Психологический анализ детского рисунка | ipsyholog.ru
Ребенок рисует, старается, раскрашивает, он увлечен – на рисунке персонажи, дома, машинки, животные, природа. И часто мы радуемся…
Но иногда – совсем нет!
Иногда мы смотрим на рисунок и замечаем, что он нарисован полностью в черно-коричневых цветах. Или у персонажей нет глаз, рта или даже рук. Лица у всех грустные. Когти и острые зубы. Или ребенок рисует семью, а его самого на рисунке нет. И мы понимаем, что не все так гладко.
Ребёнок не может словами объяснить и рассказать, что его волнует и беспокоит, как он себя чувствует и о чем мечтает. Но все это он легко переносит на листок бумаги во время рисования, как бы проецируя на рисунок свой внутренний мир.
- Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.
Наблюдайте, что и как рисует ваш ребенок и вы узнаете…
Взрослые часто думают: «У нас счастливая семья, все хорошо, Мы гуляем, смеемся, проводим много времени вместе. Значит и у ребенка тоже всё должно быть в порядке»
В семье все хорошо, но почему-то у ребенка появляются страхи, неуверенность, частые истерики, плохой сон или аппетит, агрессия, сложности с другими детьми, капризы и т.д.
У детей могут быть проблемы, но они не могут объяснить прямым текстом, что их беспокоит и что они чувствуют. Как же родителям узнать, что чувствует и переживает ребенок?
Из его рисунков! Из того, что и как ребенок рисует, можно увидеть все эти тревожные «звоночки». Если уметь их своевременно увидеть и распознать, то можно оказать малышу необходимую помощь и поддержку.
Что можно понять через рисунки ребенка?
А вы знали, что кроме рисунка «Моя семья» можно попросить ребенка нарисовать рисунок «Моя семья в виде животных»?
И такой рисунок наилучшим образом подходят для анализа того, что происходит в семье и как ребенок относится к своим родным?
А еще – есть очень интересный текст «Рисунок Дом-Дерево-Человек», который тоже дает много важной информации о состоянии и возможных проблемах у ребенка.
Вы знали что особенности размера и расположение членов семьи на детском рисунке обычно указывает на их взаимоотношения (с точки зрения ребенка)?
А как вы думаете, могут ли цвета, которыми раскрашен рисунок, рассказать вам об эмоциональном состоянии ребенка?
О чём могут рассказать рисунки вашего ребёнка?
рисунки вашего ребёнка могут рассказать вам о том:
- Как ребёнок чувствует себя в семье;
- Как он относится к родственникам;
- Как относится к другим детям;
- Что думает о себе, о чем мечтает;
- К кому тянется, а кого сторонится;
- Чего боится или на кого злится;
- Чего ему не хватает и что его беспокоит.
Представляете, как интересно! Психологи во всем мире используют «рисуночные тесты» для диагностики эмоционального состояния ребенка и понимания того, что с ними происходит, что его беспокоит и в чем могут быть причины проблем в его поведении.
Умение понимать, анализировать и расшифровывать детские рисунки — это прекрасная возможность для думающих, заботливых родителей лучше понимать своего ребенка, заглянуть в его внутренний мир и подсознание, а в случае необходимости — оказать ему своевременную помощь и поддержку.
Как увидеть «тревожные звоночки» в рисунках ребенка?
Вот пример «тревожных звоночков», которые можно увидеть в детских рисунках:
На рисунке «Моя семья»:
- Ребенок «забывает» нарисовать себя или кого-то из членов семьи, которые живут вместе с ним.
- У некоторых членов семьи нет каких-либо частей лица или частей тела – рта, ушей, глаз, рук, ног (при условии, что ребенок умеет их рисовать и рисует некоторым персонажам).
- В рисунке есть когти, острые зубы, оружие, огонь, руки в кулака.
- Между некоторыми членами семьи стоит дерево, дом, качели и любые другие «перегородки».
