Разновидностью ролевого конфликта возникающего тогда когда личности: 29 Личность как деятельный субъект

Содержание

29 Личность как деятельный субъект

1 Внешними побудителями деятельности является(-ются) …  стимулы

2 Продуктом социализации, освоения общественных идеалов, оценок являются _____ личности. ценностные ориентации

3 Разновидностью ролевого конфликта, возникающего тогда, когда личности необходимо сделать выбор, какой из альтернативных ролей в данный момент отдать предпочтение, выступает …  межролевой конфликт

4 Т. Парсонс относит к основным характеристикам социальной роли способ получения и … масштаб

5 Для обозначения совокупности освоенных личностью ролей ________ предложил использовать понятие «ролевой набор». Р. Мертон

6 Совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом, называется … ролевым набором

7 Ролевой ___________ может возникнуть тогда, когда индивид должен исполнять в одно и то же время две или более роли, причем каждая из них выдвигает несовместимые с другими ролями требования.

конфликт

8 Социальная роль невозможна без такого условия, как __________ членов группы, функционально связанных с данным социальным статусом. ожидания

9 С позиций функционализма ___________ – это репертуар ролей с соответствующими идентификациями. личность

10 Исходные побудители деятельности человека, которые выражают недостаток (отсутствие) и желание чего-либо, называются … потребностями

11 Согласно П. Бергеру, ранг индивидуальной личности измеряется … числом ее ролей

12 Сторонники ______ рассматривают роль как определенные предписания, свойственные определенным позициям. функционализма

13 В _____ обществе исчезает деление на чисто мужские и чисто женские социальные роли.

индустриальном

14 С позиций _____ социальная роль – это результат опытного процесса взаимодействия.  символического интеракционизма

15 Предположения о способности личности исполнять данную социальную роль в соответствии с социальным статусом – это ролевой(-ая, -ое, -ые) … ожидания

16 Социальная __________ – модель поведения, ориентированная на конкретный социальный статус. Роль

17 Ролевой ___________ может возникнуть тогда, когда индивид должен исполнять в одно и то же время две или более роли, причем каждая из них выдвигает несовместимые с другими ролями требования.

конфликт

18 Внешними побудителями деятельности является(-ются) … стимулы

19 Совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом, называется … ролевым набором

20 Установление для себя степени важности ролей, четкое различение сфер жизнедеятельности – это способы преодоления ролевого … конфликта

21Податливость установок и поведения личности групповому давлению называется …  конформизмом

22 Продуктом социализации, освоения общественных идеалов, оценок являются _____ личности. ценностные ориентации

23 В процессе социальной трансформации в российском обществе сформировалась _________ личность.  

парадоксальная

24 Требования к носителю роли со стороны окружающих называются … экспектациями

25 Минимальное слияние личности с ролью выражает понятие «ролевая(-ое) ______». Дистанция

26 Любой социальный статус предполагает … ролевой набор

27 Согласно П. Бергеру, ранг индивидуальной личности измеряется … числом ее ролей

28 С позиций _______ индивидуальное поведение больше зависит от ролевых ожиданий, чем от особенностей личности.

функционализма

29 Социальная роль невозможна без такого условия, как __________ членов группы, функционально связанных с данным социальным статусом. ожидания

30 В соответствии с социально-психологическими кризисами в развитии личности американский социальный психолог ___________ предложил восемь фаз социализации. Э. Эриксон

31Концепцию драматургического ролевого представления разработал … И. Гоффман

Лекция по теме «социальные статусы и роли» — Энциклопедия современных знаний

ЗАНЯТИЕ №14

ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ»

1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА – анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято называть совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА – внешнее устройство общества или социальной группы, состоящее из определённым образом расположенных , упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в определённых рамках.

Элементами социальной структурывыступаютсоциальные статусыи роли.Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества.

Вместе с тем, хотя структура описывается как устойчивое, неподвижное строение , исторически она изменяется.. Подвижность её как и придают социальные роли , которые выполняются в процессе взаимодействия индивидов.

