Психосоматика это наука: Психосоматика: что это, как появляется и как работает

6 научных фактов о Психосоматике, которые полезно знать / Хабр

Психосоматика — доказанный факт или лженаука? Почему я считал, что это просто популярное слово, а потом пришёл в ужас. Есть ли научные доказательства, что наши мысли влияют на здоровье?

Я хочу рассказать вам 6 фактов, которые изменят или расширят ваше представление о влиянии внутреннего мира на наше тело.

Если вам ближе формат видео, то этот же материал есть на YouTube.
За ежедневными обзорами научных работ добро пожаловать в Instagram (#быстробзор).
Списки научных статей и дополнительные материалы публикую в Telegram.

Прольём свет на психосоматику!

Разбираемся в слове «Психосоматика»

Для начала давайте разберёмся, что это за слово такое — психосоматика.

В основу положено два корня: психо (душа) и сома (тело). Психологический = относящийся к внутреннему миру, душе. Соматический = относящийся к телу. Соматические (телесные) заболевания являются противовесом заболеваниям психологическим.  

Графика: Роман Караван

В слове «психосоматика» эти два смысла объединяются в один. Психосоматика  изучает, как психология влияет на заболевания вашего тела (их возникновение и течение).

Но как плохие мысли, по-вашему, могут повлиять на тело? Сделать пробоину в ауре?

1-й факт. Научно доказано: депрессия и тревога вредят организму

Фото: Austin Ban

Начну я с этой научной работы.  В исследовании учтены случаи 5 166 пациентов, которые доказывают, что депрессия и тревога усиливают воспаление в организме. 

Вспомним это знакомое слово — воспаление. Что приходит на ум? Ушибли палец, он покраснел и распух — воспаление. Поранили десну, занесли какую-то инфекцию, она распухла и стала красной — воспаление. Но это… поверхностный взгляд. Для того, чтобы ответить на вопрос «как работает психосоматика?», нам придётся углубиться в это слово.

Существует два типа воспаления: острое и хроническое. 

Графика: Роман Караван

Острое воспаление длится до месяца и имеет более выраженные симптомы: боль, покраснение, затруднение дыхания или движения, отёк, температуру…  Это как раз о пальце и десне.

Но есть коварное хроническое воспаление. Его продолжительность варьируется от нескольких месяцев до нескольких лет. Это долгий, иногда незаметный процесс, к которому привыкают, а потом, вдруг, внезапно обнаруживают, что он перерос в заболевание.

В этом исследовании приводится список болезней, к которым может привести хроническое воспаление. Это:

Вспомним то, с чего мы начинали: депрессия и тревога способствуют развитию воспаления в организме. Выходит, что депрессия и тревога могут спровоцировать многие заболевания? Да.

2-й факт. «Психосоматическим» исследованиям можно верить

David Clode

Но как можно сделать такие выводы о связи депрессии и воспаления в организме? Можно ли верить этим научным исследованиям?

Вспомним, что такое… маркер. Да, обычный маркер… Это специальная штука, которой мы что-либо выделяем или помечаем. У учёных тоже есть такие маркеры, но только с приставкой «био». 

Биомаркеры — это вещества, уровень которых повышается в организме при наличии воспаления. В этой научной работе описано 8 специальных биомаркеров. Если врач хочет проверить — есть ли воспаление, — ему достаточно замерить уровни этих веществ. Таким образом, биомаркеры как бы помечают болезнь.

Кстати, список всех научных работ, на которые я ссылаюсь в этой статье, будет дан в моём Telegram.

В ходе научных работ, где исследовались случаи пациентов с депрессией и тревожными расстройствами, регулярно делались похожие замеры. Достаточно просто сравнить их результаты с результатами здоровых людей и сделать выводы. Можно ли верить таким исследованиям? Я думаю, что да.

3-й факт. Регулярный стресс приводит к диабету

Фото: Mykenzie Johnson

Думаю, все сталкивались с состоянием, когда расстроен или подавлен настолько, что аппетита нет? Возможно, вы думаете, что простое голодание организму вреда не причинит. Поголодаю, погрущу и переживу. Но всё, правда, гораздо опаснее…

В организме есть такой гормон — лептин. Он подавляет аппетит. Снижение количества лептина в крови ведёт к развитию ожирения. А повышенное содержание к тому, что аппетит пропадает совсем. Однако, это не всё.

При повышенной концентрации лептина также: 

  • уменьшается выработка инсулина;

  • ухудшается его действие на клетки печени;

  • развивается невосприимчивость тканей к инсулину. 

Графика: Роман Караван

Чувствуете к чему я веду? Теперь факты. В этом исследовании авторы приходят к выводу, что высокий уровень тревоги связан с повышенным уровнем лептина и воспалительных маркеров. А в этом, что повышенное содержание лептина в крови усугубляет хроническое воспаление.

Цепочка проста: тревожитесь → лептин растёт → аппетит падает → инсулина в крови меньше → сахар не усваивается → ткани становятся невосприимчивы к инсулину → растут воспалительные процессы. При долгосрочном влиянии подобного рода, хронические воспаления, о которых мы говорили в самом начале, приводят к диабету 2-го типа. И этому трудно не поверить, подобных случае очень много.

4-й факт. Разные негативные состояния могут приводить к разным заболеваниям

Фото: JESHOOTS.COM, Christian Erfurt

Не кажется ли вам, что стресс — довольно общее слово (имею в виду, с точки зрения употребления людьми, а не с точки зрения медицинского словаря). Как и депрессия, в общем-то. И то, и другое — определённый ответ нашего существа окружающим (чаще отрицательным) событиям вокруг нас. Не буду пытаться дать медицинские определения. Попробую порассуждать и исследовать восприятие самостоятельно.

Стресс воспринимается, как нечто более активное, взбудораженное, дёрганое и напряжённое. Стресс обычно связывают с работой, рутиной и навалившимися делами.

Депрессия воспринимается, как нечто пассивное, угнетённое, тоскливое и безразличное. Её обычно связывают с трудными периодами в жизни, когда не знаешь, что делать и куда идти. Увольнение, разрыв отношений, потеря близких.

Если вы испытывали в жизни и то, и другое, то вам не нужны научные исследования, чтобы сказать, что состояния это совершенно разные. А раз состояния разные, то и болезни, к которым они приводят, могут быть разными. Я намеренно не привожу научные работы. Уверен, каждый вспомнит свой опыт: как различные эмоции отзывались на различных недугах.

Кстати, стресс — это отдельная большая тема для расследования, которое я собираюсь сделать в будущем. Подписывайтесь на YouTube или Instagram, чтобы не пропустить. Будет интересно 😉

5-й факт. Плохие мысли делают плохо нашему кишечнику

Фото: Ava Sol

Слышали когда-нибудь про Синдром Раздраженного Кишечника (СРК)? Скажу по секрету, я не только слышал, но и на себе испытал. В справочнике для медицинских работников написано так: «Синдром раздраженного кишечника характеризуется болями или дискомфортом в животе […] Причина развития болезни остается неизвестной, патофизиология изучена недостаточно». Давайте попробуем разобраться.

На самом деле, кишечник обладает мощнейшей нервной системой. Настолько мощнейшей, что некоторые учёные официально в заголовках своих научных работ называют её The Second Brain (второй мозг).

Открытия в области двусторонней связи кишечника и мозга внутри нашего организма, описанные в этой научной работе, выявили сложную систему связи, которая не только обеспечивает поддержание кишечника в нужном состоянии, но и, вероятно, оказывает влияние на общее самочувствие, мотивацию и более высокие когнитивные функции.

