Психологические тренинги для детей 5 6 лет – 3-4-5-6

Содержание

Интересные психологические тренинги для детей и подростков

У каждого ребенка свой характер. Одни дети раскованные и общительные, другие замкнутые и скрытные. Но и тем и другим иногда требуется психологическая помощь, чтобы успешно общаться со сверстниками и взрослыми, иметь возможность самореализоваться, поверить в свои силы, повысить самооценку и т.д. В этом педагогам могут помочь психологические тренинги для детей и подростков.

Самые интересные и эффективные психологические упражнения и игры для детей разного возраста мы собрали в этой статье.

 


 

Содержание

 

Зачем нужен психологический тренинг детям и подросткам?

Тренинговые упражнения для дошколят

Психологические тренинги для школьников младших классов

Игры для тренингов в подростковом возрасте

Детские психологические тренинги: некоторые правила

 


 

 

Зачем нужен психологический тренинг детям и подросткам?

 

Тренинг – один из популярнейших и эффективных методов достижения результата, использующийся в практической психологии. Он основан на применении ряда психокоррекционных и психотерапевтических приемов.

 

Тренинги для детей и подростков помогают развить навыки:

 

  • межличностного и межгруппового взаимодействия;
  • общения;
  • саморегуляции.

 

Кроме того, специальные психологические тренинги для школьников часто проводят с целью профессиональной самоориентации.

 

Педагоги-психологи применяют различные виды тренингов, направленных на то, чтобы выработать у детей определенные качества, умения, навыки, способы мышления, модели поведения, психологические установки, корректирующие их психоэмоциональное состояние.

 

 

Психологические тренинги для подростков, и в особенности для детей дошкольного и младшего школьного возраста – это, прежде всего, увлекательные игры и упражнения, в ходе которых осуществляется практическое обучение.

Занятия могут проходить как в группе, так и индивидуально. Форма обучения изменяется в зависимости состава и поведения участников тренинга, а также их мотивации. Такой подход позволяет раскрыться каждому ребенку, раскрепощает и учит коллективному взаимодействию.

Максимальную эффективность игровые тренинги приносят лишь в том случае, если ребенок сам заинтересован в изменениях своего поведения, мировоззрения и личностном росте.

 

Тренинги по психологии для детей не обязательно должны проводиться квалифицированными психологами, воспитатель или учитель также может успешно справиться с этой задачей.

 

 

 

Тренинговые упражнения для дошколят

 

Чтобы внимание детишек не рассеивалось, игры для тренингов дошкольников должны быть недолгими. Лучше за одно занятие провести 3-4 разные игры. Каждая из них должна быть направлена на достижение определенной цели.

 

 

Тренинг-игра  «Дракоша, кусающий свой хвостик»

 

Эта игра помогает детям избавиться от имеющихся страхов, снять напряженность и невротические состояния.

На время проведения игры желательно включить веселую музыку. Дети, выстроившись цепочкой друг за другом и держась за плечи впереди стоящего товарища, изображают туловище дракона. Стоящий первым малыш, который являет собой голову чудовища, старается поймать «хвостик» – последнего в цепочке ребенка, задача которого – ловко увернуться.

 

 

Тренинг-игра «Я твой друг»

Очень хорошее упражнение для тренинга детей дошкольного возраста – оно помогает развитию чувства эмпатии – умения сопереживать, дружить, помогать, а также учит групповой работе.

В ходе игры дети знакомятся с неким героем (например, это может быть игрушечный попугай), попавшим в беду и нуждающемся в помощи. Предложив малышам встать в круг, воспитатель может рассказать, как к ним в группу залетел попугай: «Наверно, он нечаянно выбрался из клетки, не знает, как вернуться к хозяевам, ему страшно и одиноко». Детям предлагается попугай-игрушка, с которым они должны подружиться, погладить его, ласково поговорить, дать ему понять: его никто не обидит, ему помогут, он среди друзей.

 

 

 

Тренинг-игра «Какая ты, Клякса?»

 

Очень часто детские тренинги содержат элементы художественного творчества. Например, с помощью постановки клякс на бумаге можно не только развивать воображение детей, но и снимать агрессию и страхи.

Для этого упражнения нужна-то всего лишь бумага да гуашевые краски. Малыш выбирает себе краску, какую он хочет. (Кстати, психологи нередко по такому выбору могут сделать заключение о психоэмоциональном состоянии ребенка: выбор мрачных красок говорит о его подавленности).

А потом, набрав ее на кисточку, надо брызнуть на подготовленную бумагу. Если лист сложить пополам, так чтобы пятно краски отпечаталось на другой половине бумаги, получится некое изображение. Можно предложить детям пофантазировать: что или кого они видят в полученной «композиции», страшное оно или смешное, злое или доброе?

 

 

Психологическое упражнение на самоконтроль
 

Очень важны психологические тренинги для детей, которые учат их сдерживать негативные эмоции. Дошкольникам необходимо почаще напоминать о том, что когда они злятся, а тем более хотят ударить кого-то, необходимо сделать паузу, несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, а потом встать прямо, закрыть глазки, посчитать до десяти и, улыбнувшись, открыть глаза. Злоба и раздражение боятся спокойствия и улыбки.

Важно подчеркивать, что когда дети научатся управлять своими эмоциями, их можно будет считать по-настоящему взрослыми.

 

 

 

 

Психологические тренинги для школьников младших классов

 

Психологические упражнения для тренингов детей младшего школьного возраста должны прорабатывать их основные внутренние проблемы и учить в будущем справляться с ними самостоятельно.

 

В психологический тренинг для детей 7-9 лет следует включать:

 

 

Они помогут смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения.

 

 

«Барометр настроения»

 

Для начала ведущий игры должен показать детям настоящий барометр и рассказать, что это такое и для чего его используют. После этого ребята должны с помощью рук «измерить» свое настроение. Например, плотно сжатые ладони обозначат плохое настроение, а широко разведенные руки – хорошее.

 

 

«Что я люблю делать»

 

Эта игра позволяет детям узнать друг о друге что-нибудь новое. Один из участников должен при помощи жестов и движений «рассказать» детям о любом занятии, которое ему нравится: чтение, рисование, танцы. Остальные внимательно смотрят и стараются угадать, какое занятие имеется в виду. После того, как показывающий участник заканчивает свой «рассказ», все начинают угадывать. Нужно обязательно сказать в конце, догадался ли кто-нибудь из ребят. Далее идет выступать следующий игрок.

 

 

«Мне нравится…»

Ребята встают в круг. Начинающий игру должен повернуться к сидящему слева и начать говорить с фразы: «Коля (Миша, Соня и так далее), мне нравится…» Дальше идет любой комплимент участнику: «…твои глаза / как ты рисуешь / как ты танцуешь». И так по кругу, пока не дойдет до начинавшего.

 

 

«Река»

 

Нужно поставить детей в одну колонну. С этого момента они становятся большой рекой, которая может разливаться на два так называемых рукава – две небольшие речки. Чтобы показать, как эта река разливается, ведущий ставит в начале речки двух ребят – лидеров – и разводит их в разные стороны. Ребята за ними должны встать за одним из лидеров, затем за другим – по очереди. Важно учесть желание каждого лидера. Так дети учатся образовывать подгруппы.

 

 

«Царевна Несмеяна»

 

На стул, поставленный перед детьми, садится один из них. Теперь он становится «царевной Несмеяной», которой необходимо поднять настроение и заставить ее улыбнуться. Для этого ребята по очереди говорят «царевне» о ее достоинствах – о красоте глаз, умении хорошо петь и так далее.

