Развитие когнитивных функций: Как развить когнитивные способности в любом возрасте?

Методики развития когнитивных способностей

О развитии когнитивных способностях говорят часто, предлагают упражнения и практики. Но начинать нужно с основ для понимания, что же собой представляют высшие функции мозга и кому они необходимы.

Строго говоря, современный человек не может обходиться без развитых когнитивных навыков, ведь они включают множество мыслительных процессов.

  • Восприятие окружающего мира и связанная с этим пространственная ориентация.
  • Возможность не только запоминать события, но и осмысливать их, формировать понятия.
  • Решать разнообразные задачи, которые будут задействовать воображение, логику и способности к рассуждению.
  • Сюда же относится возможность обучения, качество речи и многое другое.

Другими словами, когнитивные способности ребенка и человека – это общность умственного восприятия с возможностью дальнейшего осмысления получаемой информации.

С чего начать?

В начале своего пути ребенок не имеет всех необходимых навыков и способностей, но поэтапная отработка позволяет их гармонично развивать и тренировать. Для закладки базовых умений, которые станут основой для более сложных процессов, требуется уделить особое внимание: памяти, вниманию и принципам мышления.

И первым этапом на пути подбора оптимальной методики развития является оценка уже имеющихся способностей малыша. Лучшим решением станет посещение нашего развивающего центра, однако при отсутствии свободного времени оценить эффективность той или иной методики можно самостоятельно. При этом речь не идет о детях с явными нарушениями в развитии памяти, внимания или мышления, так как в подобной ситуации требуется систематический контроль со стороны опытного специалиста.

Читайте также: Детский нейропсихолог в СВАО

Весь процесс развития ребенка условно разделяют на несколько этапов. Учитывая возраст, подбирается оптимальные методики, позволяющие получить желаемый результат. Оценить уровень поможет подбор заданий, если ребенок не сможет успешно выполнить упражнение на запоминание слов, то переходить к более сложным нагрузкам еще рано.

Простые игры для всей семьи

Как и в любом детском образовательном процессе важна игровая составляющая, только в этом случае получится удержать внимание ребенка, чтобы добиться не только вовлеченности, но и результата.

«Вспоминаем и называем». Прекрасное времяпрепровождение, как для детей, так и их родителей. Играть могут сразу несколько человек, а задача довольно проста: назвать максимальное количество слов по заданной теме. Малыш должен назвать все фрукты, которые успел запомнить или попробовать, овощи, виды спорта и других окружающих его вещей и понятий.

Для разнообразия роли могут меняться, тогда ведущий сам называет предметы и понятия, а малыш должен объединить их определенной темой. В данном случае затрагивается память и мыслительные способности, малыш учится лучше анализировать получаемую информацию и структурировать ее.

«Объясняем, но не называем». Незаменимое упражнение для развития речи, причем данный опыт будет полезен даже взрослым, так как заставляет мозг активнее работать. Суть игры проста, ведущий загадывает слово и предоставляет ребенку возможность рассказать о предмете, не называя его. Чем старше ребенок, тем более подробным и детализированным должно быть описание. При этом стоит отталкиваться не только от внешних признаков, но и особенностей использования, например карандаша.

Важно, чтобы описания получались живыми и содержательными, для этого следует дать ребенку установку не просто описать, но познакомить человека с предметом. Можно представить, что малыш путешествует во времени или к нему в гости пришел человек из прошлого, который не знаком с тем, что такое машина, телефон или шариковая ручка.

«Объединяем и ищем взаимосвязь». Это творческое упражнение станет полезным развлечением абсолютно в любом возрасте. Так как систематическое повторение игры приводит к улучшению работы мозга, скорости мышления и способности мыслить нестандартно. Начать можно с простых заданий, например какая взаимосвязь между деревом, растущим за окном и стулом? А между настольной лампой и тумбочкой?

