«Почерк – это тонкое зеркало, отражающее нашу психику»
- ФИО: Дрыгваль Лариса Евгеньевна
- Должность, регалии: кандидат психологических наук, почётный член Международной профессиональной ассоциации психологов, руководитель Центра изучения почерка, автор проекта «Самопознание и профориентация по почерку»
- Специализация: психология почерка
- Жизненное кредо: «Читаю между строк».
«Во время процесса письма у нас активизируются разные отделы головного мозга. Когда мы пишем по привычке, в нашем мозге отражается автоматическая цепь, которая, условно говоря, «зажигает» определённые сигнальные «лампочки». Эти самые «лампочки» и будут характеризовать наш почерк. Когда мы начинаем немножко изменять почерк, делать акцент на каких-то его элементах, мы через руку задаём немного иной механизм функционирования всей системы. Иными словами, «зажигаем» другие «лампочки», формируем другие сигнальные цепочки.
— Передаётся ли почерк по наследству?
— Можно сказать, что да, если мы говорим о том, что темперамент передаётся по наследству. Многие черты, связанные с нервной системой у нас — от родителей. Например, если папа был импульсивным, то, возможно, и ребёнок будет иметь возбудимую нервную систему. Тогда в почерке показатели нервной системы будут указывать на импульсивность, но при этом особенности
Темперамент наследуется, а характер – нет. Таким образом графолог может отследить, какими чертами ребёнок похож на своих родителей, а какими – совсем не похож.
— Вы говорите, что почерк – это психологическое «МРТ». А есть то, что невозможно увидеть по почерку?
— Через почерк можно увидеть всё, что связано с психологией, но более социальные обстоятельства по почерку не разглядеть. Можно лишь увидеть отношение человека к этим внешним обстоятельствам.
Например, по почерку невозможно определить, замужем девушка или нет, но психолог может сказать, что у конкретной девушки есть психологическая готовность выйти замуж, взять на себя такую социальную ответственность.
— А с профессией почерк связан?
— Графолог не может точно определить, кем человек работает. Но может определить склонность человека к той или иной сфере деятельности. Например, увидит выраженные способности к математике, абстрактной логике, пространственному мышлению. Такому человеку подойдут профессии, связанные с программированием. Но это не означает, что он – программист.
— А если тот самый человек в данный момент работает дворником или уборщиком, Вы это увидите?
— Конечно. Будут видны нереализованные задатки. Но это будет видно лишь в том случае, если человек испытывает дискомфорт, если у него есть внутренний конфликт, связанный со сложностями самореализации.
— Существуют ли профессии, которые накладывают отпечаток на почерк? Например, по моим наблюдениям, врачи редко имеют разборчивый почерк…
— Вы правы.
— Почерк – проекция и отражение индивидуальных особенностей человека. Возможно ли объединить в группу особенности почерка людей с определённым видом заболеваний, например, с расстройством психоэмоциональной сферы?
— Существуют так называемые графологические синдромы, которые характерны для тех или иных состояний или определённого психотипа.
Так, например, есть графологический синдром, описывающий состояние депрессии: это набор признаков, которые отражают сниженную эмоциональную вовлечённость, замедление мышления, расконцентрированность внимания. Причём депрессия может быть как экзогенного, так и эндогенного характера, поэтому нужно обратить внимание и на другие признаки, чтобы наиболее точно определить диагноз.
— Как через почерк можно повлиять на внутренний мир человека, заниматься самовосстановлением, саморазвитием?
— Во время процесса письма у нас активизируются разные отделы головного мозга. Когда мы пишем по привычке, в нашем мозге отражается автоматическая цепь, которая, условно говоря, «зажигает» определённые сигнальные «лампочки». Эти самые «лампочки» и будут характеризовать наш почерк. Когда мы начинаем немножко изменять почерк, делать акцент на каких-то его элементах, мы через руку задаём немного иной механизм функционирования всей системы. Иными словами, «зажигаем» другие «лампочки», формируем другие сигнальные цепочки.
Заниматься графотерапией нужно постоянно, доводя эти навыки до автоматизма. Мы можем переформатировать цепочки таким образом, чтобы у человека улучшилась адаптация. Но, конечно же, необходимо учитывать индивидуальные особенности человека и его внутреннюю готовность меняться. Пример из практики: у женщины был явно выражен гиперконтроль за эмоциями и чувствами. Этим она тормозила все свои эмоциональные реакции. Её почерк выглядел достаточно зажатым и напряжённым, законтролированным. Когда мы стали заниматься с ней графотерапией и доводить почерк до более свободного состояния, с каждым разом ей становилось легче выражать свои чувства и эмоции.
