Психология бедности и богатства: 9 привычек, которые делают нас беднее

Что такое психология бедности?

Проверьте себя. Бывает такое?

Зависть

Зависть может быть хорошим мотиватором, если вы ориентируетесь на успешного человека, стараясь стать лучше. Но если вы склонны искать виноватых, чтобы оправдать собственный провал, задумайтесь. Считаете, что жизнь к вам несправедлива? Всё самое лучшее вечно получают те, кто глупее вас? Чем они заслужили новую должность, красивый автомобиль и счастливую жизнь? А вы уверены, что эти люди действительно ничего из себя не представляют? Не завидуйте. Развивайтесь.

Низкая самооценка

Низкая самооценка — это склонность фокусироваться на своих слабостях и не замечать свои сильные стороны. С низкой самооценкой связан синдром самозванца, который заставляет вас думать за других: вам постоянно кажется, что коллеги вас игнорируют, начальство вас не ценит, друзья избегают общения. Эти опасения сильны, они парализуют вас и не позволяют сделать даже маленький шаг на пути к изменениям. Кажется, пора разобраться в своих достоинствах.

Жизнь — боль!

Все вокруг уже чего-то добились, только вы стоите на месте. Жизнь тяжела, и вы склонны себя жалеть: как же вам не повезло родиться в этой несвободной стране, жить в этом ужасном городе, где всем наплевать, какой вы замечательный, и у вас вечно нет денег. Не обижайтесь на весь мир, лучше подумайте: вам действительно не хватает денег или вы просто слишком рьяно сравниваете себя с другими, а также не умеете адекватно оценивать свои потребности?

Деньги — зло!

Вы считаете, что все обеспеченные люди аморальны, нечестны и вороваты. Вы убеждаете себя, что ничего особенного вам не нужно, что важнее всего Любовь, Справедливость, Родина (нужное подчеркнуть), — и тем самым лишаете себя мотивации трудиться. Деньги не синоним счастья, но они существенно повышают качество жизни, особенно когда речь идёт о здоровье. Нет ничего плохого в том, чтобы стремиться к финансовому благополучию.

Казаться, а не быть

В СССР было принято скрывать богатство, а сейчас люди, наоборот, стараются замаскировать бедность, отмечают социологи. Вы стремитесь казаться богаче, чем вы есть на самом деле, — и этим очень вредите своему благосостоянию. Позволяете себе дорогие рестораны чаще разумного, покупаете новый айфон вместо оплаты жилья, ваш шкаф набит одеждой, но… вы живёте в долг. Или надеетесь, что кто-то другой снимет с вас ответственность за вашу жизнь, то есть попросту снова даст вам денег. Считаете это нормальным?

Экономить на всём

Экономия — полезная привычка, если не превращать её в крайность. Вы находитесь в постоянном поиске специальных предложений, скидок и халявы? Вы отказываете себе во многом, но почему-то денег не прибавляется? Как и счастья. На самом деле, «бесплатно» или «почти бесплатно» — часто маркетинговые ходы, которые заставляют вас покупать ненужные вам вещи или потреблять больше рекламы. Кроме того, на поиск халявы вы тратите слишком много энергии, которую могли бы потратить на рост и развитие.

«Человек наследует не нищету, а способ мышления “бедного”» — ИА «Пресс-Лайн»

Деньги сегодня — не просто средство обмена на товары и мерило жизненного благополучия. Отношение человека к деньгам много говорит и о нем самом – как он мыслит, воспринимает себя и мир вокруг. О том, что такое «психология богатого» и «бедного», почему люди ищут в деньгах любовь и безопасность, и работают ли денежные марафоны, «Пресс-лайн» поговорил с доцентом департамента психологии Факультета социальных наук Высшей школы экономики Натальей Антоновой.

«Мама, а мы бедные?»

— Наталья Викторовна, такое понятие, как «психология денег» имеет право на жизнь? Или же финансовое поведение человека и психология – вещи не связанные?

— Безусловно, имеет. Экономическая психология — это раздел науки в рамках психологии. Есть еще бихевиоральная (поведенческая) экономика – это уже раздел экономики. То, что экономическое поведение людей обусловлено психологическими закономерностями – факт очевидный. И экономисты, и психологи изучают это, каждый со своей стороны.

Что именно изучается? Во-первых, восприятие денег как таковое. Деньги с одной стороны материальны – существуют как объект, но материальной ценности они не несут. Бумажка сама по себе не ценна, ценностью и смыслами деньги наделяют люди. Есть классификация людей по отношению к деньгам. В ее основе лежит то, какую ценность символизируют для человека деньги — свободу, безопасность, любовь или власть. В рамках каждой из этих ценностей прослеживаются разные типы поведения людей.

Изучается и принятие решений в отношении денег. Наверное, многие слышали имена таких исследователей как Тверски и Канеман, которые получили Нобелевскую премию по экономике за исследования в области экономической психологии. Канеман и Тверски описали множество когнитивных искажений, возникающих при восприятии денег и принятии финансовых решений — вкладывать ли во что-то, брать ли в долг и т.д.

