Психология восприятия цвета | это… Что такое Психология восприятия цвета?
У этого термина существуют и другие значения, см. Психология восприятия.
Психология восприятия цвета — способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.
Содержание
|
Общие сведения
Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи.
Цветоведение
Цветоведение — анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Цветоведение включает:
- физическую теорию цвета,
- теории цветового зрения,
- теорию измерения и количественного выражения цвета.
- субъективный аспект восприятия цвета известен также как квалиа.
См. также: XYZ
Количество «имён цвета»
Носители разных культур по-разному воспринимают цвет объектов. В зависимости от важности тех или иных цветов и оттенков в обыденной жизни народа, некоторые из них могут иметь большее или меньшее отражение в языке.
Например, в языках «примитивных» сельскохозяйственных народов есть множество слов — имён цвета для обозначения оттенков зелёного, что связано с жизненно-важной необходимостью контролировать и оценивать состояние выращиваемых растений, оценивать виды на урожай и т. д.
Наиболее «древними» цветами, первыми появившимися в человеческой культуре, обычно считаются белый, чёрный и красный.
Количество «основных» цветов в разных культурах различно, Древний Восток предполагал наличие 5-элементного мира, в Европе фиксировали 3 «основных» цвета (сначала — красный, жёлтый, синий, а позже — красный, зеленый и синий), а со времен Ньютона часто говорят о 7 цветах.
Неосознаваемая психологическая коррекция восприятия цвета
Зрительные рецепторы по праву считаются «частью мозга, вынесенной на поверхность тела». Неосознаваемая обработка и коррекция зрительного восприятия обеспечивает «правильность» зрения, и она же является причиной «ошибок» при оценке цвета в определенных условиях. Так, устранение «фоновой» засветки глаза (например, при разглядывании удаленных предметов через узкую трубку) существенно меняет восприятие цвета этих предметов.
Профессиональная калибровка цветных мониторов требует использования соответствующего фонового освещения комнаты, оператор надевает черный халат, а визуальные оформительские элементы программных продуктов должны иметь нейтральный цвет.
У художников-живописцев основными цветами признаются три: красный, синий, желтый. Черный — отсутствие света и цвета, что аналогично неосвещённой дыре. Белый цвет — неразделённый солнечный свет. От смешения соседних основных цветов производятся так называемые спектральные цвета — оранжевый, зелёный и фиолетовый. Вместе с тремя основными, первичные смешанные составляют «живописный» солнечный спектр: красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, фиолетовый. Голубой цвет не считается самостоятельным спектральным, а разбелённым синим, а точнее — сине-зелёным. При смешивании соседних шести цветов получается 12 цветов, соответствующих темперированному звукоряду: 1.Красный; 2.Оранжево-красный; 3.Оранжевый; 4.Оранжево-желтый; 5.Желтый; 6.Желто-зеленый; 7.Зелёный; 8.Сине-зелёный; 9.Синий; 10. Фиолетово-синий; 11.Фиолетовый; 12. Фиолетово-красный. Это и есть доступная обычному человеческому зрению «октава» цвета.
Социальная психология цветовосприятия
Возрастная динамика способности цветораспознавания
Исследования, проведенные с детьми в возрасте 4-х месяцев, показали, что они хорошо различают четыре группы цветов (красный, жёлтый, зелёный и синий), не дифференцируя их по оттенкам.
Роль культурных особенностей в восприятии цвета и лингвистика
В культуре разных народов эмоциональное и прикладное восприятие цвета очень различно и связано с длительной исторической традицией внутри относительно изолированного развития этноса, религии. Отсюда различие восприятия, например, белого и черного цвета (траур или радость — в зависимости от культуры, религии).
Поскольку в конкретном языке и, шире, в конкретной культуре концентрируется исторический опыт их носителей, ментальные представления носителей различных языков могут не совпадать. В качестве примера того, как по-разному языки выделяют (как принято говорить в лингвистике, «концептуализуют») внеязыковую реальность, нередко приводят термины системы цветообозначения. Так, в русском языке присутствуют два отдельных слова синий и голубой — в отличие от многих германских языков, в которых диапазон цветов соответствующей части спектра перекрывается единым обозначением, типа английского blue (ср. нем. blau и фр. bleu). Близкая система цветообозначения сине-голубых цветов принята в других славянских языках, например, в украинском и польском.