— После того, как она испортила почерк?
— После того, как она позволила себе расслабиться. Эта индивидуальная работа, которую она проводила ежедневно в течение месяца. И после этого стала замечать, что стало легче проявляться в этом мире, она даже записалась на уроки хореографии, о которых давно мечтала. Стала активно и более спонтанно выражать свои чувства.
— То есть иногда, чтобы психологически освободиться, нужно всего лишь испортить себе почерк…
— Просто расслабиться. Даже если придётся пожертвовать красотой почерка.
— Возможно ли, не зная человека, ни разу его не видя, просто по рукописному тексту составить его психологический портрет?
— Конечно. Графолог так и работает. Информация бывает ограничена лишь сведениями о поле и возрасте человека, и больше ничего.
— В детстве у Вас был красивый почерк?
— Я прошла советскую школу обучения, у меня был ровный разборчивый красивый почерк. Хоть и не каллиграфический, но эстетически приятный, аккуратный и понятный.
— Он сохранился и по сию пору?
— Нет.
— А что повлияло на его развитие?
— Развитие личности. Потому что придерживаться нормативов в почерке – это как придерживаться социального научения по жизни: когда человек начинает проявлять индивидуальность, начинает обретать свой опыт, свой стиль жизни, его почерк может уйти далеко от прописей.
— Именно поэтому Вы рекомендуете начинать изучать почерк с 13-14 лет?
— Да, потому что с этого возраста в почерке начинают проявляться уникальные индивидуальные черты.
— В каком возрасте Вы стали обращать внимание на почерк? Когда почувствовали, что изучение графологии станет Вашим призванием?
— Случилось это на базе интереса к проективно-рисуночным методикам. Через проективные тесты, через рисунок я и пришла к более глубокому изучению графологии.
Работая психологом, я использовала проективные методики, рисуночные тесты, в которых обращается внимание специалиста на линии, на нажим, на особенности рисуемого образа – круглый, угловатый; абстрактный или детально выписанный. Эти характеристики на самом деле являются графологическими, даже те, которые предполагают исследование рисунков. Более детально их изучает именно графология, выясняя, почему и в рисунке, и в письме проявляются те или иные особенности.
Например, рисуя с сильным нажимом, мы и писать будем жирной линией – тут есть определённые пересечения. Или если мы будем рисовать абстракцию, размытые образы, то и наш почерк будет носить в себе достаточно много абстрактных черт. Потому что и в процессе рисования, и в процессе письма участвует наше мышление, все психические процессы, наша психодинамика, связанная с темпераментом и нервной системой.
— Что лично Вам дало это знание?
— Это мощный личностный рост, глядя на свой почерк, можно буквально заглядывать внутрь себя, видеть свои собственные механизмы: как ты смотришь на мир, как ты реагируешь, что происходит на уровне твоих эмоций, насколько ты субъективен в оценке других людей, насколько ты эгоцентричен или наоборот, жертвенен.
В обычной жизни человек за собой это может не отследить, а через почерк становится очевидным. Приходится признавать за собой те вещи, которые не замечал или отрицал.
— Вам не страшно погружаться в собственное «зазеркалье»? Не мешает это в жизни?
— Не страшно и не мешает, я к этому наоборот отношусь с большим интересом. Знаю свои нюансы, прорабатываю их и даже лояльнее к себе отношусь.
Это знание позволяет мне не загонять себя, не ждать от себя того, на что не способна. Многие так и остаются рабами собственного перфекционизма. А так важно вовремя затормозить, сделать паузу. Иногда это имеет буквальный смысл: перестать работать и поехать на природу, например, если загнал себя в стресс.
— Может ли графолог не являться психологом и использовать графологию в качестве механического знания?
— Да, конечно. Всё зависит от задач. Если нужно консультировать людей по психологическим темам, по темам нарушений психологических процессов, отклонений, тогда нужно знать психологию.
Если задача более обыденного круга, например, для коучинга, то здесь достаточно знать особенности мышления человека, темперамента, и патологическую графологию изучать не обязательно. Но совсем без психологического знания графологию изучать не получится, потому что нужно понимать, что именно ты исследуешь – что такое личность, темперамент, мышление. Хотя бы самые основы.
— А с интеллектуальными особенностями человека почерк связан? Встречаются люди, не обладающие высокими интеллектуальными дарованиями, но имеющие каллиграфический почерк. И наоборот: у гениальных людей порой плохой почерк. Про таких говорят, что их мысль опережает руку.
— Для начала нужно разобраться, каковы критерии оценки интеллекта и красоты почерка. Ведь интеллект – это как раз способность упрощать, выявлять главное и отбрасывать лишнее.