 

 

«Поддержка»

 

Дети встают в так называемый волшебный круг. Один из них оказывается в его центре. Нужно держать спину прямой, ноги свести вместе. Окружающие его ребята поднимают руки примерно на уровень груди. Расстояние между ними и стоящим в центре не должно быть большим, ведь он начинает падать в любую сторону, а ребята должны его ловить. Эта игра основывается на доверии – умении его проявлять (падение) и оправдывать (дети должны успеть поймать и аккуратно поставить на место).

 

 

«Доброе тепло»

 

Дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Это игровое упражнение заключается в том, чтобы передавать друг другу душевное «тепло». Делается это с помощью несильного рукопожатия. Первый игрок передает игроку справа, тот – другому, и так, пока цепочка не завершится на том, кто начал. Сначала игра ведется с открытыми глазами, а потом, с началом второго круга, ребята закрывают глаза.

 

 

 

 

Игры для тренингов в подростковом возрасте

 

Психологические тренинги для подростков главной своей целью должны ставить обучение подрастающего поколения успешному функционированию в постоянно меняющемся современном мире.

Стоит отметить, что к этому критическому возрасту все дети подходят совершенно не подготовленными. Их одолевает масса сомнений как в себе, так и в своих способностях. Часто они совершенно не знают как вести себя в той или иной ситуации, постоянно провоцируя конфликты.

Принимая во внимание особенности подросткового возраста, всевозможные центры сегодня практически повсеместно реализуют специальные тренинговые программы для подростков.

 

Наиболее популярны:

 

  • тренинг общения для подростков;
  • тренинг личностного роста для подростков.

 

Тренинги общения для подростков столь актуальны потому, что в этом возрасте ведущей деятельностью становится именно общение со сверстниками. И от того, с кем и как будет общаться ребенок, зависит его дальнейшее развитие, становление его личности. Поэтому очень важно научить ребят выстраивать дружеские отношения. Научить самоутверждаться в коллективе сверстников и привлекать внимание противоположного пола, не нарушая норм социального поведения и не пренебрегая этическими и моральными ценностями.

 

 

Тренинги для подростков личностного роста преследуют следующие цели:

 

  • повысить уверенность в себе;
  • снять страх перед публичными выступлениями;
  • развить целеустремленность;
  • совершенствовать коммуникативные навыки;
  • повысить школьную успеваемость;
  • сформировать лидерские качества.

 

Провести качественный психологический тренинг для подростков может простой школьный учитель в обычном школьном классе. Главное научиться подбирать игры и упражнения для тренингов, соответствующие поставленным целям и задачам.

 

 

Психологические игры для подростков

 

 

«Дорога моей жизни»

 

Для начала участникам выдается бумага, на которой они должны нарисовать «маршрут своей жизни», начинающийся со дня рождения, а заканчивающийся днем проведения этой игры. В промежутке подросткам нужно отметить главные события своей жизни. На такой «карте» можно рисовать события знаками или просто подписывать.

Работа над изготовлением карты жизненного пути должна длиться около 15 минут.

Далее следует предложить детям разбиться на пары и рассказать друг другу о событиях, указанных на изображенном маршруте.

Всего игра длится около 25 минут.

 

 

«Счастливая шкала»

 

Мини-игра длится всего 5 минут. Участникам предлагается указать, на сколько баллов из 100 они оценивают свою жизнь, где 100 баллов – это очень счастливая, а 1 – совсем не счастливая.

Оценка должна оглашаться вслух, а затем обосновываться. Членам группы можно задавать друг другу вопросы. Беседа проходит по очереди.

Игру можно сделать еще интереснее, если одни игроки будут называть только положительные события, а другие только отрицательные. Например, первый участник расскажет о счастливых случаях, второй – о грустных, третий – о счастливых и т. д.

  

 

 

«Дочки-Матери»

 

Перед проведением этой игры ведущий должен разъяснить игрокам роль телесного контакта и прикосновений для межличностных отношений. 

После этого участники делятся на пары, в которых один становится ребенком, а второй – мамой (папой). «Родитель» должен показать разнообразные чувства по отношению к «ребенку» прикосновениями к разным частям тела. Действия должны подкрепляться словами. Это все длится 3 минуты, затем – участники меняются ролями и продолжают играть еще 3 минуты.

В конце игроки должны поделиться, кем им больше понравилось быть и почему. На обсуждение можно отвести около 4 минут.

 

 

«Мы похожи?»

 

Эта игра – тренинг для подростков имеет два варианта и длится 25 минут.

В первом варианте игроки хаотично перемещаются по помещению и каждому встречному говорят, чем он похож и отличен от него самого.

Во втором варианте игроки разбиваются по парам и первые 4 минуты разговаривают о сходствах, а следующие 4 – о различиях.

В конце обоих вариантов игры идет общее обсуждение темы, в котором каждый из участников должен прийти к мнению, что все люди похожи друг на друга, но при этом очень разные.

 

 

«Жизненные радости»

Игра нацелена на акцентирование внимания на радостных моментах жизни, она побуждает игроков к рассуждению о том, что приносит им положительные эмоции или принесет в будущем. Вместе с этим игра учит подростков работать в команде и общаться.

Для начала общая группа делиться на маленькие подгруппы по 3 человека.  Каждой подгруппе выдается картинка, которая затрагивает одну из сфер жизни. Участники должны придумать историю по этой картинке, затем перейти к следующей и продолжить эту историю. Написание рассказа заканчивается, когда подгруппа опишет все имеющиеся картинки. На описание каждой карточки у игроков есть 5 минут.

В конце все истории зачитываются и обсуждаются. В общем, на игру дается час-полтора.

 

 

 

«А что, если бы…?»

 

Цель этого упражнения для тренинга – обучение подростков причинно-следственным связям и побуждение к обсуждению собственных эмоций и чувств. Также игроки, анализируя возможное поведение в той или иной ситуации, научаться реагировать и вести себя правильно.

В первом варианте этой игры на столе или на полу раскидываются листки с началом истории или ситуацией, каждый участник должен подготовить продолжение этой истории. Затем все истории обсуждаются.

Во втором варианте вместо одного человека участвует группа, которая должна инсценировать продолжение истории с листка.

В третьем варианте каждому участнику раздается листок с неоконченным предложением, которое нужно продолжить.

 

Варианты начал предложений:

 

Если я влюбился (лась), то…

Если я кого-то ненавижу, то…

Если я очень рад (а), то…

Если я очень грустен (а), то…

Если я не хочу ничего делать, то…

Если я хочу что-то сделать, то…

Если я смертельно болен (а), то…

Если умер кто-то очень близкий, то…

Если от меня ушла девушка (парень), то…

Если я хочу порвать отношения, то…

Если я ревную, то…

Если я злюсь, то…

Если мне нужно бросить учебу, то…

Если я (моя девушка) забеременею, то…

Если меня кто-то третирует, то…

Если мне придет в голову желание покончить с собой, то…

Если мои родители решили расстаться, то…

Если я очень счастлив (а), то…

Если я выиграл (а), то…

Если я проиграл (а), то…

Если я получил (а) огромное наследство от малознакомого родственника, то…

Если я буду сильно пьян (а), то…

Если я боюсь, то…

Если мне нужна поддержка, то…

Если в меня влюбился тот, кто совсем мне неприятен, то…

Если на меня нападут в подворотне, то…

Если я узнаю, что я приемный ребенок, то…

 

Подобные психологические упражнения для подростков полезны тем, что помогают предотвратить или выявить имеющиеся проблемы и удержать детей от необдуманных поступков.