Подробнее о ассоциативных рядах на каждый цвет см. в статьях на отдельные цвета (красный, зеленый, синий, бордо и т. д.)
История социокультурного восприятия цвета
Имена цветов — элемент культуры определённого народа, закреплённый в словарном запасе носителей того или иного языка.
Имена цвета могут принимать символическое значение.
Основная статья: Язык цветов
Социально-культурные и эмоциональные особенности
Одновременное рассматривание одних и тех же несамосветящихся предметов или источников света несколькими наблюдателями с нормальным цветовым зрением, в одинаковых условиях рассматривания, позволяет установить однозначное соответствие между спектральным составом сравниваемых излучений и вызываемыми ими цветовыми ощущениями. На этом основаны цветовые измерения (колориметрия). Такое соответствие однозначно, но не взаимно-однозначно: одинаковые цветовые ощущения могут вызывать потоки излучений различного спектрального состава (метамерия).
Определений цвета, как физической величины, существует много. Но даже в лучших из них с колориметрической точки зрения часто опускается упоминание о том, что указанная (не взаимная) однозначность достигается лишь в стандартизованных условиях наблюдения, освещения и т. д., не учитывается изменение восприятия цвета при изменении интенсивности излучения того же спектрального состава (явление Бецольда — Брюкке), не принимается во внимание т. н. цветовая адаптация глаза и др. Поэтому многообразие цветовых ощущений, возникающих при реальных условиях освещения, вариациях угловых размеров сравниваемых по цвету элементов, их фиксации на разных участках сетчатки, разных психофизиологических состояниях наблюдателя и т. д., всегда богаче колориметрического цветового многообразия.
Например, в колориметрии одинаково определяются некоторые цвета (такие, как оранжевый или жёлтый), которые в повседневной жизни воспринимаются (в зависимости от светлоты) как бурый, «каштановый», коричневый, «шоколадный», «оливковый» и т. д. В одной из лучших попыток определения понятия Цвет, принадлежащей Эрвину Шрёдингеру, трудности снимаются простым отсутствием указаний на зависимость цветовых ощущений от многочисленных конкретных условий наблюдения. По Шредингеру, Цвет есть свойство спектрального состава излучений, общее всем излучениям, визуально не различимым для человека.
Цветоведение и техническая семиотика
В технических приложениях смысл цветовых маркеров достаточно жестко определяет применение каждого цвета.
- Красный — опасность, запрет
- Желтый — осторожно! Внимание!
- Зеленый — безопасность, экологичность
- Причины выбора сигнальных цветов связаны с цветовым и яркостным контрастом. Так, желтый участок спектра имеет максимальную видность, а потому чередование желтых полос с черными обеспечивает восприятие на наибольшем расстоянии.
- Дополняя «осиную» предупреждающую раскраску нанесением косых полос, обеспечивают улучшение распознавания опасных технических объектов — балки, краны, столбы (обеспечивается визуальное отделение от вертикальных и горизонтальных природных объектов, преимущественно формирующихся в поле силы тяжести).
- Синий сигнальный свет применяется для небольших расстояний, так как его лучи сильно рассеиваются (военная, железнодорожная сигнализации).
см. также Автомобильная светотехника
Интересные факты
- Цвет формы спортсменов влияет на решения судей.
- Цвет текста может влиять на принятие решений. Утверждения зеленого цвета вызывают согласие. [2]
См. также
- Дополнительные цвета
- Психология восприятия запаха
- Психология восприятия звука
- Хеморецепция
- Психология восприятия вкуса
- Психология тактильного восприятия
- Цветовой тест Люшера
Примечания
- ↑ Цвет формы спортсмена влияет на решения судьи
- ↑ Игорь Циферов. «Цвет влияет на принятие решений». — ITnews, 11 августа 2009.
Ссылки
- Фрилинг, Генрих. Ауэр, Ксавер Человек — цвет — пространство: Прикладная цветопсихология. — Сокращенный перевод с немецкого. — М.: Стройиздат, 1973. — 141 с. — 41 000 экз.
- Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. — СПб.: Б.&К., 2000. — 212 с.
- О чем может рассказать ваш любимый цвет
- Психология цвета
- Найти свои цвета
Психология восприятия цвета — презентация онлайн
Похожие презентации:
Магия цвета
Психология цвета
Психология цвета в рекламе
Цвет как средство композиции. Психология цвета
Теория цвета. Особенности восприятия
Основы теории цвета
Восприятие цвета
Цветовой круг. Составные и дополнительные цвета
Пространственные свойства цвета. Выступающие и отступающие цвета
Применение цвета в интерьере
1. Психология восприятия цвета
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯЦВЕТА
Юлия Амелина
Цвет может обладать очень сильным психологическим
воздействием.
Даже чёрно-белые изображения логотипов, например,
известных сотовых компаний, вызывают в памяти чёткие
ассоциации с определённым цветом — МТС с красным,
МегаФон с зелёным.
А чем необычней, контрастней и ярче сочетание цветов в
логотипе, тем более он будет узнаваем.
Согласитесь, чёрно-жёлтые полосы мобильного оператора
Билайн забыть сложно.
3. Цвета оказывают влияние на наше настроение и даже на принятие решений
ЦВЕТА ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА НАШЕНАСТРОЕНИЕ И ДАЖЕ НА ПРИНЯТИЕ
РЕШЕНИЙ
Цвет подсознательно влияет на наш выбор. Происходит это
потому, что наша эмоциональная реакция на цвет очень
сильна.
Большинство из нас скорее примут на работу, на должность
юридического консультанта, даму в элегантном тёмно-синем
костюме, нежели отдадут предпочтение соискательнице в
кофточке кричаще салатового цвета.
Вызовет ли у Вас доверие адвокат в костюме красного цвета?
Скорее всего, он вызовет несколько иные чувства и эмоции.
Розовый цвет пассивен, успокаивает и смягчает эмоции,
способствует снижению агрессии, а ярко розовый, в котором
больше красного — забавен.
Если красный цвет говорит о страстной любви, то розовый
скорее о нежности.
Красный возбуждает, выражает страсть и акцентирует на себе
внимание — он тёплый, даже горячий, активный и агрессивный,
часто ассоциируется с опасностью (красный цвет светофора,
пожарной машины). Красный цвет быстро утомляет.
Оранжевый цвет поднимает настроение — он тёплый и усиливает творческую
активность. Но использовать оранжевый цвет надо очень осторожно, например, в
интерьере его используют, внося оранжевые детали.
Говорят, оранжевый цвет помогает в периоды зимней депрессии, связанной с
недостатком солнечного света. Эффективно используется в рекламе, т.к. привлекает
к себе внимание. Люди, предпочитающие оранжевый, обычно склонны к
креативному мышлению и всегда полны энтузиазма.
Жёлтый цвет — олицетворяет тепло, оптимизм и радость.
Закройте глаза и представьте себе на мгновение жёлтый воздушный шарик. На душе
стало чуточку теплее, верно? Жёлтый — цвет солнца, означает мудрость и интеллект.
Жёлтый цвет может быть как тёплым, так и холодным. Пример тёплого жёлтого — цвет
яичного желтка, холодного — цвет лимона.
Тёплые оттенки жёлтого близки по своему эффекту к оранжевому, но менее
агрессивны.
Белый цвет ассоциируется с чистотой, невинностью и
верностью, символизирует истину и справедливость.
Чёрный цвет — цвет тайны, консервативен и внушает
уважение.
Зелёный цвет ассоциируется с природой, расслабляет и успокаивает, обладает
целительными свойствами — успокаивает психику и даже нормализует
давление.
Как и жёлтый может быть и тёплым, и холодным.
Влияние зелёного, впрочем, как и любого другого цвета, во многом зависит от
оттенков и индивидуальных предпочтений.
Светло-зелёный успокаивает и расслабляет, способствует улучшению зрения.
Тёмно-зелёный ассоциируется с надёжностью, устойчивостью, стабильностью и
ростом (цвет денег). Именно поэтому он так часто встречается в офисах
адвокатов.