Люди с высоким интеллектом пишут быстро, вместо подробной буквы делают её упрощённый вариант, отсекая лишние элементы. Такой почерк порой и прочитать бывает сложно. Высокоинтеллектуальный почерк – это быстрый и упрощённый.
— Только вот разборчивость страдает…
— Да. Потому что разборчивость не связана с интеллектом. Разборчивость связана с нормативностью. Люди, которые пишут разборчиво, это люди социально адаптивные, они умеют выполнять правила социального поведения и хорошо вписываются в структуру отношений, чётко следуют правилам поведения. Это не значит, что они дипломаты и гибкие личности, но культура поведения у них на первом месте.
— А зависит ли почерк от ручки, которой человек пишет?
— Очень незначительно. Повлияет на почерк только такая ручка, которая совсем неудобна для человека, но ею он вряд ли сможет пользоваться долгое время. Мы адаптивно пытаемся найти такую ручку, которая удобно ляжет нам в руку; ту, которая не повлияет на комфортный стиль письма.
— Возможно ли обмануть графолога, прикрываясь «маской» каллиграфии?
— Графолог увидит, что это – лишь «маска» каллиграфии. Неестественный почерк виден. Графолог попросит написать что-то более свободно и спонтанно.
Но есть люди, у которых такое вот «масочное» письмо является естественным, они по-другому писать не могут. Это говорит о том, что «масочные» черты являются второй натурой человека, и они будут отражать его психологические особенности.
— Насколько широко возможности графологии в современном мире цифровизации используются, например, в криминологии?
— Используются, но я меньше занимаюсь этой областью графологии. Как психолог, я использую изучение почерка в оценке подбора персонала, в задачах профориентации и в индивидуальных консультациях.
— Можно ли с помощью графолога, основываясь только на образце почерка человека, отыскать преступника?
— Отыскать – вряд ли. Разве что описать психологический портрет человека и на его основании сузить круг поиска преступника.
— Вам встречались люди, почерк которых не изменялся с течением времени?
— Да, бывают люди стабильные в своих поведенческих программах. Как правило, это люди, которые годами не меняют своё социальное окружение и находятся в одной поре.
Раньше в Советском Союзе такое часто наблюдалось: где родился, там женился, как говорится, «там и пригодился». Социальное окружение не меняется, большего человеку знать не требуется, он годами живёт в одной парадигме и не желает перемен, тогда почерк может остаться одинаковым на долгие годы.
— А электронные сообщения, смс имеют почерк? Возможно ли о чём-то судить по смс, кроме уровня грамотности человека?
— Да, есть особенности электронного письма. Графологи изучали её и пришли к выводу, что имеет значение выбранный человеком шрифт, размер букв, наклон, нюансы выделения текста (курсив/жирный шрифт) и т.д.
Но, что интересно, даже в мире тотальной цифровизации мы не теряем свой рукописный почерк. Навык письма формируется один раз в жизни, в школе его никто не отменял. Даже если человек не писал давно, заново учиться писать не приходится, этот навык быстро возвращается, потому что находится у нас в автоматическом, «спящем» режиме, который при необходимости легко активизируется.
— Ещё один важный аспект изучения графологов – это подпись человека. Каким образом, меняя свою подпись, можно изменить самоощущение?
— Подпись – это некая визитная карточка личности. Это тот образ, каким человек себя ощущает, какими чертами сам себя наделяет, это его «идеально-Я».
— Именно поэтому дети буквально с дошкольного возраста начинают придумывать свою подпись?
— Да, это краткое графическое послание, некое заявление о себе миру: кто я, какой я, что из себя представляю, в символически-графическом выражении.
— Обязательно ли с возрастом остановиться на какой-либо одной подписи?
— Всё индивидуально. Если человек меняет социальное положение, меняет самоощущение, то у него и подпись, скорее всего, поменяется.
Например, когда человек из подчинённого становится начальником, у него меняется и внутреннее самоощущение, и за этим следуют и изменения в подписи. Другой пример: женщины, выходя замуж, нередко тоже меняют свою подпись, если происходят глубокие внутренние изменения личностного состояния.
— О чём свидетельствует факт того, что человек подписывается просто фамилией?
— Наши подписи отражают нас самих, наше индивидуальное я, а фамилия отражает принадлежность к определённому роду.
Подпись только фамилией, без имени, свидетельствует о том, что человек психологически перед социумом предстаёт как представитель своей фамилии, своего рода, но его самого, как единицы там нет.
Подпись считается полной, когда в ней присутствуют имя и фамилия. Есть я, как личность, но я не один, за мной есть мой род, моя семья. В принципе, когда подписываются именем и фамилией, это неплохо, считается вполне гармоничным, нормативным проявлением подписи.