 

 

 

«Царство»

 

В самом начале игры выбирается царь (его могут назначить игроки), затем он выбирает себе царицу. Правящая пара выбирает себе по два помощника, которые выбирают себе по одному помощнику, а они уже по одному своему помощнику. Это распределение происходит пока все участники не получат роли.

Игра начинается с того, что царь и царица повелевают что-либо изменить в устройстве царства, чтобы жизнь в нем стала лучше. Их указ передается помощникам в порядке ранее созданной иерархии, пока не дойдет до самых низов. Каждый из помощников берет на себя часть работы по приказу правителя и ниже передают указания, с помощью которых царский приказ должен выполнится. Во время игры участники обсуждают, как указ правящей пары повлияет на жизнь всего царства.

Затем роли меняются и игра повторяется. Перед сменой ролей участники обсуждают, понравились ли им указания правящей пары и их роль в этом царстве. Важно, чтобы каждый игрок побывал в каждой роли и высказал свое мнение.

Игра помогает подросткам примерить на себя разные социальные роли и почувствовать ответственность за последствия принимаемых решений. В этой игре можно легко выявить лидеров и ведомых и исходя из этого, продолжать работу с детьми.

Игру стоит проводить не дольше часа, иначе она может надоесть.

 

 

«Определения»

 

В каждом новом коне этой игры для тренинга межличностных взаимоотношений один из участников должен выходить из комнаты, остальные в это время загадывают кого-то из оставшихся.

Вернувшись участник должен задать пять вопросов о загаданном человеке. Ответами на эти вопросы должны быть прилагательные, описывающие загаданного участника. Игра продолжается до тез пор, пока каждый из участников не попробует угадать загаданного человека. В среднем это занимает около 20 минут.

 

 

«Прощание»

 

Групповые психологические тренинги с подростками должны вестись с соблюдением определенных правил, обязательных для исполнения каждым членом группы. Их необходимо обговорить на первом тренинговом занятии.

В конце каждого занятия ведущий должен напоминать о необходимости сохранения доверия, появившегося в группе, а для этого участникам не следует делиться или обсуждать услышанное на тренинге с посторонними людьми. Всеми эмоциями участник может поделиться на следующих занятиях со своей группой.

Связь, появившаяся в группе, поможет сохранить настроение и энергетику занятий, и, чтобы эту связь поддерживать, ведущий может предложить участникам прощаться особенным способом.

Во время ритуала прощания все участники должны будут встать в круг и по очереди повторить жест, который будет считаться прощальным. Его может придумать ведущий или сами подростки. Это прощание должно повторяться в конце каждого занятия и передаваться новым участникам.

Желательно уточнить, что такое прощание может использоваться только в группе, как некий тайный знак.

 

 

 

 

Детские психологические тренинги: некоторые правила

 

Конечно, вы можете выработать свои собственные законы и правила для каждой конкретной группы детей, но советуем обязательно включить туда следующие пункты:

 

  • конфиденциальность;
  • право на личное мнение;
  • искреннее общение;
  • умение слушать = уважение к выступающему.

 

Надеемся, что эти простые и интересные упражнения для тренинга помогут реализовать поставленные вами воспитательные и обучающие задачи, добиться высоких результатов в личностном развитии ваших воспитанников.

 


 

Тренинг для подростков «Успешная юность»

 

www.rastut-goda.ru

тренинги, занятия, ролевые упражнения для подростков. детей дошкольного возраста, младших школьников 10–12 лет

Психология игры отличается уникальной спецификой, поскольку внимание субъекта более захвачено самим процессом, нежели определенной целью. Если компьютерная игра захватывает подростка или даже взрослого человека, он может мысленно оттягивать ее окончательное прохождение из-за желания подольше наслаждаться пребыванием в виртуальной вселенной. Социально-психологические игры не менее занимательны, и родителям стоит уделять интеллектуальному развитию ребенка, предоставив ему возможность хотя бы раз стать участником подобного тренинга.

Психологические игры для подростков и детей младшего школьного возраста

То, что игра позволяет с высокой степенью эффективности сформировать в ребенке ряд позитивных изменений психических свойств, а также способность к коммуникации и эмпатии к окружающим — доказанный в теории и подтвержденный практическим опытом факт. Базовыми функциями игровой деятельности считаются:

  • поднятие настроения, развлечение;
  • выявление отклонений в развитии и поведении ребенка;
  • раскрытие талантов и приобретение полезных навыков;
  • положительное преобразование личности на структурном уровне;
  • социализация ребенка, упрощающая его дальнейшую жизнь в обществе.

Существует огромное количество различных психологических игр: организационно-обучающие, направленные на развитие мыслительной деятельности, инновационные, позиционные и множество других. Игры-проживания позволяют осмыслить основополагающие личностные ценности, повысить самооценку и умение уважительно относиться к точке зрения собеседника. Проектные игры формируют личностную критичность, а также умение ставить перед собой определенные цели и добиваться их путем грамотной работы по планировке и систематизации.

Психологические игры: основные правила

Занятия психолога с подростками и детьми обладают наибольшей эффективностью в том случае, если они подаются юной аудитории в формате игры, в которую вовлечены все собравшиеся участники. Игра позволяет осмыслить определенные аспекты человеческой психологии и наиболее эффективным образом адаптироваться в рамках социума. Организатор подобных мероприятий должен обладать практическим опытом и придерживаться следующих базовых правил по работе с детьми младшего школьного и подросткового возраста:

  1. Доступным языком разъяснять правила и цели каждого психологического тренинга. Хорошим подспорьем будут примеры реальных жизненных ситуаций с аналогичным психологическим механизмом действий.
  2. Важно осуществлять постоянный контроль за эмоциональным состоянием всех участников группы. Для этого рекомендуется поддерживать динамику процесса на должном уровне, не допуская затягивания и скучной атмосферы.
  3. Участникам игрового процесса необходима мотивация. Организатор должен суметь не только заинтересовать ребят, но и продемонстрировать им преимущества психологических тренингов на примере конкретных ситуаций.
  4. Важно объяснить детям, что коллективный труд строится на принципах взаимоуважения, душевной теплоты и терпимости к недостаткам окружающих.

После каждой психологической игры нужно устраивать коллективное обсуждение, в которое должны быть вовлечены все участники тренинга. Подобные шаги позволяют выстроить оптимальный алгоритм занятий, интересных наибольшему числу детей и подростков. Организатору не стоит позиционировать собственную персону в качестве сурового взрослого, способного наказать за определенные проступки. Напротив, самой действенной является модель доброго и терпеливого помощника, готового прийти на помощь в любой затруднительной либо конфликтной ситуации.

Психологические игры для детей дают возможность ребенку преодолеть скопившиеся страхи и комплексы, а также обладают следующим положительным потенциалом:

  • позволяют ребенку ощутить чувство единства с коллективом ровесников;
  • повышают самооценку и укрепляют чувство собственного достоинства;
  • помогают детям научиться уважению к себе и окружающим людям;
  • учат ребенка эффективно преодолевать трудности и препятствия;
  • обучают детей слаженной групповой работе;
  • развивают в ребенке эмпатию и способность сопереживать окружающим.

