Как работает язык тела и жестов
Реально ли можно определить по сигналам тела, как себя чувствует человек, говорит ли он правду или лжет, нравитесь вы ему или нет? Разбираемся вместе с экспертом Евгенией Кулешовой
Теги:Evergreen
ЕВГЕНИЯ КУЛЕШОВА
Тренер по позированию и походке, эксперт по риторике тела и автор блога в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Преподаватель риторики тела в академии топ-менеджмента МВА.
Знание языка тела и умелое его использование зарекомендовало себя еще в древнейшие времена. Посмотрите на изображения и скульптуры разных народов мира — победители всегда выше и больше, чем поверженные. Невербалика, основанная на первой сигнальной системе и воздействующая на наше подсознание, конечно же, не миф и не волшебство. Это мощнейший инструмент влияния при правильном подходе.
Дело в том, что наше тело постоянно что-то говорит, но мы не осознаем этого.
Вы ведь слышали фразу «милого узнаю по походке»? Именно так и работает язык тела — мы еще не видели четко человека, но уже поняли, «наш» он или «не наш». По силуэту мы считали, женщина к нам идет или мужчина, или пол не проявлен — и тогда и мы ждем больше информации, чтобы его распознать.
В первые же секунды рептильный мозг оценивает, насколько опасен для нас приближающийся человек. В целом основная задача рептильного мозга — выжить и размножиться. Инстинкты срабатывают мгновенно, и мы реагируем — нам становится неуютно или, наоборот, мы волнуемся, ощущая рядом самца, подходящего для размножения.
Можно ли обмануть древнейший мозг? С одной стороны — расширение зрачков при возбуждении, выброс в кровь гормонов нереально контролировать. Это все равно будет считываться, если человек не научится осознанно прятать свои реакции. С другой — перехитрить рептильный мозг все же можно. Например, мужчина, продемонстрировавший изящный силуэт и плавность движений, будет казаться женственнее. И, наоборот, женщина с походкой солдата не будет восприниматься как женщина и не будет вызывать возбуждение у окружающих ее мужчин.
Имеет смысл тренировать свои жесты, походку, пластику, в целом манеру движения, позирования, чтобы создавать желаемый образ для рептильного мозга.
- Врачам может быть полезно умение создать женственный/мужественный или, наоборот, бесполый образ, чтобы убрать страхи пациентов.
- Если женщина хочет получить больше или меньше мужского внимания, то с помощью силуэта, манеры движений, демонстрации сексуальных сигналов можно достичь желаемого.
- Можно сформировать необходимое доверие для заключения сделки, повысить свой ранг в «стае», ведь рептильный мозг сразу делит окружающих на «свой/чужой» и если вы не попали в круг, то даже при всех логических позитивных предпосылках, вам могут отказать.
Притворяемся ли мы, когда используем несвойственные жесты, меняем походку и делаем вид, что мы — это не мы? Вначале, конечно, все это будет казаться наигранным. Однако во время практики вы заметите, что при использовании «сильных поз» по-настоящему начинаете чувствовать свою важность. Это не магия, это гормоны.
Американский социальный психолог Эми Кадди на конференции TEDx рассказывала об эксперименте, в котором измерялись физические показатели до принятия позы и после. Оказывается, когда мы принимаем позы «победителей» или «сильные»/»высокоранговые» позы, то наше тело выбрасывает коктейль гормонов в кровь, снижая, например, уровень кортизола (гормон стресса) — и мы по-настоящему чувствуем себя победителем! В таком состоянии коммуникация с другими людьми идет совсем иначе.
Практикуйте «высокоранговые» позы и жесты (их можно считать аффирмациями для тела) — и вы сами поменяетесь. Вас начнут слышать и уважать. Начните с походки — это самая яркая и «говорящая» часть невербалики. Вы же уже расправили плечи, правда?
Как это работает:
- Сутулость — когда человек проваливает поясницу, выкатывает живот, опускает плечи, он сразу воспринимается как неэнергичный, неуверенный, не способный постоять за себя. Сравните эту позу с позой победителей: расправленные плечи, мышцы кора в тонусе, видно, что даже если осмелимся тонуть такого человека, он не просто не упадет, но еще и даст сдачи. С такими «фигурами» считаются.