— А почему же тогда это «я» не сформировало свою личную визитную карточку? Не хочет выставлять себя на передний план?
— Возможно, в этом нет абстракции, человек максимально чётко, конкретно и понятно о себе заявляет. Такое случается, когда человек занял уже в жизни определённую нишу, обрёл её, закрепился, у него там всё ясно, понятно и ничего иного он уже не ищет.
— Возможно ли взрослому человеку исправить свой почерк? И что для этого нужно?
— Всегда нужно задавать себе вопрос: зачем? Исправить для чего?
— Например, почерк неразборчивый, некрасивый, человеку он не нравится…
— Нужно сходить к графологу и разобраться со своим почерком: настолько ли он неразборчив и некрасив, и вообще, какие особенности он отражает. Тогда вот с этими знаниями можно что-то в себе корректировать. А относиться к почерку легкомысленно, рассуждая в категориях: красиво\некрасиво, хочу поменять/не хочу – я не советую, да и не вижу смысла.
Почерк – это деликатный механизм, тонкое «зеркало», отражающее нашу психику. Если мы вероломно начнём что-то менять, это может привести к неврозу.
— Скажите, пожалуйста, а есть ли разница между понятиями «графология» и «психология почерка»? Довольно долго в российской психологии графологию определяли как псевдонауку, тогда как психологию почерка признавали.
— Существенной разницы между понятиями «графология» и «психология почерка» нет. Графология, как направление психодиагностики (это не отдельная наука), приобрела негативный оттенок из-за советской пропаганды, тогда у нас не было отечественных разработок на эту тему (не путайте с почерковедением), а всё «не наше» дискриминировалось. Позже ситуация изменилась, в нашу страну стала поступать качественная литература и исследования по этому направлению. «Графология» = «психология почерка».
— Не могли бы Вы пояснить, в чём основные отличия графологии от почерковедения? И там, и там в основе – психология почерка. Цели разные? Почерковедение – раздел криминалистики. Графология – раздел общей психологии? Методика, инструментарий разный?
— Почерковедение не связано с психологией, цель почерковедческой экспертизы установить подлинность или подделку документа. В почерковедении используется метод сравнения образцов, знания же по психофизиологии письма используются именно с этой целью. Почерковедческой экспертизе обучаются на юридических факультетах. Графологический анализ полностью основан на психологии, все элементы почерка соотносятся с психофизиологическими, личностными механизмами, его невозможно провести, не зная основ психофизиологии, психологии личности, психологии развития, патопсихологии, психодиагностики и других разделов психологии. Графологию изучают в рамках психодиагностики в психологических университетах. Это метод психодиагностики.
— Существует мнение, что графология имеет некое отношение к эзотерике. В литературе порой можно встретить в одном ряду графологию и астрологию, нумерологию, хиромантию и пр.
— Нет, это не так. Графология базируется не на эзотерических основах, она близка к нейропсихологии, психофизиологии: изучает связь письма и мозга. Каждый элемент почерка, его психодинамика, форма, порядок организации связаны с определёнными отделами мозга и их взаимосвязями. В этой диагностике есть раздел анализа бессознательных (аффективных) особенностей, но и они опираются фундаментально на учения о темпераменте, трёх компонентах личности (ид, эго, суперэго). Это не эзотерика, а психология. Графология не может стоять в одном ряду с астрологией, нумерологией и пр., так как опирается на научные знания, на объективные закономерности.
— Еще очень хотелось бы узнать Ваше мнение относительно переломных 90-х в России: в эти годы, действительно, в психологию пришли новые направления, новые методики. Многие из них себя хорошо зарекомендовали, но вместе с научными методиками в современную психологию пришли и околонаучные методики. Начался период всеядности. Этот период продолжается или современная российская психология расставила точки над i? Период всеядности, на Ваш взгляд, завершился или усугубился?
— Границы научности и околонаучности в психологии размыты. Если брать подход, основанный на баллах; тестовые, экспериментальные методики, то графология к этому направлению не относится. В то же время, специалисты-психодиагносты отмечают большую информативность проективных тестов в сравнении с тестовыми методиками, но их не обсчитаешь количественно. Невозможно душу измерить баллами, невозможно алгеброй измерить гармонию. Я бы сказала, что инструментарий современной науки, предлагающий называть научным только то, что измеримо, несовершенен в отношении психики. Поэтому очень многие современные и реально работающие методы психологии не называются научными только по причине несовершенства самого подхода, определяющего научность. Это не моё мнение, а мнение большого количества учёных психологов, например, Дмитрия Леонтьева.