2. Социальные статусы:

Социальный статус –определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не имеет отношения к продавцу, пешеходу или инженеру. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя и т.д. Иначе говоря, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители 2-ух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

!!! Важно усвоить:

  • Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но НЕ взаимодействуют между собой.
  • Взаимодействуют между собой только субъекты – носители статусов, т.е. люди.
  • В социальные отношения вступают не статусы, а их носители — люди.
  • Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

Один и тот же человек может обладать множеством статусов, т.к. участвует во множестве групп и организаций. он мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, человек средних лет, православный, член редколлегии, и т.д. Один и тот е человек может занимать противоположные статусы (сын и отец).

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется СТАТУСНЫЙ НАБОР.

*В статусном наборе обязательно найдётся главный и неосновные статусы. ГЛАВНЫМ СТАТУСОМ именуется наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют другие люди или с которым он сам себя отождествляет. Для мужчин главным является статус, связанный с основным местом работы, а для женщин — ??? Это значит, что главный статус относителен – он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

*Различают также СОЦИАЛЬНЫЙ и ЛИЧНЫЙ СТАТУСЫ.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Это достигаемый статус, т.к. приобретается в результате свободного выбора.

ЛИЧНЫЙ СТАТУС – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком – значит занимать определённое положение в структуре межличностных отношений (но не социальных)

*Разновидностью социального статуса выступают ПРИПИСЫВАЕМЫЙ и ДОСТИГАЕМЫЙ СТАТУСЫ.

ПРИПИСЫВАЕМЫЙ СТАТУС – статус в котором человек рождён (прирождённый), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. Правда, известны случаи, когда статус является приписываемым, но не прирождённым (статус принца, который со временем превратиться в статус короля)

ПРИРОЖДЕННЫЙ СТАТУС – статус, к которому относят пол, национальность, расу. Негр – прирождённый статус в том смысле, что изменить цвет кожи и другие физиологические особенности невозможно. Однако негр в ЮАР, США, и на Кубе – это разные социальные статусы. Поэтому негр – это не только прирождённый, но и приписываемый статус. Если прирождённый статус получает подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества, тогда он становится и прирождённым, и приписываемым.

Система родства даёт целый ряд прирождённых и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, … Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками в законе: тёща, тесть, пасынок, падчерица…. Это приписываемые, но не прирождённые статусы.

*Приписываемым называется любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроль. В отличие от него ДОСТИГАЕМЫЙ СТАТУС приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора…

Статусы мужа, жены тоже достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию.

*Но иногда вид статуса определить сложно. В таких случаях говорят о СМЕШАННОМ СТАТУСЕ, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим статус безработного, если его уволили не добровольного, а в результате сокращения.

*Приписываемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы – это разновидности ОСНОВНЫХ СТАТУСОВ. Но кроме них существует огромное количество эпизодических, НЕОСНОВНЫХ СТАТУСОВ. Это статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля… Как правило, это временные состояния. Права и обязанности таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы. Но они есть , хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления.

Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. И вовсе не обязательно, что в данный момент времени у одного человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много.

За каждым статусом стоит большая группа либо социальная категория. Основные статусы (православные, инженеры, мужчины,…) образуют РЕАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. Неосновные статусы (квартиросъёмщики, пешеходы, пациенты…) образуют НОМИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ , или статистические категории. Как правило , носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействую. Они типичный объект статистики.

3. НЕСОВПАДЕНИЕ СТАТУСОВ:

Для человека характерно как минимум 2 типа рассогласованности:

1) мыслей, слов и действий.

2) потребностей, ценностей и мотивов.

Оба относятся к внутреннему миру человека.

Однако есть рассогласование, которое описывает внешнее положение индивида в обществе – это НЕСОВПАДЕНИЕ СТАТУСОВ.

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству соц. групп, престиж которых в обществе неодинаков. Так, коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих и т.п. В общественном мнении со временем вырабатывается и словесно передаётся , но, как правило, ни в каких документах не регистрируется ИЕРАРХИЯ СТАТУСОВ и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других. Место в такой незримой иерархии называется РАНГОМ. Есть высокий, средний или низкий ранг. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (межгрупповой), между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповой), и здесь место человека выражается тем же термином «ранг».

