Читать онлайн «Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки», Ольга Хухлаева – Литрес
© Издательство «Генезис», 2003
Введение
Предлагаемая книга – сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок), которые направлены на то, чтобы по мочь ребенку понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу.
Воспитатели и учителя могут включать предложенные игры в уроки, что способствует повышению эмоционального тонуса детей, снимает утомление, повышает работоспособность.
Психологи могут использовать предлагаемые упражнения в групповых занятиях или на индивидуальных встречах. Эти упражнения могут послужить началом долгого совместного пути ребенка к самопознанию, укреплению своего Я.
Родители найдут в этой книге задания, которые можно выполнять с ребенком дома. Эти задания помогут родителям глубже понять своего ребенка, удивиться богатству и одновременно хрупкости его души. А некоторые игры можно использовать при организации праздника, причем не обязательно детского.
В книгу включена также программа психологической работы с детьми 5–9 лет, то есть воспитанниками старших и подготовительных групп детских садов и учениками 1–2 классов школы. Это – тренинговая программа, которая может быть использована как в коррекционных, так и в психопрофилактических целях. Программа адресована педагогам и психологам, работающим с детьми.
Какие трудности могут возникнуть при выполнении тех или иных заданий из этой книги? Есть ли тут какие-нибудь «подводные камни»? Безусловно. Прежде всего это возрастные особенности детей.
Дети 3—4 лет предпочитают подвижные игры. Они склонны к подражанию, поэтому будут стремиться повторять действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движения, трудно удерживать внимание, поэтому не стоит надолго оставлять их в статичном состоянии. Нужно также помнить, что трех-четырехлетки легко перевозбуждаются, и не допускать этого.
Дети 5—6 лет уже способны к некоторому контролю своего поведения. Как правило, после нескольких занятий они могут описывать свои эмоциональные состояния, ненадолго включаются в обсуждение интересующих их вопросов. Однако, безусловно, и они больше любят играть и двигаться, чем говорить. Каждому из них очень хочется быть лидером, поэтому они могут обижаться на ведущего, если им будет казаться, что их редко назначают водящими. В связи с этим имеет смысл выбирать водящих с помощью считалок.
Дети 7—8 лет способны выполнять словесные задания. С удовольствием рисуют и демонстрируют рисунки окружающим. Они уже достаточно глубоко анализируют свой внутренний мир, хотя такой анализ требует внешнего побуждения.
Дети 9—10 лет находятся в предподростковом возрасте. Они сами стремятся исследовать внутренний мир, зато гораздо менее открыты. Им трудно выполнять задания, требующие прикосновений к другим, особенно если это представители противоположного пола.
Обычно занятия проводятся один раз в неделю.
Продолжительность занятий определяется возрастом детей.
Самые младшие дети (3—4 лет) обычно могут работать не более 14–20 минут.
С дошкольниками 5—6 лет можно проводить получасовые занятия, со школьниками – 45-минутные.
Возраст влияет также на оптимальное количество детей в группе: от 7–8 в случае, если вы работаете с дошкольниками, до 14–15, если со школьниками. Возраст определяет и то, каким образом предпочтительнее рассадить детей.
Дошкольников удобнее посадить «парашютиком», так, чтобы все могли хорошо видеть взрослого. Взрослый в этом случае занимает место «парашютиста». Самых маленьких лучше посадить на стульчики. Если их посадить на пол, они очень быстро расползутся в разные стороны.
Старшим дошкольникам можно предложить представить себя бусинками в ожерелье, сев на предварительно разложенную «парашютиком» по полу веревочку. При этом с ними разучивается правило о том, что во время занятий нельзя трогать веревку руками.
Школьники могут сидеть кругом. Если в группе более 15 человек (а такое встречается, если занятия проводятся с целым классом), допустимо оставить детей за партами.