В графологии используется гештальт-подход, многофакторный анализ, согласно которому один признак не является достаточным для интерпретации. Только комплекс признаков (синдром) может указывать на наличие какого-либо качества, тенденции, особенностей. В этом плане графология похожа на клиническую или медицинскую диагностику.
Современная психология уже давно признаёт, что личность — это биопсихосоциальная модель. Качественная диагностика должна учитывать проявление определенных особенностей человека на всех уровнях этой модели. Каждая черта, свойство, тенденция не существуют сами по себе, в отрыве от остальных особенностей и проявляются на разных этажах этой модели. Если какой-то симптом не подтверждается на других уровнях, он случаен; если подтверждён другими уровнями — закономерен и устойчив.
В графологическом анализе тот же принцип. Все признаки почерка связаны между собой и проявляются на разных уровнях, складываясь в устойчивый паттерн. Причём паттерн не статичен, он динамичен, подвижен, как и сама психика. Поэтому мы можем наблюдать в почерке некоторые изменения и колебания. Та изменчивость, которая наблюдается людьми при оценке своего почерка, это вариативность паттерна на происходящее внутри и снаружи. Но вариативность имеет границы, она не хаотична, поэтому общий паттерн письма для графолога вполне устойчив и предсказуем, даже, если почерк может показаться разным.
— Изучается ли сегодня графология (психология почерка) в вузах?
— Да, конечно. Я преподаю и преподавала спецкурсы по графологическому анализу в нескольких вузах: Высшей школе экономики, Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Российском гуманитарном университете, есть и другие вузы, заинтересованные в проведение подобного обучения для психологов.
Беседовала Юлия Гащенко.
Наш почерк – наш характер. Психология почерка
Наш почерк – наш характер
Психология почерка
Урок русского языка
Учитель: Цапкина Берта Сергеевна
Бойтесь человека, почерк
которого напоминает
движение тростника,
колеблемого ветром.
Конфуций
Почеркове́дение — раздел криминалистики,
изучающий развитие письменнодвигательных навыков человека,
разрабатывающий методы исследования
почерка в целях решения задач судебнопочерковедческой экспертизы.
Графоло́гия — учение, согласно которому
существует устойчивая связь
между почерком и индивидуальными
особенностями личности. Хотя вплоть до
второй половины XX века методы графологии
рассматривались как позволяющие
исследовать индивидуальные особенности
человека в психологии, в современной науке
это учение рассматривается
как псевдонаучное.
Внешние возражения против
графологии
Первое возражение: почерк не связан с характером
писавшего, а зависит только от строения руки и пальцев
Второе возражение: ручка, бумага и подкладка, на которой
она лежит, оказывают большее влияние на почерк, чем
характер и психологическое состояние
Третье возражение: почерк вырабатывается в школе, где
детей учат одинаково писать, поэтому они фактически и
пишут одинаково, т.е. школьная система определяет почерк
Четвертое возражение: коллеги по профессии пишут часто
очень похоже, имея при этом разные характеры
Пятое возражение: почерк не отражает характер, потому
что меняется с годами
Шестое возражение: почерк не отражает характера
человека, потому что пишущий может его произвольно
изменять
Как определить характер по
почерку
Поля
Узкие поля, расположенные слева, могут
говорить о том, что автор строк отличается
бережливостью или даже некоторой
мелочностью. Чем уже поле слева, тем больше
шансов на то, что бережливость может дойти
и до скупости.
Широкие поля обычно оставляют люди
деятельные, с широкой душой. Чем шире
поля, тем больше шансов на то, что к
щедрости добавляется не только стремление
к роскоши, пафосу и сибаритству, но и
желание похвастаться.
Направление строк
Прямые строчки свидетельствуют о том, что писал их
человек спокойный, рассудительный, реально
оценивающий собственные возможности, человек с
адекватной самооценкой.
Строчки, бегущие вверх типичны для оптимистов, а
также тех, кто склонен завышать свою самооценку.
Строчки, бегущие вниз характерны для пессимистов, и
тех, кто имеет заниженную самооценку.
«Волнообразные» строчки говорят о некоторой
склонности к авантюризму, об изворотливости и умении
обманывать. Неровные строчки — признак человека,
подверженного постоянной смене настроения.
Нажим
Нажим не так показателен для владельцев
обычных шариковых ручек. Если текст написан
перьевой ручкой, то можно сделать некоторые
выводы:
Сильный нажим характерен для людей
общительных, целеустремленных и энергичных,
склонных к трудоголизму, скорее экстравертов,
чем интравертов. Если человеку важна и
интересна тема, если он пишет под влиянием
эмоций, нажим будет сильным.
