Синдром аспергера у детей: Синдром Аспергера: как помочь ребенку

Синдром Аспергера: как помочь ребенку

Главная

Справочная информация

Материалы для родителей

Синдром Аспергера: как помочь ребенку

Синдром Аспергера — это отклонение в развитии, при котором у ребенка возникают проблемы в социальной коммуникации и невербальном общении. Это заболевание отличается от прочих проявлений аутистического спектра тем, что присутствуют искажение нормальной речи и проблемы с развитием интеллекта.

Расстройство получило своё название в честь педиатра из Австралии — Ганса Аспергера. В 1944 году он опубликовал работу, в которой описал четырёх детей — им не хватало умения невербального общения и присутствовало слабое понимание чувств посторонних людей. Они не понимали, как проявлять сопереживание к сверстникам. Из-за подобных особенностей детям было сложно вливаться в социум. Аспергер дал этому состоянию название — «аутичная психопатия».

Симптомы

Детям с синдромом Аспергера трудно выражаться эмоционально, они не воспринимают жестов, мимики, интонации голоса, им тяжело подобрать тему для разговора, понять, когда разговор можно начать или закончить, им трудно понимать юмор, сарказм, иносказания.

Сложности в коммуникации сказываются на социальных взаимодействиях. Так, дети с этой патологией испытывают трудности в общении с другими детьми, в поддержании отношений. В играх таким детям тяжело принять какую-то роль, проявить фантазию. Они больше предпочитают логические и механические игры. Со стороны эти дети кажутся неуклюжими, они могут говорить невпопад, заводить неуместные темы разговора, приближаться слишком близко к незнакомым людям. У детей с синдромом Аспергера иногда возникает семантическая дислексия — чтение без понимания смысла прочитанного.

Проблемы при социальном общении со сверстниками — недостаток невербального социального поведения, который обязателен для социального общения друг с другом. Это начинается с плохо развитой словесной и жестикулярной коммуникации. Может развиться до полного отсутствия адекватной мимики.

Стереотипные движения тела, необдуманное применение объектов или словесных конструкций (к примеру, постоянные движения одинаковыми способами, следование шаблонам поведения и движения, бессмысленные повторения новых слов и словосочетаний).

Отсутствие полноценного общения с людьми у детей в дальнейшем может привести к развитию клинической депрессии или тревожного невроза. Поэтому родителям следует как можно раньше обратиться к специалистам и начать психолого-педагогическую коррекцию ребенка с синдромом Аспергера, направленную на социальную адаптацию.

В диагностике синдрома Аспергера участвуют врачи смежных специальностей: детский психиатр, психолог, детский невролог, педагог-дефектолог. Прежде всего, проводится сбор анамнеза у родителей, а также беседа с ребенком в игровой форме. Оценивается уровень интеллекта, психоречевого развития ребенка и способность его к коммуникации.

 Лечение данного синдрома психотерапевтическое. Основная задача – научить ребенка жить с этим синдромом, помочь ему приспособиться к общественной жизни. Проводятся занятия с психологом, педагогом, логопедом, нейропсихологом. Прогноз заболевания благоприятный. К зрелому возрасту симптомы синдрома Аспергера сглаживаются и такие люди могут иметь полноценную социальную жизнь, работать и создавать семьи.

Поделиться:

Синдром Аспергера | Аутизм ФРЦ

Синдром Аспергера- относится, как и синдром Каннера, к непроцессуальным, дизонтогенетическим формам РДА. В последнее время его относят к конституциональной патологии характера аутистического типа.

1) Как и при других видах аутизма, состояние при синдроие Аспергера определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, что отличает таких детей от сверстников.

2) Нарушение социального взаимодействия может проявляться в следующих формах:

  • экстремальный эгоцентризм – невозможность взаимодействовать со сверстниками;
  • взаимодействие со сверстниками возможно, но не является привлекательным, не значимо и не ценится высоко;
  • социальная и эмоциональная неадекватность общения.

3) Ребенок производит впечатление старомодности, “маленький старичок”, воспринимается другими детьми, как эксцентричный профессор.

Живет в своем мире с узкими, необычными интересами. Демонстрирует необычные склонности (коллекционирование). Собирает факты, касающиеся определенных событий, но не всегда понимает смысл (читает энциклопедии о динозаврах – все запоминает (у них нередко хорошая механическая память), но что такое эра может не понимать).

4) У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны.