Стоит оговориться, что в данной игре нет однозначно правильных и не правильных ответов, главное чтобы взаимосвязь была объяснима. При достаточном количестве человек играть в поиск взаимосвязей можно командами. Помимо когнитивных способностей развивает также умение работать в команде, быстро понимать и осмысливать идеи других людей.

Читайте также: Упражнения нейропсихолога для детей от 3 до 7 лет

«Дорисуй-ка». Не так давно подобная игра была популярна в интернете, художники на основе закорючки дорисовывали предметы, рожицы и даже целые мотивы. Подобная практика хороша и для детей, основой для работы может стать простая геометрическая фигура. На первых этапах это может быть круг, на основе которого ребенок сможет нарисовать пиццу, пончик, апельсин и любой простой по своей форме предмет. Чем легче выполняется задание, тем сложнее становится основа для рисования.

Такая практика развивает не только абстрактное мышление и творческое видение, но и скорость воображения, развитие фантазии.

«Запомни, повтори и расскажи». Игра дает большое пространство для творчества, а приучать к ней ребенка можно с самых ранних лет. Пускай сначала это будет запоминание слов с небольшими добавочными определениями и ассоциациями. Как только ребенок сможет запоминать слова, уровень игры усложняется и теперь от него потребуется не простое перечисление, а целый рассказ. Сначала он может быть коротким, но важно, чтобы он был содержательным, в дальнейшем стоит уделять внимание деталям и описаниям, переходя от обобщений к конкретике. При этом зарисовывать или записывать заданные слова нельзя.

Простые на первый взгляд упражнения будут полезны абсолютно каждому ребенку, независимо от уровня его умений и развития. Если же вы хотите работать по четкой методике, то следует записаться на консультацию к специалистам нашего центра. Они помогут скорректировать сложность игр и дополнить досуг ребенка необходимыми упражнениями.

Дата публикации: 26.10.2022. Последнее изменение: 17.11.2022.

Развитие когнитивных навыков (Александра Соколова)

Читать отрывок 329 ₽

266 ₽

+ до 39 бонусов

Купить

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В наличии больше 30 шт.

40

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Нарушение чтения и письма стоит на первом месте среди проблем современной школы. Дисграфия — нарушение процесса письма: ученик повторяет одни и те же ошибки, заменяет или переставляет буквы и слоги. При дислексии ребёнку трудно даётся чтение, ему сложно распознавать слова и писать под диктовку. С этими нарушениями можно и нужно работать.

Цель пособия — развитие когнитивных способностей и, как следствие, профилактика дисграфии и дислексии. В основу книги положен нейропсихологический подход. С помощью определённых упражнений стимулируется активность головного мозга, развиваются ещё не сформированные или нарушенные когнитивные функции, развиваются ментальные навыки. Кроме того, в процессе работы с пособием дошкольник подготовит руку к письму, научится сосредотачиваться на конкретной задаче, станет более внимательным и усидчивым.
А красочные иллюстрации помогут заинтересовать ребёнка и сделают процесс обучения более эффективным.

Описание

Характеристики

Нарушение чтения и письма стоит на первом месте среди проблем современной школы. Дисграфия — нарушение процесса письма: ученик повторяет одни и те же ошибки, заменяет или переставляет буквы и слоги. При дислексии ребёнку трудно даётся чтение, ему сложно распознавать слова и писать под диктовку. С этими нарушениями можно и нужно работать.
Цель пособия — развитие когнитивных способностей и, как следствие, профилактика дисграфии и дислексии. В основу книги положен нейропсихологический подход. С помощью определённых упражнений стимулируется активность головного мозга, развиваются ещё не сформированные или нарушенные когнитивные функции, развиваются ментальные навыки. Кроме того, в процессе работы с пособием дошкольник подготовит руку к письму, научится сосредотачиваться на конкретной задаче, станет более внимательным и усидчивым. А красочные иллюстрации помогут заинтересовать ребёнка и сделают процесс обучения более эффективным.

