Психология дошкольного возраста: Психология дошкольного возраста

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст в возрастной психологии определяется как период с 3 до 7 лет. В это время темп развития ребенка уже не является таким интенсивным, как в раннем детстве. Однако этот период также имеет важное значение для физического и психического развития ребенка. 

   Особенности детей дошкольного возраста 

       Дошкольный возраст представляет собой достаточно длительный период, на протяжении которого у ребенка последовательно возникают различные новообразования. В возрастной психологии принято разделять дошкольный возраст на три основных этапа. 

  Младший дошкольный возраст 

       Младший дошкольный возраст – это период от 3 до 4 лет жизни малыша. В это время ребенок переходит от совместной позиции с родителями к отдельному «Я», однако во многих ситуациях он все еще не может обойтись без помощи взрослого человека. В свою очередь родители все еще видят в своем ребенке беспомощного малыша, которого нужно максимально оградить от опасностей окружающего мира.

Но таким лишением самостоятельности они могут дополнительно спровоцировать конфликты с ним как раз из-за ограничения свободы. Направленность интересов ребенка младшего дошкольного возраста меняется заметно. Если раньше его интересовали окружающие предметы, то теперь он хочет, как можно больше узнать о взаимодействии людей. Он наблюдает за взрослыми и сверстниками, принимая некоторые их действия в качестве образца для собственной деятельности. В конечном итоге это проецируется на появление ролевой игры как отражения человеческих взаимоотношений и социальных контактов. Очень важным моментом в развитии детей младшего дошкольного возраста является появление способности устанавливать сложные причинно-следственные связи. Теперь ребенок не просто овладевает новыми способами действия – он знает не только, что и как делать, но и к чему приведет выполненное им действие. 

    Средний дошкольный возраст 

         Средний дошкольный возраст – период с 4 до 5 лет. Продолжают совершенствоваться физические навыки ребенка, и именно поэтому в средней группе детского сада крайне важно обеспечить малышей разумной двигательной активностью. Активно идет и психическое развитие, в том числе умение устанавливать социальные контакты, что можно заметить по тому, как дети во время игры объединяются в небольшие группы и учатся действовать вместе. Происходит активное развитие игровой деятельности, а также других, не менее важных для развития ребенка действий – конструирования, изобразительной деятельности. В этом плане большую роль играет развитие восприятия, которое в норме становится способным выделить в исследуемом предмете отдельные части и установить связь между ними. Умение устанавливать такие связи приводит ребенка к пониманию необходимости дополнить картину мира на основании знаний, полученных от взрослого, поэтому к пятому году жизни родителям надо быть готовыми отвечать на многочисленные «почему», «как» и «зачем». Готовность вести диалог с ребенком, обсудить даже простые вещи серьезно и на равных направит познавательную активность ребенка в нужное русло, а также обеспечит более тесный эмоциональный контакт со взрослым.

 

Старший дошкольный возраст

       Старший дошкольный возраст – период развития ребенка с 5 до 7 лет. И родители, и воспитатели могут легко заметить, что ребенок в этом возрасте уже не является таким открытым, как раньше. Он начинает понимать, кто он (на основании знаний и представлений о себе) и какой он (самооценка). Это две стороны самосознания как системы представлений, оценок и образов, которые относятся к человеку, в данном случае – к ребенку старшего дошкольного возраста. К 7 годам ребенок обладает достаточно адекватной самооценкой, однако она может отличаться и быть как завышенной, так и заниженной. Дети дошкольного возраста с неоправданно высокой самооценкой как правило более раскованные, мало восприимчивы к своим неудачам и не осознают их, резко реагируют на отсутствие похвалы и на критику. Напротив, дети с заниженной самооценкой являются крайне неуверенными в себе, не общительны, не любят проявлять инициативу.  

  Развитие детей дошкольного возраста

      Развитие детей дошкольного возраста затрагивает все системы и функции организма, при этом физическое и психическое развитие не протекают отдельно, а тесно взаимосвязаны между собой.