В этой научной работе учёные создали воспаление ЖКТ у мышей, что привело к их тревожному поведению. Да, исследование на мышах, но я очень сомневаюсь, что человек с воспалительными процессами в кишечнике будет вести себя спокойно.

А вот обратная сторона. Выводы из этой научной работы говорят, что здоровое разнообразие микробов кишечника ухудшается у людей с тревожным расстройством.

Кстати, в материале про вред мяса (статья, видео), я рассказывал про то, насколько важна для организма микробиота кишечника. Угнетённая микроблока приводит к болезням сердца и не только.

Ну что ж… Это показательная история, которая не только звонко падает в копилку доказанной психосоматики, но и говорит нам о важности ухода за телом и разборчивости в питании.

6-й факт. Особенности работы наших клеток делают психосоматику возможной

Фото: National Cancer Institute

Поговорим немного об особенностях работы наших клеток, которые наведут нас на суперинтересные мысли. Попробую обойтись без сложностей. Только не смейтесь.

Чтобы заставить наш организм что-то сделать в определённом месте, например, сузить сосуды, подготовить матку для родов, надо прочитать заклинание.

  1. В центре каждой клетки есть библиотека с заклинаниями, которая называется ДНК.

  2. Для поиска и чтения заклинания в этой библиотеке, наш мозг отправляет посланцев. Чаще всего это — гормоны. 

  3. Посланцы-гормоны просят служащих библиотеки найти заклинание и переписать его на другой свиток, чтобы не потерять оригинал. Свиток — это РНК.

  4. Затем, свиток отправляется на ритуальное место для прочтения. Это место называется Рибосома. 

  5. Заклинание вызывает духов на Рибосоме, которые с помощью своих магических сил создают нужный эффект. Эти духи называются Белками. Да, белками. Или аминокислотами.

Графика: Роман Караван

В зависимости от ситуации, мозг будет посылать разных гонцов за разными заклинаниями? Если мы чувствуем тревогу или опасность, отправит ли мозг особого гонца? Да. Его будут звать Адреналин. А если чувствуем стресс? Тоже да, его будут звать Кортизол.

Графика: Роман Караван

Знакомьтесь, на картинке выше «доктор» Джо Диспенза — человек, о котором в интернете нет никакой информации (даже в википедии). Однако это не помешало ему написать множество книг-бестселлеров про суперсилу мысли с описанием «реальных» клинических случаев. Одна из этих книг называется «Сам себе плацебо». Многообещающе, не правда ли?

В 3-й главе «эффект плацебо в мозге» он пишет такую вещь: «живя бессознательно, мы воспроизводим одни и те же действия и эмоции; одни и те же действия и эмоции активируют одну и ту же химию мозга; эта химия мозга стимулирует одни и те же гены; гены «печатают» одни и те же белки». Далее он приводит рассуждения к тому, что, если наши привычки формируют день за днём одну и ту же плохую химию мозга, мы медленно убиваем себя. 

Есть ли исследования, прямо подтверждающие эти мысли? Я пока не нашёл. Разумно ли это звучит? Звучит разумно, даже не смотря на наличие большого количества оговорок.

Выводы

Итак, к чему мы пришли?

  • Доказательства в пользу связи депрессии и воспаления, в целом, убедительны. 

  • Механизм доказательств понятен и логичен. 

  • Наверное, многие из вас слышали о развитии диабета «на нервной почве». Теперь вы знаете и о научном доказательстве этого явления.

  • Разные плохие эмоции по-разному воздействуют на нас.

  • Микробиота кишечника может измениться под воздействием тревоги. И наоборот, изменённая вследствие неправильного питания микробиота, может воздействовать на психологическое состояние.

  • Джо Диспенза может и призрак, но мысль высказал интересную. Наше состояние может влиять на химию организма и клетки. 

В очередной раз, когда захочется загрустить или «попережевать», вспомните эту статью и перечитайте её. Крепкой бодрости духа вам. 

Пожалуйста, поставьте статье плюс, если вы считаете, что она затрагивает важные и полезные для вас темы. Это подстегнёт меня улучшать мощь моих расследований 😉

Буду вам рад: YouTube, Instagram, Telegram

Роман Караван. До встречи на светлой стороне.

что это и как помочь себе

 

Психосоматика – это наука о взаимосвязи психических и физических процессов в человеке. Она исследует, как эмоции, переживания и состояние психики влияют на здоровье человека и могут вызвать болезни.

Психосоматические болезни – это физические заболевания, возникающие под влиянием психических факторов. Например, болезни сердца, желудка, кожи, другие проблемы со здоровьем могут быть связаны с психическими переживаниями, стрессом, тревожностью, депрессией, отрицательными эмоциями.

 

Исследования показывают, что психосоматические болезни могут быть причинены психологическими травмами, которые человек пережил в детстве или взрослой жизни. Такие травмы могут вызвать дисбаланс в нейротрансмиттерах (химических веществах в мозге, отвечающих за передачу сигналов между нервными клетками) и привести к нарушениям в работе различных систем организма.

 

Лечение психосоматических заболеваний обычно включает в себя не только физическую, но и психологическую терапию. Психотерапевты могут помочь клиентам понять причины их эмоциональных проблем и помочь их разрешить. Кроме того, врачи могут назначать лекарства для улучшения настроения и снижения уровня стресса.

 

 

Психосоматика цистита

 

Цистит – это воспаление слизистой мочевого пузыря, которое может быть связано с психологическими факторами, такими как стресс, тревога и депрессия.

Стресс может снижать иммунный ответ и приводить к увеличению выработки различных химических веществ в организме, таких как гормоны и цитокины, способствующие развитию воспаления.

Также психологический стресс может вызвать напряжение в мышцах тазовой диафрагмы и сфинктеров, что может снизить кровоснабжение в мочевом пузыре и увеличить риск развития воспаления.

 

Некоторые исследования также показали, что психологические факторы могут влиять на состав микрофлоры мочевых путей, что может способствовать развитию цистита.

Психосоматика герпеса

 

Герпес – это вирусная инфекция, которая может проявляться на коже и слизистых. \

 

Стресс и эмоциональное напряжение могут приводить к снижению иммунного ответа и увеличению выработки гормонов стресса, таких как кортизол. Эти процессы могут способствовать размножению вируса герпеса и способствовать развитию герпетических высыпаний.

Также психологический стресс может приводить к увеличению напряжения мышц и уменьшению кровоснабжения в зонах высыпаний, что может увеличить риск развития герпеса.

Некоторые исследования также показали, что люди с высоким уровнем тревоги и стресса могут быть более подвержены рецидивам герпеса по сравнению с теми, у кого уровень стресса ниже.

Психосоматика аллергии

 

Аллергия – это реакция иммунной системы на различные аллергены, такие как пыльца, шерсть животных, определенные пищевые продукты и т.д. Аллергия может проявляться в форме насморка, кашля, высыпаний на коже, зуда и изжоги в глазах, отека и других симптомов.

 

Психосоматика аллергии связана с тем, что психологические факторы могут оказывать влияние на иммунную систему и способствовать развитию аллергической реакции.

 

Например, исследования показали, что люди с депрессией и тревогой могут иметь более выраженные симптомы аллергии, чем те, у кого уровень психологического стресса меньше. Кроме того, психологический стресс может повышать уровень иммуноглобулина Е (ИгЭ), что в свою очередь может способствовать развитию аллергии.

