Решение конфликтов в школе: Вопросы психологии | ИнтернетУрок

Позитивное решение конфликта в семье и школе

«Ссоры не продолжались бы так долго, если бы виновата была только одна сторона».
Ф. Ларошфуко

Как только слышишь слово конфликт, сразу же возникает ощущение противоборства. Кто с кем и за что будет бороться, а значит конфликтовать? Мы знаем, что конфликты бывают политические, финансовые, экологические, духовные, психологические. Конфликты бывают военные, которые предполагают способ разрешения возникших социальных противоречий с использованием вооружённых сил. Мне бы хотелось поговорить о конфликтах, которые возникают иногда на пустом месте и не требуют к своему решению подключение каких- то серьёзных правовых организаций. Это конфликты между детьми и родителями, между учителями и учениками. Это те конфликты, которые портят жизнь, разрушают межличностные отношения, мешают учиться, влияют на формирование характера ребёнка. С конфликтом необходимо бороться. Только как? Существуют ли какие — то правила, по которым идёт эта борьба.

Есть ли правые и виноватые в конфликте, может ли родитель или учитель считать себя победителем. Ну, сначала о самых родных людях – родителях и детях. Кажется, какие конфликты могут быть между теми, кто любит друг друга? Бывают, да ещё какие! Все родители любят своих детей, только любят по-разному.

Прежде чем давать советы родителям и учителям мне хотелось бы выделить ключевое слово в проблеме, которую мы хотим рассмотреть. Это слово КОНФЛИКТ (confliktus) – столкновение разнонаправленных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов, выраженных в обострённой, жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо не совпадение интересов, желаний. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Способами разрешения конфликта могут быть проявление эмпатии, «третейского судьи», ультиматум, подавление, шутка, компромисс. Конфликт рождается не на пустом месте и часто не является конфликтом , может разрешиться очень быстро если удаётся использовать самый лучший способ — это свести всё к шутке, снять эмоциональное напряжение.

Есть факторы, обуславливающие возникновение конфликтов:

  1. Столкновение интересов и потребностей;
  2. Ожидания и возможности;
  3. Иррациональность;
  4. Отчуждение личности.

Возникновение межличностных конфликтов объясняется индивидуальными особенностями характеров. Дети воспринимают всё эмоционально. Маленькие более, старшие менее, но всё равно эмоционально. Взрослые, критически мысля, всё просчитывают вперёд – рационально.

Способы разрешение конфликта:

  1. Силой;
  2. Через компромисс;
  3. Уход от конфликта.

В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся.

В воспитании нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают учащиеся в процессе своего личностного развития. Это развитие требует от них большого физического и нервно – психического напряжения, причём напряжение это усугубляется тем, что им не только постоянно необходимо овладевать новыми способами деятельности, но и зачастую изменять и совершенствовать сложившиеся стереотипы поведения. Естественно одни учащиеся эти трудности и неудачи преодолевают сравнительно легко, других они приводят к срывам и неудачам. Если эти срывы и неудачи повторяются и приобретают определённую устойчивость, то ожидание радости успехов сменяется разочарованием, что, как правило, ведёт к пассивности учащихся и психологическому дискомфорту. Указанный дискомфорт может усиливаться, если вместо помощи учащийся, как это иногда встречается, подвергается различным проработкам, упрёкам. Нельзя в этом случае не усматривать определённого смысла в том народном изречении, которое гласит: «предположить порок- значит, создать его».

П.П. Блонский считал, что в этих случаях нужно бороться не с учеником, имеющим недостатки, а вместе с учеником бороться против его недостатков. Ну, например, если ученик, отстаёт по каким – либо предметам, нет смысла читать ему мораль, нужно просто оказать ему конкретную помощь учителя. Что бы он мог исправить плохую оценку, а самое главное хорошо подготовится к уроку. Дать ему почувствовать успех, пережить радость от хорошего ответа на уроке, укрепить чувство собственного достоинства.

