Развитие воображения: Как развивать воображение у дошкольников и младших школьников

Развитие воображения у детей | Академия успеха для пап и мам

Деревья казались огромными, луга — необъятными, реки — бесконечными, а сны такими живыми и красочными. Детское фантазирование чаще умиляет взрослых, но так же и настораживают постоянные выдумки малыша, становясь предметом раздражения и тревожности. Родители чаще ругают ребёнка за обман, тем самым возвращая его к реальности, разрушая выдуманный мир, полный увлекательных приключений.

Давайте представим на минуточку, что, если бы человечество не обладало воображением, то, общество могло лишиться многих научных открытий, художественных произведений, малыши не играли бы в разнообразные игры и забавы, не услышали бы интересных сказок и множество историй.

Воображение помогает детям мыслить нестандартно, из непростой ситуации находить выход. C развитым воображением проще переносятся разные жизненные проблемы, конфликты с ровесниками, взрослыми, лучше осваиваются учебные программы.

Родители, воспитывая детей дошкольников, должны понимать, что такое воображение и этапы его развития.

Что такое воображение?

Итак, воображение — это незаурядное, уникальное умение человеческого сознания представлять и создавать в мыслях то, чего нет и из того, что имеется в памяти. Проще говоря, это способность мозга создавать мысленные образы, основываясь на предыдущем опыте.

Воображение может быть:

  • Воссоздающее — т.е. образы воссоздаются, возникают на основе прочитанных книг или услышанных историй. Иначе говоря, ребёнок воображает и представляет то, о чём ему читали или что он услышал.
  • Творческим — т.е. образы возникают в воображении без опоры на прочитанное, услышанное, увиденное. Иначе говоря, ребёнок самостоятельно создаёт истории и образы с помощью своего мышления. Именно этот вид воображения нуждается в дальнейшем развитии.

– Неуправляемым, его ещё называют «буйным воображением», «безудержная фантазия». Это когда ребёнок создаёт истории, не связанные какой-либо последовательностью и логикой. Иначе говоря, ребёнок с таким видом воображения постоянно что-то фантазирует и говорит, что именно так оно и было.

У детей дошкольников данная способность нуждается в особой заботе, так как этот возраст является чувствительным для формирования воображения. И цель родителей – различными методами совершенствовать активность этой функции. Для того, чтобы воображение развивалось, необходимо накопление собственного опыта малыша и увеличение его кругозора об окружающей реальности. Данный опыт приобретается посредством как личных наблюдений детей, так и через общение со взрослыми (родителями, педагогами), передающих ребёнку собственный багаж — запас знаний об окружающих вокруг предметах и явлениях, собственный творческий опыт.

Зачатки воображения проявляются в преддошкольном возрасте, примерно к 2 — 2,5 годам. Фундаментом для развития воображения у ребёнка является правильно организованная игровая среда дома и, по возможности, смена обстановки — посещение игровых площадок, путешествие по парку, поездки в гости на общественном транспорте и т.д. Уместно добавить, что в этом возрастном периоде наступает стремительное развитие речи, что даёт вспомогательный стимул в формировании воображения. Приблизительно до трёхлетнего возраста воображение малыша будет сводиться к знакомым ему ситуациям.

К трём годам основной и значимой деятельностью у детей является игра. Именно в игре первоначально закладывается и совершенствуется воображение. Играя, ребёнок учится «замещению» одних предметов другими и применяет их в других ролях. Иначе говоря, ребёнок, играя с одной игрушкой, может воображать на её месте другую игрушку (например, малыш, который научился пользоваться ложкой, в игровой ситуации вместо ложки берёт палочку или иной предмет и «кормит» ею маму, папу, и все остальные игрушки). Таким образом, происходит воображаемое «кормление». Для малышей данного возраста очень важно, чтобы предмет-заместитель был наглядно схож с тем предметом, который замещается. Данное замещение и является зарождением воображения. Происходит это по мере того, как ребёнок начинает осваивать значение действий «понарошку», «не по-настоящему».

Примерно к 4 годам потребность в визуальных опорах у ребёнка пропадает. Теперь воображение способно ссылаться на объекты, непохожие на «замещаемые», и происходит так называемый «переход» к игровому действию с объектом, который на самом деле отсутствует. Данному объекту ребёнок даёт иное новое значение, и в уме воображает воздействия с ним. Вымышленная ситуация целиком происходит во внутреннем плане малыша.

Например, ребёнок, играя с любой коробочкой из под «чая», может вообразить, что эта – кастрюля или шкатулка, космический корабль. Любая палочка способна трансформироваться в шпагу-саблю, а обычный лоскут материи в мантию для мушкетера и т.д.

Воображение, складывающееся в игре, плавно перетекает и на другую деятельность ребёнка. Наиболее наглядно воображение проявляет себя, когда дети рисуют, лепят, конструируют, придумывают сказки и разные истории. Конечно, вымышленные сказки не отличаются особой оригинальностью и представляют из себя всего лишь разновидность знакомых сказок ребёнку, да и истории достаточно просты, но получение в результате деятельности собственного воображения чего-то нового позволяет ребенку увидеть мир с другой стороны.

У младших дошкольников воображение ещё не контролируемое, оно запускается внезапно, а у старших дошкольников процесс становится контролируемым, т.е. зарождается произвольное воображение.