Есть ли какие-то специальные требования к ведущему, использующему в своей работе предлагаемые процедуры? Главное условие успешности работы – это умение и желание ведущего играть с детьми. Хорошо, если он сам получает удовольствие от игры, не считая ее второстепенным и ненужным занятием, если он умеет заразительно смеяться, потому что смех и радость всегда стоят рядом с любовью. Профессиональный ведущий никогда не боится выглядеть в глазах детей смешным или недостаточно серьезным. Если все это у ведущего есть, то занятия с детьми обязательно будут успешными и эффективными. Дети будут кричать, что психология – это их любимый урок, а ведущий – любимый взрослый.
Мне трудно найти слова для того, чтобы выразить всю глуби ну благодарности моим удивительным коллегам – Перминовой Ю. Б. и Козловой Е. М. – за помощь в подготовке этой книги, студентам Московского открытого социального университета и факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета за большую помощь в нашей работе и созданные ими светлые и теплые сказки.
Спасибо всем им. А также вам, читающим эту книжку, спасибо!
Раздел I. Психологические игры и упражнения
Часть 1. «Я». Упражнения, направленные на повышение самоуважения ребенка, развитие спонтанности
C 3 лет
1. «Здравствуй, я котик!»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Ведущий держит в руках мягкую игрушку – котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котеночек, я Сашенька».
2. «Котик ласкает»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Как и в предыдущем упражнении, ведущий держит в руках мягкую игрушку – котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т. д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласка ют друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).
3. «Раз-два-три, заяц, замри!»
Цель ♦ способствовать развитию спонтанности детей.
Дети ходят по комнате. Ведущий говорит им: «Сейчас вы буде те превращаться в тех животных, которых я назову. Когда я дам команду: «Раз-два-три, замри!» – вам нужно будет перестать двигаться и замереть. Например: «Попрыгайте как зайцы. А теперь – «Раз-два-три! Заяц, замри!» По команде ведущего дети замирают в позе зайца. Для маленьких детей позу показывает сам ведущий, старшие дети придумывают позы самостоятельно. Дальше ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей – волков, медведей, и после этого дать им команду «Раз-два-три! Медведь (волк), замри!».
4. «Превратись в пластилинчик»
Цель ♦ способствовать развитию спонтанности детей.
Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но для того, чтобы это сделать, сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.
5. «Ау!»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Один ребенок поворачивается спиной к группе – он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему «Ау!». «Потерявшийся» ребенок должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.
6. «Покажи чувства язычком»
Цели ♦ способствовать развитию спонтанности детей;
♦ развивать рефлексию эмоциональных состояний.
Ведущий просит детей высунуть язычки, а затем показать всем, как язычок радуется, злится, боится.
7. «Кто в домике живет?»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Дети «забираются» в домики – для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над своей головой в виде крыши. Ведущий «стучится в каждый домик» со словами: «Кто-кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя. Потом ведущий спрашивает каждого ребенка: «Что ты любишь больше всего?», «В чем ты самый-самый лучший?» и т. п., а ребенок отвечает на эти вопросы.
8. «Покажи чувства руками»
Цели ♦ способствовать развитию спонтанности детей;
♦ развивать рефлексию эмоциональных состояний.
Ведущий предлагает детям представить, что их руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться и т. п. Затем дети, глядя на ведущего (он задает образец движений), показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в комочки и дрожат (боятся).
9. «Посудный магазин»
Цель ♦ развивать фантазию и самоуважение детей.
Ведущий говорит детям, что он пришел в посудный магазин и хочет купить себе очень красивые вещи: ложку, вилку и ножик. Для этого он просит ребят превратиться в ложки (руки полукругом вверх), вилки (руки вверх уголком) и ножи (руки, сомкнутые вверху). Сначала все дети превращаются в один и тот же предмет, по том – в разные. Тогда ведущий может сказать, что все ложки, вилки и ножи в магазине такие замечательные, такие красивые, что лучшую и не выберешь, поэтому он ничего не будет покупать.
10. «Что подарили гости?»
Цель ♦ способствовать самовыражению детей.