Голубой цвет холодный, ассоциируется с водой и льдом. Успокаивает,
охлаждает, вызывает чувство лёгкой грусти.
Из всего спектра цветов голубой является наиболее любимым.
Комната с голубыми стенами будет казаться просторней — голубой цвет
визуально увеличивает пространство.
Голубой идеально подходит для выражения откровений — считается, что
он вызывает доверие.
Тёмно голубой цвет ассоциируется с достоинством, знатным
происхождением (голубая кровь), высоким социальным статусом и
положением в обществе, символизирует власть и успех.
Голубой цвет — символ верности, веры и надежды.
Зелёный и голубой цвета успокаивают.
Синий цвет обладает схожими характеристиками с голубым, т.к.
нельзя утверждать, что голубой существует сам по себе, а не
является оттенком синего.
Поскольку синий более насыщенный, то качества голубого в нём
усиливаются.
Фиолетовый — цвет тяжёлый и оказывает подавляющее воздействие на психику создаёт ощущение мрачности и может вызывать апатию. Тёмный насыщенный оттенок
фиолетового часто используется в одежде священнослужителей — его ещё называют
«архиерейским» цветом. Тёмно-фиолетовый связан с представлением о таинственном
и духовном, он серьёзен и благороден.
Но, говоря о цвете, никогда не стоит забывать, что всё дело в оттенках.
Например, тёмно фиолетовый несёт несколько депрессивный характер, а более
светлый оттенок — цвет лаванды — создаёт ощущение некой романтической
таинственности. Цвет лаванды деликатен и спокоен, чаще всего используется в рекламе
товаров для женщин.
Цвета лаванды и фиалки обладают романтической привлекательностью.
И всё-таки фиолетовый цвет вызывает смешанные чувства и именно поэтому
довольно редко используется в рекламе. Он часто создаёт ощущение
драматичности, но очень сомневаюсь, что знаменитые фиалковые глаза Лиз
Тейлор вызовут у кого-то чувство мрачности и угнетения.
Серый цвет является нейтральным.
Ему не хватает тепла, от него исходит ледяная холодность. Серый формален и полон
достоинства — он не кричит о себе как, например, красный и не акцентирует на себе
внимание как оранжевый. Немногие могут назвать его любимым или же, наоборот,
сказать, что ненавидят — серый нейтрален — свободен от эмоциональной реакции на
него.
Светлые цвета кажутся мягкими, воздушными и вызывают
ощущение умиротворённости и покоя.
Тёмные цвета способствуют концентрации внимания.
Яркие цвета — интенсивный голубой, красный, жёлтый,
оранжевый — притягивают внимание. Их часто используют в
рекламе и упаковке.
Важно знать, что сочетание цветов имеет
самостоятельную психологическую и
эмоциональную окраску, не являющеюся
механической суммой влияния каждого из них в
отдельности.
18. Задание по теме
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕСоздание цветовых композиций, выражающих ощущения:
1. Радости
2. Спокойствия
3. Грусти
4. Торжественности
В композициях использовать несколько цветов
English Русский Правила
Восприятие цвета и глубины | Введение в психологию
Цели обучения
- Описать трихроматическую теорию цветового зрения и теорию противоположного процесса
- Опишите, как монокулярные и бинокулярные сигналы используются для восприятия глубины
Мы не видим мир черно-белым; мы также не видим его двумерным (2-D) или плоским (только высота и ширина, без глубины). Давайте посмотрим, как работает цветовое зрение и как мы воспринимаем три измерения (высоту, ширину и глубину).
