Репродуктивное воображение – Репродуктивное воображение в психологии

Содержание

Репродуктивное воображение в психологии

Способность к воображению, которой наделила человека природа, в определенном смысле позволила нам искажать существующие в сознании «текущие» формы восприятия реальности, и таким образом даже влиять на саму реальность, раскрывая в ней новые возможности, принципы и внутренние связи, которые без поддержки воображения вероятно остались бы для нас неведомыми. В аналитическом подходе принято разделять виды воображения на активный и пассивный, а так же на продуктивный и репродуктивный, которые характеризуются соответствующими признаками и психологическими механизмами возникновения и реализации.

Репродуктивное воображение

Пассивный, или бесконтрольный (спонтанный) вид воображения, к которому относятся такие процессы, как сновидения или галлюцинации, мы в данной статье не рассматриваем. Продуктивный и репродуктивный виды имеют общую активную природу, и ряд отличий — не всегда четко просматриваемых, но принципиально важных.

Отличия

Репродуктивное воображение — вид воображения, в основе которого лежат уже известные схемы, детали, символические, логические и образные конструкции сознания, содержащиеся в памяти, и служащие почвой для воссоздания подобных конструкций либо в новой ситуации, либо в обновленном виде, с включением каких-то непринципиальных новых элементов. В отличии от продуктивного воображения, являющегося движущей силой синтеза — процесса создания принципиально новых конструкций и явлений в восприятии, обычно сопровождающего творческие процессы, репродуктивное воображение не достигает подлинного отрыва от текущих штампов и ограничений сознания, имеющих вполне закономерную, выверенную и устоявшуюся форму, созданную кем-либо ранее.

Тем не менее, репродуктивное воображение, никогда не являющееся точным воспроизводством конструкций, содержащихся в памяти (иначе бы в этом не было элементов воображения), имеет значительно более широкий практический спектр и масштаб применения в жизни человека, чем воображение продуктивное. Кроме того, продуктивное воображение всегда опирается на мощный и глубокий слой опыта репродуктивного воображения, поскольку допускаемые им регулярно элементы новизны, возможности выйти за пределы заранее заданных норм, видимо и создают в сознании способность, некую «натренированность», позволяющую совершить продуктивный прорыв в области созидательного синтеза.

Талантливые ученые, писатели, художники и музыканты, делающие открытия и создающие гениальные произведения искусства, нередко и в личном, и в социальном аспектах выходят за рамки общепринятых адаптационных поведенческих норм, что подтверждает зависимость силы продуктивного воображения от способности человека игнорировать устойчивые, сформировавшиеся штампы сознания. Однако, в области своей профессиональной деятельности эти люди всегда прекрасно осведомлены обо всех предыдущих достижениях и устойчивых ракурсах восприятия, и это говорит о том, что и репродуктивное воображение они используют с не меньшей степенью активности. Иначе эти талантливые люди просто каждый раз бы «изобретали свой велосипед».

Функции

Репродуктивное воображение, таким образом, позволяет человеку создать в своем сознании необходимую подготовку, эмоциональную и информационную базу для любых концептуальных прорывов, и служит надежной основой в практической плоскости применения и устоявшихся, и новых концепций.

Интуиция и разум, комбинируясь в определенной пропорции в любом из активных видов воображения, в репродуктивном воображении человека находят такой баланс, при котором новизна и усовершенствование смысловых или эмоциональных конструкций сознания не достигает стадии разрушения основ, чего стабильное сознание инстинктивно избегает. Судя по всему, репродуктивное воображение, по крайней мере отчасти, является защитным природным механизмом, позволяющим человеку избегать разрушения устойчивых штампов восприятия, последствия которого он еще не в состоянии адаптировать и использовать безопасно для себя или для общества, поскольку выход из устойчивых штампов даже в узко специализированной области влечет за собой возможность подобных алгоритмов поведения и в других плоскостях сознания.

psychologyc.ru

Репродуктивное воображение — это… Что такое Репродуктивное воображение?