 

Также психосоциальные факторы, такие как социальный статус и экономический статус, могут влиять на риск развития аллергии.

Психосоматика насморка и гайморита

 

Насморк и гайморит – это воспалительные заболевания, которые могут сопровождаться такими симптомами, как головная боль, насморк, повышенная температура тела, отек и боль в горле. Хотя главными причинами этих заболеваний вирусы и бактерии, психосоматика также может влиять на их развитие.

 

Психологические факторы, такие как стресс, тревога и депрессия могут ухудшать функцию иммунной системы и снижать защитные свойства организма, что может способствовать развитию инфекции. Кроме того, психосоматика может влиять на способность организма восстанавливаться после инфекции и боли.

 

Дюды со стрессом и тревогой могут быть более подвержены заболеваниям дыхательных путей и снижению защитных свойств организма. Кроме того, стресс может усугублять симптомы инфекций и увеличивать продолжительность болезни.

Психосоматика изжоги и вздутие живота

 

Психосоматика изжоги и вздутие живота означает, что психологические факторы могут влиять на функционирование желудочно-кишечной системы, что может приводить к возникновению таких симптомов, как боль в животе, головокружение, вздутие, тяжесть и тошнота.

 

Стресс и тревога могут увеличивать количество кислоты в желудке и вызывать различные виды желудочных проблем, таких как гастрит, язвы, воспаление кишечника. Кроме того, депрессия может влиять на подвижность кишечника и приводить к вздутию, головокружению и болям в животе.

 

Также важно обратить внимание на психосоматический эффект питания и диеты. Люди, которые сталкиваются со стрессом или тревогой, могут быть более склонны к перееданию или питанию вредных продуктов, что может приводить к раздражению желудочно-кишечной системы.

Психосоматика почек

 

Одним из главных способов, которым психосоматика может влиять на почки, является изменение уровня гормонов стресса в организме. Стресс может вызвать увеличение уровня гормона кортизола в крови, что может приводить к повышенному кровяному давлению, увеличению выработки мочи и другим проблемам с почками. Кроме того, стресс может снижать уровень гормона вазопрессина, регулирующего водно-солевой баланс в организме и влияющего на функцию почек.

 

Также люди с тревожными и депрессивными расстройствами могут иметь пониженный уровень креатинина в крови, что является показателем функции почек. Кроме того, психосоматика почек также может включать влияние психологических факторов на риск возникновения заболеваний почек, таких как инфекции мочевыводящих путей, почечные камни и т.д.

Психосоматика ангины, горла, кашля

 

Конечно, физические причины, такие как инфекции, аллергии или травмы, могут вызывать эти проблемы, однако психологические факторы также могут играть важную роль.

Например, исследования показали, что стресс может приводить к ухудшению симптомов ангины, привести к глоткам и кашлю из-за повышения уровня кислорода в крови, что может привести к увеличению притока крови к дыхательным путям и стимулировать их реакцию.

 

Дополнительно психосоматический элемент может присутствовать в случаях, когда проблемы с горлом и кашлем связаны с эмоциональными проблемами, такими как страх, тревога или депрессия. К примеру, люди с тревожными расстройствами могут чаще дышать поверхностно, что может стимулировать кашель или раздражение горла.

Психосоматика головной боли и мигрени

 

Когда человек испытывает стресс, нервная система может испускать ряд химических веществ, которые могут влиять на участки мозга, отвечающие за восприятие боли. Это может привести к увеличению чувствительности к боли и увеличению риска развития головной боли.

 

Дополнительно, стресс может привести к ухудшению симптомов мигрени и головных болей. Например, высокий уровень стресса может способствовать сокращению мышц, что может привести к напряжению в шее и голове и вызвать головную боль.

Мигрень – это серьезное главное болевое заболевание, которое может быть сильным препятствием для повседневной жизни человека. К примеру, депрессия может увеличить вероятность развития мигрени на 40%, а случаи мигрени чаще наблюдаются среди людей с тревожными расстройствами.

 

Также исследования показали, что депрессия может быть связана с риском развития головных болей. Ученые считают, что депрессия может изменить способ, которым мозг воспринимает боль, что может увеличить его ощущение.

Психосоматика гинекологических проблем

Один из примеров – это вагинальный дисбаланс, который может вызвать воспалительные процессы и другие проблемы, такие как ощущение зуда и дискомфорта. Этот дисбаланс может быть связан с изменениями в уровне гормонов или со стрессом, тревогой и другими психическими факторами.

 

Другим примером является боль внизу живота — эта боль может иметь разные причины, такие как воспалительные процессы в органах репродуктивной системы, но может также быть вызвана психическими факторами.

 

Также важно отметить, что здоровье женщины может влиять на ее эмоциональное и психическое состояние. К примеру, женщины, имеющие длительные гинекологические проблемы, могут испытывать тревогу, депрессию и другие эмоциональные трудности.

Психосоматика инсульта

 

Инсульт – это серьезное заболевание, связанное с нарушением кровообращения в мозге. Однако, по некоторым исследованиям, эмоциональное и психическое состояние человека может также влиять на риск развития инсульта.

 

Состояние тревоги и депрессии может повысить риск инсульта, особенно у женщин. Исследования показали, что женщины, страдающие от тревоги или депрессии, имеют больший риск развития инсульта по сравнению с женщинами, не страдающими этими эмоциональными проблемами.

 

Люди, испытывающие длительный стресс или эмоциональный дискомфорт, не умеющие эффективно справиться со стрессом – могут иметь повышенный уровень гормона кортизола, который может увеличить риск развития инсульта. Также, люди, не умеющие эффективно справиться со стрессом, могут иметь более высокий риск развития инсульта.

 

Наконец, важно отметить, что после инсульта психическое состояние человека может также влиять на его реабилитацию и состояние здоровья. Поэтому важно поддерживать психическое здоровье, особенно после инсульта, и обратиться к специалистам в случае необходимости.

Психосоматика диабета

 

Диабет является серьезным заболеванием, связанным со снижением продукции или дееспособности инсулина, гормона, регулирующего уровень сахара в крови.

 

Стресс может повлиять на выработку гормонов, таких как глюкокортикоиды, которые могут увеличивать уровень сахара в крови. Также стресс может приводить к ухудшению пищевых привычек, снижению физической активности и другим факторам риска диабета.

Тревога и депрессия также могут оказать негативное влияние на регулирование уровня сахара в крови. К примеру, высокий уровень тревоги может способствовать ухудшению пищевых привычек и недостаточной физической активности. Депрессия может уменьшать мотивацию для самостоятельного контроля уровня сахара в крови и лечения.

 

Также важно упомянуть, что диабет может вызвать эмоциональные реакции, такие как тревога, депрессия и страх. Пациенты могут испытывать стресс по поводу необходимости контролировать свой уровень сахара в крови, употреблять лекарства и регулировать свои пищевые привычки.

Психосоматика давления

 

Психосоматика давления включает в себя связь между состоянием психики и артериальным давлением. Длительный стресс может привести к постоянному повышению давления, что может способствовать развитию сердечно-сосудистых заболеваний.

 

Некоторые исследования показали, что релаксационные техники, такие как медитация и йога могут помочь снизить артериальное давление. Также важно соблюдать здоровый образ жизни, включая здоровое питание, достаточную физическую активность и отказ от вредных привычек, таких как курение и употребление алкоголя.

