Психологические причины школьной неуспеваемости, рецензия на книгу [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. Том 1. № 2009-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_1/22167 (дата обращения: 16.04.2023)

Фрагмент статьи

Рецензия на книгу: Локалова  Наталья Петровна. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2009. – 368 с.: ил.  (Серия: «Учебное пособие»).

Дети, отстающие в учебе и развитии, — проблема для психологии и педагогики во все времена, но в последние два десятилетия для России она становится особенно острой.  Попытки ее решения отражаются в организационных шагах, предпринимавшихся в системе образования в эти годы. Это и создание системы дифференцированного обучения, расширение системы специальных учреждений (включая, например, недавно созданные школы для детей с девиантным поведением), создание школьных психологических служб, а также различного рода центров, в которых проводится диагностика и коррекция причин учебных трудностей и школьной неуспеваемости.

Однако эти и другие организационные инновации пока что не привели к кардинальному решению проблемы школьной неуспеваемости. Более того, тенденция в этом вопросе такова, что впору говорить о том, что проблема скорее обостряется, чем решается. Это подтверждается, например, результатами сдачи ЕГЭ в 2009 г., которые говорят об общем низком уровне успеваемости российских школьников.

В этом контексте книга Натальи Петровны Локаловой, посвященная причинам школьной неуспеваемости, а такие освещающая некоторые вопросы коррекции и профилактики отставания в учебе, приобретает особую ценность, вооружая необходимыми знаниями как уже работающих учителей и психологов, так  и тех специалистов, которые пока что только готовят себя к этой деятельности. …

Полный текст

Рецензия на книгу: Локалова  Наталья Петровна. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2009. – 368 с.: ил.   (Серия: «Учебное пособие»).

Дети, отстающие в учебе и развитии, — проблема для психологии и педагогики во все времена, но в последние два десятилетия для России она становится особенно острой.  Попытки ее решения отражаются в организационных шагах, предпринимавшихся в системе образования в эти годы. Это и создание системы дифференцированного обучения, расширение системы специальных учреждений (включая, например, недавно созданные школы для детей с девиантным поведением), создание школьных психологических служб, а также различного рода центров, в которых проводится диагностика и коррекция причин учебных трудностей и школьной неуспеваемости. Однако эти и другие организационные инновации пока что не привели к кардинальному решению проблемы школьной неуспеваемости. Более того, тенденция в этом вопросе такова, что впору говорить о том, что проблема скорее обостряется, чем решается. Это подтверждается, например, результатами сдачи ЕГЭ в 2009 г., которые говорят об общем низком уровне успеваемости российских школьников.

В этом контексте книга Натальи Петровны Локаловой, посвященная причинам школьной неуспеваемости, а такие освещающая некоторые вопросы коррекции и профилактики отставания в учебе, приобретает особую ценность, вооружая необходимыми знаниями как уже работающих учителей и психологов, так  и тех специалистов, которые пока что только готовят себя к этой деятельности.

Сразу отметим, что  книга совмещает в одном издании учебное пособие и хрестоматию, включающую подборку текстов наиболее авторитетных в этих вопросах отечественных педагогов и психологов.  Такое объединение безусловно еще более повышает ценность книги для студентов, которые могут получить не только информацию с точки зрения автора, но и прикоснуться  к первоисточникам, работая с данным учебным пособием. Отметим также, что внушительная подборка текстов занимает почти половину книги, что дает возможность автору воспроизвести общую картину сложившейся в отечественной науке (психологии и педагогике) традицию исследования и понимания причин школьной неуспеваемости.

Читатель может познакомиться с текстами Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, В.А.Сухомлинского, А.П.Нечаева, Д.Б.Эльконина, К.М.Гуревича, Н.И.Чуприковой, Л.С.Славиной, З.И.Калмыковой и др. Во внушительный  «авторский коллектив» хрестоматии входит и Я.А.Коменский, автор «Великой дидактики» и той классно-урочной системы, которая является организационной основы российской школы по сей день, и в которой не без основания усматривается часть причин школьной неуспеваемости…

Материал книги включает 15 тем, объединенных в 4 раздела.