Когда воображение становится произвольным, ребёнок постепенно приступает к планированию своей деятельности. Так, старшие дошкольники, сначала придумывают то, что они хотят нарисовать, построить и только потом приступают к работе, подбирая для этого необходимые материалы. А трёхлетние малыши, которые не умеют планировать свою деятельность, приступая к рисованию, лепке или конструированию, не могут толком объяснить, что именно собираются нарисовать или слепить, и только потом, по мере действий, выявляется образ рисунка или поделки. Часто бывает так, что в ходе самого процесса конечная цель может легко измениться.

Ближе к 5 — 6 годам дети накапливают некоторый запас житейского опыта, и этот опыт позволяет активно развиваться творческому воображению. Ребенок уже не ждет подсказок от взрослого, он может сам придумывать игры, и тут же в уме наполняет ее вымышленными героями, и определяет роли персонажей среди ровесников.

Игра может длиться довольно долгое время, при этом замысел игры сохраняется и насыщается все наиболее новыми, интересными деталями.

Иногда дошкольники погружаются в мир фантазий. Объектом фантазии становится то, что очень встревожило, захватило ребёнка, (волнующая история, просмотренный мультик или фильм, долгожданная игрушка и т.д.).

Дети создают собственные, придуманные миры, в которых появляются «воображаемые друзья», «несуществующие герои», с которыми можно поиграть, когда одиноко. Они помогают преодолеть детские страхи, в этом выдуманном мире все так, как хочет малыш. Безусловно, пристальное внимание вызывает тот факт, что некоторые дошкольники пытаются заменить настоящий мир вымышленным и предпочитают удовлетворять собственные потребности в нём, «уходя» от решения настоящих трудностей. Причина таких фантазий может таиться в личных проблемах, которые есть у дошкольника. Возникновение таких фантазий у ребёнка — это возможность для взрослых поразмыслить о том, что потребности ребёнка может быть удовлетворяются не полностью.

Подводя итоги, можно отметить, что развитие воображения у детей имеет весьма существенное значение. Когда ребёнок фантазирует, мечтает, он не просто играет, он овладевает познанием окружающего мира, обретает необходимые знания, становится более общительным и уверенным в себе.

Для развития воображения используются некоторые приемы:

1.Все виды творческих занятий (рисование, лепка, конструирование и т.д.). Для этого предложите придумать и нарисовать несуществующий вид транспорта или необычный дом и дополнить рисунок дополнительными деталями из пластилина, которых не хватает в рисунке.

2. Сказки являются великолепным средством для развития фантазии малыша. Можно прочитать сказку до определённого эпизода, а затем предложить ребёнку придумать её окончание. Попробуйте для ребёнка сочинить сказку и нарисовать иллюстрацию к ней.

3.Дидактические игры должны для детей быть интересными. Примеры игр: -Ребёнок должен ассоциировать себя с любым живым существом и объяснить, почему именно выбранное животное или птица заинтересовало его.

  • Нарисуйте ребенку то, что не существует, например, несуществующее животное, растение. Пусть малыш придумает ему имя и расскажет о нем историю.
  • Предложите ребёнку сочинить «волшебную историю» о трёх предметах, которые не связаны между собой, например: половник, мяч, стол.
  • Предложите ребёнку дорисовать геометрические фигуры, например: круг, квадрат, треугольник. После того, как малыш дорисует, можно его спросить, что у него получилось. На листе бумаге капните краской кляксу и предложите ребёнку придумать образ кляксы.

4. Больше читайте книг ребёнку. Фантазируйте вместе с ним, предлагая подумать, что бы он сделал, если бы он попал в заколдованный лес или на необитаемый остров. Каких животных он мог бы там встретить, какие фрукты и овощи там могли расти.

5. Игры с песком помогают развитию творческого воображения и заключаются в самостоятельном создании новых образов.

Психолог детского сада «Лучик» на Соколе Силина Наталья Владимировна.

Развитие воображения у детей 5-6 лет

Дошкольный возраст – самый интенсивный период развития человека. Развитие познавательных процессов в этом возрасте являются частью психического развития ребёнка. Воображение является одним из основных новообразований дошкольного возраста. Особенно активно оно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте.

 

Процесс развития воображения тесно связан с ведущей деятельностью старшего дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игрой. Воображение ложится в основу последующего обучения в начальной школе, так как в процессе обучения не все материалы представлены наглядно и многое придётся представлять.

 

Пиком развития воображения можно назвать период от старшего дошкольного возраста до 12 лет. В это время крайне важно способствовать развитию этого свойства психики ребенка, так как дальше это делать будет все сложнее. Дети, развитию которых в этом направлении не уделяют внимания, как правило, не способны самостоятельно фантазировать. Более того, у них не возникает потребности и интереса к деятельности творческого характера, они никогда не смогут мыслить креативно, особенно если это будет касаться отвлеченных тем. Ускорить развитие воображения в этом возрасте помогают специальные методики, которые можно использовать как дома, так и в детских дошкольных учреждениях.

 

Дидактическая игра уже достаточно давно используется как одно из эффективных средств, с помощью которого можно развивать воображение у ребенка в старшем дошкольном возрасте. Выделяют несколько вариантов таких игр:

 

   -словесные;

   -с использованием дополнительных предметов;

   -настольные.

 

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5 – 6 лет

 

   Цветик-семицветик.

 

Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

 

   Слепой художник. 