Исследователи во всем мире, в России в том числе, проводят множество экспериментов и выявляют интересные эффекты. Например, выявлен эффект размера денег. В ходе эксперимента на улице рассыпали деньги разного номинала и смотрели, что будет происходить. Оказалось, что мелочь люди не поднимают, а деньги крупного номинала поднимают охотно. Одно из свидетельств того самого субъективного восприятия денег, когда сами люди приписывают им определенную стоимость. Интересен эффект денежного напряжения, когда человек связывает деньги со своими ценностями и потребностями. И, как результат, испытывает в отношении денег достаточно сильные эмоции.

pixabay.com

— Есть ли какие-то маркеры здоровых психологических отношений человека с деньгами?

— Здоровое отношение к деньгам само по себе — это как раз маркер зрелой личности и психологического здоровья. Что для него характерно? Первое – отсутствие ярких эмоций по отношению к деньгам. Спокойное отношение говорит о зрелости личности и, наоборот, чем сильнее эмоции, тем более фрустрированы потребности, которые ассоциированы у человека с деньгами.

Второй маркер — финансовое поведение. Здоровое отношение — это отсутствие импульсивных покупок, рациональные траты. Показательно и то, воспринимает ли человек деньги как средство удовлетворения потребностей или как самоцель. И как он это формулирует: «Хочу заработать много денег» или «Хочу квартиру и поэтому хочу заработать».

— Парадигма «Все идет из детства» в отношении человека к деньгам также справедлива?

— Конечно. Родители транслируют, а ребенок усваивает ценности и убеждения в отношении денег, модели финансового поведения. Но уже во взрослом возрасте эти паттерны мышления можно менять – приобретать новые навыки, инвестировать, например. В Советском союзе такая форма финансового поведения отсутствовала, а сегодня стала если не расхожей, то очень частой практикой.

— То есть установка, что нищета передается по наследству, неверна?

— Человек наследует не нищету, как таковую, а способ мышления, приводящий к бедности. Если ребенок уже в детстве идентифицирует себя как «бедный», начать думать и действовать как «богатый», ему будет не просто. Наверное, многие замечали, что дети часто так и спрашивают: «Мама, а мы бедные?» И это встраивается в идентичность ребенка.

Плюс, в малообеспеченных семьях и само финансовое поведение достаточно бедное. Палитра действий ограничивается тем, чтобы получить зарплату и всю ее потратить на продукты. Ребенок просто не видит этих моделей, например, того, что можно копить, инвестировать – усвоить это неоткуда. Но это не фатально, это не наследственность, а приобретенные установки, с которыми можно работать, менять их.

Те же уроки финансовой грамотности в школах. При условии качественного преподавания, это очень хорошая практика. Действительно реальные навыки, которые понадобятся детям в будущем, в отличие от некоторых других, которые преподают в школе.

— Какой ответ на вопрос ребенка: «Мы бедные? Мы богатые?» с точки зрения психологии будет правильным?

— Идентификации с какой-то из социальных групп – бедные, богатые — лучше избегать. Это очень полярная классификация. Можно ответить описательно: «У нас достаточно средств для жизни…». Или: «Мы можем обеспечить себя всем необходимым». Оптимально – уводить понятие денег в рациональную сферу. Любой лейбл, отнесение себя к какой-то категории, очень ограничивает человека. Кроме того, идентификация себя как «бедного» может повлиять на общую самооценку ребенка, он может чувствовать себя ущербным, обделенным.

— Как быстро человек может изменить свои финансовые привычки?

— В ответе на этот вопрос есть две грани. Первая – финансовые знания как таковые. Подобной информации сейчас в избытке, есть обучающие курсы, книги. Начать изучать – это первый шаг.
Вторая сторона — изменить свои мыслительные паттерны, то есть обнаружить убеждения, которые тормозят человека в вопросе личных финансов. Например, в Советском союзе были расхожие убеждение: «Деньги — это зло»; «Главное — внутреннее богатство, а не внешнее»; «Если богатый, значит, наворовал». С точки зрения религии, богатство также ассоциировалось с чем-то плохим, злым – богатые попадут в ад, а бедные в рай. Такие убеждения и приводят к тому, что человек, даже не осознавая этого, начинает защищаться от владения большими деньгами. А если крупные суммы к нему попадают, он их сразу же тратит, как говорят, «Деньги карман жгут».

Конечно же, такие убеждения будут мешать человеку формировать материальное благосостояние. Но все это можно проработать с психологом – и хоть в 20, хоть в 60 лет перестроить сознание и начать зарабатывать, создавать бизнесы. Таких примеров не мало.

Деньги как замена любви

— Помимо убеждения «Деньги – зло», какие еще блоки мешают зарабатывать, копить?

— Таких убеждений много. Увидеть их можно через понимание того, с какой ценностью у человека ассоциированы деньги: «Деньги – это что…?» Для кого-то деньги символизируют любовь. И тогда потребность в любви человек будет удовлетворять через потребление и бесконечные покупки.