Эксмо

На товар пока нет отзывов

Поделитесь своим мнением раньше всех

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «Развитие когнитивных навыков» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Александра Соколова «Развитие когнитивных навыков» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Как ваш тип личности развивается с возрастом

Автор Susan Storm

Вы когда-нибудь оглядывались на свою жизнь и съеживались из-за ошибок, которые вы сделали, или из-за того, как вы себя вели? Я знаю, что у меня есть, и все еще делаю. В подростковом возрасте я жил так, как будто завтра не наступит, совершая множество ошибок, рискуя и изо всех сил стараясь вписаться в группу подростков, с которой у меня не было абсолютно ничего общего.

Я вырос довольно одиноким; тупой ребенок, обучающийся на дому, который так и не набрался смелости завести много друзей. Будучи подростком, я переключил передачу, переделал себя в то, что я считал социально «крутым», и создал совершенно фальшивую личность, которую пытался выдать за «себя».

Не знаете, какой у вас тип личности? Возьмите наш новый опросник здесь. Или вы можете взять официальный MBTI® здесь.

Правда в том, что у многих людей бывают моменты в жизни, когда им приходится спрашивать себя «О чем я думал?» Для некоторых людей «сумасшедшим» возрастом является подростковый возраст, для других это кризис среднего возраста, третьи чувствуют, что вся их личность изменилась в 60-70 лет. Я часто задавался вопросом, что происходит с людьми или какие изменения заставляют их проходить через эти этапы в своей жизни. Очевидно, что многое связано с такими факторами, как окружающая среда, здоровье, изменения стресса или гормоны. Но может ли ваш тип личности что-то сказать об этих изменениях? Я хотел узнать.


Вы должны иметь относительно хорошее представление о когнитивных функциях, чтобы понять, о чем остальная часть этого поста; вы можете узнать больше об этом здесь.


Ваш возраст и развитие когнитивных функций

Ваши доминирующие и вспомогательные функции


Начиная с рождения и примерно до 13 лет вы будете развивать свою доминирующую функцию. Эта функция будет наиболее очевидной у детей, и они будут больше всего контролировать ее в своей жизни. Вы увидите проблески и их вспомогательной функции, но она все же будет недоразвитой и не совсем сбалансированной.


С 13 до примерно 21 года вы будете развивать свою вспомогательную функцию. Эта функция будет поддерживать вашу доминирующую функцию. Если вы интроверт, ваша вспомогательная функция будет та, которую вы показываете внешнему миру, а ваша доминирующая функция будет более скрытой.


Доминирующие и вспомогательные функции являются самыми сильными гранями вашей личности и, как правило, там, где у вас больше всего естественных сил и возможностей для роста.

Как эти когнитивные функции влияют на подростков?



Подростковые годы бурны почти для всех в той или иной степени. Частично это связано с развитием вашего мозга. Исследования показали, что человеческий мозг не достигает полной зрелости до 20 лет. В подростковом возрасте участки мозга, отвечающие за контроль импульсов и планирование наперед, созревают последними. Наряду с этим у вас есть гормональные изменения, давление жизни (выяснение того, куда вы пойдете в колледж, получение хороших результатов на SAT, приспособление к своим сверстникам), и у вас есть питательная среда для стресса и хаоса. Не поймите меня неправильно, подростковые годы могут быть полны волшебства, чудес и возможностей. Быть подростком может быть похоже на американские горки взлетов и падений. Когда дело доходит до вашего типа личности и подросткового возраста, вы действительно не полностью развили свои вспомогательные, третичные или низшие функции настолько хорошо, чтобы быть полностью уравновешенными. Вы все еще очень сильно полагаетесь на свою доминирующую функцию и только учитесь уравновешивать ее вспомогательной функцией.


Третичные и низшие функции


В возрасте от 21 до 40 лет вы будете развивать свою третичную функцию. Хотя это никогда не будет таким сильным, как ваши доминирующие или вспомогательные функции, оно поможет сбалансировать их, если правильно развить.