Первый раздел посвящен факторам, влияющим на успешность обучения. В нем рассматриваются нейропсихологические, психолого-педагогические и психологические факторы. Здесь же дается характеристика основных подходов к диагностике и коррекции школьной неуспеваемости (педагогического, психологического, нейропсихологического). Отмечается низкая эффективность педагогического подхода и более высокая эффективность психологического подхода в преодолении школьных трудностей.

Психологический подход характеризуется автором как направленный на  вскрытие причин конкретных учебных трудностей (которые могут быть весьма разнообразными), прежде всего, недостатков в когнитивно-личностном развитии, и осуществление на основе этого целенаправленных коррекционно-развивающих воздействий на установленные причины (с.18).

В соответствии с данной логикой в центре внимания автора оказываются различные причины школьной неуспеваемости, а «главная задача пособия – в систематизации знаний о факторах, влияющих на успешность школьного обучения, о причинах разного рода трудностей, возникающих в обучении…, о способах выявления причин трудностей в обучении, их психологической коррекции и основных направлениях профилактики школьной неуспеваемости» (с.8).

В первый раздел, помимо характеристики подходов к анализу и коррекции причин школьной неуспеваемости, включены также главы, посвященные трем группам психологических факторов: умственному развитию как фактору успешности обучения, психологической готовности ребенка к школьному обучению и темпераменту. Читателям будет интересно узнать, что проблема готовности к школе, которой посвящено множество современных исследований, проводимых, например, под руководством Н.И.Гуткиной, оказывается настолько традиционна, что в хрестоматийной части раздела она сопровождается текстами А.П.Нечаева и Я.А.Коменского.

Второй раздел, посвященный психологической характеристике слабоуспевающих школьников, включает две главы,  в одной из которых дается характеристика развития когнитивной сферы отстающих в учебе детей (куда входят «слабоуспевающие» и «средние»), а во второй – характеристика типов неуспевающих школьников и путей индивидуального подхода к ним. Характеристика познавательной деятельности слабоуспевающих дается традиционно по основным функциям (восприятие, внимание, память, мышление). Центральным понятием для характеристики всех групп слабоуспевающих, в том числе старшеклассников, оказывается «интеллектуальная пассивность», а единственным автором текстов, включенным в хрестоматию – Л.С.Славина, работы которой, наверное, с учетом прошедшего времени и их непреходящей актуальности, можно смело занести в разряд классических.

  В двух небольших по объему текстах Л.С.Славиной содержится и краткая характеристика причин неуспеваемости, во главу угла которых ставится интеллектуальная пассивность, даются примеры ее преодоления, а также формулируются общие рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к преодолению школьной неуспеваемости.

Самым объемным – что согласуется с центральной проблемой, сформулированной автором, — является третий раздел, посвященный причинам школьной неуспеваемости и способам их выявления и устранения, включающий 8 глав (всего в пособии 15 глав). Первые 5 глав посвящены психологическим причинам общего отставания в учении: недостаткам в развитии познавательной сферы, особенностям мотивационной, эмоциональной, произвольно-регуляторной а аффективно-потребностной сфер отстающих учеников. В главе, посвященной психолого-педагогическим причинам, центральным  понятием является «недисциплинированность», в главе 13 подробно разбираются психологические причины трудностей при обучении письму, чтению и счету.

В последней (14-й) главе раздела, к сожалению, одной из  самых коротких, рассматриваются способы диагностики а коррекции трудностей. В качестве способов приводятся психограмма и психологические таблицы, разработанные автором. Пример такой таблицы дается на материале анализа трудностей при изучении русского языка. На примере использования психологической таблицы показано, как практически осуществляется выявление и коррекция причин на материале данного учебного предмета. Таблица содержит графы «внешнее проявление причин», «уровни причины» (педагогический, психологический, психофизиологический), типы заданий для диагностики и коррекции,  рекомендации по устранению причин. По замыслу автора, таблица дает возможность идентифицировать причину, стоящую за ее внешним проявлением, и установить, какой именно рекомендацией воспользоваться для ее устранения. За более подробной информацией автор отсылает читателя к собственной работе 2007 г., в которой подробно изложен метод психологических таблиц.