НЕСОВПАДЕНИЕ СТАТУСОВ – это противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархии. Оно возникает при 2-ух обстоятельствах: когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй – низкий; когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. (Например, высокооплачиваемый банкир – высокий профессиональный ранг, отнюдь не всегда будет занимать высокий ранг среди друзей или родственников).

4. СТАТУС И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это одна из форм социального взаимодействия, отличающаяся его длительностью, системностью и самовозобновляемостью, широтой социальных связей.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а косвенно – через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Так, бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным.

Политические, религиозные, демографические, кровные, экономические, профессиональные статусы определяют интенсивность , продолжительность , направленность и содержание социальных отношений.

Если вы хотите узнать, какие отношения у вас сложатся с не родственником или недругом, вы должны узнать содержание их статусов. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или не явно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Так, предприниматель заинтересован в вас только как в клиенте, продавец – как в возможном покупателе… Интерес к вам, продолжительность и интенсивность ваших взаимоотношений будут определяться тем, насколько в реальности вы будете отвечать его ожиданиям!!!

Разумеется, истинный интерес человек не выражает прямо. он маскирует его правилами вежливости поведения, которые создают иллюзию того, что между вами сложились доверительные отношения.

ВЫВОД: именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих отношений – и межличностных, и социальных.

5. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ, ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СТОРОНА СТАТУСА:

Социальная роль– это модель поведения ориентированная на данный статус.

— шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

— динамическая сторона статуса.

От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного – совсем другой.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определённой культуры, укрепляющие ценность общества.

Социальные нормы характеризуют именно роль, а не статус.

Таким образом:

  • социальные нормы и социальные роли относятся к социальному взаимодействию;
  • социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;
  • социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения – его статику.

Между статусом и роль есть промежуточное звено – ожидания людей (ЭКСПЕКТАЦИИ). К примеру, подданные ожидают от короля предписанного обычаем поведения.

Если ожидания людей фиксируются и рассматриваются как обязательные требования они становятся СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ .

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Так от учителя ученики ожидают вполне определённое поведение. Предположим, что в классную комнату вошёл человек, представился учителем(носителем данного статуса), но повёл себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, раскинул книжный лоток и стал дёргать девочек за косы. Это естественно поведение, но не ролевое. Этот человек повёл себя не так, как ожидают ученики. Человек, который никогда в жизни не видевший учителя и ничего не знающий о его правах и обязанностях, такое поведение не сочтёт неожиданным. Однако ученики знают точно, какое поведение должно соответствовать статусу учителя.

ВЫВОД: социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

РОЛЕВОЙ НАБОР – совокупность ролей, ассоциируемый с одним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодёжи, консультант промышленных фирм, автор научных статей….

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже 2 похожие роли профессора – преподаватель и куратор – предполагают разные отношения со студентами.

Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в круру коллег, совсем не те, что складываются у него со студентами. Таким образом, ролевой набор нормирует набор социальных отношений.

6. СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ И РАЗРЕШЕНИЯ РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ:

Основное социальное положение в обществе ( социально-классовый статус) является частично предписанным ( т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида.

Идеал общества, в котором большинство статусов является достигаемыми, — стремление к тому, чтобы люди понимали положение в соответствии со своими способностями. Это не только даёт возможность проявляться высоким талантам, но и исключает возможность оправдывать недостатки.

В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может ожидать улучшение своего положения. Те, у кого низкое вознаграждение или невысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свой статус правильным, а сложившееся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляет своё положение с положением других. Он свободен от чувства ненадёжности, амбициозного недовольств или страха потерять статус. Это происходит потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низким статусом в том случае, если наследственные барьеры убираются и открываются возможности для проявления всех своих способностей. Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность.

Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей.

Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. В то время как РОЛЬ является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определённый статус, РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ является фактическим поведением того, кто играет роль.

РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ отличается от ОЖИДАЕМОГО во многих отношениях:

*в интерпретации роли,

* в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения,

* в отношении к данной роли,

* в возможных конфликтах с другими ролями.

Все это приводит к тому, что нет 2-ух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все врачи одинаково гуманны и профессиональны. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения.

Ролевое поведение состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создаёт желаемый образ собственного «Я». Американский исследователь разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении и сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путём согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Дети в доме, коллеги на работе, студенты – все они, как и многие другие, составляют различные аудитории. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, среде, каждый в определённом месте, в определённое время является актером, который даёт представления ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию.

Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов с одинаковой лёгкостью и непринуждённостью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения определённого статуса и исполнения определённых ролей может возникнуть ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли.

ПРИЧИНЫ РОЛЕВОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

  • неадекватная ролевая подготовка, неправильное понимание будущей роли,
  • усвоение в процессе подготовки идеальной картины окружающей действительности, будущих ролей, а не реальной культуры и реальных человеческих взаимоотношений,
  • ролевой конфликт,
  • неудачи, возникающие при исполнении роли.

Обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовки к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. Это должна быть непрерывная социализация, при которой через опыт, путём обучения навыкам, мастерству и установкам человек усваивает определённые знания, чтобы использовать их в свои будущих ролях. Тогда опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется успешно и неукоснительно (например, маленький мальчик из охотничьего племени индейцев почти с рождения знакомится игрушечным луком и стрелами, а через некоторое время он уже бегает с настоящим…).

Наше общество, как и все современные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на непрерывности, которая социализирующий опыт , полученный в одном возрасте непригодным для последующих возрастных периодов.

Так большинство родителей выполняют свою работу вдали от дома, в связи с чем их дети не могут наблюдать за нею и помогать отцу или матери и т.д. Очень часто молодые люди, закончив школу не знают куда поступать, кем быть, какую роль будут выполнять в будущем. !!! Отсюда и возникает РОЛЕВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С НЕПРАВИЛЬНЫМ ПОНИМАНИЕМ БУДУЩЕЙ РОЛИ И СЛАБОЙ ПОДГОТОВКОЙ К НЕЙ и как следствие слабым исполнением роли. В жизни каждого человека может быть несколько критических точек, когда индивид сталкивается с ролевым напряжением: Окончание школы и выбор будущей профессии; начало работы по основной профессии; выход на пенсию и т.д.

Другим источником ролевого напряжения в процессе социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем мире. Другими словами , обучающиеся определённым ролям индивиды усваивают , как правило, идеальную картину , а не реальную. В результате будущие социальные роли в реальной ситуации кажутся чуждыми молодым людям. Поэтому у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующие периоды они могут перейти от наивного идеализма к наивному цинизму., отрицающему основополагающие нормы общества. Поэтому у молодых людей следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способность адаптироваться к широкому кругу ролей.

РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ – конфликт, связанный с выполнением индивидом одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, конфликтные обязанности и требования.

Можно выделить 2 типа ролевых конфликтов:

1) между ролями

2) в пределах одной роли

Часто роли заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности ( например, работающая женщина и домохозяйка). Это конфликт между ролями. Примером конфликта в пределах 1-ой роли, может послужить положение руководителя публично провозглашающего одну точку зрения , а в узком кругу, объявляющего себя сторонником противоположной или положение индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидом ролях существуют КОНФЛИКТЫ ИНТЕРЕСОВ, в которых обязанности по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желаниями индивида. Если конфликт обостряется , он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу отданной роли, к внутреннему стрессу.

Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая напряжённость может быть снижена:

1)рационализация ролей – неосознанный способ защиты против болезненного восприятия личностью ситуации с помощью понятий, которые для неё социально и персонально желательны;

2)разделение ролей – неосознанный способ, используемый личностью для снижения ролевой напряжённости путём временного изъятия из жизни одной из ролей, выключения её из сознания, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли;

3)регулирование ролей – осознанная и преднамеренная формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли;

4)ролевая идентификация – максимальное слияние с ролью;

5)дистанцирование от роли – среднее или минимальное слияние с ролью.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОЛЕЙ

Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики и грубияны.