 

Важно помнить, что повышенное давление может быть вызвано не только психическими состояниями, но и физическими причинами, такими как заболевание почек, щитовидной железы, сердечно-сосудистой системы и других. Поэтому при длительном повышении давления важно обратиться к врачу и пройти необходимые обследования для выявления возможных причин и подбора эффективной терапии.

 

Психосоматика артрита

 

Некоторые исследования показывают, что негативное эмоциональное состояние, такое как депрессия, может увеличивать риск развития артрита, а также усугублять симптомы уже имеющейся болезни, приводить к выпуску гормонов стресса, таких как кортизол, которые могут способствовать воспалению в организме и усугублять симптомы артрита. Кроме того, эмоциональное состояние может оказывать влияние на поведение человека, что может привести к уменьшению физической активности и ухудшению состояния суставов.

 

Некоторые исследования также указывают на связь между отрицательным эмоциональным состоянием и реакцией организма на лекарства для лечения артрита. Например, депрессия может снизить эффективность лекарства для лечения боли и воспаления в суставах.

 

Для поддержания здоровья суставов рекомендуется сосредоточиться на снижении уровня стресса и тревожности, сохранении активного образа жизни и употреблении здоровой пищи. Также можно учесть методы релаксации, которые могут помочь снизить уровень стресса и улучшить эмоциональное состояние.

Психосоматика неврозов

 

Хотя неврозы не являются прямым физическим заболеванием, они могут влиять на физическое состояние человека и вызывать различные симптомы, включая головную боль, мышечное напряжение, боли в животе, сердцебиение, потливость, дыхательные проблемы, усталость и бессонницу.

 

Психосоматическая теория утверждает, что психологические факторы, такие как стресс, тревога, депрессия могут приводить к изменению во внутренней организации тела, что может усугублять симптомы неврозов. Например, утомляемость, возникающая вследствие длительных периодов тревоги и стресса, может влиять на работу сердечно-сосудистой системы, вызывая повышенное давление и другие симптомы.

 

Психосоматика лени

 

Психосоматика лень – это состояние бездействия, нерешительности, безразличия и незаинтересованности в выполнении нужных дел.

 

Психосоматика лени связана с физиологическими изменениями, происходящими в организме человека, когда он находится в состоянии лени. Например, при длительном бездействии уменьшается активность мозга, снижается уровень синтеза нейромедиаторов, таких как серотонин, дофамин и норадреналин. Это может привести к снижению настроения и эмоционального состояния, включая симптомы депрессии.

 

Кроме того, длительное бездействие может влиять на работу сердечно-сосудистой системы и иммунной системы, снижая их функциональную активность и увеличивая риск развития хронических заболеваний. К примеру, снижение физической активности может привести к увеличению риска развития ожирения, диабета и других заболеваний.

 

Таким образом, психосоматика лени показывает, что психологическое состояние человека может оказывать влияние на физиологическое состояние организма, поэтому важно найти мотивацию и найти способ активизировать себя, чтобы обеспечить оптимальный уровень здоровья и благополучия.

 

Психосоматический резонанс

 

Психосоматический резонанс – это то, как психологические состояния могут влиять на физическое здоровье и вызывать различные заболевания. Это явление можно объяснить так: наши эмоциональные и психологические состояния могут влиять на физиологию нашего тела, в частности, на уровень гормонов, иммунной системы, давление крови, частоту пульса и т.д. Эти изменения могут влиять на функционирование различных органов и систем, что может вызвать развитие заболеваний.

 

Например, депрессия может повышать риск сердечно-сосудистых заболеваний, поскольку депрессия влияет на уровень гормонов стресса и снижает уровень серотонина, отвечающего за регулирование настроения и эмоционального состояния. Также психосоциальные факторы, такие как социальный статус и поддержка, могут влиять на иммунную систему и влиять на риск развития заболеваний, таких как рак.

Психосоматика рака

 

Тема психосоматики рака достаточно сложна и чувствительна, поскольку рак является серьезным заболеванием, которое может иметь разные причины. Однако некоторые научные исследования показывают, что эмоциональные состояния могут влиять на иммунную систему и способствовать развитию рака.

 

Одно из объяснений состоит в том, что стресс может понижать функцию иммунной системы, что уменьшает ее способность бороться с клетками, которые могут перерасти в раковые. Также стресс может способствовать развитию воспалительных процессов, что, в свою очередь, может увеличивать риск развития раковых заболеваний.

Стресс может привести к ухудшению питания и здоровому образу жизни, таким как курение, чрезмерное употребление алкоголя, нездоровое питание, что может увеличивать риск развития рака.

 

В целом хотя психосоматические факторы могут влиять на риск развития рака, важно отметить, что возникновение рака является многофакторным процессом, и многие факторы могут влиять на его развитие. Поэтому важно соблюдать здоровый образ жизни и регулярно проводить медицинские исследования для выявления и лечения рака.

Часто задаваемые вопросы

 

Можно ли помочь себе самостоятельно?

 

Да, можно помочь себе самостоятельно при психосоматических проблемах. Основными методами, которые можно использовать для улучшения психологического состояния и снижения физических симптомов, являются:

 

  1. Релаксационные техники, такие как дыхательные упражнения, йога, медитация и прогрессивная мышечная релаксация.
  2. Поддержка положительного мышления. Попытайтесь сосредоточиться на положительных моментах своей жизни и положительных результатах, которые вы достигли.
  3. Установка режима дня. Попытайтесь отвода достаточно времени для сна, отдыха и выполнения физических упражнений.
  4. Поиск поддержки от близких и друзей.
  5. Проведение здорового образа жизни, такого как здоровое питание, физическая активность и избегание вредных привычек.
  6. Поиск профессиональной психологической помощи от психотерапевта или консультанта, специализирующегося на психосоматических проблемах.

 

Важно понимать, что самолечение может быть опасным и неэффективным. Если вы сталкиваетесь со сложными психосоматическими симптомами, то лучше обратиться за помощью к врачу и психологу.

 

Как лечить болезни, которых нет?

 

Если болезни нет, но есть только симптомы, связанные с психосоматикой, то лечение должно быть направлено на психическую гармонизацию и снятие стресса. Основные методы лечения психосоматических расстройств включают:

 

Психотерапия: психолог или психотерапевт поможет вам понять, какие факторы вызывают психосоматические симптомы и научиться стратегиям их преодоления.

 

Релаксационные техники, медитация: медитативные практики могут снизить уровень стресса и тревоги, что поможет снять психосоматические симптомы.

 

Физические упражнения: упражнения по физической активности могут помочь снизить уровень стресса и тревоги, улучшить настроение и снять психосоматические симптомы.

 

Психосоматика и философия жизни

  • Список журналов
  • Филос Этикс Хьюманит Мед
  • т.5; 2010
  • PMC2823620

Являясь библиотекой, NLM предоставляет доступ к научной литературе. Включение в базу данных NLM не означает одобрения или согласия с содержание NLM или Национальных институтов здравоохранения. Узнайте больше о нашем отказе от ответственности.

Philos Ethics Humanit Med. 2010 г.; 5: 2.