Последний раздел, состоящий из одной главы, посвящен вопросам профилактики школьной неуспеваемости. Это одна из самых коротких глав пособия (если не учитывать объем текстов хрестоматии), что объясняется, по-видимому, в первой фразе, с которой начинается этот раздел: «Проблема школьной неуспеваемости – одна из «вечных» проблем педагогики и психологии. Корни этой  проблемы лежат в форме организации учебного процесса – классно-урочной системе обучения, предложенной еще в середине XVI века Я.А.Коменским» (с.330). Автора можно понять, т.к. говорить о профилактике применительно к «вечной» проблеме  особенно трудно. Тем не менее, Н.П.Локалова дает общую характеристику направлений психопрофилактики, выделяя: 1) оптимизацию процесса обучения; 2) систематическое психолого-педагогическое изучение школьников с целью своевременного обнаружения и устранения отставания в учебе; 3) организацию групп развития; 4) осуществление всестороннего психологического развития школьников. В хрестоматии автор размещает тексты, содержащие примеры разработанных и проведенных ею развивающих занятий с различными категориями учеников.

Таким образом, в разработанном Н.П.Локаловой пособии дается полное, систематическое описание причин школьной неуспеваемости, которые усматриваются в недостатках развития ученика и его особенностях, а также приводятся практически работающие «инструменты» выявления и коррекции подобных недостатков. Приводится и описание подходов к предупреждению причин школьной неуспеваемости, суть которых в их раннем выявлении и проведении психолого-педагогической работы, направленной не содействие развитию учеников группы «риска» по успеваемости.

Подчеркнем, что в соответствии с позицией, избранной автором, внимание как самого автора, так и читателей, сосредотачивается именно на причинах, лежащих в самом ученике, в особенностях его развития. Однако, как отмечает сам автор, в процессе развития причины неуспеваемости могут носить системный характер. С этой точки зрения, одна причина может повлечь за собой другую, а та в свою очередь может вызвать к жизни факторы, которые будут вести к усилению и усугублению первой причины. Таким образом, получается «кольцо»: то, что было причиной оказывается следствием того, причиной чего является. (Низкий уровень интереса к учению, который стал следствием низкого уровня развития мышления и связанных с этим пробелов, становится причиной отрицательного отношения к учению, причиной прогулов, которые становятся причиной еще более глубоких пробелов в знаниях, что становится причиной низкого уровня развития мышления).Примером могут служить описания слабоуспевающих учеников, приведенных в текстах Л.С.Славиной. Процесс диагностики причин в жесткой причинно-следственной логике и с сложной системной картиной может происходить по-разному и вести к разным результатам и разным способам коррекционной работы.

Другим дискуссионным моментом книги является «роль учителя» в школьной неуспеваемости. Подчеркивая, что «недостатки в деятельности учителей» (с.332) являются важнейшим фактором учебного процесса, который может влиять на успешность учения, автор оставляет этот аспект за границами своего предмета, лишь отмечая его важность. Это нормально, т.к. любая работа имеет свои границы и не может осветить вопрос со всех точек зрения и во всех возможных аспектах.  Тем не менее, учитывая, что это пособие, рассчитанное, прежде всего, на студентов (т.е. оно не просто несет определенную информацию, но и оказывает формирующее влияние на мировоззрение будущих профессионалов), важно четко очертить границы рассматриваемого предмета, тем самым показав, что остается за этими границами. Представляется, что таким – более сложным – образом заданная картина предмета рассмотрения, позволила бы автору полнее донести до читателя смысл и пафос именно тех частей книги, которые посвящены вопросам коррекции и профилактики школьной неуспеваемости.

В целом, еще раз подчеркнем, книга Н.П.Локаловой безусловно полезная, и вполне заслуженно  может претендовать на роль «настольной книги» школьного психолога.

Литература

  1. Локалова  Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2009. – 368 с.: ил.  (Серия: «Учебное пособие»).

Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 3011
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 2

Психологические причины неуспеваемости школьников | Дефектология Проф

Впервые переступая школьный порог, первоклассники не подозревают, сколько испытаний ожидает их на пути к знаниям. Особая система, требующая определенных навыков и качеств, не всегда совпадает с желаниями и наклонностями ребенка.

Оставленные без внимания и участия взрослых проблемы школьника могут не только мешать усваивать материал, но и перерасти в комплексы и неуверенность в себе.  Разберем основные психологические причины неуспеваемости детей.