В это время все занятия с ребенком проходят исключительно в игровой форме, при этом эффект может быть достигнуть только при условии, что ребенок является активным участником игрового процессе, а не просто пассивным наблюдателем. Физическое развитие Рост малыша за дошкольный период увеличивается существенно – на 20 или даже 25 сантиметров. К 6-7 годам ребенок весит в два раза больше по сравнению с тем, сколько он весил в год. 

        Помимо роста и веса, важным показателем является соотношение между окружностью головы и окружностью груди; с возрастом пропорции ребенка меняются, и разница между данными показателями в норме должна становиться больше. К 7 годам окружность груди должна равняться половине роста ребенка, в том числе по причине того, что происходит увеличение размера легких. Показатели увеличения роста и массы тела во многом зависят от генетики и других факторов, поэтому родителям, которые переживают, что их ребенок плохо растет, нужно обратить внимание, сохраняет ли он свою активность.

Если дошкольник активен, о нарушениях речи не идет. 

       В центральной нервной системе преобладают процессы возбуждения, за счет чего дети дошкольники часто неусидчивы и не могут долго заниматься однообразным делом. Развивается и сердечно-сосудистая система; увеличивается масса сердца, в то время, как частота сердечных сокращений становится меньше. Физическое развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от его двигательной активности; и при участии в подвижных играх, и во время занятия различными видами спорта у детей совершенствуется способность ориентироваться в пространстве, улучшается равновесие, появляются новые двигательные навыки. Однако важно учитывать, что слишком сложные задания могут легко вызвать утомление у ребенка, поэтому любая нагрузка должна быть строго дозированной. К перегрузкам в дошкольном возрасте не готовы ни центральная нервная система, ни сердце, ни легкие, так как все.

Психологические особенности дошкольного возраста

       В дошкольном возрасте развитие психики ребенка приводит к существенному желанию самостоятельности, включения во взрослую жизнь. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются: Начало формирования мировоззрения на основе попытки ребенка устроить в единую систему все наблюдаемые предметы и явления, а также их взаимосвязи. Этические и моральные оценки, которые определяют, как будет относиться ребенок к тому или иному человеку. Мотивация действий, основанная на понимании взаимоотношений между людьми. Произвольность поведения, возникающая на основе образов, первоначально существующих в конкретном виде, а уже затем переходящая в обобщенный. Зарождение самосознания и самооценки, определение собственной позиции в отношении со взрослым.  

       В дошкольном возрасте существенно перестраивается вся психологическая жизнь ребенка, поэтому не исключены определенные проблемы. В частности это касается двух возрастных кризисов, ведь дошкольное развитие начинается с одного из них и заканчивается вторым.

Советы воспитателя

Советы психолога

Советы логопеда

Советы музыкального работника

  • < Назад
  • Вперёд >

Психология дошкольного возраста, психические процессы дошкольников

Содержание статьи

  • Ведущий вид деятельности – игра
  • Психические функции в дошкольном возрасте
  • Становление личности
  • Что влияет на развитие психики дошкольника?

Дошкольный период – значительный этап жизни. Каковы же основные особенности психологии дошкольного возраста? На этом этапе значительно расширяются социальные границы (от семьи до улицы, первого детского коллектива, целого города, и даже страны). Ребенок изучает мир отношений людей, различные виды их деятельности, социальные роли, стремится в них участвовать в меру своих сил. Но при этом он также хочет быть самостоятельным. Это противоречие (участвовать в общественной жизни и проявлять самостоятельность) выражается в ролевых играх. С одной стороны, это деятельность самостоятельная, с другой – она моделирует взрослую жизнь.

Ведущий вид деятельности – игра

Итак, игра занимает главную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Проходя определенные возрастные этапы, она трансформируется в зависимости от степени развития малыша:

  • 3 – 4 года – игра режиссерская;
  • 4 – 5 лет – игра становится образно-ролевой;
  • 5 – 6 лет – игра приобретает сюжетно-ролевую направленность;
  • 6 – 7 лет – дошкольники играют по установленным для каждой игры правилам.