Потребность в безопасности очень часто связана с накопительным поведением. Есть те, кто не покупает вещи, а наоборот, усердно копит без всякой цели. А потом раз и дефолт — и все деньги пропали, а потратить их человек не мог, потому что они давали ему ощущение безопасности. Или фиксация на деньгах, это свойственно недолюбленным детям, которых в детстве отвергали. Деньги в этом случае становятся способом что-то доказать родителям. «Я стану богатым, знаменитым, докажу, что могу». Родители давно умерли, а человек все доказывает.

pixabay.com

Часто финансовым поведением человека движут неосознаваемые им самим, связанные с мотивационно-потребностной сферой, механизмы. И первым шагом к тому, чтобы их проработать, как раз и является осознание – с помощью психолога или самостоятельно — этих взаимосвязей.

— А какие симптомы могут говорить о нездоровом отношении человека к деньгам?

— Люди очень часто понимают, что у них в отношении с деньгами что-то не то. Во-первых, когда слишком много тратят — зарплата, какой бы она не была, уходит за неделю. Или наоборот: когда копят без какой-либо цели, и не могут потратить, как они говорят, «рука не поднимается». Поведение говорит об очень многом.

Для оценки психологического благополучия есть такая простая методика. Нарисуйте линию на которой находятся все люди мира, а на ней — самого бедного и самого богатого человека. Какими суммами владеют эти люди? Если поляризация, разрыв, очень большие, то это уже потенциально проблемный момент.

А теперь нарисуйте себя на этой линии и то, где бы вы хотели быть при идеальном раскладе? Если человек рисует себя близко к бедным, а хочет быть близко к богатым – и при этом между ними огромный разрыв, это тоже свидетельство неблагополучной ситуации в отношениях с деньгами. Простая, но показательная методика, которая поможет понять, есть ли сложности в сфере «Я и деньги».

— В бестселлере на тему личных финансов, «Бедный папа, богатый папа», красной нитью проходит мысль, что финансовое благополучие – это в первую очередь результат того, как ты мыслишь. Что такое психология бедного и богатого человека – и есть ли она?

— Саму книгу я не читала, но да, убеждения влияют на то, как человек себя ведет. Поведение, эмоции связаны не только с убеждениями, но и с образом нашего я — как человек воспринимает свою идентичность. В образ «Я» в том числе включено финансовое положение, идентификация с определенной группой — бедные, средний класс, богатые. Причем это может быть не связано с реальным статусом. Имея достаточно большую по средним меркам зарплату, человек может идентифицировать себя с бедными и вести себя как бедный.

Есть исследования того, какие личностные характеристики связаны с бедностью. Например, внешний локус контроля: бедный человек ищет причину своих проблем, бедности – во вне, а не в себе. Виноваты плохое правительство или кто-то еще. Бедный склонен к избеганию неудач. Из двух стратегии постановки цели, он руководствуется не мотивом достижения, а мотивом избегания неудач. Лучше избежать неудачи, чем пытаться достигнуть цели — а вдруг что-то случится. Вот это «А вдруг?» и ведет к тому, что человек вообще ничего не пробует.

— Как объяснить то, что при базовом понимании: «Деньги не дают ощущение счастья», тех, кто счастлив чашкой риса так немного?

— Есть разные модели потребности и мотивов, объясню на модели Герцберга. Он говорит о том, что у человека есть базовые потребности, Герцберг называет их гигиенические факторы – это материальные потребности. Их удовлетворение дает базовую удовлетворенность, но не дает мотивацию и счастье.

Кстати, об этом же говорят исследования в организациях: при повышении зарплаты мотивация растет до определенного уровня. Сотрудникам повышают зарплату, у них загораются глаза, мотивация и вовлеченность увеличиваются. Таких циклов может быть несколько, но в какой-то момент повышение зарплаты не повлечет за собой повышение мотивации, она даже может снизиться. Потому что деньги – это база, а мотивируют человека другие вещи — развитие, обучение, самореализация. Именно эти потребности важно удовлетворять, чтобы переживать ощущения счастья и осмысленности жизни.

pixabay.com

Запрос на реализацию себя

— Денежные марафоны и денежные медитации — чем объясняется высокая востребованность таких продуктов?

— Отношение к деньгам — это в целом показатель благополучия личности, наличия у нее каких-то проблем. Но пойти к психологу и напрямую сказать, что у меня проблемы, например, с самооценкой, человеку достаточно сложно. А деньги — они материальны, они вешний носитель этой проблемы. Поэтому гораздо проще пойти и решать проблему денег, но решая ее, люди на самом деле решают какие-то другие проблемы.

Давно замечено, что в периоды экономического или социального кризиса популярность таких курсов сильно вырастает. Потому что растет эмоциональная заряженность денег, а многие потребности, в первую очередь потребность в безопасности – фрустрированы, нарастает тревога и страх перед будущим.