Ведущему психологических тренингов для детей дошкольного и подросткового возраста очень важно научиться создавать уютную и дружественную атмосферу, в которой даже замкнутый ребенок будет чувствовать себя комфортно. Когда собирается новая группа детей, друг с другом незнакомых, они могут ощущать некую скованность, задача преодоления которой и лежит перед организатором психологических игр.

Психологические игры для детей дошкольного возраста

Тренинги в игровой форме для детей дошкольного возраста должны быть непродолжительными по времени, поскольку внимание ребятишек рассеивается очень быстро. Предпочтительней всего проводить от трех игр и больше в рамках одного занятия с перерывами по 5–15 минут между ними.

Дракончик, кусающий себя за хвост

Предназначением данной игры является избавление от навязчивых неврозов и укоренившихся страхов. Необходимо заранее подобрать музыкальное сопровождение, причем playlist должен состоять преимущественно из веселых мажорных песен и мелодий. Проводится игра следующим образом: дети выстраиваются друг за другом в виде живой цепочки. Каждый из ребят должен держаться за плечи своего товарища спереди. Задача первого малыша, олицетворяющего голову дракона, как можно быстрей поймать замыкающего цепочку ребенка.

Упражнения для улучшения самоконтроля

Для детей важными являются психологические тренировки, которые помогают им бороться с негативными эмоциями. Ребятам дошкольного возраста стоит как можно чаще напоминать о деструктивной природе злости, и если их охватывает гнев, нужно выдержать паузу, после чего сделать глубокий вдох и выдох. Затем, выпрямившись прямо, потребуется досчитать в уме до 10 и улыбнуться во весь рот. Озлобленность и раздражительность не выносят спокойствия и доброжелательности. При этом необходимо напоминать ребенку, что только научившись направлять собственные эмоции в конструктивное русло, он сумеет стать взрослым и самостоятельным человеком.

Психологические игры для детей младшего школьного возраста

Психологические игры для младших школьников должны быть направлены на проработку внутренних проблем и обучение шагам по их самостоятельному преодолению. В психологические тренинги для детей в возрасте от 6 до 9 лет стоит включать следующие элементы:

  1. Ролевые игры. Для полного погружения в сюжет необходим соответствующий реквизит. К примеру, для ролевой игры в строителей детям потребуются пластиковые лопатки, совки, ведерки, рулетки и прочий инвентарь, купленный в магазине игрушек.
  2. Упражнения для релаксации и достижения умиротворенного психологического состояния.
  3. Ряд актерских техник.
  4. Арт-терапию. Подобная терапия наилучшим образом подходит для гиперактивных детей и ребят, склонных к депрессивным расстройствам и испытывающим психологический дискомфорт в рамках детского коллектива.

Арт-терапия представляет собой комплекс различных методик. Изотерапия предназначена для детей, испытывающих определенные сложности с самовыражением и пытающихся донести до окружающих людей собственные переживания, чувства и мысли. Хореографические практики подходят для детей как младшего, так и среднего школьного возраста, склонных к гиперактивности и агрессивному поведению. Музыкотерапия является наиболее универсальной методикой, и охватывает практически все возрастные группы. Психологические игры для детей 6–9 лет базируются на моделировании различных ситуаций и обыгрывании возможных вариантов поведения в них.

Что ты любишь делать?

Данная игра подходит для знакомства с новой группой, где большинство ее участников фактически ничего не знает друг о друге. Необходимо поочередно вызывать из числа юных зрителей по одному человеку, которому будет поставлена следующая задача: не используя слова, а только движения, мимику и жесты, рассказать собравшимся ребятам о собственном увлечении. К примеру, вышедший ребенок демонстрирует в свободной форме окружающим свое хобби, после чего те обязаны его угадать. Малыш, успевший сделать это первым, выходит на импровизированную сцену и продолжает игру.

Рассмеши царевну Несмеяну

В центр помещения выставляют стул, на который садят одного участника этого необычного состязания. Вышедшему вручают титул «Царевны Несмеяны», который он обязан оправдать на все 100% и удержать как можно дольше. Окружающие начинают всячески провоцировать невозмутимого участника, и как только на его лице проступит улыбка, на пост «Несмеяны» заступает следующий участник. Победителем объявляется ребенок, дольше всех сумевший продержаться, не засмеявшись.

Расскажи о том, что тебе нравится

Дети образуют круг, удобно рассевшись на заранее подготовленных стульях или табуретах. Посредством голосования или жеребьевки определяют, кто начинает игру первым. Стартующий разворачивается к ребенку по левую сторону от себя и говорит во всеуслышанье о тех чертах, которые ему более всего нравятся в соседе. Комплимент может касаться красивого цвета глаз, изящного профиля или любой другой черты, вызывающей симпатию. Единственное условие – нельзя кривить душой и подчеркивать те особенности внешнего вида или характера, которые на самом деле не приходятся по нраву.

Гонки с шариками

Упражнение подходит как для гиперактивных, так и для спокойных детей младшего возраста. Организаторы формируют команды, состоящие из парного количества ребят. Каждый участник должен, удерживая с напарником вместе воздушный шарик, добежать до финишной черты, после чего коснуться контрольной точки и таким же образом вернуться обратно, передав шарик следующей паре. Победу одерживает команда, первой завершившая эстафету. Касаться шара во время гонок запрещается.

Важная информация! Психологическая игра для дошкольников «Гонки с шариками» позволяет установить взаимопонимание в парах и в игровой форме научиться слаженной работе в рамках единого коллектива.

Психологические игры для детей 10–12 лет

Скованные одной цепью

Для того чтобы выполнить упражнение, необходим реквизит в виде тонкой длинной веревки и обыкновенного замочного ключа, который крепится на одном из концов веревки. Участники располагаются по кругу и по очереди пропускают импровизированную цепь таким образом, чтобы она была продета сверху через воротник и выходила внизу ниже уровня пояса. Когда все члены группы оказываются связанными друг с другом, ведущий предлагает им выполнить небольшую физическую нагрузку в виде приседаний, наклонов и других простейших упражнений.

Интересная информация! После завершения упражнения стоит предложить детям сделать ключ символом дружбы и взаимопомощи. Тренинг обладает метафорическим смыслом, и позволяет понять ребятам важность поддержки со стороны окружающих.

Веселые пантомимы

Перечисляя психологические ролевые игры для детей в возрасте 10–12 лет нельзя обойти вниманием «Веселые пантомимы». Организатор заранее подготавливает реквизит в виде разных предметов вроде детского синтезатора, барабанных палочек, гитары, деревянной лошади, сапогов-скороходов и прочего. Каждому участнику случайным образом выпадает номер предмета, с которым он и обязан исполнить пантомиму с музыкальным сопровождением либо без него.

Важная информация! Упражнение способствует развитию воображения и актерских талантов у детей.

Правда или ложь

Группа устраивается в удобной обстановке, после чего организатор оглашает условия игры: он зачитывает детям различные занимательные факты, затем они решают, является сказанное правдой или же чистой воды вымыслом. Ребенок, ответивший на вопрос верно, получает 1 балл. За неверный ответ снимается также 1 балл, свою версию предлагает тот, кто первым поднял руку. Выигрывает ребенок, набравший к окончанию игры наибольшее количество баллов.

Это интересно! Эта психологическая игра предназначена для развития аналитического мышления у детей в возрасте от 6 до 12 лет.