Опубликовано в Интернете 21 января 2010 г. doi: 10.1186/1747-5341-5-2

# 1 и 1 3 #9 29 0012 Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензии Правовая оговорка

Основываясь на работах Ханса Йонаса, мы предлагаем психосоматической медицине философию жизни, которая преодолевает дуализм разума и тела, преследовавший западную мысль с момента зарождения современной науки в Европе семнадцатого века. Любое современное описание реальности должно опираться на все, что мы знаем о живом и неживом. Поскольку мы сами живые существа, мы знаем, что значит быть живым, из собственного опыта. Поэтому наша философия жизни, помимо того, что исходит из того, что эмпирическая наука говорит нам о неорганической и органической реальности, должна исходить еще и из нашего непосредственного опыта жизни в себе и в других; затем он может показать, как они встречаются в живом существе. Поскольку жизнь, в конечном счете, представляет собой единую реальность, наша теория должна реинтегрировать психику с телом таким образом, чтобы ни один компонент целого не был обделен, ни объективный, ни субъективный.

В этом эссе мы изложим основные компоненты такой теории, прояснив определяющие черты живых существ как полярности . Мы описываем три таких полярности:

1) Бытие против небытия: Всегда находясь под угрозой небытия, организм должен постоянно подтверждать свое бытие своей собственной деятельностью.

2) Отношение к миру против замкнутости в себе: живые существа замкнуты сами с собой, определяются границами, отделяющими их от окружающей среды, и в то же время они постоянно обращаются к своей среде и участвуют в сделках с ней.

3) Зависимость против независимости: Живые существа зависят как от материальных компонентов, из которых они состоят в любой данный момент, так и от каких-либо конкретных группировок этих компонентов во времени.

Затем мы обсудим важные особенности полярностей жизни: Метаболизм; органическая структура; ограждение полупроницаемой мембраной; различие между «я» и «другой»; автономность; нужда; телеология; чувствительность; ценности. Нравственные потребности и ценности уже возникают на самых базовых уровнях жизни, даже если только люди могут распознавать такие ценности как моральные требования и вырабатывать ответы на них.

Психосоматическая медицина требует философии, преодолевающей дуализм разума и тела. Такой дуализм преследовал западную мысль с момента зарождения современной науки в Европе семнадцатого века. Возможно, в молодости современная наука нуждалась в том, чтобы отделить разум от тела, чтобы отделить религиозные интересы от научных. Если религия занималась главным образом человеческой душой, то утверждение Декарта о том, что человеческая душа (res cogitans) отличалось in toto от физической реальности

(res extensa) подразумевало, что физика не имеет отношения к человеческой душе. Пока наука обещала не вторгаться в дискуссии о человеческой душе, она могла совершенно по-новому исследовать физическую материю. Следовательно, современная наука могла отказаться от аристотелевской концепции природы, которую продолжала отстаивать католическая церковь, поскольку наука уступала церкви монополию на все вопросы духа. Таким образом, метафизический дуализм завоевал терпимость к новым способам мышления, разделив реальность на две совершенно отдельные концептуальные системы, одну теологическую, а другую научно-математическую [1-3].

Однако этому мирному сосуществованию теологии и науки всегда угрожали глубокие напряжения, поскольку картезианскому дуализму с самого начала противостояли враждующие монизмы. Неоднократные неудачи в объяснении отношений между разумом и телом сделали дуализм неправдоподобным, поскольку из нашего собственного повседневного опыта было очевидно, что разум и тело тесно связаны. Но поскольку дуализм настаивал на абсолютном различии между разумом и телом, философы и богословы чувствовали себя вынужденными принять либо ту, либо другую сторону. Материалисты будут настаивать на том, что только физическая природа обладает истинным бытием, а разум — это просто видимость. Идеалисты возразили бы, считая разум единственной реальностью, а все физическое — простой идеей, мыслимой разумом.

Пытаясь таким образом преодолеть дуализм, материалисты и идеалисты просто предполагали навязанный им дуализм выбора. Ибо каждый монизм считал само собой разумеющимся, что единственными альтернативами для определения реальности были либо материя либо разум. Ничто другое казалось немыслимым [1].

Теория эволюции Дарвина, однако, подорвала мир, который стремился установить метафизический дуализм. Дарвиновская теория объясняла, что человеческая душа развилась в результате тех же регулярных процессов случайных мутаций и естественного отбора, которые породили все другие живые существа. Таким образом, человеческая душа снова была включена в царство животных, и вследствие этого душа не нуждалась ни в каком другом объяснении, кроме того, которое могла предложить наука. Таким образом, эмпирическая наука стала

универсальный: вся реальность может быть понята в одних и тех же основных научных терминах и законах [4,5].

Эта универсализация научной концептуализации, казалось, предвещала победу метафизического материализма .

Если бы вся реальность могла быть объяснена наукой, тогда всю реальность можно было бы в конечном счете объяснить с точки зрения самых основных составляющих, открытых наукой, а именно неорганической материи. Следовательно, нам больше не нужно говорить о «разуме», «духе» или «душе», кроме как продемонстрировать, как даже эти субъективные проявления могут быть полностью объяснены управляемой законом физической причинностью.

Но, как показал Ханс Йонас [4], есть и другой способ интерпретировать включение всего человеческого существа обратно в научную теорию. Если в эту постдарвиновскую эпоху мы должны теперь объяснить все живое и неживое в единой системе мысли, тогда мы должны быть в состоянии использовать все, что мы знаем о живом и неживом, в нашем описании реальности. . Это должно включать в себя все, с чем мы сталкиваемся из живого и неживого в нашем собственном непосредственном опыте. И здесь мы можем утверждать привилегированный доступ: поскольку мы сами живые существа, мы знаем, что значит быть живым, из собственного опыта из первых рук. Каждое мгновение нашей бодрствующей жизни мы непосредственно переживаем жизнь, жизнь в себе и в других. Наш самый интимный жизненный опыт находится в нашей собственной индивидуальной жизни. Но этот постоянный опыт собственного бытия-жизни позволяет нам осмыслить бытие-жизнь других людей и, в некоторой степени, животных. Следовательно, мы должны иметь возможность начать с обеих сторон — со стороны того, что эмпирическая наука может сказать нам о неорганической и органической реальности, и со стороны нашего собственного непосредственного опыта жизни в себе и в других — и показать, как они встречаются. в живом существе. Если дуализм подорван, то мы должны стремиться к единому пониманию жизни, к пониманию, полностью учитывающему как биологические процессы организма, так и внутренние, чувственные переживания бытия-жизни. Следовательно, стремясь к их пересечению, мы будем рассуждать с обеих сторон. Мы делаем это с уверенностью, что жизнь в конечном счете одна реальность, какой бы сложной она ни была. Человеческие существа представляют собой психосоматических целых , и поэтому теория, реинтегрирующая психику с сомой , может быть разработана до тех пор, пока ни один из компонентов целого не обделен. Мы будем искать черты, характеризующие жизнь как таковую , «объективную» или «субъективную». Эти черты живых существ вообще выступают, на наш взгляд, как полярности . Живые существа существуют как подвешенные между противоположными полюсами реальности. Сейчас мы попытаемся описать некоторые из этих жизненно важных полярностей [4].

Существование каждого живого существа поддерживается обменом веществ. В отличие от неорганической материи само существование живого существа зависит от его собственной непрекращающейся деятельности [1]. В результате существование организма от момента к моменту есть его собственное динамическое достижение . Неорганической материи не нужно активно что-либо делать, чтобы существовать таким, каков он есть, но организмы должны. Эта неизбежная потребность настойчиво добиваться своего продолжения через собственное метаболическое функционирование доказывает, что организмы угрожает существам: если они не будут активно достигать и неоднократно передостигать собственную реальность, они умрут. Постоянно зависящие от собственного функционирования для своего выживания, организмы висят над бездной небытия. Следовательно, мы можем признать одну из полярностей, определяющих жизнь: всегда находящийся под угрозой небытия организм должен постоянно подтверждать свое бытие своей собственной активностью [6-8].