В каждой игре в той или иной степени отражается какая-либо сфера деятельности, а также отношений. Игра постепенно перестает быть манипулятивной – использующей только предметы. Ее суть переносится на человека, на его деятельность. Поэтому действия взрослых ребенок воспринимает уже как пример не только объективный, но и субъективный.

Игра имеет огромное развивающее и воспитательное значение. В процессе игр дети учатся полноценно общаться между собой: делиться, договариваться, помогать, конфликтовать. Игра развивает мотивацию, а также потребности малышей. В ролевой игре со сложными сюжетами и действиями у дошкольников активно развивается творческое воображение. Игра помогает ребенку совершенствовать произвольную память, восприятие, мышление, интеллектуальную деятельность. Все это способствует его дальнейшему развитию, становится основой для подготовки к обучению.

Психические функции в дошкольном возрасте

К ним относятся восприятие, речь, память, мышление. Психические процессы дошкольников проходят большой путь совершенствования.

  • Развитие речи.

К школьному возрасту у большинства детей завершается формирование речи и овладение ее возможностями. Речь помогает ребенку общаться с окружающими, мыслить. Язык становится предметом изучения – дошкольники обучаются письму, чтению. Словарный запас растет стремительно. Если полуторагодовалый малыш может использовать до 100 слов, то к 6 годам их уже около 3000. Развивается и грамматическое владение речью. Ребенок творчески осваивает возможности родного языка. Он овладевает различными формами контекстной и устной речи: учится пересказу, монологу, рассказу. Более яркой, выразительной становится и речь диалоговая. В ней появляются оценки, указания, моменты согласования действий. Речь помогает дошкольнику планировать свои действия, а также регулировать их.

  • Развитие восприятия.

Основная особенность восприятия – оно постепенно лишается первоначальной эмоциональности: восприятие и эмоции отделяются друг от друга. Восприятие к началу школьного возраста все более осмысленное, оно становится целенаправленным, произвольным, анализирующим.

  • Развитие мышления.

Восприятие тесно связано с мышлением ребенка. Настолько, что в дошкольной психологии принято выделять наглядно-образное мышление как наиболее характерное для возраста. Однако к нему идет планомерный переход от наглядно-действенного мышления, когда ребенку необходимо опираться при построении умозаключений на манипуляции с предметами. Завершающим этапом станет переход к мышлению словесному. Вот почему так важно обращать внимание на развитие речи дошкольника. На этом этапе малыш учится обобщать, искать и устанавливать связи между процессами, предметами, действиями. Это важно для правильного развития интеллекта в будущем. Правда, обобщение пока может производиться с погрешностями – дети, не имея достаточного опыта, часто ориентируются только на внешние признаки (например, большой предмет не может быть легким).

  • Развитие памяти.

Память в дошкольном возрасте является основной функцией, она способствует формированию личности. Ни до, ни после дошкольного периода ребенок не может настолько быстро и легко запоминать столько самой разнообразной информации. Память дошкольников имеет свою специфику. Так, в младшем дошкольном возрасте память ребенка непроизвольна. Он запоминает лишь то, что его заинтересовало, вызвало эмоции. К 4–5 годам начинает развиваться память произвольная. Правда, сознательное запоминание проявляется пока только изредка. Окончательно произвольность сформируется к старшему дошкольному возрасту. Первые детские воспоминания сохраняются обычно с 3–4 лет.

Становление личности

Одним из важных аспектов в психологии дошкольного возраста считается процесс развития маленькой личности: ее эмоций, мотивации, самосознания.

  • Эмоциональная сфера.

Период дошкольного детства относительно стабилен и спокоен в эмоциональном плане: особенных вспышек или конфликтов практически не возникает, за исключением кризиса 3 лет, когда ребенок как раз осознает себя как маленькую социальную личность. Стабильному развитию эмоциональной сферы способствует развитие представлений ребенка. Представления позволяют ему переключиться с конкретной ситуации, поэтому возникающие затруднения не кажутся такими значительными. Однако сами переживания постепенно становятся все сложнее, все глубже, разнообразнее, увеличивается спектр переживаемых эмоций. Появляется, например, сопереживание другому. Ребенок учится чувствовать и понимать не только свое Я. Эмоциональную окраску приобретают все образы в представлении ребенка, вся его деятельность (а это, прежде всего, игра) насыщается яркими эмоциями.