- Открытые и закрытые жесты показывают доброжелательность или закрытость и воинственность. Если сделать указывающий жест открытой ладонью, то его не будут воспринимать как приказ и с большей вероятностью исполнят просьбу. Если постоянно указывать закрытой ладонью своему мужу, что и куда перенести, например, можно не удивляться, почему он прогнулся под вас/не хочет ничего делать /сопротивляется давлению. Доминирующий указывающий жест закрытой ладонью все же стоит использовать только в уместных ситуациях. Например, с сотрудниками, где иерархия — норма.
- Слишком сильные сексуальные сигналы, исходящие от женщины, могут сильно подпортить ей карьеру и жизнь — демонстрация шеи, запястья, внутренней поверхности рук, ног — все это может сложиться в образ легкодоступной особы, с которой о делах говорить уже не захочется. Другие женщины обычно настроены против той, привлекает к себе внимание таким образом. Сбалансировать свой образ можно не только одеждой, но и походкой, манерами сидеть, стоять и жестикулировать.
- Излишний наклон вперед корпусом и взгляд исподлобья будет восприниматься как агрессия. Если вам нужен этот эффект — используйте.
- Даже манера доставать что-то из сумки может рассказать о том, какой у вас статус. Порой люди так сильно суетятся, посвящая всего себя процессу поиска, что искомая вещь кажется важнее человека. Делайте так, что бы найти что-то в сумке было просто и удобно. И это не про порядок в сумке, а по то, как именно вы открываете сумку, как в нее заглядываете — порой кажется, что женщина может нырнуть в нее с головой.
Мифы о языке тела, в которые до сих пор верят
Общение — это гораздо больше, чем только слова, которые мы произносим. Оно также состоит из неявных сообщений, выражаемых через невербальное поведение — мимику, жестикуляцию, голос, позы, соблюдение личного пространства, взгляды и даже запахи. Эти сигналы могут давать подсказки для лучшего понимания человека, его мотивов и причин поведения.
Но в какой-то момент люди решили, что невербальные послания можно расшифровать так же однозначно, как и любой другой язык, и что у каждого жеста или движения обязательно есть свой «перевод». В результате родились мифы и теории, которые довольно далеки от истины — разобрались в самых распространенных.Владелец тренинговой компании Business Speech, основатель Школы критического мышления, руководитель научно-исследовательской лаборатории Business Speech Science Research, телерадиоведущий, автор 9 книг-бестселлеров, включая «Я манипулирую тобой. Методы противодействия скрытому влиянию», «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни», «Анатомия заблуждений, или Большая книга по критическому мышлению»
Легенда гласит, что, если человек сложил руки на груди, это значит, что он закрывается от окружающих, пытается отгородиться от нежелательной ситуации, чувствует себя некомфортно или даже проявляет враждебность. Эта идея много лет тиражировалась в околопсихологической литературе; дошло даже до того, что люди боятся скрещивать руки на публике: вдруг остальные решат, что с ними что‑то не то?
Как же на самом деле? Психологи считают, что люди скрещивают руки на груди по множеству причин. Иногда мы и правда делаем так, чтобы справиться с негативными эмоциями по отношению к собеседнику или из-за несогласия с услышанным. А иногда это происходит просто ввиду отсутствия интереса к обсуждаемой теме. Бывает, мы неосознанно копируем жест собеседника, или пытаемся согреться, или просто сидим в неудобном кресле без подлокотников и не знаем, куда деть руки. Зачастую скрещенные на груди руки означают уход в себя. Возможно, мы услышали сильный аргумент, который необходимо обдумать, а нам проще сконцентрироваться в закрытой позе и с отведенным в сторону взглядом. Видимо таким образом мы отгораживаемся от внешних стимулов и информации, сосредотачиваясь на своих мыслях.
Словом, однозначной трактовки для этого жеста нет. Перевести язык тела так же, как мы переводим иностранные слова, невозможно: слишком большую роль играет контекст ситуации и особенности характера человека.
Смотрели сериал «Обмани меня»? С научной точки зрения великолепный сериал, за исключением одной детали — невероятного уровня способностей главного персонажа. Несколько невербальных сигналов, пара поз и мимических движений — и вот преступник почти пойман.