Плюс, в нашей стране довольно низкая финансовая грамотность. Люди пытаются понять, как вообще обращаться с деньгами.

Наталья Антонова, доцент департамента психологии ВШЭ

— Продавцы таких марафонов говорят, что они снимают «денежные блоки». Это действительно способ проработать ограничения?

— Если под «блоками» подразумеваются какие-то эзотерические вещи, то это, конечно, не научно. Если речь про ограничивающие убеждения, которые могут приводить к нерациональному отношению к деньгам, то да, это, вполне, рабочий инструмент. Такие убеждения надо осознавать, менять их, но быстро это не происходит.

Нет такого, что человек пришел на марафон, там помахали рукой, сняли блок – и человек ушел богатый. Так это не работает. Нельзя убеждения, которые складывались 20-30 лет, поменять за неделю-две. Паттерны мышления склонны возвращаться – и это большая работа, отслеживать их, действовать и думать иначе, а не так, как привык.

— В Европе активно обсуждается возможность «безусловного дохода». Однако есть опасения, что такая практика психологически дестабилизирует человека. Каково ваше мнение?

— Этот вопрос напрямую завязан на теме потребностей человека, базовых и высших. Поэтому общество в своей основной массе должно достичь такого уровня, когда включаются не только мотивы выживания. Например, я работала с соцслужбой, и соцработники рассказывали, что есть когорта мам, которые рожают детей, живут на детские пособия и категорически не хотят устраиваться на работу. Точно такая же проблема есть и в Европе – целый класс людей живет на пособия. У них удовлетворены базовые потребности, есть на что поесть, купить алкоголь — и больше им ничего не нужно. В этом случае общество просто не готово к модели безусловного дохода.

Если же в основной своей массе люди вышли из состояния выживания на новый уровень, начинают искать себя, стремятся к самореализации, то думать о такой модели можно. Всплеск интереса к обучающим программам — это как раз пример удовлетворения высших потребностей человека. К слову, в основе популярной сегодня идеи пассивного дохода лежит тот же самый принцип базового дохода, только этот доход люди создают себе сами. А создав, начинают заниматься любимым делом или искать себя.

pixabay.com

— Огромный запрос на самореализацию – это тоже показатель того, как меняется общество?

— Да, еще в прошлом веке такого не было – люди спокойно работали по 20 лет в одном месте, потому что их держали стаж, очередь на квартиру и другие материальные вещи. Сегодня же базовые потребности в целом у людей удовлетворены. О том, что такое голод или одно платье на все случаи жизни, большинство знает исключительно из книг и фильмов. Наоборот, шкафы ломятся от вещей — проблема теперь, где это все хранить и куда надевать. И все чаще люди начинают думать о том, как реализовать себя, найти свое призвание, а не просто зарабатывать. Стали модными идеи минимализма, марафоны «освобождения пространства» от вещей.

— Есть немало примеров, когда, сорвав джек-пот в лотерею, человек быстро тратит всю сумму, а сам – деградирует. Как работает этот разрушительный механизм?

— Это вопрос модели идентичности и нашего образ себя – я бедный, я богатый. Когда на человека с моделью «Я бедный» сваливается много денег, он не может моментально перестроиться. Поэтому, получив наследство или выиграв в лотерею, начинает очень быстро все спускать. Фактически это про неготовность принять эти деньги как свои.

Изменение отношения к большим суммам — это тоже процесс. Человек может сколько угодно мечтать о квартире и машине, но лучше посчитать, сколько для этого нужно денег. Общая сумма может казаться невероятной, но, стоит поделить ее на разумное количество лет, за которое эти деньги можно заработать, и мечты станут вполне достижимыми целями.

Наталья Повольнова

Не пропускайте ссылку на другие наши интересные новости в социальной сети «ВКонтакте», подпишитесь прямо сейчас всего в один клик!

Психология бедности, богатства и экономического неравенства

Microsoft прекращает выпуск Internet Explorer 11 в августе 2021 года. Если у вас возникли трудности с просмотром сайта в Internet Explorer 11, мы рекомендуем использовать другой браузер, например Microsoft Edge, Google Chrome, Apple Safari или Mozilla Firefox.

X

Главная

> Предметы

> Психология бедности, богатства и экономического неравенства

  • Учебник
  • электронная коллекция

Авторы

Дебора Белль, Бостонский университет, Хизер Э. Буллок, Калифорнийский университет, Санта-Круз

Описание

Экономическое неравенство является определяющей проблемой нашего времени, поскольку горстка людей в Соединенных Штатах сегодня владеет богатством, превышающим половину населения страны. Каковы психологические последствия жизни в глубоко неравном обществе? Этот комплексный учебник является одним из первых, в котором бедность, богатство и экономическое неравенство рассматриваются с психологической точки зрения. Написанный двумя ведущими учеными в этой области, он представляет собой перекрестный анализ влияния экономического неравенства на когнитивные,…

  • Получить доступ
  • Добавить закладку

  • Обзор
  • Содержание
  • Ресурсы
  • Авторы
  • Обзоры
  • Metrics

Ключевые особенности

  • Сосредоточен на потенциальных решениях проблем, которые могут показаться учащимся неподъемными, вселяет оптимизм и побуждает к действиям.
  • Межсекционный анализ демонстрирует, как взаимодействие множества аспектов идентичности может влиять на опыт людей в отношении бедности и богатства, и объясняет когнитивные, эмоциональные, межличностные, межгрупповые, физиологические и медицинские результаты.
  • Объединяет хорошо изученные последствия бедности с новыми исследованиями последствий богатства для психологии человека, обеспечивая более полное понимание социальных последствий экономического неравенства.