- Мама и папа находятся по разные стороны на листе.
Ребенок рисует себя:
- Меньшего размера, чем его младшие братья/сестры;
- В виде какого-то другого предмета на рисунке или животного;
- Без каких-либо частей лица или тела;
- Рядом с животным, в отдалении от членов семьи.
На рисунке «Дом. Дерево. Человек»:
- У Человека отсутствуют какие-то части лица или тела.
- Ноги человека не опираются на землю, он как бы висит в воздухе.
- Человек пропорционально занимает очень мало места на рисунке.
- Дерево имеет очень тонкий или сломанный ствол.
- В дереве есть дупло.
- Ветки дерева опустились вниз, листья с них падают, сломанные ветки.
- Вместо дерева изображен пенек.
- В доме отсутствуют: окна, двери, крыша.
- Окна заколочены, на двери висит замок.
- Дорогая к дому чем-то завалена, затруднена.
Это лишь маленький перечень «тревожных звоночков», которые можно увидеть на рисунках детей. Такие вещи на рисунках появляются не просто так, и нужно обратить особое внимание на то, что может беспокоить ребенка. С большой вероятностью за этим скрывается какая-то большая проблема для ребенка: тревоги, беспокойства, страхи и переживания ребенка, о которых он, порой, и сам не подозревает. Но это может отражаться на его поведении, развитии и формировании.
Ребёнок рисует чёрным. Стоит ли бить тревогу?
Дети довольно часто выбирают этот цвет для рисования и причины могут быть разные. Не всегда это говорит о наличии проблем.
Для начала нужно понять, сколько ребёнку лет, и как долго он использует только чёрный цвет. Если он долгое время рисовал разными яркими цветами, но потом неожиданно перешел на черный – это повод внимательнее отнестись к его состоянию и понаблюдать за ним. Возможно, его что-то беспокоит.
Примерно до 4-5 лет один из любимых цветов у детей – это часто чёрный. Потому что он наиболее контрастный, яркий и четкий на белой бумаге. Это не повод для беспокойств, если в остальном ребенок не проявляет настораживающих симптомов.
В возрасте от 5 лет и старше выбор чёрного может говорить о переживаниях, волнении или тревоге у ребенка. Так он может выражать свою грусть или одиночество, обиду, злость или страх.
На что обратить внимание, если ребёнок рисует черным:
- Мрачные рисунки сопровождаются изменениями в поведении: страхи, нежелание идти на контакт, истерики и т.д.
- Помимо цвета, вы видите на рисунке людей без лиц, с грустными лицами, дом без дверей и окон и т. д
- Ребёнок выбирал раньше яркие оттенки, а после какого-то события в жизни, резко перешёл на чёрный.
Рисунок может стать для вас «проводником» во внутренний мир ребёнка, если знать, как его расшифровывать. Не зря психологи во всем мире используют детские рисунки для диагностики эмоционального состояния у детей.
Что делать, если ребёнок не любит или не умеет рисовать?
Действительно, бывают дети, которые не очень любят рисовать.
Но если ребёнку уже 4 года и больше, и он не просто не любит, а совсем не умеет рисовать, на это стоит обратить внимание.
Рисование тренирует зрительно пространственное восприятие. Оно помогает детям переносить на бумагу то, что они видят. В процесс рисования они тренируются соотносить размеры, рисовать в масштабе, тренируют свой глазомер, мелкую моторику, учатся копировать из окружающего мира и переносить на бумагу то, что видят.
Конечно, это очень важные вещи, которые помогают потом ребёнку в школе осваивать школьную программу. Потому что в школе нужно уже копировать и перерисовывать цифры и буквы в тетрадь. Поэтому, если ваш ребёнок умеет рисовать и для своего возраста неплохо рисует, но не любит – это одна история.
А если он вообще не рисует или вам кажется, что он рисует для своего возраста примитивно, значит, надо заниматься с ним рисованием. Но не «из под палки», а только в виде чего-то интересного и приятного.