Психологические игры и упражнения для подростков

Психологические упражнения для подростков должны быть направлены на обретение уверенности в себе, снятие страха публичных выступлений, развитие целеустремленности и совершенствование коммуникативных навыков. Благодаря участию в психологических играх повышается успеваемость подростка, а также происходит формирование лидерских качеств.

Живые зеркала

Организатору потребуется объединить всех присутствующих на тренинге подростков в подгруппы по три человека. После того как включается музыка, один участник каждой группы танцует, а остальные играют роль живых зеркал, копируя все его телодвижения. Когда музыка останавливается ведущие в подгруппах меняются. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в качестве «проектора». Упражнение позволяет сплотить коллектив и поднять настроение всех присутствующих.

Загадочные рифмы

Ведущий делит всех участников на две команды, после чего вручает одной из сторон листы бумаги, на которых написаны простые и распространенные слова вроде «лицо», «лень» или «мост». Задача первой команды — придумать как можно большее количество рифм и прочесть их второй группе таким образом, чтобы та смогла отгадать оригинальные слова. Нельзя указывать на какие-либо объекты внешнего интерьера или детали одежды. Игра проходит в несколько раундов, в течение которых группы меняются ролями.

Важная информация! Побеждает та команда, которая демонстрирует лучшее время в отгадывании рифмованных загадок. Данное упражнение подходит для развития невербальной экспрессии, наблюдательности и способности к творческому и нешаблонному выражению собственных мыслей. Тренинг развивает умение восприятия собеседника на уровне жестов, мимики, а также ассоциативное вербальное мышление.

Мафия

Психологические игры для взрослых и подростков по популярности в наши дни уверенно возглавляет «Мафия». Создателем этой ролевой игры является студент Московского Университета Дмитрий Давыдов, оформивший основные правила еще в середине восьмидесятых годов двадцатого столетия. Суть их сводится к следующему:

  1. Набирается группа от 7 до 16 участников, каждому из которых в случайном порядке выдаются карты. Именно по ним определяется принадлежность к мирным жителям, шерифу или мафиозной группировке, терроризирующей простых граждан.
  2. В игре происходит смена дня и ночи. За их чередованием внимательно следит заранее избранный из числа присутствующих или путем карточной жеребьевки ведущий. Ночью члены мафии убивают очередную жертву, с наступлением дня все присутствующие выбирают, кто же из них является преступником.
  3. Игра ведется до полной победы, когда убиты все мирные жители, включая шерифа, либо раскрыты личности всех бандитов.

Игра в «Мафию» самым непосредственным образом вовлекает даже малознакомых друг с другом детей и взрослых в оживленные дискуссии и учит находить компромиссы, а также способствует развитию талантов, аналитического мышления, сообразительности и полезных навыков командного взаимодействия. Правила игры настолько просты, что для ознакомления с ними требуется не более нескольких минут. В процессе участникам необходимо вступать в коммуникацию, вести жаркие дебаты и наглядно демонстрировать степень владения дипломатическим мастерством.

Похожи ли мы с тобой?

Организатор разбивает всех присутствующих по парам и объясняет задачу: на протяжении первых трех минут напарники отыскивают у себя как можно больше схожих качеств и черт характера. Следующие три минуты партнеры тратят на поиск различий. Побеждает та команда, которая сумеет похвастать самым внушительным счетом. После окончания игры ведущему необходимо в доступной для подростковой аудитории форме донести мысль о том, что все люди очень разные, но при этом имеют много общего.

Режиссеры

Психологические тренинги для подростков часто заканчивают следующим упражнением: ведущий распределяет игроков в команды по 5–10 участников, после чего в каждой группе случайным образом выбирается режиссер. Остальным ребятам предстоит стать настоящими актерами. В задачу режиссера входит распределение ролей среди своей команды и подготовка непродолжительной театральной постановки, пародирующей популярную кинокартину или книгу. Если режиссер выбрал в качестве конкурсной работы «Алису в стране чудес», он обязан объяснить публике, почему тот или иной член его группы выбран на определенную роль. Побеждает команда, лучше всего справившаяся с поставленной задачей.

Психологические занятия для подростков

Индивидуальные занятия психолога с подростками позволяют внести коррективы в модель поведения как трудного, так и замкнутого ребенка, испытывающего проблемы при общении со сверстниками. В задачу подкованного и разбирающегося в тематике специалиста входит грамотный подбор индивидуального подхода к ребенку и вовлечение его в игровой процесс, который сформирует позитивный поведенческий шаблон, а также избавит от навязчивых страхов, тревожности и комплексов.

Заслуживающим внимания психологом и практикующим гипнологом является Никита Валерьевич Батурин. На счету гипнотизера внушительное количество сессионных консультаций, в результате которых жизнь их участников радикально менялась: разрешались накопившиеся годами проблемы, повышалась самооценка, улучшались отношения с окружающими и достижения в области карьеры и частного бизнеса. К примеру, в этом видеоролике Никита Батурин рассказывает о том, как избавиться от неуверенности в себе и телесных зажимов, что весьма актуально для большинства подростков.

propanika.ru

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Я очень хороший»

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Я очень хороший»

Автор-составитель: Борисова Г.С.

педагог-психолог

МБУ детского сада № 28 «Ромашка»

г.о. Тольятти

Цель тренинга: повышение уверенности дошкольников в себе, снижение уровня тревожности, застенчивости, улучшение коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.

Задачи тренинга:

  • формирование умения смотреть собеседнику в глаза, обращаться у нему по имени, делать комплименты

  • совершенствование умения слушать собеседника не перебивая;

  • совершенствование умения выражать свои мысли и чувства;

  • формирование позитивного отношения к своему «Я», к сверстникам;

  • обучение приемам расслабления, снятия мышечного напряжения;

  • создание возможностей для самовыражения;

Продолжительность: 25-35 минут

Результат тренинга: повышение коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, уверенное выражение своих мыслей и чувств, повышение уровня самооценки и уверенности в себе.

Специфика аудитории: дети старшего дошкольного возраста с проблемами в эмоционально-волевой сфере и вытекающими отсюда трудностями в общении.

Оборудование:

Ход тренинга:

1. Упражнение «Я очень хороший»

Цель: разминка, создание положительного эмоционального фона, повышения уверенности в себе.

Продолжительность: 5-7 минут

Подготовка: Все участники сидят (стоят) в кругу.

Инструкция психолога: Детям предлагается сказать о себе «Я очень хороший (хорошая)». Но сначала они должны произнести «я» следующим образом: шепотом, обычным голосом, прокричать. Те же действия проводятся со словами «очень» и «хороший» («хорошая»), после чего дети дружно произносят всю фразу. Далее им предлагается присоединить к этой фразе свое имя и произнести ее любым способом (шепотом, обычным голосом, прокричав), например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!». В завершение упражнения все встают в круг, берутся за руки и произносят: «Мы очень хорошие!» (шепотом, обычным голосом, прокричав).

2. Упражнение «Да, нет»

Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы, снятие мышечного напряжения

Продолжительность: 3-5 минут

Подготовка: Все участники сидят (стоят) полукругом.

Инструкция психолога: «Ребята сейчас я буду задавать вопросы, вы вместо ответа «да» должны подпрыгнуть, а вместо ответа «нет» — присесть».

• Вы сегодня ели?

• Вы сегодня купались?

• Зубы чистили?

• На карусели катались?

• Спали?

• Торт ели?