Ведущий раскладывает на полу 3–4 большие игрушки. Одному ребенку завязывают глаза. Он должен догадаться, какие игрушки принесли ему в подарок гости, ощупывая их ногой. Младшие дети перед началом игры рассматривают игрушки, которые они потом будут ощупывать. Более старшие дети могут «узнавать ногами» незнакомые им ранее игрушки.
11. «Игрушечный магазин»
Цель ♦ способствовать самовыражению детей.
Ведущий выбирает несколько детей и «превращает» их в разные игрушки: машину, куклу, мячик, коляску и т. п. (при этом он шепчет на ушко каждому ребенку, в какую игрушку тот «превращается»). Ребята изображают их, а остальные угадывают, во что они «превратились». В продвинутой группе можно предложить од ному из детей ни во что «не превращаться», а, посмотрев на «игрушки», выполнить с ними какие-либо действия, например, погладить куклу, покатать машину и т. п.
12. «Пальцы-мышки»
Цель ♦ способствовать самовыражению детей.
Дети превращают свои пальчики в мышат и тихонько бегают ими по столу, потом по своей коленке, потом – по коленке со седа.
13. «Повторяй за мной»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Детям предлагается, повторяя за ведущим, показать и погладить свои ножки, ручки, щечки, пальчики.
14. «Мы – солдаты»
Цель ♦ способствовать самовыражению детей.
Ведущий просит ребят представить себе, что они превратились в солдат, защищающих свою страну, и им нужно четко выполнять команды своего командира. Когда звучит команда «По коням!» – они должны громко топать, по команде «В разведку!» – шептать: «тсс», по команде «В атаку!» – кричать «ура!», по команде «За пулеметы!» – хлопать в ладоши.
С 4 лет
15. «Кто перед тобой – рассмотри в дырочку»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
В большом листе бумаги выщипывается дырочка диаметром 1 см. Дети по очереди подходят к дырочке, рассматривают через нее остальных и называют имена тех детей, которых они увидели.
16. «Имя шепчет ветерок»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Ведущий просит детей представить, что с ними хочет подружиться… ветерок. Он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка так, как это сделал бы ветерок, то есть тихонечко: «Ван-я-я, шур-шур-шур». Потом дети придумывают, как их мог бы позвать дождик или камешки на дороге.
17. «Капелька, льдинка, снежинка»
Цель ♦ способствовать самовыражению детей.
С помощью ведущего дети изображают капельку (руки вверху полукругом, свободные), льдинку (руки сомкнуты вверху, напряжены), снежинку (руки в стороны, свободные, очень мягкие).
18. «Потерялась девочка»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)…» – и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в детский садик к вам пришла (пришел)».
19. «Ролевая гимнастика»
Цели
♦ расширить ролевой репертуар и ролевую гибкость детей;
♦ способствовать развитию спонтанности детей;
♦ облегчить проявление чувства гнева.
Вариант 1. Дети учатся принимать роли различных страшных героев сказок и фильмов (волка, Годзиллы, Дракона). Поскольку детям бывает сложно сделать это самостоятельно, то сначала можно показать им картинки с изображением какого-нибудь страшного героя и попросить детей показать его (показывать можно движениями, голосом, телом и пр. ). После некоторой тренировки дети сами загадывают какой-нибудь персонаж и изображают его. Остальные стараются угадать, кого изображают. При этом взрослый всячески побуждает детей проявлять агрессию от имени персонажей, то есть произносить страшным голосом реп лики типа «Сейчас я вас съем!» и т. п.
Вариант 2. Дети по очереди изображают различных животных, причем так, чтобы эти животные сочетали в себе противоречивые качества – например, были большими и трусливыми (трусливый орел, трусливый лев) или маленькими и смелыми (на пример, смелая мышка, смелый воробей).
20. «Пряничная куколка»
Цель ♦ содействовать развитию у детей положительного образа Я.