О книге

  • DOI https://doi.org/10.1017/9781108644792
  • Предметы Прикладная психология, Психология, Социальная психология
  • Формат: Твердый переплет
    • Дата публикации: 05 января 2023 г.
    • ISBN: 9781108486149
    • Размеры (мм): 246 x 189 мм
    • Вес: 1 кг
    • Объем страницы: 391 страница
    • Доступность: Временно недоступен — доступен с
  • Формат: Мягкая обложка
    • Дата публикации: 05 января 2023 г.
    • ISBN: 9781108731829
    • Размеры (мм): 246 x 189 мм
    • Вес: 0,8 кг
    • Объем страницы: 391 страница
    • Наличие: Доступно
  • Формат: Цифровой

Варианты доступа

Просмотрите варианты ниже, чтобы войти в систему и проверить свой доступ.

Личный вход

Войдите в свою учетную запись Cambridge Higher Education, чтобы проверить доступ.

Войти

Варианты покупки

Для этого названия нет доступных вариантов покупки.

Есть код доступа?

Чтобы активировать код доступа, войдите в систему под своим логином.

Войти

Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, свяжитесь с библиотекаря вашего учреждения или проконсультируйтесь с нашим Страница часто задаваемых вопросов для получения дополнительной информации о доступе к нашему контенту.

Также можно приобрести у этих поставщиков образовательных электронных книг. [Открывается в новом окне]

Афганистан Аландские острова Албания Алжир американское Самоа Андорра Ангола Ангилья Антарктида Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Аруба Австралия Австрия Азербайджан Багамы Бахрейн Бангладеш Барбадос Беларусь Бельгия Белиз Бенин Бермуды Бутан Боливия Босния и Герцеговина Ботсвана Остров Буве Бразилия Британская территория Индийского океана Бруней-Даруссалам Болгария Буркина-Фасо Бурунди Камбоджа Камерун Канада Кабо-Верде Каймановы острова Центрально-Африканская Республика Чад Нормандские острова, остров Мэн Чили Китай Остров Рождества Кокосовые (Килинг) острова Колумбия Коморы Конго Конго, Демократическая Республика Острова Кука Коста-Рика Берег Слоновой Кости Хорватия Куба Кипр Чешская Республика Дания Джибути Доминика Доминиканская Республика Восточный Тимор Эквадор Египет Сальвадор Экваториальная Гвинея Эритрея Эстония Эфиопия Фолклендские (Мальвинские) острова Фарерские острова Фиджи Финляндия Франция Французская Гвиана Французская Полинезия Южные Французские Территории Габон Гамбия Грузия Германия Гана Гибралтар Греция Гренландия Гренада Гваделупа Гуам Гватемала Гернси Гвинея Гвинея-бисау Гайана Гаити Острова Херда и Макдональда Гондурас Гонконг Венгрия Исландия Индия Индонезия Иран, Исламская Республика Ирак Ирландия Израиль Италия Ямайка Япония Джерси Иордания Казахстан Кения Кирибати Корея, Народно-Демократическая Республика Корея, Республика Кувейт Кыргызстан Лаосская Народно-Демократическая Республика Латвия Ливан Лесото Либерия Ливийская арабская джамахирия Лихтенштейн Литва Люксембург Макао Македония Мадагаскар Малави Малайзия Мальдивы Мали Мальта Маршалловы острова Мартиника Мавритания Маврикий Майотта Мексика Микронезия, Федеративные Штаты Молдова, Республика Монако Монголия Черногория Монтсеррат Марокко Мозамбик Мьянма Намибия Науру Непал Нидерланды Нидерландские Антильские острова Новая Каледония Новая Зеландия Никарагуа Нигер Нигерия Ниуэ Остров Норфолк Северные Марианские острова Норвегия Оман Пакистан Палау Палестинская территория, оккупированная Панама Папуа — Новая Гвинея Парагвай Перу Филиппины Питкэрн Польша Португалия Пуэрто-Рико Катар Воссоединение Румыния Российская Федерация Руанда Сент-Китс и Невис Санкт-Люсия Святой Винсент и Гренадины Самоа Сан-Марино Сан-Томе и Принсипи Саудовская Аравия Сенегал Сербия Сейшелы Сьерра-Леоне Сингапур Словакия Словения Соломоновы острова Сомали Южная Африка Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова Испания Шри-Ланка Святая Елена Сен-Пьер и Микелон Судан Суринам Шпицберген и острова Ян-Майен Свазиленд Швеция Швейцария Сирийская Арабская Республика Тайвань Таджикистан Танзания, Объединенная Республика Таиланд Идти Токелау Тонга Тринидад и Тобаго Тунис Турция Туркменистан острова Теркс и Кайкос Тувалу Уганда Украина Объединенные Арабские Эмираты Великобритания Соединенные Штаты Малые отдаленные острова США Виргинские острова США Уругвай Узбекистан Вануату Ватикан Венесуэла Вьетнам Виргинские острова (Британия) Острова Уоллис и Футуна Западная Сахара Йемен Замбия Зимбабве