Эта деятельность, однако, должна быть организованной деятельностью. Метаболические процессы структурировал процессов, и именно эта структура и процессы, которые она направляет, должны поддерживаться как таковые. Когда структура не может определить направление процессов, организм погибает. Соответственно, индивидуальность организма зависит от сохранения его внутренней структуры. Можно даже сказать, что идентичность организма есть идентичность структуры. Это становится более очевидным, если мы заметим, что компоненты, из которых состоит организм, постоянно меняются. Материальные составляющие организма приходят и уходят, но важно, чтобы организм оставался одним и тем же. «Оставаться одним и тем же» означает сохранять ту же структуру даже в условиях постоянной смены компонентов. Однако для того, чтобы поддерживать эту постоянную смену своих компонентов, организм должен быть в какой-то степени открыт своему окружению, конечному источнику компонентов. Теперь мы можем оценить одну из отличительных полярностей живых существ. Живые существа замкнуты внутри себя, определяются границами, которые отделяют их от окружающей среды, и в то же время они постоянно тянутся к своей среде и взаимодействуют с ней [7]. Эта полярность обнаруживается даже в одиночной клетке.

С одной стороны, клеточная мембрана определяет границы клетки: реальность клетки не простирается дальше этой мембраны. И действительно, эти границы должны поддерживаться, если ячейка продолжает существовать. Если мембрана разрушается в достаточной степени, клетка умирает. Следовательно, мембрана должна поддерживать отделение клетки от остальной реальности. Смерть состоит в утрате этого разделения. Эта потребность оставаться ограниченным и отличным от того, что снаружи, наблюдается на всех уровнях органической жизни. От единичной клетки через различные органы животных тел до уровня человека как целостной личности четко различаются «я» и «другой» [6]. Это различие между собой и другими проявляется, конечно, наиболее ярко в иммунной системе. Иммунная система настроена на обнаружение того, что является чужим; и как только это обнаружение инаковости происходит, иммунная система активно противостоит захватчику.

С другой стороны, мембрана полупроницаема, так что клетка может постоянно обмениваться своим материалом с реальностями вне ее. Буквально через через своей мембраны клетка метаболически взаимодействует с тем, что ею не является. Действительно, это взаимодействие с другими сущностями необходимо, если клетка хочет поддерживать свое существование: клетка физически зависит от внешнего мира в своем продолжении существования. Эта зависимость от того, что не является самим собой, чтобы выжить, свидетельствует о 9 свойствах организма.0033 нужда : не обладая самодостаточностью, живое существо должно по необходимости приобретать средства для своего существования из окружающей среды. Однако эта неизбежная экспозиция к окружающей среде, порожденная необходимостью, вновь демонстрирует рискованность органического существования. Окружающая среда может оказаться вредной и даже смертельной. Чужеродная и неуправляемая природа окружающей среды представляет дополнительную угрозу и без того опасному предприятию органической жизни. Таким образом, клетка одновременно замыкается в своих границах, чтобы поддерживать свое обособленное и автономное бытие, и в то же время должна взаимодействовать с внешними реальностями и даже обмениваться с ними собственной материей [6].

Благодаря метаболическому обмену вещественными компонентами клетка претерпевает непрерывные изменения в своем физико-химическом составе. Но это изменение, как мы видели, есть организованное изменение: оно определяется внутренней структурой клетки. Таким образом, посредством изменения клетка сохраняет свою собственную отдельную идентичность, в то же время изменяя составляющие ее физико-химические части. Он и в движении, и в стабильном состоянии. Поддерживая свою устойчивую идентичность благодаря непрерывному круговороту своих материальных составляющих, бытие организма одновременно независимо от этих составляющих и зависит от них. Некоторые материальные составляющие всегда необходимы для существования организма; отсюда зависимость организма. Но так как эти составляющие в конце концов будут заменены другими по мере продолжения жизни организма, то организм независим именно от этих составляющих, т. е. от тех составляющих, которые составляют его в каждый данный момент времени. Таким образом, мы можем распознать одну из других полярностей живых существ: они оба зависят от составляющих их материальных компонентов в любой данный момент и независимы от каких-либо конкретных группировок этих компонентов во времени9.0034 [6,7]. Эта полярность зависимости и независимости всегда пронизывает органическое существование.

Как мы уже говорили, метаболическая активность организма направлена ​​на поддержание существования организма. Эта направленность на поддержание собственного бытия показывает, что обмен веществ в организме происходит «ради» его собственного продолжения в бытии. Бытие, на сохранение которого направлена ​​деятельность, есть будущее бытие организма. Метаболическое функционирование служит для преодоления временного разрыва, который отделяет организм в настоящем от его собственного существования в будущем. С несколько иной точки зрения, метаболическая активность служит временная выносливость организма. Следовательно, именно временная продолжительность представляет собой главную угрозу условному существованию организма: вопрос о том, будет ли организм существовать от момента к моменту, всегда остается без ответа, пока будущее не станет настоящим и пока организм еще живет. И победить угрозу можно только при условии поддержания активности обмена веществ. Таким образом, жизнь телеологична : настоящая деятельность живого существа направлена ​​на его собственное будущее бытие [8,9].].

Если можно говорить о метаболической деятельности организма как о происходящей «ради» будущего бытия организма, то это означает, что на каком-то фундаментальном уровне организм полагает свое продолжение в реальности как «благо». Другими словами, организм полагает свое собственное существование как имеющее положительную ценность. Таким образом, ценность встроена в реальность органической жизни: сама органическая жизнь придает ей ценность. Не люди и уж точно не человеческая деятельность привносят ценность во вселенную, лишенную ценностей. Сами живые существа, стремясь сохранить себя, уже сигнализируют о том, что, по крайней мере, для причастного существа собственная жизнь есть благо [10-12].

Итак, мы видим, что ценности, которые мотивируют медицинскую практику, основаны на самой органической жизни. Хотя только люди могут разрабатывать и практиковать лечение, не люди привносят в мир ценности, которые требуют и оправдывают это лечение. Сами живые существа постулируют добродетелью деятельность, предотвращающую смерть и облегчающую страдания. Если для организма хорошо его собственное продолжение, то плохо его смерть. Отсюда моральная потребность бороться со смертью от собственного внутреннего стремления организма. И поэтому необходимость лечить и, надеюсь, вылечить больной организм, чтобы он не умер — по крайней мере, не раньше, чем ему отведено естественное время, — основана на ценности, которую постулирует сам организм. То же самое верно для страдания и боли, по крайней мере, для тех организмов, которые могут чувствовать . Чувствовал страдание и боль положены организмом, ощущающим их как плохое. Следовательно, моральная потребность в облегчении и даже устранении боли с помощью лечения возникает на самых базовых уровнях жизни, даже если только люди могут признать эту ценность моральным требованием и разработать медицинские методы реагирования на нее [11,13].