  • Мотивация.

Начало становления личности связывают с формированием такого важного личностного механизма, как соподчинение мотивов. Они у дошкольника имеют разную значимость. Можно выделить мотивы самооценки (соперничество, достижение успеха), мотивы, связанные с формированием моральных, нравственных норм, и др. В дошкольные годы начинает выстраиваться индивидуальная мотивационная система ребенка, что будет иметь огромное значение для его дальнейшей успешности.

  • Самосознание.

Его принято считать главным новообразованием периода. Формированию самосознания способствуют активное личностное и интеллектуальное развитие. Самооценка формируется в среднем дошкольном возрасте, изначально из собственной оценки (обязательно положительной), а затем и оценки поведения других. Что характерно: малыш учится оценивать поступки, навыки или поведение сначала других детей, а затем уже свои собственные.

На этом этапе происходит половая идентификация. Дети осознают себя как представителей мужского или женского пола – девочку или мальчика, усваивают особенности внешности, одежды, характера, поведения, социальные роли разных полов. К старшему дошкольному периоду ребенок начинает воспринимать себя во времени: помнит, каким был в прошлом, осознает себя «здесь и сейчас», а также может представить, каким станет в будущем. Малыш умеет правильно выражать эти представления в речи.

Что влияет на развитие психики дошкольника?

Несомненно, на развитие такой сложной структуры, как психика, оказывает влияние множество различных факторов. К ним относятся, прежде всего, факторы биологические и социальные.

  • Биологические факторы – это наследственность, особенности протекания беременности и внутриутробного развития малыша (наличие заболеваний, инфекций и т. д.), особенности родов (сложные, стремительные, кесарево сечение), степень доношенности ребенка на момент рождения, соответственно – степень биологического созревания всех его систем и органов.
  • К социальным факторам относят, прежде всего, факторы окружающей среды: природной и социальной.Природная среда влияет на развитие ребенка лишь опосредованно. Климатические и географические условия обусловливают определенные виды трудовой деятельности, а также культуру. Это накладывает отпечаток на особенности обучения и воспитания.Социальная среда – это непосредственное влияние общества. Она оказывает существенное воздействие на психическое становление ребенка на двух уровнях. Это макро- и микросреда.
  • Макросреда – это социум в широком понимании. То есть общество с его культурными традициями, уровнем развития культуры, искусства, религией, идеологией, средствами массовой информации… Ребенок включается в различные формы деятельности, познания и общения в соответствии с принятой человеческой культурой и общественным опытом. Программа психического развития формируется обществом и воплощается через систему обучения и воспитания в окружающих социальных институтах.
  • Микросреда – это ближайшее окружение ребенка (его родители, семья, соседи, друзья, педагоги). Микросреда оказывает существенное влияние на ранних этапах психического развития ребенка. Именно семейное воспитание играет важнейшую роль в становлении маленькой личности. Оно определяет многие важные аспекты: особенности общения и деятельности, самооценку, творческий и интеллектуальный потенциал. Вне социальной среды ни один ребенок не сможет развиваться полноценно.

Постарайтесь создать в семье благоприятный психологический микроклимат. Это будет способствовать гармоничному развитию психики малыша. Частые скандалы, постоянные стрессы и нервное напряжение являются мощнейшим тормозом на этом пути.

Еще одним немаловажным фактором является включенность малыша в различную деятельность – игровую, трудовую, – а также общение и учение.

На протяжении всей жизни важнейшее значение для психического развития человека имеет межличностное общение. Через общение со взрослыми происходит обучение и воспитание, передача опыта. Посредством общения развивается не только речь, но и произвольная память, мышление, восприятие, внимание, важные свойства личности (характер, темперамент, поведение).