 

Понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

 

   Космическое путешествие

 

Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами. Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

 

   Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление. Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

 

   Волшебные превращения

 

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы). Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет. Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

 

   Облака

 

Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

 

   Сказки

 

Способствуют развитию речи, воображения, памяти. Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

 

   Поделки из природных материалов

 

Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки. Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

 

   На что похожи наши ладошки

 

Предложите детям обвести красками или карандашами собственную ладошку или две  и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложите создать рисунок на основе обведенных ладошек.

 

   Волшебные кляксы

 

Предложите капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что или на кого она похожа.

 

   О чем рассказала музыка

 

Звучит классическая музыка. Предложите детям закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

 

   Волшебная мозаика

 

Используется набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Скажите ребенку, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение.

 

   Хорошо-плохо, или Цепочка противоречий

 

Игра развивает творческое воображение при помощи поисков противоречий. Взрослый начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает — «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.  Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце — плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

 

   Закорючки

 

Рисуем друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

 

   Отгадай слово (предмет, фрукт, сказочного героя). 

 
Вы  задумываете какое-то слово, а ребенок задает наводящие вопросы, пытаясь угадать. По правилам игры, отвечать на любой вопрос можно только «да» или «нет». 

 
   Что бывает сладким (красным, круглым, горячим)? 

 
Играющие, чередуясь, называют предметы, отвечающие этой характеристике. Кто первым быстро не сможет подобрать очередное слово, тот проиграл.  

 
   Игра в рифмы. 

 
Вы говорите слово, а ребенок придумывает к нему рифму. Затем вы меняетесь ролями. 

 
   Пантомима. 

 
Попросите ребенка с помощью мимики и жестов показать разные чувства и настроения (грусть, радость, боль) или какое-либо действие (плавание, рисование, вязание). 

 
   Я положил в коробку… 

 
Взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в коробку книгу». Второй играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в коробку книгу и карандаш». Следующий повторяет всю фразу и добавляет свое слово — и так далее — пока хватит терпения и памяти. 

 
   Что будет, если?..

 

Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы.

 

Примеры заданий:

 

Что будет, если…

 

… человек перестанет есть?

… не выключить кипящий чайник?

… оставить холодильник открытым?

… носить тесную обувь?

… не чистить зубы?

… забить мяч в окно?

… съесть десять порций мороженого сразу?

… дразнить соседскую собаку?

… ходить задом?

… не спать?

… посадить цветы в песке?

… сесть на ежика?

… человек научится летать?

 

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

 

 

Воспитатель гр. «Веснушки»

Гупаленко Е.Н.

Воображение и образование | Гарвардская высшая школа образования

Детское воображение сложное и впечатляющее, говорит профессор Пол Харрис. Тем не менее, часто, когда мы наблюдаем, как дети притворяются, мы списываем это со счетов как фантазию или детскую игру. Чего не хватает воспитателям и родителям в такие моменты? Как взрослые могут быть лучше информированы о характере детского мышления? От того, как дети имитируют реальность, притворяясь, почему у детей развиваются страхи, до того, как они различают притворство и реальность, десятилетия исследований Харриса демистифицируют сложности детского мышления.

«Как только мы перейдем от дошкольного учреждения, где, конечно, ценится притворная игра, к классной комнате, идея состоит в том, что дети могут учиться, просто тренируя свое воображение, — это редко что-то, что может быть развернуто», — говорит он. «И все же во многих отношениях я думаю, что детям было бы приятно сидеть и думать о мире».

В этом выпуске Harvard EdCast Харрис отправляет нас в путешествие по детскому воображению и размышляет о том, как воспитатели и родители могут лучше использовать детское воображение.

ВЫПИСКА

Джилл Андерсон: Я Джилл Андерсон. Это Гарвардский EdCast.

Когда вы смотрите, как дети играют и притворяются, легко счесть их поведение глупым или просто фантазией. Психолог развития Пол Харрис потратил десятилетия на изучение природы детского разума. Он говорит, что долгое время мы привыкли рассматривать детское воображение как нечто негативное, а не как нечто, что может на самом деле влиять на повседневное или зрелое мышление.

Оказывается, в головах детей происходит гораздо больше, чем вы думаете, и есть способы лучше использовать это в классе или дома. Мне было интересно узнать о Хэллоуине или о том, как то, что любит ребенок, может превратиться в то, чего он боится, и как дети отличают выдумки от того, что им рассказывают взрослые. Во-первых, я хотел знать, питаем ли мы до сих пор негативное отношение к детскому воображению.

Пол Харрис: Мы бы зашли слишком далеко, потому что я думаю, если вы посмотрите, особенно в Соединенных Штатах, есть озабоченность возможностью того, что ролевые игры маленьких детей являются своего рода предвестниками более позднего творчества. И поэтому есть много беспокойства по поводу того, что происходит в дошкольных учреждениях, в какой степени более академическая учебная программа ограничивает время, которое дети могут проводить в ролевых играх.

И, что самое печальное, подразумевается, что мы будем растить поколение тупых детей, которым не хватает воображения, потому что их возможности для игр в раннем детстве были очень ограничены. Так что этот взгляд, я склонен думать об этом, как о так называемом романтическом взгляде на детское воображение. И в равной степени я думаю, что есть проблемы с этим взглядом, а также с негативным взглядом.

Джилл Андерсон:  Думаете ли вы, что мы слишком далеко ушли от детей, у которых есть время для игр, из-за всех стандартов, требований и прочего?