Рационализация, таким образом , скрывает реальность ролевого конфликта путём бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой цели.

РАЗДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

История даёт нам многочисленные примеры жестоких правителей, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Иногда этому помогает униформа. Многие не могут расслабиться до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Такой процесс ролевого перерождения создаёт возможность снятия эмоциональной напряжённости всякий раз , когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путём разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами.

3) РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЛЕЙ:

Оно осознанно и преднамеренно. Так, нечестный работник торговли не чувствует себя виноватым, потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется ролевой конфликт , он тут же начинает искать оправдание в организации, в которой выполняет конфликтную роль.

4) ИДЕНТИФИКАЦИЯ С РОЛЬЮ, ДИСТАНЦИРОВАНИЕ ОТ РОЛИ:

Так устроен мир, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью: руководитель ведет себя пренебрежительно не только с подчинёнными , но и домочадцами.

Люди переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Почему ведут себя автоматически? А потому, что слились с ролью.

Максимальное слияние с ролью – идентификация, а среднее или минимальное слияние — дистанцирование от роли.

Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним, тем чаще обладатель высокого статуса стремиться при помощи символических атрибутов (орденов, форм, титулов) отличить его от других статусов.

Дистанцирование от роли не следует путать с сокращением межстатусной дистанции. Студент и преподаватель – не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Преподаватель стоит выше, своих уч-ся.

Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково. Термин «сокращение межстатусной дистанции» описывает характер отношений между двумя и более индивидами – носителями разных, но функционально связанных статусов.

В итоге можно казать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых её ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

📚Социальные статусы и роли🎓 Обществознание 8 класс


Похожие статьи.
  • Лекция по теме «социализация личности»

  • Социальная роль, ситуация, языковое поведение.

  • Природа социальной мобильности.

  • Формы социального взаимодействия.

Конфликт ролей и перенапряжение ролей

Каждый играет в жизни разные роли. Нет, не выдуманные роли, вроде врача в сериале или статиста в кино. В жизни у каждого есть набор ролей: мать, учитель, брат, сын, банкир, жена, общественный деятель и т. д. Часто эти роли сопряжены с ожиданиями и обязанностями. А вместе с этими ожиданиями и обязанностями возникает возможность возникновения таких явлений, как ролевой конфликт, ролевая напряженность и ролевая двусмысленность. Возможно, вы сталкивались с ролевым конфликтом или ролевым напряжением в своей жизни, но до сих пор у вас не было термина для обозначения этого чувства. В этом посте мы поговорим о различиях в ролевом конфликте и ролевом напряжении, о других способах, которыми роли заставляют нас чувствовать, и о том, как чувствовать себя более комфортно, жонглируя разными ролями.

Что такое ролевая теория?

Что такое ролевой конфликт?

Что такое ролевая нагрузка?

Примеры ролевого конфликта и ролевого напряжения

Другие термины в теории ролей

Как преодолеть ролевой конфликт, ролевое напряжение и многое другое

Что такое ролевая теория?

Ролевой конфликт, ролевое напряжение и другие подобные термины являются ответвлениями, происходящими из более широкой ролевой теории. Теория ролей рассматривает роли, которые люди берут на себя, и то, как ожидания от этих ролей влияют на поведение, решения и межгрупповую динамику.

Социологи Тэлкотт Парсонс, Ральф Дарендорф и Эрвинг Гоффман — знаменитости в создании теории ролей. Точно так же психолог Эрик Эриксон описал такие термины, как «кризис идентичности», который влияет на то, как человек вписывается в свои роли.

Имейте в виду, что люди часто играют сразу несколько ролей. Человек может быть матерью и дочерью. Они могут быть другом и партнером. Люди работают, живут в сообществах и взаимодействуют с семьей и друзьями, в которых они выполняют все эти разные роли. Различные культуры и сообщества могут иметь разные наборы ожиданий для каждой роли. Именно здесь вступают в игру такие явления, как ролевой конфликт и ролевое напряжение.