Играя, дети воспроизводят характерные способы общения, а также взаимодействия людей. Игра помогает ребенку развивать свои познавательные, нравственные, личностные качества, усваивать важные социальные роли и способы деятельности, взаимодействия людей в социуме. В игре происходит социализация маленькой личности, развивается самосознание малыша, его воля, эмоции, мотивация, потребности.

Процесс психического становления неотделим от труда. Включенность ребенка в трудовую деятельность влияет на все сферы психики.

Таким образом, чтобы обеспечить правильное психическое развитие ребенка, важно учитывать его биологические особенности, специфику окружающего общества, а также давать возможность реализовываться в игре, учебе, труде, общении с окружающими людьми.

Пазл для дошкольников

Детский сад никогда не был так популярен. В своем обращении к Конгрессу США в 2013 году президент Обама представил план по обеспечению всеобщего дошкольного образования для всех четырехлетних детей из семей с низким и средним доходом. Во время своего успешного баллотирования на пост мэра Нью-Йорка в прошлом году Билл де Блазио сделал всеобщее дошкольное образование краеугольным камнем своей кампании.

Еще до этих предложений у дошкольных учреждений был расцвет. Согласно отчету The Pew Charitable Trusts за 2011 год, государственное финансирование дошкольного образования увеличилось более чем вдвое: с 2,4 млрд долларов в 2002 году до 5,4 млрд долларов в 2010 году. В 2000 г. около 700 000 детей в США имели доступ к дошкольному образованию по сравнению с 1,3 млн в 2011 г.

Но во многих отношениях национальный разговор о дошкольном образовании только начинается. Главный вопрос о всеобщем дошкольном образовании — стоит ли оно затрат для налогоплательщиков — остается открытым. Отчасти это связано с тем, что исследования раннего образования дали неоднозначные результаты.

В то время как психологи уже давно занимаются исследованиями дошкольного образования, в последнее время основное внимание уделяется анализу экономической эффективности дошкольного образования. Но сейчас, как никогда раньше, психологи играют решающую роль в объяснении того, как, почему, когда и для кого одни дошкольные инвестиции работают, а другие терпят неудачу. Хотя остается много вопросов, эти исследователи раннего образования вносят в разговор важные оттенки серого.

«Хорошая ли идея всеобщего дошкольного образования — это политический вопрос», — говорит Дэниел Уиллингем, доктор философии, психолог из Университета Вирджинии. «Научный вопрос был бы таким: возможно ли, что вы могли бы разработать программы Pre-K, которые принесли бы детям пользу в учебе и обществе? И я думаю, что ответ — да».

Долгосрочная перспектива

Когда политики обсуждают преимущества раннего образования, они часто указывают на два влиятельных долгосрочных исследования: Проект Абеседариан и Проект дошкольного образования Перри.

Проект Abecedarian, возглавляемый психологами из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, был нацелен на детей из малообеспеченных, в основном афроамериканских семей в Северной Каролине. Между 1972 и 1977 годами исследователи случайным образом распределили четыре когорты младенцев в интенсивную программу раннего обучения на полный рабочий день от рождения до 5 лет или в контрольную группу, которая не получала услуг. Затем исследователи последовали за детьми во взрослую жизнь.

Исследователи обнаружили, что дети, участвовавшие в программе, показали более высокие результаты в тестах на когнитивные функции с раннего детства до раннего взросления. У них были более высокие академические успехи в начальных классах, несмотря на то, что они были молодыми, и они с большей вероятностью поступали в колледж.

У дошкольного проекта Перри был похожий дизайн, но совершенно другие результаты. Это началось в 1962 году, когда Дэвид П. Вейкарт, доктор философии, психолог школьного округа Ипсиланти, штат Мичиган, и его коллеги случайным образом распределили афроамериканских детей с низким доходом в интенсивную двухлетнюю дошкольную программу или в контрольную группу, которая не посещал дошкольные учреждения. Исследователи наблюдали за этими участниками до 40 лет.