В этой игре взрослый «лепит» из ребенка пряничную куклу. Для этого ребенок ложится на матрасик (или на стол учителя) и превращается в тесто. Сначала взрослый «замешивает тесто» – поглаживает тело ребенка, затем он добавляет в тесто различные качества и характеристики (по желанию ребенка), такие как красота, ум, хорошие друзья и т. п. После этого он приступает к лепке «куколки»: вылепливает ручки, ножки, тело, голову. Делает это он легкими поглаживающими движениями, приговаривая что-нибудь вроде: «Какие ручки замечательные получились, а головка еще лучше!» Когда «куколка» готова, взрослый вдувает в нее жизнь со словами «Куколка, живи!». Затем взрослый предлагает ребенку подойти к зеркалу и посмотреть, какая чудесная куколка получилась.
Это упражнение можно проводить и в группе. В таком случае не только взрослый, но и все дети принимают участие в «лепке».
Сказки, которые учат понимать эмоции
Для дошкольника научиться распознавать и проявлять свои чувства — ничуть не менее важный навык, чем, например, освоить чтение. И даётся это умение иногда намного сложнее. Например, некоторые эмоции дети относят к разряду «плохих» и делают вид, что их нет: прячут страхи, обиды, злость… Психологи Ольга и Олег Хухлаевы предлагают сделать мир эмоций ближе и понятнее с помощью сказок. Публикуем отрывок из их книги «Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей». Эти сказки вы можете почитать вместе и обсудить.
«Замороженная страна»
Сказка помогает детям понять значимость эмоциональной жизни для человека.
Она особенно нужна тем, кто не привык обращать внимание на свои эмоции.
Нина и Коля очень любили мороженое. Они могли есть пломбир, и рожки, и всякие другие сорта, главное, чтобы мороженого было побольше.
Мама понимала, что мороженое иногда идет у них вместо супа или второго, поэтому иногда пугала их:
— Вот попадете в замороженную страну.
— Нет такой страны, — отвечали ребята. — Англия есть, Франция есть. А замороженной — нету. Мы в волшебство и сказки не верим.
Услышала эти слова злая волшебница:
— Как же это в меня не верят? Надо их наказать.
Заколдовала она пломбир в стаканчике, который дети только что в магазине купили, откусили они по кусочку и попали в замороженную страну.
Нет, не из мороженого там жили люди и не из снега. Просто чувства их были заморожены. Они никогда не радовались, не злились, не грустили и не обижались.
Нина с Колей сначала этого не поняли. Подошли они к детской площадке, а там никто не играет. Пустая она. Зачем играть, если это радости не приносит?
А рядом с площадкой мальчик в кепке кошку мучает. К хвосту консервную банку привязывает. Кошка визжит. Но никто к ней на помощь не приходит. Никто не пожалеет. Ведь никто жалости не чувствует.
Идут дальше дети. Видят, девочка сидит на лавочке. Листы из книжки вырывает, на землю бросает.
— Зачем ты это делаешь? — спросил Коля.
— А мне книги читать не интересно, — ответила она. — Мне ничего не интересно.
Вопросы для обсуждения:
1. Пугала ли мама Нину и Колю замороженной страной, или она знала, что эта страна существует?
2. Могли бы Нина и Коля остановить мальчика, который мучил кошку? Как?3. Как незамороженные чувства Нины и Коли помогли им вернуться домой?
4. А ты умеешь прислушиваться к своим чувствам?
«Маша и медведь»
Сказка помогает детям понять, что необходимо проявлять свои чувства, а не скрывать их от окружающих.
Особенно нужна детям, которые стараются не показывать окружающим трудные чувства (страх, злость, обиды), поскольку стремятся быть хорошим и никого не огорчать.
Маша была очень хорошей девочкой, умной и воспитанной, послушной и прилежной. Занималась музыкой и танцами, любила вышивать.
Одна беда была у Маши.
А самое скверное — для Маши было неважно. Кто её ругал и за что. Девочка всё равно деревенела. А поскольку она — палочка — не помнила, за что её ругали, то избежать в будущем этих ситуаций ей не удавалось.
Маша всегда старалась поступать правильно. Но всякое случается. Ошибку допустит, её поругают, она тут же в палочку превратится.
Шёл как-то мимо школы медведь. Решил он себе хворосту для печки собрать и обед приготовить. Смотрит — такая палочка красивая стоит. Запихнул он Машу вместе с другими палочками за спину и понёс домой.