Представьте такое в реальной жизни: вот вы общаетесь со знакомыми и внезапно замечаете, что у одного из них очень грустный вид. Это связано с темой разговора? Может, он вспомнил о печальном событии? Или просто задумался на секунду? Вы не узнаете ответ по одному взгляду — для решения такой задачи полиграфологи по нескольку раз задают человеку одни и те же вопросы, затем наблюдают, чтобы понять, на что именно он реагирует. В обычном общении так не получится. Нужно либо дальше продолжать наблюдать, собирая больше информации, либо постараться тактично задать вопрос о его самочувствии и мыслях в данный момент.
Только в одном случае можно «разгадать» человека по одному лишь движению — если вы обладаете информацией о нем и контексте. Вы хорошо с ним знакомы, знаете тему его разговора с собеседником, окружающую обстановку, уровень его усталости и пр. Тогда одно короткое движение или брошенный в сторону взгляд станут последней недостающей частью пазла, которая расставит все на свои места. Но такое случается редко!
Источником мифа стало исследование профессора психологии Калифорнийского университета Альберта Мейерабиана. Он изучал, как мы воспринимаем чужие эмоции. Участникам эксперимента зачитывали слова, используя разную интонацию, и показывали фотографии людей с разными выражениями лица. Затем их просили рассказать, какие эмоции они «прочитали». Исходя из ответов, Мейерабиан сделал вывод, что чужие чувства и настроения мы воспринимаем на 55% благодаря мимике, жестам, позам и взглядам, на 38% — благодаря тембру голоса, темпу речи, интонации, и только на 7% — благодаря словам, которые мы используем. Иными словами, преимущественно невербально.
«Правило 7% — 38% — 55%» приобрело бешеную популярность, но, передаваясь из уст в уста, от ученых к писателям, от одного журналиста к другому, результаты исследования сильно округлились и преподносились в отрыве от контекста, словно психолог говорил о любой информации.
Современная точка зрения заключается в том, что процентное соотношение зависит от разных ситуативных факторов, а исследование Мейерабиан провел лишь для того, чтобы показать значимость невербальных сигналов в общении, а не в целях получить точную формулу.
А вообще было бы здорово, если бы мы могли получать невербально более 90% информации, ведь тогда мы бы смотрели фильмы на любых языках мира без перевода.
Говорят, улыбка с морщинками у глаз — искренняя, а без них — фальшивая. Рады сообщить, что это не так! Когда мы испытываем сильное внутреннее переживание, напрягаются дополнительные мышцы, образующие эти самые морщинки. Только и всего! Обычную же улыбку правильнее назвать не фальшивой, а социальной.
Социальная улыбка может заменить некоторые компоненты речи. Согласитесь, иногда проще и быстрее улыбнуться вместо слов «все нормально», «все хорошо» или «мне интересно тебя слушать». Не нужно напрягаться, придумывая подходящую формулировку, ведь собеседник и так все поймет интуитивно. Не стоит также забывать про культурные и социальные нормы. Среди людей принято встречать знакомого человека улыбкой (а в некоторых западных культурах и незнакомого тоже). И это не фальшь, а выражение некой стабильности: у нас все идет по плану, не лучше и не хуже.
Так что не спешите клеймить обычную улыбку.
Утверждение о том, что лжецы избегают зрительного контакта, появилось не на пустом месте. Такое поведение связано с чувством вины или стыда, возникающим, когда мы обманываем кого-то. Ведь всем известно с детства, что врать плохо. Кроме того, ложь — сложная когнитивная задача. Необходимо держать в уме то, что уже было сказано, чего говорить не стоит и о чем еще предстоит сказать. Лжец, отводя взгляд, пытается сконцентрироваться на этих деталях, однако это не 100%-ный признак вранья.
Ключ к разгадке мифа — в простой фразе «Посмотри мне в глаза и скажи правду!». Наверняка вы не раз слышали нечто подобное. Маленькие дети и просто неопытные вруны действительно стараются не поднимать взгляд на собеседника, когда говорят неправду. Но большинство взрослых — особенно те, у кого уже есть «золотая медаль» по вранью — будут смотреть на вас самыми чистыми, неподдельно искренними глазами. И вы даже не заподозрите, что вас обводят вокруг пальца. Опытные лжецы смотрят в глаза не только ради того, чтобы выглядеть убедительно, но и для того, чтобы проверить, а поверили ли ему.