Пол Харрис: Что ж, среди родителей среднего класса распространено мнение, что они беспокоятся о том, до какой степени раннее детство должно быть временем свободы и исследования, и беспокоятся о вторжении более академической учебной программы. В чем я сомневаюсь, так это в более важном сообщении, которое заключается в том, что в некотором смысле маленькие дети проходят своего рода критический период, когда нам нужно развивать их воображение. Я думаю, что это завышено.

Маленькие дети во многих отношениях удивительно лишены творчества. Их притворная игра очень, очень впечатляет и сложна, когда вы начинаете думать о том, как она работает. Но если давать детям разные задачи, например, сделать простой инструмент, четырех- и пятилетки совсем безнадежны. Я имею в виду, что они могут использовать знакомые инструменты, но вы не увидите, как они решают инженерные проблемы, создавая инструмент из материала, формируя его и затем используя.

Хотя, если использовать драматический пример, мы знаем, что некоторые птицы могут это делать. Ворона может взять кусок проволоки, согнуть его, просунуть в трубку и извлечь награду, в то время как четырехлетнему и пятилетнему ребенку это сделать очень трудно. Итак, чувство, в котором мы переоцениваем детское творчество. Они вполне могут стать творческими, но очень трудно уловить ранние признаки этой способности в раннем детстве, если под творчеством мы подразумеваем удивительные инновации.

Джилл Андерсон: Правильно, правильно. Ага. Вы только что упомянули, что детское воображение более сложное, чем мы часто понимаем, и мы просто выдаем это за: «О, они просто притворяются, они просто играют понарошку», но на самом деле это намного больше. происходит, когда дети используют свое воображение. Не могли бы вы немного рассказать об этом и о том, как реальность влияет на игру воображения?

Пол Харрис: Да. Я могу привести очень простой рабочий пример. Допустим, ребенку около двух лет, и он, возможно, играет со старшим братом или сестрой или опекуном, и они играют на чаепитиях. Партнер, старший брат или сестра берет чайник. Теперь, поскольку это притворное чаепитие, в чайнике нет настоящего чая, но, тем не менее, чайник наклонен, и есть чашка, и затем ребенку вручают чашку.

Ну, я имею в виду, если бы ребенок был, так сказать, полностью ориентирован на реальность, он мог бы сказать: «Что мне делать с этой чашкой? В ней ничего нет». Среднестатистический двухлетний ребенок этого не сделает. Они поднесут чашку к губам и притворятся, что пьют. Тот факт, что они это делают, я думаю, мы воспринимаем как должное. Кажется очень простым, что они будут делать это.

Но если немножко распаковать, то надо признать, что для этого ребенок понял, что как там, где в этом чайнике воображаемый чай, более того, этот воображаемый чай ведет себя примерно так же как настоящий чай. Поэтому, когда вы опрокинете контейнер, чай выльется и не выльется вбок. Это не тот мир, который радикально отличается от реального мира. Чай будет выливаться из носика и опускаться в чашку, и тогда ребенок также может предположить, что эта воображаемая жидкость, когда вы двигаете эту чашку, жидкость останется в чашке, чтобы ребенок мог ее взять. к его губам.

Ну, я как бы уточняю, но я пытаюсь подчеркнуть тот факт, что интерпретация ребенком совместного фрагмента воображаемой игры опирается на эту способность осознавать, что она в какой-то степени регулируется много понимания причинно-следственных закономерностей в реальном мире.

А без этого партнерам по игре было бы очень трудно собраться вместе и понять смысл того, что они делают. Поэтому я и говорю, что детские ролевые игры пропитаны их пониманием реальности. Если мы также посмотрим на более сложные притворные действия, когда дети играют с куклами, или даже трех- и четырехлетний ребенок может создать воображаемого компаньона. Опять же, эти куклы наполнены мыслями, чувствами, восприятиями и желаниями, как и воображаемый спутник.

И снова ребенок заимствует у реальности. Не то чтобы ребенок столкнулся с этой безжизненной куклой и не знает, что с ней делать. У ребенка много знаний об этих воображаемых существах, которые он может использовать, чтобы разыграть с ними различные сценарии. Или, в случае с воображаемым спутником, иногда для установления устойчивых отношений с этим чисто воображаемым человеком.

Джилл Андерсон: Вы говорите о реальности, а потом я думаю о таком случае, как Хэллоуин, который вы могли бы считать временем, когда многие люди, даже взрослые, как бы полагаются на свое воображение о вещах, которые возможно, не всегда основаны на реальности.

Пол Харрис:  В некотором смысле, я бы сказал, что поскольку это управляемый взрослыми регулируемый ритуал, это, возможно, хорошая сделка, более безопасная, чем могла бы быть в противном случае. Другими словами, более пугающие возможности, которые мы, взрослые, потенциально можем ассоциировать с Хэллоуином, связаны с призраками, загробной жизнью, воскресением и так далее и тому подобное.

Я имею в виду, средний пятилетний ребенок, я думаю, полностью изолирован от этих вещей. Я имею в виду, может быть, есть быстрый визит в жуткий дом, но это часто с надежной базой опекуна поблизости. И конечно же, особенно если можно так сказать, в США Хэллоуин стал своеобразным праздником конфет.

Джилл Андерсон: Да.

Пол Харрис:  Это не так уж много, чтобы заняться какими-то глубокими экзистенциальными проблемами. Так что до такой степени не обязательно колоссально, что тут скажешь, раскрепощающая площадка для детской фантазии. При этом, конечно, многие дети получают огромное удовольствие, думая о своем костюме и о том, кем они будут.