Поначалу результаты не казались многообещающими. Хотя дети, принимавшие участие в программе, сразу после дошкольного возраста набирали более высокие баллы по тестам интеллекта, чем контрольная группа, к началу начальной школы этот прирост интеллекта исчезал. Однако другие преимущества материализовались в раннем взрослом возрасте. Программа, по-видимому, оказала положительное влияние на количество выпускников средних школ, доходы взрослых и снижение уровня преступности.

Исследование Перри, похоже, подтверждает мнение, впервые отстаиваемое нобелевским лауреатом и экономистом Джеймсом Хекманом, доктором философии: краткосрочные когнитивные преимущества дошкольного образования могут исчезнуть, но долгосрочные социальные преимущества могут проявиться в более позднем возрасте.

Другие исследования подтверждают идею о том, что некоторые социальные преимущества сохраняются даже при исчезновении когнитивных достижений, говорит К. Сибела Рэйвер, доктор философии, психолог и заместитель ректора по академическим, преподавательским и исследовательским вопросам в Нью-Йоркском университете. «Я думаю, что поле начинает меняться, предлагая подтверждение некоторых моментов, которые поднял Хекман. Инвестиции в раннее детство пожинают плоды по линии, способами, которые мы только сейчас действительно понимаем».

Не все согласны. «Исследование Перри — это тонкая тростинка, на которой можно разработать всеобъемлющую теорию раннего вмешательства», — говорит Гровер Дж. «Расс» Уайтхерст, доктор философии, детский психолог из Брукингского института и бывший директор Института педагогических наук в Департамент образования США. Когда дело доходит до долгосрочных преимуществ раннего образования, он добавляет: «Я думаю, что доказательства неоднозначны».

Смешанные сообщения

Хотя Абеседариан и Перри оказали влияние, у них есть ограничения. Оба проекта были интенсивными и дорогими, что делало их маловероятными образцами для универсальных программ в эпоху экономных бюджетов на образование. Они тоже начались полвека назад и не в полной мере отражают наши современные знания в области психологии развития и образования.

Сегодня исследователи основываются на том, что известно о преимуществах раннего образования. В недавнем мета-анализе Грег Дункан, доктор философии из Калифорнийского университета в Ирвине, и Кэтрин Магнусон, доктор философии из Университета Висконсин-Мэдисон, проанализировали 84 исследования дошкольных программ, проведенных с 1965 по 2007 год. Они пришли к выводу, что раннее обучение привело к развитию у детей языковых навыков, навыков чтения и математики, равных примерно трети года дополнительного обучения ( Journal of Economic Perspectives , 2013).

Согласно отчету 2013 года Investing in our Future: The Evidence Base on Дошкольное образование от Общества исследований детского развития. Среди других примеров исследователи указывают на недавние исследования городских программ pre-K в Талсе, штат Оклахома, и Бостоне, где дети от полугода до целого года улучшили языковые, грамотные и математические навыки. Прирост казался самым сильным среди детей из малообеспеченных семей.

Но другие исследования вызвали озабоченность по поводу окупаемости таких программ. Например, федеральная программа Head Start, которая способствует подготовке к школе детей из малообеспеченных семей в возрасте до 5 лет, продемонстрировала минимальные успехи в учебе. В дополнение к услугам дошкольного образования программа предоставляет нуждающимся семьям медицинские, продовольственные и социальные услуги. В отчете, опубликованном в декабре Министерством здравоохранения и социальных служб США, сделан вывод о том, что третьеклассники, которые посещали программу в возрасте 3 и 4 лет, не продемонстрировали явных преимуществ в когнитивном или социально-эмоциональном развитии по сравнению с учащимися, которые этого не делали. посетить Head Start.

«Это никоим образом не говорит мне о том, что государственные инвестиции — это беспроигрышный вариант», — говорит Уайтхерст, недавно выразивший аналогичные оговорки в показаниях Конгресса Комитету Палаты представителей по образованию и рабочей силе.