С другой стороны, человек может отвернуться из-за нервного напряжения, грусти или даже отвращения. Его переживания могут быть совсем не связаны с ложью. Частые и короткие взгляды могут быть проявлением подавленного состояния под напором собеседника, настойчиво пытающегося обнаружить ложь там, где ее нет. Спросите коллегу, что он ел на завтрак два дня назад или что он считает самым важным в своей работе. Наверняка это заставит его отвести взгляд и подумать.
Постойте, а что насчет осязания? Существует целый раздел невербальной коммуникации, изучающий прикосновения между людьми. Объятия, рукопожатия, поцелуи, похлопывания по плечу… Все это можно сделать с разной силой, интенсивностью и продолжительностью. Соответственно, каждое такое прикосновение будет иметь разную интерпретацию.
К невербалике можно также отнести пространство и время: например, расстояние между людьми в процессе разговора связано с личностью человека, его статусом и культурными особенностями. А расположение людей за столом может влиять на ход разговора и помочь эффективнее влиять на собеседников. Со временем в общении мы тоже интуитивно знакомы. Нетрудно догадаться, что о нас подумают, если мы придем на встречу сильно заранее или, наоборот, неприлично опоздаем. Иногда время и пространство влияют на ход разговора сообща. Лучший тому пример — «вагонный попутчик», с которым через пару часов общения мы вдруг делимся самыми сокровенными тайнами, хотя это абсолютно незнакомый человек.
Не стоит забывать о глубине и частоте дыхания, побледнениях и покраснениях лица, частоте сглатываний и изменении диаметра зрачка. Чаще всего такие проявления вегетативной нервной системы исследуют для определения лжи, для этого используется полиграф. Однако такие технические средства не всегда необходимы. Особо тревожные личности на фоне волнения буквально покрываются красными пятнами в районе шеи, что хорошо заметно невооруженным взглядом.
Российские исследователи также рассматривают запахи как проявление невербального поведения. Мы пользуемся духами, чтобы нравиться себе и окружающим, чувствовать себя уверенно, привлечь противоположный пол. Запахи являются полноценным средством самопрезентации. Можно чуть больше узнать о собеседнике по тому, как часто он пользуется духами, делает это всегда или только по особым поводам, подбирает яркий аромат или что-то неприметное.
словарей на языке жестов: психология
35 минут 9 секундСейчас играет как: С субтитрами (английский) (изменять)
Сообщить о проблеме
Знакомство с жестовой лексикой, характерной для психологии. Многие переводчики, преподаватели и студенты не знакомы со специальной лексикой жестов, потому что эти понятия нечасто встречаются в повседневном общении. В этом видео глухой профессионал использует словарный запас, относящийся к его области знаний. Демонстрируемые знаки обычно принимаются сообществом глухих, но могут быть не единственными знаками для определенного слова. Знаки часто различаются в зависимости от страны, поэтому зрителям рекомендуется подтвердить, что знаки, используемые в этом видео, используются в их районе/регионе страны. Там, где это уместно, в этом видео демонстрируется более одного знака или комбинации знаков для одного и того же английского слова.