• Вы на Марсе были?

• Шнурки завязывали?

• Вы сегодня улыбались?

• На самолете летали?

• Здоровались сегодня?

• Бегали?

• Посуду мыли?

• Кино смотрели?

• Вы любитель мороженное?

• Лимон сладкий?

• Домой хотите?

• Сейчас лето?

• Рисовали?

• На скрипке играли?

3. Упражнение «Сиамские близнецы»

Цель: развитие навыков позитивного социального поведения, сплочение коллектива, развитие умения действовать сообща

Продолжительность: 10-13 минут

Подготовка: Разбить детей на парты, путем жеребьевки.

Инструкция психолога: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга за пояс, ставя одну ногу рядом с ногой другого партнера. В таком положении они должны походить по комнате, присесть, лечь, встать, порисовать.

4. Игра «Змея, змея, я ползу, ползу»

Цель: повышение самооценки, развитие хороших отношений между детьми.

Продолжительность: 7-10 минут

Подготовка: Все участники стоят в разных местах комнаты.

Инструкция психолога:

Инструкция: Дети встают в разных местах комнаты. Водящий ходит по помещению, приговаривая: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребенок соглашается, то должен проползти у водящего между ног и встать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

5. Релаксация «Солнечный зайчик» и обратная связь.

Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов.

Продолжительность: 3-5 минут

Подготовка: Предварительно подготавливается устройство, воспроизводящее музыку (магнитофон, компьютер, ноутбук) и подбирается спокойная и медленная инструментальная мелодия. Участники садятся на ковер (коврики для йоги).

Инструкция психолога: «Расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что к вам на лицо прибежал солнечный зайчик. Улыбнитесь ему. А теперь он побежал у вас по голове, погладьте его. Он побежал по щекам, носику, ушкам и т.д. Погладьте его и там». Когда музыка затихает, участники не торопясь открывают глаза и занимают свои места.

Психолог просит участников тренинга провести обратную связь:

  • Что понравилось? Что не понравилось?

  • Что получилось? Что не получилось?

  • Какое упражнение больше всего понравилось?

  • и т.д.

Список источников:

  1. Trepsy.net – психологические упражнения для тренингов http://www.trepsy.net/

  2. Павлова А.Б. Программа тренинга ассертивности для детей старшего дошкольного возраста / А.Б. Павлова // Справочник педагога-психолога. – 2014. – № 12. – 38 с.

infourok.ru

Занятие 12 «Метод Цицерона» из программы тренинга для детей 5-6 лет

Пояснительная записка к программе

Цель: познакомить с методом Цицерона, развивать умение создавать и воспроизводить мысленные образы, воспитывать любознательность, чувство гармонии.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие 2 мин.

2. Упражнение «Цифры в комнате» 10 мин.

3. Упражнение-фантазия «Мнимое путешествие» 5 мин.

4. Подвижная игра «Жу-жу» 5 мин.

5. Работа в тетради. Зрительный диктант 5 мин. (Таблица с цифрами)

6. Рефлексия занятия. Итог 3 мин.

Упражнение-приветствие

Цель: создание положительной психологической атмосферы.

Упражнение «Цифры в комнате»

Цель: учить оставлять следы информации на стенах группы, собственной комнаты, «следы», которые сочетают кажущуюся силу с элементами фантазии.

Детям предлагают представить, что они взяли ведерко с синей краской и на собственных дверях большой кистью нарисовали тройку (3).

Затем изменить краску на красную и широкой кистью рядом на стене нарисовать восемь (8), по размеру значительно больше предыдущей цифры.

Зеленой краской нарисовать огромную двойку (2) на мебели.

Мысленно взять зубную пасту «Аквафреш» и написать на окне трехцветную цифру четыре (4).

Ножницами вырезать из коричневой бумаги цифру ноль (0) и приклеить ее к стеклу на окне.

Нарисовать мнимой желтой краской на потолке цифру шесть (6), но осторожно, чтобы краска не накапала на голову.

Взять мешок с сахаром и рассыпать его на полу (мысленно), а пальцем написать как на песке цифру девять (9).

Дети должны повторно вспомнить мнимые цифры в комнате.

Модификация упражнения.

I вариант — детям называют части комнаты, а они цифры.

class=»eliadunit»>

II вариант — называют цифры, а дети части комнаты.

III вариант — называют цифры, а дети их цвет.

Упражнение-фантазия «Мнимое путешествие»

Цель: учить необычно и ярко размещать образы слов, путешествуя по комнате.

Дети должны запомнить перечень названных слов.

Поросенок лежит на пороге вашего дома.

Шляпа висит на ручке двери и не снимается, как будто приклеилась.

Книга огромная висит на вешалке.

Кошелек подвешен к выключателю и полный денег.

Мяч вкручен вместо лампочки.

Бабочка очень большая и сидит на телевизоре.

Подвижная игра «Жу-жу»

Цель: развивать ориентацию в пространстве, создавать позитивную атмосферу в группе.

Дети образуют круг и берутся за руки — так надо стоять и в конце упражнения. По команде психолога дети закрывают глаза, прижимают руки к телу, ходят по комнате с закрытыми глазами и «жужжат». По команде надо остановиться и создать круг, открыв глаза посмотреть, получился круг.

Работа в тетради. Зрительный диктант

Цель: развитие фотографической памяти и восприятия.

Психолог демонстрирует таблицу с цифрами в клетках. Затем их нужно воспроизвести в рабочей тетради.

Рефлексия занятия

— Что нового вы узнали?

— Понравилось ли мысленно размещать цифры и предметы в комнате?

— Все вам удалось?

Итог

psichologvsadu.ru

Занятие 7 «Метод невербальных ассоциаций» из программы тренинга для детей 5-6 лет

Пояснительная записка к программе

Цель: познакомить детей с методом звуковых ассоциаций, развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие 2 мин

2. Игра «Шумы» (чайные ложки, 2 стакана (пустой, с водой), ножницы, лист бумаги, расческа, монеты, спичечный коробок, колокольчик, ключи, бутылка с крупой)

3. Упражнение «Нарисуй круг и треугольник» 5 мин.

4. Подвижная игра «Твистер» 5 мин. (Игровое поле, рулетка)

5. Рефлексия занятия. Итог 3 мин.

Упражнение-приветствие

Цель: создать положительную психологическую атмосферу в группе, формировать положительную мотивацию на занятии.

Здравствуй, друг!

Рады тебе очень!

Станем рядом,

Станем в круг.

Дружно по кругу

Мы пойдем

И здороваться начнем!

(Дети здороваются различными способами: за руку, плечом, коленом, спиной)

Игра «Шумы»

Цель: познакомить с методом невербальных ассоциаций, в основу которого положена естественная реакция ребенка реагировать на любой шум только воображением, то есть без слов (приемы эйдетики).

В процессе работы по методу невербальных ассоциаций можно использовать табличку с 15-ю изображениями и шумы-заменители.

 

1. Психолог стучит чайной ложкой по столу и предлагает детям одновременно посмотреть на первый рисунок таблицы и представить, как от этого звука на столе вырастает цветок. Представили?

2. Психолог стучит ложкой по пустому стакану и предлагает детям в этот момент представить, как медведь, который ожил во второй ячейке, таким образом проверяет, есть ли в стакане мед.

3. Психолог ножницами делает несколько стригущих движений. Одновременно дети представляют, что кресло в третий клетке поросло волосами и ему сделали красивую прическу.