Отсутствие познавательной деятельности

У ребенка не сформированы или в недостаточной степени развиты необходимые нормативные навыки. Мелкая и крупная моторика, логика, мышление, концентрация внимания развивается с младенческого возраста. У маленьких детей заложена любознательность и желание познавать окружающий мир. Если семья поддерживает и стимулирует эту природную потребность, то учебный процесс будет вызывать исключительно положительные эмоции.

Социальная незрелость

Усваивать и применять полученные знания можно только в комфортной обстановке. Большое пространство школы, класса, сотни лиц в коридоре, шум и гам на переменах – дезадаптируют многих детей. Отсутствие навыков общения со сверстниками вызывает беспокойство и неуверенность. Неумение строить диалог, сотрудничать принимать правила коллектива отодвигает учебный процесс на второй план. У ребенка не возникает желание обучаться, делать домашнее задание и посещать регулярно школу.

Особенности характера, внешности или физические ограничения

Дети-интроверты не нуждаются в большом количестве внимания и общения. Их куда больше увлекает собственный внутренний мир, воображение и фантазия. Замкнутые и немногословные, они всячески пытаются избегать выступлений на публике, направленных на себя взглядов, внимания к собственной особе. Даже если такой ребенок знает правильный ответ, ему привычней будет промолчать или от волнения он может ошибиться.

У детей очень развито понятие «нормы». Любые даже малейшие отличия – очки, неправильный прикус, дефекты речи, веснушки или старый пенал – повод выделить из общей массы «белую ворону».

Некорректное отношение педагога

Психологи настоятельно рекомендуют хвалить и поддерживать детей независимо от темперамента и характера. Уверенность в своих силах и возможностях, окрыляет ребенка, у него возникает желание учиться и совершенствоваться. Замечание должно быть в форме удивления, но не порицания, оценивается поступок, а не ученик. Педагог – проводник каждого в мир знаний. От него будет зависеть здоровая атмосфера класса, интерес и увлечение изучаемыми предметами, желание приходить в школу.

Несовершенная школьная система

Регламентированная и подчиненная правилам не может уделить внимание каждому, развивать сильные стороны и помочь в освоение непонятных дисциплин. Средняя наполняемость класса 25 человек, программа одна на всех детей с разными возможностями, развитием и особенностями характера. Для одного – мука постигать премудрости геометрии, а для другого – увлекательнейшее занятие развязывать логическую цепь в пространстве. Двоечник по школьной программе может быть гениальным музыкантом, изобретателем, плотником, художником, танцором, спортсменом. Этот фактор рассматривается как ограниченный кругозор ребенка и усилия педагога могут иметь обратный результат.

Отсутствие режима

Рационально организовывать свой день дети без подсказок не умеют. Для улучшения концентрации внимания, памяти и мышления у школьника должен быть рутинный режим дня без смещений и резких изменений. Ото сна зависит состояние нервной системы, ее возбудимость, гибкость. Школьные занятия разрабатывают для максимально успешного усвоения ребенком материала, дома же родители обязаны координировать приемы пищи, выполнения домашнего задания и посещения развивающих кружков.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка составляется расписание на день. «Жаворонки» с 6 утра могут выполнить зарядку, подготовится к школе, выгулять собаку, «совят» приучать рано подниматься будет сложнее, но поощрение (горячий шоколад, короткий мультфильм) значительно облегчит задачу. Если в режиме дня сбалансированы школьные занятия, домашние обязанности, секции и увлечения ребенка, такое расписание не будет вызывать протестов, и поможет в самоорганизации и дисциплине.

Отсутствие мотивации

Интерес к учебной деятельности меняется в зависимости от возрастных особенностей ребенка. Первоклассники с удовольствием посещают новый класс, знакомятся с яркими учебниками, играют на переменах в подвижные забавы. В шестом классе детей сложно удивить, вызвать интерес. Работа учителя зачастую состоит из формального изложения предмета без творческого подхода. Если у педагога не вызывает восхищения и увлечения собственный предмет, для детей такие уроки мучительное вынужденное времяпровождение. Прививать любовь к знаниям на практике удается учителям, которые не только владеют в совершенстве информацией, но и могут находить контакт с коллективом и каждым ребенком индивидуально.