Что такое конфликт ролей?

Конфликт ролей возникает, когда ожидания двух или более ролей противоречат друг другу. Человеку может быть предложено выполнить обязанность, которая прямо противоречит обязанностям и ожиданиям другой роли. Этот конфликт может вызвать у человека чувство неуверенности в том, следует ли ему выполнять эту обязанность.

Что такое ролевая нагрузка?

Ролевое напряжение возникает, когда человек не может выполнять роль. Есть много причин, по которым человек может чувствовать себя напряженным из-за роли: может быть, он не понимает эту роль, не отрабатывал ее или у него нет времени на ее выполнение.

Ролевой конфликт и ролевое напряжение

Часто люди различают ролевой конфликт и ролевое напряжение по количеству обсуждаемых ролей. Часто ролевое напряжение возникает из-за напряжения одной роли, хотя человек может чувствовать напряжение из-за нескольких ролей одновременно. Конфликт ролей может возникнуть только с двумя или более ролями, которые конфликтуют друг с другом.

Самая большая разница при сравнении ролевого конфликта и ролевого напряжения заключается в совместимости каждой роли. Человек может чувствовать себя комфортно, живя в качестве матери, жены и члена правления PTA, но ожидания всех трех ролей просто отнимают слишком много времени, поэтому человек чувствует ролевое напряжение. Как мать, жена и вице-президент компании, которая требует вашего внимания 24/7, вы можете испытывать противоречие по поводу того, сколько времени вы уделяете каждой из своих ролей, особенно в обществе, которое не построено с учетом работающих матерей. . Возможно, на вашей работе нет правил, которые позволяют вам проводить слишком много времени дома. Ролевой конфликт и ролевое напряжение могут возникнуть, когда человек жонглирует несколькими ролями, но культура и ожидания, связанные с каждой ролью, могут предотвратить возникновение напряжения или конфликта.

Примеры ролевого конфликта и ролевого напряжения 

Ролевой конфликт в роли официантки

Допустим, вы выросли в религии и всю свою жизнь исповедуете эту религию. Вы чувствуете свою роль в организации и понимаете возложенные на вас ожидания. Одно из этих ожиданий — одеваться скромно. Вам говорят, что если вы носите узкие брюки, обнажаете кожу или одеваетесь кричаще, вас не примут в вашем сообществе.

Затем вы устраиваетесь официанткой в ​​бар. Ваш босс говорит вам, что большинство людей одеваются более небрежно, чем то, что вы привыкли носить. Они предлагают вам купить топы, которые не являются водолазками, или попробовать носить шорты. Вы понимаете, что будете выделяться, если будете носить скромную одежду вашей религиозной общины, но вы также не хотите носить ничего, что будет противоречить ей. Вы чувствуете конфликт.

Роль Штейн в роли официантки 

Допустим, вы являетесь последователем религиозной общины и работаете в ресторане, где действует аналогичный дресс-код. Вы чувствуете себя комфортно, одеваясь элегантно, независимо от того, находитесь ли вы в церкви или на работе. Проблема в том, что обе организации требуют много вашего внимания и времени. Ваша религиозная группа хочет, чтобы вы посещали проповеди, ярмарки выпечки, молодежные группы и множество других мероприятий, которые легко занимают не менее 25 часов в неделю. Ваша работа в ресторане требует, чтобы вы работали не менее 40 часов в неделю, чтобы получать определенные преимущества. Подготовка и поездки в каждую организацию в одиночку съедают большую часть вашего времени. У вас мало времени для семьи и друзей, свиданий, путешествий или других увлечений. Эти две роли могут сильно напрячь кого-то!

Конфликт ролей матери в бизнесе

Западное общество на протяжении многих веков ожидало, что женщины должны быть мягкими, деликатными и заботливыми людьми, в то время как мужчины должны быть более агрессивными. Многие роли в бизнесе, особенно лидерские, отданы мужчинам. Просмотр любого фильма 70-х или 80-х годов покажет вам, что мужчины, занимающие должности генерального директора или бизнес-руководителя, должны быть уверенными, агрессивными и концентрироваться на зарабатывании денег.