В конфликте необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Дух школы определяется стилем отношений учителей и учеников. Но этот стиль не возникает сам по себе. Его нужно целенаправленно формировать, так как трудно представить педагогический коллектив, где все педагоги были бы спокойные, доброжелательные люди. Научные исследования подтверждают тот факт, что через 15-20лет работы в школе у учителя наступает «профессиональное выгорание». К сожалению, очень часто отношение учителя к ученику определяется успехами в учении, а к учителю со стороны учеников тем, как он преподаёт.

Вот в этом и кроется самая главная проблема конфликтов, которые возникают между учителем и учеником. Учителю необходимо научиться смотреть на ученика в другом ракурсе, «другими глазами» Л.Г.Федоренко в своей книге «Толерантность в общеобразовательной школе» высказала замечательную фразу «Школы хороши лишь настолько насколько хороши в них учителя.»

Как часто, вместо того чтобы внимательно выслушать ученика, учитель может прервать его и начать высказывать критические замечания. Вместо благожелательного отношения к себе ученик слышит осуждение, критику, к сожалению, учитель может позволить себе обозвать ученика. Всё это создаёт конфликтную ситуацию. Поведение учителя многое говорит ученикам о том, как на самом деле относится к ним учитель. А для ученика очень важна улыбка учителя, одобряющий взгляд. Можно сказать учителям «Поступайте так или иначе», но ведь на каждый случай совет предусмотреть нельзя. Хочу только дать один совет, из практики работы, который будет пригоден при любом конфликте между учителем и учеником.

Учитель не дай возможности развиться конфликту, погаси его сразу — же мирным путём! Но обязательно разберись в побудительных причинах зарождения конфликта.

Учитель, обязательно изучай законы тех психических явлений, которыми ты хочешь управлять и поступай согласно этим законам.
Заканчивая свою статью, я хотела бы привести слова С.Т.Шацкого: « ….Лучшее средство в деле воспитания – это дать проявиться в душе ребёнка, какому – нибудь хорошему чувству, и, смотря по силе этого проявления, на душе тогда останется более или менее глубокий след, память о пережитом, которая направляет волю. Пусть узнают дети про себя, как они могут быть честны, искренни, благородны, просты, добры, деятельны… Пусть они запомнят хорошее движение своей натуры и станут верить себе. Это очень важно».

Л.П. Фомина

как службы примирения помогают ученикам решать конфликты / Новости города / Сайт Москвы

Образование

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Для разрешения конфликтов в столичных школах применяют современные психологические методы. Они помогают участникам слышать друг друга и договариваться.

Конфликты со сверстниками — неотъемлемая часть взросления. Нередко они возникают в школах, где дети и подростки только учатся общаться и отстаивать свои границы.

Чтобы помочь подрастающему поколению, их родителям и учителям сохранить комфортную учебную атмосферу, в Москве основали школьные службы примирения. Рассказываем, как они работают и какие конфликты уже помогли решить.

Быть услышанным

Сегодня службы примирения создаются в 400 школах столицы. А в будущем такие службы будут открыты во всех школах Москвы. Разрешать споры сторонам конфликта помогают волонтеры — учителя, сами ученики старше 14 лет. При этом каждую команду возглавляет учитель-куратор.

Чтобы присоединиться к службе примирения, нужно пройти обучение на базе Городского психолого-педагогического центра, который курирует проект. Там участники узнают, как правильно решать конфликты и что для этого необходимо. Обучение уже прошли свыше тысячи человек.

«Главная задача служб примирения — сформировать в школах психологически безопасную среду. Для этого применяется восстановительный подход, в основе которого уважительное отношение к участникам конфликта. Он позволяет каждому высказаться и предложить свой выход из ситуации», — отмечает Нина Середенко, заместитель директора Городского психолого-педагогического центра.

В конфликтной ситуации волонтеры сначала встречаются с каждым из ее участников отдельно, а затем собирают их вместе, чтобы помочь обсудить разногласия и прийти к решению. Если сразу достичь согласия не удалось, участники составляют соглашение. В нем указывают, что и в какой срок готовы сделать для прекращения вражды и устранения ущерба, например в виде порванной рубашки или сломанного циркуля. Спустя время медиатор проверяет, все ли пункты соглашения выполнены и удалось ли сторонам помириться.