В возрасте от 40 до 70 лет вы будете более полно развивать свою низшую функцию. Эта функция всегда будет слабым местом вашей личности, потому что она никогда не будет так же проста в использовании, как ваша доминирующая или вспомогательная функция. Однако при должной практике вы сможете использовать его с гораздо большей легкостью, чем в прежней жизни.


Полное развитие всех функций


Когда вы достигнете возраста, когда ваша низшая функция развивается, вы можете быть удивлены новой стороной себя, которую вы не видели раньше. Стойкий, логичный мыслитель вдруг обнаруживает, что плачет над рекламой страховки. Женщина, которая всегда была очень эмоциональной и ориентированной на людей, вдруг проявляет интерес к механике или более «мыслительному» типу деятельности. Это не означает, что они пренебрегают своими доминирующими и вспомогательными функциями, но теперь они развили хороший контроль над всеми своими функциями и могут эффективно их использовать. Доминирующие и вспомогательные функции всегда будут играть главную роль в вашей личности, но теперь вы можете наслаждаться новым чувством равновесия с помощью своих третичных и низших функций.

Когда возникают проблемы

Всегда найдутся те, кто не уделяет должного внимания развитию своих функций. Некоторые люди настолько влюблены в свои доминирующие функции, что сосредотачиваются на них, полностью исключая другие свои функции. Вот почему важно работать над использованием и учетом всех своих функций. Конечно, вам будет наиболее комфортно со своей доминирующей функцией, и во что бы то ни стало найдите деятельность и занятия, которые задействуют вашу великую силу. Просто обязательно уделите некоторое время тому, чтобы заметить и упражняться в других своих функциях, чтобы добиться более здоровой и сбалансированной жизни.

Другие статьи, которые могут вам понравиться:

https://www.psychologyjunkie.com/2017/09/23/teenage-struggles-every-myers-briggs-personality-type/

https://www. psychologyjunkie.com/2020/03/10/the-childhood-wounds-of-every-enneagram-type/

https://www.psychologyjunkie.com/2020/10/13/the-auxiliary-function-of- every-myers-briggs-personality-type/

Узнайте больше о своем типе личности в наших электронных книгах Discovering You: Unlocking Power of Personality Type, The INFJ — Understanding the Mystic и INFP — Understanding the Dreamer. Вы также можете связаться со мной через Facebook, Instagram или Twitter!

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Более

MBTI, Надежность MBTI, Майерс Бриггс

Сьюзан Сторм

ENFJ | ENFP | ЭНТЖ | ENTP | ЕСФД | ЕСФП | ЭСТЖ | ЭСТП | INFJ | ИНФП | ИНТЖ | ИНТП | ISFJ | ИСФП | ИСТЖ | ИСТП | МБТИ | Майерс Бриггс | Без категории

Что означает ответственность для каждого типа личности Майерс-Бриггс®

BySusan Storm

Читая о различных типах личности, вы обязательно услышите слово «Ответственный», относящееся к определенным типам; обычно судьи. Но никто не просыпается однажды и не думает: «Я хочу быть безответственным хамом, когда вырасту». На самом деле ответственность — довольно субъективное слово. Для разных людей это может означать разные вещи…

Подробнее Что означает ответственность для каждого типа личности Майерс-Бриггс®Продолжить

ИНФП | МБТИ | Майерс Бриггс

Редкий мужчина INFP

Сьюзан Сторм

INFP — это необычная и редкая группа людей. В США они составляют всего 2-5% населения. Мужчины INFP встречаются еще реже, составляя всего 1-1,5% населения. Эти ориентированные на ценности люди с богатым воображением часто чувствуют себя квадратными колышками в круглых отверстиях.