Репродуктивное воображение
— процесс механического воспроизведения полученного ранее впечатления в виде психического образа.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.
Под общей редакцией А.А. Реана.
2002.

  • Реальный Я-образ
  • Репродуктивное представление

Смотреть что такое «Репродуктивное воображение» в других словарях:

  • ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями …   Философская энциклопедия

  • Воображение — Воображение  способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле,… …   Википедия

  • ВООБРАЖЕНИЕ — способность представлять отсутствующие объекты. Различают репродуктивное воображение, представляющее образ чего то уже известного нам, и творческое воображение, делающее человека способным создавать что то новое в развитии своей жизни, или же в… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • ВООБРАЖЕНИЕ — способность представлять отсутствующие объекты. Различают репродуктивное воображение,представляющее образ чего то уже известного нам, и творческое воображение, делающее человека способным создавать произведения искусства, развивать науку и… …   Философский словарь

  • ВООБРАЖЕНИЕ — способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений, то есть способность представлять отсутствующие объекты. Различают репродуктивное воображение,… …   Тематический философский словарь

  • воображение воссоздающее — (репродуктивное – от лат. re – приставка со значением вновь , снова и producere – производить; буквально – воспроизводящее) – разновидность воображения, имеющее в своей основе создание образов предметов, явлений, имеющихся в действительности, или …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Воображение — форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое В. К непроизвольному относятся: мечта образ желаемого будущего;… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • ФАНТАЗИЯ — – психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире; продукт воображения, порожденный собственной деятельностью человека. В психоанализе фантазия рассматривается с точки …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности — В познании и познавательной деятельности людей выделяют рациональные и иррациональные элементы. Поэтому познание делят на рациональное, то есть осуществляющееся при помощи рациональных элементов, и иррациональное, которое осуществляется при… …   Википедия

  • Критика чистого разума — Титульный лист первого издания «Критика чистого разума» (нем.  …   Википедия

psihologiya_cheloveka.academic.ru

активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное, их особенности. — КиберПедия

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активное воображениехарактеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображениеотличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

В репродуктивном воображенииставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому в литературе о писателях. Например, одно из них: во время работы над романом «Мадам Бовари» Гюстав Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.


Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В наименьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Но есть и другие виды воображения. Это – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма – сопровождают многие болезненные состояния.

Грезыв отличие от галлюцинаций – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

cyberpedia.su

Экзаменационный билет № 17

  1. Активное и
    пассивное, продуктивное и репродуктивное
    воображение.

  2. Феномен аттракции
    в межличностных отношениях, различные
    уровни аттракции.

Культурный шок:
причины, протекание, психологическая
помощь

1.Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение.

Воображение –
познавательный
процесс к построению новых целостных
образов действительности путём
переработки содержания сложившегося
практического, интеллектуального,
чувственного и эмоционально – смыслового
опыта. (Зинченко, Мещеряков)

Отличительной
особенностью воображения является то,
что оно есть только у человека. И
воображение всегда является частью
какого-либо ещё психического процесса.

С.Л. Рубинштейн
пишет: «Воображение – это отлёт от
прошлого опыта, это преобразование
данного и порождение на этой основе
новых образов»

Функции
воображения:

  1. Представление
    действительности в образах и возможность
    пользоваться ими, решая конкретные
    задачи. Эта функция связана с мышлением
    и органически в него включена.

  2. Регуляция
    эмоциональных состояний (при помощи
    своего воображения человек способен
    удовлетворять часть своих потребностей,
    данная функция особенно разрабатывается
    в психоанализе).

  3. Планирование и
    программирование действий (данная
    функция связана с поведением человека,
    с помощью воображения человек может
    регулировать многие психофизиологические
    состояния, например, волевым путём
    человек может влиять на органические
    процессы: изменять ритм дыхания, частоту
    пульса, кровяное давление (индийская
    йога).