За помощью в службу примирения могут обратиться все: и ученики, и их родители, и даже учителя. Запросы могут быть разными: например, между детьми произошла ссора или драка или школьник почувствовал предвзятое отношение со стороны учителя. Иногда в спорах участвуют и родители, в этом случае их также приглашают на обсуждение.

Мир, дружба, медиация

О том, как важно вовремя решать школьные конфликты, рассказывает ученица десятого класса Антонина Земерева, волонтер-медиатор службы примирения Московского государственного образовательного комплекса (МГОК). Уже три года она помогает детям и подросткам находить компромисс в любой ситуации.

«Задача волонтеров — не просто помирить враждующих, но и предотвратить дальнейшие конфликты. Поэтому мы собираем детей вместе и стараемся найти причину ссоры, а потом устранить ее. При этом мы не навязываем свое мнение, а помогаем ребятам самостоятельно прийти к компромиссу», — рассказывает Антонина Земерева.

Чаще всего волонтеры МГОК работают со школьниками: разрешают споры, ликвидируют противоречия. Чтобы помочь детям решить конфликт, они задают наводящие вопросы и внимательно следят за ответами. При необходимости претензии записывают, а затем просят участников предложить свое решение проблемы. Принудительно мириться детей не заставляют, ведь в этом деле важно желание каждого.

На счету у Антонины уже шесть удачно разрешенных споров. Чаще всего причиной разногласий становились разные интересы. Один такой случай школьница запомнила особенно: два одноклассника поссорились из-за компьютерной игры и не могли поделить совместный аккаунт. Они таили друг на друга обиду и постоянно ругались, нарушая дисциплину на уроках. В службу обратился их классный руководитель. После долгого обсуждения дети пришли к компромиссу, а спустя время даже подружились.

Антонина уверена: благодаря службе примирения ученики стали дружнее и сплоченнее, а серьезные ссоры случаются все реже. В этом есть и заслуга волонтеров: они не только разрешают, но и предотвращают конфликты, организуя профилактические мероприятия.

Так, службе примирения МГОК уже не первый год помогает волонтер-медиатор Ангелина Белякова. Семиклассница проводит беседы с младшеклассниками и помогает следить за атмосферой в школе.

«Для профилактики конфликтов у нас активно развивается школьная медиация. Это не только работа в рамках службы, но и, например, выступления с презентациями. Мы рассказываем детям, почему важно уважать друг друга, как вести себя в споре и что делать, если кого-то в классе регулярно обижают. Недавно я говорила о проблеме буллинга», — рассказывает семиклассница.

Ангелина считает, что такие знания пригодятся даже самому юному школьнику. И чем раньше ученик узнает, как себя вести, тем комфортнее и дружелюбнее будут его школьные будни.

Большой вопрос для маленькой компании

Почти все о детских конфликтах знают и в школе № 625. Там уже 10 лет все спорные ситуации разрешают с помощью восстановительного подхода. Изначально мириться ученикам помогали старшеклассники под руководством кураторов в рамках ученического самоуправления. Сегодня в местную службу примирения входят 12 школьников-волонтеров и свыше 35 учителей-медиаторов. В будущем к работе планируют привлечь и активных родителей.

За помощью к медиаторам чаще обращаются ученики средних классов, отмечает Мария Королева, педагог-куратор службы примирения школы № 625. Они просят разобрать недопонимания, связанные с баловством и установлением личных границ.

«В службе всегда выслушают и обязательно помогут. Здесь можно поделиться страхами и тревогами, найти мотивацию и новых друзей», — подчеркивает Мария Королева.

Для разрешения конфликтов в службе школы № 625 используют разные техники. Больше всего ученикам нравится так называемый символ слова. Это предмет, который дети и подростки передают друг другу в процессе обсуждения. Тот, кто держит его в руках, может делиться своим мнением и не бояться, что его перебьют или не услышат. Символ слова обязывает остальных уважать говорящего. У Марии Королевой, например, таким предметом стал плюшевый медведь.