В культуре и обществе, которые совершают…

Подробнее The Rare INFP MaleContinue

ENFJ | ENFP | INFJ | ИНФП | МБТИ | Майерс Бриггс

Вдохновляющие утренние ритуалы для INFJ, INFP, ENFJ и ENFP

BySusan Storm

Интуитивно-чувствующие типы личности жаждут жизни со смыслом, значимостью и целью. Если вы относитесь к типу НФ по системе Майерс-Бриггс®, вы считаете, что каждый день служит более широкой картине или плану. Вы хотите быть катализатором перемен, вдохновителем, объединителем и тем, кто живет с подлинностью. Как ваш…

Читать далее Вдохновляющие утренние ритуалы для INFJ, INFP, ENFJ и ENFPПродолжить

ENFJ | ENFP | ЭНТЖ | ENTP | ЕСФД | ЕСФП | ЭСТЖ | ЭСТП | INFJ | ИНФП | ИНТЖ | ИНТП | ISFJ | ИСФП | ИСТЖ | ИСТП | МБТИ | Майерс Бриггс

Вот насколько вы интенсивны, исходя из вашего типа личности Майерс-Бриггс®

Автор: Сьюзан Сторм

ENFP Когда вы впервые встретите ENFP, вы, вероятно, заметите их энтузиазм, воображение и харизму. Их интенсивность проявляется в их страстном желании перевернуть каждый лист, изучить каждую возможность и теоретизировать о потенциале великой мечты, которую они себе представляли. Живя своими импульсами, ENFP следуют своему вдохновению и тянутся…

Узнайте больше Вот насколько вы интенсивны, исходя из вашего типа личности Майерс-Бриггс®Продолжить

ENFJ | ЕСФД | МБТИ | Майерс Бриггс | Без категории

Являются ли ENFJ и ESFJ «поддельными»?

Сьюзан Сторм

Доминирующие пользователи Fe получают плохую репутацию за то, что они слишком «фальшивые» или «чрезмерно игривые», на мой взгляд. Когда моя сестра ENFJ училась в колледже, она сталкивалась с одноклассниками, которые обвиняли ее в том, что она фальшивая или недостаточно «настоящая». Это сводило меня с ума (и ее), потому что я знал ее общительным, дружелюбным, полным энтузиазма человеком…

Подробнее Являются ли ENFJ и ESFJ «фальшивыми»? Продолжить

Когнитивное развитие детей в возрасте от 8 до 10 лет

К тому времени, когда вашему ребенку исполнится восемь лет, он прочно войдет в средний возраст. Он больше не новичок с широко открытыми глазами, он обладает множеством навыков, которые он будет продолжать развивать, чтобы значительно расширить свои умственные способности в течение следующих нескольких лет. Названный швейцарским психологом Жаном Пиаже, конкретный операционный период (так его называют) — это стадия, во время которой дети начинают применять логику и рассуждения к конкретным событиям. Например, признание того, что человек может чувствовать усталость, даже если сейчас не ночь, или понимание того, что только потому, что сейчас ночь, не означает, что человек должен быть уставшим.

Дети также будут подвергать сомнению конкретные несоответствия, например, когда им показывают видео, в котором кошка появляется в результате скрещивания двух собак. Конкретно-операциональные дети начинают уверенно использовать и манипулировать символами в репрезентативном смысле (например, понимая, что символ «+» означает сложение, а «x» означает умножение). Дети в этот период больше не зависят от манипулирования объектами, чтобы узнать о них, и демонстрируют огромный рост как в школе, так и вне ее. Несмотря на отсутствие способности полностью понимать абстрактные или гипотетические концепции (например, как человек, принадлежащий к «меньшинству», может оказаться в ситуации, в которой он был бы «большинством»), дети в возрасте от 8 до 10 лет приобретают лучшее понимание широкого спектра умственной деятельности здесь и сейчас.

Ищете книги и идеи для чтения? Подпишитесь по телефону на нашу рассылку для родителей школьников.