Это еще одно проявление того, о чем мы уже говорили, а именно способность даже маленьких детей вызывать в воображении воображаемых лиц и, в некотором роде, занимать, олицетворять или входить в роль и разыгрывать этого человека. И, конечно же, в этом случае костюм, которым восхищаются друзья и соседи, станет дополнительным стимулом.

Джилл Андерсон: Верно. Я хочу рассказать о Красной Шапочке и поделиться опытом, который у моей дочери был с этим. Я подозреваю, что это опыт, который поймут многие родители или люди, тесно работающие с детьми.

Моя дочь, когда ей было около трех лет, очень, очень заинтересовалась Красной Шапочкой. Очень понравилась история, захотелось посмотреть что-нибудь о ней, и так продолжалось очень долго, около года. Наступил Хэллоуин, и она захотела стать Красной Шапочкой. Мы купили ей костюм, переодели группу в разных персонажей, и тогда у нее развился тотальный страх перед волками.

Она больше не могла смотреть на Красную Шапочку, больше не могла смотреть на волка по телевизору. Просто очень, очень страшно. Итак, мой вопрос к вам о том, что когда что-то выходит за рамки простого воображения или воспроизведения здорового воображения или того, что мы могли бы воспринимать как здоровое воображение с историей или персонажем, а затем оно граничит с областью страха, что вы знаете об этом? ?

Пол Харрис:  Так что интерпретировать один отдельный случай всегда сложно, но если мы подумаем шире, детская озабоченность рассказами и многодетностью, мы сейчас говорим о дошкольниках, которыми, я думаю, была ваша дочь в этот период. , иметь то, что вы могли бы назвать привязанностью к одной или двум конкретным историям. Они хотят, чтобы эту историю им читали иногда несколько требовательно, регулярно, ежедневно.

И по большей части эти истории могут быть источником уверенности, удовольствия и утешения, а не беспокойства. Сказав это, я думаю, возможно, что в случае с вашей дочерью, возможно, произошел сдвиг в ее оценке волка, который, в конце концов, является одним из центральных персонажей сказки о Красной Шапочке.

Итак, есть интересная старая работа, выполненная неким Артуром Джерсилдом в Колумбии в 1930-х годах, который заинтересовался детскими страхами. Он обнаружил, что по мере того, как дети становились немного старше, мы сейчас говорим о четырех, пяти, шести или около того, в то время как двух- и трехлетние дети не часто проявляли страх перед пугающими существами, монстрами, например. . Эта склонность бояться пугающих существ усиливалась по мере того, как дети вступали, так сказать, в начальные школьные годы.

Одна правдоподобная интерпретация этого состоит в том, что в некотором роде, возможно, сначала ваша дочь думала об этом просто как о выдумке, но по мере того, как она узнавала больше о мире, волк в этой истории мог быть связан с тем, что она знала. о дикой природе в целом, что там действительно есть опасные существа. И поэтому вполне возможно, что именно это и происходило в ее случае, что статус волка как чисто воображаемого персонажа медленно менялся с течением времени. Я не уверен, что это правильная интерпретация.

Джилл Андерсон: Верно. Но я чувствую, что многие родители и просто опекуны сталкиваются с такими вещами, когда их ребенок может быть действительно заинтересован в чем-то, а затем внезапно это меняется, и взрослому становится сложно реагировать. Есть ли хороший способ отреагировать на что-то подобное, когда есть страх и фобия, которые помогают и поддерживают их?

Пол Харрис: В случае с волком, я полагаю, это несколько сложно, потому что волки действительно существуют.

Джилл Андерсон: Верно.

Пол Харрис: Я имею в виду одно предложение, которое у меня было бы, и здесь я украду у Артура Джерсилда, о котором я только что упомянул, что он поощрял родителей, чьи дети, например, не могли заснуть. ночью, чтобы на самом деле развернуть воображение ребенка. Так вы поощряете ребенка думать, что у него есть волшебный меч или волшебный щит, который защитит его от хищников всех мастей.

И, по словам Джерсилда, это было относительно эффективно, так что можно было, так сказать, бороться с огнём огнём. Итак, ребенок, у которого слишком богатое воображение и который воображает, что этот волк будет стоять у дверей, так сказать, их собственной дачи, вы снабжаете ребенка, как я говорю, каким-то защитным, но воображаемым устройством.

Джилл Андерсон:  Я слышала, что простое сообщение ребенку о том, что чего-то не существует, в таких ситуациях не очень помогает.

Пол Харрис: Ага. И в некотором роде это восходит к тому, что мы наблюдаем у взрослых. Если мы идем на фильм ужасов, мы знаем, когда идем в кинотеатр, что там будет что-то пугающее. Но мы также знаем, что это чистая выдумка, но это не мешает нам стать… Наше сердце бьется быстрее в определенные моменты во время этого фильма ужасов. Таким образом, эмоциональная система ребенка и взрослых не очень хорошо настроена или откалибрована с точки зрения реальности той ситуации, о которой они думают.

Джилл Андерсон:  Я хотела поговорить с вами о том, когда детям что-то говорят, а не о том, во что они на самом деле верят. И я знаю, что вы проделали большую работу в этой области, глядя на то, когда мы рассказываем ребенку о чем-то вроде зубной феи или говорим с ребенком о религии, очевидно, это две разные вещи, но чем они отличаются для детей? ?