4. Психолог стучит ложкой по стакану с водой и предлагает детям представить, как в этом наполненном стакане плавает избушка из четвертой ячейки.

5. Психолог проводит ложкой несколько раз по расческе и предлагает представить, как насекомые из пятой ячейки расчесывают друг другу крылья.

6. Психолог трясет бутылку с крупой, а дети представляют, как из нее сыплется песок.

class=»eliadunit»>

7. Психолог стучит ложками и предлагает представить, как облако проливается ложками.

8. Психолог бросает монеты на стол и предлагает прислушаться, с каким лязгом они выпадают из основания наполненной бутылки.

9. Психолог трясет спичечную коробку, а дети представляют, как мышь раскладывает костер, чтобы погреться.

10. Психолог разламывает несколько спичек и предлагает детям посмотреть на ключи и представить, что они сделаны из дерева и легко, с треском ломаются.

11. Психолог от листа бумаги отрывает тонкую ленту, потом еще одну и дети представляют, как наладили выпуск бумажных гребешков.

12. Психолог звонит в звонок, а дети представляют, как падают звонки в воду.

13. Психолог звенит ключами, а дети представляют, как заяц прячет морковь в сейф.

14. Психолог стучит рукой по столу и предлагает детям представить, что столбик подпрыгивает от сотрясения.

15. Психолог хлопает в ладоши и предлагает детям представить, что они сидят в концертном зале, размещенном в чашке.

Как только дети это представили, предложите им посмотреть на табличку и вспомнить шумы к каждому рисунку, которыми сопровождали нашу игру.

Психолог повторяет шумы в любом порядке и предлагает представить и вспомнить рисунки из таблицы.

Работа в тетради

Упражнение «Нарисуй круг и треугольник»

Цель: активизация межполушарного взаимодействия, развивать мелкую моторику рук и координацию.

Ребенок должен рисовать одновременно обеими руками на одном листе: одной рукой — круг, другой — треугольник. Причем начинать и заканчивать рисовать обе фигуры надо одновременно.

Подвижная игра «Твистер»

Цель: закрепить цвета, развивать ловкость, гибкость, упорство и чувство равновесия, создать хорошее настроение.

В зависимости от числа игроков на коврике, можно играть в командах или по отдельности. При нечетном количестве игроков, один выбирается в качестве ведущего (судья). Ведущий крутит рулетку и объявляет, какую ногу или руку должны передвигать игроки и цвет, на который указывает стрелка рулетки. Один круг не может быть занят несколькими игроками. Если два игрока заняли один круг, ведущий определяет, кто из них был первым и присуждает круг ему. Убирать руку из круга без объявления ведущего нельзя. Если все круги заняты, ведущий крутит рулетку до тех пор, пока не выпадет другой цвет. Если игрок потерял равновесие, коснулся локтем или коленом коврика или упал — выбывает из игры. Последний игрок, оставшийся объявляется победителем.

Рефлексия занятия

— Интересно ли было сегодня на занятии?

— Нравится ли вам представлять, фантазировать?

— Со всеми ли задачами вы справились?

— В какие игры вы будете играть дома?

Итог

Убегают минуты,

Прощаться пора.

Всем напоследок

Желаю добра.

psichologvsadu.ru

Занятие 1 «Давайте познакомимся» из программы тренинга для детей 5-6 лет

Пояснительная записка к программе

Цель: создать комфортную атмосферу на занятии, формировать мотивацию к обучению, способствовать повышению детской самооценки.

План проведения занятия

1. Упражнение «Приветствие» 2 мин

2. Упражнение «Мое имя» 5 мин. (Игрушка)

3. Беседа «Кем я хочу быть?» 5 мин

4. Игра-рисунок «Я умею …» 10 мин. (Цветная бумага, ножницы, клей, ватман)

5. Игра «Мои мечты осуществятся, когда я буду …» 5 мин. (Игрушка)

6. Рефлексия занятия. Итог 3 мин.

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание психологически непринужденной атмосферы.

Психолог. Нам нужно хорошо поздороваться:

«Добрый день!»

Дружно и громко сказать

«Добрый день!»

Я в стороны повернусь,

Ласково каждому улыбнусь,

Добрый день, добрый день,

Добрый день!

Упражнение «Мое имя»

Цель: создание комфортной атмосферы для каждого участника.

class=»eliadunit»>

Участники знакомятся, адаптируются в новой среде.

Дети по кругу передают игрушку, называют свое имя и говорят, что они любят.

Беседа психолога с детьми «Кем я хочу быть?»

Цель: учить находить различные варианты мотивации к обучению, способствовать развитию целеустремленности.

— Кем вы хотите стать в будущем?

— Что нужно сделать для того, чтобы сбылись ваши мечты?

— Что обеспечит успех в учебе? (Желание учиться, легко запоминать, быть внимательным и прилежным).

Игра-рисунок «Я умею»

Цель: воспитывать уверенность в себе, желание добиваться успеха.

Дети вырезают из цветной бумаги звездочку, которую потом приклеивают к ватману, говоря слова: «Я — звезда, потому что умею хорошо …»

Игра «Мои мечты осуществятся, когда я буду …»

Цель: формировать чувство уверенности в себе, желание учиться.

Дети по очереди передают друг другу игрушку, продолжая фразу.

Рефлексия занятия.

— Что понравилось сегодня на занятии?

— Что было трудным?

Итог.

Вы сегодня не ленились,

И старательно потрудились.

Пришло время прощаться сейчас —

Но будут еще интересные занятия у нас.

psichologvsadu.ru

«Путешествие в страну Доброго Волшебства»

Цель:

— развитие у детей умения понимать и передавать эмоциональные состояния;

— трансформировать негативные эмоции, избавляться от напряжения.

— формирование доброжелательных межличностных отношений в детском коллективе.

Задание:

Научить детей выражать эмоции в социально приемлемой форме средствами вербального и невербального общения;

— Формировать навыки общения и сотрудничества в различных ситуациях.

— Развивать творческое воображение для направления эмоций в конструктивное русло;

— Научить детей средствам саморегуляции и самоконтроля;

Оборудование: цветок, сумка черного цвета, карточки, на которых изображены различные эмоциональные состояния, ткань 2,0 м × 2,0 м синего цвета, носки, воздушные шарики, стекло в раме, краски.

Ход занятия психолога в старшей группе:

Звучит музыка, заходят дети и располагаются полукругом.

Психолог: К нам сегодня пришли гости, прошу, чтобы вы их дружно поприветствовали!

Дети: Здравствуйте, уважаемые гости!

Упражнение «Добрые слова»

Цель: Создание атмосферы доверия в группе, настройки на занятие.

Время: 3 мин.

Оборудование: Цветок-фонарик

Психолог:

— Мы сегодня отправимся в страну Доброго Волшебства. А попасть туда нам поможет вот этот волшебный цветок. Давайте станем в круг и, передавая его, скажем друг другу хорошие, радостные слова (дети по кругу говорят друг другу «Ты хороший», «Ты добрый», «Ты ласковая» и т.п.).

— Ой, смотрите, наш волшебный цветок засиял от ваших хороших слов и перенесет нас в сказочную волшебную страну.

Упражнение «Страна Доброго Волшебства»

Цель: Создание атмосферы внутреннего комфорта.

Время: 5 мин.