Сведения о носителе
Время выполнения: 35 минут 9 секунд
- Тема: Консультирование и самопомощь, Язык жестов
- Подтема: Словарь английского языка, консультирование, устный перевод, психология
- Класс/уровень интереса: 7–12
- Стандарты:
- Год выпуска: 2003
- Производитель/дистрибьютор: Государственный университет Джексонвилля Серия
- : словарь на языке жестов
Доступные ресурсы
Запросить DVDТолько для членов — Подать заявку
Связанные СМИ
Пополнение словарного запаса на языке жестов
Эпизод 1
35 минут
Класс: 7–12
Словарь на языке жестов
Эпизод 1
35 минут
Уровень: 7–12
Пополнение словарного запаса на языке жестов
Эпизод 3
23 минуты 37 секунд
Уровень: 7–12
Словарь на языке жестов
Эпизод 3
23 минуты 37 секунд
Уровень: 7–12
Пополнение словарного запаса на языке жестов
Эпизод 4
31 минута 49 секунд
Уровень: 7–12
Пополнение словарного запаса на языке жестов
Эпизод 4
31 минута 49 секунд
Уровень: 7–12
Пополнение словарного запаса на языке жестов
Эпизод 5
24 минуты 18 секунд
Уровень: 7–12
Словарь на языке жестов
Эпизод 5
24 минуты 18 секунд
Уровень: 7–12
Пополнение словарного запаса на языке жестов
Эпизод 6
35 минут 9 секунд
Уровень: 7–12
Пополнение словарного запаса на языке жестов
Эпизод 6
35 минут 9 секунд
Уровень: 7–12
Исследование жестового языка шестьдесят лет спустя: текущие и будущие перспективы
Подача закрыта.
Методические рекомендации
В 1960 году Стоко опубликовал первое лингвистическое описание структуры жестового языка. Шестьдесят лет спустя жестовые языки исследуются во многих странах и с разных точек зрения. С одной стороны, формалистические подходы анализируют жестовые языки и их сходство с устной …
Сегодня дебаты в области изучения языка жестов идут интенсивно и очень оживленно. Открыты старые и новые вопросы, и их нужно решать: проблемы, восходящие, например, к работе Стокоу по семантической фонологии, все еще актуальны и нуждаются в решении или пересмотре. В то же время в настоящее время открыты новые исследовательские вопросы, например, о прагматическом аспекте использования языка жестов или идентификации нейронных механизмов, лежащих в основе обработки языка жестов. Цель этой темы исследования двояка: мы хотим внести свой вклад в развитие различных подобластей исследования жестового языка, предоставив современное состояние текущих направлений исследований. Поступая таким образом, мы стремимся осветить роль, которую жестовые языки могут играть как в понимании человеческого языка, так и в понимании отношений между языком и познанием. Мы намерены объединить исследователей из разных точек зрения и дисциплин для решения старых и недавних проблем в исследованиях языка жестов, в том числе грамматики языка жестов, статуса иконичности, нейронных субстратов производства и понимания языка жестов, прагматического измерения в языках жестов, различие жестов и знаков или язык жестов при типичном когнитивном старении, незначительных и серьезных нейрокогнитивных расстройствах и других нейродегенеративных состояниях.
Мы приветствуем подачу рукописей, посвященных различным областям исследования жестового языка с теоретической и/или экспериментальной точки зрения. Мы стремимся охватить широкий спектр исследований, включая, помимо прочего, следующие темы:
● Когнитивная/функциональная лингвистика и лингвистика, основанная на употреблении
● Формалистические подходы
● Фонетика, фонология, лексика, грамматика, семантика, прагматика, дискурс
● Изучение жестов и языки жестов
● Типология
● Овладение первым или вторым языком
● Эволюция языка
● Языковые вариации и изменения
● Теория иконичности
● Метафора и метонимия и другие формы образного языка
● Социолингвистика
● Нейролингвистика
● Язык жестов при типичном когнитивном старении, малых и серьезных нейрокогнитивных расстройствах и других нейродегенеративных состояниях .
● Психолингвистика
● Антропология, этнография и история
● Философия языка
Мы приветствуем вклад специалистов в области эпистемологии исследований жестового языка, лингвистики, философии, антропологии, этнографии, социальных наук, письменного и устного перевода, лингвистических прав, психолингвистики, психологии , когнитивная нейробиология, нейропсихология. Приветствуются оригинальные исследовательские статьи, краткий отчет об исследовании, отчет о конкретном случае, статьи об эмпирическом исследовании, а также статьи о концептуальном анализе, перспективах, гипотезах и теориях, обзорах, систематических обзорах, общих комментариях и мнениях.
Ключевые слова : структура жестового языка, прагматика, язык и познание, нейронные основы жестового языка, социолингвистика жестового языка, вариации и изменения, теоретизирование иконичности
Важное примечание : Все вклады в эту тему исследования должны быть в рамках раздела и журнала, в который они представлены, как это определено в их заявлениях о миссии.