Легкий нажим типичен для романтиков, людей
увлекающихся, скорее интравертов, чем
экстравертов.
Связанность букв
Все буквы связаны — обладатели такого
почерка обычно прямолинейны,
предприимчивы, умеют критиковать,
преобладает логическое мышление.
Каждая буква отдельно — скорее всего,
у такого человека преобладает образное
мышление, хорошо развита интуиция,
есть богатый внутренний мир.
Равномерные связки из 2-3 букв —
типичны для людей уравновешенных.
Наклон букв
Небольшой влево характерен для тех, кто ставит свои
интересы выше общественных, для тех, кто любит
критиковать.
Сильный влево типичен для людей, живущих по принципу
«Есть две точки зрения — неправильная и моя».
Небольшой вправо встречается достаточно часто и
практически ни о чем не говорит — разве что о том, что этот
человек был прилежным учеником в начальной школе.
Сильный вправо говорит о целеустремленности и
настойчивости. Если ваш мужчина пишет именно так —
осторожно! Скорее всего, он очень влюбчив и ревнив.
Вертикальный почерк (без наклона) характерен для
упрямцев, людей предусмотрительных, которые сначала
вдумчиво анализируют ситуацию и только потом принимают
решения.
Размер букв
Крупные буквы (больше 3 мм) говорят о том,
что обладатель такого почерка открыт,
эмоционален, легко знакомится с новыми
людьми, в коллективе, как правило — лидер.
Буквы среднего размера (около 3
мм) встречаются чаще всего и не несут
никакой скрытой информации.
Мелкие буквы (от 2 мм и
меньше) свидетельствуют о сдержанности,
скрытности, замкнутости и
целеустремленности.
Важно помнить, что почерк может укрупняться при утомлении, да и
просто с возрастом. Наиболее достоверной будет информация, если
автору письма от 25 до 45 лет.
Форма букв
Округлые буквы характерны для людей
мягких и уступчивых. С ними легко
общаться, они всегда готовы к
компромиссам, но таким людям гораздо
труднее достичь поставленной цели.
Угловатые буквы говорят об эгоизме.
Человек, который пишет в такой манере,
девизом своей жизни считает изречение
«Не говорите мне, что делать, а я не
скажу, куда вам идти».
Подпись
В принципе, достаточно много информации содержится даже
в подписи, уж ей-то пока не придумали достойной замены
(электронная подпись не в счет).
Стандартная подпись (нет элементов, описанных
ниже) указывает на уверенность в себе и смелость.
Подпись «с петельками» указывает на хитрость и
наблюдательность.
Зачеркнутая подпись говорит об импульсивности и
энергичности.
Подчеркнутая подпись свидетельствует о предприимчивости.
Подпись, обведенная в кружок (вся, или несколько букв)
говорит о замкнутости и робости.
Заглавная буква в подписи заслуживает особого внимания.
Чем она крупнее и необычнее, тем сильнее человек жаждет,
чтобы на него обратили внимание. Некрупная заглавная буква
(размером меньше 2х строчных) говорит о некоторой
зажатости.
Александр Сергеевич Пушкин
1820 г.
«К портрету Жуковского», подпись «Сверчок» — арзамасское прозвище поэта)
Максим Горький
А. Пешков
8/II—27 г. Сорренто
Александр III
Суворов
Лев Толстой
Список использованной
литературы
1. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и
тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М. 2000.
2. Сара Д. Тайны почерка / В кн.: Люшер М. Цвет вашего характера
Пер. с англ. М.: Вече, Персей, АСТ. 1996.
3. Тараненко В. Почерк, портрет, характер /Скрытая психодинамика в
практическом изложении. М.: Ника-центр. 2001.
4. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. / Перлит продакшн, ЛТД.
Киев — 1992
5. Гольдберг И. Психология почерка. Москва. 2008.
6. Моргенштерн И. Психографология. Издательство Питер. 1994.
Почему письмо от руки способствует лучшему и быстрому обучению?
Источник: Free-Photos/Pixabay
Новое исследование Университета Джона Хопкинса (JHU) показало, что практика письма от руки улучшает тонкую моторику и создает перцептивно-моторный опыт, который, как ни странно, помогает взрослым освоить общие навыки, связанные с грамотностью. быстрее и значительно лучше», чем если бы они пытались выучить тот же материал, печатая на клавиатуре или просматривая видео. Эти выводы (Wiley & Rapp, 2021) были опубликованы 29 июня.в рецензируемом журнале Psychological Science .
Для этого исследования Роберт Уайли и Бренда Рэпп провели двухэтапный эксперимент с участием 42 взрослых, не говорящих по-арабски, которых случайным образом разделили на три группы учащихся: пишущие от руки, печатающие на машинке и наблюдающие за видео.