Стал Миша дома палки перед печкой раскладывать и удивился. Одна из палочек оказалась девочкой.
— Ты кто? — спросил медведь ласково.
— Я— Маша, — ответила девочка. Медведь не ругал её, поэтому она тут же разговаривать научилась.
— Вот чудно, — сказал медведь. — Ты из мультика?
— Нет, я из школы, — ответила Маша. И рассказала о своей беде, как она в палочку превращается.
— Нет, Это не дело, — ответил медведь.— я тебе дам свой ноготь. Повесь его на шею. И когда кто-то ругать тебя начнёт, превращайся в медведь. Ррр… — вот так будешь делать.
А там уже её учителя и воспитатели ждут.
— Куда ты подевалась? — стали кричать они на неё.
Маша ноготь медведя потрогала и зарычала сначала несмело, а потом громко:
— Ррр…
Отошли от неё учителя и воспитатели Не понравилось им, что на них рычат, а не мочла слушаются.
А вот Маше рычать понравилось. Она даже на маму тихонько рыкнула, когда та её за беспорядок в шкафу ругать стала.
Рыкнула и испугалась. Что теперь будет?
Но мама только улыбнулась:
— Здорово, — сказала Маша. — Так ещё лучше. Когда меня начнут ругать, я буду становиться медведем, который умеет разговаривать.
— Главное, не забывай становиться медведем, — добавила мама. — Если забыла слова, можешь и порычать. Всё лучше, чем становиться палочкой.
Вопросы для обсуждения:
1. Всегда ли справедливо взрослые ругали Машу?
2. Почему она не могла им ответить?3. Почему мама разрешила Маше иногда порычать?
4. У тебя есть знакомые, которые очень пугаются, когда их ругаются?
Интересно почитать. О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев: «Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей»
Родители ждут от детей успехов — в творчестве, учёбе, спорте. И прикладывают усилия, чтобы развивать интеллект, физические возможности. А вот внутренним переживаниям ребёнка уделяют куда меньше внимания. Но умение справляться с нахлынувшими чувствами, способность наладить отношения с другими людьми — это очень важные навыки: без них жить счастливо вряд ли получится. В необычной книжке три раздела… со сказками: короткие истории помогут научиться проявлять свои чувства, развить навыки общения, усвоить ценности, принятые в семье, — и всё это без назидательных разговоров и скучных «лекций» от мамы и папы.
Читайте также:
«Все у нас хорошо!» Показывать ли детям свои эмоции?
Почему иногда истерика — это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
7 вопросов о буллинге, ответы на которые важно знать родителям
Фото: FXQuadro/Shutterstock.com
развитиекниги
Как сказки влияют на развитие ребенка? Преимущества и недостатки
Сказки могут развивать воображение ребенка и знакомить его с реальной жизнью. Эксперты согласны с тем, что их общий эффект положительный, но не всегда.
Сказки — вымышленные истории, часто отражающие реальность, — дают детям пространство для развития их воображения и учат их тому, как относиться к людям в реальной жизни.
Эти сказки затрагивают общие темы, такие как верность, справедливость, жадность, правильное и неправильное и победа добра над злом.
Хотя сказки содержат нереалистичные темы и, как правило, увековечивают стереотипы, эксперты сходятся во мнении, что в целом они оказывают положительное влияние на развитие ребенка.
Например, узнав о двух персонажах, которые не в ладах друг с другом, можно начать дискуссию о конфликтах, которые дети могут испытать в своей жизни с братьями и сестрами, родителями или одноклассниками.
Подумайте о напряжении Золушки со своими сводными сестрами или о том, как два очень разных персонажа начинают ценить и любить друг друга в «Красавице и чудовище».
Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были более умными, читайте им больше сказок».
Итак, как сказки приносят пользу или способствуют развитию ребенка? И какую роль они играют в общем самочувствии ребенка?
Увидев свое отражение в сказке, дети могут чувствовать себя более комфортно в себе. Они могут даже быть вдохновлены исследовать свои собственные эмоции.