Историк биологии Жорж Кангильхейм также настаивает на том, что эта положительная ценность здоровья и отрицательная ценность болезни определяются самим организмом, а не просто внешним суждением практикующих врачей [14]. Кангильхейм считает, что эта оценка самих живых существ лежит в основе фундаментального различия между «нормальным» и «патологическим» состояниями организма. Медицина просто опирается на это основное отличие самой жизни на себя, разрабатывая научные и технические средства для их лечения. Кангильхейм пишет,

Мы думаем, что медицина существует как искусство жизни, потому что сам живой человек называет определенные страшные состояния или поведение патологическими (следовательно, требующими избегания или исправления) по отношению к динамической полярности жизни в форме отрицательной ценности. Мы думаем, что при этом живой человек более или менее осознанно распространяет стихийное, свойственное жизни усилие на борьбу с тем, что мешает ее сохранению и развитию, принятому за норму. .. человек реагирует на поражение, инфекцию, функциональную анархию посредством болезни, выражает тот основной факт, что жизнь небезразлична к условиям, в которых она возможна, что жизнь есть полярность и тем самым даже бессознательное ценностное полагание; словом, жизнь есть по сути нормативная деятельность [[14], с. 338-339].

Поскольку мы упомянули чувство , мы хотели бы в заключение указать на его важность для любой философии жизни. Хотя трудно определить точный уровень, на каком-то уровне жизни отношения организма с миром становятся отношениями чувств : многие организмы чувствительны к элементам окружающей среды. Опять же, это относится как к отдельным клеткам, так и к конгломератам клеток и целым организмам. Чувствительность — это первое мерцание субъективность в организмах, если можно применить слово «субъективность» даже к самым примитивным и элементарным видам чувств. И по мере того, как мы продвигаемся вверх по живому царству ко все более и более сложным организмам, чувствительность тоже становится более сложной; и в определенный момент мы можем говорить о организмах, воспринимающих объекта, составляющих окружающую среду. Было бы, конечно, трудно отметить прогрессирующую разницу между элементарной чувствительностью к внешнему и действительной 0033 восприятие его, ибо любая форма ощущаемой чувствительности уже может считаться переживанием , по крайней мере, самого базового вида. Однако наша точка зрения состоит в том, что первые проблески субъективности возникают относительно рано на филогенетической шкале. И как только появляется субъективность, она становится все более сложной, утонченной и остротой. Таким образом, «разум» определенно не является исключительной привилегией человека. Это даже не исключительное владение высших животных. Психическая жизнь начинается там, где ощущается чувствительность к внешнему [8,15].

Это рождение субъективности отмечает еще один аспект самости живых существ. Ибо по мере роста и усложнения субъективности организм способен ощущать свое окружение на пространственных расстояниях и испытывать желание к вещам во времени. Если к этой субъективности добавить движение тела организма, то живое существо может перемещаться через пространственные расстояния и сжимать предметы до тех пор, пока ощущаются желания к ним. Таким образом, с растущим опытом и подвижностью живые существа противостоят миру, который увеличивается в своих пространственных размерах и временной продолжительности. Разум делает связь с органическим миром богаче и всеобъемлющее, даже если это более широкое воздействие внешнего мира также расширяет область, из которой могут возникнуть угрозы для жизни [15].

Широко опираясь на жизненную философию Ганса Йонаса, мы проследили развитие живых форм от их самых основных составляющих до более сложных форм, в которых ментальная жизнь с увеличивающимся диапазоном чувств, желаний и восприятий соединяет живой организм с растущим разнообразием вещей и событий, вещей и событий, которые одновременно питают и угрожают ему. В последующих очерках мы дадим более полное представление о том, как человеческая жизнь обогащает и изменяет это развитие через построение и усвоение культуры. Тем не менее, мы надеемся, что настоящий очерк дает основу для единого понимания жизни, которое позволяет избежать дуализма разума и тела. Мы утверждаем, что такое понимание важно для психосоматической медицины, которая может охватить все факторы, влияющие на здоровье и болезнь.

Авторы не имеют аффилированности или финансового участия в какой-либо организации или организации, имеющей прямую финансовую заинтересованность в предмете или материалах, обсуждаемых в рукописи.

Авторы заявляют, что у них нет конкурирующих интересов.

Оба автора внесли одинаковый вклад в эту работу. Оба автора прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Майкл Алан Шварц, доктор медицины, и Осборн П. Виггинс, доктор философии, сотрудничали с авторами почти двадцать пять лет, с тех пор как их первое эссе «Наука, гуманизм и природа медицинской практики: феноменологический взгляд» было опубликовано в Перспективы биологии и медицины 28:331-361, 1985. (Эссе было также перепечатано в Odegaard CE: Dear Doctor: A Personal Letter to a Physician The Henry J. Kaiser Family Foundation, Menlo Park, California, pp. 117-156, 1987). В 1989 году доктор Шварц и профессор Виггинс были среди пяти соучредителей Ассоциации развития философии и психиатрии; а в 1998 году они разделили премию доктора Маргрит Эгнер-Стифтунг, присужденную Цюрихским университетом за «вклад своей работой в более человечный мир, в котором человек с его умственными потребностями стоит в центре». Майкл Шварц, практикующий психиатрию в Остине, штат Техас, является клиническим профессором психиатрии Гавайского университета и редактором-основателем журнала «Философия, этика и гуманитарные науки в медицине» (PEHM). Осборн Виггинс — профессор философии Университета Луисвилля и член ассоциированного факультета Института биоэтики, политики здравоохранения и права Луисвилля.

Осборн Виггинс учился у Ханса Йонаса в качестве аспиранта Новой школы социальных исследований. По возвращении в Новую школу, чтобы поступить на факультет, он 8 лет работал с Хансом Йонасом в качестве коллеги.

  • Джонас Х. Феномен жизни: к философской биологии. Нью-Йорк: Dell Publishing Co. , Inc.; 1966. Введение. На темы философии жизни; стр. 1–6. [Google Scholar]
  • Джонас Х. Феномен жизни: к философской биологии. Нью-Йорк: Dell Publishing Co., Inc.; 1966. Первое сочинение. Жизнь, смерть и тело в теории бытия; стр. 7–37. [Google Scholar]
  • Грене М. Знающий и известный. Вашингтон, округ Колумбия: University Press of America; 1984. [Google Scholar]
  • Джонас Х. Феномен жизни: к философской биологии. Нью-Йорк: Dell Publishing Co., Inc.; 1966. Второй очерк. Философские аспекты дарвинизма; стр. 38–63. [Google Scholar]
  • Джонас Х. Смертность и мораль: поиски добра после Освенцима. Эванстон: Издательство Северо-Западного университета; 1996. с. 63. [Google Scholar]
  • Джонас Х. Феномен жизни: к философской биологии. Нью-Йорк: Dell Publishing Co., Inc.; 1966. Третье эссе. Является ли Бог математиком? стр. 64–98. [Google Scholar]
  • Джонас Х. Философские очерки: от древнего вероучения к технологическому человеку, Englewood Cliffs. Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc. ; 1974. Биологические основы индивидуальности; стр. 185–205. [Google Scholar]
  • Джонас Х. Смертность и мораль: поиски добра после Освенцима. Эванстон: Издательство Северо-Западного университета; 1996. Эволюция и свобода: О преемственности форм жизни; стр. 59–74. [Google Scholar]
  • Томпсон Э. Разум в жизни: биология, феноменология и науки о разуме. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; 2007. стр. 128–165. [Google Scholar]
  • Джонас Х. Феномен жизни: к философской биологии. Нью-Йорк: Dell Publishing Co., Inc.; 1966. Пятое эссе. Кибернетика и цель; стр. 108–134. [Google Scholar]
  • Джонас Х. Императив ответственности: в поисках этики для технологического века. Чикаго: Издательство Чикагского университета; 1984. О целях и их реальном статусе; стр. 51–78. [Google Scholar]
  • Грене М. Понимание природы: Очерки философии биологии. Дордрехт, Голландия: D. Reidel Publishing Co; 1974. Биология и телеология; стр. 172–179. [Google Scholar]
  • Джонас Х. Феномен жизни: к философской биологии. Нью-Йорк: Dell Publishing Co., Inc.; 1966. Эпилог. Природа и этика; стр. 282–284. [Google Scholar]
  • Кангильхейм Г. Талантливый рационалист. Нью-Йорк: Зональные книги; 1994. [Google Scholar]
  • Джонас Х. Феномен жизни: к философской биологии. Нью-Йорк: Dell Publishing Co., Inc.; 1966. Двигаться и чувствовать; стр. 99–107. [Google Scholar]