Мирить поссорившихся педагогу-куратору помогает еще один атрибут — маркерная доска или лист ватмана. На ней Мария записывает все, что объединяет школьников. Особенно полезным это становится, если поссорилась группа детей. Тогда они по очереди рассказывают о своих интересах, чувствах и ожиданиях, а их ответы фиксируют на доске. В завершение встречи школьники могут увидеть, что ответы повторяются, а значит, их интересы совпадают. Это позволяет не только помирить, но и подружить членов группы.

Самый важный результат

О службе примирения с удовольствием рассказывают и те, кому однажды понадобилась ее помощь. Своей историей поделился девятиклассник Максим Красов из школы № 1363.

Несколько месяцев назад мальчик сильно поссорился с соседом по парте. Дело даже дошло до драки. Причиной стало простое замечание, которое Максим адресовал юноше. Перепалку прекратили одноклассники, но найти общий язык им так и не удалось, поэтому они решили обратиться в службу примирения.

«Это был первый раз, когда я обратился в службу. Мне казалось, что здесь нам точно помогут и конфликт обязательно разрешится. Так и получилось. Мы проговорили все то, что волновало, принесли друг другу извинения и пообещали, что подобное больше не повторится. В тот момент я чувствовал себя безопасно и легко, ведь между нами больше не было негатива», — рассказывает Максим Красов.

С одноклассником Максим, как и пообещал, больше не ссорился. Обращение в службу позволило ему убедиться, что самое главное в общении — уважение. Теперь он точно знает, как строить диалог и что делать, если кто-то ведет себя грубо.

Новые службы в школах помогут разрешить непростые ситуации между учениками, педагогами и родителями

Теги

поддержка школьники Городской психолого-педагогический центр конфликты службы примирения

Сферы

Образование,  Социальная сфера

Департаменты

Департамент образования и науки города Москвы

Все новости

Разрешение конфликтов для Elementery — консультирование по вопросам светлого будущего

После полуторагодичного перерыва в очном обучении многие учащиеся больше всего борются с разрешением конфликтов. Конечно, мы ожидали, что детям будет трудно заводить друзей и общаться, но, возможно, мы упустили из виду важность самостоятельного разрешения конфликтов.

Учитывая, что мы сейчас во втором семестре учебного года, надеюсь, ваши дети завели несколько крепких дружеских отношений. Но с новой дружбой приходят новые конфликты и необходимость научить студентов эффективно справляться с ними. Хотя разрешению конфликтов необходимо обучать и моделировать в явном виде, есть ряд других навыков, которые необходимо сначала развить.

  1. Научите учащихся определять и понимать свои эмоции 

Многие учащиеся не умеют разрешать конфликты просто потому, что они не могут понять, что может чувствовать другой человек или как их действия могут повлиять на другого человека. Когда учащиеся смогут обрабатывать и обозначать свои эмоции, они медленно, но верно смогут делать то же самое по отношению к окружающим. Мне нравится использовать этот бесплатный плакат «Проверка чувств» во всех трех случаях школьного консультирования. Якорные диаграммы чувств также отлично подходят для того, чтобы помочь учащимся понять, как выглядит, звучит и ощущается эмоция. Это упражнение помогает им понять, что у каждого из нас может быть разная эмоциональная реакция на одни и те же раздражители, и поэтому крайне важно понимать, что даже во время конфликта каждый вовлеченный человек может чувствовать себя по-разному и, следовательно, реагировать соответственно. Разрешение конфликтов требует признания этих различий и все же попыток найти компромисс.

2. Обучайте принятию точки зрения

Как только мои дети научатся определять свои чувства и чувства других, я люблю, когда они говорят о том, почему мы испытываем эти разные чувства. Мы говорим о съемке перспективы и визуальных средствах оптической иллюзии, таких как «утка или кролик» или «ваза или лица» — упражнения, которые я использую, чтобы донести суть. Вот когда учащимся важно увидеть, что у другого человека могут быть разные или противоречивые чувства/поведение, и это не обязательно означает, что один неправ, а другой прав. Затем это приводит к естественной дискуссии о разрешении конфликта.