Как бедность влияет на мозг и поведение — Ассоциация психологических наук — APS

Бедность держит, казалось бы, нерушимую хватку в семьях, районах, городах и целых странах. Она простирается от одного поколения к другому, загоняя людей в социально-экономическую яму, из которой почти невозможно выбраться. Частью топлива для бесконечного цикла бедности является ее подавляющее воздействие на когнитивное развитие людей, исполнительные функции и внимание, как это продемонстрировали четыре ученых на первом Международном съезде психологических наук, состоявшемся 12–14 марта в Амстердаме, Нидерланды.

На интегративном научном симпозиуме по познанию, поведению и развитию в социально-экономическом контексте исследователи поделились выводами о психологических последствиях жизни с ограниченными ресурсами и низким социально-экономическим статусом (СЭС) по сравнению с изобилием и безопасностью. Но выступавшие также подчеркивали, что фактических данных о причинах и последствиях бедности уже достаточно для обоснования политики, направленной на смягчение экономического неравенства.

«Мы много знаем, — говорит психолог Синтия Гарсия Колл, исследователь детского развития, проректор Университета Карлоса Альбису в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико. «Здесь есть моральная проблема. Сколько еще нам нужно говорить о том, что бедность вредна для человека?»

Большая часть симпозиума была сосредоточена на воздействии на разум денег в их дефиците, а часто даже в изобилии. И исследователи считают, что исследования на стыке психологии и экономики являются примером истинной интегративной науки.

«Если мы продолжим это взаимодействие между учеными, занимающимися детским развитием, экономистами, неврологами [и] учеными-когнитивистами, — сказала Марта Дж. Фарах, научный сотрудник Уильяма Джеймса, APS, — я думаю, весьма вероятно, что мы лучше поймем, как бедность влияет на развитие мозга и жизненные шансы людей, а также какие инструменты вмешательства могут быть эффективными».

Развитие мозга

Действительно, десятилетия исследований уже задокументировали, что люди, которые сталкиваются со стрессорами, такими как низкий семейный доход, дискриминация, ограниченный доступ к медицинскому обслуживанию, подверженность преступности и другие условия низкого СЭС, очень восприимчивы к физические и психические расстройства, низкий уровень образования и низкие показатели IQ, отмечает Фарах, профессор Пенсильванского университета. Но, изучая влияние детской бедности на развитие мозга, Фара исследовала, влияет ли взросление в неблагополучной среде на когнитивные процессы в равной степени или же одни способности нарушаются в большей степени, чем другие. Она и ее коллеги обнаружили, что память особенно уязвима для жизни при низких настройках SES. И одним из конкретных факторов, влияющих на память, является способность родителей реагировать и поддерживать в стрессовых условиях бедности.

В своей лаборатории Фара и ее коллеги изучили данные исследования развития, в ходе которого группа детей отслеживалась более 20 лет. Когда детям было 4 и 8 лет, ассистенты-исследователи приходили домой, чтобы записать различные подробности их воспитания. Например, они смотрели на когнитивную стимуляцию в доме, такую ​​как наличие книг или обучающих игрушек. Они брали интервью у матерей и опекунов и наблюдали за их взаимодействием со своими детьми. Особое внимание они уделяли тому, сколько тепла и заботы получил каждый ребенок от матери или опекуна.

Команда Фарах затем изучила результаты когнитивных тестов, которые давали детям, когда они учились в средней школе, и обнаружила, что большое количество когнитивной стимуляции в более раннем возрасте способствует развитию речи у детей. Они также обнаружили, что высокий уровень родительской заботы в возрасте 4 и 8 лет способствует улучшению памяти в средней школе.

Фара процитировала недавнее исследование, показывающее связь между СЭС и объемом гиппокампа — индикатором производительности памяти. Например, междисциплинарное исследование 2012 года, проведенное под руководством когнитивного нейробиолога из Колумбийского университета Кимберли Ноубл, выявило меньший объем гиппокампа у детей и подростков с низким СЭС по сравнению с их сверстниками с высоким СЭС.

Главное значение исследований когнитивной неврологии для развития, по словам Фары, заключается в том, что они бросают вызов широко распространенному представлению о том, что бедные должны винить только себя в своих обстоятельствах.