В течение конкретного операционного периода (7-11 лет) дети овладевают умением сохранять. Эта способность означает, что они понимают, что определенные свойства объекта останутся прежними, даже если внешние качества изменятся. Например, к 8 годам дети понимают, что если есть два ряда по пять монет, но один из них расположен так, что монеты расположены дальше друг от друга, в обоих рядах по-прежнему будет одинаковое общее количество монет. Задайте тот же вопрос 4-летней или 5-летней девочке, и она скажет вам, что в разложенном ряду их больше.

К 6 или 7 годам дети могут сохранять как количество (пенни, выше), так и жидкость (зная, что высокая тонкая чашка и короткая толстая чашка вмещают одинаковое количество). Однако только в пределах конкретного операционного периода тот же ребенок сможет сохранять массу (зная, что если разбить глиняный шарик на множество частей, вес будет одинаковым). Затем следует возможность сохранения площади (учитывая, что 4 Чизита рядом друг с другом занимают столько же места, сколько четыре Чизита, разбросанных по салфетке). Последним, чтобы выйти в онлайн, является сохранение объема. На самом деле, многие дети не понимают, что глиняный шар, измененный и помещенный в воду, не изменит объем вытесненной воды, пока им не исполнится 11 или 12 лет.  

В течение конкретного операционного периода дети также начинают более точно рассуждать. Например, если (во время задачи по сохранению пенни) они неправильно считают, что разложенный ряд монет больше, чем другой ряд, они поймут, что допустили ошибку при подсчете. Это осознание контрастирует с мнением, что в одном ряду больше просто потому, что он разбросан. Вместе с этой способностью приходит понимание идентичности — что, если ничего не прибавлять и не убавлять, или если меняются только поверхностные аспекты ситуации, присущая ей идентичность остается неизменной. Например, 8-летний ребенок понимает, что, нарисовав белую полоску на черной кошке, она не превратится в скунса. Точно так же этот же ребенок может понять обратимость — то, что одни операции могут обратить вспять или свести на нет результаты других. Например, объединение нескольких меньших глиняных шариков изменит эффект разбивания одного большего.

Бетонные операции — это время, когда мозг претерпевает ряд существенных изменений. Информация с большей скоростью проходит через нервную систему, и разные отделы мозга начинают работать согласованно друг с другом в новых комбинациях. Одним из результатов является то, что дети в этом возрасте начинают приводить логические доводы. Таким образом, ваш 8- или 9-летний ребенок нередко говорит: «Разве я не слишком долго читал на прошлой неделе? Это означает, что на этой неделе я могу смотреть кино вместо того, чтобы читать». Стратегии решения проблем также увеличиваются в этом возрасте. Теперь дети могут использовать более одной стратегии одновременно, они могут лучше репетировать или предварительно просматривать действия и более точно выбирать стратегию.

Точно так же дети могут понять, что определенные элементы набора также являются членами более общего набора. Таким образом, они могут правильно ответить на вопрос: «Собак больше или черных собак?» потому что они понимают, что один набор может включать в себя другой. Попробуйте приложение Cablink, чтобы помочь вашему ребенку изучить членство в наборе. Сериация также включается во время конкретных операций. Теперь вместо того, чтобы использовать случайный метод для организации предметов или информации, дети могут использовать согласованные критерии для упорядочивания элементов.

Децентрация — еще одна отличительная черта этой стадии. Таким образом, ваш ребенок теперь может более успешно принять чужую точку зрения и может рассматривать более одного аспекта одновременно, пока соображения остаются конкретными. Он может более эффективно сообщать об объектах, которые слушатель не может видеть, и может думать о том, как его воспринимают другие. Интересный способ развивать навыки восприятия перспективы — это оптические иллюзии. Кроме того, ваш ребенок может понимать более сложные действия, например, когда человек чувствует одно, а действует иначе. Эти навыки также можно увидеть в способностях к повышенному вниманию. То есть дети этого возраста начинают понимать, что можно смотреть на одно (например, на картинку) и при этом думать о другом.

Добавить комментарий