Пол Харрис: Что ж, теперь вы затронули довольно сложный и глубокий вопрос. Несмотря на то, что мы думаем о детях как о учащемся на практике, это сильно их недооценивает, потому что есть много вещей, до которых они не могут дотянуться. семь, они знают, что он круглый.

За последние три года мы видели детей, озабоченных, обеспокоенных коронавирусом, но ни один из них никогда не видел коронавируса. Таким образом, во многих отношениях дети задействуют свое воображение, чтобы думать об аспектах реальности, которые обычно скрыты от глаз, включая долгосрочные исторические процессы, за которыми они не могут наблюдать. Не то чтобы они могли вернуться и посмотреть, как разворачивалась Гражданская война в Соединенных Штатах, но мы им об этом рассказываем. Это также относится ко многим аспектам науки, которые невидимы. Дети узнают о микробах и вирусах, атомах и кислороде.

Итак, во многом то, что мы видим у детей, но мы также, конечно, видим и у взрослых, это то, что я называю доверием к свидетельству. Итак, следующий шаг — спросить, и вы сами поднимаете этот вопрос. Как это доверие к свидетельству соотносится с тем, что дети подвергаются утверждениям о загробной жизни, о существовании Бога или о существовании предков?

И мне хочется сказать, что на самом деле очень и очень сложно провести концептуальное различие между этими областями. Конечно, будучи взрослыми, мы интуитивно думаем, что есть большая разница между несколькими вещами. Мы думаем, что есть большая разница между существованием вирусов, возможным существованием ведьм или ведьмовских преступлений и существованием или возможным существованием Бога.

Но я думаю, что с точки зрения ребенка провести эти концептуальные различия более сложно, потому что во всех случаях ребенку рассказывают об этих сущностях в первую очередь взрослые, он слышит рассказы, истории, библейские или иные об этих сущностях. и очень мало личного опыта, на который ребенок может опираться, чтобы провести некоторые концептуальные различия, которые мы, взрослые, склонны проводить.

Я думаю, со временем происходит то, что не только наши дети, так сказать, слушают свидетельство взрослых, но и становятся бдительными к некоторым тонким сигналам в этом свидетельстве. Поэтому, если родитель рассказывает ребенку историю о русалках, в повествовании будут определенные подсказки, чтобы сказать ребенку, так сказать, что это выдумка. Это не реально. Не то чтобы ребенка предупреждали: «Ну, смотри, когда будешь купаться на том пляже или в том озере, будь осторожен, ты можешь столкнуться с русалкой».

Тот же родитель говорит о вирусах. Ребенка вполне можно предупредить о регулярном мытье рук в маске. Другими словами, некоторые из этих невидимых и ненаблюдаемых сущностей благодаря тому, что взрослый говорит о них, становятся частью своего рода мебели реального мира, другие находятся в этом более воображаемом или воображаемом пространстве.

Остается открытым вопрос о том, как родители говорят о религиозных деятелях, потому что религиозные деятели в некоторых отношениях явно отличаются от русалок. Ну, что мы находим, конечно, особенно если дети воспитываются в семье, которая регулярно ходит в церковь, в конце концов ребенок, конечно, вера в существование Бога.

Но мы также обнаружили, и это то, что мы находим как в Соединенных Штатах, так и в других странах, что ребенок верит в научные и религиозные образования, но, во всяком случае, они выражают немного больше уверенности в существования научных образований, чем религиозных образований.

Итак, если вы спросите их, насколько они уверены в существовании микробов, они ответят: «О, я действительно в этом уверен. Они определенно существуют». «Вы видели один?» «Нет, я никогда не видел». — Ты знаешь, как они выглядят? — Нет, я не знаю, как они выглядят. — Но вы уверены, что они существуют? — Да, я уверен, что они существуют.

С другой стороны, если вы зададите те же вопросы о религиозных явлениях, будь то душа, Бог или что-то еще, дети достаточно уверены в том, что эти вещи существуют, но не так, как в отношении научных сущностей. И наша интерпретация этого заключается в том, что родители тонкими способами сигнализируют своим детям, что теперь мы движемся в другую сферу, мы движемся в сферу религии. И говорят об этом, например, с чуть меньшей уверенностью, иногда подчеркивая факт словами: «Ну, наша семья верит в то-то и то-то».

Но родитель не сказал бы, говоря об атомах или вирусах, родитель не сказал бы: «Ну, в нашей семье мы верим в то-то и то-то». Таким образом, дети довольно рано улавливают это различие между, так сказать, хорошо установленными научными явлениями и религиозными явлениями, которые некоторые люди, конечно, хотели бы назвать также хорошо установленными. Но, тем не менее, наши данные говорят о том, что в умах взрослых есть определенность или неуверенность, и они передают это своим детям.

Джилл Андерсон: И это так увлекательно, потому что дети могут это уловить.

Пол Харрис: Верно. У детей очень хорошая антенна в отношении уверенности и определенности, с которой им что-то говорят.

Джилл Андерсон: Это довольно интересно. Это похоже на то, что они не просто сразу верят тому, что им говорят. Есть некоторый скептицизм.

Пол Харрис: Верно. Мы видим это по-другому. Таким образом, дети очень хорошо понимают, кто является более надежным информатором, а кто менее надежным. Даже при очень коротком знакомстве они могут уловить кого-то, кто говорит вещи, которые, как оказалось, не соответствуют действительности, и они будут помнить это некоторое время спустя. Итак, это важное направление работы, которым занимались я и другие, то, что мы называем избирательным доверием.