На первый взгляд «Три поросенка» кажутся уроком выбора правильного материала для строительства дома, но дети могут прочесть в сказке более глубокий смысл. Например, в исследовании сообщается, как эта сказка помогла больным детям ослабить тревогу и страхи, связанные с болезнью, назвав ее «большим злым волком».
Исследователи отметили, что сказки позволяют детям «безопасно соприкоснуться с опасностью и страхом смерти».
Другое исследование, в том числе небольшое исследование 2014 года, показало, что использование повествовательных стратегий и рассказывания историй, таких как сказки и традиционные народные сказки, может улучшить общее самочувствие человека. Исследование показало, что сказки положительно влияют на личностный рост и принятие людьми себя.
Небольшое исследование, проведенное в 2018 году, показало, что сказки положительно влияют на формирование у ребенка чувства сотрудничества.
А исследование 2016 года, в котором в течение 2 лет наблюдали за 353 детьми школьного возраста, показало, что нарративная терапия эффективно улучшает социальные и эмоциональные навыки у детей в возрасте от 8 до 10 лет.
Сказки также могут научить детей самосознанию и эмоциональной регуляции. , согласно исследованию.
Сказки рассказывались на протяжении веков снова и снова немного по-разному в культурах по всему миру.
Возможно, самые известные сказки рассказывают о принцессе или принце, которые сталкиваются с препятствиями, которые им необходимо преодолеть, чтобы обрести счастье или сделать мир лучше.
Но разве представление о принцессе или принце — с их блестящей одеждой и причудливой прической — здорово и подходит для детей? И не слишком ли много внимания уделяется внешности и излишнему давлению на молодых девушек?
Сара М. Койн, доктор философии, профессор Школы семейной жизни в Университете Брингема Янга в Прово, штат Юта, впервые занялась темой культуры принцесс, потому что ее беспокоило увлечение ее 4-летней дочери одеваться как принцесса. принцесса из сказок.
Исследование, проведенное Койном в 2016 году на эту тему, показало, что среди девочек дошкольного возраста культура принцесс Диснея усиливает гендерные стереотипы.
«Наше предыдущее исследование показало, что в краткосрочной перспективе культура принцесс имела негативный эффект. Но со временем это меняется», — сказал Койн в пресс-релизе, объявляющем результаты второго исследования в 2021 году. «Сейчас мы наблюдаем долгосрочное положительное влияние культуры принцесс на то, как мы думаем о гендере».
В исследовании 2021 года Койн опросил более 300 детей и их родителей, когда они были дошкольниками, и еще раз 5 лет спустя.
Ее исследование показывает, что более активное участие в культуре принцесс в более молодом возрасте привело к более прогрессивному отношению к женщинам в раннем подростковом возрасте. Это также способствовало убеждению, что образование, отношения и карьера одинаково важны для женщин и мужчин.
«Принцессы, такие как Моана, полны глубины, страсти и доброты», — отмечает Койн в выпуске. «История не о том, как она выглядит, а о том, как следовать своей мечте и найти себя. Родители могут взять эти межличностные качества и помочь своим детям расти».
Исследование, проведенное в Греции в 2011 году, в котором приняли участие более 400 человек, показало, что сказки являются неотъемлемой частью развития ребенка, поскольку они способствуют формированию личности, укреплению семейных связей и самопознанию.
Чтение сказок может способствовать развитию ребенка разными способами. Знакомство со сказками в детстве может:
- развлекать детей, обучая основам рассказывания истории
- способствовать развитию ребенка, позволяя детям воплощать свое воображение и творчество в сказке
- помочь развеять страх перед неизвестным
- помочь детям справиться с трудностями взросления и укрепить веру в лучшее завтра
- помочь детям узнать о конфликтах и возможных способах решения проблемы
- изучить универсальные темы, такие как любовь и ненависть, и страх, и отвага, и жадность, и великодушие в безопасности интересной истории
- дают возможность оценить эмоции, которые ребенок может испытывать в реальной жизни
Для родителей, которые предпочитают держаться подальше от сказок, есть множество альтернативный выбор книг.