Несмотря на то, что времена изменились, многие люди по-прежнему ожидают агрессии и соперничества от лидеров бизнеса. Женщина, которую воспитали вежливой, учтивой и деликатной, может испытывать противоречия, когда входит в мир бизнеса и видит более агрессивных коллег, добивающихся продвижения по службе и заключающих сделки. Она не затронула эту сторону своей личности и задается вопросом, не противоречит ли это тому, кем она является как мать и жена.

Роль Напряжение как мать в другой культуре 

Допустим, будущая мать выросла в западной культуре. У нее есть друзья, которые выросли в той же культуре и выросли, наблюдая за СМИ, которые изображают матерей определенным образом. Но отец ее ребенка вырос в другой культуре. Мать хочет с уважением относиться к семье и культуре своего партнера, но она не уверена, есть ли различия в том, как она ожидает воспитания своего ребенка, и в ожиданиях семьи ее партнера. Она также не знает, как поднять эту тему, поэтому чувствует напряжение в предстоящей роли.

Другие термины в теории ролей 

Ролевая неоднозначность

Не все роли сообщаются ребенку или молодому взрослому. В разных культурах могут быть разные ожидания от своих представителей, и если эти ожидания явно не разделяются, кто-то, вступающий в новую роль, может чувствовать себя сбитым с толку. Это ролевая неопределенность. Например, американский ученик, который переводится в школу в Марокко, может быть сбит с толку правилами и ожиданиями для учеников.

Набор ролей 

Набор ролей состоит из нескольких ролей, подпадающих под одну всеобъемлющую роль. Например, если вы гражданин США, у вас, вероятно, есть набор обязанностей. Поскольку вы американец, вы налогоплательщик, избиратель и член западного общества. Несмотря на то, что эти роли могут занимать мало времени в вашей повседневной жизни, они представляют собой обязанности, связанные с отдельными ролями.

Соревнование ролей 

Соревнование ролей происходит, когда две или более ролей соревнуются друг с другом. Они могут не противоречить ценностям или обязанностям, но они конкурируют за время и расстановку приоритетов.

Ролевая перегрузка

Ролевая перегрузка возникает, когда человек должен соответствовать ожиданиям многих ролей одновременно. Хотя ожидания от этих ролей могут не противоречить напрямую, они могут создавать нагрузку на график или способности человека. Ролевая перегрузка может вызвать у человека чувство усталости или подавленности. Это также может привести к ролевой нагрузке.

Как преодолеть ролевой конфликт, ролевое напряжение и многое другое 

Знайте, что вы не одиноки.

Конфликт ролей и ролевое напряжение являются естественной частью принятия новых ролей и роста. Это не ваша вина, если вы берете на себя несколько ролей, которые конфликтуют или конкурируют друг с другом. В мире восемь миллиардов человек, поэтому обязательно будет много разных культур и ролей с множеством разных правил и ожиданий.

Практика методов управления стрессом.

Устали от новой работы или сложной задачи? Сделайте глубокий вдох. Если что-то вызывает у вас стресс, это не значит, что это невозможно сделать! Сохраняйте спокойствие и ищите способы уменьшить конфликт или напряжение.

Общайтесь с людьми в вашем сообществе.

Можете ли вы скромно одеться в одной обстановке, а затем переодеться в другую одежду только для работы? Можно ли вести себя определенным образом на работе, а затем сбрасывать этот образ в кругу друзей? Люди в вашем сообществе, которые прошли через подобные путешествия, могут посоветовать вам, как ориентироваться в нескольких ролях таким образом, чтобы все еще чувствовать себя верным тому, кто вы есть и кем вы хотите быть.

[Решено] Определение конфликта ролей.

Опишите один пример ролевого конфликта в вашей…

  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dap
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет.
    Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec faci
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, u
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie conse
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio.

Добавить комментарий