Цветное зрение
Люди с нормальным зрением имеют три разных типа колбочек, которые обеспечивают цветовое зрение . Каждый из этих типов колбочек максимально чувствителен к немного отличающейся длине волны света. Согласно трихроматической теории цветового зрения
Рисунок 1 . На этом рисунке показана различная чувствительность трех типов колбочек у человека с нормальным зрением. (кредит: модификация работы Ванессы Эзековиц)
Соедините понятия
Дальтонизм: личная историяНесколько лет назад я оделась, чтобы пойти на публичное мероприятие, и зашла на кухню, где сидела моя 7-летняя дочь. Она посмотрела на меня и самым строгим голосом сказала: «Ты не можешь носить это». Я спросил: «Почему бы и нет?» и она сообщила мне, что цвета моей одежды не совпадают. Она часто жаловалась, что я плохо подбираю рубашки, брюки и галстуки, но на этот раз она звучала особенно встревоженно. Как отец-одиночка, которому не у кого спросить дома, я отвез нас в ближайший круглосуточный магазин и спросил у продавца, подходит ли моя одежда. Она сказала, что мои брюки были ярко-зеленого цвета, моя рубашка была красновато-оранжевой, а мой галстук был коричневым. Она вопросительно посмотрела на меня и сказала: «Твоя одежда никоим образом не подходит». В течение следующих нескольких дней я начал спрашивать своих коллег и друзей, подходит ли моя одежда. Через несколько дней после того, как мне сказали, что мои коллеги просто считают, что у меня «действительно уникальный стиль», я записался на прием к окулисту и прошел обследование (рис. 5.15). Именно тогда я узнал, что я дальтоник. Я не могу различить большинство зеленых, коричневых и красных цветов.
Рисунок 2 . Тест Исихара оценивает восприятие цвета, оценивая, могут ли люди различать числа, которые появляются в круге точек разных цветов и размеров.
Некоторые формы нарушения цвета встречаются редко. Видение в оттенках серого (только оттенки черного и белого) встречается крайне редко, и люди, которые это делают, имеют только палочки, а это означает, что у них очень низкая острота зрения и они плохо видят. Наиболее распространенной наследственной аномалией, сцепленной с Х-хромосомой, является дальтонизм на красно-зеленый цвет (Birch, 2012). Приблизительно 8% мужчин европейского кавказского происхождения, 5% мужчин азиатского происхождения, 4% мужчин африканцев и менее 2% мужчин коренных американцев, мужчин австралийцев и полинезийцев имеют дефицит красно-зеленого цвета (Birch, 2012). Для сравнения, только около 0,4% самок европейского европеоидного происхождения имеют дефицит красно-зеленой окраски (Birch, 2012).
Трихроматическая теория цветового зрения — не единственная теория — другая важная теория цветового зрения известна как теория противоположного процесса . Согласно этой теории, цвет закодирован в парах противников: черный-белый, желтый-синий и зеленый-красный. Основная идея заключается в том, что некоторые клетки зрительной системы возбуждаются одним из противоположных цветов и тормозятся другим. Таким образом, клетка, возбуждаемая длинами волн, связанными с зеленым, будет тормозиться длинами волн, связанными с красным, и наоборот. Одним из следствий процессинга оппонента является то, что мы не воспринимаем зеленовато-красный или желтовато-синий как цвета. Другое значение состоит в том, что это приводит к переживанию негативных остаточных образов.
Рисунок 3 . Смотрите на белую точку в течение 30–60 секунд, а затем переведите взгляд на чистый лист белой бумаги. Что ты видишь? Это известно как отрицательное остаточное изображение, и оно обеспечивает эмпирическую поддержку теории цветового зрения, основанной на противоположном процессе.
Но эти две теории — трихроматическая теория цветового зрения и теория противоположного процесса — не исключают друг друга. Исследования показали, что они просто применимы к разным уровням нервной системы. Для визуальной обработки сетчатки применяется трихроматическая теория: колбочки реагируют на три разные длины волн, которые представляют красный, синий и зеленый цвета. Но как только сигнал проходит мимо сетчатки по пути в мозг, клетки реагируют так, как это согласуется с теорией оппозиционного процесса (Land, 19). 59; Кайзер, 1997).
Попробуйте
Восприятие глубины
Наша способность воспринимать пространственные отношения в трехмерном (3-D) пространстве известна как восприятие глубины . С помощью восприятия глубины мы можем описывать вещи как находящиеся впереди, сзади, сверху, снизу или сбоку от других вещей.