Музыкальное сопровождение

Психолог:

— Детки, а давайте-ка закроем глаза и представим себе, что далеко-далеко отсюда есть сказочная страна Доброго Волшебства, в которой возможны различные чудеса. Там всегда ласково греет солнышко, звенят веселые ручейки, сладко пахнут удивительные цветы, над которыми порхают яркие бабочки, а птички на деревьях поют волшебные песни …

— Открываем глаза, мы уже в Волшебной стране!

— Но что это? Что происходит? Вдруг наступила полная тишина и птицы перестали петь, и ветерок затих …

 Звучит музыка, в зал заходит Великан.

Упражнение: «Злой великан»

Цель: сформировать понятие о механизме образования отрицательных эмоций.

Время: 5 мин.

Великан: Я злой и сердитый великан! Хочу что-то сломать, или обидеть кого-то. Ох, какой же я сегодня злой!

Психолог: Идите ко мне, ребята! Я не дам вас в обиду.

Давайте мы вместе подумаем, почему же он такой сердитый? Наверное, у Великана что-то случилось. Давайте его спросим. Кто смелый?

Ребенок: Что случилось с тобой, сказочный Великан? Почему ты так зол?

Великан: Не знаю, с чего и начать. Встал сегодня с кровати и не нашел свою правый носок. И так мне стало плохо. Что-то внутри, вот здесь, как будто камень застрял. Душит и давит меня. И что бы я ни делал, мне становится все хуже. Так мне плохо, что хочется кого-то толкнуть, обидеть или поломать что-то!

Психолог: Скажите, дети, вы знаете, что это за болезнь такая у Великана?

Дети: Знаем!

Психолог: Садись с нами на полянке, мы и тебе расскажем. То что ты чувствуешь, называется негативными эмоциями. Эти эмоции вызвали неприятное событие в твоей жизни. Поэтому и настроение стало плохим.

Но ты должен знать, что когда ты себя плохо чувствуешь, не надо терпеть — лучше как можно раньше избавиться от своих негативных эмоций. Тогда тебе станет легко и приятно на душе.

Великан: А как это сделать? Я не умею!

Упражнение «Мешочек гнева»

Цель: формирование адекватного самовыражения гнева.

Время: 7 мин.

Оборудование: сумка черного цвета

Психолог: Мы знаем, как можно выражать негативные эмоции и тебя научим. Правда, дети есть у нас волшебная сумка и называется она «мешочек гнева». Нужно взять ее в руки и громко в нее покричать. Попробуешь?

Великан кричит в сумку

Психолог: А теперь вы, дети, по очереди.

Дети кричат ​​в сумку

Психолог: Что ты почувствовал, Великан? Расскажи, нам очень интересно.

Великан: Мне стало гораздо легче, теперь не хочется никого обижать.

Психолог: А вы, дети, что почувствовали?

Дети: Стало легко, весело, радостно, солнечно!

Упражнение «Эмоции»

Цель: Расширение представлений дошкольников о различных эмоциональные состояниях, формирование умений невербального общения.

class=»eliadunit»>

Время: 7 мин.

Оборудование: карточки с изображением эмоций — пиктограмм 7 шт.

Психолог:

 — Дети, вам интересно больше узнать об эмоциях, которые вы испытываете? Тогда давайте поиграем в интересную игру.

— У меня есть карточки, на которых изображены различные эмоции. Каждый из вас, по очереди, будет брать карточку и называть эмоцию, которая там нарисована. А еще постарается показать это состояние мимикой и жестами.

Дети по очереди берут карточки, называют эмоцию и невербально ее демонстрируют.

Психолог: Великан, теперь ты понял, какие эмоции испытывают люди?

Великан: Понял.

Психолог: Тогда я попрошу тебя показать, какие же эмоции положительные, то есть хорошие, а какие отрицательные.

Великан показывает на карточки, которые держат дети, называет эмоции.

Психолог: Молодец, Великан, хорошо справился с заданием. А чтобы ты больше не грустил, мы подарим тебе новую пару носков и воздушные шарики. Эти шарики необычные, они наполнены хорошими эмоциями. Пусть тебе всегда будет легко на душе, как будто ты воздушный шарик!

Ребенок дарит Великану шарики с рисунками смайликами и носки.

Великан: Спасибо, сейчас мне так хорошо и весело, что хочется летать вместе с этими замечательными шарами. Дети, вы стали для меня настоящими друзьями. До свидания, дорогие мои!

Игра «Я твой друг»

Цель: Формирование доброжелательных межличностных отношений.

Время: 2 мин.

Психолог: Видите дети, как хорошо иметь друзей. Друг всегда поможет и поддержит. Станьте в пары и повторяйте за мной:

У меня есть нос (показывают на нос) —

И у тебя есть нос (показывают на нос соседа),

У меня щечки розовые (показывают на щечки) –

И у тебя щечки розовые (показывают на щечки соседа),

У меня губки сладкие (показывают на губы) —

И у тебя губки сладкие (показывают на губы соседа),

Обнимемся, подружимся (обнимаются),

Я тебя люблю — и ты меня любишь,

Я твой друг — и ты мой друг!

Танец «Дружбы»

Цель: снять физическое напряжение, психологически разгрузить участников.

Время: 3 мин.

Дети выполняют под музыку танцевальные движения.

Этюд «Волшебная тучка»

Цель: освоение приемов саморелаксации.

Время: 5 мин.

Оборудование: ткань 2Х2 синего цвета

Психолог: Ох и устали же мы, правда, дети. Садитесь на поляну и отдохните. Посмотрите вверх. Где-то высоко — высоко проплывает в синем небе волшебное облачко. (Ткань поднимается над детьми, сидящими группкой на ковре) Оно улыбается вам с высоты. И вы улыбнитесь ему. (Дети улыбаются) и вот уже облако увидело наши теплые улыбки, наши добрые глазки. Оно медленно опускается прямо на нас. (Ткань опускается на детей) Покрывает нас своим теплом, согревает. И затихает …

 Но, что это? Что случилось с нашим очаровательным облаком. Оно начинает переливаться и играть на солнце разноцветными красками (дети двигают руками). Облако наполняет нас энергией, дает нам силы. И снова затихает …

Облако поднимается в бескрайнее небо (Поднимаем ткань из детей) и исчезает в вышине. (Ткань убирается в сторону)

Как прекрасно было отдыхать с очаровательным облаком, правда, дети!

Упражнение «Рисуем эмоции»

Цель: развитие творческого воображения дошкольников для направления эмоций в конструктивное русло.

Время: 7 мин.

Психолог:

— Дорогие дети, вспомните все те положительные эмоции, которые вы сегодня испытывали или наблюдали у своих друзей. Вспомнили? А теперь попробуйте их нарисовать. Но рисовать вы будете не на бумаге, как обычно, а на этом волшебном стекле. Ведь в стране Доброго Волшебства возможны любые чудеса.

Дети рисуют на стекле.

— Молодцы, у вас получились очень красивые рисунки.

— Расскажите, а что символизируют ваши рисунки, какие эмоции вы хотели передать?

(Дети по очереди рассказывают, какие эмоции они вложили в свои рисунки)

Упражнение на завершение «Желание по кругу»

Время: 2 мин.

Дети желают по кругу друг другу добра, радости, счастья …

Психолог: А я вам желаю, мои милые.

                  Жизнь в радости и мире.

                  Чтобы путь в страну Доброго Волшебства

                  Вам легким был и замечательным!

Дети прощаются и выходят из зала.

psichologvsadu.ru

Добавить комментарий