Некоторые утверждают, что преимущества Head Start могут проявиться в более позднем возрасте, как утверждал Хекман. Действительно, в своем обзоре 2013 года Йошикава и его коллеги сообщили, что некоторые долгосрочные исследования Head Start выявили более отдаленные преимущества, в том числе больше лет обучения, более высокие заработки и лучшее здоровье. Кроме того, программа может принести пользу некоторым детям больше, чем другим. Исследователи из Калифорнийского университета в Ирвайне недавно обнаружили, что дети, матери которых тратили меньше времени на «доакадемические навыки» — например, на то, чтобы помочь своим детям распознавать буквы и считать, — получили больший прирост математических и грамотных навыков благодаря программе Head Start по сравнению с детьми, которые уделяли больше времени таким навыкам дома ( Развитие ребенка , 2014).

В любом случае, отмечает Уиллингем, программа Head Start не обязательно принадлежит к той же категории, что и другие дошкольные программы. «Традиционно у него более скромные цели: предоставить детям безопасное место для прогулок и общение с другими детьми», — говорит он.

Безусловно, социальное обучение остается важной частью раннего образования, говорит Рэйвер. Исследователи часто обсуждают когнитивные и социально-эмоциональные преимущества раннего образования, как будто это две конкурирующие концепции, но на самом деле эти две области трудно разделить, говорит она. Когда дошкольное учреждение поддерживает когнитивное развитие, дети с большей вероятностью будут чувствовать себя вовлеченными и строить социальные отношения со своими учителями и сверстниками. С другой стороны, инвестиции в их способность регулировать свои эмоции и внимание, скорее всего, принесут когнитивные и академические выгоды.

Рэйвер и ее коллеги продемонстрировали это с помощью вмешательства под названием «Чикагский школьный проект по обеспечению готовности» в классах Head Start. Мероприятие было направлено на улучшение эмоциональной и поведенческой регуляции детей, но также увеличило их словарный запас, распознавание букв и математические навыки ( Child Development , 2011). «При умеренных вложениях мы увидели значительное улучшение поведенческого и эмоционального здоровья детей [и] их успеваемости», — говорит Рэйвер.

Определение качества

Смешанные данные о дошкольном образовании могут разочаровать политиков, но во многих отношениях они не удивительны. В конце концов, программы дошкольного образования сильно различаются по всем параметрам: от размера класса и продолжительности учебного дня до подготовки учителей и учебных программ.

«Каждый политический деятель говорит, что нам нужна высококачественная программа», — говорит Роберт Пианта, доктор философии, психолог и декан Педагогической школы Карри в Университете Вирджинии. Главный вопрос: что такое высокое качество?

Политики, как правило, сосредотачиваются на структурных особенностях, таких как учебная программа или подготовка учителей, говорит Пианта. «Они становятся прообразами того, что дети испытывают в классах. Но эти структурные особенности на самом деле не отражают особенности программ, которые на самом деле [влияют] на обучение и развитие детей».

Чтобы выйти за рамки этих прокси, Пианта и его коллеги разработали систему, известную как Classroom Assessment Scoring System™ (CLASS), для оценки взаимодействия учителя и ученика. Эта система измеряет такие элементы в классе, как то, насколько хорошо учитель настраивается на поведенческие сигналы (скажем, теряет ли ребенок интерес к занятиям в классе), а также манеру разговора учителя (независимо от того, просит ли он или она односложных ответов или вовлекает учащихся). в более сложном диалоге, например). «Вы можете оценивать эти вещи довольно стандартным способом», — говорит Пианта.

Он и его коллеги сравнили свою систему с более типичными структурными показателями качества, такими как соотношение учеников и учителей и квалификация учителей. Они обнаружили, что качество взаимодействия ученика с учителем, измеряемое CLASS, было лучшим показателем того, сколько дети усвоили ( Science , 2013).

«Когда качество взаимодействия улучшается, мы видим очень последовательную пользу для развития навыков саморегуляции и языкового поведения у детей, а также для развития словарного запаса и навыков грамотности, когда они являются частью учебной программы», — говорит Пианта. «Эти льготы могут продолжаться до детского сада и, при некоторых обстоятельствах, за его пределами».