  4. Формирование
    внутреннего плана действий, способность
    выполнять их в уме, манипулируя образами.

  5. Участие воображения
    в произвольной регуляции познавательных
    процессов и состояний человека. В
    частности, восприятия, внимания, памяти,
    речи, эмоций. (С помощью вызываемых
    образов, человек может управлять
    восприятием, воспоминаниями,
    высказываниями).

Виды воображения:

  1. Пассивное
    воображение (непроизвольное) –
    такой
    вид воображения, когда не требуется
    усилия воли и желания. Воображение
    совершается под воздействием
    малоосознанных потребностей, влечений
    и тенденций, независимо от какого-то
    сознательного вмешательства субъекта
    (пример, грёзы, сновидения, мечты,
    фантазии).

  2. Активное
    воображение
    предполагает
    сознательное формирование образов и
    преобразование в соответствии с целями
    по собственному желанию, усилием воли
    (в высших формах воображения, в
    творчестве).

  3. Продуктивное
    воображение
    отличается
    тем, что в нём действительность
    сознательно конструируется человеком,
    а не просто механически копируется или
    воссоздаётся, при этом в образе она всё
    же творчески преобразуется. (Например,
    с продуктивным воображением мы
    встречаемся тогда, когда мир художника
    – фантасмагория, иррационализм, Булгаков
    «Мастер и Маргарита»)

  4. Репродуктивное
    воображение –
    данный
    вид воображения помогает воспроизвести
    реальность в том виде, какая она есть,
    и, хотя, здесь также присутствует элемент
    фантазии, такое воображение больше
    напоминает восприятие или память, чем
    творчество (Например, по картинам
    Шишкина биологи могут изучать флору
    русского леса, т.к. все растения на его
    полотнах выписаны с документальной
    точностью).

studfile.net

Виды воображения в психологии: особенности и краткая характеристика

Когда речь заходит о воображении, то в голову приходят яркие фантазии писателей, художников, гениальные изобретения конструкторов и открытия ученых. На самом деле сфер использования воображения намного больше, о некоторых из них мы даже не подозреваем. Этот психический процесс создания образов активно участвует во всех видах деятельности человека, не только сознательной, но и неосознанной. Воображение так многообразно, что в психологии существует даже классификация его видов.

Пассивное воображение

Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.

Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний. Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации. Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.

В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.

Пассивное непроизвольное воображение

К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.

  • Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
  • Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.

Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.

Пассивное произвольное воображение

К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая. Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные. Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.

Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?

  • Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
  • Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.

Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере. Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза. А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.

Активное произвольное воображение

Сознание

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем. Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ. Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения. Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области. Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Именно творческое воображение позволяет нам увидеть ситуацию с необычного ракурса, найти неожиданные, нестандартные решения проблемы, отыскать новые пути и увидеть скрытое от обычного взгляда.

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

psychologist.tips

Воображение — это… Что такое Воображение?

Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением[источник не указан 589 дней].

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.[1]

Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.[2]

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

По приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса

Основная статья: Творчество как процесс
  • Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт (озарение).
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
  • схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
  • акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;
  • типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • точность.

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребёнка развивается мышление[3]. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • билингвистический опыт;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

См. также

Примечания

  1. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 3-е изд. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. Общие основы психологии. — 688 с.
  2. Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. — 1968. — № 3.
  3. В мире существует несколько крупных программ развития креативности у детей. Их авторы: А.Грэб; Торресант; Миклус и Гоули («Одиссея разума»)

Литература

  • Воображение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1998. — 576 с.
  • Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, 2007. — 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
  • Egan, Kieran. Imagination in Teaching and Learning. Chicago: University of Chicago Press, 1992.
  • Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001
  • Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1998.
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
  • Петровский А. В., Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.
  • Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. 1968. № 3.

dic.academic.ru

ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ — это… Что такое ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ?



ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
— категория гносеологии и философии науки, обозначающая способность сознания к когнитивному творчеству, то есть к свободному (и в своей основе — случайному) комбинированию различных образов, как чувственных (восприятий и представлений), так и мысленных (идей разного рода). Впервые продуктивное воображение как самостоятельную и важнейшую познавательную операцию ввел в гносеологию И. Кант. (См. сознание, познание, синтез, новизна).

Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект.
С. А. Лебедев.
2004.

  • ПРОГРЕСС
  • ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Смотреть что такое «ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ» в других словарях:

  • ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями …   Философская энциклопедия

  • Воображение — Воображение  способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле,… …   Википедия

  • МЫШЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ (стадии) — (англ. productive thinking) синоним «творческого мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, это задача познать самого себя. «Я не… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности — В познании и познавательной деятельности людей выделяют рациональные и иррациональные элементы. Поэтому познание делят на рациональное, то есть осуществляющееся при помощи рациональных элементов, и иррациональное, которое осуществляется при… …   Википедия

  • пратьякша — (санскр.) восприятие, один из двух (наряду с выводом) источников достоверного знания в будд. гносеологии. Буддисты полагали восприятие чистой чувственностью, лишенной к. л. примеси мышления, а след., и иллюзорности. Функция чистого восприятия… …   Буддизм

  • Фихте Иоганн Готлиб — Фихте и этический идеализм Жизненный путь и сочинения     Иоганн Готлиб Фихте родился в Рамменау в 1762 г. в бедной крестьянской семье. Его отроческие годы отмечены печатью нищеты. Чтобы помочь семье, он пас гусей. Впрочем, воспоминания о той… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Критика чистого разума — Титульный лист первого издания «Критика чистого разума» (нем.  …   Википедия

  • Критика чистого разум — Титульный лист первого издания «Критика чистого разума» (нем. Kritik der reinen Vernunft)  основополагающий философский труд Иммануила Канта, изданный в 1781 году. Второе издание 1787 года было существенно переработано и дополнено автором. В… …   Википедия

  • Критика чистого разума (Кант) — Титульный лист первого издания «Критика чистого разума» (нем. Kritik der reinen Vernunft)  основополагающий философский труд Иммануила Канта, изданный в 1781 году. Второе издание 1787 года было существенно переработано и дополнено автором. В… …   Википедия

  • ИЛЬЕНКОВ — Эвальд Васильевич (1924 1979) российский философ, психолог, педагог. Д р философских наук (1968). Окончив школу, в сентябре 1941 поступил на философский фак т Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ). В октябре 1941 эвакуация в Ашхабад …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки». 3–7 лет, Бакланова Т.И., Глебова А.О., Журова Л.Е., Карпова Ю.В., Киселёва С.Л., Кожевникова В.В., Кудрявцев В.Т., Лабутина Н.В., Лыкова И.А., Милаева М.С., Новикова Г.П., Павленко Т.А., Полковникова Н.Б., Салмина Н.Г., Сечкина О.К., Султанова М.Н., Ушакова О.С.. Программа «Тропинки»— примерная основная образовательная программа дошкольного образования, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет… Подробнее  Купить за 324 руб
  • Цикл лекций «Немецкая классическая философия», Дмитрий Кириллович Богатырев. Лекции читает доктор философских наук, профессор, Дмитрий Кириллович Богатырев. Лекция 1. Общая характеристика классической немецкой философии. Лекция 2. Трансцендентально-идеалистическая… Подробнее  Купить за 190 руб аудиокнига
  • Развитие воображения. Для детей 6-7 лет, Марина Султанова. Дорогие взрослые!Воображение — важнейшая сторона нашей жизни. И начинать развивать его можно и нужно как можно раньше. Но как сделать это правильно?Мы часто говорим: Он у меня и так много… Подробнее  Купить за 64 грн (только Украина)

Другие книги по запросу «ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ» >>

philosophy_of_science.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о