Статьи по философии, этике и гуманитарным наукам в медицине: PEHM предоставлены здесь с разрешения BioMed Central


Психосоматика, Социальная | Encyclopedia.com

ПСИХОНЕЙРОИММУНОЛОГИЯ

КАК ЛИЧНОСТЬ МОЖЕТ ВЛИЯТЬ НА ЗДОРОВЬЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Социальная психосоматика пытается объяснить, как социальные психологические процессы — мысли, чувства и эмоции — влияют на телесные изменения. В более общем плане область социальной психосоматики стремится исследовать связи между социальными процессами и физическими заболеваниями. Эта область исследований главным образом связана с влиянием эмоциональных раздражителей на физиологические изменения. Эти отношения двунаправлены: эмоции влияют на биологические изменения, а физическое здоровье влияет на эмоции. Действительно, многочисленные исследования показали, что общее состояние здоровья является лучшим предиктором счастья у взрослых.

Интерес к связи между эмоциями и телесными процессами восходит к Сократу и Гиппократу, которые считали, что эмоции имеют решающее влияние на здоровье и болезни. Современная социальная психосоматика представляет собой междисциплинарную область, объединяющую исследования из областей психологии, социологии, антропологии, медицины и многих других. Реакция «бей или беги» хорошо известна как в социальной, так и в медицинской областях. Как и у других животных, наш организм вырабатывает адреналин, готовясь либо столкнуться с внешним стрессом, либо убежать от него. Хотя в какой-то момент это было эволюционно адаптивным и остается таковым в ситуациях, требующих принятия решений за доли секунды, долгосрочная активация этой реакции на стресс может иметь пагубные последствия для здоровья.

Одной из ветвей социальной психосоматики, оказавшей особое влияние в последние годы, является психонейроиммунология. Этот термин описывает влияние психологических процессов на функционирование иммунной системы. В частности, в этой области исследований изучается влияние стресса на восприимчивость к инфекционным заболеваниям, таким как простуда. Согласно исследованию 1991 года, проведенному Шелдоном Коэном, Дэвидом А. Дж. Тирреллом и Эндрю П. Смитом, одна из иллюстраций этого подхода известна как «вирусный вызов». В таком исследовании участников помещают на карантин в лабораторных условиях на определенный период времени. В течение этого времени участники проходят медицинские осмотры, заполняют анкеты, оценивающие их физическое и психическое здоровье, а также поведение в отношении здоровья, и отвечают на психосоциальные показатели, которые описывают различные аспекты их личности и уровень стресса, который они испытывают в настоящее время. После этой первоначальной оценки участникам дают назальные капли, содержащие штамм вируса или плацебо. В течение следующих нескольких дней участники проходят ежедневные осмотры для оценки наличия вирусных симптомов, а количество использованных тканей подсчитывается и взвешивается. Метод «вирусного заражения» позволяет анализировать влияние стресса на восприимчивость к простуде, одновременно контролируя воздействие болезни. Парадигма также позволяет изучать другие факторы, которые, как считается, влияют на восприимчивость к болезни, включая личностные переменные.

Другим способом изучения влияния стресса на здоровье является изучение вирусов, которые обычно удерживаются в латентном состоянии активной иммунной системой, но которые могут вернуться, когда человек подвергается сильному стрессу, например, серьезному жизненному событию. Одним из вирусов, иллюстрирующих этот сценарий, является вирус герпеса, который, как считается, отвечает за такие заболевания, как герпес, поражение половых органов и мононуклеоз. В то время как вирус обычно подавляется сильной иммунной системой, он будет вспыхивать, и исследования подтверждают идею о том, что существует связь между негативными эмоциональными состояниями, такими как стресс, и обострениями.

Другим признаком влияния состояний ума на тело являются болезни, которые, по-видимому, тесно связаны с определенными типами личности. Например, люди, которые проявляют высокий уровень агрессии, враждебности или гнева, более склонны к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, в то время как застенчивые или социально изолированные люди, по-видимому, более склонны к развитию иммунных и метаболических заболеваний.

В то время как большинство исследований было сосредоточено на отрицательных последствиях определенных эмоций или жизненных событий для физического здоровья, другие исследования были сосредоточены на положительных эмоциях, которые могут способствовать здоровью и благополучию. Действительно, исследования показали, что такие факторы, как высокая самооценка, сильное чувство самоэффективности и устойчивость, предсказывают положительные изменения в психическом и физическом здоровье. Другими изученными положительными факторами являются надежда, оптимизм, социальная поддержка и позитивные межличностные отношения. Действительно, исследования показали, что эти положительные качества могут ускорить восстановление после серьезной травмы или болезни, в то время как люди, не обладающие этими качествами, подвергаются большему риску развития таких заболеваний, как болезни сердца и рак. Обзор 2006 года, проведенный Шелдоном Коэном и Сарой Д. Прессман, продемонстрировал постоянную связь между положительным аффектом и более низким уровнем заболеваемости, болезней, боли и увеличением продолжительности жизни, в то время как Джон К. Бэрфут и его коллеги в своем исследовании 2005 года обнаружили, что люди с сердечными заболеваниями, которые имели более крупные и разнообразные социальные сети, имели лучшие результаты.

Таким образом, область социальной психосоматики исследует связь между социальными процессами и физическим здоровьем, стремясь обнаружить как последствия, так и преимущества связи между нашим социальным миром и нашими физическими существами, а также исследуя потенциальные факторы, которые могут уменьшить или усугубить связь.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Эмоции; Заболеваемость и смертность; Психология; психонейроиммунология; Психосоматика; стресс; Модель стресс-буферизации

Barefoot, John C., Morten Grobaek, Gorm Jensen, et al. 2005. Разнообразие социальных сетей и риски ишемической болезни сердца и общей смертности: результаты исследования сердца в Копенгагене. Американский журнал эпидемиологии 161 (10): 960-967.

Коэн, Шелдон, Дэвид А. Дж. Тиррелл и Эндрю П. Смит. 1991. Психологический стресс и восприимчивость к простуде. Медицинский журнал Новой Англии 325 (9): 606–612.

Коэн, Шелдон и Трейси Б. Герберт. 1996. Психология здоровья: психологические факторы и физические заболевания с точки зрения психонейроиммунологии человека. Ежегодный обзор психологии 47: 113–142.

Коэн, Шелдон и Сара Д. Прессман. 2006. Положительный эффект и здоровье. Современные направления психологической науки 15 (3): 122–125.

Эверсон, Сьюзан А.

Добавить комментарий