Неблагоприятная атмосфера в семье

Неутешительная тенденция современного общества – рост неполных семей, где смещены роли родителей. Отношения между членами семьи, манера общения и сотрудничества переносится в школьную жизнь. Если ребенок чувствует свою незащищенность, его неуверенность отразится и на учебной деятельности. Полярная ситуация возникает если школьнику прививают принципы вседозволенности и безнаказанности. Тогда о значимости бесценных знаний и речи быть не может, ведь авторитет учителя попросту игнорируется.

Принимая каждого ребенка в свои стены, школа обязана обеспечить ему комфортные условия обучения. Слаженная работа семьи и педагогического коллектива поможет устранить возникающие проблемы успеваемости и социальной адаптации детей.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понимание психологии неудач – SACAP

Говорят, что ничто так не способствует успеху, как неудача. Действительно, большинство из нас признают, что неудача — это реальность жизни, необходимая даже для роста. Но все же мы ненавидим терпеть неудачи. В связи с неизбежным обнародованием результатов экзаменов многие абитуриенты сталкиваются с неизбежным провалом. Не научившись прощать себя и двигаться дальше, эти молодые люди могут быть полностью сорваны неудачей.

Но почему, когда мы интеллектуально признаем, что неудачу можно превратить в возможность, мы так ее боимся? И как родители, пытаясь смягчить удар неудачи, оказывают своим детям большую медвежью услугу?

Начните учебу сегодня

Психология неудачи: беспокойство по поводу производительности

По словам профессора Мартина Ковингтона из Калифорнийского университета, страх неудачи напрямую связан с нашим чувством собственного достоинства. Исследование профессора Ковингтона, посвященное учащимся, опубликованное в Handbook of Motivation at School , , показало, что один из способов защитить свою самооценку — это поверить в свою компетентность и убедить в этом других. По этой причине способность добиваться успеха имеет решающее значение для поддержания самооценки. Невыполнение по существу означает, что мы не в состоянии и, следовательно, недостойны.

Профессор Ковингтон обнаружил, что если человек не верит, что у него есть способность добиться успеха (или если повторяющиеся неудачи уменьшают эту веру), то этот человек будет заниматься практикой, направленной на сохранение его или ее самооценки. Чаще всего эти практики принимают форму оправданий или защитных механизмов.

Когда дело доходит до неудач, профессор Ковингтон разделяет студентов на четыре категории:

  • Студенты, ориентированные на успех люблю учиться ради обучения. Они рассматривают неудачу как способ стать лучше, а не как пренебрежительное отношение к своей ценности как человека.
  • Старающиеся — это студенты, которых профессор Ковингтон называет «тайными отличниками». Они так боятся неудачи, что избегают ее любой ценой, даже если это означает приложить больше усилий, чем от них ожидают.
  • Ученики, избегающие неудач , не рассчитывают на успех — они просто хотят избежать неудач. Для этого они часто оправдываются, откладывают или просто не участвуют.
  • Студенты-неудачники вообще отказались от попыток добиться успеха. Неудивительно, что таких учеников труднее всего мотивировать, потому что они усвоили неудачу.

Рассматривая неудачу как неразрывно связанную с нашим чувством собственного достоинства или его отсутствием, мы оцениваем его в перспективе, говорит профессор Ковингтон. «Связывая нашу самооценку с такими категориями, как успехи в учебе, внешний вид или популярность, мы не можем ценить себя исключительно за то, что мы люди, и признаем, что неудачи — это часть человеческого опыта», — объясняет он.

Дар неудачи: обучение на ошибках

Самопрощение является ключом к преодолению неудач, говорят эксперты. Исследование, проведенное Кристин Нефф, доцентом кафедры педагогической психологии Техасского университета, показало, что люди, практикующие самосострадание, быстрее восстанавливаются после неудач и с большей вероятностью пробуют что-то новое.

Кроме того, важно, чтобы дети допускали ошибки. Исследование, проведенное в Технологическом университете Квинсленда клиническим психологом доктором Джудит Локк и ее коллегами, демонстрирует пагубные последствия так называемого «чрезмерного воспитания». «Чрезмерное воспитание» в данном случае определяется как «ошибочная попытка родителей улучшить текущие и будущие личные и академические успехи своего ребенка».