Как практиковаться с ребёнком рисовать
Существует много арт-терапевтических техник для детей. Опишем тут одну из них.
1. Вы садитесь с ним вместе и предлагаете: «Давай порисуем, ты мне даёшь какое-нибудь задание, что нарисовать, и я рисую. А потом – я тебе даю задание и ты рисуешь».
2. Вы рисуете что-то, а ребёнок дорисовывает дальше, что хочет. Вы, например, голову, а он – туловище, вы одну руку, а он – другую.
3. Можно предложить ребенку поиграть в игру «Копирование». Например, он что-то рисует, и вы копируете к себе на листочек. Потом вы что-то рисуете, маленькое и простое, а он копирует.
Основная идея – разными способами заинтересовать и увлечь ребенка.
Такие занятия с детками приносят свои плоды. Когда вы сидите рядом и показываете: «Вот смотри личико рисуем вот так, вот кружочек, вот носик, а теперь попробуй нарисуй сам», ребёнок потихонечку обучается.
Если периодически выделять таким занятиям время и вместе сидеть и рисовать, показывать, поддерживать, разговаривать по-доброму, в расслабленной, не стрессовой атмосфере – то дети потихонечку учатся.
Не критикуйте рисунки ребёнка
Помните, что дети хорошо осваивают новое тогда, когда находятся в безопасной обстановке. Когда они расслаблены, не напряжены, не ожидают, что сейчас им подзатыльник дадут или по рукам, или крикнут на них или как-то одернут.
Если ребёнку комфортно, безопасно рядом с вами, то он быстрее и с большим удовольствием сможет учиться чему бы то ни было, в том числе рисованию.
Не говорите ему: «Ну что ты такое нарисовал? Фу, ничего непонятно, какие-то каракули рисуешь. Это что, человечек?». Как только мы начинаем осуждать, критиковать, давать негативную оценку – это гарантированно ведёт к тому, что ребёнок не будет хотеть делать то, что за что критикуют, и не будет любить это.
То, за что ругают и критикуют, никогда не может стать любимым. Поэтому, даже если он рисует, как вам кажется, недостаточно хорошо, поддержите его: «Ух ты. Это кто? Человечек? Это ручки? А что он делает?».
Дайте ребенку возможность пережить опыт успеха. Опыт успеха – это ощущение того, «что у меня получается», «мои маленькие успехи замечают», «я могу». Когда он почувствует от родителей положительную обратную связь, ему захочется рисовать еще.
Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!
P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – в нём вы узнаете секреты, как построить тёплые отношения в семье, сделать материнство лёгким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребёнком.
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.
Тест свободный рисунок (43 фото) » Рисунки для срисовки и не только
Свободный рисунок методика
Раскраски рисуночные тесты
Графический тест звезды и волны
Графические проективные методики
Заключение по методике дом дерево человек
Скачать
Графическое изображение теста Потемкина
Свободный рисунок методика
Методика Вартегга круги интерпретация
Скачать
Расшифровка свободного рисунка
Скачать
Свободный рисунок методика
Скачать
Тест «Свободный рисунок» Автор г.а. урунтасова,
Свободный рисунок методика
Скачать
Виды рисунков
Дом дерево человек интерпретация психология рисунка ребенка
Скачать
Конкурсы заданиями иллюстрации
Скачать
Дорисовывание фигур Дьяченко
Скачать
«Дом – дерево – человек» Дж. Бука
Скачать
Свободное рисование цель
Скачать
Дом, дерево, человек (ДДЧ Дж. Бук).