Книжки с картинками без слов отлично подходят для того, чтобы познакомить малышей с чтением. Или вы можете выбрать художественную книгу о птицах, самолетах, цветах или о чем-то конкретном, что интересует вашего ребенка.
Чтобы пробудить творческий потенциал вашего ребенка, вы можете сделать самодельные книги с фотографиями и подписями, рассказывающими историю вашего ребенка.
Вы также можете подписать рисунки, принесенные домой из школы, и соединить их, чтобы получилась книга, которую вы и ваш ребенок сможете читать вместе.
Другие способы развития творческих способностей вашего ребенка включают:
- игра
- творчество
- прослушивание и воспроизведение музыки, пение
- прогулки на свежем воздухе
- разговоры об эмоциях и способах их выражения
Вы также можете попробовать эти предложения на сайте kidshealth.org.
Сказки – важная часть детства. Эти вымышленные истории, которые часто отражают реальность, дают детям возможность развивать свое воображение и учат их ситуациям и чувствам, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни.
Да, сказки часто содержат нереалистичные темы, которые увековечивают гендерные стереотипы. Но эксперты сходятся во мнении, что их общее влияние на детей положительное, от укрепления их творчества до помощи им справляться с трудными ситуациями.
Существуют альтернативы сказкам, однако, если вы беспокоитесь, эти сказки могут напугать детей или передать неверный посыл. К ним относятся книги на тему природы, самодельные книги и такие мероприятия, как прослушивание и воспроизведение музыки и прогулки на свежем воздухе.
Как сказки влияют на развитие ребенка? Преимущества и недостатки
Сказки могут развивать воображение ребенка и знакомить его с реальной жизнью. Эксперты согласны с тем, что их общий эффект положительный, но не всегда.
Сказки — вымышленные истории, часто отражающие реальность, — дают детям пространство для развития их воображения и учат их тому, как относиться к людям в реальной жизни.
Эти сказки затрагивают общие темы, такие как верность, справедливость, жадность, правильное и неправильное и победа добра над злом.
Хотя сказки содержат нереалистичные темы и, как правило, увековечивают стереотипы, эксперты сходятся во мнении, что в целом они оказывают положительное влияние на развитие ребенка.
Например, узнав о двух персонажах, которые не в ладах друг с другом, можно начать дискуссию о конфликтах, которые дети могут испытать в своей жизни с братьями и сестрами, родителями или одноклассниками.
Подумайте о напряжении Золушки со своими сводными сестрами или о том, как два очень разных персонажа начинают ценить и любить друг друга в «Красавице и чудовище».
Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были более умными, читайте им больше сказок».
Итак, как сказки приносят пользу или способствуют развитию ребенка? И какую роль они играют в общем самочувствии ребенка?
Увидев свое отражение в сказке, дети могут чувствовать себя более комфортно в себе. Они могут даже быть вдохновлены исследовать свои собственные эмоции.
На первый взгляд «Три поросенка» кажутся уроком выбора правильного материала для строительства дома, но дети могут прочесть в сказке более глубокий смысл. Например, в исследовании сообщается, как эта сказка помогла больным детям ослабить тревогу и страхи, связанные с болезнью, назвав ее «большим злым волком».
Исследователи отметили, что сказки позволяют детям «безопасно соприкоснуться с опасностью и страхом смерти».
Другое исследование, в том числе небольшое исследование 2014 года, показало, что использование повествовательных стратегий и рассказывания историй, таких как сказки и традиционные народные сказки, может улучшить общее самочувствие человека. Исследование показало, что сказки положительно влияют на личностный рост и принятие людьми себя.
Небольшое исследование, проведенное в 2018 году, показало, что сказки положительно влияют на формирование у ребенка чувства сотрудничества.
А исследование 2016 года, в котором в течение 2 лет наблюдали за 353 детьми школьного возраста, показало, что нарративная терапия эффективно улучшает социальные и эмоциональные навыки у детей в возрасте от 8 до 10 лет.