5) Ребенок может быть на удивление успешен в чем-то одном и неуспешен в другом. Например, свободно владеет языком, но затрудняется приспосабливаться к социальному контексту и различным слушаниям (ему трудно вести диалог). Отмечаются трудности понимания переносного смысла метафор (что не связано с уровнем интеллекта).

6). Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.

7) Наблюдается отклоняющийся, необычный стиль коммуникации:

  • ослаблена коммуникативная функция речи. Речь — формальная, педантичная, скучная, бедная интонационно, необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу (роботоподобный, маломодулированный язык, ребенок говорит как бы разными голосами), голос звучит то тихо, то режет слух и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечается тенденция к словотворчеству, что иногда сохраняется и после пубертата. Ребенок часто непроизвольно издает различные звуки “прочищает горло”, смеется;
  • выявляются проблемы невербальной коммуникации: неумение использовать жесты, неуклюжесть, ограниченность мимической экспрессии,
  • отмечается необычный стиль глазного контакта (очень пристальный взгляд или избегание взгляда).

 

8) У детей с синдромом Аспергера снижена эмпатия (снижена способность понимать чувства других людей и подстраиваться под них). Характерна привязанность к дому, а не к близким.

9) У них нет близких друзей. Их часто обижают. При этом ребенок хочет общаться, быть социализированным, но сделать это ему крайне трудно. Он может находиться с другими детьми, но только если эти дети подстраиваются под него. Отмечается влечение к аутистическим играм. Командные игры затруднены, так как ребенка-аутиста интересует только собственный счет, а не счет команды.

10) Во внешнем виде обращает на себя внимание отрешенное выражение лица, что придает ему “красивость”, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало (минимальная экспрессия), жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен “внутрь себя”.

11) Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления (нередко поведению недостает внутренней логики).

12) Моторная сфера развита плохо:

  • отмечается неуклюжесть, неловкость;
  • моторика угловатая, движения неритмичные с тенденцией к стереотипиям.

13) Интеллект. В отличие от других случаев аутизма при синдроме Аспергера нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии.

Интеллект чаще нормальный (общий показатель IQ не менее 70, при этом вербальный интеллект развит лучше, а невербальный хуже) или выше нормы.
                                                                                      

Письменная Н.В.

Использовалась следующая литература: Башина В.М. Аутизм в детстве. — Москва. — “Медицина”. — 1999г.; Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — Москва. — “Медицина”. — 1995г.; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва. — “Теревинф”. – 1997г.

Синдром Аспергера: симптомы, диагностика и лечение

Всеукраинская детская больница

Обзор

Признаки и симптомы

Причины

Диагноз

Уход

Ищу помощь

Что такое синдром Аспергера?

Синдром Аспергера — это нарушение развития. Молодые люди с синдромом Аспергера испытывают трудности в общении с другими людьми, а их модели поведения и мышления могут быть жесткими и повторяющимися.

Как правило, дети и подростки с синдромом Аспергера могут разговаривать с другими и достаточно хорошо успевают в школе. Однако им трудно понять социальные ситуации и тонкие формы общения, такие как язык тела, юмор и сарказм. Они также могут много думать и говорить об одной теме или интересе или хотеть заниматься только небольшим набором действий. Эти интересы могут стать навязчивыми и мешать повседневной жизни, вместо того чтобы дать ребенку здоровую социальную или развлекательную отдушину.

Вероятность синдрома Аспергера у мальчиков в три-четыре раза выше, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте от пяти до девяти лет, а некоторые диагностируют уже в возрасте трех лет.

В чем разница между синдромом Аспергера и расстройством аутистического спектра?

Название синдрома Аспергера официально изменилось, но многие до сих пор используют термин «синдром Аспергера», когда говорят о своем заболевании. Симптомы синдрома Аспергера теперь включены в состояние, называемое расстройством аутистического спектра (РАС). В настоящее время РАС — это название, используемое для обозначения широкого спектра аутистически-подобных расстройств. Некоторые провайдеры могут по-прежнему использовать термин «синдром Аспергера», но другие будут говорить «РАС — без интеллектуальных или языковых нарушений». Эти два синдрома, по большей части, одинаковы.

Каковы симптомы синдрома Аспергера?

Дети с синдромом Аспергера демонстрируют плохое социальное взаимодействие, навязчивые идеи, странные речевые модели, ограниченную мимику и другие своеобразные манеры. Они могут заниматься навязчивой рутиной и проявлять необычную чувствительность к сенсорным раздражителям.