Таким образом, представление о том, что маленькие дети доверчивы ко всем приходящим и ко всем сообщениям, просто ошибочно. Дети удивительно проницательны в различении различных источников информации и, как я уже говорил ранее, в некоторой степени различают различные типы сообщений.

Джилл Андерсон: Мне интересно, куда мы пойдем дальше с такими знаниями. Есть ли способ взять часть этого и использовать эту информацию в классе или в качестве родителя?

Пол Харрис:  Что ж, одна из областей, в которой, как мне кажется, может быть надежда и возможности для мира образования, — это понятие мысленных экспериментов. Так что просто подробнее об этом немного. Так что, как я упоминал ранее, когда я говорил даже о двухлетках, двухлетки могут легко представить, что происходит, когда пустой чайник наклоняют. Ребенок может визуализировать, так сказать, чай, льющийся в чашку, и делает вид, что пьет чай.

Итак, в мире дошкольного образования традиционно большое внимание уделялось тому, как дети учатся на собственном опыте. Они должны прикасаться и наблюдать, и это научит их тому, как устроен мир. Но я бы сказал, что это недооценивает возможность детей учиться, просто используя свое воображение и думая о том, что произойдет. Итак, позвольте мне привести вам конкретный пример того, как мы провели мини-интервенцию.

Итак, если вы возьмете детей в возрасте около трех лет и подадите им пару пробирок, перекрещенных крест-накрест, и бросите мяч на верх одной из пробирок, мы как взрослые понимают, что он упадет по диагонали, а выйдет, так сказать, с другой стороны. Но если вы попросите ребенка попытаться поймать мяч, он положит руку прямо под точку входа.

Итак, вместо того, чтобы идти, так сказать, по диагонали, они кладут руку под точку, в которую вы вставили мяч. Итак, почему они это делают? Что ж, в девяти случаях из 10, когда вы что-то роняете, гравитация гарантирует, что это падает вертикально. Он не падает по диагонали. То, что дети делают в этой маленькой установке, снова воплощают в жизнь свое понимание мира.
Но, конечно, в этом случае их понимание реальности немного ограничено, потому что они не учитывают тот факт, что траектория этого мяча внутри трубы ограничена стенками трубы. Однако также верно и то, что особенно в возрасте двух и трех лет дети очень хорошо понимают, что один твердый объект не может на самом деле пройти через другой. Он будет заблокирован. Мяч, который ударяется о стену, не проходит через стену, он удерживается стеной.

Итак, теперь, собрав все это воедино, мы попросили детей, так как мы кладем мяч прямо в верхнюю часть трубки, прежде чем выпустить его, мы можем попросить ребенка остановиться и подумать, попытаться представить, что будет с мячом. И мы обнаруживаем, что как только мы это сделаем, ребенок с меньшей вероятностью совершит эту гравитационную ошибку, с большей вероятностью поймет, что мяч будет двигаться по диагонали вниз по трубе, в которую вы его бросите. Таким образом, вам нужно положить руку на левую или правую сторону, в зависимости от того, какую диагональ вы выбрали.

Итак, это очень простая и простая иллюстрация того, как способность ребенка к использованию своего воображения может научить его кое-чему о том, как устроен мир, а именно в этом случае, что, хотя гравитация является очень могущественной силой, она может быть ограничены другой силой, о которой они уже знают, а именно плотностью трубы, внутри которой движется мяч.
Теперь я подчеркиваю мысленные эксперименты, потому что если вы оглянетесь назад на историю науки или историю философии, мысленные эксперименты, размышления о том, что может произойти, если вы сделаете то-то и то-то, и поймете, что то, о чем вы на самом деле не думали, быть осторожным, так что вам действительно нужно пересмотреть свой концептуальный аппарат, который был очень мощным двигателем в развитии науки и в развитии философии.

Как известно, Галилей попросил [неразборчиво 00:26:05] подумать о двух разных объектах разного веса, соединенных вместе желтком, и о том, как быстро они упадут, и использовать это как убедительный аргумент в отношении воздействия гравитации.

Так вот, в образовательной системе идея о том, что дети могут быть маленькими Галилеями, никогда не принимается во внимание, в то время как я говорю, что нет, их воображение достаточно хорошо, достаточно ли ограничена реальностью, чтобы помочь им продумывать ситуации, которые, возможно, первый сайт делает ложные выводы о. Но если бы они предприняли более продолжительное, тщательное и образное размышление, они бы поняли, что должны пересмотреть свое отношение к этому. И действительно, это то, что мы обнаружили в ходе исследования трубки, которое я только что описал. Итак, вот быстрый пример потенциала детского воображения, который можно развернуть в классе.

Джилл Андерсон:  Мы немного поговорили о том, как мы… Это считалось негативным явлением, воображением, а потом оно пошло как бы в другом направлении. Мы много склоняемся к притворной игре и воображаемой игре, но не к той области, о которой вы только что говорите, а именно к мысленному эксперименту.

Пол Харрис: Да.

Джилл Андерсон: И мы действительно можем по-другому использовать воображение как родители, как педагоги, чтобы помочь детям узнать о вещах.

Пол Харрис: Я и сам не смог бы лучше выразиться.

Джилл Андерсон:  Почему вы сказали, что это так важно делать даже дома?