Конечно, такие высококачественные взаимодействия даются не каждому преподавателю. «Учителя должны хорошо распознавать детские сигналы, а это очень сложно сделать, когда вы находитесь в классе с 20 детьми, и вся эта информация обрушивается на вас одновременно», — говорит Пианта. К счастью, этой тактике обнаружения реплик можно научить.

Пианта и его коллеги разработали программы профессионального развития, чтобы помочь учителям приобрести навыки, которые помогут детям добиться лучших результатов. В рандомизированном исследовании они показали, что учителя, прошедшие 14-недельный курс, с большей вероятностью использовали стратегии, которые способствовали развитию мышления детей более высокого порядка. Это стратегии, которые могут повлиять на раннюю грамотность детей, их язык и когнитивное развитие (9).0035 Американский журнал исследований в области образования , 2012 г.).

Система CLASS — лишь один из примеров того, как развивающаяся наука может формировать дошкольные программы, которые действительно приносят пользу учащимся. «Есть возможности для дальнейшего совершенствования в плане повышения качества и повышения интенсивности обучения», — говорит Пианта. «Я думаю, что стакан наполовину полон, но есть пути».

Также необходимо добиться прогресса, когда дело доходит до понимания влияния образовательной политики. Например, экономические модели могут указывать на оптимальный размер класса для высококачественных дошкольных учреждений. Но исследователи-психологи могут помочь объяснить, на какое поведение и взаимодействие влияет увеличение или уменьшение соотношения учеников и учителей. «Если вы просто вносите изменения в экономику, меня не удивит, если вы не окажете большого влияния», — говорит Рэйвер.

Психологические исследования, безусловно, необходимы, соглашается Стефани Курентон, доктор философии, специалист по развитию и общественный психолог из Университета Рутгерса и научный сотрудник Национального института исследований в области дошкольного образования. Тем не менее, эти дебаты касаются не только знаков доллара и номеров студенческих билетов. До того, как стать психологом, Курентон работала дошкольным учителем. А до этого она была маленькой девочкой, записавшейся на двухгодичный курс Head Start.

«Мы смотрим на эти программы под микроскопом и ориентируемся на средние значения. Это важно, и как ученый я часто смотрю на мир таким образом», — говорит она. «Но мы также должны понимать, что эти программы затрагивают реальных живых людей. Иногда это теряется».

Раннее детство

NASP поддерживает эффективное дошкольное образование и вмешательство как средство достижения положительных результатов для всех детей младшего возраста и считает, что школьные психологические услуги должны предоставляться всем маленьким детям с выявленными нарушениями и без них.

Дети развиваются в контексте семьи, сообщества и культуры, поэтому услуги должны учитывать культурное и языковое разнообразие маленьких детей и их семей и соответствовать им. NASP поддерживает активную роль школьных психологов в дошкольном образовании и вмешательстве для поддержки поведенческого и социально-эмоционального развития, подготовки к школе, перехода в школу и успехов в школе в раннем возрасте для всех детей младшего возраста. Ресурсы на этих страницах предназначены для поддержки школьных психологов, которые в настоящее время работают с детьми младшего возраста, и тех, кто надеется расширить комплексные школьные психологические услуги для детей младшего возраста.

Целевая группа по вопросам раннего детства

Целевая группа по вопросам раннего детства (2019-2021 гг.), состоящая из экспертов по раннему развитию в области школьной психологии, собрала и разработала ряд ресурсов для проведения исследований, передового опыта и рекомендаций по работе с дети в возрасте 0-9 лет.

Эти ресурсы организованы по четырем общим темам:

  • Политика, обучение и практика

    Политические и практические ресурсы, помогающие расширить доступ к высококачественному дошкольному образованию.

    Читать далее

  • МТСС – Академический, Консультация

    Услуги дошкольного образования наиболее эффективны, когда они предоставляются через многоуровневую систему поддержки, включающую консультации школьных психологов, воспитателей и семей.

    Читать далее

  • Психическое здоровье и кризисное реагирование

    Ресурсы для поддержки предоставления услуг и консультаций по охране психического здоровья детей младшего возраста, основанных на фактических данных.

Добавить комментарий