На первом этапе эксперимента каждого участника обучали арабскому алфавиту (т. е. абджаду), состоящему из 28 букв, с использованием двигательных и немоторных стилей обучения в зависимости от их группы.
После шести учебных занятий все в группе просмотра видео и машинописи выучили арабский алфавит и смогли определить каждую из его 28 букв. Тем не менее, люди из группы рукописного ввода, которые использовали ручку и бумагу для написания каждой буквы во время учебных занятий, достигли такого же уровня мастерства уже после двух учебных занятий.
Во время второй фазы этого эксперимента исследователи проверяли, в какой степени (если вообще) участники каждой группы могут «обобщать» свои новые знания, используя арабские буквы для написания новых слов или чтения незнакомых слов с помощью букв абджад. Исследователи обнаружили, что группа, пишущая от руки, была «решительно» лучше в этом типе обобщения, связанного с грамотностью.
Почему письмо от руки помогает нам учиться?
3 исследовательских вопроса, рассмотренных Уайли и Рэппом, включают:
- Являются ли преимущества практики рукописного ввода результатом обучения моторике как таковой или других случайных факторов?
- Распространяются ли преимущества на необученные задачи?
- Приводит ли почерковая практика к обучению и закреплению только двигательных представлений или и других видов представлений?
«Наши результаты ясно показывают, что почерк по сравнению с немоторной практикой обеспечивает более быстрое обучение и большее обобщение для нетренированных задач, чем сообщалось ранее», — объясняют соавторы. «Более того, только практика письма приводит к обучению как моторным, так и амодальным представлениям символических букв».
Красочный арабский алфавит с изометрическими буквами.
Источник: zainabsoly/Shutterstock
Как почерк помогает научиться читать?
Почему при обучении чтению лучше всего писать буквы алфавита от руки? Авторы утверждают, что почерк создает перцептивно-моторный опыт.
«Простой акт письма от руки обеспечивает перцептивно-моторный опыт, который объединяет то, что мы узнали о буквах (их формах, их звуках и их двигательных планах), что, в свою очередь, создает более богатые знания и более полное, истинное обучение, — заявили исследователи в пресс-релизе от 7 июля.
Хотя все участники этого исследования были взрослыми, Уайли и Рэпп предполагают, что такие же результаты будут наблюдаться и у детей. Это исследование предполагает, что при первом изучении алфавита написание букв от руки оптимизирует обучение грамоте. Это исследование также имеет значение для классов K-12, где обучение грамоте все больше зависит от планшетных компьютеров и ноутбуков. Эти цифровые устройства не в состоянии создать перцептивно-моторный опыт, который может препятствовать обучению.
«Вопрос для родителей и педагогов заключается в том, почему наши дети должны тратить какое-то время на то, чтобы писать от руки», — сказал Рэпп, профессор когнитивных наук в Университете Джона Хопкинса, в пресс-релизе. «Очевидно, что вы станете лучше писать от руки, если будете практиковаться в этом. Но поскольку люди меньше пишут от руки, то, может быть, кого это волнует? Вопрос в том, есть ли у почерка другие преимущества, связанные с чтением и правописанием». и понимание? Мы находим, что они определенно есть ».
«Когда вы пишете, вы получаете более сильное представление в своем уме, которое позволяет вам выполнять другие типы задач, которые никоим образом не связаны с рукописным вводом», — Уайли, бывший докторант JHU, который в настоящее время является профессором в добавил Университет Северной Каролины.
Источник: Lightspring/Shutterstock
Письмо или рисование от руки вызывает сильную нейронную активность в сенсомоторных областях мозга & Van der Meer, 2020) за прошлый год, который показал, что 12-летние дети и молодые люди более эффективно учатся и лучше запоминают новые знания, когда пишут от руки, а не с помощью клавиатуры.
Это исследование ЭЭГ высокой плотности отслеживало и записывало активность мозговых волн во время обучения в классе. Исследователи определили основанные на нейронауках способы, которыми рукописный почерк лучше машинописи при обучении в классе, и почему изучение скорописи полезно для нашего мозга.«Использование ручки и бумаги дает мозгу больше «крючков», на которые можно повесить свои воспоминания. Письмо от руки создает гораздо большую активность в сенсомоторных частях мозга», — сказала старший автор Одри ван дер Меер в новостях за октябрь 2020 года. выпускать. «Многие чувства активируются, когда вы нажимаете ручкой на бумагу, видите буквы, которые вы пишете, и слышите звук, который вы издаете во время письма. Эти сенсорные ощущения создают контакт между различными частями мозга и открывают мозг для обучения. Мы оба лучше учиться и лучше запоминать».