Наш мир трехмерен, поэтому вполне логично, что наше мысленное представление о мире обладает трехмерными свойствами. Мы используем различные сигналы в визуальной сцене, чтобы установить наше чувство глубины. Некоторые из них бинокулярные сигналы , что означает, что они полагаются на использование обоих глаз. Одним из примеров бинокулярного признака глубины является бинокулярное несоответствие , немного отличающийся взгляд на мир, который воспринимает каждый из наших глаз. Чтобы ощутить немного другой вид, выполните простое упражнение: полностью вытяните руку и выпрямите один из пальцев и сосредоточьтесь на этом пальце. Теперь закройте левый глаз, не двигая головой, затем откройте левый глаз и закройте правый глаз, не двигая головой. Вы заметите, что ваш палец, кажется, смещается, когда вы переключаетесь между двумя глазами из-за немного отличающегося взгляда каждого глаза на ваш палец.
Трехмерное кино работает по тому же принципу: специальные очки, которые вы носите, позволяют видеть два немного разных изображения, проецируемых на экран, левым и правым глазом по отдельности. Когда ваш мозг обрабатывает эти изображения, у вас возникает иллюзия, что прыгающее животное или бегущий человек приближается прямо к вам.
Хотя мы полагаемся на бинокулярные сигналы, чтобы ощутить глубину в нашем трехмерном мире, мы также можем воспринимать глубину в двумерных массивах. Подумайте обо всех картинах и фотографиях, которые вы видели. Как правило, вы улавливаете глубину этих изображений, даже если визуальный стимул является двухмерным. Когда мы делаем это, мы полагаемся на число 9.0015 монокулярные метки или метки, требующие только одного глаза. Если вы думаете, что не можете увидеть глубину одним глазом, обратите внимание, что вы не натыкаетесь на предметы, используя только один глаз во время ходьбы, и на самом деле у нас больше монокулярных ориентиров, чем бинокулярных.
Смотреть
Следующее видео анаморфного искусства демонстрирует, как мы полагаемся на эти монокулярные сигналы, чтобы увидеть глубину, даже если она только воображаема.
Вы можете просмотреть альтернативный текст для «Amazing Anamorphic Illusions!» (откроется в новом окне).
Примером монокулярного сигнала может быть то, что известно как линейная перспектива . Линейная перспектива относится к тому факту, что мы воспринимаем глубину, когда видим две параллельные линии, которые кажутся сходящимися на изображении (рис. 3). Некоторые другие монокулярные признаки глубины — это интерпозиция, частичное перекрытие объектов, относительный размер и близость изображений к горизонту, относительный размер и разница между светом и тенью.
Рисунок 4 . Мы воспринимаем глубину двумерной фигуры, подобной этой, с помощью монокулярных признаков, таких как линейная перспектива, как параллельные линии, сходящиеся по мере того, как дорога сужается вдали. (кредит: Марк Далмалдер)
Копать глубже: Стереослепота
Брюс Бриджмен родился с крайним случаем ленивого глаза, что привело к стереослепоте или неспособности реагировать на бинокулярные сигналы глубины. Он в значительной степени полагался на монокулярные признаки глубины, но у него никогда не было истинного понимания трехмерной природы окружающего мира. Все изменилось в одну ночь в 2012 году, когда Брюс смотрел фильм со своей женой.
Фильм, который пара собиралась посмотреть, был снят в формате 3D, и хотя он думал, что это пустая трата денег, Брюс заплатил за 3D-очки при покупке билета. Как только начался фильм, Брюс надел очки и испытал нечто совершенно новое. Впервые в жизни он оценил истинную глубину окружающего мира. Примечательно, что его способность воспринимать глубину сохранялась за пределами кинотеатра.
В нервной системе есть клетки, которые реагируют на бинокулярные сигналы глубины. Обычно эти клетки требуют активации на раннем этапе развития, чтобы сохраниться, поэтому эксперты, знакомые со случаем Брюса (и другими людьми, подобными ему), предполагают, что в какой-то момент своего развития Брюс должен был хотя бы на мгновение испытать бинокулярное зрение. Этого было достаточно, чтобы обеспечить выживание клеток зрительной системы, настроенных на бинокулярные сигналы. Теперь остается загадкой, почему Брюсу потребовалось почти 70 лет, чтобы активировать эти клетки (Peck, 2012).