Рисунки Либина
Скачать
Проективная методика дом дерево человек интерпретация для детей
Скачать
Композиция линии
Проективная методика человек под дождем
Скачать
Тест рисунок человека к.Маховер ф.Гудинаф
Скачать
Методика э. Торренса «неполные фигуры»
Скачать
Закономерности задания для дошкольников 5 лет
Скачать
Проективная методика человек под дождем
Скачать
Слепые часы стимульный материал
Скачать
Тест дорисуй
Скачать
Рисунки детей с отклонениями
Тест интеллекта р. Кеттелла
Скачать
Графический тест интеллекта
Скачать
Тест Кеттелла на интеллект задания
Скачать
Тест интеллекта р. Кеттелла
Скачать
Рисунки детей с ЗПР
Психологические тесты на ассоциации
Скачать
• Воображение: методика «дорисовывание фигур» о.м. Дьяченко;
Скачать
Тест интеллекта р. Кеттелла
Скачать
«Сложные фигуры» (шкала памяти Векслера).
Скачать
Методика 2. «узнай, кто это»
Скачать
Скачать
Скачать
Расшифровка рисунков вашего ребенка — DFWChild
Наряду с остатками закусок и случайной веткой или камнем, подобранным на перемене, в рюкзаке моего сына всегда была постоянная вещь, когда он возвращался домой из детского сада. Каждый день, когда я выгружала коробку для завтрака и убирала крошки от крекера, я находила скомканный лист бумаги с нарисованным от руки семейным портретом — мамой, папой, Максом и его младшим братом Оуэном.
Максу было 4 года, когда он пошел в детский сад в прошлом году, и переход был трудным. Он никогда не ходил в детский сад и большую часть времени проводил дома со мной, поэтому разлука сильно ударила по нему. Каждое утро, вешая пальто в каморку, он со слезами на глазах говорил учителю, как сильно скучает по своей семье.
«Почему бы тебе не нарисовать их?» — предложил бы его учитель, предложив упражнение как для катарсиса, так и для отвлечения внимания. И так каждый день он создавал новый портрет нашей семьи из четырех человек.
Со временем я заметил, что его рисунки изменились. Сначала картины были монотонными и унылыми, но по прошествии нескольких недель его работы изменились. В конце концов он добавил больше цветов, затем радуги, сердца, дом, наших питомцев и многое другое. Означала ли перемена в его каракулях перемену в его чувствах?
«Возможно», — говорит Андреа Дэвис, сертифицированный арт-терапевт, основатель и генеральный директор Dallas Art Therapy. «Каждый раз, когда человек занимается искусством, это снимок того момента времени».
Произведения искусства могут быть средством коммуникации. Конечно, иногда рисунки — это просто рисунки, но в других случаях детское искусство может быть способом заглянуть в то, что он думает или чувствует.
«Искусство, и особенно рисование для маленьких детей, — это то, как они осмысливают окружающий их мир», — объясняет Джашли Боутрайт, сертифицированный арт-терапевт The Art Station в Форт-Уэрте. «Это дает представление об их мире, мыслительном процессе и чувствах».
Я попросил экспертов посмотреть рисунки моего сына, а также примеры других детских работ, поделиться своими наблюдениями и рассказать, что вы, как родитель, можете почерпнуть из композиций своих детей.
Рисунки сына Аманды, МаксаПервое, что Дэвис заметил в раннем дошкольном рисунке Макса слева, это то, что у него нет рук.
Боутрайт заметил, насколько более детализированным стал его рисунок. «Носы изменились, а уши стали более заметными. Замечая эти маленькие детали, я спрашивал ребенка: «Что это значит для тебя?»
«Я думаю, что он идентифицирует себя с отцом», — говорит Дэвис о более поздней картине, отмечая, что он нарисовал и себя, и своего отца с помощью те же несоответствующие глаза и ноги. «Он говорит: „Я подобен тебе; Я из вас».
Примерно в возрасте 6 или 7 лет большинство детей начинают рисовать людей, животных или объекты на базовой линии или линии фона, объясняет Дэвис. Этот рисунок 6-летнего мальчика «выглядит вполне нормально», — говорит она, указывая на дерево, человека и дом на земле. «Если есть линия земли, но вещи все еще парят в воздухе, мне нравится исследовать это», — говорит Дэвис. «Когда вещи не чувствуют себя в безопасности, я думаю, что иногда это может проявляться таким образом — не приземленным, в подвешенном состоянии».