В аннотации своей статьи авторы NTNU резюмируют свои выводы о важности скорописи по сравнению с машинописью для обучения в классе: «Мы пришли к выводу, что из-за преимуществ сенсомоторной интеграции из-за большего участия органов а также тонкие и точно контролируемые движения рук при письме от руки и при рисовании, жизненно важно поддерживать оба вида деятельности в учебной среде, чтобы облегчить и оптимизировать обучение».
Должны ли мы праздновать или оплакивать конец рукописного ввода?
В журнале Atlantic недавно была опубликована статья об исчезновении скорописи, и, судя по письмам в редакцию, все еще есть много людей, которые считают, что неумение писать курсивом — это пожизненный недостаток. Но я хотел бы предложить альтернативную точку зрения.
Я всегда любил школу. Я любил читать как рыба в воде, я терпел математику, соревновался с другими детьми в моем классе, чтобы получить наивысший балл по орфографии, и думал, что энциклопедия World Book Encyclopedia, которую купили нам мои родители, была очаровательной.
Излишне говорить, что мои табели успеваемости обычно были блестящими, за исключением ужасной оценки почерка. Несмотря на то, что я изо всех сил старался правильно держать карандаш, обводя буквы, мой шрифт был едва различим, а мои рукописные буквы были разбросаны по всей странице. Как я ни старался, мой почерк так и не стал лучше.
К тому времени, как я поступил в колледж, я научился делать обильные беспорядочные заметки во время занятий, которые затем объединял в печатном виде на контрольных листах. Но только когда я получил свой первый неуклюжий компьютер Macintosh в аспирантуре, я нашел способ расшифровывать свои мысли так же быстро, как они приходили в голову. На моей нынешней работе я до сих пор подписываюсь неразборчиво, хотя COVID-19Блокировка все равно заставила большую часть наших документов работать в Интернете, поэтому теперь я могу наслаждаться прекрасным рукописным потоком моей подписи, созданной в электронном виде.
Все это не означает, что я не понимаю, почему люди ценят скоропись. Для меня это прекрасная форма искусства, которую практикуют люди, обладающие навыками и временем, чтобы посвятить этому свое время. Но это не является необходимым академическим или интеллектуальным навыком в современном мире.
Оглядываться в прошлое и сожалеть о произошедших переменах — давнее занятие. Платон считал, что письменный язык пагубно влияет на память. Сократ утверждал, что когда что-то записывается, это исключает активное обсуждение, столь необходимое для обучения. Когда был разработан печатный станок, правительство и церковные чиновники сопротивлялись этой тенденции, опасаясь, что они потеряют контроль над передачей сообщений своему населению.
В век Интернета многие из этих размышлений кажутся причудливыми. Мы не только полагаемся на печатные документы в наших официальных коммуникациях, но и регулярно используем электронную почту, текстовые сообщения и социальные сети для общения с другими людьми. На самом деле, эти письменные взаимодействия настолько просты в управлении, что многие из нас ограничивают свои телефонные разговоры заранее оговоренным временем, получают доступ к большей части нашей информации в Интернете и выражают свои мысли и чувства на различных платформах. Мы можем найти в Интернете переводы для сотен языков и даже просмотреть копии реальных документов, которые изначально были написаны от руки. Но ничто из этого не мешает нам смотреть на прошлые практики с ностальгией и с недоверием на новые достижения.
Определенно существуют мозговые причины, по которым мы боремся с изменениями. Наше восприятие мира закодировано в сетях нейронов в мозгу. По мере того как мы растем и учимся, эти связи умножаются, отражая новую информацию. Как только ссылка была установлена и активирована тысячи раз, она становится когнитивной канавкой.
И так же, как бывает трудно выбраться из колеи на дороге, нужно приложить усилия, чтобы разрушить установившиеся колеи наших мыслей. Нашим нейронам требуется время и усилия, чтобы сформировать новые пути, и этот процесс может заставить нас чувствовать себя дезориентированными, когда мы пытаемся перестроить свои мысли или освоить новые навыки. Таким образом, с психологической точки зрения имеет смысл, что люди склонны ценить вещи, с которыми они выросли, и считают их удобными и знакомыми.
Так что, если вы цените красивый почерк, обязательно продолжайте заниматься искусством. Но это не значит, что те из нас, у кого проблемы с почерком, не могут оценить легкость, с которой наши компьютеры позволяют нам записывать наши мысли. Конечно, есть место, чтобы ценить достижения прошлого, продолжая при этом стремиться к изменениям и прогрессу.