Опросив психологов, школьных консультантов и учителей, авторы обнаружили, что такое чрезмерное воспитание может разрушить уверенность ребенка и подорвать воспитание самостоятельности. Студенты должны терпеть неудачи, говорит доктор Локк, чтобы научиться важным жизненным навыкам, таким как ответственность, организованность, манеры, сдержанность и дальновидность.

Позволить нашим детям бороться — это трудный подарок, но жизненно важный. В своем бестселлере « Благословение ободранной коленки» , американский клинический психолог доктор Венди Могель предполагает, что дети, изолированные от неприятных ситуаций или проблем, становятся менее способными справляться с невзгодами. Как говорит д-р Могель: «Наша работа состоит в том, чтобы подготовить наших детей к дороге, а не подготовить дорогу для наших детей».

Верите ли вы, что психология способна раскрыть человеческий потенциал? SACAP предлагает курсы консультирование и коучинг дисциплины, предназначенные именно для этого. Чтобы узнать больше, нажмите здесь .

Стресс во время экзаменов: насколько много?

Кто такой тренер по жизни? Миф против реальности

Психологический секрет превращения вашей следующей неудачи в успех

Зацикливаться на неудачах теперь не только для пессимистов и экзистенциалистов. Предприниматели, самопомощники и спортсмены используют такие лозунги, как «Ошибаться раньше, терпеть неудачи часто, терпеть неудачи вперед», «Ошибаться лучше» и «Ошибаться». Это не тот тип людей, которые известны неудачей. Это голоса оптимизма, позитивного мышления и успеха. Даже Уилл Смит, образец позитива и успеха, смирился с неудачей. Чиппер-предприниматели говорят всем, кто будет активно слушать, искать неудачи и радоваться, когда мы их находим!

Почему? Неудача не просто неизбежна, она бесценна. По словам Смита, «все уроки заключаются в неудачах». Основная идея состоит в том, что мы учимся, сталкиваясь с препятствиями, а затем выясняя, как их преодолеть. Нет неудач, нет улучшений. Представьте, что вы пытаетесь научить ребенка читать, даже не сообщая ему, когда он ошибается. Из-за своей педагогической ценности неудача — это путь к успеху. И вы хотите добиться успеха, не так ли?

Разве неудача не порождает неудачу?

Практически по определению мы стремимся к успеху. Успех означает, что мы достигли того, что намеревались сделать. Он чувствует себя прекрасно и, согласно одному исследованию, производит «теплое свечение», которое делает нас более щедрыми, более полезными и более внимательными к другим. Но даже помимо этого общепринятое мнение состоит в том, что успех порождает успех. Обоснование этой мысли заключается в том, что победа повышает наше чувство собственной эффективности, уверенности, которая, в свою очередь, придает психологический импульс, который позволяет нам продолжать побеждать.

Обратный эффект — неудача порождает неудачу — также хорошо известен. Один из самых ярких примеров этого — когда спортсмены задыхаются. Одна ошибка посылает тень неуверенности в себе, мерцающую в уме. Второй делает микротрещину в их уверенности в себе, которая, когда давление достаточно велико, может разрушить всю структуру, что приведет к полному краху. Неудача чувствует себя ужасно. Это может подорвать нашу самооценку и напомнить нам обо всех наших недостатках. Согласно общепринятому мнению, это повышает вероятность того, что мы будем продолжать терпеть неудачи.

Представляет собой головоломку. Нам нужно потерпеть неудачу, чтобы учиться и совершенствоваться, но неудачи прискорбны и могут также разрушить уверенность, которая нам нужна, чтобы продолжать. Что мы можем сделать? Согласно новой философии отказа, мы должны переосмыслить свои неудачи и научиться видеть в них важнейшие составляющие улучшения и успеха. Если мы научимся рассматривать проигрыш как путь к победе, мы сможем избежать депрессивного состояния поражения и умерить свой страх перед неудачей. Возможно, мы вовсе не проиграли! Мы только что выиграли возможность стать лучше! Мысленно преобразовывая негатив в позитив, мы можем получить кусок пирога успеха, не будучи насильно сбитым с толку скромным пирогом неудачи. Это правда? Можем ли мы пожинать плоды неудач, научившись терпеть неудачи с удовольствием?