3. Разговор о масштабе проблемы и реакции

Теперь, когда ваши ученики способны распознавать эмоции и понимать, что для каждого человека нормально иметь свою точку зрения/чувства в отношении ситуации, следующим шагом будет обеспечение что они способны хорошо управлять своими эмоциями. Помощь учащимся в определении масштаба их проблемы является важной частью саморегуляции и первым шагом к тому, чтобы заставить их правильно реагировать на жизненные трудности, включая конфликты. Способность рассматривать проблемы в перспективе поможет учащимся как в классе, так и за его пределами. Некоторые из моих любимых занятий, которые можно использовать с детьми для обучения этой теме, включают этот набор из 9. Как только учащиеся лучше усвоят, как классифицировать свои проблемы/конфликты как мелкие, малые, средние и большие и реагировать соответствующим образом, явное обучение стратегиям разрешения конфликтов не будет такой геркулесовой задачей.

4. Обращение к разрешению конфликтов в явном виде

Как и большинству других навыков, разрешению конфликтов необходимо обучать и моделировать в явном виде. И хорошая новость заключается в том, что есть множество интересных способов сделать это. Я склонен использовать их комбинацию в зависимости от ситуации и вовлеченных студентов. Вот мои типичные рекомендации: 

Я-высказывания: Один из самых ценных уроков для всей школы, который я преподаю, касается использования Я-высказываний. Я думаю, что для студентов очень важно уметь выражать свои чувства, почему они так себя чувствуют и что они хотели бы, чтобы другой человек сделал по-другому в следующий раз. Эта настольная игра I-Statements очень удобна и интересна. Я также считаю, что очень полезно научить детей правильно извиняться.

Выбор Келсо: Предоставление детям выбора помогает им лучше контролировать ситуацию. Когда дело доходит до разрешения конфликтов, я клянусь Kelso’s Choices, ведущим инструментом для обучения навыкам управления конфликтами для детей начальной школы. Лягушка Келсо — это веселый и увлекательный способ для детей научиться управлять конфликтами, а колесо выбора Келсо, в котором есть 9 стратегий разрешения конфликтов на выбор, также учит детей различать большие проблемы и маленькие проблемы. Я люблю показывать это забавное видео, под которое дети тоже могут читать рэп! (Чтобы узнать больше о школьных консультациях, посмотрите этот пост!)

Ролевые игры: Если вашим детям нравятся шарады, то ролевые игры — это интересный способ научить разрешать конфликты, особенно в условиях уровня 1 или уровня 2. Назначьте учащимся конфликтные сценарии, которые они должны решить, и дайте положительную обратную связь по ходу дела.

Игры: Подобно тому, как пульт дистанционного управления может приостановить воспроизведение фильма, остановка для приостановки и обдумывания решения является полезным способом разрешения конфликтов и предотвращения проблем. Эта игра «Пауза и решение» — отличное место для начала. Мне также нравится использовать эти карточки для размышлений о разрешении конфликтов, которые вы можете получить бесплатно.

Группы: Каждый год, когда я рассылаю Форму оценки потребностей, почти всегда оказывается много детей, которым нужна дополнительная помощь в решении проблем и разрешении конфликтов. Именно тогда я вывожу эту 8-недельную группу по разрешению конфликтов, которая помогает студентам попрактиковаться в том, чтобы быть миротворцами, а не «пиратами». Учащиеся узнают, как разрешать конфликты и как применять стратегии разрешения конфликтов в своих дружеских отношениях как в классе, так и за его пределами.

Каковы ваши любимые способы обучения разрешению конфликтов? Дай мне знать в комментариях.

Рэйчел Дэвис Комментарий

0 лайков

Страница не найдена – разрешение конфликтов Education Connection

Приносим свои извинения за отсутствующий контент.

Добавить комментарий