Попробуйте
Фотографии для этого занятия предоставлены GlacierNPS, Alicia Nijdam, KlipschFan, scillystuff, rhondawebber (CC-BY-2.0)
Интеграция с другими модальностями
Vision не является инкапсулированной системой. Он взаимодействует с другими сенсорными модальностями и зависит от них. Например, когда вы двигаете головой в одном направлении, ваши глаза рефлекторно двигаются в противоположном направлении, чтобы компенсировать это, позволяя вам удерживать взгляд на объекте, на который вы смотрите. Этот рефлекс называется 9.0015 вестибулоокулярный рефлекс . Это достигается за счет интеграции информации как от зрительной, так и от вестибулярной системы (которая знает о движении и положении тела). Вы можете испытать эту компенсацию довольно просто. Во-первых, пока вы держите голову неподвижно, а взгляд смотрит прямо перед собой, помашите пальцем перед собой из стороны в сторону. Обратите внимание, как изображение пальца выглядит размытым. Теперь держите палец неподвижно и смотрите на него, двигая головой из стороны в сторону. Обратите внимание, как ваши глаза рефлекторно двигаются, чтобы компенсировать движение головы, и как изображение пальца остается четким и стабильным. Зрение также взаимодействует с вашей проприоцептивной системой, чтобы помочь вам определить, где находятся все части вашего тела, и со слуховой системой, чтобы помочь вам понять звуки, которые издают люди, когда они говорят. Подробнее об этом можно узнать в мультимодальном модуле.
Наконец, зрение также часто связано с феноменом смешения ощущений, известным как синестезия . Синестезия возникает, когда один сенсорный сигнал вызывает два или более ощущений. Наиболее распространенным типом является графемно-цветная синестезия. Примерно 1 из 200 человек испытывает ощущение цвета, связанное с определенными буквами, числами или словами: цифра 1 всегда может восприниматься как красная, цифра 2 — как оранжевая и т. д. Но более увлекательные формы синестезии смешивают ощущения совершенно разных цветов. сенсорные модальности, такие как вкус и цвет или музыка и цвет: например, вкус курицы может вызывать ощущение зеленого цвета, а тембр скрипки — темно-фиолетового.
Ощущение и восприятие
Все эти разговоры о зрении могут заставить вас задуматься, какое это имеет отношение к психологии. Помните, что ощущения — это входные данные о физическом мире, получаемые нашими сенсорными рецепторами, а восприятие — это процесс, посредством которого мозг выбирает, организует и интерпретирует эти ощущения. Другими словами, чувства являются физиологической основой восприятия. Восприятие одних и тех же чувств может варьироваться от одного человека к другому, потому что мозг каждого человека интерпретирует стимулы по-разному в зависимости от обучения, памяти, эмоций и ожиданий этого человека. Именно по этой причине психологи изучают ощущения — для того, чтобы понять восприятие, которое явно является составной частью поведения и психических процессов (определение психологии).
Подумай
Взгляните на несколько своих фотографий или личных произведений искусства. Можете ли вы найти примеры линейной перспективы как потенциального признака глубины?
Глоссарий
остаточное изображение: продолжение зрительного ощущения после удаления стимула
бинокулярный сигнал: сигнал, основанный на использовании обоих глаз
бинокулярное несоответствие: 90 016 немного другой взгляд на мир, который каждый глаз получает
Восприятие глубины: Способность воспринимать глубину
Линейная перспектива: воспринимает глубину на изображении, когда две параллельные линии, кажется, сходятся
Монокулярное сигнал: Cue, который требует только одного глаза
Теория оппонента. восприятие: цвет закодирован в противоположных парах: черный-белый, желто-синий и красно-зеленый
синестезия : смешение двух или более сенсорных ощущений или автоматическая активация вторичного (косвенного) сенсорного опыта из-за к некоторым аспектам первичной (прямой) сенсорной стимуляции.
трихроматическая теория восприятия цвета: цветовое зрение опосредовано активностью трех групп колбочек ты двигаешься.