Счастливая неудача или полезная неудача, а не то и другое вместе

Недавние исследования в области психологии показывают, что нам, возможно, придется выбирать между получением выгоды от неудачи и радостью от нее.

Хорошая новость заключается в том, что общепринятое мнение ошибочно; неудача не порождает неудачу.

В недавнем исследовании Жан-Шарль Лебо и группа психологов попросили своих участников выполнить задание, связанное с гольфом. Участники не могли видеть, где заканчивались удары, но им сообщалось, преуспели они или потерпели неудачу. Результаты подтвердили то, что мы все знаем: неудача — это паршиво. Мало того, что те, кто находился в состоянии неудачи, испытывали больше негативных эмоций, у них также было более низкое чувство собственной эффективности (уверенность в себе). Однако те, кто потерпел неудачу, справлялись с последующими задачами так же хорошо, как и те, кто наслаждался успехом, даже если они делали это менее счастливо. Неудача не обязательно заставляет нас поступать хуже или сдаваться. Мы можем учиться на своих ошибках, даже не мысленно переосмысливая их как положительные.

Плохая новость заключается в том, что переосмысление неудач как положительных может на самом деле помешать нам извлечь из них уроки. Сладкая ложка позитивного мышления портит горькое лекарство поражения. Недавнее исследование, опубликованное в журнале Journal of Behavioral Decision-Making , показало, что эмоциональная реакция на неудачу гораздо более мотивирует, чем когнитивная. Все испытуемые в эксперименте подвергались опыту неудачи. Половину из них попросили подумать, как они чувствовали себя в связи с неудачей при выполнении экспериментального задания (т. е. паршиво). Эта половина занималась самосовершенствующимся поведением: они тратили больше усилий и времени на последующие задачи и с большей вероятностью улучшались. Остальным было дано указание обдумать свои «объективные мысли» о неудачах. Они были склонны производить «самозащитные познания», что означает, что они были склонны придумывать причины, по которым они на самом деле не виноваты в неудачах. Поскольку они не брали на себя ответственность, они ничего не делали для улучшения своей работы. Лекарство бывает не только горьким. Горечь — это лекарство. Плохое отношение к неудачам побуждает людей выкапывать источники своих недостатков и прилагать усилия, чтобы это больше не повторилось. Мы больше всего выигрываем от неудач, используя мотивирующую силу негативных эмоций, а не рационализируя эти чувства.

Как лучше потерпеть неудачу

Итак, как мы можем потерпеть неудачу лучше? Первый шаг — признать поражение. Если вы хотите учиться на ошибках, вам нужно знать, что вы потерпели неудачу . Не превращайте это мысленно в счастливую возможность для обучения или составляющую успеха. Также нужно знать, что у вас не получилось. Естественным импульсом вашего мозга является ложь, чтобы защитить вас от неприятных эмоций. Вот почему люди склонны приписывать своим успехам слишком много, а свои неудачи приписывают ситуационным факторам или вещам, находящимся вне их контроля. Называется « эгоистичное предубеждение «, и это поможет вам избежать обвинений. Избегайте и этого. Если вы не возьмете на себя ответственность за свою неудачу, вы не будете достаточно заботиться о том, чтобы измениться.

Как только мы признаем поражение и обвиняем себя, мы должны полагаться на наши темные чувства. Также важно опираться на правильные темные чувства. Эмоции «низкого возбуждения», такие как стыд, скука и летаргия, могут подорвать вашу мотивацию к совершенствованию. Если вы начнете считать себя неисправимым неудачником , то вы скорее сдадитесь, чем будете упорствовать. Вместо этого вам следует стремиться к эмоциям «высокого возбуждения», таким как гнев, неповиновение и зависть. Они помогут подпитывать ваши усилия по совершенствованию.

Новый энтузиазм по поводу неудач многое объясняет. Неудача неизбежна, а неудача помогает нам расти. Но мы не должны этому радоваться. Истинный дар неудачи в том, что она причиняет боль. Чувство ваших негативных эмоций может только сделать вас сильнее.


Клифтон Марк — бывший академик, интересы которого в академических кругах больше, чем имеют смысл. Он пишет о философии, психологии, политике и развлечениях. Если это важно для вас, его докторская степень по политической теории.

Добавить комментарий