Эти семейные портреты 9-летних девочек-близнецов иллюстрируют, как каждая из них видит свою семью и свое место в ней. Слева художница нарисовала свою семью, раскрашивая вместе картинки по интересам. «Как семья, они делают что-то вместе, и они довольно динамичны», — интерпретирует Дэвис.
Справа художница нарисовала свою семью, сидящую на диване. Ее младший брат плачет, цепляясь за свою мать, мыслепузырь которой представляет собой каракули.
Дэвис заметил несколько намеков на соперничество между братьями и сестрами. На первом снимке художница нарисовала себя, вторую справа, в радужном платье, а платье сестры-близнеца оставила неокрашенным. Ее младший брат лежит на полу; единственный без мольберта. На втором снимке художник нарисовал близнецов того же размера, что и их младшего брата.
На этом рисунке 10-летней девочки изображен ребенок, сидящий на качелях на острове. Есть облака и цветок без цветка. «Это действительно говорит само за себя», — говорит Дэвис. «Одиночество может быть сложной эмоцией для 10-летнего ребенка, но они могут это сделать с помощью своего искусства». Дэвис говорит, что она использовала бы этот рисунок как трамплин, чтобы начать разговор с ребенком о ее потребностях и найти поддержку.
Этот семейный портрет нарисовал 6-летний мальчик. Он и его мама (с S-образными ногами) сидят на полу и играют в Connect 4, а остальные члены семьи стоят и смотрят. «Это действительно показывает, где он находится», — говорит Дэвис. «Он действительно привязан к своей маме и хочет, чтобы она принадлежала только ему».
Расшифровка рисунков вашего ребенкаАрт-терапевты, такие как Боутрайт и Дэвис, обучены интерпретировать произведения искусства, и хотя исследования показывают, что каракули действительно рассказывают историю, не каждое художественное начинание должно быть — или может быть — проанализировано.
«Часто, когда люди обращаются к арт-терапии, они говорят: «Можете ли вы взглянуть на мои работы и сказать мне то, чего я не знаю?», — говорит Дэвис. «Они склонны думать, что это можно интерпретировать магическим образом, но это не так. Это скорее открывает дверь для вопросов, которые можно задавать, и о чем можно говорить».
Вы ищете смысл в рисунках вашего ребенка или способы связи с ними через их искусство? Вот несколько вещей, о которых следует помнить:
Обращайте внимание на закономерности или изменения. Посмотрите на рисунки со временем; что-то появляется снова и снова? Или внезапно изменилось то, что или как рисует ваш ребенок? «Помните о шаблонах, ищите повторения и задавайте открытые вопросы», — говорит Ботрайт. «Затем слушать. Обычно мы хотим найти ответ быстро, но терпение невозможно переоценить».
Не проецируй свои собственные идеи. Боутрайт вспоминает, как однажды она сказала ребенку, как сильно любит кота, которого он нарисовал. Ребенок продолжал рассказывать своим друзьям все о кошке, но когда Боутрайт оглянулся на то, что он написал об иллюстрации, он сказал, что нарисовал собаку. «Мы забываем о влиянии взрослых, — говорит она. «Вместо того, чтобы гадать, спросите: что это значит? Что ты здесь нарисовал?» Не все, что вы считаете тревожным, на самом деле является таковым⸺дети используют искусство, чтобы осмыслить то, что они видят и переживают, а иногда просто обрабатывают через художественное произведение. Тем не менее, эксперты говорят о насилии, оружии, изображениях в плену, рисунках, которые кажутся сексуальными по своей природе, яркой раскраске в области гениталий или рисовании частей тела, которых у них никогда не было, заслуживают внимания. «Было бы важно понять контекст», — говорит Ботрайт. — Спроси, что это значит.