«Опросы показали, что очень распространенное мнение о том, почему бедные люди бедны, состоит в том, что они недостаточно стараются, они безответственны, принимают неверные решения, не учатся в школе и так далее», — сказала она. сказал. «Но… нейроны не заслуживают порицания или похвалы. Они не тратят усилий. У них нет хорошего или плохого поведения. Они просто ведут себя в соответствии с законами естественного мира».

Исследования также показывают, что бедность в раннем детстве может быть более вредной, чем бедность в более позднем детстве, сказал Гарсия Колл. Она процитировала исследования таких ученых, как исследователи развития Грег Дункан (Калифорнийский университет, Ирвин) и Кэтрин Магнусон (Университет Висконсин-Мэдисон), которые обнаружили, что первые 5 лет жизни являются наиболее чувствительным периодом для разрушительного влияния экономических лишений. . Продольное исследование Дункана, например, показало, что низкий доход семьи больше связан с трудными обстоятельствами во взрослой жизни, когда он возникает в возрасте до 5 лет, а не в более позднем детстве.

Исключения

Изучая другой конец спектра, некоторые исследователи обнаружили, что подростки из очень обеспеченных семей проявляют особую уязвимость к психологическим проблемам в различных областях. Стипендиат APS Суния С. Лутар из Аризонского государственного университета, например, обнаружила, что экономически привилегированная молодежь более подвержена стрессам — с высоким уровнем злоупотребления психоактивными веществами, расстройствами настроения и поведением, нарушающим правила, — чем их сверстники.

Некоторые из этих выводов были продемонстрированы в рамках проекта под названием «Исследование молодежи из пригородов в Новой Англии», который представляет собой непрерывную лонгитюдную оценку примерно 350 учащихся средних школ из пригородов. Лутар и ее коллеги начали изучать эту популяцию в 1990 и обнаружили, что проблемы со здоровьем и поведением, которые в народе называют «гриппом», возникают примерно в 7-м классе и со временем могут усугубляться.

Гарсия Колл сосредоточила свое исследование на детях иммигрантов и обнаружила в некоторых образцах, что подростки-иммигранты в первом поколении имели более низкий уровень преступности среди несовершеннолетних, лучшие результаты тестов и успеваемость, а также более позитивное отношение по сравнению с их американцами. прирожденные сверстники.

«Есть что-то в аккультурации в обществе, — сказала она, — где вас считают бедным, меньшинством и/или неполноценным, и они не оказывают вам никакой поддержки в том, кто вы есть или кем вы должны стать — двухкультурное общество». индивидуальный. Но дома хоть какая-то надежда. Есть мечта иммигранта».

Но, добавила она, эти преимущества неуклонно снижаются в последующих поколениях, что называется парадоксом иммигрантов. Это означает, что дети и внуки иммигрантов будут иметь проблемы со здоровьем и поведением, если мы не вмешаемся.

«Это то, что я называю «стать американкой, может быть опасно для вашего здоровья», — сказала она.

Эта поколенческая тенденция проявляется даже в сексуальном поведении. Используя продольные данные о латиноамериканцах в Соединенных Штатах, Гарсия Колл и ее коллеги измерили рискованное сексуальное поведение подростков, задав участникам вопросы об их сексуальном поведении, включая использование презервативов и противозачаточных средств, возраст первого полового акта и количество сексуальных партнеров. Они обнаружили, что рискованное поведение среди подростков в третьем поколении, особенно девочек, было выше, чем у подростков в первом и втором поколении, даже с учетом таких переменных, как доход семьи, образование родителей и возраст начала полового созревания.

Дефицит и пропускная способность

Товарищ APS Эльдар Шафир из Принстонского университета по-другому смотрит на бедность, рассматривая ее влияние на поведение и принятие решений. И данные показывают, что бедные люди принимают гораздо более проницательные решения, чем принято считать; они взвешивают
компромисс, уделяют особое внимание ценам и тщательно жонглируют ресурсами, сказал он. Но их интенсивная сосредоточенность на использовании своих скудных ресурсов может поглотить все их умственные способности, оставив им мало или вообще не оставив «когнитивной пропускной способности» для получения профессиональной подготовки, образования и других возможностей, которые могли бы вывести их из бедности.

В серии экспериментов, результаты которых были опубликованы в 2013 году в журнале Science , Шафир и его коллеги обнаружили, что у человека, озабоченного денежными проблемами, наблюдалось снижение когнитивных функций, подобное падению IQ на 13 пунктов (аналогично к потере сна всю ночь).

Исследователи начали свое исследование в торговом центре в Нью-Джерси, набрав случайным образом 400 участников с разным уровнем дохода. Они просили испытуемых подумать, как бы они решили гипотетические финансовые проблемы, такие как оплата ремонта автомобиля. Некоторым участникам был предложен «легкий» сценарий, например, счет механика составил всего 150 долларов, в то время как другим был назначен «сложный» сценарий, например, ремонт стоимостью 1500 долларов. Участники обдумывали эти сценарии, выполняя некоторые тесты, предназначенные для измерения подвижного интеллекта и познания. Испытуемые были разделены на «бедных» и «богатых» в зависимости от их доходов.