Пол Харрис:  Конечно, в некотором смысле есть и практическая польза. Мы можем заставить детей думать о том, как устроен мир, более точно. Так что в некотором смысле это средство обучения, но я также могу сказать, что, поскольку мы видим, как дети участвуют в притворной игре, по большей части это то, что им нравится. И все же, как только мы отойдем от дошкольного учреждения, где, конечно же, ценится притворная игра, и перейдем к классной комнате, идея состоит в том, что дети могут учиться, просто тренируя свое воображение, что редко используется.

И все же во многих отношениях я думаю, что детям было бы приятно сидеть и думать о мире. Я привел пример, основанный, так сказать, на наивной физике. Но мы также можем представить детей, которым предлагается подумать о взрослении в другом месте, рождении в другой семье, принадлежности к другому сообществу, и обдумывание последствий того, какой была бы их система ценностей, если бы они родились в другом месте, в другое время, в другой стране или где-то еще.

Так что я думаю, что это не просто инструмент, который можно было бы ограничить физическим или неодушевленным миром. Это также инструмент, который можно использовать или использовать в размышлениях ребенка о социальном человеческом мире.

Джилл Андерсон: Пол Харрис — специалист по психологии развития и профессор Гарвардской высшей школы образования. Его последняя книга — « Детская психология и 12 вопросов ». Я Джилл Андерсон. Это Harvard EdCast, подготовленный Гарвардской высшей школой образования. Спасибо за внимание.

Почему игра с воображением важна для развития вашего ребенка

Фото: Busy Bees on Maroochy

«Каждый ребенок рождается наделенным ярким воображением» – Walt Disney

Нет ничего лучше, чем магия детской фантазии.

Где прогулка по пляжу превращается в охоту за пиратскими сокровищами, кровать превращается в парусную лодку, окруженную голодными акулами в океане, палатка на заднем дворе превращается в величественный дворец, достойный принца или принцессы, а качели на открытом воздухе превращают ребенок в летающего супергероя.

Сценарии ролевой игры могут создать для детей забавный и уникальный опыт свободной игры в особом мире, состоящем из бесконечных возможностей. Хотя некоторые могут считать эти моменты просто «временем для игр», исследования показали, что творческие и социодраматические игры важны для развития ребенка и могут помочь детям укрепить свои социальные навыки и личность.

«Игра дает детям возможность учиться, когда они открывают, создают, импровизируют и воображают. Погружение детей в игру показывает, как игра позволяет им просто получать удовольствие от жизни» —  Early Years Learning Framework, стр. 17, ACECQA

Игру с воображением можно описать как ролевую игру, в которой ребенок использует свое воображение, основанное на предыдущих знаниях и опыте, для изучения новых идей, материалов и сценариев. Во время творческой игры дети могут быть разными персонажами, превращать материалы в новые объекты или попадать в новый мир, создавая свои собственные истории.

Фото: Busy Bees at Bellmere

Социодраматическая игра — это игра, в которой дети участвуют в творческой игре. Как Э.П. Фишер предложил в 1992, социодраматическая игра может помочь детям развить когнитивный язык и социально-эмоциональное функционирование.

Растущее количество исследований показывает, что дети, которые участвуют в творческих играх, с большей вероятностью будут творчески мыслить в будущем. Многие исследования показали, что дети, которые проявляли больше воображения и эмоций в своей игре, в целом лучше мыслили дивергентно, что связано с более высокими способностями к творческому мышлению.

Важность воображения и творчества уже давно поощрялась на протяжении всей истории такими людьми, как Уолт Дисней, Альберт Эйнштейн и Леонардо да Винчи, и это лишь некоторые из них. Известный русский психолог Лев Выготский считал игру воображения «ведущим фактором развития» и считал, что воображение создает действие.

Лев Выготский сказал: «Величайшие достижения ребенка возможны в игре, достижения, которые завтра станут для него основным уровнем реальных действий». Его работа и выводы о воображении и творчестве повлияли на дошкольное образование как в Австралии, так и за рубежом.

Австралийская система обучения детей младшего возраста  является ключевым компонентом Национальной системы качества образования и ухода за детьми младшего возраста. Он предлагает концепцию, согласно которой «все дети получают опыт обучения, который увлекателен и способствует успеху в жизни», и признает важность воображения и творчества, чтобы помочь детям стать уверенными и вовлеченными учениками.

В Busy Bees Australia мы ценим уникальные интересы и идеи каждого ребенка, и наши педагоги поощряют детей использовать свое любопытство, творчество, интуицию и воображение, чтобы помочь им импровизировать так, чтобы это соответствовало времени, месту и контексту их обучения. Это дает детям возможность исследовать, решать проблемы, создавать и обучать в безопасной среде.

Наши преподаватели также поощряют использование «Игры со свободными частями» и открытых материалов для поддержки творчества и творческих игр в рамках наших Услуг. Ключевым моментом является предоставление открытых материалов, которые не ограничивают воображение ребенка и дают возможность исследовать его собственные интересы. Например, переработанный ящик может стать гаражом для автомобилей, палка может стать палочкой, а шарф может стать банданой для ниндзя. Консультант по раннему обучению Аластер Брайс-Клегг предлагает свои идеи о «деконструированной ролевой игре», которая также поощряется в Busy Bees и опирается на собственный опыт ребенка, чтобы стимулировать игру в пространстве, где материалы могут быть любыми⁠ — возможности безграничны и уникальным для каждого ребенка.

Технологии, устройства и игры на экране занимают все больше времени в нашем современном мире, поэтому иногда бывает трудно заставить детей наслаждаться основами «игры».

Добавить комментарий