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Восприятие цвета, Теории цветового зрения
Восприятие цвета, Теории цветового зрения
Восприятие цвета увлекательная серия физических и химических реакций, которые позволяют некоторым организмы видеть в цвете. Процесс восприятия цвета буквально весь в разум, с глазом, содержащим оборудование, которое реагирует на свет, так что мозг может это обработать. Количество цветов, которые может различать организм, может значительно различаются, от животных, которые могут видеть очень широкий спектр миллионов цвета для животных, которые видят в гораздо более ограниченном диапазоне. Два Типы клеток в глазу отвечают за зрение: палочки и колбочки. Оба клетки расположены в сетчатке, и они реагируют на свет, когда он попадает в глаз. Палочки обладают высокой светочувствительностью, что позволяет видеть в диапазоне освещенности. уровни, в то время как колбочки чувствительны к цветам определенных диапазонов длин волн. У человека есть три различных типа колбочек, чувствительных к коротким, средним и длинные волны, и они особенно чувствительны к желтому и зеленому свету. Организмы с тремя типами колбочек известны как трехцветные, а другие у животных может быть два типа колбочек (двухцветные), а у других до пяти (пентахроматический). Теории Цветное зрение Существуют две основные теории, объясняющие и направлять исследования цветового зрения: трихроматическая теория, также известная как Теория Юнга-Гельмгольца и теория противоположного процесса. Эти две теории дополняют друг друга и объяснять процессы, протекающие на разных уровнях зрительной системы. Янг-Гельмгольц теория или трихроматическая теория В В 1802 году Томас Янг предположил, что все человеческое зрение возникает благодаря комбинации чувствительность к красному, зеленому и синему. Эта теория, модифицированная Германом фон Гельмгольцем в 1852 году, стал известен как трехцветный или трехцветный. (трехцветная) теория цветового зрения. Основная идея заключалась в том, что глаз реагировал к трем основным цветам и комбинированию трех основных цветов аддитивных смешение цветов образовало все остальные цвета. обнаружил, что в головном мозге имеется три типа цветочувствительных колбочковых рецепторов. сетчатка поддержала трехцветную теорию. Один набор рецепторов чувствителен к длинные волны, такие как красный, от одной до средней длины волны, такие как зеленый, и один чувствителен к коротким волнам, таким как синий. Теория Юнга-Гельмгольца была основана на наблюдении, что изменение количества красного, синего и зеленого цветов можно получить любой цвет. Они предположили, что сетчатка могут состоять из трех различных типов цветочувствительных клеток, каждая из которых чувствителен к красному, синему или зеленому свету. Далее они предположили что различная скорость возбуждения этих клеток приводит к восприятию разные цвета. Есть два явления, которые эта теория не может легко объяснить: • Дальтонизм Этот возникает, когда человек не может различить по крайней мере два определенных длины волн света (например, оттенки красного из оттенков зеленого). В некоторых случаях вообще отсутствует восприятие цвета. Трудно понять, как теория на основе различных типов конусных ячеек для красного, синего и зеленого может учитываться для дальтонизма. • Отрицательный последствия Глазеть на красное пятно в течение нескольких минут или около того, а затем посмотрите на белый лист бумага. Побочный эффект появится в виде зеленого пятна цвета. Эффекты последействия отражают противоположность стимула, на который они были направлены. открытые (противоположные парам красный/зеленый, синий/желтый или светлый/темный). Теория Юнга-Гельмгольца не может объяснить последствия. Оппонент-процесс теория Ан Альтернативная теория восприятия цвета была предложена Герингом (1878–1919 гг.).64) в попытка объяснить дальтонизм и негативные последствия. Он основан на идее, что три типа клеток сетчатки реагируют на пары противоположные цвета: красный/зеленый, синий/желтый и светлый/темный. В своем анаболическом фазе клетка обрабатывает один цвет пары, на которую она реагирует, и обрабатывает противоположный цвет в своей катаболической фазе. Отрицательные последствия можно объяснить, предположив, что клетки утомляются при длительном стимуляция того же цвета и что они будут работать противоположным образом, как они выздоравливают. Де Валуа, Абрамов и Джейкобс (1966) оказывать поддержку Теория процесса-противника.Они обнаружили биполярные клетки во втором слое сетчатки, а также в таламусе. Однако MacNichol (1986) обнаружил в сетчатке три различных типа клеток.