Используйте искусство, чтобы помочь детям раскрыться. Предложите ребенку связать разные цвета с чувством счастья, грусти, гнева и страха. Как только они назначат цвет каждому чувству, нарисуйте большой круг на листе бумаги и закрасьте его выбранными цветами. Повесьте его на стену, чтобы ребенок мог указать на цвет, который он чувствует в различных обстоятельствах. «Отсюда вы можете сказать: «Давайте нарисуем картину того, как это выглядит», — говорит Дэвис. «Это помогает детям развивать здоровый эмоциональный язык и понимать, что эти чувства реальны».
СВЯЗАННЫЙ: Как создать художественный дом для ваших детей
Арт-терапевты в районе Даллас-Форт-УэртАрт-терапевты — это клиницисты высокого уровня, которые используют искусство, творческий процесс и полученные произведения искусства в качестве терапевтических и лечебный метод.
Джашли Боутрайт, LPC-AT, ATR-BC
Форт-Уэрт, 817/921-2401; theartstation.org
Андреа Дэвис, LPC-AT-S, ATR-BC
Ричардсон, 972/544-6633; dallasarttherapy.org
Мария Лаворгна-Смит, доктор философии, LMFT-S, LPC-S, ATR-BC
Ричардсон, 972/978-0814
Уитни Маклин, L ПК-АТ, АТР- Британская Колумбия
Форт-Уэрт, 817/921-2401; theartstation. org
Бет Морал, LPC, ATR-BC
Dallas, 214/923-7872
Дженис Роуз-Гилл, LPC, LCAT, ATR-BC
Даллас, 214/810-0756; dallastherapistgroup.com
Лекси Сорбара, LMFT-A, ATR
Даллас, 214/449-1816; lexisorbara.com
Изображения предоставлены Амандой Коллинз Бернье
Новое исследование расшифровывает язык и значение на основе сканирования мозга, ближе к чтению мыслей
Технология расшифровки наших мыслей становится все ближе. Нейробиологи Техасского университета впервые расшифровали данные неинвазивного сканирования мозга и использовали их для восстановления языка и смысла историй, которые люди слышат, видят или даже воображают.
Автор
В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Neuroscience, Александр Хут и его коллеги успешно восстановили суть языка, а иногда и точные фразы из записей мозга трех участников с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).
Технология, которая может создавать язык из сигналов мозга, может быть чрезвычайно полезной для людей, которые не могут говорить из-за таких заболеваний, как болезнь двигательных нейронов. В то же время это вызывает опасения за будущую конфиденциальность наших мыслей.
Расшифровка языка
Модели декодирования языка, также называемые «декодерами речи», предназначены для использования записей активности мозга человека для обнаружения слов, которые он слышит, представляет или произносит.
До сих пор декодеры речи использовались только с данными от устройств, хирургически имплантированных в мозг, что ограничивало их полезность. Другие декодеры, которые использовали неинвазивные записи активности мозга, могли декодировать отдельные слова или короткие фразы, но не непрерывный язык.
Новое исследование использовало сигнал, зависящий от уровня кислорода в крови, от МРТ-сканирования, который показывает изменения в кровотоке и уровнях оксигенации в различных частях мозга. Сосредоточив внимание на паттернах активности в областях и сетях мозга, которые обрабатывают язык, исследователи обнаружили, что их декодер можно научить восстанавливать непрерывный язык (включая некоторые конкретные слова и общий смысл предложений).
В частности, декодер принял реакции мозга трех участников, когда они слушали рассказы, и сгенерировал последовательности слов, которые, вероятно, вызвали эти реакции мозга. Эти последовательности слов хорошо передавали общий смысл историй, а в некоторых случаях включали точные слова и фразы.
Исследователи также предложили участникам смотреть немые фильмы и придумывать истории во время сканирования. В обоих случаях декодеру часто удавалось предсказать суть историй.
Например, один пользователь подумал: «У меня еще нет водительского удостоверения», а декодер предсказал, что «она еще даже не начала учиться водить».
Кроме того, когда участники активно слушали одну историю, игнорируя при этом другую историю, воспроизводимую одновременно, декодер мог определить значение истории, которую активно слушали.
Как это работает?
Исследователи начали с того, что каждый участник лежал внутри сканера фМРТ и слушал 16 часов рассказанных историй, пока записывались реакции их мозга.
Затем эти ответы мозга использовались для обучения кодировщика — вычислительной модели, которая пытается предсказать, как мозг будет реагировать на слова, которые слышит пользователь. После обучения кодировщик мог довольно точно предсказать, как сигналы мозга каждого участника будут реагировать на прослушивание заданной последовательности слов.
Однако двигаться в обратном направлении — от записанных реакций мозга к словам — сложнее.
Модель кодировщика предназначена для связывания ответов мозга с «семантическими особенностями» или широкими значениями слов и предложений. Для этого в системе используется исходная языковая модель GPT, которая является предшественником сегодняшней модели GPT-4. Затем декодер генерирует последовательности слов, которые могли вызвать наблюдаемые реакции мозга.
Затем точность каждой «догадки» проверяется путем ее использования для прогнозирования ранее записанной активности мозга, после чего прогноз сравнивается с фактической зарегистрированной активностью.
Во время этого ресурсоемкого процесса одновременно генерируются несколько предположений, которые ранжируются в порядке точности. Плохие догадки отбрасываются, а хорошие сохраняются. Процесс продолжается путем угадывания следующего слова в последовательности и так далее, пока не будет определена наиболее точная последовательность.
Слова и значения
Исследование показало, что для наиболее точных прогнозов необходимы данные из нескольких конкретных областей мозга, включая речевую сеть, теменно-височно-затылочную ассоциативную область и префронтальную кору.
Одно из ключевых отличий этой работы от более ранних — это декодируемые данные. Большинство систем декодирования связывают данные мозга с двигательными особенностями или активностью, зарегистрированной в областях мозга, участвующих в последнем этапе вывода речи — движении рта и языка. Вместо этого этот декодер работает на уровне идей и смыслов.
Одним из ограничений использования данных фМРТ является их низкое «временное разрешение». Сигнал, зависящий от уровня кислорода в крови, нарастает и падает примерно в течение 10-секундного периода, в течение которого человек может услышать 20 или более слов. В результате этот метод не может обнаруживать отдельные слова, а только потенциальные значения последовательностей слов.
Нет необходимости паниковать из-за конфиденциальности (пока)
Идея технологии, которая может «читать мысли», вызывает беспокойство по поводу конфиденциальности ума. Исследователи провели дополнительные эксперименты, чтобы решить некоторые из этих проблем.
Эти эксперименты показали, что нам пока не нужно беспокоиться о том, что наши мысли будут расшифрованы, пока мы идем по улице, или даже без нашего активного сотрудничества.
Декодер, обученный на мыслях одного человека, показал плохие результаты при предсказании семантических деталей по данным другого участника. Более того, участники могли нарушить расшифровку, переключив свое внимание на другую задачу, например, назвать животных или рассказать другую историю.
Движение в сканере также может нарушить работу декодера, так как фМРТ очень чувствительна к движению, поэтому важно сотрудничество участников. Учитывая эти требования и потребность в мощных вычислительных ресурсах, крайне маловероятно, что чьи-то мысли могут быть декодированы против их воли на данном этапе.
Наконец, декодер в настоящее время не работает с данными, кроме фМРТ, что является дорогостоящей и часто непрактичной процедурой. В будущем группа планирует проверить свой подход на других неинвазивных данных мозга.
Кристина Махер не работает, не консультирует, не владеет акциями и не получает финансирование от какой-либо компании или организации, которые могли бы извлечь выгоду из этой статьи, и не раскрыла никаких соответствующих связей, кроме своего академического назначения.
/Предоставлено The Conversation.