Исследователи обнаружили, что в финансово управляемых сценариях обе группы одинаково хорошо справлялись с тестами. Но столкнувшись со сложными сценариями, участники из бедной группы справились с тестами значительно хуже, чем участники из богатой группы.

Чтобы подтвердить эти результаты и изучить влияние бедности на природные условия, исследователи протестировали более 460 фермеров, выращивающих сахарный тростник в Индии, которые обычно бедны до ежегодного сбора урожая, но богатеют после него. По словам Шафира, каждый фермер лучше справлялся с когнитивными тестами после сбора урожая, чем до сбора урожая.

«В основном, когда у этих парней с таким же образованием, таким же здоровьем было много, их IQ функционировал примерно на 10 пунктов выше, чем когда у них был дефицит», — сказал он.

Такого рода проблемы ясно проявляются при принятии важных финансовых решений, как показывает исследование Шафира. В исследовании 2012 года он и группа экономистов-бихевиористов попытались изучить причины, по которым заемщиков, испытывающих нехватку денежных средств, часто привлекают хищнические методы кредитования (например, ссуды до зарплаты) и осаждают их. Экспериментаторы случайным образом распределили студентов-добровольцев на роли богатых или бедных. У бедных было меньше ресурса — времени — в игре по зарабатыванию денег. Участники играли несколько раундов игры, и в некоторых условиях могли брать время из будущих раундов, но с лихвой. (Например, для некоторых участников заимствованная секунда времени фактически будет стоить 2 секунды следующего раунда.)

Исследователи обнаружили, что богатые участники, как правило, избегали дорогостоящих займов, но бедные участники быстро брали кредит, брали больше, быстрее заканчивали время и в конечном итоге покидали лабораторию с меньшим количеством денег, когда игра была завершена. Подобное поведение часто объясняется близорукостью бедных и отсутствием контроля, за исключением того, что здесь «бедными» участниками были студенты Принстона. Дефицит может затронуть даже привилегированных.

Шафир предложил, чтобы политика и услуги, направленные на помощь бедным, учитывали влияние бедности на когнитивную функцию человека. Это может включать упрощение обычно сложных заявлений о приеме на работу и других форм, которые особенно сложно заполнять людям с чрезмерными умственными ресурсами. Он утверждал, что без этих приспособлений общество фактически препятствует способности человека добиваться успеха.

«И если вы посмотрите на это таким образом, — сказал Шафир, — мы постоянно нарушаем Международный билль о правах человека, который обязывает нас делать то, что, как мы знаем, может привести к улучшению условий жизни менее удачливых и [ ] бесправных».

Несмотря на резкий экономический рост, колоссальный технический прогресс и существенное увеличение среднего располагаемого дохода, наблюдаемое во многих странах за последние 50 лет, как в социальных науках, так и в обществе в целом возникли сомнения в том, что люди в эти страны действительно лучше.

Социологи в Европе разработали эмпирический способ «картирования» социальных тенденций, предоставляя ученым-психологам, экономистам и другим исследователям данные, которые они могут использовать для лучшего понимания причин и последствий социальных преобразований, говорит социолог Юрген Шупп из Немецкий институт экономических исследований (DIW Berlin).

Шупп, выступавший на интегративном научном симпозиуме по познанию, поведению и развитию в социально-экономическом контексте во время Международной конференции психологических наук в марте, руководит исследовательским подразделением Социально-экономической группы (SOEP) DIW Berlin. Этот проект начался в 1984 как лонгитюдное многогрупповое исследование частных домохозяйств. Среди данных, собранных в SOEP, есть уровень жизни, доступность и качество работы, социальное распределение благосостояния, возможности получения образования, здоровье и ожидаемая продолжительность жизни, а также субъектный опыт удовлетворенности жизнью.

Результаты, представляющие продольные индикаторы таких тенденций, как рост доходов домохозяйств и продолжительность жизни людей в бедности, стали основной частью государственных экономических отчетов.

Ссылки и дополнительная литература

Фарах, М. Дж., Бетанкур, Л., Шера, Д. М., Сэвидж, Дж. Х., Джаннетта, Дж. М., Бродский, Н. Л., … Хёрт, Х. (2008). Стимуляция окружающей среды, родительская забота и когнитивное развитие человека.

Наука о развитии, 11 , 793–801. doi: 10.1111/j.1467-7687.2008.00688.x

García Coll, CT, & Szalacha, L.A. (2004). Множественные контексты среднего детства. Будущее детей, 14 , 80–97.

Гуарини, Т. Е., Маркс, А. К., Паттон, Ф., и Гарсия Колл, К. Т. (2011). Парадокс иммигрантов в рискованном сексуальном поведении среди латиноамериканских подростков: влияние поколения и пола иммигрантов. Прикладная наука о развитии, 15 , 201–209. doi: 10.1080/10888691.2011.618100

Хэкман, Д.

Добавить комментарий