Хотя все дети с синдромом Аспергера разные, их отличают необычные социальные навыки и навязчивые интересы. У ребенка с синдромом Аспергера вы можете увидеть один или несколько из следующих симптомов:

  • Неуместные или минимальные социальные взаимодействия
  • Разговоры, которые почти всегда вращаются вокруг себя или определенной темы, а не других
  • Плохое понимание эмоций или выражение лица хуже, чем у других
  • Речь, которая звучит необычно, например ровная, высокая, тихая, громкая или роботизированная
  • Не использует или не понимает невербальную коммуникацию, такую ​​как жесты, язык тела и выражение лица
  • Интенсивная одержимость одним или двумя конкретными узкими предметами
  • Расстраиваться из-за любых небольших изменений в распорядке дня
  • Легкое запоминание предпочтительной информации и фактов
  • Неуклюжие, некоординированные движения, включая трудности с почерком
  • Трудности в управлении эмоциями, иногда приводящие к вербальным или поведенческим вспышкам, самоповреждающему поведению или истерикам
  • Непонимание чувств или взглядов других людей
  • Повышенная чувствительность к свету, звукам и текстурам

Дети с синдромом Аспергера часто не обнаруживают задержки в развитии речи. Скорее всего, они обладают хорошими грамматическими навыками и расширенным словарным запасом, но они также склонны быть очень буквальными. Им трудно использовать язык в социальном контексте.

У них может не быть явной задержки когнитивного развития. У детей с синдромом Аспергера могут быть проблемы с концентрацией внимания и организацией, но обычно они обладают средним интеллектом.

Что вызывает синдром Аспергера?

Причины синдрома Аспергера неизвестны. Могут быть задействованы генетика и аномалии мозга.

Мы знаем, что синдром Аспергера НЕ является результатом воспитания ребенка или плохого воспитания. Синдром Аспергера — это нейробиологическое расстройство, то есть это всего лишь часть развития мозга ребенка, причины которой до конца не изучены.

Как диагностируется синдром Аспергера?

Как упоминалось выше, синдром Аспергера больше не диагностируется как заболевание само по себе. Это часть ряда состояний, включенных в расстройство аутистического спектра.

Если родителей беспокоит социальное развитие ребенка, необычные языковые модели и странное поведение, следует проконсультироваться с педиатром. Педиатр может определить, следует ли ребенка осмотреть специалисту, например, педиатру по развитию, психологу или другому врачу, знакомому с РАС.

В тестировании и оценке обычно участвует команда медицинских и психологических специалистов. Специалисты зададут родителю множество вопросов о развитии ребенка, текущих навыках и проблемах. Они также будут взаимодействовать с ребенком и проводить оценку, чтобы определить, какие симптомы проявляются у ребенка при взаимодействии с другими людьми. Они также могут оценить языковые и интеллектуальные способности ребенка. Врач может задавать вопросы или назначать анализы, чтобы убедиться, что у ребенка нет других проблем со здоровьем.

Синдром Аспергера (также известный как «расстройство аутистического спектра — без интеллектуальных или языковых нарушений») может быть трудно диагностировать. Иногда это состояние можно спутать с другими состояниями, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) или оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР). Оценка социальных и коммуникативных навыков ребенка, его моделей поведения и мышления, а также того, как эти симптомы развивались с течением времени, поможет оценщику поставить правильный диагноз.

Как лечится синдром Аспергера?

Поскольку каждый случай индивидуален, планы лечения должны составляться в соответствии с потребностями каждого ребенка. Их следует со временем корректировать по мере изменения этих потребностей.

Лечение синдрома Аспергера обычно включает:

  • Обучение социальным навыкам
  • Поведение поддерживает
  • Когнитивно-поведенческая терапия
  • Образование и обучение родителей
  • Логопедия
  • Трудотерапия
  • Классы специального образования
  • Лекарство

В настоящее время «лекарства» нет. Научившись справляться с симптомами и улавливая социальные сигналы, ребенок может научиться преодолевать некоторые трудности, с которыми он сталкивается. С помощью родителей можно узнать, как наилучшим образом поддержать своего ребенка. Люди с синдромом Аспергера могут хорошо учиться в школе и в дальнейшем стать полезными членами своего сообщества.

Когда мне следует обратиться за помощью?

Лечение следует проводить, пока мозг ребенка еще развивается. Если вы заметили у своего ребенка признаки синдрома Аспергера или любой из симптомов расстройства аутистического спектра, обратитесь к педиатру. Она или он может направить вас к специалисту по психическому здоровью, который специализируется на диагностике этого типа расстройства.

Сопутствующие состояния

    • Расстройство аутистического спектра

    Показать больше