Сказки также могут научить детей самосознанию и эмоциональной регуляции. , согласно исследованию.
Сказки рассказывались на протяжении веков снова и снова немного по-разному в культурах по всему миру.
Возможно, самые известные сказки рассказывают о принцессе или принце, которые сталкиваются с препятствиями, которые им необходимо преодолеть, чтобы обрести счастье или сделать мир лучше.
Но разве представление о принцессе или принце — с их блестящей одеждой и причудливой прической — здорово и подходит для детей? И не слишком ли много внимания уделяется внешности и излишнему давлению на молодых девушек?
Сара М. Койн, доктор философии, профессор Школы семейной жизни в Университете Брингема Янга в Прово, штат Юта, впервые занялась темой культуры принцесс, потому что ее беспокоило увлечение ее 4-летней дочери одеваться как принцесса. принцесса из сказок.
Исследование, проведенное Койном в 2016 году на эту тему, показало, что среди девочек дошкольного возраста культура принцесс Диснея усиливает гендерные стереотипы.
«Наше предыдущее исследование показало, что в краткосрочной перспективе культура принцесс имела негативный эффект. Но со временем это меняется», — сказал Койн в пресс-релизе, объявляющем результаты второго исследования в 2021 году. «Сейчас мы наблюдаем долгосрочное положительное влияние культуры принцесс на то, как мы думаем о гендере».
В исследовании 2021 года Койн опросил более 300 детей и их родителей, когда они были дошкольниками, и еще раз 5 лет спустя.
Ее исследование показывает, что более активное участие в культуре принцесс в более молодом возрасте привело к более прогрессивному отношению к женщинам в раннем подростковом возрасте. Это также способствовало убеждению, что образование, отношения и карьера одинаково важны для женщин и мужчин.
«Принцессы, такие как Моана, полны глубины, страсти и доброты», — отмечает Койн в выпуске. «История не о том, как она выглядит, а о том, как следовать своей мечте и найти себя. Родители могут взять эти межличностные качества и помочь своим детям расти».
Исследование, проведенное в Греции в 2011 году, в котором приняли участие более 400 человек, показало, что сказки являются неотъемлемой частью развития ребенка, поскольку они способствуют формированию личности, укреплению семейных связей и самопознанию.
Чтение сказок может способствовать развитию ребенка разными способами. Знакомство со сказками в детстве может:
- развлекать детей, обучая основам рассказывания истории
- способствовать развитию ребенка, позволяя детям воплощать свое воображение и творчество в сказке
- помочь развеять страх перед неизвестным
- помочь детям справиться с трудностями взросления и укрепить веру в лучшее завтра
- помочь детям узнать о конфликтах и возможных способах решения проблемы
- изучить универсальные темы, такие как любовь и ненависть, и страх, и отвага, и жадность, и великодушие в безопасности интересной истории
- дают возможность оценить эмоции, которые ребенок может испытывать в реальной жизни
Для родителей, которые предпочитают держаться подальше от сказок, есть множество альтернативный выбор книг.
Книжки с картинками без слов отлично подходят для того, чтобы познакомить малышей с чтением. Или вы можете выбрать художественную книгу о птицах, самолетах, цветах или о чем-то конкретном, что интересует вашего ребенка.
Чтобы пробудить творческий потенциал вашего ребенка, вы можете сделать самодельные книги с фотографиями и подписями, рассказывающими историю вашего ребенка.
Вы также можете подписать рисунки, принесенные домой из школы, и соединить их, чтобы получилась книга, которую вы и ваш ребенок сможете читать вместе.
Другие способы развития творческих способностей вашего ребенка включают:
- игра
- творчество
- прослушивание и воспроизведение музыки, пение
- прогулки на свежем воздухе
- разговоры об эмоциях и способах их выражения
Вы также можете попробовать эти предложения на сайте kidshealth.org.
Сказки – важная часть детства. Эти вымышленные истории, которые часто отражают реальность, дают детям возможность развивать свое воображение и учат их ситуациям и чувствам, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни.